proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2017 год
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
ОЯТ не перерабатывать! Только захоранивать, не нарушая оболочек твэлов
Согласен
Согласен с оговорками
Не согласен

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
PRo Рекламу

[21/03/2013]     Эволюция геополитических факторов, определяющих развитие Северо-Востока РФ

В.Б.Митько, президент  Арктической общественной  академии наук, председатель СПб отделения секции геополитики и безопасности РАЕН, д.т.н., проф., Санкт-Петербург


Существует безусловная необходимость активного и конструктивного сотрудничества государства, науки, промышленности и предпринимательского сообщества в целях формирования и реализации единой стратегии инновационного развития современной Арктики. Поиск и принятие совместных согласованных решений должны отвечать общим интересам, способствующим устойчивому развитию экономики, социальных и экологических условий проживания в Арктике.


Эволюция важнейших геополитических факторов настоятельно диктует необходимость инновационного подхода при их учёте во всех сферах жизнедеятельности и, прежде всего, в обеспечении безопасности социума различного масштаба, поскольку устойчивое развитие может иметь смысл только в условиях обеспечения безопасности.
       
Особенности геополитических факторов, определяющих межрегиональные взаимодействия в Арктическом суперрегионе, состоят, прежде всего, в новой роли регионов в условиях глобализации. Исследование этих процессов является одним из основных направлений деятельности Арктической общественной академии наук (АОАН), созданной на базе секции геополитики и безопасности РАЕН. Её участие в разработке концепции национальной безопасности и  многолетние усилия в принятии Арктической доктрины России, наконец, увенчались успехом, найдя практически полное отражение в «Основах государственной политики России в Арктике». По содержанию они полностью повторяют предложенную АОАН доктрину, за исключением раздела, где говорилось об арктической организации государства. По существу предложенная доктрина была созвучна военной доктрине, где без этого раздела все предыдущие являются просто декларацией, что сегодня  и наблюдается в Арктике.
        
Глобализация представляет собой необратимый процесс интернационали­зации жизни мирового сообщества. Меняются привычные представ­ления о таких понятиях, как пространство и время. Создалась ситуация, когда Россия должна выработать новую стратегию в своей региональной политике с тем, чтобы не только сохранить целостность, но и осознать новую геоэкономическую роль в быстро меняющемся мире. Основным условием инновационности является не только новизна, но и научная обоснованность. Применительно к геополитическим факторам эволюция  означает их развитие в динамике, позволяющее прогнозировать различные  варианты, являясь научным обоснованием принимаемых решений, составляющим суть инновационного подхода.  
        
В современных мировых экономических про­цессах региональный фактор выходит на передний план. Размывание государственных и административных границ вызывает к жизни трансграничные и кооперационные проекты, которые, прежде, были невозмож­ны.
        
Российский Север

Кредо Арктической академии наук – гармонизация отношений «наука – власть – бизнес» в условиях формирования гражданского общества, отношений между старшим опытным поколением  и молодыми учеными, с тем, чтобы достижения одного поколения продвигались следующим поколением дальше.  Россия приложила колоссальные усилия в освоении Севера, начиная от первопроходцев-ка­заков, экспедиций Беринга до папанинцев и наших современников. На Севере созданы многочисленные производства, уникальная Север­ная морская трасса. Все ведущие страны мира проявляют сегодня повышенный интерес к Арктике, как к источнику благополучного развития в XXI в.

Миссией России в Арктике является динамичное поддержание баланса влияния геополитических факторов в условиях глобализации мировой арктической политики, формирование системы взглядов на перспективы развития арктических регионов с учетом изменений векторов в политике, экономике и гуманитарных областях на фоне стремительного развития высоких технологий, переход арктических регионов на инновационные пути развития для обеспечения устойчивости и безопасности с учётом интересов государств, бизнеса и населения. Результаты трудов нескольких поколений, благодаря которым были проложены морские, воздушные и наземные коммуникации; открыты и разработаны богатейшие месторождения полезных ископаемых; создана уникальная инфраструктура жизнедеятельности человека в условиях вечной мерзлоты, не должны быть утрачены в XXI в. Хотя, до сих пор можно слышать заявления о том, что освоение Арктики нерентабельно, сопряжено с большими убытками, и является напрасной тратой сил и средств. В контексте глобальных проблем, стоящих перед человечеством, дальнейшее освоение Арктики сулит огромную выгоду, не исчисляемую монетарно. 
        
Эволюция геополитических факторов, определяющих российскую миссию в Арктике, заключается не только в усилении их влияния на процессы устойчивого развития, но и в перераспределении их удельного веса. Влияние каждого фактора на устойчивое развитие Арктики (по экспертным оценкам АОАН) схематично показано на рис.1. 
                    

                  Рис.1 Влияние геополитических факторов на устойчивое развитие Арктики
        
Устойчивое управление регионами в государственном масштабе имеет вероятностную структуру, определяется математическими моделями. Мжет быть подсчитано значение соответствующего фактора, при котором наступает неустойчивое состояние.                                   

Рассмотрение любой региональной проблемы в современном мире необходимо начинать с рассмотрения геополитических факторов. Связь геополитических факторов с основными категориями: государство (S), армия (A), территория (T), граница (B), технология (Th), нация (N), окружающая среда (E) представлена в табл. 1 [8]:

Табл.1
                                          

Хотя интеллектуальный фактор в этой таблице введён применительно к одной категории – «Нация», непосредственно или опосредованно он связан с большей частью остальных категорий.

Сегодняшняя ситуация ставит перед страной задачу выработки новой стратегии региональной политики. Усиление интеллектуального присутствия России в Арктике выходит на первый план. Актуальность развития Арктического региона определяется рядом факторов, диктующих необходимость:

- обеспечения устойчивого развития арктической зоны, занимающей более  60% территории РФ, предполагающего улучшение качества жизни коренного и пришлого населения;

- учёта политического  значения региона, вызванного его приграничным положением;

- обеспечения качества жизни коренных малочисленных народов, соответствующего мировым стандартам;

- развития новых технологий освоения природных ресурсов и запасов стратегического сырья;

- развития транспортно-коммуникационной структуры Арктики, включая Северный морской путь с его инфраструктурой, трансполюсную подводную магистраль и другие системы;

- сохранения и учёта значения Арктического региона как гигантского природного заповедника;

- реализации базы данных и знаний, добытых ценой огромных усилий, вложенных на протяжении десятилетий  в освоение Арктики и Севера, соответствующих российской национальной идее.
        
В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» особо подчёркивается необходимость разработки действенного механизма поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных районов Крайнего Севера.

Географический фактор
 
Географический фактор, определяемый её пространственным положением и природными ресурсами, для России является базовым. За XX столетие вследствие изменения территории России и новых подходов при определении внешних границ континентального шельфа в Арктике, эволюция географического фактора была значительной. В XXI в. произошло значительное «северение» России в (рис.2)


                                    Рис.2 «Северение» России в XXI в.
  
На сегодня мы являемся самой северной страной. Поэтому необходимо определиться, как жить в Арктике. Это наш дом. Никаких вахтовых методов быть не должно. Необходимо научиться и здесь жить комфортно.

Активные обсуждения возможных вариантов границ государств в Арктическом регионе (рис.3) требуют инновационного подхода не только к формальному определению границ, но и к научному обоснованию их изменения [12]. Секторальный принцип раздела наиболее выгоден России и Канаде. Из Конвенции ООН по морскому праву границы прибрежных государств соответствуют 200-мильной зоне или определяются в соответствии со ст. 76 этой Конвенции.


                                     
                                           Рис.3. Возможные варианты арктических границ


               
                            Рис.4. Взгляды потенциальных  претендентов на арктический шельф
         
На рис.4. показаны внешние границы континентального шельфа, которые могут быть приняты при признании соответствующих аргументов. Об освоении арктического шельфа, по-видимому, имеет смысл говорить позднее, когда этому будут соответствовать исследовательские и технико-технологические возможности. На законодательном уровне территория и границы Арктики не определены. В международно-правовой доктрине под Арктикой понимается часть земного шара с центром в Северном географическом полюсе и окраинной границей – Северным полярным кругом (66°33’ северной широты). При этом отсутствуют международные соглашения, закрепляющие единое общепризнанное понятие «Арктика». Фрагментарно правовой режим Арктики определяется национальным законодательством арктических стран и международно-правовыми соглашениями, преимущественно, в сфере охраны окружающей среды.
        
В России единый акт, регламентирующий все вопросы, связанные с Арктикой, отсутствует. Попытки принять соответствующий закон предпринимались неоднократно. Органом, отвечающим в РФ за Арктический регион, в соответствии с указом Президента РФ является Министерство регионального развития РФ. Вопросами устойчивого развития региона ведает Министерство экономического развития. Интересы РФ по вопросу раздела дна Северного Ледовитого океана представляет Министерство иностранных дел.

Между арктическими государствами отсутствуют соглашения, четко определяющие права на дно Северного Ледовитого океана. На данный момент лишь два арктических государства избрали конвенционный способ разграничения дна Северного Ледовитого океана: Россия и Норвегия. Канада готовит свое представление о границах континентального шельфа. США не участвуют в Конвенции по морскому праву от 10.12.1982 и ограничивают протяженность своего континентального шельфа лишь положениями Конвенции о континентальном шельфе от 29.04.1958, в соответствии с которой континентальный шельф прибрежного государства заканчивается там, где глубина вод не позволяет разработку природных ресурсов дна.
                          

   Рис. 5. Границы вечной мерзлоты, влияющие на законодательное определение границ Арктической зоны России
         
Для внутренней российской необходимости важным является определение границ Арктической зоны России, которые могут быть научно обоснованы и законодательно закреплены по различным признакам, например, по десятиградусной июльской изохоре, по границе соответствующего вида растительности, по учёту границы вечной мерзлоты, которая в России занимает более 60% и т.д. Всё зависит от цели районирования, а поскольку конечной целью является обеспечение соответствующего социального распределения государственной поддержки, этот подход должен быть комплексным. Инновационным можно было бы полагать научное обоснование пространственных параметров государства, например, по пространственному распределению децильного коэффициента или коэффициента Джинни, но с точки зрения геополитики, в сегодняшних условиях это не реально. Можно лишь утверждать, что миссией России, определяемой географическим фактором, является поддержание динамического баланса между географией и управляемостью государства.  
          
Политический фактор
 
Политический фактор, отражающий тип государственности, организационную структуру управления, наличие гражданского общества, свободы прессы и т.д. должен преобразовываться эволюционно, без революций, последовательно шаг за шагом реализуя то, что мы умеем, для улучшения качества жизни большинства населения страны. Содействие гармонизации отношений «наука-власть-бизнес» на основе формирования гражданского общества,  усиление этой составляющей в государственно-частном и других партнёрствах, является важнейшим моментом в развитии государства. Уместно вспомнить цитату из книги «Сингапурская история: из «третьего мира» в «первый» Ли Куан Ю, премьер-министра Сингапура, ставшей библией для политиков и экономистов: «Наши шансы не потерпеть неудачу будут лучше, если мы будем придерживаться трёх основных принципов, которые помогли нам преуспеть. Это – общественное согласие, достигаемое путём справедливого распределения плодов прогресса. Это – равные возможности для всех. Это – система продвижения по заслугам. Последнее особенно важно, когда речь идёт о людях, возглавляющих правительство». Даже при обосновании пространственных параметров границ или содружеств важным является обеспечение устойчивости, без которой показатели качества жизни теряют смысл. Учёными Арктической академии выполняются подобные исследования [4,6]. Один из подходов проиллюстрирован на рис. 6.
   
Модный до недавнего времени термин «толерантность», означающий терпимость, безразличие, приводящее к безвозвратным потерям, сегодня необходимо заменить согласием, равными возможностями для всех, продвижением только в соответствии с заслугами. Особенно это важно для людей, возглавляющих государственные структуры.


  Рис.6. Логико-вероятностная модель стратегической устойчивости государства                           

Буквенные обозначения «Р» соответствуют логико-вероятностной мере осуществления влияния факторов, «Q» – не осуществления этого влияния, а буквенные обозначения индексов – упомянутым выше свойствам. Стрелки одного  вида означают логическое произведение входящих в вершину факторов, стрелки другого вида  − то же с отрицанием «НЕ» соответствующего фактора.
 
Научного обоснования требует и создание структур управления различного уровня и электронных правительств. Как показывает опыт государственной и общественной информатизации в развитых странах, проект «электронного правительства» рассматривается как набор стратегических мер и действий по продвижению к качественно новому состоянию системы государственного управления и власти, обеспечивающему государству устойчивую историческую перспективу и конкурентоспособность среди институтов общества информационной эпохи. «Электронное правительство» выступает как инновационная технология в процессе трансформации традиционной бюрократической организации власти и государства. Создается новая модель государственного управления, при которой управленческая информация формируется в режиме реального времени, причем «эксперименты» проводятся не на реальных людях и социальных группах, а в режиме «условных, смоделированных в информационной системе (виртуально) социальных и экономических состояний и процессов». Один из таких инновационных вариантов реализован членами АОАН из Управления делами Президента и может быть предложен северным регионам. Можно утверждать, что миссией России, определяемой политическим фактором, является поддержание динамического обеспечения баланса между государственными и национальными интересами в этой регионе.
         
 Экономический фактор
 
Экономический фактор определяется уровнем жизни народа, производственными, аграрными мощностями, транспортной инфраструктурой, связью и инфраструктурой, мобилизационными мощностями. Этот фактор является важнейшим, определяющим содержание и формы межрегионального и внутрирегионального взаимодействия. Эволюция экономического фактора позволяет утверждать, что главным фактором победы в «битве за Арктику» будет являться обеспечение более высокого качества жизни [3]. Если качество жизни в регионе улучшается медленнее роста производства, налицо колониальный характер взаимодействий, болезнь экономики. Результаты сравнительного анализа показателей качества жизни в части здравоохранения (на основе международной системы индикаторов устойчивого развития) показаны на рис.7.


Рис. 7. Результаты сравнительного анализа по качеству жизни для трёх северных регионов

Эффективность национальной экономики и построение гражданского общества в России зависят от того, насколько соблюдаются принципы социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, в том числе, в экономических отношениях. Размер личных доходов населения становится существенным фактором социальной дифференциации, о степени которой можно судить по значениям децильного коэффициента и коэффициента Джинни. Децильный коэффициент показывает, во сколько раз минимальный доход 10% самого обеспеченного населения превышает максимальный доход среди 10% наименее обеспеченного населения. Если децильный коэффициент превышает 7, необходимы преобразования в общественных отношениях. В России он равен 16, в Скандинавских странах - 4, в Евросоюзе - 6, в Японии и Северной Африке - 6, в США - 9.

Рост дифференциации доходов характерен для России с 1990-х гг. Децильный коэффициент с 5,4 в конце 1991 г. вырос до 13,4 в 1995 г. и до 13,5 в 1998 г. В последние годы - в среднем до 14 раз. 
        
Тюменская область с начала рыночных реформ относится к регионам с высоким уровнем жизни. Эксперты Программы развития ООН [доклад «Регионы России: цели, проблемы, достижения»] к числу наиболее богатых регионов РФ отнесли Москву, Санкт-Петербург, Тюменскую область, Татарстан. «По уровню жизни их можно сопоставить с такими странами Европы, как Мальта и Чехия. Беднейшие регионы – такие, как, Тыва или Ингушетия, имеют уровень жизни, сопоставимый с Таджикистаном или Гватемалой». По результатам комплексного экономического анализа ученые Всероссийского центра уровня жизни также отнесли Тюменскую область к регионам с высоким уровнем жизни, отмечая при этом, высокий уровень социально-экономического неравенства. 
     
Академик Р.И.Нигматуллин сравнивает Россию с семьей с неразумными родителями: «В этой семье почти все заработанные родителями средства отдаются одному «самому любимому» ребенку, который тратит их на забавы. И самая главная беда в том, что родителям уже не хватает на питание, они слабеют, хуже работают и скоро потеряют работу. Пострадает вся семья, в том числе и «самый любимый» ребенок, во имя которого разбалансировано распределение семейного бюджета» [«Кризис и модернизация России»]. Проанализировав данные Росстата за последние 17 лет, сотрудники Института социально-экономических проблем народонаселения РАН показали, что избыточное неравенство снижает темп экономического роста.  
 
Так как динамика доходов, как правило, совпадает с динамикой уровня жизни, то смещения в структуре потребления могут быть использованы для измерения уровня жизни населения. При определении коэффициента Джинни опираются на некий принцип идеального равенства, который предполагает, что 1% населения должен получать 1% совокупного дохода этого общества. Согласно одной из классификаций, существует следующая шкала степеней неравенства: экономика с очень низкой степенью неравенства (коэффициент Джинни 20-22%), низкой (24-26%), средней (29- 31%) и высокой (33-35%) степенью неравенства. В России коэффициент Джинни в 1991 г. составлял 26%, в 1992 г. - 28,9%, в 1994 г. - 40,9%, в 1998 г. - 37,9%, в последние годы - в среднем 39%. За относительно короткий исторический период по показателям социально-экономической дифференциации Россия оказалась на одном из первых мест среди индустриальных стран. По степени дифференциации доходов Россия примыкает к группе развивающихся государств. Значение коэффициента Джинни в США 0,408, в Великобритании - 0,361, в Швеции - 0,250, в Японии - 0,249, в Зимбабве - 0,568, в Мексике - 0,537, в Чили - 0,565. Столь глубокого и стремительного расслоения населения по уровню доходов не знали ни одна из современных стран мира. Увеличилась доля населения, живущего за чертой бедности. Продолжающаяся коммерциализация образования, здравоохранения и ЖКХ ведет к дальнейшему снижению качества жизни подавляющей части населения. Страдают демографические показатели, ухудшается состояние здоровья людей, теряют свои позиции просвещение и образование. Все чаще возникают трудовые и социальные конфликты, усиливающую социальную напряженность. 
        
Важным моментом является взаимовлияние факторов. Так децильный коэффициент, превосходящий в России предел социальной напряжённости в обществе почти в два раза (12-14, для мировой практики критичный порядка 5-7) нивелируется, по-видимому, другими факторами, например, интеллектуальным. Мы рассматриваем все  9 факторов, определяющих устойчивость развития государства в целом и регионов в частности. И для каждого фактора строим вероятностную характеристику управления. В данном случае, вероятностную характеристику реализации миссии России в Арктике. Совместная кривая показывает, как избежать провалов, революционного варианта развития. Значительные изменения в социальной дифференциации, реакция на них населения могут стать социальным ограничителем, барьером на пути экономических реформ. Экономические и социальные опасности, которые таит в себе дифференциация такого рода, требуют инновационных изменений в политике, с целью создания условия для соблюдения социальной справедливости. Научное обоснование таких условий и поиск способов их реализации является актуальной национальной задачей.

Транспортная инфраструктура 
        
Арктическая академия наук работает со многими институтами и по территориальному аспекту, и по транспортной системе. Речь идет о развитии не только Северного морского пути (рис.8), но и трансконтинентальных магистралей в широтном направлении (рис.9). Создание единой транспортной системы на Крайнем Севере – одна из важнейших задач государственной политики. Важным элементом единой транспортной системы может стать международная автомагистраль ЕвРИКА протяженностью свыше 30 тыс. км, которой предстоит соединить Европу с Россией, Индией, Китаем, Японией и Америкой. С завершением строительства нового автобана (в дополнение к Северному морскому пути и Транссибирской железнодорожной магистрали) возможно формирование полноценной межконтинентальной транспортной оси цивилизации (рис.9). Это будет та самая «Русская тройка», которая станет основной тягловой силой экономики Российской Федерации в XXI в.

Транспортно-коммуникационные системы являются системами двойного назначения, их состояние непосредственно влияет на уровень национальной безопасности. Решение транспортной проблемы на Крайнем Севере создает объективные предпосылки формирования континентально-морской оборонительной системы – "Северного стратегического бастиона", столь необходимой в свете возрастающего геополитического значения Арктики в современных условиях.
                    
                                Рис.8 Транспортно-коммуникационная система СМП 
                           
                    
                   Рис.9 Трансконтинентальные магистрали в широтном направлении

Проблема создания единой транспортной системы важна для обеспечения устойчивого развития северных городов в XXI в. Все реки Сибири, берущие начало в южных широтах и несущие воды в Северный Ледовитый океан,  являются меридиональными путями сообщения. Кроме транссибирской железнодорожной магистрали, расположенной в умеренных широтах, на Севере нет широтных транспортных коммуникаций, за исключением Северного морского пути (СМП) и Байкало-амурского дублера, которые не могут полностью обезопасить наши северные территории.

Единая транспортная система связи северных регионов с центральными районами посредством сети железных дорог в сочетании с речным, автомобильным и морским транспортом пока создана лишь в Европейской части России. Восстановление ледокольного флота России и круглогодичное действие СМП обеспечит завоз большегрузного оборудования и продуктов в северные районы страны, а в сочетании с системой судов «река-море» будет содействовать устойчивому развитию крупных центров северо-востока Сибири, базовых городов и вахтовых поселков при освоении северных богатств.

От создания единой транспортной системы на Крайнем Севере зависит «зашита интересов России, безопасность ее северных регионов, дальнейшее развитие систем расселения в местах освоения новых природных ресурсов, комплексность развития промышленных узлов, эффективность экономической политики, оптимиза­ция численности населения и его разумного закрепления на территориях Крайнего Севера». Еще в 1619 г., в эпоху становления и расширения Русского государства, царский указ защищал северные территории от иноземного проникновения и беспошлинного вывоза даров Севера за пределы России под страхом смерти. Обращение к царскому указу не случайно в наше время, когда в США выходит книга «Российская трагедия», ратующая  за «бедных северян», строивших города на севере: «пора отсюда людям уезжать». А Русский Север отдать тем, кто знает, как и что там делать. Это уже не двусмысленная атака на Российский Север, на безопасность нашей Родины.  
                                                                                                                          <
Для легко ранимой природы Севера, на территориях с многолетнемерзлыми  грунтами, будущее за экологически чистым видом транспорта - подвесными скоростными магистралями, судами на воздушной подушке, пневмотранспортом, аэростатическим флотом /дирижаблями / для перевозки громоздких и тяжелых грузов.  

Развитие рынка транспортных услуг Севера в прогнозный период будет происходить в условиях коренной перестройки транспортной схемы с доминированием наземного транспорта, главной осью которой становится железная дорога; в условиях смены ресурсной доминанты с минерально-сырьевой на топливно-энергетическую; в условиях усиливающихся требований по социализации транспортных систем - повышении их роли в обеспечении доступности бюджетных и коммерческих услуг для жителей сел, поселков, городов. Приоритетной задачей является формирование всесезонной опорной транспортной сети, надежно связанной с общенациональной транспортной сетью. Это должно обеспечить благоприятные условия для развития экономики и социальной сферы регионов, эффективное функционирование производства и рынка, снижение транспортных издержек, создание необходимых предпосылок для интеграции регионов Севера в единое экономическое пространство страны и мира. Изменения районов освоения сырьевых и энергетических ресурсов России увеличивают значимость  Северных регионов  и арктического шельфа, что требуют повышения  экономической эффективности, скорости и регулярности морских перевозок. Предстоящая разработка нефтегазоносных месторождений в Северных морях, возможность использования кратчайшего морского пути между портами Европы и Азии обусловили комплексную транспортную проблему, включающую решение трех основных задач:  вывоз углеводородного сырья из Арктики в Азиатско-Тихоокеанский и Атлантический регионы;  завоз нефтепродуктов, промышленных и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера; транзитные перевозки дорогостоящих и срочных грузов по маршруту Европа - Азия через Северный Ледовитый океан по высокоширотным трассам (рис.10), включая трансполюсную подводную магистраль.



               Рис.10 Схема предполагаемых маршрутов подводных транспортных судов 
        
Предполагаемое развитие подводного транспортного флота в России обусловлено рядом причин: разработкой арктического шельфа, возрождением Северного морского торгового пути, конверсией судостроительной промышленности, утилизацией атомных подводных лодок  (АПЛ) и пр.  В течение 1960-1990 гг. советские АПЛ практически постоянно находились в арктических морях, систематически совершая трансарктические переходы подо льдом.
      
Cеверный морской путь (СМП), освоенный Советским Союзом в 1931 г. и успешно эксплуатирующийся три четверти века, до недавнего времени для остального мира был Terra Incognita. Но в 1991 г. Россия приняла «Правила плавания по трассам Северного морского пути» на недискриминационной для судов всех государств основе, открывшие СМП для международного судоходства. Было издано «Руководство по сквозному плаванию по Северному морскому пути». В 1998 г. СМП получил статус самостоятельного Евроазиатского морского транспортного коридора. Грядущее освоение нефтегазовых ресурсов континентального шельфа России и значительное увеличение грузоперевозок по СМП диктует необходимость пересмотра концепции использования Севморпути. Речь идет о формировании арктической морской транспортной системы (АМТС).  Роль государства в ее формировании заключается в создании благоприятных условий для надежного функционирования трассы СМП и подготовке всей необходимой транспортной инфраструктуры.
Транспортная стратегия РФ на период до 2020 г. определяет следующие цели развития СМП: сохранение Севморпути как национальной магистрали России в Арктике; укрепление национальной безопасности в Арктике; транспортное обеспечение освоения арктических месторождений углеводородного сырья и морского экспорта нефти и газа; развитие потенциальных крупномасштабных экспортных транзитных каботажных перевозок и северного завоза социально значимых грузов; формирование самоокупаемой, приносящей доходы АМТС; усиление позитивного влияния СМП на социальные условия жизни народов Севера; реформирование управления СМП.        
Мегаавтобан «ЕвРИКА» («Европа-Россия-Азия-Америка») является предпосылкой для перемещения России в центр мировой цивилизации. Этот проект, который может предложить Россия человечеству ХХI в., станет самым перспективным проектом нового тысячелетия, объединив более 4 млрд жителей планеты. Одновременно с развитием рынка труда и капитала возникнет новый импульс в процессе сближения народов и государств, устранения барьеров свободного перемещения людей, возникновения атмосферы доверия между ними. Так родилась идея Глобальной Транспортной Сети - оси цивилизации, соединяющей континенты Земли, - мегаавтобана «Европа - Россия - Америка - Индия - Китай – Африка». Эта универсальная сверхдальняя автомагистраль свяжет страны скоростными транспортными потоками гигантской мощности. 
       
Автобан "ЕвРИКА" - первая часть Глобальной Транспортной Сети соединит Европу с Россией, с Индией, Китаем, Японией, Америкой. Чем больше государств соединит "ЕвРИКА", тем больший эффект получат от нее люди.
        
Острый дефицит транспортных систем, безнаказанность недропользователей ввергают страну в расточительство невиданных масштабов. В богатейших месторождениях остаются не выбранными миллионы тонн нефти, кубометры газа, драгоценные металлы, лес. Россия должна шагать дальше на Север. Ее богатства прирастают ресурсами территорий, расположенных между шестидесятой, семидесятой параллелями и за полярным кругом. Трехсотметровая полоса дороги пробудит к жизни трехсоткилометровый пояс северной, ныне безлюдной российской земли. Прекратится отток людей, потому что потребуется много специалистов. Районы, прилегающие к автобану, станут плацдармом для великого переселения народов. Необъятная, девственная территория России является главным резервным ареалом планеты, способным принять любые людские ресурсы на случаи природных катаклизмов.

Севморпуть, ЕвРИКА, ТрансСиб, БАМ составят единую транспортную систему России. Появление межконтинентального мегабана изменит геополитическое пространство планеты. Вокруг него станут складываться иные политические альянсы. Ближайшими партнерами России в этом контексте станут США и миллиардная Индия.

Миссией России, определяемой экономическим фактором, является поддержание динамического баланса гармонизации между компонентами социума различного масштаба в этом регионе.
        
Военный фактор

Военный фактор определяется уровнем развития и боеспособностью стратегических сил и сил общего назначения, развитием инфраструктуры тыла, уровнем подготовки кадров, международными договорами об ограничении и сокращении вооружений, степенью милитаризованности страны. Из «Основ государственной политики Российской Федерации в  Арктике» следует, что в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, пролегающей в Арктической зоне РФ, необходимо:

- создать группировки войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил РФ в Арктической зоне РФ, способные обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки;

- оптимизировать систему комплексного контроля над обстановкой в Арктике, введение режима пограничных зон в административно-территориальных образованиях АЗРФ;

- привести возможности пограничных органов в соответствие с характером угроз и вызовов Российской Федерации в Арктике.

Основными мерами по реализации государственной политики в сфере военной безопасности являются:

- создание активно функционирующей системы береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ и повышение эффективности взаимодействия с пограничными ведомствами сопредельных государств по вопросам борьбы с терроризмом на море;

- пресечения контрабандной деятельности, незаконной миграции, охраны водных биологических ресурсов; создание системы комплексного контроля над надводной обстановкой.  
             
Эволюция военного фактора в Арктической зоне России весьма значительна: от создания ледовых аэродромов в Арктике в 1930-х гг., сосредоточения в этом регионе морских стратегических ядерных сил России и других государств в 1970-х, до серъезного наращивания военного присутствия США, Норвегии и других стран НАТО в Арктике в последнее десятилетие. В ближайшее время в этом регионе можно ожидать развития роботоподобных группировок для осуществления различных действий, включая военные, подготовку к ведению сетецентрических войн с применением различных видов нелетального оружия. Битва за Арктику обостряется.  

Роль Республики Саха (Якутия), как передового форпоста в этом арктическом регионе, чрезвычайно велика [5,10,11]. В Совете Федерации завершается работа над проектом закона «Об арктической зоне России». Существует мнение, что реальная борьба за Северный полюс и его ресурсы, чреватая чуть ли не началом новой холодной войны, обострится через 5–7 лет. Эксперты полагают, что России нельзя расслабляться и уже сейчас нужно вступать в переговорные процессы с другими претендентами на Арктику - Норвегией, Данией, Канадой и США. Именно Россия и эти четыре государства, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., имели преимущественное право на разработку недр континентального шельфа, являющегося продолжением их территории в пределах исключительных экономических зон. Не исключено, что круг претендентов пополнится Китаем, проявляющим естественное стремление продвигаться в этот регион. По мнению экспертов, России целесообразнее всего договариваться с европейцами, с которыми можно вместе работать на шельфе. Агрессивные США могут и не пойти на компромисс, ввязаться в долгие нудные переговоры, как в ситуации с ПРО. Канада, конечно же, примет сторону североамериканского соседа.
        
Акция водружения российского флага на дне в точке Северного полюса не прошла незамеченной. В ответ США, Канада, Норвегия и Дания вышли с инициативой создания Северной федерации - «мини-НАТО», для того чтобы «присматривать за полярными медведями и русскими». Пока это предложение остается идеей, но сама формулировка генерируют путь в очередную холодную войну.

Главный аргумент США в отношении Арктики - Военно-морские силы. В перспективе недра Арктики «будут делить военные корабли, а не мирные батискафы». Ледоколы американской и канадской береговой охраны в 2011 г. уже провели совместный рейд в водах Северного Ледовитого океана.
Вполне возможно, что и Китай начнет доказывать, что Арктика является геологическим продолжением его континентальной платформы. Поднебесная уже открыла научную лабораторию на Шпицбергене. Её ледокол «Северный дракон» дважды совершал походы в Северный Ледовитый океан, а судостроители заложили специальную подводную лодку с возможностью подледного плавания в условиях Арктики. Всё это красноречиво свидетельствует о том, что идея похода на Север, как снежный ком, обрастает все большим числом сторонников.

Противостояние в Арктике, в том числе и военное, ни к чему хорошему не приведет. Лучше всего договариваться и создавать совместные структуры как для освоения природных богатств региона, так и для эффективного рассмотрения возникающих спорных вопросов. А в том, что их будет предостаточно, сомневаться не приходится.

Несмотря на определенные противоречия между Россией и Канадой, среди «официальных» арктических держав именно Канада более других готова к партнёрству с Россией. Об этом свидетельствует изданный документ Правительства Канады «Заявление о внешней политике Канады в Арктике», где подчёркивается: сотрудничество, дипломатия и уважение международного права всегда лежали в основе политики Канады в Арктике. В то же время мы всегда будем решительно выполнять обязательства по защите нашего Севера.

Арктика,  окончательно не поделенная глобальными участниками на международной арене, становится не только основным  резервом оставшихся запасов  промышленного сырья и энергоресурсов,  но и причиной  потенциальных вооруженных конфликтов за их обладание. Даже во времена «холодной войны» заполярный регион не был ареной столь ожесточенной борьбы. Из-за глобального потепления, обещающего таяние льдов, в Арктике сошлись экономические интересы целого ряда прибрежных государств (США, Дания, Норвегия, Россия, Канада), которые  трактуют международное морское право в своих интересах. Ставки слишком высоки – под полярными льдами может находиться до четверти мировых запасов нефти и газа. И, хотя реальная «война за ресурсы» начнется лишь через несколько десятилетий, она неизбежна.   Практически все виды деятельности в Арктике в той или иной степени связаны с интересами военной безопасности приарктических государств.

Задачи обороны России

Арктический регион имеет исключительно важное военно-стратегическое значение для решения задач обороны России. Здесь базируются силы главного флота страны – Северного флота: находится его операционная зона, сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности. Государственная граница РФ на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану. Это наиболее открытая в плане прямого контроля полоса государственной границы и передовая линия системы обороны нашей территории. Ее защита и охрана сопряжены с особыми трудностями. 


                                      
         Рис. 11 Зоны геостратегического противостояния  на континентальном шельфе России.
Конфликтные районы: №1 - Россия – США;   №2 -  Россия –  Финляндия, Швеция, Польша, Балтия;  №3 -  Россия – Норвегия; №4 -  Россия – Канада, Норвегия, Дания, США; №5 - Россия – США; № 6 - Россия – Япония.

Острый характер приобрели межгосударственные отношения в районе шельфа  архипелага Шпицберген, где прогнозируется наличие значительных по запасам нефтегазовых месторождений. В соответствии с Парижским договором 1920 г. Россия имеет право на промысловую разработку полезных ископаемых (добычу угля в районе посёлка Баренцбург). Ежегодно в данном районе нашими промысловыми судами добывается 45-105 тыс. т трески, пикши, сельди, окуня и др. видов рыбы, что составляет более 20% годового вылова российского флота в Баренцевом море. В этом же районе Норвегия вылавливает 50-100 тыс. т, в отдельные годы до 250 тыс. т рыбы. Под надуманными предлогами корабли БОХР Норвегии неоднократно производили аресты российских рыболовных траулеров. С 2008 г. к патрулированию данного района приступили корабли Северного Флота ВМФ.
 
На установку российского флага в точке Северного полюса при погружении  подводного аппарата «Мир» премьер–министр Канады П.Маккейн заявил:  «Сейчас не ХV век, чтобы разбрасывать по миру государственные флаги, демонстрируя тем самым свои права на территорию. В XXI в. главный принцип суверенитета в Арктике состоит в том что, либо вы используете территории, либо вы их теряете!» [13]. Канада уже выделила 10 млрд долл. на строительство флота из 8 боевых кораблей ледового класса и создание военной инфраструктуры в Арктике, вдвое увеличила расходы на изучение и картографирование своего побережья и прилегающих к нему акваторий.

Госдепартамент  США указал на несоизмеримость военных бюджетов США (600 млрд долл.) и России (35 млрд долл.) российским претензиям на размеры территории дна Ледовитого океана, который   в не столь  далекой перспективе  растает и станет пригодным для  развертывания промыслов. Целым рядом  стран-участниц ЕС и НАТО постоянно выдвигается тезис о так называемой «энергетической безопасности», суть которой в переходе от рыночных механизмов  регулирования цен к силовым формам  «в случае  необходимости».

Готовность к применению силовых методов США и их союзники  уже продемонстрировали в ходе войны против Ирака и подготовке военного удара по Ирану. Возможность возникновения вооруженного конфликта в Арктике определена в новой  концепции применения ВМС США «A Cooperative Strategy for 21-st Century Seapower».
     
Неотъемлемой частью зарубежных концепций агрессивных военных операций и промышленного освоения захваченных территорий на море является широкое применение подводных роботов в составе глобальных национальных систем информационного обеспечения и управления. Уже в ближайшей перспективе (2015–2020 гг.)  планируется повысить надежность контроля над воздушной, подводной, надводной и наземной обстановкой в прибрежной и удаленных зонах океанских (морских) ТВД, значительно расширить зону проекции возможностей ударных  сил флота и промысловой деятельности нефтегазовых  и других добывающих компаний.

В нашей стране работы в области подводной робототехники были возобновлены в 1966 г. Были созданы  глубоководный робот – геолог «Краб–2» и подводный робот  «Катран-2». Но в настоящее время научные  исследования, НИОКРы в области подводных технологий ведутся недостаточно целеустремленно, слабо координируются. Выделяемые ресурсы  не отвечают масштабу задач «Единой государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа РФ» и «Программы  геологоразведочных работ». Уровень, достигнутый геополитическими и геостратегическими конкурентами России в этой области,   указывает на необходимость ускоренного развития отечественного  подводного роботостроения [13]. Речь идет о своевременной, надежной и эффективной нейтрализации  явной и прямой угрозы национальной безопасности.
      
Мировой океан все больше превращается в среду военного противостояния, в которой скрытно и быстро могут перемещаться носители ракетно-ядерного и высокоточного оружия, элементы ПРО, амфибийно-десантные силы, средства разведки и наблюдения. В перспективе неизбежен рост количества средств поражения стратегической, оперативной и тактической досягаемости, размещаемых на роботизированных боевых платформах.

Геополитическая роль прибрежных регионов в мировой политике резко повышается. В настоящее время примерно 60% населения планеты проживает на расстоянии не более 60 км от побережья и соотношение это, вероятно, увеличится до 75% к 2025 г. Из 23 крупнейших мегаполисов Земли 16 находятся в прибрежной зоне.

Ориентация на освоение океанских ресурсов и обеспечение хозяйственной деятельности в этой экономической зоне являются одним из факторов, вносящим ряд особенностей в содержание Военно-морской доктрины России в XXI в.

Развитие транспортных систем между Тихоокеанским и Европейским регионами предполагает участие России в совершенствовании северных коммуникаций, функционирование которых, с учётом национальных интересов России, становится эффективным при условии военно-морского обеспечения в регионе, реализующего положения Военно-морской доктрины России.

Роль Военно-морского флота при решении перечисленных задач будет возрастать, а качественное изменение сил и средств неизбежно повлияет на содержание военно-морских доктрин морских государств, в том числе, России. Миссией России, определяемой военным  фактором, является поддержание динамического баланса  между компонентами глобальной, региональной и национальной безопасности в этом регионе.

Об эволюции экологического, демографического, этнического, интеллектуального геополитических факторов см. в след.материале - «Северение» России.

Литература
1.                  Барсегов Ю.Г., Корзун В.А., Могилевкин И.М. и др. Арктика: интересы России и международные условия их реализации/ - М.: Наука. 2002
2.         Щитинский В.А. Российский опыт и зарубежная практика стратегического территориального планирования. 2007. http://www.gisa.ru38029.html
3.     Митько В.Б. Геополитические факторы, определяющие содержание Арктической доктрины России. Труды НПК «ГМО хоз. деятельности в Арктике и замерзающих морях». СПб. – 2002
4.     Митько В.Б.. Минина М.В. Геополитические факторы, определяющие устойчивое развитие Арктики в 21 веке. Труды МНПК «Наука и техника для устойчивого разв. сев. регионов». СПб. - 2003
5.     Митько В.Б. и др. «Разработка концепции и определение роли субарктической зоны Республики Саха (Якутия) в циркумполярном пространстве и её влияния на систему расселения». Отчёт о НИР -СПб.: РосНИПИУрбанистики.- 2008
6.     Поленин В.И. Теория стратегической устойчивости государства. Материалы НПК «Цели развития тысячелетия и инновационные принципы устойчивого развития арктических регионов».-СПб.: «ПИФ СОМ», 2011
7.     Гильтман М.А. Уровень жизни населения Тюменской области в 1995-2009 гг. Комментарий к Стат. сб. Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области.-Т., 2010.-355 с.
8.   Тихонравов Ю.В. Геополитика.-М.:ИНФРА-М., 2000
9.  Материалы Международного форума «Арктика: настоящее и будущее».- СПб, 2012
10. Материалы МНПК «Арктическая зона  Российской Федерации: Северо-восточный вектор развития».- СПб, 2012
11. Материалы IV Всероссийской морской НПК «Стратегия морской деятельности России и экономика природопользования в Арктике». Мурманск, 2012
12. Прохоров  П. Шкура белого медведя. «Эксперт Севео-Запад», № 27, 2007
13. Моцак М.В., Прошкин,  Кыбальный М.В. Морские подводные роботы в освоении и охране нефтегазовых месторождений российского сектора Арктики. ХХ1 века. «Арсенал», № 1, 2009
14.  Осипов Г.В. О социально-демографических процессах в России и прогнозах их развития. В сб. «Научные проблемы безопасности Российской Федерации». Вып. 1. Материалы научного совета  при Совете Безопасности РФ.- М.: Юрид. лит., 1996
        
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Геополитика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Геополитика:
Правда об АЭС «Белене»

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 7 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Эволюция геополитических факторов, определяющих развитие Северо-Востока РФ (Всего: 0)
от Гость на 22/03/2013
Подвесные автобаны над вечной мерзлотой Арктики со снежными метелями 8-10 мес в году и дирижабли, как средства передвижения - это НЕНАУЧНАЯ фантазия. Угнетают тезисы о военных кораблях - главных "решателях" раздела ресурсных богатств Севера. С 17 лет и до сего дня НЕ МОГУ понять какого-то СИЛОВОГО решения проблем, где ОДНИМ из участников НЕПРАВОВЫХ отношений может быть ЯДЕРНАЯ держава, например, Россия. Как поступить: нарушил Международное или национальное право России - предупредил, не выполняет - УТОПИЛ, например, судно-нарушителя США. Какое имеет значение СКОЛЬКО, например у США будет В ЭТО ВРЕМЯ судов на трассе СМП?!? Ядерное ОРУЖИЕ - гипер ОХРАНИТЕЛЬ ПРАВА!!! Это не ШАНТАЖ, а ЧИСТОЕ право! Нас МЕРЗАВЦЫ из США и НАТО приучили К РАЗБОЮ! В ЛЮБОЕ мгновение НЕ ПОЗДНО отучить! Но ОНИ должны ТОЧНО ЭТО понимать!


[ Ответить на это ]


Re: Эволюция геополитических факторов, определяющих развитие Северо-Востока РФ (Всего: 0)
от Гость на 22/03/2013
Великолепная аналитика; спасибо автору и редакции!
Очередной удар в колокол... Услышали бы его нужные уши...
Хорошим лыком в эту строку легли бы малые АЭС, особенно тарспортабельные, без них там делать нечего.
 К сожалению, многлетний мониторинг данных проблем показывает, что пресловутый "рынок" и современная "политическая воля" не оставляют Арктике реальных шансов; остается только надеяться что это  "пока".
Давайте попробуем объединить усилия. Мои координаты в редакции есть.

С уважением Т.Д.Щепетина


[ Ответить на это ]


Re: Эволюция геополитических факторов, определяющих развитие Северо-Востока РФ (Всего: 0)
от Гость на 22/03/2013
 "...многлетний мониторинг данных проблем показывает..."
А помимо "мониторинга" проблем, рынка и политической воли много лет чего делали-то? Где проекты-то?


[
Ответить на это ]


Re: Эволюция геополитических факторов, определяющих развитие Северо-Востока РФ (Всего: 0)
от Гость на 23/03/2013
ПРОЕКТ ВАЯЕТСЯ! НАЗЫВАЕТСЯ ПЛАВУЧАЯ АЭС!
Его убогого  затеяли еще в 2005 году... планируют к 2018 сдать. Строят на Балтзаводе это чудо.
Но по расчетам аналитиков РусРЭНД в 2018 России может и не быть. Так что или шах или ишак...


[
Ответить на это ]


Re: Эволюция геополитических факторов, определяющих развитие Северо-Востока РФ (Всего: 0)
от Гость на 24/03/2013
Школота то проектов просит!? А поройтесь-ка в МАГАТЭ, там-то около сотни их пылится, подберите на вкус и цвет (если только знать-то чего надо-то)
А в "плавучке" - надо разуть глаза и суметь разделить мух с котлетами - бесстыжее воровство от технической сути.
И был еще  один реальный шанс проекта - реновация атомной генерации в Билибино; так урыли его; забоялись ветров и снегов, наверное. В турции строить, оно ить гораздо теплее и гламурнЕе.


[
Ответить на это ]


Re: Эволюция геополитических факторов, определяющих развитие Северо-Востока РФ (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2013
Я,по началу,дедка не понял. Глабализму осанна! Он,чё на голову больной? Но дальше почитал, вроде правильные вещи рекэрит! Энтот самый глобализм скоро кончится ,так как разграбление наследства СССР закончилось. Теперь новая задача - расчленение и ликвидация Рашки. А это стрёмное дело. Грят ,"мёртвую руку" восстановили? Грохнут Путю к примеру,но взлетит командно-штабныя ракета с Урала и запустит уцелевшие старты. Дел - фантазёр! А тут реалистов-воров российских разувают на Кипре. Вот он -реальный глобализм. Так что всё путём, к войне, и за арктику тоже!


[ Ответить на это ]


Re: Эволюция геополитических факторов, определяющих развитие Северо-Востока РФ (Всего: 0)
от Гость на 25/03/2013
"Автобан "ЕвРИКА" - первая часть Глобальной Транспортной Сети соединит Европу с Россией, с Индией, Китаем, Японией, Америкой. Чем больше государств соединит "ЕвРИКА", тем больший эффект получат от нее люди."

Как говорят в интернетах -- щито? В смысле, что это за слова, я прочёл три раза -- в упор не понял. Это что ли, как если бы спутники бороздили просторы Большого театра? Зачем нужен этот сивый бред про подвесные магистрали, экологичный транспорт какой-то?
Возможно, автору было бы полезно проследить ретроспективу изменения Транспортной стратегии РФ до 2020 г. Желательно с того момента, когда она была ещё стратегией до 2010 г. Динамика изменения планируемого финансирования крупнейших дорожных объектов -- это такая сатира, до которой автору с его пневмотранспортом очень далеко.
Не надо колебать воздух очевидными глупостями. Но если уж начинать, то надо на полную катушку -- с торсионными полями, вечными двигателями и климатическим оружием.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.31 секунды
Рейтинг@Mail.ru