proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Защита авторских прав
  Агентство  ПРоАтом. 26 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
Новинка!

Вышла в свет книга Вадима Подольного « Архитектура высоконагруженных систем. Системы сбора информации, распределенные системы управления, системы реального времени».
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[17/05/2022]     О контроле квалификации оператора, управляющего потенциально опасным объектом

М.В.Костына, капитан 1 ранга, к.т.н, Д.Э.Михайлов, капитан 1 ранга, Н.Я.Щербина, капитан 1 ранга, д.т.н.

По определению квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Компетенция в свою очередь – это интегральная характеристика результатов образования, характеризующая потенциальную способность выпускника использовать полученные знания, умения, практический опыт в дальнейшей профессиональной и общественной деятельности.



По определению квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Компетенция в свою очередь – это интегральная характеристика результатов образования, характеризующая потенциальную способность выпускника использовать полученные знания, умения, практический опыт в дальнейшей профессиональной и общественной деятельности. 

Стационарная и транспортная ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) представляет собой сложную потенциально-опасную в ядерном и радиационном отношении организационно-техническую систему, которая обслуживается лицами, прошедшими соответствующее обучение по установленной специальности: для корабля  - «Эксплуатация атомных энергетических установок кораблей», для стационарных ЯЭУ - по другим специальностям. Ответственность и дисциплина всех лиц, связанных с эксплуатацией и обслуживанием ЯЭУ должна соответствовать сложности  техники и требованиям по обеспечению ее безопасности. Тут как нигде важна квалификационная и психологическая  культура безопасности, при которой обеспечение безопасности объекта является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности  к контролю и самоконтролю. 

В общем виде основными элементами формирования  культуры безопасности эксплуатации  ЯЭУ являются:

- отбор, обучение, контроль подготовки операторов;

- персональная ответственность исполнителей и руководителей и за правильное выполнение предусмотренных процедур по допуску операторов к исполнению обязанностей; 

- разработка и соблюдение  требований НТД с учетом накапливаемого опыта; 

- знание оператором  степени влияния качества выполняемых им работ на безопасность ЯЭУ; 

- сознание тяжести возможных последствий от ошибочных действий, нарушений и неточного соблюдения требований нормативной, рабочей конструкторской, технологической и эксплуатационной документации и пр.

Опыт имевших место инцидентов и аварий должен быть предметом изучения и извлечения уроков. А весь персонал, организующий эксплуатацию и эксплуатирующий объекты с ЯЭУ, должен осознанно:

- владеть терминологией по безопасности ЯЭУ и физике ядерных реакторов;

- воспринимать ЯЭУ как источник специфической опасности;

- знать и представлять фундаментальные функции безопасности;

- знать параметры, характеризующие нормальную работу ЯЭУ;

- знать должностные обязанности в вопросах эксплуатации ЯЭУ и пр. 

В этой связи представляют несомненный интерес системы подготовки и контроля квалификации операторов  по управлению потенциально-опасными объектами в ядерном и радиационном отношении как транспортных (корабли ВМФ, ВМС зарубежных стран, суда гражданского флота),  так и стационарных ЯЭУ (АЭС) в стране и за рубежом.

Подготовка специалистов для эксплуатации стационарных ядерных энергетических установок

Подготовка инженерного персонала для подразделений потенциально-опасных объектов в ядерном и радиационном отношении осуществляется в 28 вузах страны по программам бакалавриата, специалитета и магистрата. Основные образовательные программы высшего образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, например, для квалификации инженер-физик по специальности:

- 14.05.01 «Ядерные реакторы и материалы», специализация 14.05.01_01 «Ядерные реакторы»;

- 14.05.02 «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг», специализация 14.05.02_01 «Проектирование и эксплуатация атомных станций». По структуре программа специалитета состоит из следующих элементов:

- Обязательные унифицированные дисциплинарные модули (Fundamentals);

- Профессиональные модули (Professional);

- Элективные модули мобильности;

- Модуль проектной деятельности (Project);

- Государственная итоговая аттестация – ГИА;

- Факультативные модули (дисциплины).

Срок освоения программ в очной форме обучения составляет 5,5 лет. Объём программы специалитета (трудоемкость ООП) составляет 330 зачетных единиц.

В АО «Концерн Росэнергоатом» успешно функционирует система подготовки, поддержания и повышения квалификации и психологического обеспечения персонала. Учебно-тренировочные подразделения (УТП) АЭС располагают учебно-материальной базой и инструкторским составом.

Для обучения и контроля знаний персонала АЭС в УТП применяются компьютерные обучающие системы, мультимедийные информационные системы, многофункциональные интерактивные и автоматизированные комплексы, разработаны учебно-методические документы. Подготовка на должность работников АЭС проводится по соответствующим программам и «Типовому перечню должностей работников АЭС» в целях получения профессиональных знаний и практических навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей и поддержания квалификации в процессе эксплуатации объектов.

Поддержание квалификации осуществляется ежегодно для всего персонала АЭС. Для оперативного персонала блочных щитов управления АЭС такой объем составляет не менее 96 часов, в том числе 40 часов практической подготовки на тренажерах. Для остальных категорий персонала станций объем обучения составляет не менее 20 часов.

Повышение квалификации персонала концерна проводится по двум направлениям:

- обучение  по профессионально-техническим компетенциям;

- развитие управленческих компетенций.

После аварии на Чернобыльской АЭС в разработку и изготовление современных технических средств обучения для подготовки операторов российских АЭС были инвестированы значительные средства. В итоге решена задача оснащения каждой площадки АЭС соответствующими тренажерами для подготовки операторов блочных пунктов управления (БПУ) для всех типов энергоблоков, эксплуатируемых в России. Количество и качество тренажеров соответствует объему задач, выполняемых оперативным персоналом БПУ.

Подготовка специалистов с квалификацией «инженер-механик» на суда и корабли с ЯЭУ, по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок», по программам специалитета осуществляется двумя вузами:

- Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ), Институт «Морская Академия» (ИМА) по специализации «Эксплуатация судовых ядерных энергетических установок» для ФГУП «Атомфлот», срок обучения 5,5 лет;

-Военный институт (военно-морской политехнический) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (ВМПИ), по специализации «Эксплуатация атомных энергетических установок кораблей» для ВМФ, срок обучения 5 лет.

 

О подготовке кадров для эксплуатации корабельных ЯЭУ ВМФ

Для того чтобы оператор КЯЭУ достиг необходимого уровня квалификации, обладал знаниями, умениями и навыками в соответствии с полученным образованием и с учетом требований должностных инструкций в ВМФ создана система поэтапного обучения.

Обучение – это  целенаправленный процесс  организации деятельности обучающихся, который способствует приобретению опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни,  развитию способностей по  формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Примерная структура  поэтапной системы обучения в ВМФ представлена на рис. 1.

Рис. 1. Примерная система поэтапного обучения личного состава ВМФ эксплуатирующего КЯЭУ

Этап № 1 Начальный

Обучение по специальности «Эксплуатация атомных энергетических установок» в вузе в течение 5-ти лет в рамках основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) «Эксплуатация судовых энергетических установок», специализации «Эксплуатация атомных энергетических установок кораблей», военной специальности «Эксплуатация атомных энергетических установок кораблей», достигает знаний, умений и навыков, обусловленных решением выпускниками задач профессиональной (военно-профессиональной) деятельности.

Этап № 2 Подготовительный

Подготовка для исполнения обязанностей по первичной должности в Учебных центрах ВМФ. На данном этапе оператор КЯЭУ  проходит обязательное 4-х месячное обучение в Учебных центрах ВМФ в рамках программы подготовки по специальности с учетом особенностей  эксплуатации КЯЭУ конкретного проекта корабля. Обучение оператора пульта управления ГЭУ ПЛА продолжается в два раза дольше, чем у остального личного состава экипажа.

Этап № 3 Основной

Прохождение обучения в составе экипажа в Учебных центрах ВМФ или в составе  соединения кораблей. Обучение проводится регулярно в течение всего трехгодичного цикла в соответствии с требованиями НТД ВМФ.

 

О подготовке кадров для эксплуатации ЯЭУ зарубежных стран

Обладателями кораблей и судов с ЯЭУ в эксплуатации  кроме РФ по состоянию   на 2014 г. являлись США (72+10 единиц, при общем числе построенных 223 ед.),  Великобритания (10, при общем числе построенных 29 ед.), Франция (10+1 и 17 ед. соответственно), Китай (10 и 11 ед. соответственно), суда Германии и Японии в единичном исполнении. Каждая страна со своей школой подготовки. Самый продолжительный опыт подготовки принадлежит ВМС США, которые, не исключено, в доступной форме копировали ВМС Великобритании и Франции и др.

В настоящее время в Военно-морской академии США (USNA) (Аннаполис, штат Мэриленд) и Академия береговой охраны США (USCGA) (в Нью-Лондоне, штат Коннектикут) нет жесткой единой программы обучения.  Учащиеся могут выбирать одну из 21 специализаций, среди которых близкими к эксплуатации ЯЭУ могут быть: Информатика; Электроинженерия; Инженерное дело; Информационные технологии; Машиностроение; Судостроение; Океанотехника; Физика; Системотехника.

Далее идут учебные  заведения, позволяющие повысить квалификацию офицерского состава по специальности в течение нескольких месяцев, например, в Нью-Лондоне  - школа подводников, в которой перед назначением на новую должность офицеры проходят переподготовку; Школа  ядерной энергетики (Nuclear Power School) – техническая школа ядерных операторов ВМС США в Гуз-Крике  для подготовки по вопросам эксплуатации  КЯЭУ и технического обслуживания надводных кораблей и подводных лодок в ядерном флоте США. NPS является центральным элементом системы подготовки ядерных операторов ВМС США. Она следует за начальной подготовкой в школе "А" в ядерной области (для рядовых операторов) или получением высшего образования (для офицеров-операторов) и завершается сертификацией в качестве оператора ядерной установки в одном из двух учебных подразделений ядерной энергетики ВМС Соединенных Штатов Nuclear Power Training Units (NPTU).

Выпускники Школы ядерной энергетики проходят дополнительные шесть месяцев обучения в Учебном подразделении ядерной энергетики (NPTU). После успешного завершения этапа обучения на вахте каждый оператор проходит Заключительную Устную комиссию, где ему проводится всесторонний устный экзамен по всем аспектам курсов обучения как NPS, так и NPTU. Экзамен обычно длится два-три часа. В дополнение к устному экзамену члены совета проводят проверку всех сертификационных документов, свидетельствующих об успешном выполнении студентом всех требований Программы.

Выпускники NPTU имеют квалификацию операторов ядерных установок, и большинство выпускников сразу же получают назначения для службы на подводных лодках и авианосцах флота.

Ретроспективный анализ многоуровневых систем подготовки и контроля квалификации операторов по допуску к управлению потенциально-опасными объектами в ядерном и радиационном отношении показал, что поэтапная подготовка и переподготовка, контроль квалификации из-за несогласованности программ имеет свои недостатки. Специалист, окончивший вуз на «отлично», на входном контроле следующего этапа может не подтвердить свою квалификацию, чего при  согласованности программ не должно быть. Требуется разработка метода оценки квалификации от этапа к этапу в едином ключе, чему для контроля квалификации может служить формализованное представление знаний, умений и навыков операторов ПУ по управлению КЯЭУ, подчиняясь логике и физике ее функционирования.

О  возможной не только качественной и количественной оценки квалификации оператора

Безаварийная эксплуатация потенциально-опасных объектов в ядерном и радиационном отношении, таких как АЭС и корабельная ЯЭУ, оператором пульта управления имеет некоторые отличия. АЭС большее время находятся в стационарном устойчивом режиме использования без широкого маневрирования мощностью, переходными режимами, редкими пусками и остановками, и сопутствующими им другими мероприятиями.

Корабельная транспортная ЯЭУ наоборот используется на переменных режимах работы, на разных глубинах и при разных температурах агрессивной морской среды. Возможны более частые вводы и выводы и пр., что требует высокой квалификации, умения принимать самостоятельно неожиданные решения по режиму использования для поддержания ЯЭУ в работоспособном состоянии. Объем и содержание управленческих задач оператора КЯЭУ, как для подготовки к этому роду деятельности, так и для контроля его квалификации, может быть представлен формализованным алгоритмом функционирования ЯЭУ,  представленным данными рис. 2.

Рис. 2. Формализованный алгоритм функционирования корабельной ЯЭУ

в составе дискретных  его составляющих:

А - по комплексной проверке ГЭУ перед вводом в действие;

Б - по окончательному приготовлению ГЭУ к действию;

В - по безошибочному расчету пускового положения КГ;

Г - по обеспечению функциональной проверки СУЗ;

Д - ввода ЯЭУ на МКУМ;

Е - разогрева и выхода в ТГ-режим;

Ж - работы на переменных мощностях и ходовых режимах;

З - перевода на сниженные параметры;

И - перевода на номинальные параметры;

К - работы в режиме ЕЦ;

Л - при срабатывании аварийной защиты;

М - по локализации и ликвидации проектных и запроектных аварий;

Н - вывода ГЭУ из действия;

О - расхолаживания;

П - приема и передачи вахты на ПУ управления ГЭУ и др.

Исследование и экспертиза многочисленных случаев аварий ЯЭУ на основе официальных документов (акты расследования, протоколы, приказы, технические информации, графические материалы и пр.), личное участие авторов в работе комиссий по их расследованию показывают, что любой сбой в работе ЯЭУ подчинен законам логики. Если возникают какие-нибудь сомнения в логичности того или иного сбоя, то это, прежде всего, результат недостатка информации. 

Знание оператором физики процессов, происходящих с ЯЭУ в нормальном эксплуатационном режиме (согласно представленных алгоритмов), предполагает исполнение им безошибочно положенных действий, исключающих возникновение аварийной ситуации с одной стороны, с другой стороны - позволяет осуществить контроль его квалификации, используя событийно-логический подход, методы математической логики и теории вероятностей.

Событийно-логический подход нашел применение в исследовании надежности, живучести и безопасности сложных организационно-технических систем, по технической составляющей шире, по человеческому фактору в системе «человек-машина» - не всегда. Приемы событийно-логического подхода, на взгляд авторов, вполне приемлемы для контроля квалификации оператора, рассматривая их как совокупность элементарных действий, изменяющих состояние корабельной ЯЭУ во времени или от события к событию. При этом состояние ЯЭУ с точки зрения ее безаварийности в целом однозначно определяется действиями по исполнению того или иного алгоритма (его составляющих элементов) в виде n - мерного вектора:

где      i - номер элементарного действия (события) алгоритма;

n - полное число элементов, элементарных действий по выполнению алгоритма;

Х - компонента вектора, характеризующая действие/бездействие оператора. Под ней понимается двоичная переменная (при х = 1 действие правильное, работает, реализовано в необходимой последовательности; при х = 0 не реализовано, не работает, опасно).

В общем случае возможны и промежуточные  состояния от 1 до 0.

Состояние выполнения требований алгоритма можно записать и в виде двоичной структурной функции вида:

S = f (Х1, Х2,…Хi,…Хn),

множество значений, которой, начиная от

f (1, 1,...1,...1)

и, кончая

f (0, 0,...0,...0),

образуют множество всех возможных состояний выполнения требований того или иного алгоритма.

ЯЭУ в процессе эксплуатации из состояния в состояние может переходить в результате отказов, действий/бездействий оператора. При определенных комбинациях отказов, действий/бездействий в выполнении требований алгоритма наступает отказ системы – аварийное событие.

Случайность, вероятностный характер событий отказов, действий/бездействий определяется показателями (параметрами, критериями) элементов системы и ее основных свойств. Таковыми могут быть, например, различные вероятностные показатели некоторых свойств корабельной ЯЭУ, как это представлено данными табл. 1.

Табл. 1. Вероятностные показатели свойств СОТС

Вероятностные показатели свойств ГЭУ

Надежность

Живучесть

Безопасность

Вероятность  отказа

Координатный закон поражения

Вероятность возникновения ядерной (технической, радиаци-онной) аварии

Вероятность безотказ-ной работы (безотказ-ного функционирова-ния)

Условный закон живучести (поражения)

Математическое ожидание потерь (ущерба) от аварии

Вероятность восстановления

Вероятность сохранения уровня функционирова-ния не ниже заданного

Вероятность повреждения активной зоны для ППУ

Вероятность безошибо-чных действий опера-тора и пр.

Минимальный уровень функционирования и др.

Индивидуальный смертельный риск и т.д.

 

Свойство надежности техники и человека в системе «человек-машина» проявляется при возникновении отказов, действий/бездействий. Свойство живучести проявляется при появлении отказов, вызванных экстраординарными внутренними и внешними воздействиями, нарушениями последовательности исполнения того или иного алгоритма управления ТС. Свойство безопасности, как правило, проявляются всегда – и при наличии обычных отказов технических средств, и при экстраординарных воздействиях, и при отсутствии отказов.

Система контроля квалификации, как правило,  -  это проверки знаний готовности к выполнению обязанностей по занимаемой должности, выполнению ПОР, знанию требований ЯБ, оцениваемая в виде зачета, зачета с оценкой, оценкой на экзамене и пр. Высшей формой контроля является сдача или подтверждение допуска к выполнению обязанностей по занимаемой должности, выполнению ПОР, знанию требований ЯБ.

Упрощенная структура системы  контроля  уровня подготовки личного состава  эксплуатирующего  КЯЭУ  ВМФ представлена на рис. 3.

Рис. 3. Упрощенная структура  системы  контроля уровня подготовки личного состава эксплуатирующего КЯЭУ  ВМФ 

Этап № 1

 На данном этапе проводится текущий и рубежный контроль, промежуточная аттестация по учебным дисциплинам в рамках основной профессиональной образовательной программы. После проведения корабельных практик и стажировок проводится контрольное занятие (зачет с оценкой) с целью выяснения уровня выполнения задания на практику (стажировку). Высшей формой контроля обучения по специальности «Эксплуатация атомных энергетических установок» является Государственная итоговая аттестация.

Этап № 2

 Данный этап можно условно разделить на 2 подэтапа.

1. Подготовка для исполнения обязанностей по первичной должности в Учебных центрах ВМФ. Контроль на этом этапе осуществляется по программам подготовки Учебного центра ВМФ.

2. Сдача экзаменов на допуск к выполнению обязанностей по занимаемой должности, выполнению ПОР, знанию требований ЯБ.

На этом этапе специалист по эксплуатации сдает зачеты на допуск к самостоятельному исполнению обязанностей по занимаемой должности и выполнению ПЯОР на корабле и сдает экзамен на допуск к выполнению обязанностей по занимаемой должности, выполнению ПОР, знанию требований ЯБ.

Контрольные вопросы в Учебных центрах ВМФ и в соединениях ВМФ могут не совпадать, так как нет требования полного соответствия программы подготовки Учебного центра ВМФ.

Этап № 3

 Основной. Сдача экзаменов на подтверждение допуска к выполнению обязанностей по занимаемой должности, выполнению ПОР, знанию требований ЯБ проводится не реже 1 раз в год, а также после перерыва в работе более шести месяцев. Допуск к выполнению функциональных обязанностей по занимаемой должности, а также к выполнению и руководству ПОР оформляется приказом командира корабля (воинской части, соединения) в установленном порядке.

Авторский метод количественной оценки квалификации оператора КЯЭУ

Существующая многоуровневая система контроля квалификации оператора корабельной ЯЭУ для определения его допуска к управлению ею, на взгляд авторов, архаична, требует модернизации на научной основе, используя для этой цели логику, математику, современные информационные технологии,  средства ЭВТ.  В основу модели количественной оценки квалификации оператора  должен быть положен алгоритм безаварийного функционирования корабельной ЯЭУ, определяющий во многом как качество эксплуатации, так и квалификацию оператора в результате выполнения им безошибочных действий по его составляющим. Формализованная структура безаварийного функционирования корабельной ЯЭУ как средство контроля квалификации оператора корабельной ЯЭУ на допуск к управлению ею представлена данными рис.1 и табл. 2.

Табл. 2. Формализованная структура безаварийного функционирования корабельной ЯЭУ как средство контроля квалификации оператора корабельной ЯЭУ на допуск к управлению ею

п/п

Алгоритм

Наименование алгоритма

Выполнение без ошибок элементов алгоритмов

Рбэ = Np.эл /Nэл

1

А

комплексной проверки ГЭУ перед вводом в действие

а1, а2, а3,   …  аn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

2

Б

окончательного приготовления ГЭУ к действию

б1, б2, б3,   …  бn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

3

В

безошибочного расчета пускового положения КГ

в1, в2, в3,   …  вn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

4

Г

обеспечения функциональной проверки СУЗ

г1, г2, г3,   …  гn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

5

Д

ввода ЯЭУ на МКУМ

д1, д2, д3,   …  дn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

6

Е

разогрева и выхода в ТГ-режим

е1, е2, е3,   …  еn

Рбэ = Np.эл /Nэл

7

Ж

работы на переменных мощностях и ходовых режимах

 ж1, ж2, ж3,… жn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

8

З

 перевода на сниженные параметры

з1, з2, з3,   …  зn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

9

И

 перевода на номинальные параметры

и1, и2, и3,   … аn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

10

К

работы в режиме ЕЦ

к1, к2, к3,   … кn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

11

Л

срабатывания аварийной защиты

л1, л2, л3,   …  лn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

12

М

локализации и ликвидации проектных и запроектных аварий

м1, м2, м3,   … аn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

13

Н

вывода ГЭУ из действия

н1, н2, н3,   … аn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

14

О

расхолаживания

о1, о2, о3,   …оn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

15

П

приема и передачи вахты на ПУ управления ГЭУ

п1, п2, п3,   …  пn,

Рбэ = Np.эл /Nэл

Каждый из указанных в табл. 2 алгоритмов А - П представляет собой набор действий, например, по алгоритму А - действия от Ха1 до Хаn. Для последующих алгоритмов, например, алгоритм  В – безошибочного расчета пускового положения компенсирующих групп с перечнем действий, выполняемых в строгой логической последовательности, отвечающей логике физического процесса, обеспечивающей безаварийную эксплуатацию корабельной ЯЭУ, представлен данными табл. 3.

Табл. 3. Действия по  алгоритму В - расчет пускового положения компенсирующих групп 

№ п/п

Усл.

обозн.

 

Наименование элементов алгоритма (действий оператора)

1

в1

Определение изменения запаса реактивности на момент настоящего пуска

2

в2

Определение энерговыработки на момент настоящего пуска

3

в3

Определение изменения запаса реактивности на момент настоящего пуска

4

в4

Определение средней мощности реактора за последние 30 часов работы

5

в5

Определение средней мощности реактора за последние 7 суток работы

6

в6

Определение величины изменения запаса реактивности, вызванное изменением энерговыработки (шлакованием и выгоранием ядерного топлива, а также выгоранием выгорающего поглотителя)

7

в7

Определение изменения запаса реактивности, обусловленное различием в нестационарном отравлении реактора самарием-149 при настоящем и предыдущем пуске

8

в8

Определение изменения запаса реактивности, обусловленное различием в стационарном отравлении реактора самарием-149 на момент настоящего и предыдущего пусков

9

в9

Определение изменения запаса реактивности, вызванное различием в средних температурах теплоносителя при настоящем и предыдущем пусках

10

в10

Определение полного изменения запаса реактивности на момент настоящего пуска по отношению к предыдущему пуску

11

в11

Определение критического положения органов компенсации реактивности при достаточной эффективности средней и периферийной компенсирующих групп

12

в12

Определение критического положения органов компенсации реактивности при недостаточной эффективности средней и периферийной компенсирующих групп

13

в13

Определение программы подъема КГ

Нарушение последовательности или правильности действий со стороны оператора по определению пускового положения КГ может, в конечном счете, привести к неверному результату, что связано с определенным риском нарушения функционирования ЯЭУ, причинением ущерба технике или причинением вреда здоровья в худшем случае. Количественная оценка квалификации оператора по выполнению элементов алгоритма В представляется  в виде относительной вероятности реализации элементов алгоритма В по выражению:

Рбэ = Np.эл /Nэл = Р=11/13 =0,85

и для наглядности гистограммой (рис. 4).

Рис. 4. Показатель квалификации оператора, подтверждающий знания, умения и навыки по выполнению требований алгоритма В в виде численного значения вероятности Р=11/13 =0,85

Результирующая оценка квалификации оператора с учетом модели алгоритма безаварийной эксплуатации корабельной ЯЭУ может быть определена по выражению в виде: 

Рбэ = [РА˄ РБ˄ РВ˄ РГ˄ РД˄ РЕ˄ РЖ˄ РЗ˄ РИ˄ РК˄ РЛ ˄ РМ˄ РН˄ РО˄ РП] = 1

где: Рбэвероятность безаварийной эксплуатации корабельной ЯЭУ;

РА - РПвероятность безошибочного выполнения алгоритмов А - П;

Правильное и последовательное выполнение того или иного действия, предписываемое моделью алгоритма в соответствии с логикой и физикой происходящих процессов при функционировании корабельной ЯЭУ, оценивается в целом Рбэ = 1. В ином случае при нарушении порядка и последовательности действий со стороны оператора по выполнению элементов алгоритмов (на примере алгоритма В) оценкой становится частное, как результат отношения количества реализованных элементов алгоритма Nрэ к их полному числу Nэл .

Любое нарушение со стороны оператора его действиями в исполнении требований того или иного алгоритма (объединенных коньюктивной зависимостью) приведет не только к снижению Рбэ, но и к возможному возникновению нештатной ситуации, препятствующей выполнению последующих действий.

Количественное значение вероятности безаварийной эксплуатации корабельной ЯЭУ Рбэ, определяемое таким образом при  выполнении оператором действий по реализации требований алгоритмов, обеспечивающих функционирование корабельной ЯЭУ, и есть оценка его квалификации.

На технике такая оплошность в нарушении логики действия при исполнении требований того или иного алгоритма недопустима и более того чревата возникновением нештатной ситуации, ведущей к развитию аварийного события.

В общем виде вероятность не перерастания нештатной ситуации в аварийное событие или аварию Ра по вине оператора можно оценить по выражению вида:

Ра = Рвас Ррас (1 - Рво пу гэу)

где:     Рвас - вероятность возникновения АС;

Ррас - вероятность ее развития;

Рво пу гэу - вероятность того, что АС будет локализована действиями оператора корабельной ЯЭУ;

Ра - вероятность аварии будет тем ниже, чем меньше значения Рвас (ошибочные действия отсутствуют Рвас = 1), тогда и развитию нет места Ррас = 1.

Вероятность возникновения аварийной ситуации Рвас определяется вероятностью проявления действия/бездействия оператора или отказа (табл.2).

Локализована аварийная ситуация может быть только при грамотных действиях оператора с вероятностью Рво пу гэу = 1.

Вероятность развития аварийной ситуации Ррас во многом зависит от принятия/не принятия должного решения. 

Вероятность принятия оператором правильного решения Рво пу гэу зависит только от его квалификации.

Задача оператора, подтверждающего квалификацию, подтвердить ее без сбоев и нарушений, руководствуясь знаниями, умениями и опытом, привести представленные в не упорядоченном виде действия по реализации алгоритма как это положено, то есть расставить их в приоритетном порядке в соответствии с требованиями НТД. Нарушение оператором последовательности действий при контроле квалификации хотя бы по выполнению одного действия приводит как минимум к не реализации двух пунктов алгоритма, что не опасно для процесса контроля, но чревато неприятностями на технике.

Такой контроль, используя современные информационные технологии, разрабатываемый для этой цели программно-аппаратный комплекс может существенно изменить и систему контроля, и уровень квалификации проверяемых. Он позволяет иметь полное представление о квалификации оператора на разных этапах его подготовки: при учебе в вузе (на тренажерной технике), при подтверждении допуска в последующем, при сдаче на допуск, на входном и выходном контроле на разных этапах подготовки и переподготовки.

Примерный результат контроля в общем виде по всему проверяемому объему алгоритмов от А до П может быть условно представлен  гистограммой (рис. 5).

Рис. 5. Показатель квалификации оператора в виде действий, подтверждающий знания, умения и навыки по выполнению требований алгоритмов А-П

Наличие показателей условной вероятности ошибочных действий Ра - Рп , как следствие недостаточной квалификации оператора, при выполнении им дискретных действий по представленным алгоритмам А-П и количества действий по каждому из них Ха - Хп, может позволить при разборе результатов контроля количественно  оценить степень риска в виде возможного ущерба по технике или нанесение вреда здоровью обслуживающему персоналу на этапе его контроля по допуску к управлению ЯЭУ, избежать допуска не подготовленного оператора к практической работе.

Кроме того, численной оценкой ошибочных действий оператора может служить значение математического ожидания потерь (ущерба) от аварии полученного по выражению вида:

М(Х) = (ра  ха + рб  хб + рв  хв +…+ рп  хп)

Выводы

1. Ретроспективный анализ подготовки и методов оценки квалификации операторов ЯЭУ различного назначения (ВМФ, ВМС, АЭС, СЭУ) показал отсутствие единого подхода в оценке квалификации операторов от учебного заведения до места исполнения ответственных обязанностей.

2. Методы оценки операторов, как правило, основаны на оценке его надежности, безошибочности, готовности, восстанавливаемости, своевременности и точности с учетом наличия соответствующей базы статистических данных по авариям, его действиям и бездействиям по произошедшим аварийным событиям.

3. Разработка  и внедрения в практику авторского метода количественной оценки квалификации оператора ЯЭУ по соответствующим алгоритмам,  применяя математику, физику, логику, современные возможности компьютерных технологий - основа обеспечения безаварийного функционирования ЯЭУ и объективной его оценки.

 

Список использованных источников

1.     Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.03.2022г.)

2.     ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» https://gumrf.ru/

3.     Институт «Морская Академия», ФГБОУ ВО ГУМРФ, https://ma.gumrf.ru/

4.     ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», https://www.spbstu.ru/;

5.     ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» https://mephi.ru/

6.     АО «Концерн Росэнергоатом». Росатом. Академия Росатома. Система обучения и развития, журнал «Росэнергоатом» 2021 – https://www.rosenergoatom.ru; https://www.rosenergoatom.ru/about/ofitsialnye-rekvizity/, https://www.rosenergoatom.ru/employees/sistema-obucheniya-i-razvitiya/.

7.     А.Ю. Южаков. «Тренажёры для оперативного персонала АЭС». Научный портал «Атомная энергия 2.0», https://www.atomic-energy.ru/technology/33812

8.     Акулов А., Офицерский корпус ВМС США: подготовка, учёба, служба. – Морской сборник № 1, 1989.

9.     Корабельные ядерные энергетические установки – ЗВО, 2014.

10. Военно-морская академия США (USNA, Annapolis или Navy) https://en.wikipedia.org/wiki/United_States_Naval_Academy

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: О контроле квалификации оператора, управляющего потенциально опасным объектом (Всего: 0)
от Гость на 17/05/2022
Рисунок 5 - Показатель квалификации оператора в виде действий, подтверждающий знания, умения и навыки по выполнению требований алгоритмов А-П


[ Ответить на это ]


Re: О контроле квалификации оператора, управляющего потенциально опасным объектом (Всего: 0)
от Гость на 17/05/2022


[ Ответить на это ]


Re: О контроле квалификации оператора, управляющего потенциально опасным объектом (Всего: 0)
от Гость на 17/05/2022
На рис. 5 ошибочно повторен рис. 4. Рис 5 должен иметь другой вид по  алгоритмам от А до П с соответствующими показаниями по каждому алгоритму, отражающими качество отработки и контроля оператора


[ Ответить на это ]


Re: О контроле квалификации оператора, управляющего потенциально опасным объектом (Всего: 1)
от PRoAtom на 17/05/2022
(Информация о пользователе | Отправить сообщение)
Исправлено! Наши извинения


[
Ответить на это ]


Re: О контроле квалификации оператора, управляющего потенциально опасным объектом (Всего: 0)
от Гость на 20/05/2022
Это конечно всё хорошо..., но вот когда дело доходит до необходимости "нажатия кнопки БАЗ" или "поворота ключа" по некоторым технологическим параметрам - то очень часто рука оператора тянется не к кнопке или ключу, а к телефонной трубке...
Инженер


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.13 секунды
Рейтинг@Mail.ru