proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[04/08/2011]     ВМФ остается без средств перезарядки реакторов

В.А.Перовский, Санкт-Петербург

28.07.2011 со штатного носителя – атомного подводного крейсера «Юрий Долгорукий» успешно стартовала баллистическая ракета «Булава». Долгострой в морской компоненте ядерных сил России близок к завершению, в нынешнем году предполагается передача флоту двух РПК СН пр. 955 («Борей») и многоцелевой ПЛА пр. 885 («Ясень»). Всего в рамках Госпрограммы вооружений на период 2011-2020гг. планируется построить не менее двух десятков различных ПЛА и нескольких надводных кораблей с ЯЭУ. Но в выделенных для переоснащения ВМФ 5 трлн. руб. пока не учтено восполнение исчезающих объектов и элементов технологического обслуживания корабельных реакторов.


Поводом к данной публикации послужил состоявшийся 28 июня с.г. научно-практический семинар, где за по-концелярски скучным названием «Состояние, проблемы и перспективы развития системы перезарядки корабельных реакторов» Ядерное общество России и кафедра «Ядерных энергетических установок» ВМИИ (бывшая «Дзержинка») организовали обсуждение важнейшей для отечественного флота проблемы. К семинару мы еще вернемся, а пока отметим несколько мажорных фактов, связанных с возрождением изрядно обветшавшей атомной группировки ВМФ.


Амбиции судпрома вселяют надежду

Только что в Санкт-Петербурге завершил работу V Международный военно-морской салон (МВМС-2011), на котором руководитель Объединенной судостроительной корпорации – ОСК (бывший Минсудпром) сделал ряд громких заявлений, а именно:

·       во-первых, было обнародовано, что первый отечественный атомный авианосец водоизмещением 80 тыс. тонн войдет в состав флота в 2023 году;

·       во-вторых, объявлялось о проектировании и строительстве надводного корабля океанской зоны (эсминца с ЯЭУ) со спуском на воду в 2018 году;

·       в-третьих, в текущем году ОСК планирует сдать ВМФ две ракетные стратегические ПЛА, при этом оговаривалось, что «... группа атомных стратегических подводных лодок будет расширяться» («Военно-промышленный курьер», № 26/2011г.).

В том же источнике в обширном интервью от 1.07.2011 глава Минобороны Анатолий Сердюков относительно авианосца высказался более сдержано: «... мы задали работу только по концептуальному аванпроекту, чтобы понять, как может вообще выглядеть современный авианосец». При всех колебаниях о роли и месте авианосных сил с ЯЭУ в составе отечественного ВМФ подходы российских политиков и военных к строительству флота с атомной энергетикой вселяют надежды, поскольку политическая эффективность атомных кораблей гораздо важнее их боевых качеств.

Исчезнувшая натура

Резким контрастом обновляемой атомной группировке предстает полуразрушенная (а где-то и совсем исчезнувшая) инфраструктура технологического обслуживания корабельных реакторов на Северном и Тихоокеанском флотах. Не исключено, что в скором времени службы флота будут не в состоянии выполнять такую ключевую процедуру базового обслуживания, как перезарядка реактора (если иметь в виду полноценную замену отработавших свой ресурс активных зон, а не упрощенный вариант выгрузки «холодного» ОЯТ в ходе утилизации ПЛА).

Чтобы достоверно разобраться с происходящим, начать придется издалека. Напомним, что паропроизводящей установке атомного корабля свойственны ресурсные ограничения, вследствие «зашлаковывания» активной зоны реактора осколками деления и продуктами их распада. Периодическая перезарядка реакторов на тепловых нейтронах (а таковыми являются все применяемые в настоящее время корабельные реакторы, включая установленные на РПКСН типа «Юрий Долгорукий») остается непременным условием функционирования кораблей с ЯЭУ. Замена топливных элементов классифицируется как в высшей степени потенциально опасная работа, требующая применения защитных устройств и средств дистанционного обслуживания. Решением Правительственной комиссии от 17.12.1958 (кстати, действующим по настоящее время) выполнение перезарядок реакторов возлагалось на силы и средства ВМФ, для чего на флотах в сжатые сроки были созданы специальные формирования – береговые (БТБ) и плавучие (ПТБ) технические базы перезарядок ядерных реакторов.

Для нужд флота строительными частями Минобороны в отдаленных местах Кольского полуострова, Приморского края и Камчатки в 1959-1963 гг. были построены 4 БТБ (2-СФ, 2 -ТОФ), а заводами Минсудпрома по проекту ЦКБ «Айсберг» в 1961-1965гг. спущены на воду 8 ПТБ пр. 326 (4-СФ, 4-ТОФ). Позднее в 1984-1990 гг. на Николаевском судостроительном заводе было построено 3 самоходных ПТБ пр. 2020 (2-СФ, 1-ТОФ). Помимо основной деятельности по перезарядки реакторов персонал технических баз взял на себя всю сферу обращения с ОЯТ и РАО, производство нейтронно-физических измерений, поддержание качества теплоносителя I контура с перегрузкой фильтров активности и иные специфические процедуры с радиоактивными средами.

Первая перезарядка силами флота была выполнена на ПЛА пр. 627 «К-14» с 26.06 по 15.07. 2961 года по месту базирования в гб. Западная Лица, а всего БТБ и ПТБ в период 1961-2000гг. произвели перезарядку 550 реакторов. (подробнее см. «Осторожно вскрывается реактор» Атомная стратегия № 31/2007, «Базы для реакторов» Атомная стратегия № 43/2009, «ОЯТ без легенд и тайн» Атомная стратегия № 55/2011г.)

Технически процесс перезарядки реакторов осуществлялся с помощью специального перегрузочного оборудования, разработанного «ОКБМ Африкантов» (Н.Новгород), причем все оборудование кроме рабочих функций обеспечивало ядерную безопасность и радиационную защиту обслуживающего персонала. Разработанная полвека назад в ОКБМ связка «головка ТВС – цанговый захват-перегрузочный контейнер» без особых проблем (но при обилии ручных операций) позволяло квалифицированным специалистам при 4-х сменной работе выгрузить активную зону за двое суток.

В ходе эксплуатации ПЛА и появления новых типов реакторов специалисты ОКБМ от первых комплектов оборудования ПУ-1, ПУ-2 перешли к наиболее совершенной модификации ОК-300ПБМ. Отдельное устройство: механизм наведения, перегрузочный контейнер, устройство для подрыва крышки представлено на рис 1, 2.


Рис.1. Устройство для подрыва крышки реактора. После извлечения крышки в проём устанавливается наводящее устройство и контейнер для выгрузки ОТВС.



Рис.2. Механизм наведения и перегрузочный контейнер в сборе над реактором.

В связи с некоторой путаницей в появляющихся публикациях внесем ясность в действовавшую до 2000 г. модель перезарядки реакторов отечественных ПЛА и функции основных участников процесса:

  • команда БТБ (работа с реактором);
  • обеспечивающая ПТБ (размещение оборудования и свежих зон, средства дезактивации и рабочие среды, прём ОЯТ и РАО);
  • судоремонтный завод (сопутствующие корпусные работы, демонтаж-монтаж приводов СУЗ).
Для доступа к реактору приходится разбирать всю верхнюю часть отсека: вырезать лист прочного корпуса, демонтировать ряд механизмов, протягивать временные коммуникации, устанавливать над проемом надотсечные конструкции, а затем в обратном порядке приводить реакторный отсек и его насыщение в рабочее состояние. Объем сопутствующих корпусных работ и требуемая квалификация заводского персонала обусловили проведение перезарядки реакторов на акватории судоремонтного предприятия, совместив перезарядку с плановым ремонтом карабля (замена активных зон по месту базирования ПЛА проводилась в единичных случаях). Вскрытие реакторов, перегрузка ядерного топлива и прочие процедуры, включая физический пуск аппаратов, выполнялись выездными командами БТБ (применительно к Северному региону - в Северодвинске, Полярном, Снежногорске). На долю обспечивающей ПТБ приходился прием продуктов перезарядки (ОЯТ, РАО, оборудование), которые далее передавались на площадки и в стационарные хранилища береговых баз.

Заметим, что на всех построенных в 1959-63 г.г. БТБ выявилось немало изъянов, значительная часть сооружений из-за проектных ошибок оказалась невостребованной.  Дефекты сооружений и не прописанные процедуры возмещались  изобретательностью военного персонала. Свойственный первому набору офицеров-перезарядчиков энтузиазм и приобретенный профессионализм позволили нивелировать все несовершенства поставляемой флоту техники и обеспечить дееспособность системы технологического обслуживания реакторов в течение 40 лет. Даже когда на 569 БТБ в гб. Андреева случилась аварийная течь хранилища ОЯТ, все перезарядки реакторов шли своим ходом, последствия аварии были локализованы собственными силами, утерянные мощности хранения оперативно возмещены, инфраструктура объекта обновлена (проведена ЛЭП, заменены все инженерные сети, установлены новые котлы ДКВР, смонтирован действующий до настоящего времени кран КПМ-40 и т.д.)


Парадоксы  реформирования

БТБ и Сев РАО
. Потрясения 1990-ых годов с массовым выводом из эксплуатации ПЛА и отсутствие у ВМФ средств для содержания технических баз привели последние на грань выживания.

В 2000 году распоряжением Правительства РФ от 09.02.2000 № 220-р все четыре БТБ были расформированы. Территория, инфраструктура и хранящиеся ядерные материалы перешли под юрисдикцию вновь созданных федеральных предприятий по обращению с радиоактивными отходами – Сев РАО и Даль РАО, подведомственных госкорпорации «Росатом». Эти предприятия ориентированы исключительно на реабилитацию бывших БТБ (т.е. самих себя) и в настоящее время не могут рассматриваться как базовые структуры технологического обслуживания реакторов действующих ПЛА К примеру, за 11 лет своего существования СевРАО не приняло извне ни одного грамма радиоактивных отходов. Предприятие обозначило себя лишь работами по утилизации списанных ПЛА - выгрузкой 3-х отработавших выемных частей с ПЛА пр.705 и вывозом через "Атомфлот" 5-ти отработавшиз зон I поколения.

ПТБ. Плавтехбазы пр. 326 М и пр. 2020 до недавнего времени активно использовались в работах по утилизации ПЛА. За период 1990-2005гг. в Северном регионе было выгружено ОЯТ из 83 ПЛА, в том числе плавтехбазами Северного флота из 66 ПЛА (ПТБ Мурманского пароходства «Имандра» обработано 12 ПЛА, береговым комплексом на «Звездочке» - 4, Сев РАО – 1 ПЛА пр. 705). К настоящему времени все ПТБ пр. 326 из эксплуатации выведены.

Функции  4 ликвидированных БТБ и 8 списанных плавтехбаз на данный момент  восполняют три оставшиеся плавучие базы перезарядки реакторов пр. 2020 (2-СФ, 1-ТОФ) На потенциальный ресурс 3-х кораблей технологического обслуживания можно рассчитывать лишь в условиях переходного периода, когда предельно сокращена группировка действующих ПЛА.

Темпы перезарядки. Число перезарядок реакторов, выполненные за последние 10-12 лет можно косвенно оценить по объему заводского ремонта. Применительно к Северному региону в открытой печати сообщалось, что в Северодвинске на ЦС «Звездочка» с 1998 г. по настоящее время прошли глубокую модернизацию все ракетоносцы: пр. 667 БДРМ («Екатеринбург» зав. 380, «Верхотурье» зав. 379, «Тула» зав. 382, «Брянск» зав. 383, «Карелия» зав. 384, «Новомосковск» зав. 387). Ранее на «Севмаше» прошел ремонт и модернизацию ТРПКСН пр. 941 «Дмитрий Донской» и ПЛА пр. 971 зав. 822. В этот же период на СРЗ «Нерпа» был выполнен ремонт с перезарядкой на двух ПЛА. Все перечисленные работы выполнялись силами ПТБ пр. 2020 «ПМ-63» и «ПМ-12». Можно считать, что общее количество перезаряжаемых ПЛА за последние 12 лет не превысило 10 единиц. Для сравнения – только в 1970-1980 на Северном флоте ежегодно проходили перезарядку 14-20 ПЛА. Также в 2005-2008 г.г. силами плавтехбаз флота выгружено ОЯТ из реакторов ТАРКР пр.1144 "Адмирал Лазарев" (ТОФ) и "дмирал Нахимов" (СФ).

Данные работы могут рассматриваться как первый этап полноценной перезарядки надводных кораблей, поскольку после 10-летнего отстоя планируется модернизация и ввод в строй этих атомных крейсеров.

РАО. Расхожим штампом стало утверждение, что проблема радиоактивных отходов (РАО) флота решалась по остаточному принципу. В действительности при сравнении с нынешним паритетом цен для этих целей из госбюджета выделялись миллиарды рублей. К сожалению созданные для ВМФ береговые (60-е годы, БТБ) и плавучие (80-е годы, тр. «Амур" и "Пинега") комплексы переработки жидких РАО оказались абсолютно непригодными. В то же время стихийно сложившаяся система обращения с РАО на Северном и Тихоокеанском флотах при всех экологических издержках действовала безотказно (подробнее см. "Атомная стратегия, №52/2011 "Где взять радиоактивные отходы для Сайды") И если в губу Андреева после очередной перезарядки приходила плавтехбаза пр.326 (326М), то без каких либо проволочек на уровне главного инженера БТБ немедленно принимались все решения по освобождению ПТБ от жидких и твердых РАО, в том числе по приему гильз с отработавшими стержнями СУЗ.

Сейчас действующая ПТБ пр. 2020 "ПМ-12" хранит на борту более 300 таких стержней (и иных специфических РАО), но ни одна организация в Северодвинске и на Кольском полуострове, не говоря о СевРАО, эти отходы принять, не сможет. Хотя в настоящее время отходы действующего флота составляют крохи, по сравнению с радиоактивными отходами предприятий Росатома.

Знакомый всем ВНИПИЭТ проектирует на немецкие деньги пункт хранения РАО в губе Сайда, но как там учитываются интересы атомной группировки Северного флота - неизвестно. Особенно после недавно подписанного президентом России федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами (РАО) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


Вместо заключения

Вопрос обновления базовых средств технологического обслуживания корабельных реакторов остается открытым. Морально устаревшие и исчерпавшие ресурс БТБ ликвидированы. Из 11 плавучих баз перезарядки сохранились три. Образовавшихся на территории бывших БТБ федеральные предприятия Сев РАО и Даль РАО уже 10 лет занимаются реабилитацией самих себя. Планы реабилитации простираются до 2035 года, так что  о переориентации этих предприятий на деятельность по технологическому обслуживанию действующих ПЛА  речь не идет. Появившиеся на заводах в Северодвинске и в Большом Камне две береговые базы выгрузки (БКВ) пригодны лишь для работ с утилизируемыми ПЛА, содержащими «холодное» ОЯТ. Формально ВМФ располагает двумя Центрами перезарядки реакторов на Кольском полуострове и в Приморье, но это только фасад 3-х оставшихся ПТБ пр. 2020, срок службы, которых к 2015 году составит 30 лет (задания на проектирование новых плавучих баз перезарядки ЦКБ «Айсберг» не имеет). С ликвидацией БТБ хранение крупногабаритного перегрузочного и надотсечного оборудования (комингсы, рабочие площадки, укрытия типа «Рубка») стало бесхозным. В Технических управлениях СФ и ТОФ упразднены отделы перезарядки реакторов, а статус специалистов, координирующих деятельность флота в этой сфере резко понижен. Также снижены ранги офицерских должностей на оставшихся плавтехбазах пр. 2020 и сформированных Центрах перезарядки реакторов. В Военно-морском инженерном институте (бывшая «Дзержинка») прекращен выпуск по специальности «Перезарядка корабельных ядерных реакторов».

Из головных организаций, ранее отвечающих за технический уровень береговых и плавучих средств перезарядки реакторов, сохранил свою проектную компетентность лишь нижегородский «ОКБМ Африкантов». Остальные НИИ и КБ этого профиля по разным причинам утратили свой научный потенциал и способны разве что компилировать печатную продукцию из ранее найденных решений, что подтверждает случившаяся история с заместителем главы «Росатома» Е. Евстратовым.

Когда-то технические управления флотов (ТУ СФ, ТУ ТОФ, ГТУ ВМФ) представляли собой своеобразные аналитические центры по комплексному развитию средств перезарядки. На данный момент трудно назвать орган, где могли бы внятно сформулировать тактико-техническое задание на новую технику в затронутой сфере.

Разрыв между обновляемой группировкой атомных кораблей и исчезающими структурами технологического обслуживания грозит опаснейшими диспропорциями при эксплуатации корабельных ЯЭУ

Облик будущей инфраструктуры в целом не просматривается, но на состоявшемся 28 июня с.г. семинаре некоторые приоритеты были очерчены, в том числе:

  • Перейти на модель перезарядки реакторов на твердом основании, освободившись от схем работ на плаву – родового дефекта 60-ых гг. Эллинги заводов «Звездочка», «Звезда», «Нерпа» позволяют совмещать ремонт ПЛА, перезарядку реакторов и упаковку ОЯТ на едином стапеле.
Справка: В 1991-2001гг. в эллинге ДВЗ «Звезда» были выгружены активные зоны из 16 реакторов, а в 2002г. подобным образом на СРЗ «Нерпа»  были разгружены 2 реактора «Курска». При создании в 2002 г. за счет средств Министерства обороны США громоздких БКВ в Северодвинске и Большом Камне проектанты предпочли вместо твердого основания вернуться к архаичной модели работ на плаву.
  • Отказаться от принципа "веревки" (т.е. извлечения ОТВС из реактора на гибком тросе) и реализовать систему жесткого позиционирования выгрузки ОТВС (аналог перегрузочных машин на АЭС). Модернизационный ресурс существующего перегрузочного оборудования исчерпан. У специалистов «ОКБМ Африкантов» давно наработан принципиально новый облик перегрузочного комплекса на цифровых системах. Об этом флот может только мечтать без боязни повторения Чажмы. Дело за малым – получать задание на разработку от потенциального заказчика – ВМФ.

  • В проектах нового поколения плавтехбаз (если такое решение последует) предусмотреть хранение отработавших зон, как в охлаждаемых баках, так и с теплоотводом за счет естественной воздушной конвекции ("сухое" хранение)

  • Также под вопросом фундаментальный принцип - остается ли за флотом утвержденное Постановлением Совета СССР от 17.01.1959 г. правило по выполнению перезарядок корабельных реакторов только силами и средствами ВМФ, либо эта процедура перейдет к гражданским структурам на условиях аутсорсинга, и мы будем иметь аналог деятельности Сев РАО на бывшем объекте ВМФ? По глубокому убеждению автора система перезарядок корабельных реакторов может функционировать без сбоя только в составе ВМФ.

Как здесь не вспомнить президента США Ф. Рузвельта, написавшим на записке Альберта Эйнштейна о возможности использования атомной энергии в военных целях фразу: «Это требует действия». Масштабы затронутой темы не сопоставимы с Манхэттенским проектом, но они также требуют действий и самых незамедлительных.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.42
Ответов: 7


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 8 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: ВМФ остается без средств перезарядки реакторов (Всего: 0)
от Гость на 04/08/2011
Перейти на модель перезарядки реакторов на твердом основании, освободившись от схем работ на плаву

Нет уж, нет уж! Если нужно твёрдое основание - заказывайте перспективные ПТБ в виде плавдоков. И не тянуть ядерно-опасные работы в цеха.


[ Ответить на это ]


Re: ВМФ остается без средств перезарядки реакторов (Всего: 0)
от Гость на 11/05/2012
А за каким рожном? Зачем менять годами отработанную и проверенную схему. Или кому-то позарез нужно срубить денежку на постройке.


[
Ответить на это ]


Re: ВМФ остается без средств перезарядки реакторов (Всего: 0)
от Гость на 04/08/2011
Морячки!

Даешь новую Чажму!!!


[ Ответить на это ]


Re: ВМФ остается без средств перезарядки реакторов (Всего: 0)
от Гость на 05/08/2011
 Приходится констатировать с сожалением - Чажма не за горами. К тому весь политическо-менеджерский пасьянс.
М.б. успеем предотвратить?
Будь здрав бояре.


[ Ответить на это ]


Re: ВМФ остается без средств перезарядки реакторов (Всего: 0)
от Гость на 11/09/2011
а то, что реакторы нового поколения вообще не нуждаются в перезарядке в ходе своей службы, Вы господа не задумались?
тогда будет всего две операции с реактором--загрузка горючего при начале испытаний корабля и его выгрузка при утилизации, все это могут вполне сделать специализированные гражданские структуры


[ Ответить на это ]


Re: ВМФ остается без средств перезарядки реакторов (Всего: 0)
от Гость на 11/05/2012
то, что реакторы нового поколения вообще не нуждаются в перезарядке в ходе своей службы, Вы господа не задумались. Это типа как? вечный двигатель, что ли? Или это какое-то новое слово техники - реактор без осколков деления, без накопления  нейтронных ядов, без нарушения герметичности ТВС и выхода активности.


[
Ответить на это ]


Re: ВМФ остается без средств перезарядки реакторов (Всего: 0)
от Гость на 24/03/2012
Автор статьи затронул важную составную поддержания атомного флота в боеготовном состоянии.  Надо честно признать, что   ликвидация перезарядчиков флота,  дело рук бывших руководителей технического управления ВМФ  ( ГТУ, СФ И ТОФ), которые перешли на гражданскую службу в Росатом, и провели целенаправленнную работу по разрушению структуры. Всё это прикрывалось благим намереванием "освободить флот от несвойственных ему функций". Эти бывшие военные управленцы забыли, что флотские "перезарядчики" это не гражданские люди, это особые люди которые работали с ядерным топливом на "ты" и весь технологичесий процесс перезарядки реаторов знали с закрытыми глазами и конечно не тиши кабинетов. Руководителей перезарядки на флоте (СФ - кап.2 ранга Кравченко В.П, кап.лейтенант Касперович Л.П. кап.2 ранга Гандзицкий К.С., ) было единицы, в то время как командиров атомоходов были сотни.Сейчас в Николаеве (Украина) на Николаевском судостроительном заводе, где строились  ПТБ пр. 2020 стоит недостроенная ПТБ в готовности  около 65%. Наши флоткие руководители  не могут найти деньги на приоретение этой ПТБ. Судоремонтным заводом совсем невыгодно брать на себя эту функцию, она для них затратна и невыгодна, здесь не надо быть великим экономистом.Остаётся одно - поверенуться лицом к флотским "перезарядчикам" пока ещё хоть есть к кому.  


[ Ответить на это ]


Re: ВМФ остается без средств перезарядки реакторов (Всего: 0)
от Гость на 11/05/2012
Справедливость вышесказанного сомнений не вызывает. За целенаправленным развалом БТБ, а теперь и ПСРЗ ПР с одновременным проталкиванием идей о замене их некими коммерческими или полукоммерческими структурами стоят вполне конкретные люди, такие как Пантелеев, Григорьев и пр., которые озаботились созданием для себя доходных мест, чтобы занять их после выхода в запас.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru