[27/09/2006] Инофирмы на приборном рынке атомной отрасли России
В.В.Плешков, к.т.н., эксперт журнала «Атомная стратегия», Санкт-Петербург
Формирование структуры мирового ядерного приборостроения началось в США почти 50 лет назад одновременно с рождением атомной бомбы. Эволюция бизнеса осуществлялось по классической спирали «американского успеха»:
• патентование удачной идеи или прибора,
• энергичное создание стартового производства,
• получения государственного заказа;
• агрессивный маркетинг,
• поглощение конкурентов,
• расширение производства.
Создание энергетических реакторов, совершенствование ядерного оружия способствовало превращению пионеров ядерного приборостроения в мощные трансконтинентальные высокотехнологические корпорации. Наиболее ярким примером может служить превращение небольшой компании (3 человека) EE&G в гигантскую корпорацию с более чем 30 тысяч штатом сотрудников.
Между тем, можно быть мировым лидером, имея штат сотрудников от 6 до 10 человек. Классический пример – финская компания HIDEX, производитель портативного жидкостного сцинцилляционного TRIATHLER, ставшая настоящим монополистом мирового масштаба.
Общей чертой всех западных производителей приборов и оборудования для систем ядерной и радиационной безопасности, от маленьких фирм до гигантских концернов, является соотношение 1:10 численности производственного персонала к числу сотрудников, занятых маркетингом, менеджементом, логистикой, сервисом.
Крупнейшие производители приборов и оборудования сосредоточены следующим образом:
• спектроскопия – США, Франция, Италия
• радиометрия – Финляндия, США, Германия,
• дозиметрия – Франция, Финляндия, США,
• системы контроля и учета ядерных материалов – Англия, Франция, США.
За последние десять лет произошла глобальная перестройка сложившегося корпоративного уклада мирового сообщества фирм-производителей приборов ядерного и радиационного контроля, вызванная следующими причинами:
• практическим отсутствием ввода новых энергетических мощностей (за исключением развивающихся стран и Финляндии);
• обострением интереса к проблеме обращения с радиоактивными отходами;
• острой конкурентной борьбой атомно-энергетических концернов AREVA и BNFL – WESTINGAUSE за рынок переработки отработанного ядерного топлива;
• угрозой международного терроризма;
• политика ядерного разоружения.
Наиболее характерными являются изменения, которые претерпели четыре конкурирующие компании – бренды (условно A, B, C, D), с совокупным вкладом в мировом объеме производства спектрометров с полупроводниковыми детекторами не менее 95%. Международная и российская структуры этих компаний в 1995 году приведены в табл. 1.
Табл. 1
Компания
| Россия
| Спектроск.-S
| Радиометрия-R
| Дозиметрия-D
| А (США)
| Дочерн. фирма
| AS (США)
| AR (США)
| AD (США)
| В (США)
| Физич. лицо
| BS (США)
| BR (Герм.Фин)
| BD(Финляндия)
| С (Италия)
| Дочерн. фирма
| CS (Италия)
| CR (Германия)
| CD (Германия)
| D (Франция)
| Физич. лицо
| DS(Франция)
| DR(Франция)
| DD(Франция)
|
За прошедшие десять лет эти компании оказались в эпицентре передела «мирового порядка» ядерного приборостроения. Наиболее значительными оказались следующие события:
• Компания А купила у компании С всю инфраструктуру в странах Восточной Европы, в том числе, и в России. Таким образом, был устранен самый агрессивный конкурент, прежде всего в области спектроскопии (CS); • Компания В продает часть своего радиометрического производства BR группе частных лиц, одновременно покупая более современный завод BR2;
• Происходит слияние спектрометрических производств компаний А и D (AS+ DS).Так образовался мощный трансконтинетальный блок производства спектрометров;
• Компания В купила у компании А радиометрическое производство и стала мировым монопольным производителем жидкостных низкофоновых счетчиков;
• Компания D приобретает радиометрию BR и дозиметрию BD. Образуется новый концерн F, который передает российскому дилеру компании В права на продажу всей дозиметрии (BD+DD), а компании D всей радиометрии и специальных систем (BR+ DR); • Компания D приобрела у компании C право продавать в России спектроскопию (CS).
Таким образом, можно констатировать, что крупные иностранные производители приборов и оборудования для систем ядерной и радиационной безопасности к 2005году , в основном, закончили процессы капитализации и глобализации: • поглотили своих главных конкурентов; • укрупнили масштабы и усилили специализацию производства; • в свою очередь, сами вошли в стратегические альянсы с крупнейшими мировыми финансовыми группами и промышленными концернами, сохранив свои бренды.
Применительно к России брендовые компании имеют структуру, представленную в табл. 2. Табл. 2
Компания
| Россия
| Спектроск.-S
| Радиометрия-R
| Дозиметрия-D
| Россия
| А (США)
| Дочерн. фирма
| AS +DS
| AR2
| AD2
| Дочерн. фирма
| В (США)
| Дилер
| BS
| BR2+ AR
| BD+ DD
| Дилер
| С (Италия)
| Дочерн. фирма
| _
| CR (Германия)
| CD (Германия)
| Дочерн. фирма
| D (Франция)
| Физич. лицо
| CS
| DR+BR
| _
| Физич. лицо
|
Иностранные компании, прежде всего А и В, традиционно лидируют в поставках на российский рынок высокотехнологичного оборудования, которое здесь не производится:
• цифровых гамма-спектрометров с германиевыми детекторами;
• многоканальных альфа-спектрометров;
• автоматических супер-низкофоновых жидкостных и газовых счетчиков.
Отечественные производители полностью доминируют в следующих сегментах рынка потребления ПРК:
• автоматизированные системы контроля радиационной обстановки;
• термолюминесцентные дозиметрические комплексы;
• сцинтилляционные детекторы;
• аналоговые спектрометрические тракты;
• портальные мониторы;
• программное обеспечение;
• радиометры.
Обобщая историю анализа отношений между российскими и импортными производителями, попытаемся синтезировать модель конкурентоспособного спектрометра – своеобразного контрапункта, составленного из лучших образцов отечественных и импортных производителей:
– математический аппарат (Россия);
– программное обеспечение (Россия);
– электронный блок (аналоговый – Россия, цифровой – импорт);
– блок детектирования (сцинтилляционный – Россия, полупроводниковый – импорт);
– персональный компьютер (импорт);
– метрологическое обеспечение (Россия);
– обучение (Россия);
– гарантийный сервис (импорт).
На внутреннем российском рынке успешно используются десятки таких гибридных спектрометров, а на мировом – пока единицы, что уже, конечно, следует считать большим успехом российских производителей.
Иностранные компании сталкиваются в России с массой проблем, перед которыми оказывается бессильным весь их пятидесятилетний успешный опыт ведения бизнеса:
• непредсказуемое толкование законодательства;
• недостоверность официальной информации;
• неплатежеспособный спрос.
Иностранные компании участвуют во всех основных рекламных мероприятиях «ядерной» России (выставки, конференции, семинары). В России существуют несколько выставок, формально интересных для западных компаний:
• «Наука» (РАН)
• «ЭМЕРКОМ» (МЧС)
• «Таможня» (ГТРК)
• «Здравоохранение» (Минздрав)
• «Атомная промышленность» (Минатом) Основной выставкой для производителей приборов радиационного контроля является «Атомная промышленность». Однако до последнего времени она проводилась в территориальном отрыве от конференции «Радиационная безопасность» и поэтому была малоэффективна относительно контрактных перспектив. Ситуация изменилась к лучшему только в прошлом году. Однако прохладное отношение к российским выставкам мировых брендов еще ощущается. Наиболее удачной выставкой следует признать только форум «Наука-93». Для производителей и потребителей приборов радиационного контроля существует три ежегодных официальных мероприятия, от участия в которых невозможно отказаться:
• конференция «Радиационная безопасность», сентябрь, Санкт-Петербург;
• конференция «Проблемы прикладной спектроскопии и радиометрии (ППСР)», октябрь;
• семинар «Актуальные проблемы спектрометрического анализа», ноябрь, Обнинск. У каждого из этих форумов свои цели и задачи, своя изюминка, свои праздники и будни. Прежде всего, они отличаются должностным уровнем участников (табл. 3).
Табл.3.
Конференция
| Продавцы
| Покупатели
| РБ
| Президент компании
| Гл.инженер, н-к отдела РБ
| ППСР
| Директор представительства
| Начальник лаборатории РБ
| Обнинск
| Менеджер по продажам
| Инженер-пользователь
|
Все они традиционно проходят осенью. Фирмам- продавцам это удобно, а покупателям желательно бы их разнести по временам года.
Наиболее эффективными для контрактных перспектив являются собственные специализированные семинары на базе лабораторий наиболее «продвинутых» пользователей, а также личные беседы. В табл. 4 обобщена среднегодовая контрактная эффективность маркетинговых мероприятий иностранных компаний на Северо-Западе России.
Табл.4
Мероприятие
| Выставка
| Конференция
| Семинар
| Личная встреча
| Участники
| 1000
| 300
| 50
| 1
| Затраты, тыс.$
| 5000
| 3500
| 1000
| ???
| Периодичность
| 1
| 4
| 12
| 50
| Контракты, %
| 5
| 15
| 25
| 55
|
В заключение хотелось бы отметить, что не следует ожидать от западных компаний интенсивного размещения их рекламы в российских СМИ, а также в профильной периодике. Все бренды имеют собственную качественную периодику (газеты, журналы, ревю, альманахи, бюллетени), которая распространяется в узком кругу заинтересованных лиц.
На деятельности иностранных и отечественных производителей безусловно отрицательно сказывается разрушение Минатома, упразднение Госатомнадзора, разделение органов санитарного надзора. В такой ситуации трудно прогнозировать положительную динамику роста объема производства и продаж.
|