proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[09/09/2016]     Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС

На сегодняшний день Россия является мировым лидером в области технологии, которая в будущем позволит значительно минимизировать радиоактивные отходы и расширить топливную базу атомной энергетики. Об уникальных характеристиках, экспортном потенциале и новом ядерном топливе инновационных реакторов Белоярской АЭС в интервью ТАСС рассказал директор атомной станции Иван Сидоров.



 В августе четвертый энергоблок Белоярской БН-800 вышел на 100%-ную мощность. Когда он полноценно включится в энергосистему Урала?

— БН-800 отработал на номинальном уровне мощности более 15 суток, и это считается комплексным опробованием энергоблока после завершения всех испытаний. Одновременно выполнена аттестация генерирующего оборудования: подтверждены проектные параметры электрической мощности, которые будут выдаваться в энергосистему Урала.

Это важное мероприятие, связанное с экономикой, которое на протяжении всего срока эксплуатации энергоблока позволит проводить правильное планирование выработки и реализации электроэнергии. В настоящее время мы выполняем процедуры по получению заключения о соответствии энергоблока проектным характеристикам. На БН-800 будет работать представительная комиссия Ростехнадзора, которая проверит и подтвердит соответствие результатов всех выполненных в процессе сооружения и пуска блока работ требованиям, установленным в проекте. После этого госкорпорацией "Росатом" будет оформлено решение о сдаче энергоблока в промышленную эксплуатацию. Ориентировочно это будет конец октября.

Как выработка электроэнергии БН-800 отразится на общих показателях выработки всей энергосистемы Урала?

— До конца года БН-800 должен выработать 3,5 млрд кВт∙ч электроэнергии. Из них примерно 1,5 млрд кВт∙ч уже выработано. Это только БН-800. А в целом по Белоярской АЭС необходимо выработать более 7 млрд кВт∙ч электроэнергии. На сегодняшний день выполнение станцией плана по выработке составляет 102,7%. Если брать по Уральскому региону, то энергоблок №3 с реактором БН-600 вырабатывал порядка 8%. С вводом в промышленную эксплуатацию БН-800 это значение увеличится до 13%. Таким образом, Белоярская АЭС вносит приличный вклад в энерговыработку нашего региона.

— Реактор БН-800 уже на 25% работает на  ядерном "топливе будущего" — МОКС. Когда вы рассчитываете окончательно перевести энергоблок на новое топливо?

— К 2019 году мы должны полностью перевести активную зону реактора БН-800 на использование МОКС-топлива. Для изготовления топлива будет использоваться отработанное ядерное топливо (ОЯТ) реакторов на тепловых нейтронах типа РБМК и ВВЭР. Таким образом, после 2019 года мы станем первым в мире реактором на быстрых нейтронах, который будет полностью работать на МОКС-топливе.

— В чем преимущество МОКС-топлива по сравнению с существующим?

— Если хранить ОЯТ, то оно будет иметь высокую активность сотни лет, а если хранить отходы переработки этого топлива, то через 100 лет они уже не будут радиоактивными. Так что вся проблема в том, как отходы превратить в доходы. Одна из задач сооружения БН-800 — подтвердить и обосновать необходимость и возможность перехода к замкнутому топливному циклу. Но необходимо учитывать, что в настоящий момент МОКС-топливо, изготовленное из ОЯТ, которое было накоплено после работы в тепловых реакторах, примерно в три раза дороже, чем обычное топливо. И технология на сегодняшний день еще до конца не отработана. Удешевлять стоимость производимого МОКС-топлива можно объемами производства, но их пока нет — потребители только мы одни. Можно удешевлять вложением денег, но для этого нужны объемы. А эти объемы появятся после сооружения мощных коммерческих энергоблоков БН-1200. Стратегия развития российской ядерной энергетики определена, и в соответствии с данной стратегией эту технологию будут удешевлять, развивать и эксплуатировать.

Что такое МОКС-топливо

МОКС-топливо — разновидность ядерного "оксидного" топлива, в котором вместо "традиционного" делящегося изотопа уран-235 используется плутоний-239. Технология замкнутого ядерного топливного цикла (в том числе использования МОКС-топлива — прим. ТАСС) повышает эффективность сжигания плутония в "быстрых" реакторах и сокращает количество ядерных материалов, находящихся в обращении, в 100 раз. Пока технологией промышленного производства МОКС-топлива для реакторов на тепловых нейтронах обладает только Франция.

— Насколько данная технология интересна зарубежным партнерам в плане экспорта?

— Замкнутый топливный цикл — это неизбежная перспектива существующей ядерной энергетики. Мы облучаем в реакторах ядерное топливо, а потом после облучения используем его повторно в МОКС-топливе, таким образом уменьшаем потребление дорогого урана-235, которого в природном уране содержится менее 1%. Говорить о том, что эту технологию можно просто так передать зарубежным партнерам, некорректно. Реализация замкнутого топливного цикла — очень высокотехнологичный процесс, он требует не только больших научных знаний, но и наличия определенных современных технологий, в число которых входит ядерная энергетика на быстрых нейтронах. Поэтому Росатом, когда строит, например, станцию в другой стране, параллельно занимается там наукой, обучением персонала и развитием технологий.

— Ранее замглавы "Росэнергоатома" Сергей Антипов рассказал, что новый БН-1200 появится именно на площадке Белоярской АЭС? А какие еще площадки под сооружение БН-1200 рассматриваются? 

— Два реактора БН-1200 построят на Урале: один в Заречном, другой на Южно-Уральской АЭС под Челябинском. Это еще не постановления о начале строительства, но места размещения определены. Это уже конкретный шаг вперед. В соответствии с постановлением, БН-1200 должен быть сооружен до 2030 года. Проект энергоблока БН-1200 подготовлен, и продолжаются работы по рабочей и конструкторской документации.

— У каких стран сейчас есть возможности в строительстве реакторов на быстрых нейтронах и каковы экспортные перспективы реакторов БН-1200?

— В первую очередь с нами тесно взаимодействуют французы. Потому что они имеют опыт создания и эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах — "Феникс" (закрыт в 2010 году — прим. ТАСС) и "Суперфеникс" (закрыт в 1998 году — прим. ТАСС). Но у них были проблемы с обеспечением надежной эксплуатации данного типа реакторов, и они вынуждены были их остановить, но технологией этой занимались и продолжают заниматься. Натрий, который мы используем в нашем реакторе в качестве теплоносителя, мы закупаем во Франции, так как у них существует налаженное производство. Кроме того, большой интерес к освоению "быстрой" ядерной энергетики проявляют Южная Корея, Япония, Индия. В настоящее время у Китая есть очень серьезные амбиции в том, чтобы иметь настоящий коммерческий реактор на быстрых нейтронах — БН-1200.

— В сентябре на Белоярской АЭС ожидаются масштабные учения по безопасности с привлечением военных. Какие сценарии планируете отработать?

— Для проведения таких учений составляются сценарии различных аварийных ситуаций с наложением многих исходных событий и определяются действия по предотвращению негативных воздействий и ликвидации последствий. Ближайшие учения, которые пройдут у нас в конце сентября, затронут оба действующих энергоблока и весь персонал станции. Сценариев будет несколько.

Один из них — землетрясение с полным обесточиванием энергоблоков в условиях ураганного ветра. Какой сценарий будет выбран, пока не знаем, потому что это тренировка и необходимо иметь полную готовность к любым действиям. В учениях будут задействованы сотрудники станции, МЧС, войска радиационной, химической и биологической защиты, различные организации, которые могут участвовать в ликвидации последствий. Всего предполагается порядка 800 человек, не считая сотрудников станции. Все сценарии учений предполагают отработку действий как на площадке энергоблоков, так и в городе Заречном, в районе эвакуации персонала и населения.

— Какие меры безопасности были предусмотрены на станции за период после трагедии на АЭС "Фукусима-1" в Японии?

— На основании анализа последствий аварии на АЭС "Фукусима" все российские атомные станции провели дополнительные стресс-тесты на воздействие экстремальных внешних условий и приняли соответствующие меры безопасности, в том числе и Белоярская АЭС. Была закуплена мобильная аварийная техника — дополнительные дизель-генераторы, независимые источники подачи воды, чтобы можно было обеспечить безопасность при таких глобальных авариях, как на "Фукусиме". Энергоблоки Белоярской АЭС готовы обеспечить безопасность при любых экстремальных внешних воздействиях, начиная с землетрясения магнитудой до 7 баллов (что на 1 балл выше максимально возможного на площадке) и заканчивая падением самолета.



Беседовали Екатерина Щукина, Елизавета Царицына

ТАСС, 08.09.2016

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомная энергетика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомная энергетика:
Атомная энергетика России. Время упущенных возможностей

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1.85
Ответов: 21


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 15 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2016
"Энергоблоки Белоярской АЭС готовы обеспечить безопасность при любых экстремальных внешних воздействиях, начиная с землетрясения магнитудой до 7 баллов (что на 1 балл выше максимально возможного на площадке) и заканчивая падением самолета."
На БН-ах ЗО нет. Вопрос к специалистам: "Конструкция зданий (и 600-го и 800-го) действительно позволяет выдержать падение самолета?"


[ Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2016
Уточнение насчет самолетов. ГО блоков ВВЭР-1000 рассчитана не падение самолета массой семь тонн. Кто не в курсе - это Ан-2 "кукурузник". ГО ВВЭР-1200 рассчитана на падение самолета массой чуть больше двадцати тонн - это Ан-24. Падение "русланов" и "боингов" не выдержит ни одна гермооболочка в мире из ныне существующих энергоблоков.


[
Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 11/09/2016
Вы плохо знаете конструкцию защиты реактора а также конструкцию оболочки здания реакторного отделения!


[
Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 11/09/2016
А что такое "конструкция защиты реактора" в Вашем представлении? О какой именно защите Вы ведете речь? О строительных конструкциях? Об аварийной защите? О радиационной защите? И еще: поясните, опираясь на Ваши глубокие знания, падения самолета какой массы способна выдержать гермооболочка РО ВВЭР-1000? Будьте так любезны - со ссылками на техдокументацию, разумеется.


[
Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2016
Сначала создаем себе проблемы, а потом героически с ними справляемся. Ничего в этой стране не меняется.


[ Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 10/09/2016
Защититься от дурака или самоубийцы, если они на это решились, невозможно. Поэтому максимум что можно сделать, стараться, чтобы их было меньше.А накопленный плутоний в хранилище не намного безопаснее чем MOX-топливо в реакторе.


[
Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 12/09/2016
Именно поэтому у PWR толщина защитной оболочки примерно на метр с лишним больше?


[
Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 12/09/2016
Два с половиной метра?


[
Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 12/09/2016
Ближе к выборам начались массовые выступления в федеральных СМИ со здравицами и откровенной глупостью, Иван Сидоров не выделился из общей массы. Реакторы типа БН - порочная концепция по многим причинам. Первая - это не РУ не для массового строительства, поскольку в случае военного конфликта последствия повреждения такого энергоблока катастрофичны - значительно больше по радиационному и токсическому последствиям, чем у ВВЭР, о наличии таких энергоблоков в РФ враг может только мечтать. Ну а про падение обычного серийного пассажирского самолета (случайного, а тем более умышленного) также забывать не стоит - это гарантированный выход всей активности в атмосферу в виде ядовитых аэрозолей, которые гарантированно приведут минимум выселению населения за 30 км. Второе - БН не решают проблему топливообеспечения, время удвоения топлива этого не позволяет. Третье - себестоимость кВт*ч значительно выше тарифа, БНы в ближайшие десятилетия - 50-80 лет (минимум) будут несостоятельны, особенно на моксе. Четвертое - себестоимость мокса минимум в 3 раза выше уранового оксидного, и выигрыш от уменьшения ОЯТ не покрывает и десятка процентов на его хранение, да и по объему накопилось ОЯТ совершенно немного и ближайшие полвека не накопится сколь либо значимое количество поверх. Мокс и нитрид - мы продолжаем вести две ветви топлива, с его производство, фабрикацией и хранением? Ну и следует отметить противоаварийное реагирование и сценарии учений. Это смешно. Сценарии известны заранее, сама авария известна, это именно то, что происходит в реальности?? А большинство аварий, особенно тяжелых, показывают, что идентифицируют вид аварии, повреждения а.з. ошибочно и/или огромным запозданием, все учения имеют цель только повысить мораль и напомнить, что делать по инструкции, но не более. Это прошлый век.


[ Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 16/09/2016
1. По поводу падения самолета и прочих глупостей. Рассчитывают не падение самолета, а его обломков, из которых самый крупный - это двигатель. Почему именно обломков - ответ очевиден: зона вокруг АЭС запретна для полетов, любой самолет, попавший в эту зону, уничтожается. Кстати, именно легкие самолетики имеют гипотетическую возможность преодолеть систему ПВО на низкой высоте - но их-то масса сравнима с массой двигателя какого-нито "боинга". 
2. По поводу оболочки БН-а. Да, ГО у БН-а нет, потому как теплоноситель первого контура не находится под давлением, как у ВВЭРа, и в случае аварии резкого повышения давления и тем-ры не произойдет. Тем не менее, оболочка у БН-а есть, и рассчитанная именно на внешнее воздействие, в т.ч. падение обломков самолета.
3. Насчет ст-ти и себестоимости ничего не сажу, скорее всего, действительно энергия БНа существенно дороже ВВЭРа. Но вот касательно безопасности - полагаю, БН выигрывает у ВВЭРа. Ну хотя бы потому, что БВ не находится в центральном зале, не говоря уже о трех контурах.


[
Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 16/09/2016
1. Неправильный ответ. Конечно фюзеляж вряд ли причинит существенный вред (хотя если носом воткнется, не малая авиация, а класса Ил-96 хотя бы, то и движка может не потребоваться). Двигатель от Ил-96 с легкостью разворотить оба корпуса БН, давления вполне достаточно гидростатического, чтобы натрий и зона ушли в атмосферу. Если баки заполнены топливом, то будет еще и пожар. Вероятность попадания в энергоблок умышленно летящего пассажирского самолета с маршрута - не менее 40%. И при хорошо известной траектории - еще выше. Вероятность завалить даже мирно летящий пассажирский самолет около 95% (очередь из 3 ракет). Вероятность сбить тяжелый БПЛА с негативным грузом - очень низкая, гарантированное поражение с учетом возможностей современных взрывчатых веществ... На Ростове в этом убедились... Делайте выводы... Но самое главное в этом вопросе даже не самолет, попадание боевой ракеты в случае террористического акта, военного конфликта и пр. Для БН - это гарантированная катастрофа. И чем их больше, тем, уязвимее страна.2. Натрий при тяжелой аварии кипит, при достижении температуры натрия в большом количестве ТВС температуры кипения последствия не такие радужные. Пусть и вероятность этого низка. 3. Проблемы топливообеспечения БН не решает, а с моксом не решает еще и очень за дорого. Относительно безопасности - глубокое заблуждение, оснований даже для предположения, что БН безопаснее нет, хотя бы по тому, что ВВЭРы наработали намного больше и статистика по ним куда показательнее.Сухой остаток - далеко не в пользу БН. Однако Росатом готов строить хоть крематории с ядерным подогревом на заказ, лишь бы из федерального бюджета изымать на прожектерство средства, а потом их спускать с паровозным КПД


[
Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 19/09/2016
Почему именно обломков - ответ очевиден: зона вокруг АЭС запретна для полетов, любой самолет, попавший в эту зону, уничтожается._____________Так-таки "любой", Вы уверены? И что, много самолетов уничтожено? Чушь Вы несете любезный, причем несете ее с чрезвычайно "умным" видом. И правильно - так гораздо смешнее. :-))


[
Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 20/09/2016
Рассчитывают не падение самолета, а его обломков


Так именно об этом Вам, глупый человек, и толкуют: ни одна гермооболочка из всех, существующих в мире, падения самолета (самолета - не обломков!!) не выдержит!


Дошло, наконец?





[
Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 23/09/2016
"зона вокруг АЭС запретна для полетов, любой самолет, попавший в эту зону, уничтожается". Никакой ПРО вокруг АЭС давно нет. Как пришли дерьмократы, так с тех пор её нет. Оболочка выдерживает падение легкого самолета типа АН-2, и все! Хотите аналог  11.09-пожалуйста. Вот только не надо ссуки говорить, что я тут гостайну рассекретил. Это все делалось преднамеренно и, возможно, держится как запасной вариант, когда нужно будет общественность приструнить, коли что. Америка , вернее ее власть, очень выиграла от 11/09, а мы чем хуже?


[
Ответить на это ]


Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0)
от Гость на 24/09/2016
Про допустимую массу падающего на ГО АЭС самолета сказано выше. Что до конспирологических размышлизмов - наивно и глупо, как всегда у конспирологов.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.24 секунды
Рейтинг@Mail.ru