proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[30/09/2010]     Завершился автопробег по европейским АЭС

Станислав Селин, корреспондент газеты "Маяк"

В Мадриде официально завершился автопробег по европейским АЭС, посвященный 65-летию отечественной атомной отрасли. Организаторами выступили Общественный совет госкорпорации «Росатом», Всемирная ассоциация операторов атомных станций WANO (Московский центр), комитет по управлению ядерными знаниями МАГАТЭ, ОАО «Концерн Росэнергоатом», энергетический концерн «Фортум» (Финляндия), а также представители атомных станций стран-участниц, при информационной поддержке газеты «Маяк» (г. Сосновый Бор). Сегодня – последний репортаж с атомных станций Испании.


АЭС Ванделлос

Посетив по дороге из Франции красивейшие города Сан-Себастьян, Сарагосу и Барселону, 22 сентября команда прибыла с визитом на АЭС Ванделлос (Vandellos II NPP). Здесь российских специалистов радушно встретила представительная делегация сразу из нескольких менеджеров. Впервые за всю поездку знакомство с ядерным объектом не ограничилось презентацией в информационном центре ― нашим атомщикам смогли показать почти весь процесс производства, за исключением лишь реакторного цеха.

Знакомство с объектом по традиции начался с рассказа сотрудников отдела по связям с общественностью и показа видеофильма о деятельности АЭС и энергетического концерна Endesa, которому принадлежат три атомные станции в Испании, включая и АЭС Ванделлос. Единственный ядерный реактор типа ВВЭР (PWR) мощностью 1 тыс. МВт был введен в эксплуатацию в 1988 году. В июле этого года было принято решение продлить работу станции еще на 10 лет. Здесь постоянно трудятся 784 сотрудников, на время выполнения специальных работ по контракту численность персонала увеличивается еще на тысячу человек.


Участники пробега на фоне АЭС Ванделлос-2 (Vandellós II). (Фото ANAV)

Как выяснилось, ядерная энергетика занимает всего 18-20% от объема общего производства электроэнергии в стране ― на территории Испании сегодня действуют восемь АЭС. Остальную энергию производят тепловые, газовые и гидроэлектростанции, а также ветровые электрогенераторы и установки солнечных батарей.  Деятельность большинства из них регулирует Ассоциация энергетических компаний Испании UNESA.

По словам заместителя начальника отдела по связям с общественностью АЭС Рафаэля Альбаладехо (Rafael Albaladejo Lopez), руководство предприятия вкладывает значительные средства в повышение безопасности на производстве. К примеру, только в 2008 году инвестиции в эту сферу составили 100 миллионов евро. В прошлом году они выросли на 23%, а до 2013 года финансирование повысится еще на 42%.

Несмотря на то, что средний возраст персонала АЭС Ванделлос составляет 40 лет, т.е. персонал атомной станции относительно молодой, на предприятии разработана и внедрена программа плавного замещения сотрудников пенсионного возраста молодыми кадрами. К примеру, руководство АЭС рекомендует сотрудникам блочного щита управления (БЩУ) по достижении возраста 55 лет менять сферу деятельности.

Для членов российской делегации провели показательную экскурсию по цехам ядерного объекта, в ходе которой они ознакомились с функционированием турбинного и электроцеха, а также мозгом АЭС ― оперативного центра управления.  Как рассказали представители испанской станции, в главном зале БЩУ постоянно находятся четыре оператора, включая начальника смены. Всего здесь работают восемь смен. В экстренных случаях оперативный персонал и руководство собираются в Центре аварийных ситуаций, оборудованным многочисленными системами управления и контроля за функционированием объекта.

Каждый инженер БЩУ обязан раз в пять лет проходить переаттестацию, а для допуска к работе - сдать экзамен в Министерстве индустрии. Кстати, в восьми километрах от АЭС Ванделлос находится полноразмерный учебный симулятор контрольного центра управления реактором, который ранее был только в Мадриде.

Испанские коллеги, в свою очередь, задали много вопросов, касающиеся деятельности российских атомщиков и функционирования АЭС. Их тоже интересовали конкретные аспекты работы персонала российских атомных объектов. Диалог специалистов получился познавательным для всех.
Управляющий отдела технического обслуживания Луис Мартинес Антон (Luis Martinez Anton) сообщил, что сейчас на атомной станции внедряются инновационные проекты, которые можно сформулировать как "принцип трех Р": People, Plant and Process. Это подразумевает под собой, во-первых, взаимодействие в коллективе предприятия и постоянное повышение культуры производства. Во-вторых, ремонт и обновление оборудования АЭС (так, скоро предстоит замена крыши реактора и главного трансформатора, также идут плановые работы по продлению срока службы станции), и в-третьих, улучшение систем надежности и безопасности атомного объекта. В частности, руководство АЭС регулярно составляет план деятельности станции на ближайшие три месяца.
Обмен мнениями о деятельности атомных объектов и дальнейших перспективах данного вида энергии продолжился в национальном ресторане, куда испанские атомщики любезно пригласили российскую делегацию. Совместное фото на память и взаимный обмен подарками завершили визит команды автопробега на АЭС Ванделлос.

АЭС Трийон

На следующий день российская делегация прибыла на АЭС Трийон (Central Nuclear de Trillo), расположенную в центральной части Испании, в окружении живописных гор провинции Гвадалахара.
Данная атомная станция на 48% принадлежит испанской энергетической компании "Ибедрола" (Ibedrola), была построена в 1979 году, введена в коммерческую эскплуатацию в 1988 году, состоит из одного энергоблока типа ВВЭР (PWR) мощностью 1,066 МВт, построенного по проекту немецкой компании "Сименс" (Siemens). Срок работы АЭС не так давно продлен до 2028 года (проектный срок эксплуатации - 40 лет). Согласно концепции правительства Испании, до 2030 года развитие атомной энергетики в стране не предполагает строительство новых энегоблоков и увеличение производства энергии на существующих площадках.

Участников втопробега встретили менеджер отдела по связям с общественностью Хуан Карлос Фернандес (Juan Carlos Fernandez), инженер Хуан Мануэль Камбас (Juan Manuel Cambas) и сотрудник центра информации Хуан Карлос Пастор (Juan Carlos Pastor). Они сообщили, что АЭС Трийо и АЭС Альмараз (Almaraz), входящие в состав Ассоциации энергетических компаний ENRESA, в прошлом году выработали вместе 40 % от общего производства ядерной энергии Испании и около 10% энергии вообще.


Практически любой вопрос российской делегации вызывал бурное обсуждение принимающей стороны.

Любопытный факт: Центр информации АЭС был открыт для посетителей за семь лет до начала пуска реактора. Это было сделано, по словам г-на Фернандеса, для полноценного информирования общественности, в особенности жителей прилегающих к атомной станции территории. Сегодня Центр представляет собой современный и прекрасно оборудованный комплекс из информационных стендов, действующих макетов оборудования и сооружений, конференц-зала с большим видеоэкраном. Из окна открывается замечательный панорамный вид на АЭС.

Несмотря на то, что эта атомная станция - самая молодая в стране, средний возраст её сотрудников составляет 47 лет, ведь основная часть персонала работает здесь с момента пуска. Кстати, об опыте - за последние два года на АЭС Трийо не зафиксировано ни одной аварийной остановки реактора.

Много говорилось о привлечении новых кадров и молодежи на атомную станцию. Испанские коллеги с пониманием выслушали сообщение россиян о трудностях, которые испытывают наши АЭС в связи с нехваткой квалифицированных специалистов. По словам г-на Фернандеса, только в последние годы в атомную отрасль стали активно приходить молодые инженеры и менеджеры, чему способствует разработанная испанскими автомщиками программа подготовки специалистов, которая занимает три года. Принимают сюда только квалифицированные кадры. Работа на атомной станции привлекает молодых людей стабильностью, приличной заработной платой (выше, чем в среднем по промышленному сектору), возможностью карьерного роста и хорошими условиями для научных исследований.

Удивило отечественных атомщиков малое количество женщин среди персонала - по словам представителей станции, их число не превышает 10%. Это объясняется тем, что в стране мало кто из представительниц прекрасного пола имеет техническое образование.

Социальная политика руководства и владельцев атомных объектов строится на таких важных параметрах, как оплачиваемая медицинская страховка, пенсионная программа, льготы по оплате жилья и скидки на оплату электроэнергии. Кроме того, на предприятии созданы отличные условия для занятий спортом и активным отдыхом. Регулярно проводятся спортивные праздники и фестивали для сотрудников АЭС и местного населения.

Российскую делегацию в очередной раз приятно удивил великолепно оборудованный информационный центр, где наглядно представлен весь цикл производства электроэнергии из ядерного топлива. Есть даже образцы урана в стеклянных емкостях. Историческая часть экспозиции рассказывает об атомной промышленности Испании с момента ее зарождения, о различных типах реакторов, включая малознакомый испанцам РБМК-1000. Он так и подписан  - АЭС "Чернобыль". На большом экране проецируется спутниковая карта из поисковой системы Google, где можно посмотреть различные АЭС по всему миру, включая российские.


Вид на станцию со смотровой площадки информационного центра

Детям наверняка понравится велотренажер, покрутив педали которого можно самому "выработать" до 500 Вт электричества. В общем, здесь не будет скучно никому. Красочные глянцевые буклеты подробно разъясняют принцип действия атомной станции и дают ответы на самые популярные вопросы, связанные с безопасной эксплуатацией АЭС.

Задаваемые в ходе общения вопросы участников пробега вызвали оживленную дискуссию среди испанских сотрудников, временами дискуссия протекала по-южному весьма темпераментно. В заключение встречи, по традиции пробега, начальник Центра общественной информации Ленинградской АЭС С. Аверьянов вручил испанским коллегам памятные сувениры с символикой автопробега, испанский коллега, согласно традиции, оставил запись в журнале отзывов. Фото делегации на смотровой площадке, с видом на красивые голубые горы вдали и оливковые деревья оставили неизгладимое впечатление от посещения АЭС Трийо.

На этом деловая часть автопробега по европейским АЭС закончилась. Далее путь  российской команды лежал в Мадрид, на ежегодный спортивный фестиваль «МаксиМарафон», в котором приняли участие и спортсмены из нашей страны.

Станислав Селин.
Юрий Шестернин (фото)

 

 
Связанные ссылки
· Больше про ЛАЭС: Автопробег
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: ЛАЭС: Автопробег:
Молодые атомщики предпочитают юг Франции

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru