proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
К юбилею атомной отрасли
  Агентство  ПРоАтом. 20 ЛЕТ с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
ОЯТ не перерабатывать! Только захоранивать, не нарушая оболочек твэлов
Согласен
Согласен с оговорками
Не согласен

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
PRo Рекламу

[03/10/2017]     К столетию бельгийского виконта

Д. А. Тайц, к.ф.-м.н. 

Его научные достижения, более того, уже ставшие  учением, чрезвычайно ценимы не только самыми высокими представителями точных наук, но и биологами, социологами и даже историками.  Исследователи,  которым близки технические науки,   инженеры-разработчики,  даже  использующие высшие достижения современной физики (но не химии), почти не сталкиваются с его учением.  



В отличие от  имен Планк,  Бор, Эйнштейн…  его имя упоминаемо не столь часто в популярной литературе.  И, конечно, любители науки  безмерно бы удивились, если бы не возмутились, услышав, что лет через 30, а может, и раньше, целый массив наук, и не только точных,  объединяющий физику (механика, кванты, астрономия, электродинамика), термодинамику, биологию, геологию, палеонтологию, социологию, искусствознание,  историю не столько будут объединены в одну общую науку, хотя, в определенной степени и так, сколько станут использовать понятия и технику новой фундаментальной науки о природе. Эта наука будет связана с именем, а может, и станет носить имя  мыслителя, отмеченного Нобелевской премией и …жалованным дворянством. 

 

