|
Навигация |
|
|
|
Журнал |
|
|
|
Атомные Блоги |
|
|
|
PRo IT |
|
|
|
Подписка |
|
|
|
Задать вопрос |
|
|
|
Наши партнеры |
|
|
|
PRo-движение |
|
|
|
PRo Погоду |
|
|
|
Сотрудничество |
|
|
|
Время и Судьбы |
|
|
| |
[09/09/2016] Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС
На сегодняшний день Россия является мировым лидером в
области технологии, которая в будущем позволит значительно минимизировать
радиоактивные отходы и расширить топливную базу атомной энергетики. Об
уникальных характеристиках, экспортном потенциале и новом ядерном топливе
инновационных реакторов Белоярской АЭС в интервью ТАСС рассказал
директор атомной станции Иван Сидоров.
— В августе четвертый энергоблок Белоярской БН-800
вышел на 100%-ную мощность. Когда он полноценно включится в энергосистему
Урала?
— БН-800 отработал на
номинальном уровне мощности более 15 суток, и это считается комплексным
опробованием энергоблока после завершения всех испытаний. Одновременно
выполнена аттестация генерирующего оборудования: подтверждены проектные
параметры электрической мощности, которые будут выдаваться в энергосистему
Урала.
Это важное мероприятие,
связанное с экономикой, которое на протяжении всего срока эксплуатации
энергоблока позволит проводить правильное планирование выработки и реализации
электроэнергии. В настоящее время мы выполняем процедуры по получению
заключения о соответствии энергоблока проектным характеристикам. На БН-800
будет работать представительная комиссия Ростехнадзора, которая проверит и
подтвердит соответствие результатов всех выполненных в процессе сооружения и
пуска блока работ требованиям, установленным в проекте. После этого
госкорпорацией "Росатом" будет оформлено решение о сдаче энергоблока
в промышленную эксплуатацию. Ориентировочно это будет конец октября.
— Как выработка электроэнергии БН-800 отразится на общих показателях
выработки всей энергосистемы Урала?
— До конца года БН-800
должен выработать 3,5 млрд кВт∙ч электроэнергии. Из них примерно 1,5 млрд
кВт∙ч уже выработано. Это только БН-800. А в целом по Белоярской АЭС
необходимо выработать более 7 млрд кВт∙ч электроэнергии. На сегодняшний день выполнение
станцией плана по выработке составляет 102,7%. Если брать по Уральскому
региону, то энергоблок №3 с реактором БН-600 вырабатывал порядка 8%. С вводом в
промышленную эксплуатацию БН-800 это значение увеличится до 13%. Таким образом,
Белоярская АЭС вносит приличный вклад в энерговыработку нашего региона.
— Реактор
БН-800 уже на 25% работает на ядерном "топливе будущего" —
МОКС. Когда вы рассчитываете окончательно перевести энергоблок на новое
топливо?
— К 2019 году мы должны
полностью перевести активную зону реактора БН-800 на использование
МОКС-топлива. Для изготовления топлива будет использоваться отработанное
ядерное топливо (ОЯТ) реакторов на тепловых нейтронах типа РБМК и ВВЭР. Таким
образом, после 2019 года мы станем первым в мире реактором на быстрых нейтронах,
который будет полностью работать на МОКС-топливе.
— В чем
преимущество МОКС-топлива по сравнению с существующим?
— Если хранить ОЯТ, то
оно будет иметь высокую активность сотни лет, а если хранить отходы переработки
этого топлива, то через 100 лет они уже не будут радиоактивными. Так что вся
проблема в том, как отходы превратить в доходы. Одна из задач сооружения БН-800
— подтвердить и обосновать необходимость и возможность перехода к замкнутому
топливному циклу. Но необходимо учитывать, что в настоящий момент МОКС-топливо,
изготовленное из ОЯТ, которое было накоплено после работы в тепловых реакторах,
примерно в три раза дороже, чем обычное топливо. И технология на сегодняшний
день еще до конца не отработана. Удешевлять стоимость производимого МОКС-топлива
можно объемами производства, но их пока нет — потребители только мы одни. Можно
удешевлять вложением денег, но для этого нужны объемы. А эти объемы появятся
после сооружения мощных коммерческих энергоблоков БН-1200. Стратегия развития
российской ядерной энергетики определена, и в соответствии с данной
стратегией эту технологию будут удешевлять, развивать и эксплуатировать.
Что такое МОКС-топливо
МОКС-топливо
— разновидность ядерного "оксидного" топлива, в котором вместо
"традиционного" делящегося изотопа уран-235 используется
плутоний-239. Технология замкнутого ядерного топливного цикла (в том числе
использования МОКС-топлива — прим. ТАСС) повышает эффективность сжигания
плутония в "быстрых" реакторах и сокращает количество ядерных материалов,
находящихся в обращении, в 100 раз. Пока технологией промышленного производства
МОКС-топлива для реакторов на тепловых нейтронах обладает только Франция.
— Насколько
данная технология интересна зарубежным партнерам в плане экспорта?
— Замкнутый топливный цикл
— это неизбежная перспектива существующей ядерной энергетики. Мы облучаем в
реакторах ядерное топливо, а потом после облучения используем его повторно в
МОКС-топливе, таким образом уменьшаем потребление дорогого урана-235,
которого в природном уране содержится менее 1%. Говорить о том, что эту
технологию можно просто так передать зарубежным партнерам, некорректно.
Реализация замкнутого топливного цикла — очень высокотехнологичный процесс, он
требует не только больших научных знаний, но и наличия определенных современных
технологий, в число которых входит ядерная энергетика на быстрых нейтронах.
Поэтому Росатом, когда строит, например, станцию в другой стране, параллельно
занимается там наукой, обучением персонала и развитием технологий.
— Ранее замглавы
"Росэнергоатома" Сергей Антипов рассказал, что новый БН-1200 появится
именно на площадке Белоярской АЭС? А какие еще площадки под сооружение БН-1200
рассматриваются?
— Два реактора БН-1200
построят на Урале: один в Заречном, другой на Южно-Уральской АЭС под
Челябинском. Это еще не постановления о начале строительства, но места
размещения определены. Это уже конкретный шаг вперед. В соответствии с
постановлением, БН-1200 должен быть сооружен до 2030 года. Проект энергоблока
БН-1200 подготовлен, и продолжаются работы по рабочей и конструкторской
документации.
— У каких стран
сейчас есть возможности в строительстве реакторов на быстрых нейтронах и
каковы экспортные перспективы реакторов БН-1200?
— В первую
очередь с нами тесно взаимодействуют французы. Потому что они имеют опыт
создания и эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах — "Феникс"
(закрыт в 2010 году — прим. ТАСС) и "Суперфеникс" (закрыт в 1998 году
— прим. ТАСС). Но у них были проблемы с обеспечением надежной эксплуатации
данного типа реакторов, и они вынуждены были их остановить, но технологией этой
занимались и продолжают заниматься. Натрий, который мы используем в нашем
реакторе в качестве теплоносителя, мы закупаем во Франции, так как у них
существует налаженное производство. Кроме того, большой интерес к освоению
"быстрой" ядерной энергетики проявляют Южная Корея, Япония,
Индия. В настоящее время у Китая есть очень серьезные амбиции в том, чтобы
иметь настоящий коммерческий реактор на быстрых нейтронах — БН-1200.
— В сентябре на
Белоярской АЭС ожидаются масштабные учения по безопасности с привлечением
военных. Какие сценарии планируете отработать?
— Для проведения
таких учений составляются сценарии различных аварийных ситуаций с наложением
многих исходных событий и определяются действия по предотвращению негативных
воздействий и ликвидации последствий. Ближайшие учения, которые пройдут у нас в
конце сентября, затронут оба действующих энергоблока и весь персонал станции.
Сценариев будет несколько.
Один из них —
землетрясение с полным обесточиванием энергоблоков в условиях ураганного ветра.
Какой сценарий будет выбран, пока не знаем, потому что это тренировка и
необходимо иметь полную готовность к любым действиям. В учениях будут
задействованы сотрудники станции, МЧС, войска радиационной, химической и
биологической защиты, различные организации, которые могут участвовать в
ликвидации последствий. Всего предполагается порядка 800 человек, не
считая сотрудников станции. Все сценарии учений предполагают отработку действий
как на площадке энергоблоков, так и в городе Заречном, в районе эвакуации
персонала и населения.
— Какие
меры безопасности были предусмотрены на станции за период после трагедии на АЭС
"Фукусима-1" в Японии?
— На основании анализа
последствий аварии на АЭС "Фукусима" все российские атомные станции
провели дополнительные стресс-тесты на воздействие экстремальных внешних
условий и приняли соответствующие меры безопасности, в том числе и Белоярская
АЭС. Была закуплена мобильная аварийная техника — дополнительные
дизель-генераторы, независимые источники подачи воды, чтобы можно было
обеспечить безопасность при таких глобальных авариях, как на
"Фукусиме". Энергоблоки Белоярской АЭС готовы обеспечить безопасность
при любых экстремальных внешних воздействиях, начиная с землетрясения
магнитудой до 7 баллов (что на 1 балл выше максимально возможного на площадке)
и заканчивая падением самолета.
Беседовали Екатерина Щукина,
Елизавета Царицына
ТАСС, 08.09.2016
|
| |
|
Связанные ссылки |
|
|
|
Рейтинг статьи |
|
Средняя оценка работы автора: 1.85 Ответов: 21
|
|
|
опции |
|
|
|
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 10/09/2016 | "Энергоблоки Белоярской АЭС готовы обеспечить безопасность при любых экстремальных внешних воздействиях, начиная с землетрясения магнитудой до 7 баллов (что на 1 балл выше максимально возможного на площадке) и заканчивая падением самолета." На БН-ах ЗО нет. Вопрос к специалистам: "Конструкция зданий (и 600-го и 800-го) действительно позволяет выдержать падение самолета?" |
[ Ответить на это ]
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 10/09/2016 | Уточнение насчет самолетов. ГО блоков ВВЭР-1000 рассчитана не падение самолета массой семь тонн. Кто не в курсе - это Ан-2 "кукурузник". ГО ВВЭР-1200 рассчитана на падение самолета массой чуть больше двадцати тонн - это Ан-24. Падение "русланов" и "боингов" не выдержит ни одна гермооболочка в мире из ныне существующих энергоблоков. |
[ Ответить на это ]
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 11/09/2016 | Вы плохо знаете конструкцию защиты реактора а также конструкцию оболочки здания реакторного отделения! |
[ Ответить на это ]
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 11/09/2016 | А что такое "конструкция защиты реактора" в Вашем представлении? О какой именно защите Вы ведете речь? О строительных конструкциях? Об аварийной защите? О радиационной защите? И еще: поясните, опираясь на Ваши глубокие знания, падения самолета какой массы способна выдержать гермооболочка РО ВВЭР-1000? Будьте так любезны - со ссылками на техдокументацию, разумеется. |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 10/09/2016 | Сначала создаем себе проблемы, а потом героически с ними справляемся. Ничего в этой стране не меняется. |
[ Ответить на это ]
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 10/09/2016 | Защититься от дурака или самоубийцы, если они на это решились, невозможно. Поэтому максимум что можно сделать, стараться, чтобы их было меньше.А накопленный плутоний в хранилище не намного безопаснее чем MOX-топливо в реакторе. |
[ Ответить на это ]
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 12/09/2016 | Именно поэтому у PWR толщина защитной оболочки примерно на метр с лишним больше?
|
[ Ответить на это ]
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 12/09/2016 | Два с половиной метра? |
[ Ответить на это ]
|
|
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 12/09/2016 | Ближе к выборам начались массовые выступления в федеральных СМИ со здравицами и откровенной глупостью, Иван Сидоров не выделился из общей массы. Реакторы типа БН - порочная концепция по многим причинам. Первая - это не РУ не для массового строительства, поскольку в случае военного конфликта последствия повреждения такого энергоблока катастрофичны - значительно больше по радиационному и токсическому последствиям, чем у ВВЭР, о наличии таких энергоблоков в РФ враг может только мечтать. Ну а про падение обычного серийного пассажирского самолета (случайного, а тем более умышленного) также забывать не стоит - это гарантированный выход всей активности в атмосферу в виде ядовитых аэрозолей, которые гарантированно приведут минимум выселению населения за 30 км. Второе - БН не решают проблему топливообеспечения, время удвоения топлива этого не позволяет. Третье - себестоимость кВт*ч значительно выше тарифа, БНы в ближайшие десятилетия - 50-80 лет (минимум) будут несостоятельны, особенно на моксе. Четвертое - себестоимость мокса минимум в 3 раза выше уранового оксидного, и выигрыш от уменьшения ОЯТ не покрывает и десятка процентов на его хранение, да и по объему накопилось ОЯТ совершенно немного и ближайшие полвека не накопится сколь либо значимое количество поверх. Мокс и нитрид - мы продолжаем вести две ветви топлива, с его производство, фабрикацией и хранением? Ну и следует отметить противоаварийное реагирование и сценарии учений. Это смешно. Сценарии известны заранее, сама авария известна, это именно то, что происходит в реальности?? А большинство аварий, особенно тяжелых, показывают, что идентифицируют вид аварии, повреждения а.з. ошибочно и/или огромным запозданием, все учения имеют цель только повысить мораль и напомнить, что делать по инструкции, но не более. Это прошлый век.
|
[ Ответить на это ]
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 16/09/2016 | 1. По поводу падения самолета и прочих глупостей. Рассчитывают не падение самолета, а его обломков, из которых самый крупный - это двигатель. Почему именно обломков - ответ очевиден: зона вокруг АЭС запретна для полетов, любой самолет, попавший в эту зону, уничтожается. Кстати, именно легкие самолетики имеют гипотетическую возможность преодолеть систему ПВО на низкой высоте - но их-то масса сравнима с массой двигателя какого-нито "боинга". 2. По поводу оболочки БН-а. Да, ГО у БН-а нет, потому как теплоноситель первого контура не находится под давлением, как у ВВЭРа, и в случае аварии резкого повышения давления и тем-ры не произойдет. Тем не менее, оболочка у БН-а есть, и рассчитанная именно на внешнее воздействие, в т.ч. падение обломков самолета. 3. Насчет ст-ти и себестоимости ничего не сажу, скорее всего, действительно энергия БНа существенно дороже ВВЭРа. Но вот касательно безопасности - полагаю, БН выигрывает у ВВЭРа. Ну хотя бы потому, что БВ не находится в центральном зале, не говоря уже о трех контурах. |
[ Ответить на это ]
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 16/09/2016 | 1. Неправильный ответ. Конечно фюзеляж вряд ли причинит существенный вред (хотя если носом воткнется, не малая авиация, а класса Ил-96 хотя бы, то и движка может не потребоваться). Двигатель от Ил-96 с легкостью разворотить оба корпуса БН, давления вполне достаточно гидростатического, чтобы натрий и зона ушли в атмосферу. Если баки заполнены топливом, то будет еще и пожар. Вероятность попадания в энергоблок умышленно летящего пассажирского самолета с маршрута - не менее 40%. И при хорошо известной траектории - еще выше. Вероятность завалить даже мирно летящий пассажирский самолет около 95% (очередь из 3 ракет). Вероятность сбить тяжелый БПЛА с негативным грузом - очень низкая, гарантированное поражение с учетом возможностей современных взрывчатых веществ... На Ростове в этом убедились... Делайте выводы... Но самое главное в этом вопросе даже не самолет, попадание боевой ракеты в случае террористического акта, военного конфликта и пр. Для БН - это гарантированная катастрофа. И чем их больше, тем, уязвимее страна.2. Натрий при тяжелой аварии кипит, при достижении температуры натрия в большом количестве ТВС температуры кипения последствия не такие радужные. Пусть и вероятность этого низка. 3. Проблемы топливообеспечения БН не решает, а с моксом не решает еще и очень за дорого. Относительно безопасности - глубокое заблуждение, оснований даже для предположения, что БН безопаснее нет, хотя бы по тому, что ВВЭРы наработали намного больше и статистика по ним куда показательнее.Сухой остаток - далеко не в пользу БН. Однако Росатом готов строить хоть крематории с ядерным подогревом на заказ, лишь бы из федерального бюджета изымать на прожектерство средства, а потом их спускать с паровозным КПД |
[ Ответить на это ]
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 19/09/2016 | Почему именно обломков - ответ очевиден: зона вокруг АЭС запретна для полетов, любой самолет, попавший в эту зону, уничтожается._____________Так-таки "любой", Вы уверены? И что, много самолетов уничтожено? Чушь Вы несете любезный, причем несете ее с чрезвычайно "умным" видом. И правильно - так гораздо смешнее. :-)) |
[ Ответить на это ]
[ Ответить на это ]
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 23/09/2016 | "зона вокруг АЭС запретна для полетов, любой самолет, попавший в эту зону, уничтожается". Никакой ПРО вокруг АЭС давно нет. Как пришли дерьмократы, так с тех пор её нет. Оболочка выдерживает падение легкого самолета типа АН-2, и все! Хотите аналог 11.09-пожалуйста. Вот только не надо ссуки говорить, что я тут гостайну рассекретил. Это все делалось преднамеренно и, возможно, держится как запасной вариант, когда нужно будет общественность приструнить, коли что. Америка , вернее ее власть, очень выиграла от 11/09, а мы чем хуже? |
[ Ответить на это ]
Re: Директор Белоярской АЭС дал интервью корреспондентам ТАСС (Всего: 0) от Гость на 24/09/2016 | Про допустимую массу падающего на ГО АЭС самолета сказано выше. Что до конспирологических размышлизмов - наивно и глупо, как всегда у конспирологов. |
[ Ответить на это ]
|
|
|