proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[02/02/2017]     Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик»

Н.М.Межевич, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, д.э.н.

25 лет независимости достаточное время для того, чтобы сделать выводы о прибалтийской модели экономики и политики. Небольшие размеры Прибалтики сочетаются с масштабными проблемами в отношениях этих государств с Россией. К каким результатам пришли Прибалтийские государства после обретения своей второй независимости?



Долгое время после 1991 г. регион Балтийского моря считался территорией относительного благополучия и политической стабильности, хотя именно здесь были запущены процессы разрушения советской модели в экономике и политике в конце 1980-начале 1990-х гг. Противоречия как объективного, так и субъективного характера накапливались постепенно. Относительно стабильный, перспективный с позиций социально-экономического разви­тия, он мог бы стать одним из наиболее перспективных регионов сотрудничества в Европе, способствуя появлению новой Европы без разделительных линий. Но к настоящему моменту он превратился в угрозу не только для входящих в него стран, но и для всей Европы в целом.

В 2011 г. министр иностранных дел И.Иванов писал: «Разворачивающийся на наших глазах мировой финансово-экономический кризис знаменует собой окончание целой эпохи безраздельного интеллектуального и идеологического преобладания неолиберализма». К 2016 г. накопилось такое количество дестабилизирующих факторов, что их влияние становится всё более непредсказуемым.

Государства Прибалтики, не сумев создать собственные привлекательные модели в экономике и политике, преуспели в выстраивании конфронтации с Россией. В 2013 г., анализируя отношения России и стран Прибалтики, мы говорили о возможности «финляндизации» российско-прибалтийских отношений, то теперь об этом речь не идет. Тональность Таллина, Риги, Вильнюса в диалоге с Россией стала абсолютно неадекватной как экономическим, так и политическим возможностям этих стран. Развертывая антироссийскую политику, ЕС и США при этом не демонстрируют готовность оказаться втянутыми в военный конфликт, инициируемый прибалтийскими государствами.

В попытке стать драйверами амбициозных внешнеполитических проектов Литва, Латвия, Эстония игнорируют многочисленные вызовы регионального уровня, пренебрежение которыми чревато не только экономическими и политическими проблемами, но и разрушением всей структуры государства и общества. Существовать без России Прибалтика не сможет, поскольку идентификация собственного «рая» бессмысленна без апелляции к российскому «аду». Для России же на балтийском направлении завершена долгая эпоха компромиссов по принципиальным вопросам в политике и экономике.

 

Экономические успехи Прибалтики

Первоначальные экономические успехи государств Прибалтики во многом были обусловлены «советским наследством» в виде инфраструктурного и промышленного потенциала, качества человеческого капитала. Получая более высокую отдачу от капиталовложений, центр старался именно здесь размещать новые производственные мощности. Доля новых основных фондов в республиках Прибалтики была выше, чем в целом по СССР, а материально-техническая база – более современной и менее изношенной. Реконструкция и расширение производства в Прибалтийских республиках проводились более высокими темпами. И инфраструктура здесь почти не пострадала во время войны. В канун перестройки в 1986 г. на одного жителя страны приходилось 5875 руб. стоимости основных фондов. В Эстонии – 8007 руб., в Латвии – 6923, в Литве -6111, в Белоруссии – 5500, Молдавии – 4500, Азербайджане – 3823, Таджикистане - 2291. Ещё более ощутимыми были различия по уровню зарплаты. И здесь лидирующие позиции занимали Литовская, Латвийская и Эстонская ССР. К 1990 г. доля населения, имеющая совокупный доход свыше 300 руб., в Прибалтийских республиках была наиболее значительной. В целом по СССР он был на уровне 8,8%, в Эстонии – 19,8%, Латвии – 14,5%, Литве – 13,8%. Прибалтийские республики лидировали по объему инвестиций в основной капитал на душу населения, превышая общесоюзный показатель на 6-8%.

По мнению экспертов, в странах Балтии существовали наилучшие (среди республик СССР) стартовые условия для построения рыночной экономики. В советские времена регион служил своеобразной лабораторией по совершенствованию хозяйственного механизма. Здесь был накоплен обширный инновационный потенциал. Прибалтика превратилась в масштабный инвестиционный проект, обеспечивающий опережающее повышение уровня жизни населения [Советская модель экономики: союзный центр и республики Прибалтики, М. 2015 г.]. Уровень жизни в Прибалтике рос быстрее производительности труда.

После провозглашения независимости был выдвинут лозунг о переориентации экономики на хозяйственные связи с Западом. Понимание ограниченности таких возможностей придет гораздо позднее. Все самые ценные объекты государств Прибалтики были скуплены за бесценок западными партнерами. «Мы выбрали самый радикальный из всех возможных вариантов экономической реформы – «Очистим площадку от старого! Все нужно переделать или создать заново, причем быстро и решительно» [замминистра иностранных дел Эстонии М.Маасикас]. Но почти половину ВВП давали транзит, транспорт и торговля с Россией. Постепенное исчерпание экономического потенциала, полученного от СССР, в сочетании с отсутствием внутренних ресурсов развития, привело к системному экономическому кризису. В результате отсутствия стратегии развития национальной экономики, независимость Прибалтийских государств превратилась в печальный факт: от Таллина, Риги и Вильнюса не зависит уже ничего.

 

Результаты евроинтеграции

В ходе трансформационного кризиса экономический спад в странах Балтии оказался очень глубоким: -35% в Эстонии, -49% в Литве и -52% в Латвии. Первой последствия кризиса преодолела Эстония, выйдя в 2001 г. на докризисный уровень 1989 г. Но кризис 2008 г. вновь привел к дестабилизации. Макроориентиром Прибалтики стала политика евроинтеграции любой ценой с внешнеэкономической ориентацией на партнеров в Европейском союзе, с политической деиндустриализацией и деаграризацией экономики, передачей контроля над финансово-кредитной сферой скандинавским банкам.

Форсированная евроинтеграция, не основанная на реальных экономических достижениях, не могла продолжаться бесконечно. Феномен спекулятивного экономического роста, не обеспеченного развитием реального сектора, присущий первому десятилетию независимости, закончился. Литва, Латвия, Эстония, позиционировавшиеся как «балтийские тигры», разогретые на доступе к дешевым кредитам, строительном буме, расширении сферы услуг, «сдулись». Ход нормального экономического развития государств Прибалтики был нарушен. Политика подчинила своим целям экономику. А тем временем «золотой век» европейской экономики (1950-е гг. – 2007 г.) закончился. Европейский союз не сможет далее обеспечивать развитие экономики Эстонии, Латвии, Литвы.

Исходя из экономических соображений, СССР создавал в Прибалтике современную промышленность, сокращая издержки, с учетом факторов региональной экономики. Но в 1990-е гг. промышленные флагманы-гиганты Латвийской ССР: Рижский РАФ, ВЭФ, «Радиотехника», «Альфа», даугавпилсский Завод химического волокна, - были приватизированы и обанкрочены. Более успешными оказались Рижский вагоностроительный завод, лиепайский металлургический, даугавпилсский локомотиворемонтный, но вектор промышленной политики не оставил шансов и им.

Результаты деиндустриализации стали очевидны для всех. Изначально же ставка на деиндустриализацию имела политический подтекст. Рабочие крупных предприятий Прибалтики, как правило, не принадлежали к титульным нациям, но были организованы по социально-производственному признаку. Разгром промышленности в силу этого стал политической задачей. Реализация либерального проекта неизбежно должна была столкнуться с сопротивлением тех, кто ориентировался на концепцию социального государства, популярную в северных странах. Либерализация в сочетании с закрытием восточных рынков дала нужный политический эффект.

В бизнес-рейтинге 2015 г. во всех трех государствах Прибалтики промышленность, как и сельское хозяйство, отсутствуют в принципе. Пять позиций из десяти находятся под полным контролем иностранного капитала. Уничтожив промышленность и сельское хозяйство, государства Прибалтики не стали современными постиндустриальными странами. Ключевой фактор формирования текущей политики государств Прибалтики - надежда на помощь ЕС. Прибалтийская модель экономики держится за счет денежных вливаний из ЕС. Сама система не генерирует постоянного потока средств. Прибалтийцы достаточно эффективно воспользовались возможностями европейской интеграции. Если сравнить заплаченные в бюджет ЕС и полученные от ЕС суммы в период 2000-2011 гг., удачнее всего средства в оборот пустила Литва, даже если не считать особую поддержку ЕС на закрытие Игналинской атомной станции. С каждого заплаченного в бюджет ЕС евро литовцы возвращают себе 4,4 евро, Латвия – 3,7 евро, Эстония – 3,4 евро. Доля средств ЕС в бюджете Эстонии в последние годы составляла 16-18%. Однако вопрос об экономических перспективах Европейского союза в целом не ясен. Потолок бюджета по сравнению с 2007-2013 гг. снизился на 3,39%.

 

Политизация процессов экономического развития

Предельная политизация процессов экономического развития является характеристикой экономического режима прибалтийских стран. Запаса политизации хватило почти на двадцать лет. Но сегодня всё большее число людей требует предъявления конкретных результатов – достижения западных стандартов качества жизни, которых как раз и нет.

За два десятилетия государства Прибалтики прошли два этапа трансформации. На первом (1990-2004 гг.) в целом были решены задачи ключевых структурных реформ. Были заложены основы для формирования экономической модели в режиме привилегированной периферии Европейского союза. Попытка преодолеть периферийность путем догоняющего развития на втором этапе оказалась безуспешной. Они остались периферийной зоной затухающего модернизационного процесса, центр которого находится в Западной Европе. Элитам Прибалтики необходим управляемый кризис, в рамках которого стабилизация достигается через поиск внешнего врага.

В результате постсоветской трансформации в государствах Прибалтики создана либерально-англосаксонская экономическая модель с постсоветской коррупционностью, деиндустриализацией в восточноевропейском стиле, северокорейской идеологизированностью и североевропейской самоиндентификацией.

 

Балтийский транзит

Линия на окончательную ликвидацию экономических основ государства крепка в Прибалтике как никогда. Обеспечив экономические условия разрушения машиностроения, металлургии и химической промышленности, к 2000 г. политики Прибалтики пришли к единому мнению и относительно транзита. Транспортные системы являются одним из мощнейших системообразующих факторов в экономике. Это тысячи рабочих мест. Одно рабочее место в транспортной сфере создает не менее двух мест в сфере обслуживания. Более развитая инфраструктура привлекает другие отрасли, прежде всего промышленность. Уровень развития транспортной инфраструктуры служит универсальным мировым индикатором уровня экономического развития. Транзит это фактор, значительно повышающий конкурентоспособность экономик прибрежных портовых регионов, а для небольших стран непосредственно определяющий уровень и качество экономического развития.

Экономически обоснованный потенциал развития транзитных путей связан с Россией, а это не согласуется со стратегией «малого государства» по защите от «внешних угроз» с помощью НАТО и ЕС. Поэтому «от идеи моста между Западом и Востоком надо отказаться».

За первые 4 месяца 2015 г. порты стран Балтии перевалили на 6,4% меньше, чем за тот же период 2014 г. В советский период через порты Прибалтики переваливалось 35-40% экспортных грузов. Но после 1991 г. наша страна потеряла лучшие модернизированные в 1980-е гг. порты. Из 44 судостроительных и 35 судоремонтных заводов в России осталось 35 и 14 заводов, соответственно. После потери транспортной системы Прибалтики Россия стала наращивать мощности собственных балтийских портов. В российских портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов в 2015 г. увеличился на 3,2%. В портах Усть-Луга – на 16,5%, Приморска – на 11,1%.

Сокращение торговли с Россией стало причиной снижения объема железнодорожных перевозок в Эстонии - на 26,6%. Входящий и исходящий трафик  из России сократился на 18%. Транспортировка нефти сократилась на 37%, объемы интермодальных перевозок – на 40%. Если будет прекращен транзит российских грузов через Латвию, железнодорожная отрасль страны потеряет примерно 90% грузопотока.

Перспектива развития отношений Прибалтики с Россией связана с возвращением к реальному экономическому сотрудничеству с Россией, созданием климата доверия, избавлением от излишней политизации. Для наших прибалтийских соседей это уже вопрос выживания. Выживание и политические характеристики режимов в Прибалтике зависят сегодня от двух внешних источников: трансферов из бюджета ЕС и комплекса внешнеэкономических связей с Россией.

 

Отношения России и стран Прибалтики в энергетике

В столицах Балтии существует стойкое убеждение, что «энергетическая интеграция» с Россией – одна из стратегических угроз национальной безопасности. А борьба с «зависимостью» от России приобретает иррациональный характер.

Развитие энергетики в восточной части Балтийского моря могло бы предоставить реальные возможности развития отношений России с государствами Прибалтики и Польской республикой. Страны Прибалтики едины во мнении, что они будут искать решения, как не допустить импорт электроэнергии с Беларусской и Калиниградской АЭС.

Проект Висагинской АЭС в Литве предусматривал строительство энергоблока на базе реактора ABWR мощностью 1300 МВт конструкции «GE-Hitachi» с вводом в строй в 2022 г. Минимальная стоимость проекта составляла 5 млрд евро. По концессионному соглашению 20% акций новой станции должно принадлежать «GE-Hitachi», 38% -Литве, 22% -Эстонии, 20% акций  - Латвии. После многолетних дебатов и многочисленных коррупционных скандалов в 2016 г. министр энергетики Литвы признал, что «работа над проектом временно отложена, поскольку ситуация на рынке является неблагоприятной для продажи ядерной энергии».

Смычка ЛЭП Литвы и Польши стала одним из стратегических проектов литовской энергетики. Межсистемное соединение пройдет через три балтийские страны и соединит их с системой передачи электроэнергии Западной Европы. В 2008 г. для реализации проекта по созданию энергомоста между Польшей и Литвой была основана компания «LitPolLink». В 2015 г. Литва планировала наладить энергетическую смычку со Швецией, с Эстонией и Финляндией. И полностью подключиться к северному энергетическому пулу.

Реализация проекта синхронизации систем электропередачи трех стран Балтии с континентальной Европой через Скандинавию – определенный технологический вызов для России и Белоруссии. В настоящее время в синхронном режиме осуществляется совместная работа электроэнергетических систем России и Прибалтики. С Россией энергосистемы стран Прибалтики объединяет Соглашение о параллельной работе энергосистем Электрического кольца БРЭЛЛ (Беларусь-Россия-Эстония-Латвия-Литва), заключенное 7 февраля 2001 г. Государства Прибалтики взяли курс на сепаратизацию от российской и белорусской энергосистем. Министр экономики Эстонии неоднократно подчеркивал, что выход балтийских стран из общей системы БРЭЛЛ неизбежен и необходим для развития европейского энергорынка. Поскольку линии электропередач в некоторые регионы России шли через прибалтийские страны, а теперь всё это будет переключено в Европу, мы должны будем у себя построить дополнительные линии электропередач. Это обойдется России в 2-2,5 млрд евро.

Закрытие Игналинской АЭС, произведенное из политических соображений, обошлось в миллионы евро жителям Прибалтики. Организация искусственных соединений в условиях стагнации европейской экономики также потребует иррациональных расходов. Действия Евросоюза во многом продиктованы стремлением распространить на партнеров свои правовые нормы, а вовсе не рыночные механизмы в энергетике.

После остановки Игналинской АЭС и до пуска ЛАЭС-2, Островецкой АЭС (Белорусской АЭС), Балтийской АЭС избытка электроэнергии ОЭС Северо-Запада недостаточно для надежного обеспечения энергобаланса региона. По мнению ряда экспертов, в регионе, ограниченном Германией, Чехией, Словакией, Белоруссией и Россией (без Калининградского анклава), имеется дефицит генерирующих мощностей, непреодолимый без развертывания ядерной энергетики. К тому же в 2016 г. будет остановлен старый производственный блок электростанции Нарвы, не соответствующий стандартам ЕС по эмиссии.

В одном из Интернет-блогов молодой человек, закончивший Сорбонну, написал, что в случае развития военного конфликта с Россией Эстония может заблокировать работу Ленинградской атомной станции в Сосновом Бору. Возникает вопрос - кому от несанкционированной остановки ЛАЭС будет хорошо? От Соснового Бора до эстонской границы всего 70 километров.

В регионе Балтийского моря имеются и положительные примеры энергетических взаимоотношений. Большинством политиков и экспертов Финляндии Россия воспринимается как  надежный поставщик энергоресурсов. Россия удовлетворяет потребности Финляндии в природном газе на 100%, в сырой нефти – на 70%, на треть – в каменном угле и на 10% - в электроэнергии. Инвестиции концерна «Fortum» в российскую электроэнергетику в 2014 г. составили 4 млрд евро. В феврале 2014 г. было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии.

(от ред.  1977 г. в Финляндии на АЭС Ловииса начал работу первый советский водо-водяной реактор ВВЭР-440/213 номинальной электрической мощностью 440 МВт, в ноябре 1980 г. – второй. Реакторы были изготовлены на Ижорском заводе, также в Советском Союзе произведены турбины, генераторы и другое оборудование. Проектирование выполнялось ОАО «СПбАЭП». Координацию проектирования и строительства осуществляла советская компания «Атомэнергоэкспорт». В результате модернизации 19972002 гг. мощность каждого реактора была поднята до 488 МВт, а в 2010-е гг. —до 510 МВт.

В 2013 г. Компании "Русатом оверсиз" и финская "Fennovoima" подписали контракт о сооружении АЭС Ханхикиви. Российская сторона получила 34% в проекте. Также был заключен 10-летний топливный контракт с компанией ТВЭЛ. Лицензия на строительство была получена "Fennovoima" еще летом 2010 года. В декабре 2014 г. Парламент Финляндии одобрил этот проект. АЭС Ханхикиви будет построена по российским технологиям. Её строительство начнётся в 2018 г., а производство энергии — в 2024 г.)

 

Социальные процессы постсоветской адаптации

Рассматривая вопрос о постсоветской адаптации Прибалтики, эстонский эксперт Аарелайнд-Тарт А. использовала концепцию «чужого»  применительно к исследованию двух травм: старой, вызванной аннексией Эстонии со стороны СССР, и новой – травмой от посткоммунистических трансформаций. Необходимо добавить ещё и третью культурную травму - не гарантированного будущего.

Экономический кризис 2008-2009 гг. и миграционный кризис 2015-2016 гг. вызвали в Прибалтике реакцию переосмысления ценностей. Травма «советской периферии» трансформировалась в травму «периферии европейской». В начале 1980-х гг. прибалтийцы испытывали чувство гордости за свои республики. Происходящее сегодня – настоящий культурный шок. «Мы шли в европейском направлении, к суверенитету, к традиционным ценностям, к религии, а Европа ушла в другую сторону». Суверенитета нет, стабильности нет, не понятно, что теперь ценность и что традиция. Советская Литва была образцом для подражания, современная Литва – несостоявшееся государство. В 1990-е дорога в ЕС и НАТО рассматривалась как единственно возможная. Реалистичное понимание будущего Прибалтики заставляет элиты решать задачу конструирования такого прошлого, которое должно быть хуже будущего.

Проблемы Прибалтики 2.0 не связаны с Россией. Они имеют сугубо внутренний генезис. Негативное будущее прибалтийского политического проекта предопределено войной элит с прошлым и будущим одновременно. Противопоставление как бы своего чужому – единственный способ движения к государственной идентичности. Для решения своих внутренних проблем политические элиты Прибалтики постоянно наращивают «чужого». С каждым годом увеличиваются число репрессированных и погибших в 1940 г., сумма ущерба, изощренность концепций исторической памяти.

В 1872 г. Отто фон Бисмарк, хорошо знающий и Россию в целом, и Остзейские губернии, заявил, что он «не принял бы Прибалтику даже в том случае, если бы Россия сделала ему такой подарок». Прибалтика 2.0 - не подарок не только для России, но и для Германии, для ЕС и для самой Прибалтики.

 

Военно-политическое противостояние

Сегодняшняя Прибалтика — территория потенциального военного конфликта, потому что любой гипотетический конфликт с НАТО не может не затронуть эти страны. Нашим НАТО-одержимым соседям не нравится любая самостоятельная позиция России. Кроме того, регион очень маленький, компактный. Если где-то «противники идут на войну и не могут найти друг друга», то здесь все рядом, и цепочка эскалации очень короткая. Любой ничтожный конфликт может сам собой перерасти в большое столкновение.

В феврале 2015 г. президент Эстонии Т. Хендрик Ильвес провёл военный парад в русскоязычной Нарве. Военный парад НАТО в Нарве стал символом нового уровня военных угроз. Таллин, Рига, Вильнюс провозгласили Россию главным потенциальным врагом практически сразу после получения независимости. Еще летом 1992 г. Андрейс Крастиньш, зам. председателя Верховного Совета Латвии, заявил: «необходимо сделать Россию основным объектом разведы­вательной деятельности спецслужб республики, поскольку именно Россия является главным «потенциальным врагом» Латвии, угрожающим ее независимости».

Вступление государств Прибалтики в НАТО произошло в марте 2004 г., а План действий по членству в НАТО для этих стран был принят ещё в апреле 1999 г. Присоединение Латвии, Литвы и Эстонии к Североатлантическому Альянсу шло быстрыми темпами, равно как и развертывание военной инфраструктуры НАТО вблизи российских границ. Экономический кризис 2008-2009 гг. на некоторое время притормозил формирование политиче­ских и производных от них военных угроз в регионе.

Рассматривая вопрос, почему в области безопасности на Балтике сложилась такая ситуация, следует вспомнить «Основополагающий акт Россия - НАТО», подписанный Россией и НАТО 27 мая 1997 г. в Париже. Имитируя соблюдение договоренностей с Россией о не размещении своих войск в Польше и Прибалтике, НАТО начала создавать инфра­структуру и отрабатывать размещение своих военных в этих странах под видом проведения учений и посредством развития военной инфраструк­туры, позволяющей в случае необходимости быстро перебросить войска и военную технику. Этот процесс начался не менее 10 лет назад. Поэтому нельзя согласиться с тем, что одной из причин обострения отно­шений России и стран Балтии является «крымский фактор». Качественная и количественная реконструкция военной инфраструктуры в соответствии с интересами НАТО в странах Прибалтики началась задолго до присоединения Крыма к России.

Военно-политическое противостояние в восточной части Балтийского моря

Под предлогом российской угрозы за последнее десятилетие НАТО вложила несколько сотен миллионов долларов в совершенствование военной инфра­структуры в Прибалтике, используя для этих целей также фонды Европейского союза. Вступление Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО практически сразу привело к появлению в Прибалтике боевых подразделений блока. Ни одна из трех стран не располагала (и до сих пор не располагает) боевой авиацией для контроля своей территории и защиты своего воздушного пространства, ставшего частью общего воздушного пространства НАТО. 30 марта 2004 г. НАТО запустила операцию «Балтийская воздушная полиция», в рамках которой в Литве размещаются четыре самолета-истребителя ВВС стран НАТО, сменяющие друг друга каждые три месяца. Первыми на боевое дежурство заступили F-16АМ ВВС Бельгии. Местом базирования была выбрана авиабаза Зокняй в 5 км к юго-востоку от Шауляя. В свое время это был самый большой советский военный аэродром в Прибалтике. На модернизацию авиабазы было потрачено около 43 млн евро. В 2009 г. НАТО приняла решение продлить операцию до конца 2014 г., а на саммите НАТО в Чикаго в 2012 г. было принято решение сделать Балтийскую воздушную полицию бессрочной.

В 2000 г. была создана единая система контроля над воздушным пространством стран Балтии (BALTNET), включающая в себя национальные центры по контролю воздушного пространства, региональный центр контро­ля воздушного пространства и управления воздушным движением (КВП и УВД) в Кармелаве (северо-восточнее Каунаса), РЛС и линии связи. После вступления Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО эта система была вклю­чена в объединенную систему ПВО в Европе НАТО (NATINADS), а на базе регионального центра в Кармелаве был создан Центр управления и опове­щения (ЦУО) NATINADS. В 2006 г. НАТО выделила средства на модернизацию еще двух бывших советских авиабаз (АБ) в Прибалтике - Эмари (в СССР она назвалась Сууркюль) в Эстонии и Лиелварде в Латвии. После реконструк­ции АБ в Эмари она будет способна принять до 16 истребителей и 3-4 военно-транспортных самолета.

Масштабная реконструк­ция АБ Лиелварде проведена в 2007-2014 гг.

В мае 2008 г. в Таллине был сформирован Объединенный центр передово­го опыта в области киберзащиты НАТО, аккредитованный как международная военная организация. В июле 2012 г. в Вильнюсе был образован Центр передового опыта НАТО по энергетической безопасности. В июле 2014 г. в Риге основан Центр стратегических коммуникаций НАТО. Эти три центра наце­лены на противодействие гибридным военным угрозам и ведение активных действий в таких сферах, как киберпространство, энергетическая безопас­ность, стратегическая пропаганда и психологическая война. Возникновение идеи их создания и начало формирования пришлись на период до украинского кризиса и того, что на Западе называют «гибридной войной» на Донбассе.

Кризис на Украине и возвра­щение Крыма в состав России в марте 2014 г. стали формальным предлогом для наращивания военного присутствия США и других стран НАТО в странах Прибалтики. С мая 2014 г. НАТО начала реализацию Плана действий по обеспечению готовности, предполагающего немедленное усиление присутствия НАТО в восточной части альянса. Уже в апреле 2014 г. число истребителей НАТО, базирующихся в Зокняе, было увеличено с четырех до восьми единиц. К операции подключили ещё четыре самолета, размещенных на польской АБ Мальборк. С 30 апреля 2014 г. для этой операции стала использоваться АБ Эмари. С 1 сентября 2015 г. число истребителей, участвующих в операции, было сокращено до восьми (четыре в Зокняе и четыре в Эмари).

Эстонская авиабаза Эмари стала ключевой для ВВС США в странах Балтии. С августа 2015 г. здесь на ротационной основе размещаются не только истребители, но и ударные самолеты - противотанковые штурмовики А-10С. 1 августа 2016 г. американские штурмовики отрабо­тали взлет и посадку на автомобильном шоссе Ягала - Кяревет. В начале сентября 2015 г. в Эмари побывали два американских многоцелевых истре­бителя «пятого поколения» Р-22. Самолеты этого типа пере­брошены в Европу впервые. Авиация НАТО, размещаемая на ротационной основе в Эмари, отрабатывает не только перехваты воздушных целей, но и уничтожение наземных целей на эстонском полигоне Тапа. Среди прочих участвовали в этом истребители-бомбардировщики Р-16 с итальянской базы Авиано - одной из шести баз ВВС США в Европе, на которых размеще­ны ядерные авиабомбы В61.

В конце апреля 2016 г. два истребителя Р-22 побывали и на авиабазе Зокняй в Литве. В конце 2016 г. в Прибалтике ожидают новейшие истребители-бомбардировщики «пятого поколения» Р-35, которые к 2017 г. смогут нести тактические ядерные авиабомбы В61. Особо отмеча­ется, что эти самолеты будут «невидимыми» для российской системы ПВО в Калининградской области.

В поддержку усилий НАТО, направленных на «сдерживание России», США начали операцию «Атлантическая реши­мость», нацеленную на увеличение американского военного присутствия в Европе, в том числе и в Прибалтике. В 2017 финансовом году расходы США на Инициативу по обеспечению безопасности Европы, которая и создала базу для операции «Атлантическая реши­мость», возрас­тут в четыре раза (до 3,4 млрд долл.). США совместно с другими странами НАТО реализует в Европе и ряд других инициатив, в частности, трансатлантическую инициативу по усилению потенциала и учебной подготовке, которая должна повысить устойчивость НАТО в ответ на вызовы в Балтийском регионе, обеспечит анало­гичное взаимодействие с Румынией и Болгарией.

25-28 апреля 2014 г. в Литву, Латвию и Эстонию на ротационной основе для совместных тренировок прибыли около 450 десантников 173-й воздушно-десантной бригады США, дислоцированной в Виченце (Италия). Они были переброшены в Зокняй, Ригу и Эмари и размещены в Рукле, Адажи и Палдиски (затем в Тапа). В октябре 2014 г. на учения в Литву, Латвию и Эстонию были переброшены подразделения 2-го кавалерийского (мотопехотного) полка из Фильзека (Германия) и 1-й кавалерийской (бронетанковой) дивизии из Форт-Худа (штат Техас), вооруженные бронетехникой - танками М1А2, БМП М2, БТР М1126. В ноябре 2015 г. в Эстонию прибыли 155-мм самоходные гаубицы М109А6. На рота­ционной основе в Прибалтике побывали также подразделения и техника 3-й пехотной дивизии (Форт-Стюарт, штат Джорджия), 4-й пехотной дивизии (Форт-Карсон, штат Колорадо). Военная техника и военнослужащие пере­брасывались морем через порты Лиепая и Рига. Министерство обороны Латвии выступает за превращение Лиепаи в военно-морскую базу НАТО, в которой бы базировались корабли альянса.

1 сентября 2015 г. были открыты интеграционные единицы НАТО в Вильнюсе, Риге и Таллине. Это командные центры, предназначенные для подготовки к приему сил сверхбыстрого развер­тывания Североатлантического Альянса  и координирования международных учений. В этих учениях, кроме американцев, принимали участие Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Польша, Франция, Чехия), а также не входя­щие в НАТО Швеция, Финляндия и Грузия.

Рассматривается вопрос о размещении в Прибалтике зенитных ракетных комплексов (ЗРК) PATRIOT. Модель такого размещения была отработана на совместных учениях ФРГ и Нидерландов, прошедших в начале октября 2016 г. на Крите.

Несмотря на наращивание в странах Прибалтики сил НАТО, многие военные эксперты США и НАТО утверждают, что в настоящее время НАТО не может эффективно обеспечить безопасность своих самых уязвимых членов. Серия кабинетных военных игр, проведенных американским стратегическим центром RAND Corporation в 2014-2015 гг., показала. что в случае военных действий российские силы достигнут Таллина и Риги за 36-60 часов. Заняв Сувалкский коридор, российские войска и их белорусские союзники отрежут страны Прибалтики от их союзников по НАТО.

Серьезное препятствие для доступа сил НАТО в Прибалтику и в восточную часть Балтийского моря представляет и Калининградская область. Благодаря ЗРК большой и средней дальности С-300 и С-400, силам Балтийского флота и ОТРК «Искандер-М» она превращается в бастион А2/АD (преграждения доступа), который ограничивает возможности потенциального противника по дислокации и переброске сил в зоне его защиты. Не случайно одним из мотивов принятия Литвы в НАТО в свое время называлась необходи­мость изоляции Калининграда. В октябре 2013 г. министр иностранных дел Литвы Л. Линкявичюс заявил, что Литва может заблоки­ровать автомобильное и железнодорожное сообщение между Калинин­градской областью и основной частью России, если «Москва не прекратит давление на соседние страны, стремящиеся к укреплению отношений с Европейским союзом». На Варшавском саммите 8-9 июля 2016 г. оценивались российские военные силы, размещенные в Калининградской области, и обсуждался пакет мер по противодействию российским зонам А2/АD.

В связи с этими вызовами раздаются голоса за усиление группировки НАТО в Прибалтике. RAND Corporation полагает, что для сдержи­вания «наступления России» в Прибалтике необходимо иметь семь бригад НАТО (включая три тяжелых бронетанковых бригады), поддерживаемых адекватной воздушной мощью. Для усиления своих сил в Европе США в январе-феврале 2017 г. перебросят в западную Польшу 3-ю бронетанковую бригадную боевую группу 4-й пехотной дивизии. Отдельные подразделе­ния этой боевой группы предполагается размещать на ротационной основе в Литве, Латвии, Эстонии, Румынии и Болгарии. Всего к концу 2017 г. США будут постоянно иметь в Европе три полностью экипированных бригадных боевых группы - бронетанковую, воздушно-десантную и группу Stryker (механизированная пехота). Кроме того, в конце марта 2017 г. в Германию прибудет (также на ротационной основе) вертолет­ная 10-я боевая авиационная бригада. Предусматривается передовое бази­рование вертолетов этой бригады в Польше, Латвии и Румынии.

Таким образом, в рамках учений и совместных тренировок силы США и в значительно меньшей степени других стран НАТО присутствуют на ротаци­онной основе в Прибалтике практически постоянно, осваивая будущий ТВД. Очевидно, что именно американские войска составят основной контингент НАТО в Прибалтике в случае военных действий, и их состав уже более-менее обозначился. Наращивание сил США и НАТО в Прибалтике происходит под лозунгом «сдерживания россий­ской агрессии в Европе», в реальности же увеличивая опасность военного конфликта.

Созданная на территории Польши и Прибалтики система разведки и контроля воздушного пространства BALTNET, интегрированная в объединенную систему воздушного наблюдения и раннего обнаружения НАТО, позволя­ет обеспечить сбор и обработку информации о воздушной обстановке над территорией восьми государств, включая Россию и Беларусь. Более того, в Кармелаве размещается современное оборудование глобальной разведывательно-информационной системы «Эшелон», которая была создана еще в 1947 г. в соответствии с соглашением между США и Великобританией. Позже к ней присоединились Канада, Австралия и Новая Зеландия. «Эшелон» осуществляет перехват в глобальном масштабе всех видов электронной связи от телефонных переговоров до электронной почты и Интер­нета. Система включает наземные центры перехвата и приема информации со спутников, разведывательные спутники, компьютерную сеть «Платфор­ма», объединяющую несколько десятков отдельных сетей суперкомпью­теров, занятых обработкой перехваченной информации. Командный центр «Платформы» располагается в Форт-Мид штат Мэриленд - штаб-квартире Агентства национальной безопасности США (АНБ).

Современный комплекс зданий посольства США, расположенный рядом с Рижским аэропортом, изначально создавался с функциями запасного команд­ного пункта на прибалтийском театре, равным образом и ключевого центра разведывательного сообщества США на данном направлении.

Особо показательно то, что резкое увеличение внимания разведыватель­ных сообществ к Прибалтике всегда происходило в предвоенные годы. Так, в 1930-е гг. в Нарве была отмечена активность немецкой, японской, британской секретных служб. Визиты политических руководи­телей и руководителей разведывательного сообщества США в Эстонию, Латвию, Литву подтверждают эту тревожную тенденцию. По результатам поездки 2016 г. по странам Прибалтики директора Националь­ной разведки США Дж. Клеппера канцелярия президента Эстонии отметила: «Президент Ильвес и директор Клеппер признали, что изменение ситуации в сфере безопасности в непосредственной близости от границ НАТО требует проведения реформы разведслужбы самой НАТО».

Официальные лица США уже публично называют Прибалтику «прифронтовыми государствами», всяче­ски содействуя реальному превращению их в таковые. Причем сами прибал­тийские государства с упорством подыгрывают Вашингтону, требуя размещения на своей территории воинских контингентов и вооружений НАТО на постоянной основе, продуцируя напряженность в Балтийском регионе и в Европе в целом.

Швеция и Финляндия в «прихожей» НАТО

Швеция и Финляндия, являясь членами ЕС, не входят в состав НАТО. Обе страны с мая 1994 г. сотрудничают с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира». В 2008 г. Финляндия присоединилась к Силам реагирования NRF НАТО. По мнению экспертов Института Европы РАН, вероятность вступления Швеции и Финляндии в НАТО в последнее время повысилась. Но многое будет зависеть от общественного мнения этих стран. Опрос в Швеции в мае 2016 г. показал, что 60% шведов хотят остаться независимыми от любых военных союзов и сохранить нейтрали­тет своей страны. В общественном мнении Финляндии также сохраняется перевес противников вступления страны в НАТО (в апреле 2016 г. за него высказа­лись только 22% опрошенных).

В последние годы Финляндия и Швеция стали активно наращивать сотруд­ничество в области совместных программ обороны. На территориях этих стран действуют союзы, подобные НАТО: Североевропейский оборонительный союз (NORDEFCO), в который, кроме Финляндии и Швеции, также входят Дания, Норвегия, Исландия, и оборонительный альянс Финляндии и Швеции (DAFS).

Cуществующие формы сотрудничества Северных и Балтийских стран основываются в основном на политическом, торго­во-экономическом и культурном взаимодействии Финляндии и Эстонии, Швеции и Эстонии, Латвии. Еще одним известным и наиболее значимым форматом сотрудничества Латвии, Литвы и Эстонии с североевропейскими государствами является NORDIC-BALTIC 8, объединяющая все пять североевропейских стран - Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию и Исландию. На территории региона Балтийского моря существует модель сотрудничества НАТО и не НАТО стран. При этом между Финляндией и Эстонией возникает напряжение из-за военной актив­ности России.

В государствах Прибалтики преобладает идея усиления обороны государств региона Балтийского моря. Усиление военной напряженности в Прибал­тике накладывается на тот факт, что военно-политическое планирование НАТО традиционно с конца 1940-х гг. рассматривает Балтийское море как ТВД. Позиционирование «новой северной Европы» как антироссийского союза - это современная версия перепозиционирова­ния региона.

С одной стороны, Балтийский регион, включая его посткоммунистическую и постсоветскую части, один из самых стабильных и благо­получных регионов в сегодняшней Европе (начала 2000-х гг.). С другой стороны, именно этот регион, в силу его непосредственной близо­сти к российским границам, может легко превратиться в передовую линию возможной конфронтации России и НАТО в случае резкого ухудшения отно­шений между ними [Н. К. Арбатова, Центр Европейской интеграции]. Вместо того, чтобы быть «морем мира», Балтийское море может стать новой европейской «пороховой бочкой» наподобие Балкан начала XX в.

Экономические последствия милитаризация региона

Страны Прибалтики, которые потенциально могли бы быть зоной контакта и сотрудничества Запада и России, упуская возможности для экономического развития, превращаются в передний край новой «холодной войны». Согласно экспертным оценкам, разрыв хозяйственных связей с Россией для каждого из государств Прибалтики обходится в 8-12% от ВВП. Рост военных расходов в этих условиях - непозволительное бремя.

Военные потребности государства представляют собой всю совокупность экономических нужд, необходимых для материаль­ного обеспечения военной безопасности страны, для вооруженной защиты ее национальных интересов. В RAND Corporation были разработан системный анализ, методы прогнозирова­ния, концептуальные основы системы «планирование-программирование-разработка бюджета». Из экономического анализа военных расходов следует ряд выводов.

Во-первых, наращивание военных расходов вызывает сокращение других статей государственных расходов не только до, но и после войны. Многие из издержек военного времени формируются еще до того, как начинает­ся военный конфликт. Например, страна стремится к устойчиво высокому уровню военных расходов, а капитал продолжает вытекать из страны с высокой скоростью. Экономическая политика, политические институты и политические свободы преимущественно ухудшаются. При отсутствии реформ экономический спад зачастую ведет к гражданскому конфликту, который разрушает экономику и повышает риск дальнейшей войны. Чтобы избежать этой ловушки, необходим экономический рост, но в государствах Прибалтики он исключен комплексом внешних и внутренних факторов. Дополнительные 2,2% ВВП военных расходов в течение семилетнего периода приводят к постоянной потере около 2% от ВВП.

Во-вторых, многие из издержек военного времени продолжают нарастать еще долго после того, как она закончилась. Председатель фракции «Согласие» в латвийском сейме Я. Урбанович назвал государственный бюджет 2017 г. прифронтовым. По словам парламентария, страна будто бы готовится отразить нападение с востока. «Россия не враг Латвии. Враги Латвии - бедность, глупость, проблемы системы здравоохранения и образования». Число локальных экономических проектов, которые будут тормозить­ся, только нарастает. «Поскольку мы готовимся к войне, никто не готов инвестировать в военную зону», - заявил член правле­ния «OU Navesco» Т. Сеэсмаа в августе 2016 г.. Это можно сказать о любом балтийском экономическом проекте.

Модели и сценарии военно-политического противостояния

Нарастание экономической, политической, военной неопределенно­сти усилилось после Вгехit, хотя абстрактностью, не учетом военно­-политических аспектов межгосударственного взаимодействия отличалась и Стратегия Европейского союза для региона Балтийского моря (СЕСРБМ), принятая в 2009 г. Геополитическая конфигурация в Балтий­ском регионе приобретает все более ярко выраженный характер «все против России» или «Россия против всех». Что не отвечает интере­сам ни Евросоюза, ни России, а в обстановке взаимного недоверия и подозрений создает потенциальную угрозу перерастания просчетов в прямую военную конфронтацию с непред­сказуемыми последствиями.

Рассмотрение ситуации в области военной безопасности в регионе с учетом исторических, экономических, демографических, географических реально­стей позволяет наметить три сценария разви­тия военно-политической конфронтации в Балтийском регионе.

Сценарий с условным названием «Брестский мир» - концепция управляемой конфронтации: ни войны, ни мира. Происходит всемерное втягивание в военно-политическую конфронтацию Финляндии и Швеции, окончательное закрепление их ассоциативного статуса в НАТО, отказ от мер доверия, предлагаемых Россией, информационная война. При эффективном политическом управлении, стремлении сторон потенциального конфликта найти взаимоприемлемый выход, подобный сценарий может развиваться в течение среднесрочной перспективы (5-7 лет) и далее выходить на сценарии «2» и «3».

Второй сценарий с условным названием «Война судного дня» предполагает возникновение локального военного конфликта. Он может быть как спровоцированным, так и не спровоцированным в силу предельной географической ограниченности ТВД, в сочетании с отсутствием прогресса даже в тех вопросах, значимость которых не опровергается обеими сторонами. Например,  в районе эстонского острова Вайндлоо воздушный и морской коридоры настолько узки, что любое перемещение самолета или корабля можно трактовать как нарушение воздушного пространства или территориальных вод. Остров находится на расстоянии 16 миль от российского острова Тютерс. При современных скоростях доказать или опровергнуть этот факт нарушения предельно трудно. Обвиняющий же получает очевидные преимущества политического характера.

Третий сценарий с условным названием «Хельсинки-3» предполагает начало продолжительных, но потенциально эффективных пере­говоров по мерам безопасности и доверия в регионе. Но подобный сценарий не может быть запущен в ближайшее время. Накопленный комплекс не только военно-политических, но и мировоззренческих проблем ограничива­ет возможность движения по этому пути. Необходимо учитывать и очевидную несамостоятельность значительной части политических акторов в регионе, сложный механизм принятия решений в географическом и управленческом плане.

Вероятность реализации первого сценария в краткосрочной перспективе (1-2 года) оценивается нами примерно в 85-90%, 2-го - в 5%, 3-го - в 5%. Изменения соотношения возможны в случае масштабного воздействия внешних факторов: качественного ухудшения экономической ситуации в Европе, смены внешнеполитического курса США после выборов президента.

Есть ли у России потенциальные союзники в регионе? Таким союзником юридически и географически является Беларусь. Для белорусских поли­тиков очевидно, что поражение России – де-факто станет и поражением Беларуси.

Союзниками России являются и значительная часть населения государств Прибалтики и меньшая часть политического класса этих стран. Они не считают угрозу со стороны России реальной, справедливо указывая на то, что у России нет ни желания, ни ресурсов для получения контроля над регионом. «Было бы довольно глупо пытаться заниматься ревизионизмом в Восточной Европе. Нас там не ждет ничего хорошего. И никого там не ждет ничего хорошего» [Ф.Лукьянов, А.Миллер. Отстраненность вместо конфронтации].

Судя по политическим дискуссиям в НАТО, задача дестабилизации России решается как глобальный политический проект. Прибал­тика в этой ситуации является не более чем удобной географической точкой. Перспективы подобного проекта для России не ясны, однако для Прибалтики они очевидны.

 

Источники

1.Н.М.Межевич «Государства Прибалтики 2.0»,  М. «Русская книга» 2016 г.

2. Н.М.Межевич, Ю.М.Зверев «Россия и Прибалтика:сценарии безопасности в условиях политической напряженности». Рабочая тетрадь №35/2016

3.Конференция-презентация «Россия и Прибалтика» в ТАСС, январь 2016 г.


Материал подготовила Т.А.Девятова

 

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Геополитика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Геополитика:
Правда об АЭС «Белене»

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.92
Ответов: 13


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 13 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 03/02/2017
"Н.М.Межевич, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, д.э.н." - еще один вонючий жид - имперец взялся порассуждать как "плохо" живут балтийцы после расстования с совком. Не выйдет - они очень хорошо живут и очень просят парашников не тянуть к своим прекрасным странам свои вонючие липкие ручонки.


[ Ответить на это ]


Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 03/02/2017
Лучше бы автор порассуждал почему озерная банда, захватившая власть в россии, сознательно ухудшает жизнь людей и ввергает население во всеобщую нищету.


[ Ответить на это ]


Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 05/02/2017
а че ж вы клиенты с критикой удалили????? тоже праституки?


[ Ответить на это ]


Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 05/02/2017
Куда угодно только от России подальше, что впрочем и правильно - глядя на наше средневековье и госбандитизм, другого у соседей и не захочется.


[ Ответить на это ]


Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 05/02/2017
Возьмите пенсии в бедной Прибалтике и сравните с пенсиями в великой России. Вот и будет вам ответ, где лучше. А пока держитесь тут. Здоровья вам и хорошего настроения.


[ Ответить на это ]


Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 05/02/2017
Типичный пропогандон. И весь текст из разряда "мы Д'артаньяны, они пидарасы". Ничего не поделаешь, когда 95% доходов от нефти и газа успешно распилено и освоено - на  оставшиеся крохи от такие и "работают".


[ Ответить на это ]


Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 11/02/2017
По тексту вместо стран прибалтики, нужно читать  и понимать, Пикалёво,псковская,новгородская и другие российские города и веси.  Вообще те кто пишит и показывает, я не только за этого писаку,за СМИ в целом , это такой народ, что как их власть не прикармливает и не пытается приручить, они если власть порочна, начинают её высмеивать и над ней издеваться, но по принципу дедушки Крылова. К сожалению сегодня столько негатива, что таких „Крыловых” становится очень много, прямопропорционально злу, но зло пока побеждает.


[
Ответить на это ]


Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 14/02/2017
Послушайте, Вы, изрыгающие продукт своего своего злобствующего нутра! В Литве я с 1977 года, нынче буду справлять 40-летие! Тот национализм(читайте антисоветизм) в конце 80-десятых проявлялся в виде единичных случаев на бытовом уровне. В настоящее время осквернение всего русского(не советского) возведено в ранг государственной политики и Россия не рассматривается иначе, как исчадие зла, страна ублюдков и "совков"(да по аналогии с Украиной). Я смотрю на это ежедневно, если по очередному решению правительства каналы телевидения, вещающие на русском,  не отключаются. Поднятая автором , так, называемое действо политической элиты- наращивание "чужого",
 реализуется в повседневной практики Литвы: увеличивается число репрессированных в 1940г.(каждый из авторов публикаций увеличивает ее устрашения ради), числу  публикаций о подсчете ущерба от оккупации нет числа и т.п. Эта реальность, которую авторов констатирует, не более того! Мы, все живущие, отдавшие этому государству лучшие годы жизни-оккупанты! Не изощряйтесь в пустословии, любезнейшие! Холодок войны мы ощущаем ежедневно.


[
Ответить на это ]


Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 14/02/2017
Вы правильно всё написали, но вы прожив большую часть жизни, так ни чего не поняли. Объясняю, не надо было вам ехать в молодые годы на чужбину, в страну которую мы на самом деле по праву победителей оккупировали и делали это с переодичность в несколько столетий, то нас, то их. Эта территория не представляла интересов для большого бизнеса,это стратегический фортпост на геополитических и исторически этнических границах и местные этносы постоянно будут этим спекулировать. Вы сколько там не жили своим не станете. Почитайте историю, как великие полководцы завоёвывали мир, они разбивали войска противника и сразу после победы делали их союзниками, и назначали руководить этими же территориями, но как своих подданых и шли завоёвывать мир дальше. А у нас армия пришла,всех выкинула из своих домов, заселила комсомольцами и ушла, вот и итог. И вам нужно было не предавать свою родину, а жить на ней и работать на её процветание и могущество. Вот и отвечайте за свои ошибки, нас только не втягивайте, а то хернём мы вас всех сразу, в этой ситуации это будет самый правильный выход.


[
Ответить на это ]


Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 14/02/2017
Гостю от 14/02/2017. "Вот и отвечайте за свои ошибки, нас только не втягивайте, а то хернём мы вас всех сразу, в этой ситуации это будет самый правильный выход". Окончательно убедился, что имею дело с ущербным, ограниченным оппонентом! "Хернуть"-то, оно конечно можно и мы примем это как должное, если это сработает на могущество и процветание моей родины, России! Только, кроме псевдопатриотов подобных Вам,  в этой мясорубке окажутся миллионы и миллионы здравомыслящих россиян. Их жалко!


[
Ответить на это ]


Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 14/02/2017
А вот хрен ты угадал! Комсомолец-доброволец! Нельзя жить на два Отечества, считать себя самым умным и культурным. А спекулировать жизнями россиян это по вашей засранской логике нормально. Вас и не жалко, вы продолжаете предавать и ждать, что русские дураки придут и заступятся. За кого? От кого? От принявших однополые браки, тех кто покорно это принял? Мы же для вас предателей даже закон приняли, деньги выделяем, что бы вы на историческую Родину возвращались. Не возвращаетесь и ЕС плохим для вас стал. Мозги включай, покайся. За нас не беспокойся, ни кто у нас не погибнет, не мечтай! А вот вам там надо подумать,на хрена такая жизнь.


[
Ответить на это ]


Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 15/02/2017
Гость от 14/02/2017, Псевдопатриоту!
Да, я Апполон, то-есть комсомолец-доброволец! Это я, такие же как я, вся Россия построили и в течение 25 лет безопасно эксплуатировали самую мощную в мире Игналинскую атомную электростанцию. В ее сооружении принимали участие самые мощные предприятия России машиностроительной, металлургической, электротехнической промышленности, мощные строительные организации, лучшие специалисты атомной энергетики, научных и исследовательских институтов. Изготовление и поставку оборудования для ИАЭС осуществляли заводы России начиная от Комсомольск-на-Амуре(возведенного комсомольцами-добровольцами) и кончая Таллиным(з-д "Двигатель"). Чувствуешь олух царя небесного сколько предателей-то насобиралось по твоей ублюдочной  квалификации. А после чернобыльской трагедии совместными усилиями российских специалистов и персонала ИАЭС она была доведена до современных требований ядерной безопасности! В мировой практике еще нигде и никогда не запускал и безопасно эксплуатировал реакторы мощностью 1500 МВт. И напоследок совет-принимай лекарство для снижения количества желчи, у Вас ее избыток. Радует правда, что представляешь, что такое "мозги включай"! Воспользуйся собственным советом, за нас не переживай, выстоим.


[
Ответить на это ]


Re: Прибалтика 2.0. Четверть века «вторых республик» (Всего: 0)
от Гость на 15/02/2017
Оно и видно, выстояли, я вам вазелина пришлю!


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.12 секунды
Рейтинг@Mail.ru