proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
На ГХК открытые бассейны с РАО засыпают грунтом. Ваше отношение?
Поддерживаю такой способ изоляции
Допускаю при научном обосновании
Нужно РАО извлекать, в емкости и в хранилище

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
PRo Выставки

Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
PRo Рекламу

[28/02/2012]     Песочница творчества или поиски Абсолюта

Александр Просвирнов

Если окинуть беглым взглядом новые проекты в отрасли, да и в стране в целом, то сразу бросается в глаза, что в традиционных отраслях, кроме электроники, коммуникаций и компьютерной техники, все идеи и открытия, заложенные в них, взяты из 60-х годов. Почему же произошел такой застой в творческой мысли и консервация идей? Наука зеркально отражает застой общества. В каком положении находятся генераторы идей, изобретатели-одиночки, энтузиасты-исследователи? В положении просителей перед сонмом государственных лиц, облеченных властью.


В то время, как сотня энтузиастов-исследователей просит униженно рассмотреть их идеи, тысячи «офисных работников», а может уже и миллионы, перекладывающих бумажки на столе или с умным видом файлы на «рабочем столе» компьютера отмахиваются от них, как от назойливых мух. И это еще цветочки. Находятся ретивые, которые начинают гнобить таких энтузиастов, выгонять с работы, отсекать от любимого детища творчества. Примечателен пример с главным конструктором экранопланов Ростиславом Алексеевым, который добился 40 лет назад прорывного отрыва СССР от конкурентов в западных странах на 10-20 лет. В самый ответственный момент, уже на завершающей стадии испытаний, главный конструктор был отстранен и снят с должности. Ему запретили даже участвовать в испытаниях, и постепенно разогнали всю его творческую группу.

Результат всем известен. Опытные экземпляры, показавшие уникальные характеристики, либо ржавеют, либо порезаны на металлолом. В 90-х годах группа американцев облазила с фотоаппаратами все закоулки прежде суперсекретных аппаратов, и были заявления с их стороны, что мы опережаем их на 10-20 лет по технологии экранопланов. Понять человека, поставившего крест на целом перспективном направлении непросто. Если отбросить гипотезу вредительства, то возможны различные варианты: не было личной заинтересованности (не был включен в патент), не понял идеи или личная неприязнь, зависть и стяжательство. В любом случае, интеллектуальная несостоятельность человека, оказавшегося во властной иерархии выше главного конструктора, явилась причиной прекращения развития целой отрасли.

При наших бескрайних просторах этот вид транспорта мог бы стать локомотивом развития отдаленных регионов. Полет на экраноплане намного дешевле полета на самолете, он не требует взлетно-посадочной полосы, а значит не требуются многомиллионные затраты на аэродромную инфраструктуру. К сожалению, СССР пошел именно на такие расходы по созданию местных аэродромов, но в годы перестройки практически все они умерли, и сейчас есть масса отрезанных от цивилизации поселений. Возможно и по этой причине, только за последний год по данным Росстата умерло 20 тысяч поселений. Досталось и отрасли от закрытия местных аэродромов. На некоторые урановые рудники приходится добираться сутками окольными путями, в то время, как в эпоху СССР на самолете местной авиации по прямой за считанные часы. В результате остро встал вопрос с кадрами для рудников, так как молодежь предпочитает все-таки иметь возможность удобного транспортного сообщения с миром. Вот стоимость, которую платит все общество за глупость и зависть одного человека, случайно оказавшегося у кормила власти. Нельзя недооценивать роль лица, принимающего решение, и соответствие его технических знаний занимаемому посту.

Таких примеров можно привести сотни, а может и тысячи. Например, Л.Н. Щукин, предложивший идею управления пограничным слоем, исключающим срыв потока при больших углах атаки. Идея воплощена в аппарат ЭКИП (http://www.ekip-aviation-concern.com/index-r.htm), изготовлена полномасштабная модель, пылящаяся на Саратовском авиазаводе, балансирующем на грани банкротства. Идея встретила ожесточенное сопротивление отдельных представителей науки, по сути, к травле автора идеи. К сожалению, главный локомотив этой идеи и аппарата ЭКИП Л.Н. Щукин умер в автомобиле на посту ГИБДД от инфаркта, а доблестные работники ГИБДД даже не потрудились вызвать скорую, предпочитая проверить его на наличие алкоголя в крови. Результат плачевный: умер автор идеи – умирает и сама идея. А в аппарате ЭКИП была заложена масса других перспективных идей: схема летающее крыло с высоким объемным коэффициентом полезного пространства, шасси на воздушной подушке, экранный эффект на взлете и посадке, двигатели на газе и т.д.

Во все века новое пробивало себе дорогу вопреки власть предержащим, а не благодаря их усердию, как часто они это хотят представить. И это верно не только для нашей страны.
Неистовую жажду познания творческого человека и полное равнодушие общества к этому процессу описал еще Оноре де Бальзак в романе «Поиски Абсолюта» [1]: «К стыду рода человеческого, в Дуэ не встретилось и двух великодушных сердец, чтобы воздать честь настойчивости гениального ученого. Для всего общества Валтасар был человеком, которого надо отдать под опеку, дурным отцом, проевшим шесть состояний, целые миллионы, искавшим философского камня в девятнадцатом веке, в веке просвещения, в веке неверия, в веке и т. п. ... Его поносили, клеймили прозвищем алхимика, бросали ему в лицо слова: "Хочет делать золото!" Пусть не звучит хвала нынешнему веку, предоставляющему, по примеру всех веков, таланту умирать от равнодушия, такого же грубого, то и в те времена, когда умерли Данте, Сервантес, Тассо e tutti quanti [И все им подобные (итал.)]. Народы еще медлительней оценивают создания гения, чем короли.» .[1]

И вот уже в наши дни, что пишут об истории создания операционной системы Unix: «В этот неблагоприятный момент, когда руководство было категорически против новых идей, казалось безрассудным продолжать разработку компьютерных операционных систем. Но это именно то, что Томпсон, Ритчи, и многие из их коллег по Bell Labs, отважились сделать. Теперь, 40 лет спустя, нам стоит поблагодарить этих исследователей за то, что они проигнорировали своих шефов и продолжили своё любимое дело, подарившее миру UNIX - одну из величайших компьютерных операционных систем всех времён и народов.» [2]

Очень часто гении-одиночки готовы отдать последнее за возможность заглянуть за горизонт непознанного: «Идея Абсолюта прошла повсюду, подобно пожару. В комнате отца (Вальтасара) только и было мебели, что постель, стул и стол, на котором стоял дрянной медный подсвечник с оставшимся от прошлого вечера огарком свечи самого последнего сорта. Бедность достигла таких размеров, что занавесок уже не оказалось на окнах. Самые незначительные домашние предметы, все, что могло иметь хоть какую-нибудь ценность, было продано, вплоть до кухонной посуды.»[1]
Вот уже более 40 лет геолог Владимир Ларин «пробивает» в одиночку свою теорию происхождения и строения Земли и других планет солнечной системы. Его теория позволяет строго описать большую часть зафиксированных экспериментальных фактов, в то время как старая теория железного ядра трещит по всем швам под напором все новых появляющихся фактов.

Попробовала ли академия проверить на экспериментальных фактах новую теорию? Организовала ли широкие дополнительные исследования? Нет, как обычно, она законсервировала стагнацию своих идей на привычных для нее теориях и предоставила автору гидридной теории строения ядра Земли в одиночку противостоять всей мощи нашей академии. Официальная наука, правда, не учла, что эпоха ее монополии на информацию закончилась с внедрением Интернета. Сейчас любой человек, которому закрыт доступ в официальные научные журналы, может опубликовать свои гипотезы и теории в Интернете и поделиться знаниями с другими энтузиастами. Одиночка-энтузиаст Владимир Ларин продолжает свои исследования на свой страх и риск и находит все новые и новые факты, подтверждающие его теорию, публикует книги и не только на русском языке и находит все больше и больше последователей не только в нашей стране, но и за рубежом. Не удивлюсь, если эта теория придет к нам уже с запада.

Но вернемся к нашей отрасли. Масса энтузиастов, исследователей холодного ядерного синтеза, сейчас в западной прессе предпочитают называть этот процесс низко-энергетическими ядерными реакциями, на свой страх и риск, часто подобно герою Бальзака Вальтасару отдавая последнее, предприняла попытку сделать прорыв в застое идей в нашей науке. В ответ на это в недрах академии была создана комиссия РАН по борьбе со лженаукой, куда вошли поборники традиционного «горячего» термоядерного синтеза. И вот здесь налицо конфликт интересов, так как холодный термояд нарушает монополию идей. Простому обывателю сразу видно, что испугавшись оттока и без того солидных средств от темы «горячего» термоядерного синтеза, господа академики попытались просто «защитить свою поляну» в бюджете от посягательств «проходимцев от науки». Как должны поступать люди, стоящие на страже национальных интересов? Досконально изучить идеи и проверить экспериментально, выискивая ошибки, как у себя, так и у автора идеи. И либо подтвердить эффект, либо на экспериментальных фактах доказать обратное, и показать ошибки автора идеи. Известно, что только 3% идей подтверждается и внедряется, но также известно, что без проверки оставшихся 97% вы никогда не получите и 3%, а только голый «ноль». Закон перехода количества в качество еще никто не отменял. К сожалению, можно констатировать, что в стране катастрофически не хватает людей с государственным мышлением, стоящих на страже национальных интересов. Каждый с пеной у рта защищает свой местечковый интерес, не задумываясь об общих интересах, и это проглядывается на всех уровнях сверху донизу, только масштабы «местечковости» изменяются.

Справедливости ради надо отметить, что некоторое время в ФГУП «НИИ НПО «ЛУЧ» некоторые представители администрации поддерживали отдельные фундаментальные исследования по трансмутациям, например, исследования изменений структуры, элементного и изотопного состава катодов в плазме тлеющего разряда, инициированного в водороде, дейтерии, аргоне, ксеноне [4].
Председатель комиссии РАН заявил на радиостанции «Эхо Москвы» 11 февраля 2010 года: « После распада СССР лженаука начинает проникать в вузы страны. В 1994 г. в Магнитогорской горно-металлургической академии издается учебное пособие А.В. Вачаева и Н.И. Иванова «Энергетика и технология структурных переходов». О чём эта книга? Приводятся модели электромагнитной импульсной перестройки симметрии элементов, в результате которой образуются более лёгкие и простые элементы с выделением энергии разрываемых структурных связей. Думаю, комментарии здесь не требуются. А вот безответственных рецензентов следует обнародовать» [3]. И снова, как в примере с геологом Лариным, мы видим не попытку провести исследования и разобраться в вопросе, а огульное отрицание идеи и экспериментальных данных, полученных в другой научной школе. 

 «28 января 2010 проведено объединенное заседание энергетического, физического и металлургического факультетов ЮУрГУ. На нем были подробно изложены эксперименты умершего еще в 2000 году непризнанного А.В. Вачаева, были показаны удивительные необъяснимые вещества в большом количестве (!), полученные на выходе установки Вачаева.» [3]

Первые положительные результаты А.В. Вачаев получил еще в 1994 году. Конечно, в то время стране было не до науки. За 6 лет А.В. Вачаев провел массу экспериментов и создал установку «Энергонива», на которой уже килограммами получал из дистиллированной воды и растворов различные элементы таблицы Менделеева, тепло и электрическую энергию в количествах, превышающих затраты энергии. Смерть А.В. Вачаева в 2000 году остановила эксперименты. Как уверяют его ученики, они продолжают эксперименты, но их результаты гораздо скромнее. Автор идеи умер и унес в могилу свой основной секрет.

Через 11 лет после его смерти Андреа Росси в Италии продемонстрировал промышленную установку на технологии LENR и запустил уже завод по производству E-Cats установок. Что делала 11 лет «уважаемая» комиссия? Исследовала идею и полупромышленную установку Вачаева? В результате ее «деятельности» Россия потеряла приоритет открытия. Он теперь принадлежит итальянцам, а не россиянам. И надо еще отметить, что установка Вачаева может сразу преобразовывать энергию «холодного синтеза» или низкоэнергетических ядерных реакций (условное название, так как теории еще нет) в электрическую энергию, в то время, как аппарат Росси производит только тепло. Андреа Росси в начале 2012 года заявил, что запустил в производство 1млн. потребительских аппаратов E-Cats мощностью 10кВт каждый, которые будут стоить между $100 и $150 за установленный киловатт http://www.journal-of-nuclear-physics.com/?p=510&cpage=41#comment-165083. Если это подтвердится, то можно поставить на традиционной ядерной энергетике крест, так как она не выдержит такой ценовой конкуренции.
25 мая 2011 года состоялся научный семинар кафедры технической физики ФТИ УрФУ с участием член-корреспондента РАН В.Ф. Балакирева по теме «Низкоэнергетические ядерные реакции», который констатировал [7]: «В настоящее время исследования по низкоэнергетическим ядерным реакциям широко ведутся в США, Японии, странах Европы. В России отсутствует государственная программа и финансирование исследований по данному направлению, работы ведутся бессистемно, на личной интеллектуальной и финансовой основе. При проведении экспериментов нет возможности контролировать все существенные параметры, что усложняет интерпретацию результатов, снижает их воспроизводимость и затрудняет проведение аналогичных экспериментов независимыми исследователями в этой области. Семинар считает, что научное направление - низкоэнергетические ядерные реакции - является перспективным для развития альтернативной энергетики, поэтому нуждается в государственном финансировании.»[7]

По мнению авторов работы [8] под редакцией члена-корреспондента РАН Л.А. Смирнова «Способ А.В. Вачаева применим для жидкодисперсных сред, обладает громадным преимуществом перед остальными способами, так как установка работает в непрерывном режиме с большой производительностью и при работе происходит выделение электрической энергии. В целом следует отметить, что российскими учеными разработаны основы низкотемпературной малозатратной технологии трансмутации химических элементов с одновременным выделением энергии.» [8] Если мнения ученых и членов комиссии разделились, то, что необходимо сделать с точки зрения обывателя? Организовать исследования и широкое обсуждение проблемы. Аналогичный вопрос можно было бы адресовать и нашей отрасли, так как в ее структуре более десятка профильных исследовательских институтов. Почему бы одному из институтов не взяться за экспериментальную проверку эффекта «низкотемпературной трансмутации химических элементов с одновременным выделением энергии [8]»? Если этот эффект открыт экспериментально металлургами, то уж разработать теорию процесса прямой резон для профильного института нашей отрасли, имеющей колоссальный интеллектуальный потенциал в этой области.

Любой творческий процесс нуждается в инновационном менеджменте, который, в свою очередь, связан с большими рисками, так как велика вероятность попасть в 97% несостоявшихся идей, и роль государства взять на себя подобный риск. Многие государства создают специальные агентства, например DARPA в США, которые финансируют рисковые инновационные проекты. «Проект закона «О фонде перспективных исследований «Национальная безопасность и развитие» (НБР) разработан и вскоре будет внесен правительством в Госдуму.» Об этом 16 февраля 2012 г. на парламентских слушаниях в Совете Федерации заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Как и DARPA, российский фонд НБР будет главным образом финансировать работы по оборонной тематике. Правда, аппетиты НБР пока существенно скромнее, чем у американских коллег, которым на 2012 год выделено $2,8 млрд, а российскому НРБ только 3 млрд. рублей. http://izvestia.ru/news/515724

Вопрос частного инвестирования в инновационные исследования полон загадок. Пока только один из наших олигархов, Михаил Прохоров, вложился в инновационный бизнес. Концепция ё-мобиля действительно инновационная и разительно отличается от «новых» моделей Автоваза. Но что-то не видно, чтобы государство помогало частному инвестору. Более того, в печати просочились слухи о попытке госструктур запретить строительство дороги к будущему заводу ё-мобилей. Журналисты дружно стали посмеиваться над ё-мобилем. В России принято ругать тех, кто хоть что-то делает, и превозносить в ранг «национальных героев» покупателей зарубежных футбольных клубов, дворцов и яхт, уводящих финансы за рубеж . Что должен сделать человек с государственным мышлением, облеченный властью? Освободить от налога на прибыль всех частных инвесторов, вкладывающих на территории России деньги в научные и инновационные исследования, так как за этим будущее наше выживание в глобальном мире.

Как обстоят дела с инновационным менеджментом в Финляндии, входящей в десятку стран, которые имеют самое большое количество патентов на душу населения, зарегистрированных в Европейском патентном бюро и Патентном бюро США? «…Нынешняя инновационная система Финляндии построена на противоположных принципах по сравнению с российской. У нас действует госпрограмма по строительству технопарков, а там все они частные, но на создание такого предприятия можно получить льготный кредит. А вот финансовая поддержка стартапов - задача, в первую очередь, специальных фондов, создаваемых государством и муниципалитетами. Местные власти очень заинтересованы в строительстве технопарков и в развитии большого количества инновационных бизнесов: город получает качественные рабочие места, а местный бюджет - налоги. На всей территории Финляндии действует Государственное агентство по развитию технологий и инноваций Tekes, имеющее всего две задачи: организация качественной экспертизы инновационных проектов и раздача грантов стартапам. Менеджеры агентства получают хорошую зарплату и не имеют права заниматься бизнесом. Самое интересное, что сотрудникам Tekes ставят в вину, если в их зоне ответственности слишком велик процент успешных проектов - это означает, что чиновник боится рисковать и может отвергнуть самую ценную заявку по причине её принципиальной новизны и нестандартности. А вот российский чиновник порой и рад бы поддержать оригинальную идею, но боится, что в случае возможного неуспеха к нему придёт прокурор и строго накажет за безрезультатно потраченные бюджетные средства.» [14]

Все еще сохраняются бюрократические препоны на пути ученых гражданского сектора. Очень многие экспериментальные военные установки недоступны для них. Вот, например, что пишет на сайте http://theoryandpractice.ru/posts/3840-molodye-uchenye-fizik-sergey-kolesnikov молодой ученый, специалист в области протонной радиографии, Сергей Колесников: «...то, что не может рентген, могут дать пучки протонов. Сначала установка в Национальной лаборатории в Лос-Аламосе использовалась для военных нужд, но сейчас любой физик может подать туда заявку на исследование, и оно будет проводиться бесплатно при условии открытой публикации результатов работы. Но остатки мышления Холодной войны все еще живут в головах функционеров от науки по обе стороны океана, и у нас к этой установке доступа не было. Загвоздка в том, что и в России, и в Америке ускорители, создающие более мощные протонные пучки, недоступны для гражданской фундаментальной науки и используются для военных нужд. Но выход из ситуации нашелся благодаря нашим друзьям из Германии, из Дармштадта. Это ускорительный центр GSI, в нем в свое время открыли много трансурановых элементов. Вот у них есть отличный протонный пучок с энергией в несколько раз большей, чем и у нас, и в Лос-Аламосе. И поразительное дело: оказалось, что и нам, и американцам гораздо проще и, что самое странное, дешевле создать вместе с немцами новую установку в Германии, чем бодаться с собственными чиновниками за допуск к уже имеющимся в наших странах ресурсам. В результате получилась успешная коллаборация.» Как говорится, комментарии излишни.

Руководство страны объявило курс на модернизацию. Но какими методами оно собирается проводить этот курс? Опять же методом бюрократической надстройки типа Сколково? Это все смахивает на кампанейщину, а не на серьезную работу на все времена. Страну не поднять с колен без возведения стройной системы выращивания творчески ориентированных людей, поощряющей творческую инициативу масс. И начинать надо со школы. Есть масса энтузиастов-учителей, которые вопреки бюрократически настроенным работникам различных структур министерства образования внедряют развивающие методы обучения. По мнению этих учителей: «Учитель, попробовавший поработать в развивающем обучении, никогда не сможет работать по традиционной программе. Не умаляя достоинства учителей, прекрасно работающих, творческих, воспитавших плеяду достойных учеников (все мы вышли из традиционной школы), преподавание по системе Эльконина–Давыдова дает массу преимуществ».

В 1989 было основано негосударственное образовательное учреждение «Уральский региональный экспериментальный учебно-научный комплекс» (УРЭК - http://urec.ru/) с целью создания максимально благоприятных условий для поиска, обучения и воспитания способных детей и молодежи, подготовки будущих интеллектуальных лидеров общества. Уфимский экономико-математический колледж был детищем УРЭКа. Вот впечатление учителя Т.А. Кудрявцевой, внедрявшей развивающее обучение в начальных классах этой школы: «Дети были маленькими победителями почти на каждом уроке и не хотели уходить с урока. Учителя вели только один предмет – это позволило быстро освоить содержание и углубиться в изучение новой методики преподавания. Впервые учителя не писали конспектов уроков. Это открывало такие возможности для творчества, что дух захватывало. Это не значит, что учитель не готовился к уроку. В тетради появлялись разные схемы урока, по дороге в школу появлялись новые идеи, а урок фактически диктовали дети, они научились задавать вопросы, формулировать свои учебные задачи и, когда они становились соавторами учителя, разгоралась страсть к учению. Над домашними заданиями приходилось сидеть часами, потому что дети предлагали разные способы решения задачи. Однажды на контрольной один ученик предложил 14 способов решения одного задания и, увлекшись, не успел сделать остальные очень лёгкие. Впоследствии его назвали Золотым учеником ЗФТШ физтеха, занимал первые места  на всероссийских олимпиадах, был приглашён в компанию Google (США), но отказался, так как предпочитает работать в России.»

В те годы общество переживало подъём, новые времена, новые веяния, новые возможности. Появились новые имена в методике развивающего обучения: Е. Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амоношвили, Р. Г. Хазанкин и другие.

В состав УРЭКа входит Белорецкая компьютерная школа (БКШ) Р. Г. Хазанкина, имеющая статус средней общеобразовательной школы с углубленным изучением математики, физики, информатики и английского языка. Школа является одним из признанных лидеров российского школьного образования: выпускники БКШ имеют 100% поступаемость в вузы, более 50% из них отправляются учиться в Москву и Санкт-Петербург; более 200 учеников БКШ являются призерами олимпиад различного уровня, включая финалы всероссийских олимпиад. В 1993 г Американское математическое общество признало школу одной из 10 сильнейших в математическом направлении школьных образовательных структур на территории СНГ.( http://urec.ru/)

Р. Г.Хазанкин является создателем системы обучения школьников математике, которая называется «Вертикальная педагогика». Разработанная в конце 1970-х годов, она применяется до сих пор им и рядом его последователей и даёт при этом устойчивые высокие результаты обучения и воспитания школьников. Отличительными особенностями системы являются изменение целей обучения и воспитания школьников. Главные цели - научить школьников читать, писать и говорить, научить их сотрудничеству, созиданию, сопереживанию и сорадованию; научить задавать вопросы по сути изучаемых вещей учителям, старшим школьникам и соученикам, научить школьников делать работу вовремя. Второй особенностью системы – это построение учебного процесса, когда каждый ученик более старшего класса является активным помощником учителю в обучении одного ученика из младшего класса.

Последние нововведения в официальной школе приводят к алгоритмизации учебного процесса, что приведёт к стандартизации мышления, а это чревато убийством интеллекта и творческого начала в человеке. Введение ЕГЭ в школе привело к смене целей обучения. В настоящее время не обучают, а натаскивают в старших классах. Целью стало не научить мыслить, а натаскать на определённых алгоритмах ученика, дабы он смог решить ЕГЭ. Экзамены по ЕГЭ репетируют, проводят в несколько этапов, набирают решебники и штудируют. Кроме этого, количество бумажных отчетов, требуемых от учителя, превысило все разумные пределы и не оставляет учителю времени на творческий процесс подготовки уроков. Цель реформы образования – подтянуть отстающие школы до уровня передовых. К сожалению, все усилия «реформаторов» от образования сводятся к «приведению к среднему», то есть «затолкать» лучших в общий шаблон, чтобы «не высовывались».

Обучение в институтах также слишком формализовано и не поощряет творчество студентов. Это можно продемонстрировать на требованиях к дипломному проекту на профильных кафедрах отрасли. Ни много ни мало, а каждому дипломнику отдельно требуется разработать проект атомной станции, что не под силу и крупной организации. В результате студенты копируют из года в год старые проекты, нет обучения методам командной работы. А ведь был прекрасный опыт, когда группе дипломников МВТУ (ныне МГТУ) имени Баумана поручили спроектировать редуктор вертолета МИ-26. Результат превзошел все ожидания, оригинальное решение позволило создать самый большой вертолет в мире.

Как организовано обучение в лучшей технической школе Франции Эколь Политехник? Все курсовые работы выполняются командой из нескольких студентов. Сразу отрабатывается командная работа с распределением ролей, выбором лидера и разработкой проекта, имеющего практическую ценность. В процессе обучения студенты проходят три цикла практик на реальных предприятиях. Первая длится 6 месяцев и является общеознакомительной, пока студенты-мужчины, граждане Франции, проходят «курс молодого бойца» (школа относится к Министерству Обороны Франции). Вторую практику не менее трех месяцев студенты проходят перед защитой диплома бакалавра. Преддипломную практику на звание магистра студенты проходят в профильных организациях во всех уголках мира не менее 6 месяцев, в то время как у нас она не более месяца. Что можно сделать за месяц? В этих же профильных организациях выполняется и дипломный проект, имеющий практическую ценность. Часто дипломник по окончании ВУЗа трудоустраивается в эту же организацию и продолжает совершенствовать свой проект. И таких недоработок в нашем образовании можно насчитать еще много. Складывается впечатление, что при реформе образования из зарубежного опыта взято не самое лучшее, а часто нечто, что хуже, чем у нас было в советское время, а истинно ценные моменты оставлены без внимания.

Справедливости ради стоит отметить, что длительная практика в профильных научных и инновационных организациях используется в МФТИ (г. Долгопрудный), но это единичный случай. Многие западные фирмы формируют инновационные команды из студентов и аспирантов, которыми руководят опытные инженеры, например, Фирма Westinghouse, использовала студентов и аспирантов для разработки нового проекта IRIS затем АР300. Студенты и аспиранты работают не поодиночке, а в команде, и каждый отвечает за свой узел. При этом системная архитектура изделия (например, энергоблока) разрабатывается опытными инженерами, что уже служит учебным примером для студентов.

Все это касается, конечно, полноценных инженерных ВУЗов, но есть еще одна большая проблема. В России было в советское время 300 ВУЗов, сейчас – 3000. Всем должно быть ясно, что это мягко говоря профанация. Создание научных школ очень длительный процесс и не имеет ничего общего с тем стремительным ростом бизнес-школ в современной России. Практически все выпускники этих школ в области менеджмента, экономики и юриспруденции и «чихать» современной России с этим несметным количеством неучей придется еще долго. Во-первых, они оттягивают потенциальных абитуриентов от действительно требуемых профессий; во-вторых, понижают общий уровень образования, а значит, дискредитируют в глазах общества действительно сильных студентов из настоящих ВУЗов; в-третьих, «цена решения» горе-руководителя с таким образованием может больно ударить по экономике предприятия и страны в целом. Но самый главный урон в том, что подобные ВУЗы развращают молодежь, дают ложное ощущение, что без труда можно чему-то научиться, что сдавать зачеты и экзамены за деньги норма, а не кошмар, о котором даже помыслить в наше время было невозможно. Многие даже и не подозревают, что ничего не знают, оставаясь в наивном неведении. Хочется присоединиться к словам журналиста Ирины Самаховой [14]: «Лично я хочу жить в стране, где наука востребована, …, где есть достойная работа для образованной молодёжи, не горящей желанием посвятить жизнь карьере чиновника или спекулянта».

Все-таки необходим официальный рейтинг ВУЗов с градацией качества образования. И в такой информации нуждается, прежде всего, работодатель. Разработка рейтинга ВУЗов может базироваться на различных критериях, например, возраст и традиции ВУЗа, средняя зарплата выпускников за последние несколько лет, относительное количество выпускников, принятых на работу в иностранные кампании, процент безработицы среди выпускников, процент непрофильного трудоустройства и т.д. Такие рейтинги для западных ВУЗов существуют, и на их базе формируется зарплатная политика работодателя при приеме на работу выпускников ВУЗов.

В возрасте до 20 - 25 лет значительно легче формируется творческая личность, осваиваются психология и методология инженерного творчества, нежели после 30 лет. Известно, что революционные идеи создания новых высокоэффективных машин, аппаратов, приборов и технологий чаще выдвигают и разрабатывают люди до 30 лет. Ускорение научно-технического прогресса, экономическая мощь страны находятся в прямой зависимости от ее творческого потенциала, т. е. от числа творчески работающих конструкторов, технологов, ученых, широкое и активное участие молодежи в инженерном творчестве многократно увеличивает творческий потенциал страны.[12]

По мнению профессора А.И. Половинкина, «необходимость массового обучения молодежи инженерному творчеству, кроме всего прочего, сильно связана с поднятием престижа инженера, популярности инженерного труда и повышением качества обучения в ВУЗе. Дело в том, что многие инженеры, не умея ставить и решать творческие задачи, вынуждены заниматься утомительной и неинтересной рутинной работой. Приобретение навыков постановки и решения творческих инженерных задач значительно увеличит долю творческого труда. Хорошо известно, что с инженерным творчеством обычно связаны наиболее яркие страницы внутренней жизни человека, работающего в области техники. Кроме того, инженерное творчество часто приносит еще дополнительное моральное и материальное вознаграждение и глубокое удовлетворение полученным результатом. Поэтому массовое обучение методам инженерного творчества - это один из наиболее действенных путей повышения интереса к инженерному труду.»[12]

Существует ряд подходов, помогающих изобретателю раскрыть свой творческий потенциал. Большая часть этих методов являются эвристическими. Все они были основаны на психологии и логике, и ни один из них не претендует на роль научной теории:
·       Метод проб и ошибок
·       Мозговой штурм
·       Метод синектики
·       Морфологический анализ
·       Метод фокальных объектов
·       Метод контрольных вопросов

В СССР существовало три научных школы, которые пытались разработать теорию творческого процесса и компьютерные системы помощи изобретателям: физический функциональный анализ или школа инженерного творчества А.И. Половинкина[12], теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера [9] и СМД-МЕТОДОЛОГИЯ (системо-мыследеятельностная методология) Г.П. Щедровицкого [10], которые использовали различные подходы.

Цели и задачи физического функционального анализа школы А.И. Половинкина - обучение навыкам постановки и решения задач поиска (изобретения) новых, более эффективных конструкторско-технологических решений, в том числе решений, превосходящих мировой уровень. Другая не менее важная цель - подготовка к овладению интенсивной технологией инженерного творчества, основанной на использовании методов инженерного творчества, специально подготовленной информации и вычислительной техники.

Курс обучения методам инженерного творчества школы А.И. Половинкина направлен на изучение трех эвристических методов (методы мозговой атаки, эвристических приемов, морфологического анализа и синтеза) и трех компьютерных методов (методы синтеза технических решений на И—ИЛИ графах, синтеза физических принципов действия, математического программирования - синтеза оптимальных структур и форм).[12]

Последователи школы А.И. Половинкина в лице ассоциации ведущих университетов России - ЗАО «Корпорация «Университетские сети знаний» (УНИКОР - http://unicor.ru) создали методологию, основные средства компьютерной поддержки профессионального творчества и эффективную технология обучения (проективная педагогика). Кроме того, для повышения эффективности фундаментальных исследований и разработок по созданию теоретических и практических основ (принципов действия) новых поколений технических систем, в УНИКОР разработано средство для автоматизированного синтеза функциональных структур совместимых формализованных физических эффектов и явлений. В разработке УНИКОР участвовали ведущие специалисты 8 фондоемких отраслей промышленности, включая и нашу отрасль, однако мало кто об этом знает. Широкого внедрения эта методология в отрасли не нашла. На сайте компании есть несколько разделов (http://unicor.ru/ Результаты/продукты), посвященных интерактивному проведению физического функционального анализа поиска, синтеза физических принципов действия и т.д. Аналогами созданного УНИКОР инструментария являются разработанные Invention Machine Corp. (Кембридж, шт. Массачусетс, США) компьютерные системы IMLab и TechOptimizer, годовой объем продаж которых за короткое время превысил $ 10 млн. (см. http://www.invention-machine.com). По оценкам экспертов, мировая потребность в подобных системах составляет $ 2-3 млрд. Однако основной, еще больший эффект - при использовании таких систем. (http://doc.unicor.ru/poruch/page4.html)

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) разрабатывалась Г. С. Альтшуллером с 1946 года. Альтшуллер, будучи учёным и инженером, задался целью выявить, как делаются изобретения, и есть ли у творчества свои закономерности. Для этого он за период с 1946 по 1971 исследовал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировал решения по 5-ти уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приёмов, используемых изобретателями. В сочетании с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ), это стало ядром ТРИЗ. В основе был свод правил типа «решить задачу - значит найти и преодолеть техническое противоречие», который был дополнен теорией развития технических систем (ТРТС), в которой в явном виде сформулированы главные законы развития технических систем. За 60 лет развития, благодаря усилиям Альтшуллера, его учеников и последователей, база знаний ТРИЗ-ТРТС постоянно дополнялась новыми приёмами и физическими эффектами, а АРИЗ претерпел несколько усовершенствований. Общая же теория была дополнена опытом внедрения изобретений, сосредоточенным в его жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Впоследствии этой объединённой теории было дано наименование общей теории сильного мышления(ОТСМ)[9].

В составе теории: Структура и функции ТРИЗ, Законы развития технических систем (ТС), Информационный фонд ТРИЗ, Вепольный анализ (структурный вещественно-полевой анализ) технических систем, Алгоритм решения изобретательских задач - АРИЗ, Методы развития творческого воображения.

Современная ТРИЗ включает в себя несколько школ, развивающих классическую ТРИЗ и добавляющих новые разделы, отсутствующие в классике. Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ (приёмы, АРИЗ, вепольный анализ) остаётся практически неизменным, и деятельность современных школ направлена в основном на переосмысление, реструктурирование и продвижение ТРИЗ, то есть имеет больше философский и рекламный, чем технический, характер. В связи с этим современные школы ТРИЗ нередко упрекаются (как со стороны, так и взаимно) в бесплодии и пустословии. ТРИЗ активно применяется в области рекламы, бизнеса, искусства, раннего развития детей и так далее, хотя изначально был рассчитан на техническое творчество. Некоторые крупные корпорации применяют элементы ТРИЗ, адаптированные к своим областям деятельности.[9]

По определению из философского словаря (http://philosophy.polbu.ru/smd_metodologija.htm) «СМД-МЕТОДОЛОГИЯ (системо-мыследеятельностная методология) - подход, разрабатываемый движением, возникшим на базе Московского методологического кружка (ММК). История движения начинается с 1952-1954, когда образовался Московский логический кружок (А.А. Зиновьев, Г.П. Щедровицкий, Б.А.Грушин, и М.К.Мамардашвилии др.). Это был период разработки содержательно-генетической логики, ассимиляции культурно-исторической концепции Выготского, запрещенной в те годы в СССР кибернетики и разворачивающихся системных исследований. Осознание своего подхода, как отличного от логики, марксистской философии и науки произошло в кружке после публикации серии программных докладов "О возможных путях исследования мышления как деятельности" (Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев) и открытой критике их со стороны А.А. Зиновьева. Логический кружок становится методологическим (ММК). На этом этапе (теоретико-деятельностный этап 1957-1979) участники движении заняты разработкой теории деятельности и теории мышления (В.А. Лефевр, О.И. Генисаретский, В.А. Розин и др.), исследованиями в теории систем (Э.Г. Юдин, В.Н. Садовский и др.), системным проектированием и дизайн-программами (В.Я. Дубровский, Щедровицкий и др.)» [10].

Г.П. Щедровицкий, с 1971 года развивая системомыследеятельностный подход, предложил новую форму организации коллективных мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ), соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса (с 1979 по 1993 годы организовал и провел 93 игры).

Современные СМД-методологи плотно поработали и в нашей отрасли, но вот результаты пока не проглядываются. На мой взгляд, они отошли от методологии основателя Г.П. Щедровицкого, который имел добротное образование физфака МГУ и имел обостренное «чутье» на «творцов», в основе своей работы ставил поиск истинно творческих людей и шел в «народ» со своими организационно-деятельностными играми (ОДИ). Современники же ограничиваются ОДИ в бюрократической прослойке. Не смогли они достучаться до низов. Имея философское образование в своей основе, они, как правило, в своих ОДИ боялись опускаться до уровня предметной области нашей отрасли, ограничиваясь философскими рассуждениями. К тому же, перефразировали постулат Г.П. Щедровицкого: «Кто правильно мыслит, должен понятно высказывать свою мысль» в постулат: «Кто красиво говорит, тот правильно мыслит», что не одно и то же. Краснобаев много, а вот генераторов идей единицы, и часто они не умеют красиво преподать свою идею, так как в наших ВУЗах этому не учат. Задача методологов – научить «генераторов идей» понятно и доходчиво донести до лиц, принимающих решение, свои идеи. В настоящее время основные ресурсы по СМД-методологии сосредоточены на сайтах: http://psylib.ukrweb.net/books/shchg02/index.htm, http://www.koob.ru/shchedrovitsky/ и http://www.fondgp.ru/

Наиболее широко в мире и в России распространена технология ТРИЗ. Но все три системы имеют право на жизнь и необходимо дальнейшее их совершенствование, так как они взаимно дополняют друг друга и дают в руки инженеров инструмент творческого мышления и инженерной разработки. Все три школы считают свои подходы единственно правильными и работ, объединяющих все три подхода, не наблюдается. В настоящее время нет никакой государственной поддержки этим исследованиям, хотя в эпоху СССР эти методы разрабатывались в государственных учреждениях. В последнее время, в связи с бурным развитием информационных технологий, появились специализированные инструменты разработки сложных проектов, позволяющие связать процессы разработки требований, функционального, логического анализа и 3-D конструирования и проектирования новых изделий.(Пакет RFLP от Dassault Systemes [11]). Частные компании внедряются на этот рынок, так как за ним будущее.

Надо признать, что за последние 20 лет родилось поколение, главным вожделением которого является «золотой телец». Деньги, деньги, деньги…, а дальше что? Уже сейчас проглядывается кризис жанра. У многих не хватает даже фантазии, на что их тратить. 9 из 10 школьников хотят быть менеджерами, экономистами и юристами. Каждый хочет руководить финансовыми потоками в надежде «отщипнуть» от уже готового пирога жирный кусок. Созидать больше никто не хочет. Никто не объяснил молодым людям, что скоро нечем будет управлять. Инфраструктура, созданная еще в СССР, выйдет из строя, а глобализация, основанная на жесточайшей конкуренции, приведет к вымиранию «слабых», что уже и произошло со многими предприятиями бывшего СССР. Идет война за мозги. Выживет тот, кто сконцентрирует у себя технический интеллектуальный потенциал. «Насколько я помню, мы до сих пор не произвели ни одного приобретения, разве что приобретали таланты, что, по мне, одна из лучших вещей, которые можно было сделать», - сказал Марк Цукерберг, один из самых успешных бизнесменов, разработчик и основатель Facebook [14].

Наши юристы, экономисты и менеджеры не котируются на западе, но западные правительства и частные фонды готовы давать гранты на стипендию и оплату образования в лучших своих вузах талантливой молодежи со всего мира. В уже упоминавшейся выше Эколь Политехник, каждый год на 500 мест набирается 100 иностранных студентов. Вот пример стратегического подхода руководства страны (увы не России) к вопросу о ее будущем. Практически все иностранные студенты остаются на западе за редким исключением. Как правило, 2-3 студента из этих 100 человек из России, в основном из Новосибирска. Наиболее талантливые выпускники наших технических ВУЗов также стремятся трудоустроиться на западе. Идет отток именно технически грамотной молодежи, можно сказать «физиков», и скоро в стране останутся одни «лирики». Только за прошлый год из России эмигрировали 33000 человек и выехали на работы за рубежом еще 70000 специалистов.

«Кадры решают все.» Курс на модернизацию может уйти в свисток, если не создать систему выращивания творческой созидающей личности и систему творческой заинтересованности, своеобразных инкубаторов творчества. Как начинается день в лаборатории Нобелевских лауреатов Андрея Гейма и Константина Новоселова в Манчестере? По признанию К. Новоселова: « Это, в принципе, стиль работы, который Андрей (Гейм) насаждает, или, вернее сказать, прививает в нашей лаборатории, и которому я стараюсь следовать - так называемые "эксперименты в пятницу вечером". То есть когда вы можете выдвинуть совершенно глупую, бредовую идею и попробовать ее. И если не сработала, то не страшно - вы не потратили много времени. А если сработала, то она может принести очень большие плоды. И графен был одной из таких идей.» Они обсуждают последние мировые идеи, высказывают свои и могут тут же без всякого плана взяться за экспериментальное подтверждение идеи, благо любые приборы под рукой. Может ли подобное предложить хоть один наш ВУЗ? Захочет ли Нобелевский лауреат лишить себя «творческого счастья» и принять предложение переехать в Сколково? Навряд ли, что К. Новоселов прямо и сказал. Профессор физики Паоло Радаэлли из Оксфордского университета заметил кстати: "В эпоху сложности, с машинами типа супер коллайдера, они умудрились получить Нобеля, употребив клейкую ленту". Нет творческого человека – не будет идеи, не будет изделия. Ни один управленец не сможет восполнить потери автора идеи.

Срочно необходимо менять и «образ инженера» в стране. Сегодня это изгой, которого наша «элита» презирает за нищенскую зарплату и не впускает в свой круг. На экранах телевизоров мы видим других героев: олигархов, мастеров шоу-бизнеса, адвокатов, полицейских, умных следователей, супергероев, спортсменов и что-то не видно творческих созидающих людей. К юбилею ФСБ по ОРТ был показан сериал “Химик”, в котором инженер-химик, встретившийся с безразличием государства к своим изобретениям и от обиды и безысходности продавший свои наработки террористам, показан антигероем. Герой Алексея Баталова в фильме «Москва слезам не верит» остался единственным примером еще с советских времен. Деятелям искусства кажется, что рейтинги их передач сразу упадут, если они будут показывать творческих созидающих людей, а не шоуменов. Единственная телепрограмма «А это вы можете?» умерла вместе со смертью журналиста. Экранизация романа Оноре де Бальзака «Поиски Абсолюта» могла бы собрать солидную аудиторию, но вряд ли кто-то из режиссеров читал этот роман. Уже сейчас на вопрос “Чем знаменит Сахаров?”, многие молодые люди не могут дать внятного ответа, склоняясь к версии, что это “изготовитель сахара”. . Скоро молодежь и не вспомнит, кем были Курчатов, Королев, Туполев, Мясищев… А кто знает подобных им в России сейчас?

Я не видел более счастливых людей, чем творчески одаренных, занимающихся своим любимым делом. Единственное, что их может омрачить – неприятие их идей официальными лицами. Дайте свободу творческому человеку, и он сам поднимет страну с колен.

У каждого человека есть своя песочница. Кто-то играется в своей песочнице с лучшими в мире яхтами и футбольными клубами, кто-то поет под «фанеру», кто-то коллекционирует замки и дворцы или яйца Фаберже, кто-то ночные клубы и гламурных девиц, кто-то спит и видит себя академиком, и только непризнанные гении заняты поиском «абсолюта истины», как бальзаковский герой Валтасар, не ожидая за это наград. Я за поиски «абсолюта», а вы?

Литература

  1. Оноре де Бальзак. «Поиски Абсолюта», Собрание сочинений в пятнадцати томах. Т. 13. Человеческая комедия. Философские этюды. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955.
  2. Странное рождение и долгая жизнь UNIX, Copyright© 2011 IEEE. Reprinted from IEEE "The Strange Birth and Long Life of Unix" by Warren Toomey, IEEE Spectrum Magazine, December 2011.
  3. С.П.Лохов, ХОЛОДНЫЙ СИНТЕЗ ЭЛЕМЕНТОВ И УПУЩЕННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
  4. И.Б.САВВАТИМОВА, Д.В ГАВРИТЕНКОВ «ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ ТЛЕЮЩЕГО РАЗРЯДА НА ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И ИЗОТОПНОГО СОСТАВА КАТОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ», ФГУП «НИИ НПО «ЛУЧ»
  5. Кузнецов Г.Ф. О возможности получения энергии при электрических, разрядах / Г.Ф.Кузнецов, Д.Г.Клещев, В.В.Крымский и др. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Энергетика». – 2010. Вып. 13. – № 14(190). – С. 73 –77.
  6. Паньков В.А., к.т.н.; Кузьмин Б.П., к.т.н. Демонстрационная методика синтеза элементов из воды в плазме электрического разряда, Институт металлургии Уральского отделения РАН
  7. Выписка из протокола научного семинара кафедры технической физики ФТИ УрФУ от 25 мая 2011 года по теме «Низкоэнергетические ядерные реакции», Утвержден директором ФТИ УрФУ, профессором, д.х.н. В.Н. Рычковым
  8. ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНЫЕ НАНОТЕХНОЛОГИИ, Глава 6. ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНАЯ ТРАНСМУТАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ, Под редакцией члена-корреспондента РАН Л.А. Смирнова, , УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН, ИНСТИТУТ МЕТАЛЛУРГИИ
  9. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
  10. PraxOS ― организационная система: принципы, практики и программное обеспечение.
  11. А. А. Просвирнов, «Системная инженерия – миф или ключ к эффективности», http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3130
  12. Половинкин А.И. «Основы инженерного творчества», Уч. Пособие для втузов, М., Машиностроение, 1988г., 368стр., ISBN 5-217-00016-3
  13. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. – М.: НПО «Информ-система», 1995. – 408 с.
  14. Ирина Самахова, «Катастрофа с инновациями», http://sib.fm/columns/2012/02/22/katastrofa-s-innovacijami

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Интеллектуальная собственность
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Интеллектуальная собственность:
Интеллектуальная безопасность

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.77
Ответов: 18


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 20 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 28/02/2012
Теперь понятно, почему до сих пор не построен вечный двигатель - происки врагов (чиновников, евреев, американцев, массонов и т.д.).
А всякие Больцманы и Карно со своими законами термодинамики - их идеологическая обслуга.


[ Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 28/02/2012
Без картинок не очень интересно.


[ Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 29/02/2012
Дайте две!


[
Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 28/02/2012
+5 !!!


[ Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 28/02/2012
ФСБ ЗАГЛЯНУЛА В АТОМНЫЙ РЕАКТОР

Как стало известно "Росбалту", Следственный комитет РФ ведет расследование масштабных хищений при производстве агрегатов для АЭС, действующих как в России, так и за рубежом (в частности, в Болгарии и Иране). По версии ФСБ РФ, оборудование для АЭС делалось из более дешевых, чем положено марок стали, а выручку от афер делили руководители ряда крупных компаний атомной отрасли. Под стражу взят директор по закупкам машиностроительного завода "ЗиО-Подольск" Сергей Шутов. Контрразведчики также разыскивают генерального директора компании "Атом-Индустрия" Дмитрия Голубева.

Источник, читать ДАЛЕЕ: www.rosbalt.ru/moscow/2012/02/22/949018.html [www.rosbalt.ru]


[ Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 28/02/2012
Шарман, Саша! Мерси боку.


[ Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 28/02/2012
Рыдания на поминках по усопшему! Аминь!


[ Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 28/02/2012
 "Я за поиски «абсолюта», а вы?"
Конечно, фундаментальные открытия, которые определяют прогресс человечества. делаются фанатиками, которых не интересуют житейские проблемы. Но реализация этих инноваций определяется работниками практического склада ума, для которых соответствующее вознаграждение за труд является обязательным.

В СССР было много желающих поиграть в "песочнице", но не было желающих реализовывать новые проекты, если это не требовала обороноспособность страны. Это конечно не их вина, а системы, которая не позволяла делать то же самое для потребительского рынка. 
В настоящее время проблема внедрения "безумных", т.е. самых прорывных, идей изобретателей усугубилась совершенной безграмотностью менеджеров, которые распоряжаются денежными потоками. 


[ Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 29/02/2012
Позвольте, Батенька, а как же обласканный не только существующей властью и знаменитыми женщинами, супер-Чубасик (кличка "рыжий ваучер"). У него же для любой песочницы бюджетного бала немеряно....Полно-те, без таких эффективных манагеров нам не выжить. Правда продолжительность этого счастья будет сами знаете какая.... 


[
Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 29/02/2012
В чубайсовой песочнице играют его друзья и друзья его друзей. Чужих они не допускают до бюджета, а сами, кроме воровства, ничего предложить не могут.


[
Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 28/02/2012
     Крайне разумная и полезная статья.Может подтолкнуть к различным выводам.Что может произойти с АТОМНОЙ энергетикой: Цикл окупаемости АЭ десятки лет(если она вообще окупаема) Наука развивается настолько стремительно,что уже есть случаи,когда строительство нового завода теряет смысл даже на стадии сдачи в эксплуатацию из-за появления на рынке аналогичного продукта,но более качественного или более дешевого.  Представим,что ученые нашли способ получения более дешевой энергии.  Кто от этого проиграет больше? Кто больше вложил  средств в строительство АЭ,ибо окупаемость за горизонтом.Понадобятся новые миллиарды на вывод из эксплуатации.  Ибо сказано: ...и последние будут первыми...
 Наша задача не допустить этого?


[ Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 29/02/2012
Целиком и полностью поддерживаю автора статьи!
Эту статью да на самый верх, чтоб задумались.


[ Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 29/02/2012
Спасибо Автору! Интересно, ПРАВИЛЬНЫЕ мысли и отличное изложение.
Жаль, что те от кого зависит реализация идей статьи, и/или, не читают такого, относятся к огромной массе антигероев этой же статьи.
Если бы подпись под этой публикацией была: В.В. Путин, может быть что-нибудь и изменилось бы, хотя и не уверен, поскольку лизать и делать - две большие разницы.


[ Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 29/02/2012
"29.02.2012 11:30
Выручка ядерного центра РФЯЦ-ВНИИЭФ по итогам года превысила 20 млрд. рублей."
Вот пример отчетности менеджеров Росатома. Кроме терминов "выручка", "прибыль", "экономия", "производительность труда", "количество заказов на АЭС" и т.п., которые не имеют никакого отношения к творчеству и его результатам, в печати о деятельности Росатома ничего неизвестно. И это, наверное, соответствует действительному состоянию дел: кроме дележа денег в Росатоме давно ничего не происходит.


[ Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 29/02/2012
Статья написана с драйвом. Однако... По упомянутым разработкам - ЭКИП неустойчив и опасен в полете, суда Р.Алексеева дороги в эксплуатации, е-мобиль имеет двигатель без ресурса (идее 30 лет, хотя внешне эффектный и даже работает). Много инноваций, которыми пришлось заниматься, лопнули, как мыльный пузырь при тесном рассмотрении. Почему у Роснано нет результатов? Не только потому, что там "рыжик". Ему-то первому что-нибудь раздуть было бы выгодно, легче другое пилить. Так что легенды пока единственный результат.


[ Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 29/02/2012
Утверждать, что экранопланы дороги в эксплуатации, когда эксплуатации не было - типичная психология чиновника замутить вопрос и похоронить идею. ЭКИП и не поднимался даже, миниатюрная модель не имитировала всех свойств устройства управления погранслоем. Об этом можно спросить авторов, если хотите. Ресурс двигателя е-мобиля может быть определен только после ресурсных испытаний. Надо подождать, рано делать выводы. А основная идея не в двигателе, а в схеме двигатель-генератор-элетромотор-колесо+композиты, позволяющая снизить массу авто и потребление топлива. Надо все-таки выделять определяющие факторы. С уважением, А. Просвирнов 


[
Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 01/03/2012
Информационная справка.
В прошлом году по просьбе губернатора Московской области Б.В. Громова,
 полномасштабная модель аппарата ╚ЭКИП╩ была вывезена с Саратовского авиазавода
  в Военно-технический музей под г. Ногинском.


[
Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 02/03/2012
Браво!


[
Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 02/03/2012
А что означает "БРАВО" ?


[
Ответить на это ]


Re: Песочница творчества или поиски Абсолюта (Всего: 0)
от Гость на 15/01/2015
I advise you to visit these useful links I advise you visit this site a lot of information that benefited me and my children and my wife
الحياة [www.alhayatp.net]- الحياة الزوجية [www.alhayatp.net]- الجنس [www.alhayatp.net]- الحياة برس [www.alhayatp.net]- اخبار فلسطين [www.alhayatp.net]- اخبار [www.alhayatp.net]- الحياة  [www.alhayatp.net] برس [www.alhayatp.net] الحياة  [www.alhayatp.net] برس [www.alhayatp.net]
You will find all what you are looking for because it is very cool Then marry him within a stunning ceremony with 27 gaudilyclad bridesmaids
اخبار [www.alhayatp.net]- الاسرى [www.alhayatp.net]- صور  [www.alhayatp.net] احداث [www.alhayatp.net]- الهواتف  [www.alhayatp.net] الذكية [www.alhayatp.net]- اخبار الرياضة [www.alhayatp.net]- اخبار  [www.alhayatp.net] الاقتصاد [www.alhayatp.net]- اخبار الصحف [www.alhayatp.net]- اخبار  [www.alhayatp.net] الفنانين [www.alhayatp.net]- الحياة برس [www.alhayatp.net]- الصحف  [www.alhayatp.net] الاسرائيلية [www.alhayatp.net]- تقارير  [www.alhayatp.net] خاصة [www.alhayatp.net]- اخبار  [www.alhayatp.net] دولي وعربي [www.alhayatp.net]- مقالات [www.alhayatp.net] - [www.alhayatp.net] منوعات [www.alhayatp.net]-  فلسطين [www.alhayatp.net]- [www.alhayatp.net] غ&

Прочитать остальные комментарии...


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.18 секунды
Рейтинг@Mail.ru