proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[04/02/2016]     Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом в России

А.Талевлин, к.юр.н.,председатель Совета общественного движения «За природу»; О.Бодров, физик, эколог, председатель Совета экологической организации «Зеленый мир»; В.Серветник, «Кольский экологический центр»; И.Лорентзен, Норвежское общество охраны природы (Naturvernforbundet)

Одним из направлений государствен­ной политики в сфере обращения с радио­активными отходами и отработавшим ядерным топливом является обеспечение экологической безопасности населения.


Исходя из общеправовых принципов госу­дарственная политика России в области обращения с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) не должна противоречить основным правам и законным интересам своих граж­дан. Право на благоприятную окружающую среду, на экологическую и радиационную без­опасность, устойчивое природопользова­ние принадлежат как настоящему, так и будущим поколениям. Указанные права юри­дически значимы и должны определять сущ­ность принимаемых нормативных актов. А государственная политика обраще­ния с РАО и ОЯТ не может противоречить национальной экологической политике.

Российские и международные обществен­ные объединения имеют собственную точку зрения на проблему утилизации РАО и ОЯТ, выраженную в различных документах. Более 10 лет общественные объединения, входящие в международную сеть «Декомиссия», анали­зируют опыт разных стран по безопасной утилизации РАО и ОЯТ.

Данный анализ сделан на основе официально опубликованных государственных докумен­тов, а также позиций неправительствен­ных организаций, входящих в международную сеть Декомиссия.

Существующие проблемы обращения с радиоак­тивными отходами в РФ

К настоящему времени на российских объ­ектах ядерного топливного цикла накоплено жидких и твердых радиоактивных отходов общей активностью от 2 до 4 млрд. Ku (без учета активности отработавшего ядерного топлива), которые размещены в 1284 пун­ктах хранения радиоактивных отходов (далее РАО). Указанные объекты представляют боль­шую потенциальную опасность, а обращение с РАО на этих объектах связано со значитель­ными проблемами обеспечения безопасности регионального и глобального масштабов.

Российская Федерация несет большие затраты по поддержанию приемлемого уров­ня безопасности существующих хранилищ РАО. Данные средства, в основном, являются бюджетными. Среди наиболее важных приме­ров экологических проблем обращения с РАО следует отметить: 

                        открытые поверхностные водоемы-хранилища жидких РАО, в том числе озеро «Старое боло­то» и Теченский каскад водоемов (ПО «Маяк»); 

                        подземные хранилища жидких РАО (Горно-хи­мический комбинат, Сибирский химический комбинат, государственный научный центр «Научно-иследовательский институт атомных реакторов»), а также радиоактивная «линза» под озером Карачай (ПО «Маяк); 

                        поверхностные железобетонные емкости-хра­нилища жидких высокоактивных отходов; 

                        приповерхностные хранилища твердых РАО, сооруженные без соблюдения современных нормативных требований безопасности.
Основными источниками образования и накопления новых РАО в настоящее время являются предприятия ядерного топливного цикла (ЯТЦ).

После вступления в силу Федерального закона № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон РАО, июль 2011 г.) среднегодовое образование РАО в России составляет около 1,2 млн. м3 твердых РАО и 1,7 млн. м3 жидких РАО[1].

Самое большое количество ЖРО образуется на ПО «Маяк»: около 600 тыс. м3 в год. Малую часть высокоактивных ЖРО «Маяка» остекло­вывают, остальные сливаются в водоемы-хра­нилища В-9, (Карачай) и В-17(Старое болото) и Теченский каскад водоемов (ТКВ) состоящий из водоемов В-3, В-4, В-10, В-11.

На Горно-химическом комбинате (ГХК) , Сибирском химическом комбинате (СХК) и в государственном научном центре «Научно- исследовательский институт атомных реакто­оров (НИИАР) нарабатывают около 772 тыс. м3 жидких радиоактивных отходов (400 тыс. м3, 320 тыс. м3 и 52 тыс. м3 соответственно), кото­рые полностью закачиваются в недра (пласты-коллекторы).

На АЭС образуется около 4 тыс. м3 в год. Остальные жидкие РАО (около 850 тыс. м3) образуются на уранодобывающих пред­приятиях Уранового холдинга «АРМЗ» (АО «Атомредметзолото»), институтах ядерного оружейного комплекса (Всероссийский науч­но-исследовательский институт экспери­ментальной физики, Физико-энергетический институт) и предприятиях АО «ТВЭЛ» (Машиностроительный завод г. Электросталь).

Самостоятельную проблему представля­ет вывод из эксплуатации радиоизотопных термоэлектрогенераторов (РИТЭГ), вырабо­тавших установленный ресурс. Пункты их размещения не охраняются и не защищены, более того, имеются случаи их несанкциони­рованного вскрытия (г. Кандалакша, 2001 г.). С учетом высокой бета-активности этих прибо­ров (начальная - около 500 кКи) доступ к ним посторонних лиц может привести к тяжелым последствиям. Имелись случаи утери РИТЭГ, в частности с облегченной биологической защитой.

Значительное количество РАО образуется и в неядерных отраслях промышленности. В частности, в системах химводоочистки тепло­вых станций, в нефтешлаках нефтяной про­мышленности и пр. В настоящее время скопи­лось большое количество низкорадиоактив­ных металлических РАО из бывшего оборудо­вания нефтехимической промышленности.

Всего на территории России размещено около 500 млн м3 РАО. По массе это составляет 1,1 млн. т, а по активности 1,6 х 1017 Бк [2].

Временное хранение РАО организует­ся на специализированных предприятиях Федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (бывшей системы спецкомбинатов «Радон») и хранили­щах (при АЭС, предприятиях ЯТЦ и др.).

Исходя из утвержденной в Российской Федерации классификации (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2012 года № 1069) все радиоактив­ные отходы помимо агрегатного состояния и других критериев по опасности разделены на 6 классов. Данная классификация применима только к удаляемым РАО.

Отходы первого класса (самого опасного) составляют твердые и отвержденные высоко­активные РАО, подлежащие захоронению с предварительной выдержкой в целях сниже­ния их тепловыделения в пунктах глубинного захоронения РАО (ПГЗРО).

Ко второму классу РАО относятся также твердые высокоактивные и среднеактивные долгоживующие РАО (период полураспада более 31 года), подлежащие захоронению без предварительной выдержки в целях сниже­ния их тепловыделения в ПГЗРО.

К третьему классу относятся твердые и отвержденные среднеактивные и низкоактив­ные долгоживущие РАО подлежащие захоро­нению в пунктах приповерхностного захоро­нения РАО, размещаемых на глубине до 100 метров.

К четвертому классу относятся РАО твер­дые и отвержденные низкоактивные РАО под­лежащие захоронению в пунктах приповерх­ностного захоронения РАО, размещаемых на одном уровне с поверхностью земли.

К пятому классу относятся жидкие средне­активные и низкоактивные РАО, подлежащие захоронению в ПГЗРО.

К шестому классу относятся РАО, образую­щимися при добыче и переработке урановых руд, а также при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке мине­рального и органического сырья с повышен­ным содержанием природных радионукли­дов, подлежащие захоронению в пунктах при­поверхностного захоронения радиоактивных отходов.

Необходимо отметить, что в феврале 2015 г. в Постановление Правительства РФ от 19 октября 2012 г. № 1069 были внесены изме­нения, в результате которых некоторые РАО были переведены из 2 класса в 3 (например РАО, в которых присутствует Цезий -137). По всей видимости это было сделано по причине экономии средств на захоронение.Тарифы на утилизацию РАО 2-го класса в пять раз выше, чем 3-го класса.
Планы Росатома по созданию ПЗРО
Росатом издал приказ № 1/382-П от 11.04.2013, где определен перечень пер­спективных площадок на территории РФ для дальнейшего обоснования и выбора участ­ков для создания пунктов захоронения РАО. Определены перспективные площадки в 18-ти регионах на территории РФ. Для каждойплощадки должны быть выполнены пред­проектные работы с целью всестороннейсравнительнойоценки площадок, в том числе с учетом отношения населения и региональ­ных органов власти к созданию в данном месте объекта захоронения РАО.

Росатомом разработано правило «3 усло­вий» для размещения мест ПЗРО. Такие места выбираются исходя: из экономической целе­сообразности, максимального приближения к местам образования и накопления РАО, при пригодности геологических характеристик соответствующей территории.

Из 30 выбранных площадок 10 являют­ся первоочередными, где уже сосредото­чено большое количество РАО (см. карту). Московская область (Сергиево-Посадский район), Свердловская область (Новоуральск), Томская область (Северск), Челябинская область (Озерск), Архангельская область (Новая Земля), Ленинградская область (Сосновый Бор), Республика Калмыкия (Приютненский район), Республика Коми (Ухта), Читинская область (Краснокаменск), Красноярский край (Железногорск). Построен ПЗРО только в Свердловской области, в горо­де Новоуральске. Остальные площадки могут уточнятся. Следовательно при проведении изыскательских работ местоположение буду­щего ПЗРО может измениться.


10 первоочередных площадок для размещения РАО

Некоторые примеры размещения ПЗРО

Новоуральск (Свердловская область). ПЗРО уже фактически находится при АО «Уральский электрохимический комбинат». Там сосредо­точено большое количество отходов, кото­рые планируется признать особыми, т.е. неиз­влекаемыми и захораниваемыми на месте. Планируется также создать новый пункт ПЗРО приповерхностного типа. Большая часть работ по данному пункту выполнена самим предприятием. В настоящий момент обсуж­дается вопрос о передаче мощностей по хра­нению отходов НО РАО. Мощность нового хранилища 10 000 куб.м.

Сергиево-Посадский район (Московская область). ПЗРО планируется создать на базе Московского НПО «Радон». В настоящее время существуют планы по передаче хранилищ НО РАО. Указанное предприятие наиболее техни­чески оснащенное, обладающее значитель­ными производственными и научно-иссле­довательскими возможностями предприятие по утилизации РАО 3 и 4 классов опасности со всеми современными методами обращения с РАО: от сбора и транспортирования до конди­ционирования и хранения, включая монито­ринг технологических процессов и окружаю­щей среды.

Ухта (Республика Коми). Планируется построить ПЗРО для утилизации РАО заво­да «Прогресс», накопившего РАО от наработ­ки радия. Существует акт выбора земельного участка, однако нет полного комплекта про­ектной документации. По предложению НО «РосРАО» планируется построить ПЗРО объ­емом 240 000 куб.м.

Сосновый Бор (Ленинградская область). Более 3 лет НО РАО продвигается проект национального пункта окончательного захо­ронения радиоактивных отходов (ПЗРО) сред­ней и низкой активности в северо-западном регионе России. Планируется разместить пункт заглубленного приповерхностного захоронения радиоактивных отходов низкого и среднего уровней активности. Прогнозное количество размещенных кондиционирован­ных РАО составляет 200 000 – 250 000 куб.м.

В Красноярском крае с 2008 года обсуж­дается проект создания крупного ПЗРО для высокоактивных и долгоживущих РАО. Окончательная цель – это создание пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов. В настоящий момент оформляет­ся лицензия на сооружение и эксплуатацию ПГЗРО, в июле 2015 года состоялись обще­ственные обсуждения. Проект также прошел государственную экологическую экспертизу. Обязательным первоначальным этапом соо­ружения объектов глубинного захоронения РАО является создание подземной исследова­тельской лаборатории (ПИЛ) для обоснования безопасности захоронения (Рекомендации МАГАТЭ). После этапа эксплуатации ПИЛ в про­ект могут быть внесены изменения, например, по классу опасности размещаемых отходов.

Варианты эксплуатации ПГЗРО:
Ожидаемый вариант – 4 500 куб.м РАО 1-го клас­са; 155 000 м3 РАО 2-го класса.
Менее ожидаемый вариант – меньший объем отходов 1-го и 2-го класса.
Наименее ожидаемый вариант – ПГЗРО отхо­дов 3-го класса.

Это пока единственный планируемый ПГЗРО, рассчитанный на высокоактивные радиоак­тивные отходы 1-го и 2-го класса, образо­вавшиеся на всей территории Российской Федерации.


Место для будущей подземной исследовательской лаборатории (ПИЛ). Красноярский край10

Проблемы РАО от перера­ботки зарубежного ОЯТ

Отдельной юридической проблемой явля­ются отходы, образовавшиеся от переработ­ки иностранного ОЯТ. В соответствии с дей­ствующим российским законодательством и международными соглашениями РАО, образо­вавшиеся от переработки иностранного ОЯТ, должны быть возвращены в государство про­исхождения ядерных материалов. Однако уже сейчас накоплено большое количество таких РАО, например, на ПО «Маяк», и пока ни одно­го килограмма РАО в страны – производители ОЯТ не отправлено. Более того, при пере­работке иностранного ОЯТ большое количе­ство РАО сбрасывается в окружающую среду (озера Карачай, Старое Болото, ТКВ). В планах Росатома – перевезти РАО 1-го и 2-го класса из хранилищ ПО «Маяк» в ПГЗРО Красноярского края для окончательного захоронения. Таким образом, данные планы не соответствуют дей­ствующему российскому законодательству.

Проблемы перемещения РАО

Отдельной проблемой является транспор­тировка РАО из одного региона в другой. Согласно нормам Закона РАО в России созда­ется единая государственная система обра­щения с радиоактивными отходами. Исходя из принципов создания данной системы (они перечислены в законе) любые РАО, образо­ванные в пределах Российской Федерации могут быть перемещены в любой пункт вре­менного хранения или ПЗРО.

Процесс перемещения контролируется исключительно НО РАО. В статье 21 зако­на содержится обязанность организации, поставщика РАО, собственными силами или с привлечением специализированных орга­низаций перевезти радиоактивные отходы к пункту хранения радиоактивных отходов, ука­занному НО РАО, и передать радиоактивные отходы с их паспортами национальному опе­ратору по акту приема-передачи.


Список утвержден распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. №1491-р11

Таким образом, отходы могут перемещаться из одного региона в другой и общественный контроль за таким перемещением законом не предусмотрен.

Кроме этого, Распоряжением Правительства РФ № 1491-Р от 14.10.2003 утвержден список морских портов, через которые разрешает­ся транспортировать (заход – выход судов и плавсредств) ядерные материалы или радио­активные вещества, а также изделия их содер­жащие (см. карту).

Предложения Росатома по безопасному обращению с радиоактивными отходами

15 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 190-ФЗ «Об обраще­нии с радиоактивными отходами и о внесе­нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это комплекс­ный акт положил основу правового обеспече­ния отношений по обращению с РАО.

Росатом, используя нормы закона, при­нял решение об окончательном захороне­нии практически всех РАО. Для этих целей в России создается единая государственная система по обращению с радиоактивными отходами – ЕГС РАО. Под эгидой Росатома соз­дан национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО).

При этом, согласно нормам Закона РАО, раз­решается осуществлять окончательное захо­ронение долгоживущих жидких радиоактив­ных отходов в недрах, а именно глубоких гео­логических формациях, т.е. без необходимой изоляции от компонентов природной среды (статья 30 закона). Более того, законодатель пошел еще дальше, признав под пунктом раз­мещения особых радиоактивных отходов и пунктом консервации таких отходов природ­ный объект, что является своего рода револю­цией в области экологического права, так как природный объект не может быть объектом использования атомной энергии.

Наряду с этим статья 31 Закона РАО пред­усматривает захоронение на территории России зарубежных РАО в виде различных источников ионизирующего излучения (РАО 2-го класса), что также не является гарантией права на радиационную безопасность насто­ящего и будущих поколений. Законодательно решен порядок такого приема и захоронения радиоактивных отходов. Так, Правительством РФ было принято Постановление от 19 ноября 2012 № 1186, определяющее механизм пере­мещения в Российскую Федерацию отрабо­тавших закрытых источников ионизирующего излучения.

За захоронение РАО в соответствующих пун­ктах планируется взимать плату с предпри­ятий - производителей РАО. Правительством России утверждены тарифы на захоронение отходов (Приказ Минприроды России от 13 марта 2013 года № 89).

На сегодняшний день в мире не существует научно-обоснованного, безопасного и прием­лемого способа захоронения радиоактивных отходов.

Проблема усугубляется тем, что количество отходов из года в год увеличивается. И, к сожа­лению, российский законодатель разрешил захоранивать РАО в природной среде без изо­ляции, признав под пунктом размещения осо­бых радиоактивных отходов и пунктом кон­сервации таких отходов природный объект. Такая концепция не применяется ни в одной стране в мире. Данное «регулирование» в условиях российской действительности явно противоречит принципу равной экологиче­ской безопасности настоящего и будущего поколений, следовательно, нарушает право каждого на экологическую безопасность.

Учет общественного мнения в процессе определения мест размещения ПЗРО сводит­ся к проведению публичных обсуждений без выяснения принципиальной позиции участ­ников «за» или «против». В Законе РАО отсут­ствуют нормы, регулирующие возможность и механизм реального общественного участия.

Позиция сети «Декомиссия»

Сеть общественных объединений «Декомиссия» считает, что принцип оконча­тельного захоронения радиоактивных отхо­дов следует пересмотреть в сторону долго­временного, контролируемого хранения РАО. Во-первых, при таком подходе легче осущест­влять мониторинг состояния РАО. Во-вторых, при появлении научно-обоснованных и без­опасных способах утилизации РАО будет воз­можность утилизировать РАО исходя из новых технологий. В-третьих, контролируемое хра­нение более безопасно исходя из возмож­ности доступа РАО и возможности быстрой ликвидации негативных последствий при незапланированной аварийной или чрезвы­чайной ситуации как природного, так и антро­погенного характера.

Требования безопасной утилизации РАО и демократические принципы принятия реше­ний неразделимы в правовом государстве. Политика обращения с РАО в том числе и раз­мещение ПЗРО должны учитывать не только требования безопасной утилизации РАО, но и принципы устойчивого развития регионов, справедливости, приемлемости и равной эко­логической безопасности.

Граждане России, проживающие в местах долгосрочной изоляции РАО, в соответствии с Конституцией, должны иметь возможность принимать окончательное решение о допу­стимости размещения таких объектов.

Согласие населения и заинтересованной общественности на размещение ПЗРО явля­ется фактором уверенности в безопасности проекта и его социальной приемлемости.

Именно население, проживающее на соот­ветствующей территории, а также будущие поколения будут вынуждены соприкасаться с рисками неблагоприятного воздействия на их здоровье ионизирующего излучения.

Наличие полномочий у субъектов РФ в области природопользования и охраны окру­жающей среды позволяет создать свою реги­ональную нормативную базу, которая может и должна учитывать и корректировать недо­статки федеральных нормативных правовых актов.

Например, вопрос согласования мест разме­щения ядерно опасных и радиационно опас­ных объектов в рамках процедуры согласова­ния Декларации о намерениях должен быть четко урегулирован в региональном законо­дательстве. На данный момент порядок при­нятия и согласования решений субъектом РФ утвержден в Ленинградской, Томской обла­стях. В последней действует отдельный регио­нальный закон от 17 ноября 2014 года.

В рамках данной процедуры региональ­ным законодателям необходимо обеспечить возможность участия населения в принятии решения. В ходе реализации этой процедуры Правительство России неизбежно предста­вит все необходимые гарантии экологической безопасности функционирования пункта хра­нения или захоронения РАО. А в целях приня­тия положительного решения федеральным структурам придется «заинтересовать» реги­он и дополнительно спланировать социаль­но-экономическое развитие соответствующей территории на многие десятилетия вперед. В этом и состоит принцип устойчивого разви­тия регионов. И такой подход, действительно представляется как социально-ответствен­ный и справедливый, учитывающий интересы населения конкретного региона.

В этой связи необходимо дополнить как региональное, так и федеральное законода­тельство механизмом реализации права каж­дого на участие в принятии решений в сфере использования атомной энергии.

Региональное законодательство должно содержать нормы общественного контро­ля в сфере обеспечения ядерной и радиа­ционном безопасности при обращении с РАО. Например, предусмотреть в соответ­ствующем нормативном акте положения о Наблюдательном совете в структуре органа государственной власти субъекта Российской Федерации и определить порядок его фор­мирования, предусмотрев активное участие общественности и местных органов власти.

Окончательное решение о согласовании места размещения пункта хранения или захо­ронения РАО или ОЯТ целесообразно закре­пить за представительным органом госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации, тем самым обеспечив широкое обсуждение соответствующего решения.

Гарантией полноценного участия населения в принятии решений и учета интересов реги­онов может стать закрепление в законе права «вето» органов местного самоуправления на решение размещать на соответствующей тер­ритории ядерно-(радиационно)-опасные объ­екты.

В связи с изложенным необходимо руковод­ствоваться следующими принципами:

1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколе­ний, окружающей среды от негативного воздействия радиоактивных отходов.

Политические или экономические факторы, а также интересы атомной индустрии или корпораций не могут превалировать над эко­логической безопасностью или здоровьем населения.

2. Пригодность геологических характе­ристик, исключающих возможность попа­дания радионуклидов в окружающую среду.

3. Чрезвычайная опасность радиоак­тивных веществ и ядерных материалов требует при выборе площадок хранения РАО гарантировать исключение возмож­ности выхода радионуклидов за барьеры хранилища в природные объекты или ком­поненты природной среды.

4. Отказ от практики окончательного захоронения РАО и реализация принципа постоянного, контролируемого хранения РАО.

Мы считаем окончательное захоронение небезопасным способом, поскольку невоз­можно достоверно прогнозировать безопас­ность окружающей среды при долговремен­ной радиационной угрозе. Для обеспече­ния ядерной и радиационной безопасности будущих поколений необходимо обеспечить доступ к РАО в пунктах хранения. В этом слу­чае при появлении у будущих поколений надежных и обоснованных технологий ути­лизации РАО будет возможность перевести их в более безопасное состояние. Особенно это актуально в связи со сложнопрогнозируе­мыми природными процессами (глобального изменения климата) и другими факторами риска.

5. Пункты долговременной изоляции РАО должны быть максимально приближены к местам их образования.

Перемещение отходов крайне опасно на всех этапах транспортировки.

6. Регион, потребивший «атомное» электричество или получивший иные вы­годы от использования радиоактивных материалов, должен нести бремя от­ветственности за произведенные РАО.

Эти отходы должны размещаться в соот­ветствующих геологических формациях на территории федерального округа - произво­дителя РАО для долговременной изоляции.

7. Принцип равной экологической без­опасности всех регионов России.

Необходимо исключить необоснованное перемещение РАО и, следовательно, всех рисков между регионами. Недопустима ситу­ация, когда благополучие одних регионов достигается за счет ущемления интересов других регионов (стран).

8. Органы местного самоуправления должны обладать правом «вето» на реше­ние о размещении хранилища РАО или ино­го радиационно-опасного объекта.

Интересы большинства не должны решаться в ущерб интересов меньшинства. Население соответствующих территорий должно полно­ценно участвовать в процессе принятия реше­ния по размещению опасного объекта и быть ответственным перед будущими поколениями за принятое решение.

9. Равноправное участие всех заинтере­сованных сторон при принятии решений по утилизации РАО.

Поскольку вопрос утилизации РАО решается на многие годы, то все возможные заинтере­сованные участники (ученые, общественные деятели, представители корпораций, полити­ки и др.) должны быть вовлечены в процесс обсуждения и принятия решений.

10. Минимизация образования РАО.

Процесс переработки ОЯТ приводит к обра­зованию ещё большего количества РАО. Мы считаем такую практику недопустимой. Также необходимо прекратить образование ОЯТ и РАО путем скорейшего вывода атомных реак­торов из эксплуатации.

11. При принятии решения о месте разме­щения РАО и эксплуатации хранилища РАО необходимо придерживаться принципа приоритета экологических и социальных интересов человека над интересами эко­номической целесообразности.

Недопустимо размещать пункты долговре­менной изоляции РАО (ОЯТ) исключительно исходя из экономии средств на строительство и перемещение в более безопасное место (в пределах региона), а также исходить из прин­ципа «наименьших усилий», размещая такие объекты в пределах ЗАТО.


Подземное хранилище РАО в Норвегии (Химдален). Олег Бодров замеряет уровень радиации

Существующие проблемы обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) в РФ
На сегодняшний день в России накоплено около 23 000 тонн ОЯТ. Ежегодно к этому объему добавляется около 650 т. Проблема обращения с ОЯТ, накопленным за десятки лет (включая зарубежное ОЯТ), не решена на приемлемом техническом и технологиче­ском уровнях не только в России, но и во всем мире. Нормативные документы в обла­сти обращения с ОЯТ не соответствуют приня­тым в мире принципам равной экологической безопасности и защиты будущих поколений (Декларация по окружающей среде и разви­тию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

Большая часть ОЯТ хранится в бассейнах выдержки на площадках АЭС, в хранилище ПО «Маяк» в Озёрске (Челябинская область), в «мокром» и «сухом» хранилищах Горно-химического комбината (ГХК) в Железногорске (Красноярский край) и на некоторых других объектах.

Ежегодно на территорию Челябинской области и Красноярского края из-за рубежа и Северо-Запада России поступает значитель­ное количество ОЯТ для его хранения и (или) переработки. Решая проблему радиационной безопасности в других странах и на Северо-Западе России, Государственная корпора­ция «Росатом» перемещает вместе с ОЯТ все социальные и экологические риски в Урало-Сибирский регион.

На Горно-химическом комбинате г. Железногорска в Красноярском крае нако­плено громадное количество ОЯТ, создаются предпосылки для строительства общероссий­ского (международного) хранилища ОЯТ и РАО. При этом не учитываются интересы насе­ления Красноярского края и не создаются соответствующие финансовые, технические, организационные условия безопасного обра­щения с радиоактивными отходами и ОЯТ.

Процесс переработки ОЯТ на заводе РТ-1, в Челябинской области, сопровождается обра­зованием колоссального объема радиоак­тивных отходов. Их объем увеличивается в тысячи раз по сравнению с первоначальным объемом перерабатываемого ОЯТ. Мощность завода рассчитана на 400 т в год (по ОЯТ реакторов ВВЭР-440). На предприятии пере­рабатывается ОЯТ с энергетических реакто­ров ВВЭР-440, БН-600, реакторов транспорт­ных судовых установок, исследовательских реакторов и многоцелевых реакторов самого ПО «Маяк».

За время работы на РТ-1 поступало ОЯТ не только российских, но и зарубежных АЭС: «Пакш» - Венгрия, «Ловииса» - Финляндия, «Норд» и «Грайсфальд» - Германия, «Козлодуй» - Болгария, «Дукованы» и «Ржеж» - Чехия, «Богунице» - Словакия, «Ровенская» - Украина.
С 1996 года ОЯТ из Финляндии и Германии на завод РТ-1 не поступает. К этому времени на РТ-1 было завезено из Финляндии - 311 т, ГДР – 235 т.[3]

По состоянию на 2015 год всего на заво­де РТ-1 переработано 5 650 т ОЯТ.


Предложения Росатома по безопасному обращению с отработавшим ядерным топливом

Используя советский опыт переработки ОЯТ государственной корпорацией «Росатом» раз­работана и утверждена приказом от 29.12.2008 № 721 Концепция по обращению с ОЯТ.

Основной принцип концепции – частичное замыкание ЯТЦ для более полного исполь­зования ядерных материалов посредством переработки ОЯТ. Для этого планируется расширить номенклатуру перерабатыва­емого ОЯТ на действующем заводе РТ-1 в Челябинской области и строительство ново­го завода РТ-2, большей мощности в ЗАТО Железогорск, Красноярского края.

В этой связи Росатом предлагает 3 этапа раз­вития инфраструктуры по переработке ОЯТ. На первом этапе в рамках ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность 2008 – 2015»: 

                        увеличены емкости действующих хра­нилищ ОЯТ на ГХК и ПО «Маяк»;

                        построено сухое хранилище ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 и РБМК-1000 на ГХК емкостью 33000 тонн и хранилище ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 на ПО «Маяк»;

                        произведена реконструкция действующего за­вода РТ-1 на ПО «Маяк» с целью переработки ОЯТ реакторов ВВЭР-1000;

                        ведется строительство Опытно-демонстра­ционного центра (ОДЦ) в Железногорске по переработке ОЯТ по «сухой» технологии;

                        введен завод по изготовлению МОХ (Mixed-Oxide fuel) топлива в городе Железногорске Красноярского края.

Не все запланированные мероприятия про­граммы были выполнены. Так, например, не запущен в эксплуатацию комплекс по цемен­тированию жидких среднеактивных РАО на ПО «Маяк», который планировалось ввести в строй еще в 2014 году.

На втором этапе (2016 – 2020 гг.) годы плани­руется за счет в основном бюджетного финан­сирования осуществить на основе ОДЦ стро­ительство завода РТ-2 на ГХК, где Росатом планирует перерабатывать ОЯТ как отече­ственного так и зарубежного производства. Планируемая производительность РТ-2 от 1,5 тыс. тонн ОЯТ в год.

Кроме этого, по заявлению генерального директора ПО «Маяк» на заводе РТ-1 будет перерабатываться ОЯТ реакторов ВВЭР-1000, РБМК, АМБ, ЭГП-6, КС-150.


Макет опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ по «сухой» технологии (ГХК, г. Железногорск)
 
На третьем этапе декларируется пере­ход к финансированию системы обраще­ния с ОЯТ в основном за счет средств Фонда Госкорпорации «Росатом», эксплуатирующих организацийи внешнеторговых контрактов[4].

Как уже отмечалось, практика переработ­ки ОЯТ приводит к образованию большего количества РАО, обращение с которыми не соответствует основным природоохранным требованиям. Радиоактивные отходы про­должают поступать в озера: Карачай, Старое Болото, Татыш, а также водоемы Теченского каскада и далее - в реку Обь и Северный Ледовитый океан. Такая деятельность проти­воречит нормам российского природоохран­ного законодательства (ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 48 Федерального закона «Об использовании атомной энергии, ст. 56 Водного кодекса РФ и др.)[5].

На ПО «МАЯК» в течение 65 лет его работы произошло несколько тяжелейших аварий, которые привели к загрязнению десятков тысяч квадратных километров территории России. До сих пор реабилитационные меро­приятия указанных территорий в должной мере не проведены.

Люди вынуждены жить на радиационно-загрязненных территориях, употреблять радиоактивные продукты местного производ­ства. Это вызывает многочисленные болезни, приводит к необходимости очень дорогого лечения. И как следствие, падают доходы, сни­жается социальный статус граждан России, проживающих на загрязненных территори­ях. Проблему усугубляет отсутствие радиа­ционного мониторинга продуктов питания в Челябинской области.

В четырех поколениях людей, живущих на радиационно-загрязненных территориях, наблюдается рост онкологических заболева­ний. Их число с 2013 года возросло и стало более 400 случаев на 100 000 населения. К сожалению, Челябинская область последние 20 лет устойчиво является лидером на Урале по числу онкологических заболеваний.
Рискам, связанным с транспортировкой ОЯТ через всю Россию подвергаются 15 круп­ных городов России, а также реки Волга, Обь, Енисей.

Предложения и выводы

Колоссальный объем образования РАО в нашей стране является не просто неблаго­приятным фактром, а недопустимым в совре­менном мире, обладающем огромным опытом снижения радиационного воздействия на все компоненты окружающей среды. Количество образуемых РАО необходимо снижать на порядок, исключая из ЯТЦ наиболее «отход­ные» технологии, процессы и стадии.

Закон РАО должен соответствовать между­народным принципам, нормам и правилам обращения с ОЯТ и РАО. Целесообразно объ­единить правовой режим обращения с РАО и ОЯТ в одном правовом акте, как это сделано на международном уровне.

Необходимо дополнить Закон РАО нормами общественного контроля в сфере обеспече­ния ядерной и радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами. Например, предусмотреть в законе положе­ния о Наблюдательном совете в структуре компетентного органа по обращению с РАО и определить порядок его формирования, предусмотрев активное участие обществен­ности и местных органов власти.

Окончательное решение о согласовании места размещения пункта хранения или захо­ронения РАО или ОЯТ целесообразно закре­пить за представительным органом госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации, тем самым обеспечив широкое обсуждение соответствующего решения.

Необходимо определить порядок осущест­вления внешнего контроля за расходованием средств фонда финансирования обращения с радиоактивными отходами.

Необходимо внесение изменений и допол­нений в региональное законодательство, направленных на наделение органов местно­го самоуправления правом «вето» по реше­нию вопросов размещения ядерно-опасных или радиационно-опасных объектов на соот­ветствующей территории.

Необходима более развернутая регламента­ция в сфере обращения с РАО атомных электростанций, энергоблоки которых выработа­ли свой проектный ресурс. Целесообразно в законе «Об использовании атомной энергии» и Законе РАО прописать четкие требования к месту захоронения радиоактивных отходов, как это сделано, например, в федеральном законе «Об отходах производства и потре­бления». Для этой цели предпочтительнее создавать фонды финансирования вывода из эксплуатации при каждой АЭС, с созданием региональных Наблюдательных советов, при участии представителей федеральных орга­нов власти, национальных и международных неправительственных организаций.

Необходимо введение в федеральное зако­нодательство об использовании атомной энергии норм, запрещающих ввозить на тер­риторию Российской Федерации зарубежные: ОЯТ, ядерные материалы и радиоактивные вещества в целях хранения и (или) захоро­нения, а также оставлять РАО, образовав­шиеся от переработки указанных матери­алов и веществ на территории Российской Федерации.

С позиции конституционных, международ­но-правовых принципов захоронение РАО других государств является определенным несоответствием между концепцией равной экологической безопасности, закрепленной в международных соглашениях, и реальной практикой осуществления этой концепции. Экологическое благосостояние одного госу­дарства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств.
Экономические интересы, в том числе и в сфере использования атомной энергии, не должны превалировать над интересами обще­ства. Природные ресурсы являются досто­янием народов, населяющих нашу страну. Природа - это основа жизни настоящего и будущего поколения людей. Указанные прин­ципы закреплены в действующей Конституции России, принятой 22 года назад на общенаци­ональном референдуме.


Подземное хранилище РАО (Химдален, Норвегия)

Сеть неправительственных органи­заций Декомиссия считает:

Опасной для будущих поколений
прак­тику обращения с ОЯТ на ПО «Маяк», где его переработка сопровождаются сбросами огромного количества радиоактивных отхо­дов в природную среду.

Безнравственной практику перемеще­ния ОЯТ из-за рубежа, Европейской России для хранения и переработки в Челябинскую область и Красноярский край России, явля­ющихся наиболее загрязненными региона­ми мира. Это нарушает фундаментальный принцип равной экологической безопасно­сти граждан, проживающих в разных частях нашей планеты, и не решает проблему, а толь­ко перемещает ее на другую территорию.

Учитывая и руководствуясь вышеизло­женными принципами безопасного обра­щения с РАО мы убеждены, что:

                        ОЯТ должно быть размещено для по­стоянного и контролируемого хране­ния в федеральном округе России, по­треблявшем атомное электричество; 

                        Перемещение ОЯТ в другие федеральные округа допустимо после волеизъявления граждан на референдуме, в регионе (субъек­те Федерации) предполагаемого размещения хранилища ОЯТ;

Органам местного самоуправления должно быть предоставлено право «вето» на размещение хранилища или иного объекта по обраще­нию с РАО и ОЯТ;

• Экологические и социальные интересы граждан должны быть приоритетом над эко­номической целесообразностью при решении о возможном месте размещения хранилища РАО и (или) ОЯТ;

• Необходимо отказаться от переработки ОЯТ, до разработки экологически и социально приемлемых технологий, исключающих посту­пление
РАО в природную среду.


Список источников
www.rosatom.ru - Госкорпорация «Росатом»;
www.po-mayak.ru - ФГУП «ПО «Маяк»;
www.norao.ru - ФГУП «НО РАО»;
www.fcp-radbez.ru - офицальный сайт ФЦП «Обеспечение ядерной и ради­ационной безопасности на 2008 год и период до 2015 года».
www.mnr.gov.ru - Минприроды России;
www.gosnadzor.ru - Ростехнадзор России;
www.ibrae.ac.ru - ИБРАЭ РАН;
www.secnrs.ru - ФБУ «НТЦ ЯРБ»;
www.fmbaros.ru/ - ФМБА России;
www.nrcki.ru - НИЦ «Курчатовский институт».
www.greenpeace.ru - Гринпис России


[1]http://www.rosatom.ru/resources/54d5138049883516bbdbfb327d4f6ff7/NationalReport2014_rus.pdf

[2] http://www.fcp-radbez.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=310&Itemid=346

[3] http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/report/2008/1/50-2.pdf

[4] http://www.rosatom.ru/resources/f4c962804b1b97c38ae09fa6d2e38703/progr_oyt_04_04_2012_yrb.pdf

[5] http://za-prirodu.ru/uploads/docs/fil_forum_dialog_programma_05.06_fin_.pdf19

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Обращение с РАО и ОЯТ
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Обращение с РАО и ОЯТ:
О недостатках закона № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами…»

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.5
Ответов: 14


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом в России (Всего: 0)
от Гость на 08/02/2016
В результате подземных испытаний ЯО образовывались каверны. А если туда закачивать РАО?


[ Ответить на это ]


Re: Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом в России (Всего: 0)
от Гость на 15/02/2016
Основная мысль - хотим право вето, хотим все запрещать и продолжать прыгать вокруг тысяч хранилищ РАО и ОЯТ, занимаясь своим "зеленым" бизнесом. Олег Бодров особенно хорош в плане призывов к запрету на вывоз ОЯТ с АЭС - ему нужны сотни контейнеров, например, на ЛАЭС, рядом с Питером, которые он сотоварищи будут мониторить тысячи лет. Почему-то практика создания и эксплуатации объектов захоронения РАО у соседей в Швеции и Финляндии (а также в Германии, Франции, США и т.д) этим псевдоэкологам неинтересна, так же, как и рекомендации американской комиссии "синей ленты" о целесообразности организации централизованного хранения ОЯТ в США. Кстати, а когда это Красноярский край превратился в самый загрязненный регион мира?! - вот ужо бредятина!    


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru