proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[09/02/2023]     Инженерный спецназ для технологического прорыва. Окончание

Использование практико-ориентированных образовательных технологий, выполнение реальных заданий и проектов в выбранной области формируют у студентов способности видеть проблемы и находить пути их решения. Обязательным является включение в учебный план дисциплин, обеспечивающих формирование у будущих специалистов способностей к решению нестандартных инженерных задач (напр. ТРИЗ и др.).



УрФУ

Миссией Уральского федерального университета является обеспечение реиндустриализации – формирования человеческого и научно-технического потенциала обновления традиционных и развития постиндустриальных отраслей экономики. Организация современной инженерной подготовки, сочетающей техническое, естественно-научное, социально-экономическое и управленческое образование. При этом сохраняются традиции российского инженерного образования – фундаментальная подготовка, позволяющая выпускникам решать комплексные проблемы, выходящие за рамки узкой специализации. Достижение мирового уровня качества научных исследований и технологических разработок, обеспечивающих модернизацию и реструктуризацию действующих производств, внедрение современных высокоэффективных технологий. Построение системы подготовки элитных инженерных кадров высшей квалификации [13]. 

В качестве приоритетных направлений развития научно-образовательной и инновационной деятельности УрФУ выбраны: био- и химические технологии; естественные науки;   информационные технологии; математика; металлургия и металлообработка; новые материалы и материаловедение; энергетика. Подготовка элитных инженерных кадров высшего звена будет реализовываться в специально созданной Высшей инженерной школе УрФУ. Слушателями Высшей инженерной школы УрФУ будут ведущие инженеры, технологи и конструкторы крупных промышленных предприятий, резерв высших инженерных кадров.

Специалисты УрФУ участвуют в реализации таких проектов как:

-перспективные магнитные материалы для новых технологий энергетики, электроники и спинтроники;

-перспективные технологии электрохимической энергетики;

-разработка фундаментальных основ новых функциональных материалов на базе низкоразмерных модификаций углерода;

-построение интеллектуальной технологической платформы Smart Grid на основе Big Data Advanced Analytics.

На ежегодном конкурсе профильных для атомной отрасли вузов Концерна «Росэнергоатом» девять призовых мест досталось представителям УрФУ - опорного образовательного учреждения Белоярской АЭС. Полученные средства будут направлены на исследования в области развития атомных станций и возобновляемых источников энергии. В прошлом году 15 выпускников кафедры «Атомные станции и возобновляемые источники энергии» УрФУ были приняты на работу на Белоярскую АЭС [И. Сидоров, директор Белоярской АЭС]. 

Физики УрФУ синтезировали борбариофторидные натриево-кальциево-никелевые стекла с уникальными свойствами защиты от радиации, которые могут быть применены в  ядерной медицине, производстве скафандров для космонавтов, создании космических аппаратов. Университет выиграл грант на создание и развитие центра инженерных разработок (ЦИР) для подготовки конструкторской документации и производства критически важных комплектующих. 

Специалисты университета разработали новые материалы, которые можно использовать в качестве детекторов ионизирующего излучения в широком диапазоне доз, что позволит создать точные приборы для персональной дозиметрии и контроля производственных процессов. В качестве основы используется керамика на основе наноструктурного порошка оксида алюминия, обладающего высокой радиационной стойкостью, с добавлением примесей металлов, меняющих физические свойства исходного материала.

Над этим Вместе с Институтом высокотемпературной электрохимии Уральского отделения РАН ученые УрФУ работают устройством камеры сгорания двигателей нового поколения для спутников.. В союзе с ИВТЭ УрО РАН ими создан уникальный электрогенератор, способный напрямую преобразовать химическую энергию в электрическую.

В декабре 2022 г. в Циклотронном центре ядерной медицины УрФУ запущен циклотрон для производства радиофармпрепаратов.

Передовые инженерные школы

 Для того чтобы включить студентов - будущих технологов, айтишников, строителей и аграриев в процесс получения конкретных результатов: технологий,  материалов, экспериментальных образцов, конструкторской документации, прикладных ПО, были организованы два федеральных проекта: передовые инженерные школы по подготовке элитных инженерных кадров для решения прорывных задач; второй проект - создание университетского технологического предпринимательства.

«Новые инженерные школы будут работать по научным направлениям, которые определят развитие страны не только на ближайшее десятилетие. Это задел на весь XXI век. При вузах созданы новые лаборатории по микроэлектронике, новой энергетике и медицине. Так, партнером инженерной школы Пермского политехнического университета стала Объединенная двигателестроительная корпорация. Эта школа решает три задачи: создает новую технологию сверхточного литья, технологию серийного производства полимерных лопаток турбин, внедряет систему обслуживания и ремонта авиационных двигателей» [9]. 

 Федеральному проекту «Передовые инженерные школы» была посвящена панельная дискуссия на IX Международном форуме технологического развития «Технопром-2022» (август 2022 г., Новосибирск) [10, 10а]. 30 инженерных школ появятся в 15 субъектах страны. В результате ведущие индустриальные компании уже в 2024 г. получат более 2,5 тыс. инженеров новой формации.

Рассуждая о современных инженерах, зам. председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что итогом инженерной деятельности должно быть реальное изделие, которое принесет пользу промышленности и стране.

По мнению ректора МИФИ Владимира Шевченко, «инженер – это история про материалы, методы проектирования, конечный результат». По сравнению с тем, что было раньше, изменилось представление о том, что такое материалы. Из пассивной сущности материал стал сущностью активной, динамической. Изменились инструменты проектирования. Если раньше это был кульман, потом – цифровые продукты, то сейчас – системы искусственного интеллекта, симуляции конструкции, цифровых двойников и их поведения. Третий важнейший компонент – совмещение компетенций из разных инженерных областей.

Первый заместитель гендиректора АО «Наука и инновации» научного дивизиона ГК «Росатом» Алексей Дуб считает, что имея сугубо профессиональные знания в области специальных дисциплин…, нельзя быть хорошим инженером, если у тебя не сформированы исследовательские и т.н. «мягкие навыки»: интеллектуальная любознательность, способность и желание учиться новому, способность к выделению системных связей и закономерностей, готовность к лидерству и работе в команде. «Мы безусловно приветствуем такой подход. Недаром поддержку получили семь передовых инженерных школ «Росатома». Для решения задач, стоящих перед корпорацией, нам необходимы как минимум 6 тыс. человек. Чтобы отобрать эти 6 тыс., через наши предприятия должны пройти минимум 60 тыс. студентов-практикантов, из которых только каждый десятый станет работником «Росатома», способным участвовать в решении стоящих перед корпорацией задач». 

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников отметил следующий факт: «Когда откровенно говоришь с индустриальными партнерами о том, что их мотивировало так глубоко зайти в университеты, слышишь, как правило, два ответа: кадры и решение конкретных исследовательских или инженерных технологических задач».

Зам. гендиректора Объединенной двигателестроительной корпорации Юрий Шмотин затронул вопрос о том, что более важно – специализация или возможность системного инжиниринга: «в рамках нашей деятельности важно на ключевые места поставить «правильных» людей. Важно и то, и другое. Есть техническая специализация, есть инжиниринг и интеграция – возможность видеть весь процесс. Один из недостатков в том, что высшие учебные заведения либо склонны заниматься некой интеграцией и не уделять внимание важным специализациям, либо, наоборот, развивают близкие фундаментальным направления и забывают о том, что есть необходимость интегрировать разные дисциплины. Если через пять-шесть лет нам удастся иметь выпускника в рамках какой-то специализации не только со знаниями, но и с практическими навыками, это будет очень здорово».

Ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана М. Гордин уверен в том, что в инженерную школу должна быть заложена разработка практических вещей. Для создания любой сложной техники необходим системный инжиниринг - соединение различных дисциплин для получения конкретного продукта. «Передовая инженерная школа при партнерстве с «Роскосмосом», который объединяет все космические предприятия, позволяет нам не просто сделать продукт, а создать коллектив, который потом в состоянии перейти вместе с этим начальным продуктом уже на предприятия госкорпорации. Наша передовая инженерная школа касается системной инженерии в ракетно-космической промышленности».

По мнению ректора ТПУ Дмитрия Седнева, ПИШ должны стремиться к двум результатам – образовательному и технологическому. ПИШ "Интеллектуальные энергетические системы" работает с кросс-отраслевыми технологиями и цифровыми решениями, которые могут быть внедрены в разных направлениях ТЭК - атомной энергетике, классической электроэнергетике, нефтегазовой, угольной отраслях.

Одно из направлений инженерной школы ориентировано на поддержку международного проекта «Прорыв», реализуемого «Росатомом» в СФО. Второе - для реализации наработанных с нефтегазовой индустрией технологические решения, в качестве кросс-отраслевых. «Нашей амбициозной задачей было сформировать передовую инженерную школу как некий кросс-отраслевой центр, который может передать цифровые продукты, в первую очередь, по моделированию, из одной отрасли в другую и готовить под это кадры. Учащиеся в ПИШ будут участвовать в реальных проектах, выполнять научно-технические задачи индустриального партнера, и, приходя к нему на работу, четко понимать и технические средства, которые использует компания, и культуру работы в компании, и технологические приемы для ведения деятельности на высоком инженерном уровне. Интенсификация, вливание в экономику новых кадров, сразу включающихся в реальную работу, будет важнейшим образовательным результатом передовой инженерной школы». 

В ПИШ ТПУ будут готовить разработчиков цифровых двойников для энергетики [11]. Программа "Цифровая энергетика в нефтегазовой отрасли" включает изучение инструментов программирования и управления данными, а также эффективных способов эксплуатации тепло- и электрооборудования. Программа "Управление режимами электроэнергетических систем" посвящена работе с цифровыми инструментами для устойчивого управления систем в электроэнергетике разного масштаба. Программа "Изотопные технологии, фабрикация и переработка ядерного топлива" - моделированию процессов при работе с ядерным топливом и радиоактивными отходами, разработке новых методов расчетов для атомной энергетики. Это позволит выпускникам проектировать цифровые двойники и другие интеллектуальные системы цифровой энергетики.

Ключевым региональным партнером ПИШ «Интеллектуальные энергетические системы» станет АО «Сибирский химический комбинат», заинтересованный в подготовке инженеров для проекта «Прорыв». В рамках проекта этого проекта ТПУ и «Росатом» намерены разрабатывать и внедрять цифровые решения для замыкания ядерно-топливного цикла, включая вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии, и готовить специалистов в этой области. Две программы дополнительного профессионального образования: обеспечение фабрикации-рефабрикации ядерного топлива и эксплуатации АЭС с реакторами на быстрых нейтронах - разработаны специально для Сибирского химического комбината, где реализуется строительство реактора на быстрых нейтронах БРЕСТ-ОД-300.

Первых инженеров ПИШ выпустит в 2025 г., а к 2030 г. их будет более 1500 человек. Планируется, что к 2030 г. ПИШ реализует 15 крупных проектов с высокотехнологичными компаниями-партнерами и создаст как минимум четыре спинофф-компании IT-профиля (выделение одного из разделов организации в качестве отдельного бизнеса). Возглавит ПИШ руководитель Проектного направления «Прорыв» Вячеслав Першуков.

Специалисты школы будут искать цифровые решения с целью повышения экономической эффективности топливно-энергетического комплекса и уменьшения негативного воздействия на окружающую среду. ТЭК рассматривается в широком смысле — это нефтегазовая, электроэнергетическая, атомная и угольные отрасли. 

Основным продуктом ПИШ Петербургского политеха «Цифровой инжиниринг» является цифровая платформа разработки цифровых двойников, фактически запускающая цифровую трансформацию в разных отраслях промышленности. «Это ключевой инструмент, который мы создадим», – заявил Алексей Боровков, проректор по перспективным технологиям СПбПУ.

Индустриальными партнерами Передовой инженерной школы СПбПУ выступают сразу 7 дивизионов Госкорпорации «Росатом», а также предприятия, входящие в ГК «Ростех».

Одним из новых и актуальных научно-технологичных направлений  является разработка технических проектов создания высокотехнологичного оборудования для получения водорода. Данное оборудование разрабатывается в рамках договоров с АО «ЦКБ машиностроения» (входит в «Атомэнергомаш») и в интересах ФГУП «НИИ НПО «Луч» (научный дивизион «Наука и инновации» ГК «Росатом»). Ещё одна образовательная программа «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство»  разработана с АО «ТВЭЛ». 

Научный дивизион «Росатома» (АО «Наука и инновации») выступит партнером передовой инженерной школы «Материаловедение, аддитивные и сквозные технологии» (МАСТ) в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») [15].

Выпускники школы МАСТ будут иметь теоретический и практический опыт для решения задачи по управлению ресурсом жизненного цикла изделий для ответственного машиностроения, а также навыки для создания новых композиционных материалов и промышленных технологий для производства изделий из них. Еще одним направлением школы станет развитие регенеративной медицины — разработка биопринтеров нового поколения и создание технологий комбинированной биопечати эквивалентов тканей и органов при помощи органических и неорганических материалов. Образовательная программа будет направлена на подготовку специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для научно-технологического развития страны, включая проекты, реализуемые в рамках IV ФП комплексной программы развития атомной науки и технологий. Речь идет о создании новых технологий и материалов для перспективных ядерных энергетических установок: реакторов на быстрых нейтронах, водо-водяных, высокотемпературных газовых и жидкосолевых реакторов, атомных станций малой мощности и прочее» [А. Дуб, первый зам. гендиректора АО «Наука и инновации»].

Одна из основных задач передовой инженерной школы МАСТ - Подготовка кадров для предприятий «Росатома» – подготовка кадров для предприятий «Росатома». В 2022/23 учебном году будут запущены две магистерские программы – «Цифровое управление технологическими процессами металлургии и машиностроения» и «Технологическое обеспечение инноваций».

Ключевым партнером НГТУ им. Алексеева в реализации ФП «Передовые инженерные школы» станет АО «ОКБМ Африкантов». За ближайшие 10 лет надо подготовить почти 40 тыс. специалистов, способных квалифицированно эксплуатировать новые реакторы российского дизайна. 

В 2022 г. Концерн «Росэнергоатом» поддержал заявку на создание ПИШ «Школа надежной, безопасной и эффективной энергетики» на базе Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ) с  целью «обеспечения опережающей подготовки инженерных кадров, обладающих релевантными текущему состоянию и перспективным направлениям ​ развития энергетической отрасли компетенциями, на основе адаптивного конструирования образовательных программ, усиления практико-ориентированного характера обучения и вовлечения обучающихся в выполнение НИОКР в передовой области интеллектуальной предиктивной диагностики и анализа состояния энергетического оборудования в интересах АО «Концерн Росэнергоатом» ИГЭУ является членом Ассоциации «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом» и ключевым вузом по подготовке кадров для концерна. В «Росэнергоатом» ежегодно трудоустраивается большое количество выпускников университета.

Инженеры для  «Росатома»

Ежегодно на работу в ГК «Росатом» принимают более 1,5 тыс.  выпускников вузов, более 3   тыс. студентов проходят практику в организациях атомной отрасли. Сегодня в «Росатоме» работает более 330 тыс. человек, а к 2030 г. госкорпорации потребуются еще порядка 100 тыс. новых сотрудников для новых направлений бизнеса. Это проекты по Севморпути, экологические проекты, проекты по новым материалам, по цифровым направлениям, по ветроэнергетике, и в области ядерной медицины» [зам. гендиректора госкорпорации по персоналу Т. Терентьева].

Госкорпорацию интересуют выпускники школ, ориентированные на инженерно-технические специальности, способные к техническому творчеству и инновационному мышлению, проявляющие интерес к вопросам ядерной энергетики и высоких технологий. Непосредственным пропуском на работу является окончание одного из вузов, входящего в Ассоциацию «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом». Это сообщество высших учебных заведений создано с целью координации деятельности в интересах атомной отрасли в сфере высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, и в научной сфере.

В Консорциум входят 18 профильных вузов, базовым из которых является Научно-исследовательский ядерный университет МИФИ. «Росатом» выделяет вузу финансирование на закупку научного оборудования, проводится разработка и модернизация программ обучения. Чтобы в атомную отрасль пришло как можно больше студентов с высоким потенциалом, реализуется программа по расширению мест производственной практики в организациях атомной отрасли. Работать в «Росатом» приходят также выпускники НИ ТПУ, УрФУ, ИГЭУ, НГТУ им. Алексеева, Севастопольского ГУ, НИУ МЭИ, СПбПУ Петра Великого, МГТУ им. Баумана, НИУ ЮУрГУ.

«Росатом» выходит на новые рынки, создает технологии и осваивает неядерные направления, поэтому требуются специалисты, получившие образование в разных областях. Наиболее востребованными до 2030 г. будут специальности:

-атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг,

-информатика и вычислительная техника,

-информационные системы и технологии,

-конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств,

-прикладные математика и физика,

-химическая технология материалов современной энергетики,

-электроника и автоматика физических установок,

-ядерная энергетика и теплофизика.

В своё время первый декан инженерно-физического факультета МИФИ А.И. Лейпунский сформулировал четыре принципа инженерно-физического образования, актуальные и в настоящее время:

- серьезная фундаментальная подготовка по физике, математике и инженерным наукам;

 - привлечение к преподавательской деятельности ученых и специалистов, непосредственно работающих в атомной отрасли и имеющих достаточный практический опыт;

- создание кафедр или лабораторий по новейшим проблемам науки и техники, оснащенных современным оборудованием;

- специальный отбор абитуриентов и студентов, которые могли бы самостоятельно справляться с предстоящей работой.

Чтобы действовать в соответствии со знаменитым правилом Ю.Б. Харитона: «мы должны знать в десять раз больше того, что нам нужно сегодня», для подготовки специалистов требуется реализация принципа «лучшие учат лучших по-новому».

Приоритетными проектами, над которыми работают сегодня специалисты НИЯУ МИФИ являются: цифровые аналоги сложных инженерных объектов; лазерные системы промышленного применения; промышленные композиты и биоматериалы; цифровые платформы диагностических систем; ядерная нанобиомедицина. МИФИ оказывает помощь региональным вузам в подготовке кадров по профессиям в новых направлениях деятельности: виртуальная и дополненная реальность, машинное обучение и большие данные, блокчейн технологии, лазерные технологии, квантовые технологии, полимеханика и автоматизация, мехатроника и робототехника и др.

Для новых технологий атомной отрасли требуются специалисты для работы на новом реакторе на быстрых нейтронах; с новым мононитридном топливом, с технологиями обращение с ОЯТ и РАО, позволяющими сократить в несколько раз объемы хранящегося ОЯТ и РАО, с полным «сжиганием» многих видов радиоактивных отходов.

Как готовят специалистов-расчетчиков кодов АЭС

В России действует 32 программы подготовки по ядерным специальностям в более чем 20 вузах страны. В октябре 2022 г. гендиректор ГК «Росатом» А. Лихачев и ректор КГЭУ Э. Абдуллазянов подписали соглашение о том, что и Казанский государственный энергетический университет будет готовить специалистов по использованию российских информационных систем проектирования и математического моделирования для «Росатома». КГЭУ становится одной из ключевых площадок образовательной деятельности, направленной на формирование кадрового резерва атомной отрасли, обладающего компетенциями использования и разработки российского промышленного программного обеспечения (ПО) САЕ-класса в реальных производственных процессах.

В декабре 2022 г. в ГК «Росатом» подвели итоги Первого марафона по математическому моделированию, организованного в рамках деятельности Сообщества по математическому моделированию [14]. Сообщество по математическому моделированию - это клуб для раскрытия уникальных профессионалов, способных создавать и внедрять технологии Индустрии 4.0 в самых разных отраслях. Сообщество создано и развивается по инициативе Госкорпорации при поддержке МГТУ им. Н.Э. Баумана и других опорных вузов Росатома. 

Основная задача Сообщества - формирование кадрового резерва российских специалистов в области математического моделирования. Преподаватели из НИЯУ МИФИ, НТЦ ЯРБ, НИЦ «Курчатовский институт», АО «ВНИИАЭС» читают лекции на такие темы, как взаимодействие нейтронов с веществом, физические процессы в активных зонах реакторов ВВЭР, рассказывают, как это отражается на расчетных кодах. Обучение ведется с использованием комплекса программ эксплуатационных нейтронно-физических расчётов «КАСКАД» и программных модулей FASTER и NOSTRA-EXP.  

От реализации научных инициатив перспективной молодежи во многом зависит достижение технологического суверенитета и конкурентоспособность страны в будущем. Предприятия атомной отрасли активно взаимодействуют с молодыми сотрудниками, обучают их новым компетенциям, продвигают перспективные инициативы. Из 290 тыс. сотрудников «Росатома» около 80 тыс. – молодые люди в возрасте до 35 лет.  Процент молодежи в научных институтах «Росатома» за последние годы вырос с 21% в 2017 г. до 36% в 2022 г., и эта доля растет. 

На конференции "Нейтронно-физические проблемы атомной энергетики", которая проводилась в ГНЦ РФ-ФЭИ в Обнинске уже в 31-й раз, обсуждались практически все аспекты физики ядерных реакторов, расчетные и экспериментальные методы, алгоритмы, компьютерные коды. Среди участников до 40% молодых специалистов. Молодёжная секция была включена в программу конференции. Молодой специалист, инженер-исследователь отделения ядерной энергетики АО "ГНЦ РФ - ФЭИ", участник конференции Элина Дзугкоева считает, что конференции, подобные "Нейтронике-2022" приносят большую пользу молодёжи, предоставляя редкий шанс получить отзыв о своей научной работе от ведущих специалистов отрасли. Доклад Дзугкоевой был посвящен расчётным сопровождениям эксплуатации и экспериментов на блоках №№3/4 Белоярской АЭС с реакторами БН-600 и БН-800. Кроме основной части доклада, молодой специалист предложила совместными усилиями найти решение такой проблемы, как возможность разобраться с особенностями кодов, написанных ушедшими специалистами, сменяющим их молодым сотрудникам [16]. 

Молодежная секция стала на конференции самой популярной.  На ней было представлено 27 докладов. Победителем признана Ю.Метелева (АО «ИРМ», Заречный, Свердловская обл.) с докладом «Разработка тестовых задач активной зоны исследовательского ядерного реактора». Второе место завоевали Д.Панова и В.Мишин (ГНЦ РФ-ФЭИ). Третье место поделили Э.Дзугкоева (ГНЦ РФ-ФЭИ), В.Жукова (НИЦ «Курчатовский институт») и Е.Долженкова (ИБРАЭ РАН).

На панельной дискуссии «Радиохимические технологии для будущего» в рамках II Конгресса молодых ученых в Сочи (декабрь 2022 г.) [17] участники обсудили научно-технические задачи, которые предстоит решать учёным, в частности, задачу разделения минорных актинидов – америция и кюрия, образующихся в процессе переработки ОЯТ и вовлечения их дальше в топливный цикл.

Ведущий научный сотрудник отдела радиохимических технологий АО «ВНИИНМ им. А.А. Бочвара» В.Виданов рассказал о том, что «в проекте «Прорыв» технология фракционирования минорных актинидов разработана и в ближайшее время должна пройти госэкспертизу».

Начальник отдела разработки технологий и материалов ЯТЦ АО «Прорыв» А. Жеребцов представил план перехода на «безлюдную» технологию с интеграцией робототехнических устройств в технологические линии производств замкнутого ядерного топливного цикла.  «Изготовлен макет радиационно-стойкого робота, испытания радиационной стойкости компонентов которого подтвердили устойчивость к величине поглощенной дозе ионизирующего излучения менее 1МГр. В следующем году запланировано создание экспериментального стенда для отработки взаимодействия роботов и комплекса технологических установок». Эксперты сошлись во мнении, что радиохимия является наукой XXI в., а профессия радиохимика станет одной из самых востребованных специальностей в России в ближайшей перспективе.

Заключение

Жить своим умом трудно и сложно, особенно если т.н. партнеры на протяжении долгих лет, искажая исторические факты, пытаются убедить вас в собственной несостоятельности.

В работе «Мы инженеры» [18] академик В.Бетелин обратился к   опыту основателей русской инженерной школы, создавших инновационную экономику в России столетие назад. Русская инженерная школа основывалась на единстве триады образование-наука-промышленность при ведущей роли промышленной компоненты. Благодаря русской инженерной школе и системе инженерного образования в России стало возможно создание железнодорожной отрасли в 40–80 гг. XIX в. и атомной и ракетно-космической отраслей в 40–80 гг. ХХ в. Триада «промышленность — наука — образование» представляла собой единый взаимоувязанный национальный комплекс. На младших курсах всех технических вузов СССР изучались фундаментальные основы высшей математики и общей физики, на которые опирались базовые и специализированные курсы инженерных дисциплин. Благодаря этому технические вузы в СССР готовили специалистов широкого профиля, способных быстро адаптироваться к работе в любой технической области.

Западные веяния 90-х гг. привели к тому, что вместо массовой подготовки специалистов широкого профиля, имеющих фундаментальную подготовку, мы перешли к массовой подготовке специалистов узкого профиля, владеющих ограниченной суммой знаний и навыков – образовательной системе, более затратной и менее эффективной для национальной промышленности и науки.

Но «Россия чрезвычайно креативна. Россия – это большое конструкторское бюро, - считает А.И. Боровков, «человек, умеющий решать нерешаемые вопросы». - Мы умеем проектировать, но не умеем быть по-настоящему конкурентными в массовом производстве». Жизнь показывает, что и с этим справиться мы сможем. Девиз великого инженера Леонардо да Винчи «Кто знает, тот может. Только бы узнать – и крылья будут» убеждают нас в этом.

Подготовила Т.А. Девятова

В материале использована информация с сайтов: https://sciencejournals.ru; ATOMINFO.RU;  https://rg.ru; https://www.mk.ru/science;  urfu.ru; https://sdelanounas.ru; atomic-energy.ru; rosenergoatom.ru.        

Дополнительные источники

1.А. Рудской: "Инженерный спецназ. Как готовить специалистов для цифровой экономики". Ирина Ивойлова "Российская газета"

https://www.arms-expo.ru/news 12.07.18 

2.  Ректор СПбПУ: работодателям нужен "инженерный спецназ". РИА Новости "Рамблер"

https://news.rambler.ru  

3. А. Рудской: «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого — основа “инженерного спецназа” России»

Ж.: Ректор ВУЗа, №3, 2017

4. «Инженерный спецназ» для спасения экономики России А. Рудской

https://ru.telegram-politics.com/

5. А.И.Боровков в проекте «За гранью интуиции». А.Я.Соснов ж. «Русский Меценат» 7/26 ноябрь 2017 г.

6. Что такое инженерный спецназ. А. Механик https://ndemidov.livejournal.com/337870.html

7. Д. Седнев: "Университет должен дать на выходе сложного инженера"

https://www.interfax-russia.ru/siberia/exclusives/

8. Ю.П.Похолков Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации. Ж. «Инженерное образование» 10.2012

9. Т.Антонова, Фальков о подготовке инженерного спецназа в России.

https://www.mk.ru/science/2022/12/1510.

10. Технопром 2022 г. https://fea.ru/news

10а. https://news.tpu.ru/news/2021/08

11. Ю.Прокопьев https://akvobr.ru/new/publications/

12.tusur.ru   

13.urfu.ru     

14. Пресс-служба цифрового блока Росатома atomic-energy.runews/2022/12/29

15. Поддержанные Росатомом Передовые инженерные школы

 Пресс-служба АО «Наука и инновации», пресс-служба АО «Прорыв»

https://www.rosatom.ru/journalist

16. А. Гулевич: Нейтроника-2022 состоялась. www.atominfo.ru /newsz05/a0205.htm

17. II Конгресс молодых ученых  minobrnauki.gov.ru Пресс-центр

18. В. Бетелин, Мы инженеры, ж. «Эксперт»

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 7 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Инженерный спецназ для технологического прорыва. Окончание (Всего: 0)
от Гость на 10/02/2023
«Россия чрезвычайно креативна. Россия – это большое конструкторское бюро, - считает А.И. Боровков, «человек, умеющий решать нерешаемые вопросы». - Мы умеем проектировать, но не умеем быть по-настоящему конкурентными в массовом производстве» ????????????? Языком работать умеет товарищ ! ))))))))))


[ Ответить на это ]


Re: Инженерный спецназ для технологического прорыва. Окончание (Всего: 0)
от Гость на 10/02/2023
Известный "конструктор" Боровков А.И.Родился 7 июня 1955 года в Ленинграде. Окончил школу № 199 Центрального района г. Ленинграда (сегодня — гимназия при Русском музее).В 1978 году окончил физико-механический факультет Ленинградского политехнического института по специальности «Динамика и прочность машин». В 1985 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2001 г. избран профессором[1].В 1987 году руководитель Учебно-научной и инновационной лаборатории «Вычислительная механика»[2], организованной по его инициативе на кафедре «Механика и процессы управления» физико-механического факультета Ленинградского политехнического института[3].В 2001—2010 гг. — директор отделения компьютерных технологий проектирования и инженерного анализа Главного информационно-вычислительного комплекса СПбГПУ.В 2002—2010 гг. — заместитель декана физико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ).В 2007—2010 гг. — директор по научной и инновационной деятельности НИИ материалов и технологий СПбГПУ.С октября 2010 по май 2011 гг. — исполнительный директор Объединенного научно-технологического института, заместитель ректора по перспективным проектам.С 2011 года по март 2021 года — проректор по перспективным проектам СПбГПУ (сегодня — Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).С апреля 2021 года по настоящее время — проректор по цифровой трансформации СПбПУ [4].А. И. Боровков — автор более 150 научных работ, подготовил более 500 бакалавров, магистров и инженеров, 10 кандидатов наук.Область научных интересов — вычислительная механика и компьютерный инжиниринг 


[ Ответить на это ]


Re: Инженерный спецназ для технологического прорыва. Окончание (Всего: 0)
от Гость на 25/02/2023
"В 1987 году руководитель" - судя по всему (опыт показывает) сам он с этого времени уже ничего не делал, не делает и не будет делать - только руководить.


[
Ответить на это ]


Re: Инженерный спецназ для технологического прорыва. Окончание (Всего: 0)
от Гость на 11/02/2023
"Как готовят специалистов-расчетчиков кодов АЭС"    

Интересно, автор сам понимает, что написал?


[ Ответить на это ]


Re: Инженерный спецназ для технологического прорыва. Окончание (Всего: 0)
от Гость на 11/02/2023

Очередная туфта, из 60-х годов прошлого века - "Партия торжественно провозглашает - нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Чем все это завершилось хорошо известно.


[ Ответить на это ]


Re: Инженерный спецназ для технологического прорыва. Окончание (Всего: 0)
от Гость на 17/02/2023
Передовые инженерные школы могут возникнуть на предприятиях выпускающих передовую продукцию. И никак иначе. Высшая школа продает лекции, лабораторные на старом оборудовании и более менее современную информатизацию на импортном ПО на 95%. О чем статья тогда?


[ Ответить на это ]


Re: Инженерный спецназ для технологического прорыва. Окончание (Всего: 0)
от Гость на 18/02/2023
Миссией Уральского федерального университета является обеспечение реиндустриализации – формирования человеческого и научно-технического потенциала обновления традиционных и развития постиндустриальных отраслей экономики --- в этой фразе заложен глубокий коллективный интеллект университета! Наверное, писал декан факультета поэзии )))


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru