proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[11/09/2015]     Безопасно и качественно, быстрее и дешевле

В июле 2015 г. в Санкт-Петербурге состоялось IV расширенное заседание Совета проектировщиков атомной отрасли.
На конференции «Развитие проектирования в атомной отрасли и система мотивации на снижение стоимости и сроков сооружения ОИАЭ», прошедшей в рамках заседания Совета, первый заместитель по операционному управлению Госкорпорации «Росатом» А.М. Локшин отметил, что конкуренция на рынке атомной энергии, так же, как и  конкуренция на рынке электрогенерации в целом, растет, поэтому принятые на себя обязательства важно выполнять качественно и в срок. И блок проектирования в этом процессе играет ключевую роль.


К значимым событиям прошедшего 2014 г. Локшин отнес формирование портфеля зарубежных заказов. С 2012 г. портфель заказов "Росатома" увеличился примерно на 40%, и госкорпорация продолжает наращивать присутствие на мировом рынке строительства АЭС. На ближайшие 10 лет портфель зарубежных заказов превысит 100 млрд долл. 
Девальвация рубля с точки зрения зарплаты сделала нас беднее. Но с точки зрения конкурентоспособности наши позиции на мировом рынке улучшились в два раза, что позволяет наращивать портфель заказов.

Но непростая экономическая ситуация привела к пересмотру в сторону снижения среднесрочных прогнозов показателя потребления электроэнергии, что вызвало необходимость изменения сроков реализации ряда проектов.   

Решением Правительства РФ бюджетное  финансирование Программы Госкорпорации "Росатом"  на 2009-2015 гг., направленной на серийное  строительство энергоблоков АЭС было уменьшено на 30%, а сроки строительства семи из девяти строящихся энергоблоков были сдвинуты.  Вряд ли бы имело смысл строить эти блоки прежними темпами, при невостребованности произведённой ими энергии. При этом было ускорено сооружение третьего и четвёртого блоков Ростовской АЭС в связи необходимостью обеспечить потребности юга России в электроэнергии.

В приоритетном порядке будет финансироваться строительство замещающих мощностей. Физпуск первого блока ЛАЭС - 2 перенесен на 2016 г., пуск второго блока Нововоронежской АЭС-2 - на 2018 г., первого блока Курской АЭС-2 - на 2021 г. Нововоронежской АЭС блок 1, надеюсь, что успеем сдать к 1 января 2017 г. По остальным блокам есть время для устранения недостатков. Всё-таки событие это скорее отрицательное.

И третье – за последние годы усилилась конкуренция, причем не только со стороны традиционных соперников – американской Вестингауз Электрик (Westinghouse Electric Company) и французской компании  AREVA. На рынке строительства АЭС появляются новые игроки. После снятия санкций с Ирана заключено соглашение Ирана с Китаем о строительстве АЭС. Китай, с его низкой стоимостью рабочей силы и о способностью серийно воспроизводить сложные технические объекты, становится реальным конкурентом на строительном рынке АЭС. То есть окно возможностей для нас вот-вот закроется. Корейцы планируют строить АЭС в Саудовской Аравии.

Чрезвычайно серьезная конкуренция  на рынке обогащения урана, что отражается на ценах. Цена по услугам обогащения начинает приближаться к цене урана. Появляются новые месторождения. Новые блоки, которые ожидались, не строятся. Это конкуренция только внутри отрасли.

Конкуренция возрастает и на рынке производства энергии. Появляются дешевые газовые установки. Газ не вырос до тех цен, которые прогнозировались. Вполне конкурентоспособной по себестоимости становится солнечная энергетика.

Для того чтобы сохранить свои позиции, очень важно, чтобы мы выполняли взятые на себя обязательства быстро и качественно.

Проектирование  в создании АЭС – один из самых важных этапов работ. Один из самых Главным же недостатком в проектировании на сегодня является его клиентоориентированность. Необходимо разработать некий механизм, который бы настраивал психологию проектировщика на достижение нужного результата. Таким механизмом может стать  система мотивации. Все, кто участвует в конструировании, проектировании ядерно-энергетических объектов должны быть заинтересованы в том, чтобы ОИАЭ (объекты использования атомной энергии) сооружались в назначенные сроки и за минимальные средства.

Председатель Совета проектировщиков атомной отрасли, директор по капвложениям Госкопорации «Росатом»,  директор  ОЦКС «Росатома», Г.С.Сахаров в своём выступлении сделал акцент на  основных задачах проектирования в атомной отрасли. Выручка проектных организаций «Росатома» по итогам 2014 г. превысила 30 млрд рублей, а объем отраслевого заказа на проектные и изыскательские работы (ПИР) на период до 2030 г. оценивается в более чем 400 млрд рублей.

Для обеспечения конкурентоспособности российских проектов атомной энергетики на мировом рынке перед проектировщиками стоит задача по сокращению сроков разработки проектов до 24 месяцев и снижению их стоимости на 15%. Именно от проектировщиков во многом зависит конкурентоспособность атомной отрасли, ее эффективность.

Сегодня проектному блоку в структуре «Росатома» уделяется повышенное внимание. Лицензии на осуществление проектно-изыскательских работ (ПИР) имеют 37 компаний Госкорпорации «Росатом».

Корпорации нужны общие стандарты, общее информационное пространство, система мотивации, чтобы сделать проекты наиболее конкурентоспособными и эффективными. Сейчас у проектных организаций «Росатома» в портфеле зарубежных проектов уже 28 лотов. 

Пристальное внимание к проектному блоку объясняется тем, что именно здесь закладывается конкурентоспособность и эффективность проектов, формируется их стоимость. Несмотря на то, что стоимость проектных работ составляет всего 5% от общего объема, но 95% стоимости формируется здесь.

Что представляет собой блок проектирования сегодня?  В ГК «Росатом» работает более 255 тыс. человек. Из них: 118 тыс. (47%) - рабочие, 39 тыс. (15%) – руководители, 98 тыс. (38%) - специалисты и служащие.

Каждый пятый сотрудник связан с реализацией проектов капитальных вложений. Это приблизительно 50 тыс. человек (20%). В строительном комплексе отрасли почти половина сотрудников связаны с разработкой и созданием оборудования, т.н. машиностроительный дивизион; 8 тыс. человек – представители службы технического заказчика и примерно столько же строителей проектного блока.

В 2014 г. проектированием занимались 31 организация. Общая выручка по ПИР составила более 30 млрд руб.

Из всех компаний, имеющих лицензии, для анализа мы выделили 6, которые производят около 90% всей этой выручки. Проектирование осуществляется для объектов в России и за рубежом. Меньшей по объему, но очень важной для нас, является инвестиционная программа по оборонному заказу и другие проекты наших дивизионов.

На 500 крупнейших проектов мы имеем около 8 тысяч проектировщиков. Согласно проведенному опросу, многие специалисты проектных организаций «Росатома» не знают, за какие проекты они получают зарплату.

Для того чтобы понять, на какую зарплату в атомную отрасль можно привлечь лучших специалистов  с рынка труда, мы проанализировали данные Росстата на 2015 г. Средняя зарплата проектировщика в РФ составила 42 тыс. руб. По проектным компаниям в Москве – 70 тыс., в «Атомэнергопроекте» - 111 тыс., в Санкт-Петербурге - 56 тыс., по «Атомпроекту» - 117 тыс., в Нижнем Новгороде – 40 тыс., у нас – 102 тыс. Даже зарплата Уральского НИПИЭТа выше рыночной. В Челябинске по различным субъектам 40 тыс. Таким образом, наш уровень зарплаты позволяет привлекать лучших специалистов на этом рынке.

