Нынешний президент США Джозеф Байден обновил документ еще
7 октября 2022-го, но паблисити NSAR-2022 получила лишь спустя год, когда Белый
дом опубликовал План действий по ее реализации, охватывающий 10-летний период.
При этом обновленный вариант вышел за рамки невоенной безопасности: «Мы будем
максимизировать наше сотрудничество с арктическими союзниками и партнерами для
укрепления нашей общей безопасности и сдерживания агрессии в Арктике, особенно
со стороны России».
И это на фоне отклоняемых США и их союзниками неоднократных
предложений РФ о возобновлении в Арктическом совете (АС) регулярных встреч
начальников генштабов стран – членов организации. Между тем взаимодействие в
высоких широтах требует более взвешенного подхода и конструктивного
сотрудничества, в том числе в области безопасности.
В отсутствие же прогресса на этой ниве 25 октября Россия
осуществила пуски межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в Арктической
зоне. МБР «Ярс» наземного базирования стартовала из шахты испытательного
космодрома Плесецк и успешно поразила цель на полигоне «Кура» на Камчатке. Из
акватории полигона Северного флота (CФ) в Баренцевом море атомный подводный
крейсер «Тула» выполнил пуск МБР морского базирования «Синева». Задачи по
предотвращению слежения за ракетоносными субмаринами СФ при выходе из баз и
районов развертывания обеспечивала 161-я бригада подводных лодок.
Антироссийский подтекст NSAR-2022 не стал неожиданностью.
Озабоченность Вашингтона растущей конкуренцией в Арктике со стороны Москвы и
Пекина очевидна как из опубликованной в 2022 году Стратегии национальной
безопасности США, так и из выступлений американских официальных лиц. К примеру,
заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Даг Джонс в
прошлом году обещал уделить большее внимание Арктике со стороны НАТО, «когда
Финляндия и Швеция присоединятся к альянсу и в нем будут представлены семь из
восьми арктических стран». Тогда же он объявил, что NSAR-2022 «будет учитывать
происходящие изменения климата, а также растущую геополитическую конкуренцию с
Россией и Китаем». Столь же откровенен был и координатор Госдепартамента США по
Арктике Джим Дехарт: «Вызовы представляют прежде всего Россия и Китай в силу
нарастающей геополитической напряженности и конкуренции... Россия является в
большей степени «жесткой» проблемой безопасности, Китай – в большей степени
«мягким» вызовом безопасности».
Впрочем, еще раньше, во время прошлогоднего визита в
Канаду, «карты» коллективного Запада в арктической партии раскрыл Йенс
Столтенберг, генсек de-facto курируемого Вашингтоном НАТО: «Пекин и Москва
усилили свое практическое сотрудничество в Арктике. Это составляет часть
углубленного стратегического партнерства, которое бросает вызов нашим ценностям
и нашим интересам. Наш ответ – сильное и предсказуемое присутствие в регионе...
Возможности России на Севере представляют для нас стратегический вызов».
Все эти тезисы соответствовали логике скандальных
демаршей экс-госсекретаря США Майкла Помпео на министерских встречах АС в
Фэрбенксе (май 2017 года) и в Рованиеми (май 2019 года). NSAR-2022 акцентирует
важность комплексного присутствия США в Арктике (военно-политического и
экономического), необходимость жесткого противостояния основным угрозам США,
одной из которых откровенно объявлена усиливающая свое лидерство Россия.
В этом контексте вопрос «Почему же План действий по
реализации NSAR-2022 обнародован лишь 18 октября 2023 года?» вполне риторичен.
Нынешняя геополитическая атмосфера и в мире, и в Транс-Арктике свидетельствует
о разваливающемся миропорядке, в котором администрация Байдена отчаянно
пытается удержать американское лидерство, пропагандируя, в том числе через
NSAR-2022, «мировой порядок, основанный на правилах». NSAR-2022, по сути,
нацелена именно на его имплементацию в Арктике с помощью ближайших союзников по
НАТО.
Очевидна ставка Вашингтона на арктические институты,
прежде всего АС, где, как он надеется, семь из восьми стран, АС(7/8), все же
станут членами альянса. В целях трансформации АС(8/8) в АС(7/8) бойкотировались
и недавнее председательство РФ в АС, и ее инициативы. Налицо проецирование в
Заполярье актов гибридной войны, развернутой против РФ.
План реализации NSAR-2022 раскрывает четыре столпа и пять
руководящих принципов стратегии. Четыре столпа – это сферы безопасности,
изменения климата и защиты окружающей среды, устойчивое экономическое развитие
и, наконец, международное сотрудничество и управление, подразумевающие
«поддержку арктических институтов и соблюдение международного права».
В контексте норвежского председательства в АС (2023–2025)
план по реализации NSAR-2022 постулирует продолжение участия США в проектах АС,
но «насколько это возможно, в соответствии с более широкой политикой США в
отношении России». Неудивительно, что председательство Осло в АС(7/8) озабочено
намерением РФ сотрудничать в научной сфере со странами – членами БРИКС в таком
стратегически важном регионе Заполярья, как остров Шпицберген. В фарватере
NSAR-2022, видимо, будут двигаться и грядущие председательства в АС(7/8) –
Дании (2025–2027) и Швеции (2027–2029). Ведь среди пяти руководящих принципов
NSAR-2022 присутствуют «Углубление отношений с союзниками и партнерами» и
«Планирование долгосрочных инвестиций».
На этом фоне администрация Байдена и ее партнеры чуть ли
не панически воспринимают арктическое сотрудничество РФ со странами БРИКС и
ШОС, рассматривая его как стремление Москвы создать альтернативную арктическую
международную организацию в противовес АС(7/8). Но РФ – по-прежнему сторонник
сохранения АС(8/8), конечно, реально работающего. Особенно в таких крайне
важных для мирового сообщества сферах, как проблемы изменения климата, охраны
окружающей среды в Арктике. Успех же в них крайне проблематичен без тесного
взаимодействия с РФ и ее партнерами по БРИКС, ШОС и, возможно, ОДКБ. Это
особенно актуализирует для России задачу, сохраняя сотрудничество в АС(8/8),
работать над созданием адекватных дружественных альтернативных структур в
Tранс-Aрктике – важной пространственно-политической скрепе Атлантики
и Тихого океана.
Предельно ясный ответ на третирование циркумполярных
интересов России дан в Концепции внешней политики РФ. Напомним, президент
Владимир Путин утвердил ее 31 марта 2023 года. В разделе, посвященном Арктике,
в разряд одной из приоритетных целей выделено «налаживание взаимовыгодного
сотрудничества с неарктическими государствами, проводящими конструктивную
политику в отношении России и заинтересованными в осуществлении международной
деятельности в Арктике, включая инфраструктурное развитие Северного морского
пути».
Кстати, российский суверенитет над Севморпутем – еще один
раздражитель для США. Это завуалированно отражает и План реализации NSAR-2022,
акцентирующий намерение США «защищать права и свободы навигации и пролета через
Арктику».
План реализации NSAR-2022 предполагает ежегодную оценку и
адаптацию стратегии, призванные «гарантировать дальнейшее достижение прогресса
в позиционировании» США в Арктике, «обеспечить своевременное реагирование на
изменения, вызовы и возможности» в высоких широтах. Сам План реализации
NSAR-2022 будет обновлен через пять лет. Соответственно перед Москвой встает
задача тщательной фиксации всех нюансов арктического позиционирования
Вашингтона и их учета в российском стратегическом планировании.
«Независимая
газета», 12.11.2023