[26/03/2008] Ratio economica: Учитель или ученик
Константин Сонин, профессор Российской экономической школы: - Тезис о том, что советская структура образования в области естественных наук была эффективна, многим представляется бесспорным. Соответственно, снижение уровня выпускников математических и физических факультетов объясняется снижением уровня финансирования, отъездом ведущих ученых за границу, ухудшением материальных условий студентов и т. п. Все эти факторы важны, но, возможно, имеют второстепенное значение по сравнению с эффектом самоотбора студентов. В СССР в физику и математику шли молодые люди, которые в обществе, где возможен свободный выбор специальности, становятся предпринимателями, политиками, учеными тех направлений, которые раньше были фактически запрещены. Если верна гипотеза о том, что советская организация естественных наук была неэффективна и впечатляющие результаты возникали лишь по специфическим, не связанным с организацией науки причинам, то план научного возрождения, основанный на увеличении финансирования существующих вузов и академических институтов, заведомо обречен на провал.
|