С точки зрения выручки наши проектные компании несопоставимы с другими компаниями, работающими в электроэнергетике. Они являются одними из крупнейших в РФ. Особенно «Атомпроект», где выручка по ПИРу  больше 5,5 млрд руб.

Валовая маржинальность (разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами) говорит о том, что продукция, которая создается нашими проектными институтами, очень дорогая, она переплачена. Поэтому необходимо пересматривать вопросы ценообразования. На конечный результат влияют все те же проблемы организации разработки проектной документации с учетом дальнейшей доработки проектных решений, в результате которой вынуждены постоянно менять проектные решения. Почти половина наших неуспехов связаны с проектированием.

При сооружении АЭС принимается приблизительно 500-700 тыс. решений, которые влияют на проекты.

Около 3 лет проектируется Белоярская АЭС, и до сих пор проектирование не закончено. Через 1-2 месяца блок будет введен в промышленную эксплуатацию, а состояние проекта не позволяет выйти на госэкспертизу. Аналогичная ситуация с Нововоронежской АЭС. Главная проблема – сложность с управлением деятельности. Разрыв между проектными организациями в квалификации, программном обеспечении, использовании новых методов проектирования огромный.

До 2030 г. проектных работ набирается на сумму более 400 млрд рублей. К выполнению такого огромного пласта работ, надо готовиться. Перед нами поставлены очень важные задачи – сокращение сроков сооружения энергоблоков до 48 месяцев, а сроков проектирования - до 24 месяцев, снижение удельных капитальных затрат на 15%. 

Конференция, которая проводится в рамках  IV заседания Совета проектировщиков, посвящена обсуждению двух  вопросов:

- что необходимо сделать, чтобы повысить эффективность;

- система мотивации, как механизм повышения эффективности.

Внедрение системы мотивации, разработанной ОЦКС, на предприятиях строительного комплекса поможет снизить сроки сооружения и стоимость проектов.

ОЦКС предложил два вида поощрения: материальное и нематериальное. На премию могут рассчитывать все участники сооружения ОИАЭ. Но, прежде всего, система мотивации коснется проектировщиков, потому что на этапе проектирования можно получить наибольшую экономию. Стоимость проектных работ будет отвязана от общей стоимости проекта. Стоимость будет находиться в жесткой зависимости от физических параметров объекта. Полную оплату услуг компания получит при условии, что цена спроектированного объекта уложится в параметры предельной стоимости, которую утверждает госкорпорация. Если проектировщик сумеет снизить стоимость не меньше чем на 5%, он получит премию, которая рассчитывается в процентах от сэкономленного. Но даже при сокращении на 4,99% премия не будет. Например, целевая стоимость двухблочной Курской АЭС-2 — 225 млрд рублей. Если удастся спроектировать объект менее чем за 214 млрд рублей, то от сэкономленной суммы 2,5% получит проектный институт. Это около 300 млн рублей. Руководитель сам распределит премию между ключевыми специалистами в зависимости от вклада в общее дело. Еще до начала работы устанавливаются правила, по которым будут премированы ключевые специалисты, а оставшуюся сумму — не меньше половины, руководитель использует для развития проектного института, проведения дополнительных НИОКР или обучения персонала.

Большую долю, примерно 70%, проектировщики получат сразу после сдачи проекта. Остальное — после ввода объекта в эксплуатацию. В процессе сооружения объектов будет яснее, насколько эффективны технологические решения, которые заложили проектировщики. В системе мотивации предусмотрены также и штрафы.

Программа мотивации стартовала в 2014 г. на площадках Курской АЭС-2, АЭС «Ханхикиви-1», АЭС «Аккую», МБИР  на двух объектах ЯОК.

В ближайшее время ОЦКС планирует стандартизировать систему управления отраслевыми проектами, а также создать эффективный механизм внедрения инноваций в строительство.

Систему мотивации планируется внедрять на атомных объектах, строящихся по новым проектам. В прошлом году во многих организациях были разработаны индивидуальные программы мотивации. Система мотивации будет развернута на проектах Курской АЭС-2, АЭС "Аккую" и "Ханхикиви".
Петербургский "Атомпроект" одним из первых может получить премию за проект АЭС "Ханхикиви". Институт надеется подтвердить экономию уже в 2017 г., после проведения экспертиз.

Директор по проектному производству АО «НИАЭП» А.В. Яшкин на примере своего института рассказал о современных тенденциях в проектировании.

Основным приоритетом в деятельности компании на текущий момент является повышение производительности труда блока проектирования и снижения потерь, а также уменьшения числа корректировок в проектах. Мы ставим себе задачу за три года повысить производительность труда на 30 %.

Одним из главных факторов успеха при существующей конкуренции на глобальном рынке будет снижение, как сроков выпуска проектной документации, так и сокращение сроков строительства АЭС, но без ущерба для безопасности и сохранении и повышении качества выполняемых работ. Планируется сокращение сроков строительства новых объектов примерно на 40%, сокращение сроков выпуска документации практически наполовину. За счет чего это можно достигнуть?

Ключевыми инструментами повышения эффективности являются: применение типовых решений, философия бережливого производства, направленного на снижение потерь и издержек. Целевой показатель по повышению производительности труда - не менее чем на 30% за период 3 года. Ещё 30% хотим достичь за период в 2 года. При этом будет достигнуто снижение задержки выдачи документации в производство. Для проектной организации, тесно интегрированной в инжиниринговую компанию, этот показатель крайне важен. От того, как быстро отдается проектная документация в производство, зависят сроки реализации строительно-монтажных работ.

Неоднократно уже говорилось о вреде клиентоориентированности, о том, насколько опасны действия заказчика в нашей работе. Большое число корректировок рабочей документации, а также непроработанность технических решений приводят к изменениям документации. Корректировки могут быть вызваны процедурами по закупке оборудования, когда в проект закладывается одно оборудование, а по итогам конкурса приобретается другое. Хотелось бы корректировать документацию как можно реже, например, дважды: по факту выполнения закупочных процедур и по факту завершения строительно-монтажных работ. Сэкономленное таким образом время можно использовать на разработку новой документации для задела на будущее.

Для решения проблемных моментов мы предлагаем задействовать такой инструмент, как ПСР-проекты (реализации целей посредством обучения, совершенствования персонала для повышения производительности труда, улучшения качества, снижения затрат и удовлетворения требований заказчика). Внедрение производственной системы «Росатома» (ПСР) производится не только на площадках СМР, но и в офисной практике. Выявляются проблемные области, проводится картирование процессов, определение узких мест, осуществляется их расшивка. Сделанные выводы распространяются на дальнейшую деятельность, превращая таким образом процесс в стандартный.

Пришедший в компанию молодой специалист не является проектировщиком по специальности. По диплому он инженер-электрик, теплотехник, гидравлик и т.д. Он может хорошо разбираться в системах управления, быть IT-шником. Но он - не проектировщик. Проектировщиков институты не готовят. Проектировщиками они становятся уже здесь у нас. От того, насколько стандартизирована и понятна профессиональная инструкция, насколько быстро мы можем передавать свои знания, -  от этого зависит сокращение потерь на превращение выпускника вуза с конкретной специальностью в настоящего проектировщика.

Отраслевые проекты, каскадирование целей из проектов руководства, анализ потенциала картирования процессов, - являются источниками непрерывных улучшений на местах.

В декабре 2014 г. был запущен проект «Внедрение подходов бережливого производства». Этому предшествовал полугодовой анализ деятельности, выявление проблемных областей. Сегодня мы работаем над двумя пилотными проектами: на площадке Белорусской АЭС разрабатываем стандарты, которые затем будут перенесены на площадку Курской АЭС, для того чтобы проект ВВЭР ТОИ сделать более конкурентоспособным.

ПИР имеют двух заказчиков. Внутренний заказчик – бизнес инжиниринг, люди, осуществляющие закупочную деятельность и отвечающие за строительно-монтажные работы. Внешний заказчик – кому мы сдаем новый объект, заказывает и принимает документацию в производство работ. Для реализации проекта «бережливого производства» мы перешли на еженедельно-суточное планирование работ. Каждый инженер знает, что в какой срок он должен сделать. А начальник может сравнивать плановые показатели с фактически достигнутыми, если что-то пошло с отклонением вести корректировку процесса не в последний момент. На следующем шаге мы планируем создать базу данных по многократно повторяющимся работам для нормирования рутинных операций. Это позволит сократить разницу во времени на проведение одинаковых работ на различных объектах, которая сейчас достигает порой 30-40%.

Разработав систему нормативов, мы сможем перейти к реальной оценке времени на выполнение той или иной работы, и к 2019 г. сократить срок проектирования до 24 месяцев. Типовые решения позволят сократить сроки и стоимость разработки проектной документации. Уменьшив затраты на рутинные операции, мы сможем больше времени уделять более качественной проработке технических решений.

Для того чтобы сделать решения типовыми, нужно пройти несколько шагов. Понятие типового проекта АЭС достаточно условно. В типовом проекте принято выделять неизменяемые части, на которые могут распространяться универсальные решения. Но в каждом проекте есть особенности, без учета которых построить новый объект невозможно, - это т.н. площадочные условия.

Кроме того, в зарубежных проектах необходимо учитывать национальные нормативы и требования национальных регуляторов. Разные страны и разные заказчики по-разному интерпретируют такое понятие, как «влияние техногенных аварий». Даже под термином «тяжелый самолет» каждый понимает своё. В России своя система ценообразования. Зарубежный заказчик не всегда понимает, почему проектная смета увеличивается при привязке к конкретной площадке. Мы обязаны отслеживать, как он будет считать. Таким образом, при реализации зарубежных проектов необходимо максимально учитывать подходы заказчика при принятии нашей продукции и требования их системного оператора.

Конкурентная среда выдвигает два вызова: «делай лучше», «делай больше». Исходя из мотивации, «делая лучше», мы добиваемся почета и уважения. «Делая больше», вправе рассчитывать на большее вознаграждение. Профессиональный статус – это и признание заслуг, и улучшение материального положения. Тот, кто работает хорошо, заслуживает, чтобы учить других. Для этого он должен занимать более высокую должность. И кадровый резерв должен формироваться из тех, кто более успешен.

В обычной компании принятие решения - прерогатива топ-менджмента, который делегирует очень малую долю полномочий на очень небольшое расстояние от себя. Время принятия решения катастрофически удлиняется. Специалист отучается принимать даже простые решения. В нашем институте мы призываем к  трансформации мышления, с тем, чтобы руководитель стимулировал принятие решений специалистами сообразно их должности.

На отраслевой программе мотивации участников инвестиционно-строительных проектов подробно остановился Н.И.Виханский, заместитель директора по развитию ОЦКС «Росатома».

Мотивацией для работника является: достойная зарплата, достижение признания, интересная работа. Основная задача программы «Мотивация» - изменить отношение к стоимости и срокам реализации проектов. Целью является не выполнение плана, а повышение трудоспособности отрасли в целом.

Сейчас при формировании стоимости проектных работ превалирует стремление к 100%-ному освоению инвестиций. Только государство заинтересовано в том, чтобы создать объект как можно дешевле, потому что это впрямую влияет на конкурентоспособность продукции. Потребителя, в конечном счете, интересует, сколько стоит 1 кВт*час. На эту конечную цель необходимо ориентироваться и проектировщикам. Снижая стоимость сооружения ОИАЭ, мы предоставляем потребителю более дешевый продукт. Необходимо сделать так, чтобы и заказчики, и проектировщики, и подрядчики были заинтересованы в сокращении стоимости и сроков сооружения ОИАЭ.

Как формировалась стоимость проекта до сих пор? Она определялась в процентном отношении проектных работ от стоимости объекта. То есть чем дороже объект, тем выше стоимость проектировки. По программе мотивации предлагается ввести расчет стоимости проектирования от физических объемов, то есть - от стоимости нормированных трудозатрат. Вторую часть будет представлять вознаграждение за реализацию задачи по снижению стоимости и сроков. Для начисления вознаграждения необходимо на 40% снизить сроки проектирования и реализации проекта, и на 30% - сократить стоимость. Только  в этом случае мы сможем бороться с конкурентами. Китайцы и корейцы готовы предоставлять зарубежным заказчикам дешевые проекты.

Принципы программы мотивации очень простые. На этапе обоснования, принятия инвестиционных решений устанавливаются предельная и целевая стоимости объекта. Предельная стоимость, которую нельзя превысить, устанавливается Экспертным советом «Росатома» по инициативе Заказчика. Она определяется на основе доходного подхода (на основе финансово-экономических параметров инвестиционного проекта) или условий контракта/МПС.

Стартовая линия мотивации – целевая стоимость «технического задания», которая так же устанавливается Экспертным советом «Росатома». Она определяется на основе оценки рисков проекта, на величину которых уменьшается Предельная стоимость; либо на основе затратного подхода (оценка ресурсов и/или аналогов). Для установления Целевой стоимости выбирается наименьшее значение. Целевая и Предельная стоимости фиксируются в договорах на проектирование.

Предельная стоимость ИСП определяется внешними параметрами –

конкурентоспособностью и экономической эффективностью (оценка сверху). Целевая стоимость строительства определяется затратным подходом (технологией и стоимостью ресурсов) или на основе оценки рисков. Если оценка «снизу» превышает оценку «сверху», необходимо уточнить решение об инвестировании в проект.

Если объект будет спроектирован стоимостью, ниже заданной инвестором, заказчиком, можно рассчитывать на приличную прибыль. При этом ввод объекта должен быть произведен своевременно.

За что можно получить премию в проектной организации? Если удалось добиться стоимости, меньше заданной, образуется экономия, пул, из которого формируется премия. Человек, который творчески подошел к работе и смог предложить решение, снизившее стоимость проекта, может рассчитывать на большую премию (до 6 годовых окладов).

На этапе реализации действует тот же простой принцип. За рацпредложение, которое позволяет сэкономить, тоже можно получить премию. Участниками проекта мотивации являются все: генподрядчик, подрядчик, проектировщик. Выплата премии возможна только при соблюдении сроков реализации проекта.

Недавно к первоначальным проектам: Ханхикиви, Аккую, Курская АЭС-2 - добавилось ещё 2 - ЛАЭС-2 и Нововоронежская АЭС. Эти проекты охватывают практически все проектные институты «Росатома». Условия созданы, нормативы прописаны. Основная задача на сегодняшний момент, чтобы люди поняли, что это стало реальной мотивацией к поставленным задачам.

Первый этап прошел в 2014 г. Предельная стоимость зависит от стоимости 1 кВт*часа. Совместно с заказчиком мы провели экспертизу и установили предельную цену по АЭС «Аккую», Курску, «Ханхикиви». Это стало отправной точкой в реализации программы мотивации. На основе оценки конкурентоспособной стоимости строительства АЭС в России была определена предельная стоимость сооружения Курской АЭС-2, составившая 240 млрд руб. Целевая стоимость, определенная на основе затратного метода с использованием аналогов (проект НВАЭС-2), равняется 225 млрд руб.

По Ханхикиви предельная стоимость, определявшаяся на основе финансовых

параметров EPC контракта, равнялась 2,98 млрд у.е., целевая - на основе проектов-аналогов с учетом стоимости ресурсов в Финляндии (затратный метод определения) составила 2, 78 у.е.

Часть премии - 70% выдается проектировщику как аванс за снижение стоимости, остальная часть будет выдаваться после реализации проекта. Снижать стоимость необходимо не за счет стоимости оборудования, а за счет предложений технического характера.

Эффективность капвложений страдает от перерасхода бюджетов и нарушения сроков реализации. По статистике бюджет проектов превышается более чем в 66% случаев,

сроки проектов превышаются более чем в 38% случаев. Увеличение срока реализации сооружения АЭС приводит к потери выручки ~ 0,8 млрд руб. Установление предельной и целевой стоимостей дает ощутимые результаты в оптимизации стоимости ~ 200 млрд руб.

Так, по  АЭС «Ханхикиви» млрд евро):
Оценка проектировщика - 4,25
Предельная стоимость - 3,98
Целевая стоимость - 3,78 (-11%)

Курская АЭС-2 млрд руб.):
Оценка проектировщика - 282
Предельная стоимость 240
Целевая стоимость 225 (-20%)

АЭС Аккую млрд руб.):
Оценка проектировщика - 595
Предельная стоимость - 520
Целевая стоимость - 494 (-17%).

Генеральный директор АО «Атомпроект» С.В. Онуфриенко проинформировал Совет проектировщиков о том, как реализуется система мотивации на проекте АЭС «Ханхикиви». Финны выбрали для новой АЭС «Ханхикиви» российский проект, потому что мы - единственные, кто может предложить референтный блок с учетом всех современных требований. Такой, который можно увидеть в деле - работающим. Наши основные конкуренты - AREVA, Siemens, южнокорейские или японские компании - такого показать не могут. Будучи достаточно опытными, имея атомные станции "Ловииса" и "Олкилуото", они хотели иметь  современный блок. Наш блок оказался гораздо более готов для воплощения на финской территории. В декабре 2013 г. между Fennovoima и компанией "Русатом Оверсиз" (дочерняя структура "Росатома") был подписан контракт на строительство АЭС. Еще до подписания контракта надзорный орган Финляндии STUK провел индикативную экспертизу нашего проекта. Серию вопросов мы сняли, дав исчерпывающие ответы в начале 2014 г. Внеся некоторые корректировки, где-то добавив оборудование и усилив отдельные конструкции, нам удалось сохранить общую архитектуру проекта и систем безопасности, удалось обосновать устойчивость энергоблока к событиям т. н. "расширенного проектирования", которые включают аварии со множественными отказами систем безопасности и экстремальные внешние воздействия, например, падение тяжелого самолета весом 400 т.

Проект АЭС «Ханхикиви» может дать работу более чем ста местным компаниям, возможной высокой степени локализации производства. Конечно, проектирование ядерного острова и основных технологических объектов будут выполнять сотрудники нашей компании, но многие другие, вспомогательные здания и сооружения могут быть поручены финским проектировщикам. Они справятся с задачей не хуже, а может быть, даже лучше нас, поскольку прекрасно ориентируются в национальных нормах, знают местные традиции и требования, которые не зафиксированы на бумаге, но исполнения которых могут потребовать местные администрации.

Под требования финской компании Fennovoima, специалисты «Атомпроекта» адаптируют референтный проект «АЭС-2006» к требованиям финской нормативной документации, в частности, в области учета дополнительных экстремальных внешних воздействий путем увеличения прочности строительных конструкций основных зданий и сооружений.

Смысл идеи мотивации – заинтересовать проектировщиков в снижении стоимости и сроков проекта в большей степени, чем  заработная плата. Система мотивации дает дополнительный рычаг воздействия на психологию людей. Сделать не только то, что поручено, но ещё и предложить то, что поручено не было. Сподвигнуть людей на подвиги на своем рабочем месте.

Раньше для проектировщика и генподрядчика была одна стоимость. Определение целевой стоимости самое правильное во время подготовки проекта. Выше предельной стоимости объект становиться неконкурентоспособным. Установленные на предпроектной стадии Экспертный советом «Росатома» целевая и предельная стоимости фиксируются в договорах на проектирование. Они были определены по пяти объектам: Курская, Ханхикиви, Аккую, Нововоронежская и ЛАЭС-2.

Наши проекты типовые. Если инновационное решение на одном из проектов позволит произвести улучшение, которое значительно уменьшит его стоимость, то и в новых проектах заказчик будет требовать применить такое решение. Для этого и нужна мотивация. Мотивация проектировщика – это доля экономии заказчика по строительству.

В 2014 г. в соответствии с приказом ГК «Росатом» АЭС «Ханхикиви» стала пилотным проектом по снижению сроков и стоимости сооружения АЭС. Для мотивации работников была проведена декомпозиция стоимости работ до каждого специалиста. В случае достижения экономии по проекту более чем на 5%, каждый участник в соответствии со своим вкладом имеет возможность получения премии. Главная задача – не просто выпустить проект, а разработать его так, чтобы он обеспечивал максимальную эффективность новых технологий и дальнейшую возможность их тиражирования и коммерциализации. Для мобилизации сотрудников, их мотивации на качественное и своевременное выполнение работ мы внедрили управленческую модель «проектных офисов». Постановка четких задач, ориентированность на ежедневный результат оправдали себя.

Численность людей, которые будут задействованы в этом эксперименте, определяется объемом проекта, но мы постарались его минимизировать, потому что известно, что из 100% численности коллектива инициаторов не больше 10%. В «Атомпроекте» создан проектный офис, который объединяет этих инициативных людей. В нем есть группа управления, напрямую отвечающая за деятельность офиса.

Из 6 проектов, включенных в программу мотивации в отрасли, 3 проекта наши. Два из них пока не очень идут. Проект по АЭС «Ханхикиви» делаем, исходя из нормативов, существующих в «Росатоме». Мы дополнили их внутренними документами, позволяющими практически реализовывать систему мотивации. Самое главное - вера людей в возможность её реализации. Пока доверие «50 на 50». Первая полученная по системе мотивации копейка повысит эту планку доверия. Заработная плата в институте достойная, а система мотивации поощряет сверх зарплаты. Необходимо, чтобы эта добавка создавалась отдельным фондом, чтобы он работал на поставленные цели.

В настоящий момент мы находимся уже на второй точке принятия решений. После первой точки, за счет чисто предварительных, лежащих на поверхности решений, в виде генплана, нам уже удалось снизить стоимость. Но к моменту учета всех пожеланий заказчика и всех требований надзорных органов Финляндии мы увидели, что если ситуация не контролировать, мы выйдем за предельную стоимость проекта. Именно система мотивация подвигла нас на то, чтобы постоянно мониторить ситуацию, и на каждом этапе, где это возможно, принимать решения по снижению стоимости.

Главным событием за год, прошедший с III заседания Совета проектировщиков, стал переход к этапному проектированию. Всю премию за сокращение стоимости проекта разбили на 2 этапа. Первый этап - после выполнения проекта, второй - после завершения сооружения АЭС. Ограничения по размеру премии на одного человека - 6 годовых окладов.

Сегодня проектанты заинтересованы в том, чтобы проект был большой и дорогой, потому что стоимость проектных работ определяется процентом от стоимости строительно-монтажных работ. Никакой премии за экономию и сокращенные сроки не существует. ОЦКС «Росатома» предложил нововведение — при запуске проекта рассчитывать его предельную стоимость, которая не может быть превышена, поскольку в этом случае проект снимается с рассмотрения на предмет инвестиций. Если удастся сэкономить от предельной стоимости объекта, например, 20 %, до половины этой суммы в виде премии получит проектировщик. Часть денег достанется конкретным людям, а часть пойдет на развитие предприятия. В случае ускорения сдачи объекта и проектировщикам, и исполнителям проекта выплачивается премия от сэкономленных средств. Размер премии напрямую зависит от того, насколько ускорены темпы сооружения. На стадии реализации проекта могут появиться премии за применение авторских и инновационных решений. Они будут выплачиваться автору решения, тому, кто его оформляет, и собственно компании.

У проектных офисов есть свой бюджет, свои руководители и исполнители. Весь состав проектного офиса делится на постоянных участников во главе с руководителем проектного офиса и ГИП-ами и на переменную часть. На сегодняшний день численность офиса примерно 100 человек. Проектный офис выполняет функции настраивания специалистов по специальностям на выполнение тех или иных задач. Мы регламентируем деятельность по областям и производим сопоставление реального состояния и плана. Далее происходит оценка стоимости достижения полученного решения. К концу 2017 г. мы должны прийти к расчету стоимости достигнутых позиций. Для определения премирования необходимо создать некий реестр экономии служб, какая экономия и какими службами достигнута. Весь фонд премирования лимитируется соответствующими документами. В каждом цикле участвует Экспертный совет. Совет возглавляет главный инженер по проекту ВВЭР. В нем собраны главные специалисты.

В декабре 2014 г. был заключен договор на станцию, в который были включены предельная и целевая стоимости проекта. В январе 2015 г. был утвержден Экспертный совет для определения влияния конкретных решений на проект (по системе мотивации). На первом этапе – «точка принятия решения 1», которой предшествовала точка мониторинга стоимости, мы собрали проект воедино, оценили его отличие и соответствие референтному блоку, оценили удовлетворение требованиям заказчика.


После этого  было установлено, что физический объем проекта начинает расти из-за учета постоянно поступающих требований заказчика. На НТС по фактическому состоянию проекта было показано, что если вести максимальный учет всех требований заказчика, то возникает опасность не вписаться в предельную стоимость проекта. Потребовалась систематизация причин, из-за которых возникли отклонения, а также планирование оптимизации технических решений, чтобы прийти к новой точке в реализации проекта. Точка принятия решения №2 должна быть достигнута не позднее октября.  Мы планируем, что следующая точка будет соответствовать завершению проекта (в конце 2016 г.). После передачи проекта заказчику, возможно, потребуется ещё несколько точек вплоть до получения заключения служб экспертизы.

С учетом курса евро стоимость проекта  была определена  в 4,25 млрд евро. В процессе дискуссии с заказчиком пришли к предельной стоимости в 3,98, и целевой стоимости - 3, 78 млрд евро. Для того, чтобы сориентировать работников на достижение стоимости меньше целевой, была утверждена стоимость на 7% ниже, то есть 3,6 млрд евро. На её основе и составлена смета.

Сегодня мы ожидаем некоторое увеличение стоимости к уже достигнутым результатам. Необходимо определить, что привело к увеличению стоимости, и выделить решения, которые позволят вписаться в предельную стоимость. Увеличение стоимости произошло по всем зданиям вплоть до здания реакторного блока из-за увеличения толщины стенки, что повлекло за собой увеличение строительных объемов. При отсутствии системы мотивации в институте, мы вряд ли бы так внимательно относились ко всем переделам, которые происходят в проекте.

По всем направлениям деятельности института у нас 95 специальностей. Минимальная экономия для премирования 5% от целевой стоимости (180 млн евро) в 2018 г. На второй стадии, когда проект будет реализован (2021 г.), будет выплачен остаток премии. Но стоимость проекта может возрасти до 5 млрд евро.

Госкорпорация отслеживает внедрение системы мотивации в нашей организации, и верит, что 10% сотрудников получат премии.

Заместитель директора по развитию ОЦКС Росатома Н. Виханский заверил, что опыт реализации пилотного проекта мотивации в АО «АТОМПРОЕКТ» в ближайшее время будет детально изучен, и будет проработан вопрос о целесообразности снижения порога чувствительности в 5% от стоимости всего проекта по достигнутой экономии на стадии проектирования.

На особенностях учета специфики требований зарубежных заказчиков при проектировании АЭС акцентировал внимание в своем выступлении заместитель директора АО «Русатом Оверсиз»  С. В.Егоров.

«Русатом Оверсиз»  следует программе глобальной экспансии «Росатома» в мире. Компания «Русатом Оверсиз» была основана в 2011 г. для продвижения российских атомных технологий на мировом рынке ГК «Росатом» в роли интегратора продвижения предложений и развития российского атомного бизнеса за рубежом.

В части подготовки к «посевной», то есть процессов лицензирования, рассмотрения предварительных проектов, эта работа ведется постоянно с акцентами в тех странах, где нас ждут уже завтра, или с фоновым режимом присутствия там, где нас ждут послезавтра.

Участники реализации проекта сооружения АЭС  действуют в различных национальных условиях, определяемых экономическими, политическими, правовыми и другими особенностями конкретной страны. При этом каждая компания опирается на свои преимущества, наработанные как на внутреннем, так и на международном рынках.

Чтобы избежать бюрократических проволочек, которые могут негативно повлиять на ход строительства зарубежных АЭС, необходимо заранее проводить программы профессиональной подготовки интернациональных коллективов в части знания законодательства разных стран. Нужно совместными усилиями «разработать программы обучения персонала для российских инжиниринговых компаний, осуществляющих строительство АЭС за рубежом, и для иностранных компаний – партнёров в странах присутствия Госкорпорации «Росатом».

Можно предварительно представить не привязанный к площадке проект, на который станут выдавать замечания, что позволит его доработать. Когда будет  принято решение о его локализации на какой-то площадке, это сэкономит много времени, при наличии большого задела.

Все большее значение приобретает коммерческая конкурентоспособность проектов АЭС. Заказчиков теперь как никогда интересует надежный прогноз по стоимости кВт*ч произведенной энергии на длительную перспективу, и они ожидают определенных гарантий по этим цифрам. Увеличивается масштаб локализации. Если раньше ее уровень составлял 15-20%, то сегодня «Росатом» в некоторых контрактах уже выходит на 40%. В результате все большую популярность приобретает комплексное предложение, включающее помимо прочего обеспечение безопасности, доступ к современным технологиям, определенные гарантии по стоимости электроэнергии, обучение специалистов и работу с общественным мнением. Ответственность исполнителя контракта фактически растягивается на весь жизненный цикл АЭС, который сегодня составляет 60-80 лет. Как следствие EPC-контракт, по которому ответственность исполнителя заканчивается сдачей станции в эксплуатацию, постепенно уходит в прошлое, а на смену ему все чаще приходят межправительственные соглашения.

Одной из причин обострения конкурентной борьбы является повышение требований заказчиков к предлагаемым проектам. Заказчики осуществляют выбор проектов с учетом затрат как единовременных (капитальных), так и имеющих место на протяжении всего срока жизненного цикла АЭС, сроков строительства, эксплуатационных расходов а также затрат на вывод станции из эксплуатации.

Как ответственный поставщик комплексного предложения «Росатом» предлагает для зарубежных заказчиков интегрированное предложение: инжиниринговое решение (современные проекты АЭС поколение 3+,  сооружение АЭС (оборудование, строительство и монтаж, пуск);  продукцию ЯТЦ;  сервис (ЗиП, ППР, модернизация); услуги по эксплуатации АЭС; услуги по обращению с ОЯТ и РАО;  услуги по выводу из эксплуатации ОИАЭ; локализацию оборудования и услуг;  сертификация зарубежных национальных поставщиков, поддержку развития инфраструктуры атомной энергетики; финансовое решение; подготовку квалифицированного персонала.

Рост зарубежных заказов требует системного подхода. Возрастает количество домашних заготовок и четкость исполнения норм и процедур в части повторения.

Квалифицированных заказчиков крайне мало. И им всячески надо помогать, относиться с уважением и определенным уровнем скепсиса. Для этого необходимо иметь возможность анализировать их нормативную базу, учитывать международные нормативы, правила МАГАТЭ, национальные правила.

Нужен закон о базовых положениях. На финском проекте от заказчика нам поступило 25 тыс. требований. Если в высказанных требованиях отсутствует взаимосвязь, они просто погубят проект. Мы разработали систему управления требованиями (СУТ). Около 1,5 тыс. требований – то число, которое может разумно описывать объект. СУТ является частью процессов, предусмотренных стандартом «Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем». Система управление требованиями создана для обеспечения уверенности заказчика в том, что проектируемая АЭС соответствует требованиям ТЗ, для сокращения издержек, связанных с заказом оборудования, обеспечения управляемости проекта, устранения ошибок, выявленных в ходе проверки каждого требования в материалах проекта, взаимной проверки материалов на непротиворечивость.

После заключения контракта важно иметь организационную структуру.  В июле «Атомстройэкспорт» и проектная компания подписали документ, по которому намечен план интеграции в части координации работ через PCI-контракт (взаимосвязь периферийных компонентов). У проектировщиков это может сводиться к штрафам и потере реализации, либо потере репутации, то есть запрет на деятельность. Риски проектировщиков в составе общих рисков сводятся к финансовым потерям. Без системного подхода обойтись здесь невозможно.

По мнению директора АО «ГСПИ» В. В. Галушкова, требуется усилить взаимодействие между проектировщиками, строителями и заказчиками,  что позволит вносить корректировки на этапе проектирования, значительно экономя время всего проекта. Для сокращения сроков проектирования и повышения эффективности труда ГСПИ предлагает разработать отраслевой классификатор кода типовых ошибок при проектировании. О качестве проектирования можно говорить лишь тогда, когда объект начинают строить. Тогда и выясняется, сколько изменений и какого качества вносится при его строительстве.

Для проектировщика самый лучший проект тот, который выполнен, оплачен, но не строится. Но чтобы получать новые заказы, важно оценить, насколько проект удовлетворил службу заказчика, подрядчика, потребителя, обеспечил конкурентоспособность. К созданию проекта АЭС надо привлекать строителей, заказчика, инвестора, и вместе работать над проектом. У нас внедряются системы автоматизации, позволяющие организовать совместную работу проектировщика, строителя, заказчика. На своих четырех площадках зачастую мы работаем над разными проектами. Благодаря автоматизированным системам филиалы работают по одному проекту в едином информационном поле. Пожелания, корректировки, замечания, согласования документации в текущем режиме позволяют уменьшить число изменений, сократить сроки и снизить цену проекта.

Замечания к проекту возникают, как правило, из-за недостаточного контроля. На каждой площадке были созданы отдельные экспертизы, которые работают не только над деталями документации, но и просматривающие входящую исходную документацию, проводящие операционный контроль, отслеживающие даже те документы, которые отделы передают друг другу. Ошибка, допущенная на начальном этапе, должна быть своевременно выявлена, чтобы не повлиять на весь проект.

Следующей стадией, приводящей к необходимости внесения изменений в проект, является появление не заявленного изначально оборудования вследствие пожеланий эксплуатационников  или новых требований заказчика. Бывали проекты с числом замечаний, доходящих до 3 тысяч. После их классификации, оказалось, что значимых замечаний всего 3-5%, 50% – пожелания службы эксплуатации и заказчика, 40% – неграмотность тех, кто выдает замечания. Если проанализировать замечания по всем организациям, можно выявить системные ошибки и предусмотреть их при проектировании. Внедряя систему мотивации проектировщиков, в качестве одного из параметров оценки работы можно использовать число ошибок, допущенных при проектировании,  с учетом их динамики по годам и проектам.

В отрасли заговорили о системе типового проектирования. Унификация, несомненно, нужна. В 2014 г.  в ГСПИ подготовлены два документа - предложения по системе нормативных документов по типовому проектированию «Унифицированные проектные решения». Действующие документы мы дополнили паспортом проекта, куда вошли технические характеристики, проектировочные решения, состав проекта и кому он передается – заказчику, строителю, инвестору.

Уже при подготовке кадров необходимо «привязывать» студентов к типовым проектам по строительной части, по автоматике, по вентиляции, с тем, чтобы они  понимали, что выпускается на выходе проекта.

Решение о создании рабочей группы по выработке набора типовых проектов для атомной отрасли предложено внести в проект решения IV заседания Совета проектировщиков атомной отрасли.

На одном из секционных заседаний Совета проектировщиков специалисты петербургского «Атомпроекта» представили инновационную разработку, направленную на снижение стоимости проектов АЭС с реакторами ВВЭР большой мощности. Заместитель главного инженера проекта Д. Филягин рассказал о предварительных расчетах по эффективности замены железобетонной внутренней защитной оболочки реакторного отделения на комбинированную: цилиндрическую часть внутренней защитной оболочки сделать железобетонной, а верхний купол заменить на стальной. Это позволит сократить срок строительства блока на 3,5 месяца и уменьшить стоимость сооружения внутренней защитной оболочки на 184 млн руб. Специалисты «Атомпроекта» готовятся выполнить необходимые для внедрения инновации НИОКРы и обоснования. «Мы надеемся использовать эту разработку в проекте второй очереди Ленинградской АЭС-2 и последующих проектах», - отметил Денис Филягин.

Таким образом, специалисты «Атомпроекта» уже приступили к решению задачи сокращения сроков разработки проектов и снижению их стоимости.

Задачи, поставленные перед проектными компаниями с целью повышения конкурентоспособности на расширенном заседании Совета проектировщиков атомной отрасли, в частности, сокращение сроков разработки проектов и снижение их стоимости, говорят о том, какая роль отводится проектным организациям в реализации амбициозных планов «Росатома».

Портфель зарубежных заказов госкорпорации "Росатом" в 2014 г. составил 101,4 млрд долл. Со ссылкой на презентацию госкорпорации к проекту публичного годового отчета, ТАСС в августе т.г. сообщило, что объем 10−летнего портфеля зарубежных заказов «Росатома» в 2015 г. может вырасти до 108,3 млрд долл. Планируется, что выручка от зарубежных операций в 2015 г. возрастет с 5,2 млрд до 6 млрд долл. Ключевыми событиями в 2015 г. «Росатом» называет подписание контрактов по сооружению АЭС в Бангладеш и соглашения с Иорданией. Ранее госкорпорация сообщала, что планирует нарастить портфель зарубежных заказов к 2020 г. до 150 млрд долл.

Каждая новая атомная электростанция, которая строится силами «Росатома» за рубежом, подразумевает сотрудничество с государством-заказчиком на ближайшие сто лет. При этом с каждым годом число желающих обрести свою АЭС увеличивается. Предполагается, что новые договоры будут заключены по схеме интегрированных предложений: заказчику предлагается не только построить станцию российского дизайна, но и заключить контракт на поставку топлива на десятки лет вперед, на сервис на услуги по эксплуатации. «Росатом» предлагает рынку серьезный конкурентоспособный продукт, с которым можно побеждать на мировом рынке.

При этом госкорпорация не собирается приобретать новые предприятия и кратно наращивать численность работников. Те же люди, заводы и фабрики, которые сегодня обеспечивают годовую зарубежную выручку «Росатома» в размере 5 млрд долл., должны будут в 2015 г. обеспечить ее в размере более чем 8,5 млрд по вновь подписанным контрактам. Поэтому  столь важна задача, стоящая перед проектировщиками, –совершенствовать внутренние процессы, направленные на сокращение стоимости и сроков реализации проектов за счет целого ряда инструментов, в том числе, за счет внедрения  отраслевой системы мотивации.

Самым важным для потребителя является себестоимость кВт*часа электрической энергии. В АЭС доля топливной составляющей всего лишь 10% от операционной себестоимости, а в газовой или угольной станции доля топливной составляющей 60-70%. Даже если уран подорожает в 2 раза, это даст 5-7% роста по сравнению с исходной стоимостью электроэнергии. А если газ подорожает в 2 раза, то цена  электроэнергии возрастет на 70%. Поскольку ГК «Росатом» может предложить конкурентоспособную цену на электроэнергию, то российская атомная отрасль может конкурировать с другими типами генерации.

По материалам конференции подготовила Т.А.Девятова

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомная энергетика
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Атомная энергетика:
Атомная энергетика России. Время упущенных возможностей

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 16 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 11/09/2015
Одним из главных факторов успеха при существующей конкуренции на глобальном рынке будет снижение, как сроков выпуска проектной документации, так и сокращение сроков строительства АЭС, но без ущерба для безопасности и сохранении и повышении качества выполняемых работ. Планируется сокращение сроков строительства новых объектов примерно на 40%, сокращение сроков выпуска документации практически наполовину. За счет чего это можно достигнуть?
Далее упомянуто многофакторов по снижению... (качества?) и повышению... (цены и сроков?)!
Ни слова о системах автоматизации на всех этапах жизненного цикла,  как это широко внедрено у наших конкурентов.  Не упомянут пресловутый ВЭБ (нет не ВнешЭкономБанк) - "Виртуальный ЭнергоБлок" в разработку которого "вколотили" не одну сотню миллионов!
 Этап внедрения ВЭБ уже прошел первых три  положенных (1, 2, 5) из  пяти этапов - (1 - шумиха, 2 - неразбериха, 3 - поиски виновных, 4 - наказание невиновных, 5 - награждение непричастных)! Идет ли дальше внедрение? Кто знает?Впрочем, Другие проекты не сильно отличаются от ВЭБа этапностью.
До недавнего времени экспертиза проектов представляла некий междусобойчик, в процессе которого затушевывались все недостатки проекта, особенно в части обоснования безопасности. 
Но с появлением Ханхикиви такой фокус уже не пройдет. Финики "выдоят" проектантов "по-полной" (Ойкилуото - наглядный пример) и адмресурс здесь не работает.
 Проектанты должны уже сейчас от шумихи про "самое безопасное и надежное" переходить к реальному переоснащению всей системы проектирования новыми методиками и программным обеспечением, переподготовкой проектантов, стимулированием при реальном освоении новых методов, повышением знаний, навыков, ответственности руководящих кадров, определяющих техническую политику при проектировании.Мне представляется, что финский проект будет тем оселком, на котором и будет тестироваться отечественная система проектирования АЭС.
НАБЛЮДАТЕЛЬ


[ Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 11/09/2015
Какие славные руководители!
Средняя зарплата у твоих подчиненных -1 миллион 200 тысяч в год.
 Прикинь, мысленно,   свою - руководительскую, и тихо порадуйся. Премию себе можно в шесть годовых - смело.
 Блоки можно не пускать - только кричи про ненужность электричества.
 И обязательно  молоти языком непрерывно. Про 100 миллиардов заказов, про ПСР, про систему требований. сокращение сроков, мотивации.

Пили, пока сук не рухнет.  А там посмотрим - ведь замазаны ВСЕ и чистых нет. 
Эта лафа уже пошла на вторую десятилетку.
А всего-то!!! Просто нет системы ответственности за полученные у Путина деньги.Не понимает Путин сам ничего в атомных делах.
А кто его консультирует - ну явные лохи, не отличающие работающие АЭС от обещанных к 2030 году. 


[ Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 14/09/2015
А всего-то!!! Просто нет системы ответственности за полученные у Путина деньги.
Полностью согласен с ВАМИ, а ответственности и не будет. Почему так, не понимаю. Взять конкретные пусковые АС, есть конкретные лица, виновные в случившихся событиях (все они известны), но ничего..., живем дальше. Прошло время ..., и опять грабли..(:
Немножко инженер




[
Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 14/09/2015
Почему все так уверены, что Путин — источник справедливости? Может быть все там повязаны. Зарубежное строительство, например, — это явно управляемый бардак  и нечистая деятельность. Не об этом ли пишет бывший региональный менеджер из Аккуя?


[
Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 11/09/2015
    Кажется проектирование АЭС превращается в России в самостоятельный бизнес. Причем, чем больше вариантов проектируется, тем больше объемы, больше важность задач и больше зарплаты. Очевидно, что этот путь не является оптимальным. Вероятно у руководителей Росатома не хватает ума и воли для выработки стратегии развития АЭС: рассмотрении возможных вариантов и выбор наиболее привлекательного серийного. А дальше задача проектантов состоит только в привязке проекта к конкретной площадке, а все оборудование и компоновка станции стандартна. Это путь к удешевлению строительства АЭС на всех этапах.    Новые проекты АЭС должны быть основаны на новых принципиальных решениях и только этим могут быть оправданы!!!   


[ Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 12/09/2015
Очень много написано. тяжело поймать суть мотивации к снижению стоимости. А теперь посмотрите правде в глаза:1. Стоимость оборудования АЭС примерно 50-55% от стоимости АЭС. Проектант на этот параметр НИКАК и НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ повлиять не может. Количество оборудования проектант тоже практически не может сократить. 2. Стоимость проекта - 5%. Судя по статье можно оптимизировать эту цену на 10-15%, итого 0,5% от стоимости АЭС.3. Стоимость материалов, применяемых при строительстве и монтаже, не зависит от проектанта никак (если конечно вместо бетона, например, не применять фанеру или картон))), как и стоимость строительных и монтажных работ (их точно выбирает не проектант и не он формирует цену этих работ). Возможно каким-то чудом проектанту удалось при проектировании сэкономить 10% материалов (в условиях использования СНиП и ГОСТ, ПНАЭГ и это из области фантастики). Итого удастся удешевить АЭС на 10% от  35% (доля стоимости СМР в строительстве), то есть не более 3,5% от стоимости АЭС.4. ПНР - 5%. Возможно удушающими приемами можно сэкономить еще 0,3-0,4%. Но опять таки проектант тут не при чем.5 Генподрядные услуги ... до 8 % возможно удешевить до 3-4%. Но тоже вообще не зависит не разу от проектантов и проекта.Итого, при сооружении возможно удешевление от расчетного строительства на 8-10%, при этом проектант практически может повлиять на 2-4% удешевления. Это все, что с них можно выдавить в условиях данной технологии.При этом огромное количество статей расходов (до 15-25% цены АЭС) вообще не учтены в ССР Российских АЭС. А при сооружении АЭС за рубежом, эти расходы объективно существуют.
А теперь к чему приводят приемы по такой мотивации:Так как финансовый результат отстоит от точки принятия решения на 10 лет, то проектанту не интересно ждать 10 лет. Так премию никогда не дождешься - исходя из этого ПРОЕКТАНТ, чтобы получить ПРЕМИЮ, ВЫНУЖДЕН ЗАНИЖАТЬ СТОИМОСТЬ, в том числе оборудования, работ, материалов. Исходя из этого в Белоруссии стоимость оборудования заложенного в проекте и РЕАЛЬНО приобретаемого отличаются в 20-30 раз. Вопрос... за что получили 70% премии при сдаче проекта? И второй... надеется ли проектант получить оставшиеся 30% премии? Или 70% полученных сразу вполне достаточно, учитывая среднюю 112 000 при средней по региону в 56 000. Регулировать стоимость строительства в Финляндии через Проект вообще фантастика и непонимание ситуации по этому проекту. Фины написали 25 000 требований. Отменить их нельзя - Финовойма и STUK не пропустят. В контракте прописаны условия приобретения оборудования. И дизеля, например, там будут ведущего европейского производителя, а не дешевые... Про остальное оборудование АЭС там также написано. Работы там по законодательству дешевыми быть не могут (там МРОТ до 1900 - 2000 евро в месяц) и т.д. Работать с гранитом наши строители не умеют... и т.д.Есть предложение к оптимизаторам... в старые добрые времена люди опирались не на мнение одной стороны, но и на других участников сооружения. Так может собрать всех участников конкретного проекта (минимум за год до планируемого формирования контракта) и с ними системно поработать... Работа с одним Атомпроектом не принесет результата, кроме дутых отписок и то лет через 10... когда иных уж нет...Если интересно, обращайтесь... Специалист одной из организаций отрасли.




[ Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 12/09/2015
Всё правильно, коллега, вот только та публика, что обсуждает проблемы снижения стоимости на таком совещании преследует только одну цель: "ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ КАК О СПЕЦИАЛИСТАХ, ПРОКУКАРЕКАТЬ ДЛЯ ПИПЛА МНОГО ВУМНОГО, А ТАМ ТРАВА НЕ РАСТИ"....Про какие 4 ярда Евро по финке идёт речь, если Арева уже 8 перешагнула????Про какие 20 ярдов на "Аккуе" идёт речь, если столько лет на площадке нет ни одного своего объекта инфраструктуры и ни одного квадратного метра достойного собственного жилья? А СКОЛЬКО ПОТРАТИЛИ НА ПУСТЫЕ ПОЕЗДКИ И БОЛТОВНЮ? ВВП....АУ-АУ-АУ... плакали денежки российских пенсионеров на "бурно проводимых штабах" в отеле "Пайн-парк".....Сиропчик вместе с Егорушкой-говоруном просрут ещё не один ярд бюджета, И ВЕДЬ НИКТО НЕ ОТВЕТИТ ЗА ЭТО..... Наверное мало кто прочёл интервью турецкого руководителя офиса "Аккую-нуклеар" в Мерсине..., а стоит по этому поводу провести расследование с пристрастием.... ОСТАНОВИТЕ БЕСПРЕДЕЛ ТРАТЫ РОССИЙСКОГО БЮДЖЕТА... Возможно есть какие-то политические моменты, которые пиплу знать не положено, Лучше всего посмотреть на наших конкурентов, Китай, Корею, которые строят по нашим и УЖЕ своим проектам не только у себя, но и в ОАЭ, Иране..... ПОЗОР, ЕСЛИ ОНИ БУДУТ СТРОИТЬ И МЫ ТОЛЬКО НА ЭТИХ ВЫСОКИХ СОБРАНИЯХ БУДЕМ ПИ...ДЕТЬ И ПИ...ДЕТЬ...ПРО...ДЕЛИ с Егорушкой -говоруном на ЛАЭС-2, сейчас он опять песни поёт про финку...ПОЗОР!!!!! Разве при СЛАВСКОМ и НЕПОРОЖНЕМ такая ситуация в принципе могла возникнуть????     


[
Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 14/09/2015
мало кто прочёл интервью турецкого руководителя офиса "Аккую-нуклеар" в Мерсине

..............................

А что он там говорил такое страшное?


[
Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 12/09/2015
Понятно, из вашего анализа следует, что перспектив снижения стоимости строительства удельного киловатт часа нет. Тогда давайте сравним всю составляющую (смету) российского проектирования и китайского. Да не только китайского, корейцы и японцы  — все они строят дешевле. Давайте посмотрим, где у них происходит дешевле и попытаемся оптимизировать в этом же направлении. Причитания о том, что там дешевая рабочая сила не принимаются потому, потому как в Китае средняя заработная плата уже превысила российскую. У меня такое смутное чувство, что в России очень большая коррупционная составляющая, и если ее убрать, то стоимость строительства в России сравняется с китайской. 


[
Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 14/09/2015
Работать с гранитом наши строители не умеют...

...................................

Кольскую АЭс же построили?

Или там не гранить на Салме?


[
Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 12/09/2015
А ещё в бангладеш залезли. Во сколько обойдется строительство АЭС, чтобы хотя бы при первом же паводке станцию не смыло в Бенгальский залив вместе... ну вы понели.


[ Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 12/09/2015
А самое хороше перед наводнением устроить там выездной ШТАБ, чтобы всю эту ПИ...ДОБРАТИЮ смыло РАЗОМ.....   НУ погорюем немного..... Ну надоели же до самого НЕМОГУ все эти СИРОПЧИКИ и ГОВОРУНЫ......


[
Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 14/09/2015
Черчиля как-то попросили выступить на одном сборище на 5-10 минут. Он отказался, сославшись на то, что к такому короткому выступлению надо тщательно готовится. Еще добавил, что минут на 40 он согласен выступить.
Поэтому, зачем на этом сайте столько много писать, никто не будет читать такие толмуды. Надо коротко и ясно!


[
Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 14/09/2015
"....конкуренция на рынке электрогенерации в целом, растет,..." - а в частности, это можно истолковывать двояко - вроде как упадок для нас наметился, коли в Бенгалию лезем?
Соотношение рабочие-инженеры-служащие-руководители, опубликованное в статье, как по численности так и по зарплате, правильное ли?


[ Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 14/09/2015
Физик-ядерщик задержан в Москве за попытку прорваться в посольство США 35-летний инженер госкорпорации «Росатом» хотел попросить политического убежища.Как оказалось, у физика Степана Боровицкого произошел нервный срыв после сокращения в дочерней компании «Росатома» — «Акме-инжиниринг».  
http://lifenews.ru/news/161514 [lifenews.ru]


[ Ответить на это ]


Re: Безопасно и качественно, быстрее и дешевле (Всего: 0)
от Гость на 24/09/2015
Удорожание создания энергоблоков атомных станций начинается с  раздувания стоимости проектирования. Самая большая беда современных проектировщиков состоит, по моему мнению, в том, что не учитывают наработанный бесценный комплексный опыт проектирования блоков АС, их строительства, изготовления и монтажа оборудования, его ремонта и модернизации, пуска и эксплуатации станций в целом. Опыт не востребован в полной мере, не организовано грамотное использование его носителей, которые безжалостно отправляются в топку ПСР (программы сокращения работников), которые уносят в своих головах систематизированные, углубленные, готовые к применению знания, тем самым сводя к минимуму  отраслевой опыт. Мне кажется, что современные управленцы всех уровней не осознают, что творят, внедряя ПСР в том имитационном виде, который приносит только им желанные дутые показатели для безбедного существования "здесь и сейчас". Иначе....- это из другой категории понятий.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.09 секунды
Рейтинг@Mail.ru