Илья Романович Пригожин

Блистательному корпусу  физико-математических наук о природе,  которые зародились в античном мире, мы обязаны невиданной, в определенном смысле сегодняшней роскошной жизнью миллиардов людей: свет, тепло,  транспорт, связь, досуг, продолжительность жизни… Сказочные возможности.  (Не дочитав в Риме начатую за чашкой кофе газету,  вы очутитесь  в Нью Йорке!). Физика Галилея-Ньютона, классическая механика  могли объяснить все, что мы видим на Земле и Небе, объясняя, в принципе, все разнообразие наблюдаемых явлений реализацией первичного Божественного толчка. Законам классической  физики Ньютона подчинялся весь материальный мир от пылинки до звезд, т.е. сущее,  совместимое с понятием количества движения. (Но не «красота» или «зло», исходящие от личности).  Она учреждает  абсолютное время без начала и конца,  не различая разного –  вселенского и личностного времени.   Мыслитель (личность) заброшен и одинок в чуждую  телу и душе Бездну. (Ужас Паскаля!). Пьер Лаплас предложил картину еще более ужасающую.   Гениальный математик представил человека автоматом, чье поведение предопределено заданным исходным  состоянием движения составляющих его корпускул.     Никакой возможности  подключить сюда волю (свободу) или иную сущность, не связанную с  внеположенным, безапелляционным автоматизмом.   Физика  оставалась  описанием работы Вселенского Автомата  даже тогда, когда к ней присоединились электродинамика,  теория относительности и даже квантовая механика! Нечто, напоминающее «запоминающее устройство», допускающее воспроизводить прошлое и будущее как   перераспределение  исходного количества движения (импульса) и энергии во Вселенной. Время –  всегда параметр, «нумерующий» последовательность событий    относительно равноправных направлений  прошлого  и будущего. При всей феноменальной, прямо-таки «божественной», познавательной мощи классической физики с присоединением науки  Нового Времени,  при всем ее математическом вооружении и обогащении  результатами тончайших опытов, мы не надеемся  отыскать   причину однонаправленного течения времени и, тем более, природу этого феномена. Классическая механика  не дает нам ни малейшего основания объединить то, что мы ощущаем в себе как время и тем параметром счета событий в науке, когда она  использует  этот термин. Ничего общего с  феноменом мышления, дарующим  понятие «прошлое», «будущее», существование с его иррациональной мерой    «рождение – смерть». Возможность некоего сближения  чувственного понятия «дления» и времени науки мы находим в термодинамике. Термодинамика включает механику Ньютона, но не наоборот.  О чем эта наука? Конечно, о теплоте, законах преобразования и связи энергии и материи. Термодинамика провозглашает закон о непреложном, устремление сущего как целого без всякого исключения, к достижению предельного равновесия, абсолютной нивелировке,  безструктурности,  исчезновению различий и событий. Этим объясняется однонаправленность стрелы времени. Все  процессы, которые мы наблюдаем в окружающем  мире, в соответствии со взглядами науки   20 века «являют  разрастание   энтропии и деградацию. А что значит  обращение в хаос, исчезновение структуры, достижение максимальной энтропия для какой-либо конкретной структуры вещи? Прекращение существования. Смерть» (М. Эйген). Но Мир существует с незапамятных времен. Почему он существует? Почему существуют и на наших глазах возникают  удивительные,  необычайной структуры сложные вещи? В конце концов, мы сами возникли как хрупкая, уязвимая, но живучая термодинамическая аномалия.  Мы позиционируем себя не истирающимися следами когда-то созданной исключительности, подобно истертой, отчеканенной в древности монете, но творцами и свидетелями возникающего разнообразия и сложности, более того, способными извлекать из неравновесного состояния природы  структуры более высокого порядка, преодолевая  разрушающую, нивелирующую тенденцию, на которую указывает термодинамика.  Брюссельский мыслитель «обнаружил, что в природе существенную роль играет далеко не иллюзорная, а вполне реальная необратимость, лежащая в основе большинства процессов самоорганизации. Необратимость и случайность отныне рассматриваются не как исключение, а как общее правило…. Как мы теперь знаем, необратимость может быть источником порядка, когерентности, организации. Жизнь предстает перед нами как своеобразное проявление тех самых явлений, в которых … небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении». Создан ценнейший раздел ответственной науки, отвечающий современным представлениям точного проверяемого знания. В науку нового и новейшего времени, представляющую, по сути,  изучение принципов  взаимодействия элементов природы, сведение к законам  элементарных составляющих, введен немыслимый доселе принцип организации порядка, источником которого может быть  неравновесное состояние, турбулентность, катастрофический  катаклизм.  Изучение таких явлений, как рождения порядка из хаоса, становится  просто разделом  неравновесной термодинамики или физики, но,  мне представляется, физика станет ее разделом. Почему? Да потому, что новая наука в определенной степени проясняет то, что физика не делала: каким образом и как возникает то, что мы в «антропном» понимании называем существованием и временем. Бельгийский Ученый обратил свое внимание на те объекты вселенской природы, которые меньше всего занимали внимание физиков, и которые оказывались помехами для точного долговременного описания механических систем. Непредсказуемость, случайность, неупорядоченное, хаотическое поведение, разрушительные катастрофы, спонтанные потери устойчивости, динамическая неупорядоченность, масштабная турбулентность… – явления, безапелляционно и безоговорочно относимые к разрушителям порядка,  оказались созидающими структурами и системами более высокого организационного уровня, чем тот, из которого «творящий» хаос черпал свою силу. Брюссельский мыслитель открыл новую фазу развития науки – «включением  необратимости фактором действия в физику».    Он   доказал, что мощные необратимые процессы в открытых системах в условиях разрушения определенных структур толкают и осуществляют созидательные эволюционные процессы, продвигая более высокие формы сложности. Передо мной книга «Порядок из Хаоса», написана совместно с физиком и философом Изабеллой Стенгерс. Здесь приводится пример грандиозного  диссипативного, катастрофического процесса, приведшего к порождению более сложных, более развитых структур: «Как символ, явно случайный, массовой гибели в меловой период живых существ, исчезновения которых (с лица Земли) расчистило путь для развития млекопитающих – небольшой(!) группы крысообразных животных». Мы, разумные, будучи потомками тех крысообразных являем собой  продукт порядка более высокой сложности, чем уничтоженные или оттесненные грандиозным геологическим  катаклизмом на прозябание. Боже мой! Какой «океан» энтропии, этой ледяной «крови» хаоса,  был излит во Вселенную ради той ничтожной доли негоэнтропии, проявляющей себя в разуме! Зато эта  доля, эта «сущность», способна сама организовывать порядок, творя высокоорганизованные, «неестественные» структуры, такие как «Боинг» или «Эрмитаж». Ученые особенно подчеркивают  пример творящей силы самого символического разрушающего, диссипативного, самого «энтропиогенного» явления – огня. Удивительна творящая сила этого хаоса, символа  самой сути  разрушения и уничтожения. Но, сколь полезен нам, «воплощению  негоэнтропии», тот искусственно вызванный, творящий управляемый «хаос»!  В книге брюссельского мыслителя, на которую мы ссылаемся, дана цитата из алхимического текста: «Ignus mutat res» – огонь двинет  вещами (хотя можно понять как «сотворит»). Возможно, действительно, боги горшки обжигают? И формы, сотворенные  разрядкой грандиозной хаотичной неустойчивости, являющие собой порядок, становятся сами способными преобразовывать хаос, созидать вещи и порядок иного рода. Хаос бесполезно падающего потока воды, перехваченного турбиной, или порывы ветра, вращающие  мельничное колесо (продукты воплощенной мысли!) – неотразимый пример «творения» порядка хаосом. Бушующее море, бесформенные клочки облаков, рваные паруса на обломках мачты терпящего крушение корабля – все это трансформируется в систематическую воспринимаемую и понимаемую сущностную ценность совершенства и гармонии искусства.

Современная «каноническая физика» способна услышать космическую «музыку небесных сфер» (по Кеплеру), ей под силу «слышать и видеть, как кашляют блохи» (Мюнхгаузен Шнорра). Однако  при всей свей одинаковой доброжелательности к постижению ничтожного и грандиозного, она неспособна отличить «Эрмитаж» от груды кирпичей. Она, физика, способна понять спиральность Галактики или пятен на Солнце, но бессильна  объяснить происхождение табуретки.  Наука  мыслителя, столетие со дня рождения которого мы отмечаем, дерзостная наука о творении, именно для этого и создана.

«На наших глазах возникает новое единство: необратимость – есть источник порядка на всех уровнях. Необратимость – есть тот механизм, который создает порядок из хаоса».   

Это Большая Физика. Это   «дополнение – просветление»,  противовес «хмурого» Больцманова учения.

Поводом этой заметки стало столетие Ученого.  До этих строк я  не называл его имя, чтобы произнести его один раз, не стирая яркость  повторением. Признаюсь, ощущаю  дополнительное удовлетворение от его русского звучания: 

ИЛЬЯ РОМАНОВИЧ ПРИГОЖИН!                    

Илья Пригожин – выпускник Брюссельского Свободного Университета. Выдающийся физик. Мыслитель,  создатель определенной концептуальной ветви неравновесной термодинамики. Открывший   созидательные свойства неравновесных диссипативных  явлений в природе. Создатель науки, включающей методы,  пригодные для анализа систем  духовных и физических аспектов бытия. Он построил Знание, сохраняющее безукоризненную строгость точной науки, содержащее и открывающее   новации  на использование в  культуре, искусстве, истории социологии, палеонтологии, биологии... Он осмелился доказать и показать, что турбулентность – не хаос, и может быть условием не только разрушения, но и творения. Не только в природе (физике), но и в обществе.


Илья Пригожин объясняет и развивает идеи Тюринга и Шредингера. Источник: alluremedia.com.au

Не более чем полвека тому назад  возникла экспериментально подтвержденная теория «6-ти рукопожатий». Каждому живущему на Земле достаточно цепочке из 6-ти промежуточных рукопожатий, чтобы вступить в контакт с любым человеком. Да, наука подтверждает эту либеральную концепцию общности совершенно чужих друг другу жителей планеты. Это забавно, но ничего душевного, ценного или веселого я в этом не нахожу. Другое дело, когда высоко ценимая дорогая твоему сознанию и душе личность оказывается рядом не в смысле физического контакта, но в форме живого общения с собеседниками хотя бы, через рукопожатия посредников.

 

 Нобелевский лауреат  Илья Пригожин родился в Москве в 1917 г. и с 10 лет жил и учился в Брюсселе. Если позволительно говорить о никогда не встречавших Илью Пригожина, но бесконечно ценивших великого мыслителя, и счастливых даже «контактом» с ним через одно рукопожатие, то, помимо автора этой заметки, нужно  назвать видного международного социолога профессора Бориса  Докторова (Беркли, США). Наш «медиатор» –   Борис Григорьевич Кузнецов, посетил Илью Пригожина в 1982 году в Брюсселе по его приглашению. Несколько дней длилась их встреча. В беседах принимала участие соавтор и помощник  Пригожина – Изабелла Стенгерс.  Мы знаем, что эти  беседы затрагивали проблемы времени. Двое ученых (Илья Пригожин и Борис Кузнецов) могли хорошо понимать друг друга. В том числе и потому, что Борис Григорьевич Кузнецов провел свое раннее детство в Брюсселе. У нас есть основания так полагать …

(Отпечатанное «курсивом» - цитаты из книги «Порядок из Хаоса». И.Пригожин,    И.Стенгерс. УРСС Москва 2000.

PS. Невозможно не отметить, что вселенский принцип рождения порядка из хаоса, ставший научно обоснованным принципом в учении Ильи Пригожина, всегда ярко осознавался Художниками – творцами искусств. Микеланжело видел и мог извлечь из бесформенной (хаос) глыбы  мрамора совершенное произведение, рожденное его воображением, еще до того как он брал в руки инструмент. Анна Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…». Как точны слова! Растут… В прекрасной, метафорической форме с непревзойденным юмором этот принцип продемонстрировал Анатоль Франс в «Острове Пингвинов». «В тот день св. Маэль сел на берегу океана на камень и почувствовал, что камень горяч. Он решил, что это от Солнца, и возблагодарил создателя, не подразумевая, что здесь только что  сидел диавол». 

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Время и судьбы
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Время и судьбы:
О.Пеньковский - «шпион века» или «подстава» КГБ?

Рейтинг статьи
Средняя оценка: 4.2
Ответов: 50


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 20 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 03/10/2017
Тайцу                   
Если направить на хаос непостижимо большой поток энергии, приходящей от термоядерных реакций, происходящий на солнце, то можно получить нынешнего человека. Энергия Солнца, практически бесконечно большая величина, умноженная на несколько меньшую бесконечно малую величину благоприятных для появления человека событий, дает вероятность из хаоса получить не только отдельного человека, но даже человеческую цивилизацию.  Без этого потока энергии, из которого человечество на планете Земля сегодня способно утилизировать не более 1/10000, хаос так бы и остался хаосом, то есть тем упорядоченным состоянием, которое не нравится человеку. Хаоса не бывает в природе вещей, это мы в своем мозгу присваиваем неким вещам ярлык Хаоса.             
Поднятая Вами тема может быть оцифрована математиками, физиками, химиками, биологами, социологами и т.д. Но наблюдаемая вероятность этого события исчезающе мала, один на миллиард или на триллион. Это происходит потому, что лишь для происхождения человека необходима энергия, а для развития Ваших мыслей, как для сформированной физико-химической сущности, нужен уже совсем другой источник человеческой энергии – эквивалент труда, мыслительной деятельности, случайных озарений и глубоких обобщений – деньги. При достаточном количестве этой движущей силы вероятность создания красивой математической или другой теории, развития порядка из хаоса без внешней энергии, может стать менее, чем один на миллион.              
Дементий Башкиров


[ Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 05/10/2017
Дементий, Пригожин доказал (1947) теорему его имени: при внешних условиях, препятствующих достижению системой равновесного состояния, стационарное состояние системы соответствует минимальному производству энтропии.  Собственно, Вы об этом и говорите, что для жизни на Земле нужно Солнце, а для жизни землян нужны деньги.Надо только стараться не увеличивать количество зла и энтропии, которые эти процессы сопровождают.АС


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 06/10/2017
Глубокоуважаемый Дементий! Конечно, для сотворения такой ничтожности как скажем человек или блоха необходимо израсходовать немыслимо, сверхъестественно грандиозный высоко - потенциальный резервуар негоэнтропии но не только Солнца но Вселенной вцелом. (Ибо само Солнце надо было произвести из исходно "простого" , в принципе не наделенного структурой "кваркового бульона"). Но в чем же гениальный прорыв, шаг от Гамова -Леметра- Фридмана к Пригожину?  А в том что все Миры вцелом, в их ничем неограниченном количестве ни временем ни пространством не произведут ни одного кусочка фторопласта, ни одной строчки Пушкина, а тем более "Боинг". Прорыв Пригожина, в том, что он ввел в НАУКУ (не только физику) не эмоциональный .к параметр ответственного научно проверяемого знания. конгруэнтного стилю и составу высших достижений физики - творения, а точнее "сотворения". Поэтому, теперь, каждый имеет право,полагать (благославляемое наукой!). получая эстетическое впечатление от "Моны Лизы" или радужного развода пятна нефти на асфальте ,имеет право полагать сущностью принадлежащей вселенной в целом. Уж, собственную думающую персону, с ее ДУШЕВНЫМ состоянием никто не сможет отлучить от естественной принадлежности Миру вцелом. То есть в этом "пригоженском" аргумете научные основания теистического толкования.   С уважением Д, Тайц.        


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 05/10/2017
Мы живем в необратимом мире, хотя почти все химические реакции можно обратить, относительно легко или достаточно сложно, напрямую или через циклы. Мой опыт исследований и наблюдений говорит, что только время и ядерные реакции по-настоящему необратимы (максимальное время наблюдений – несколько десятка миллиардов земных лет). (Плюс необратимы биологические процессы, но у них есть другая характеристика обратимости – самовоспроизводство) Эта необратимость накладывается на нашу бренную жизнь, делая человека и человечество особенно, экстремально открытой системой.                         Мы купаемся в потоке продуктов ядерной энергии, не замечая его, так как он стабилен или подчиняется строгим периодическим законам. Но другие факторы, воздействующие на нашу систему, меняются по вероятностным, случайным законам.                    Теорема Пригожина неожиданно говорит о минимизации (производства) энтропии в открытой системе, хотя наблюдается (в неживой природе) всегда обратное. Фактически только живые существа являются примером минимума энтропии, но за это исключение они платят своей короткой (неопределенной длины) жизнью. Не знаю, рассматривал ли Пригожин изменяющееся внешнее воздействие на систему, изменяющееся случайно и на многие порядки, но даже для стационарного внешнего потока вывод теоремы мне кажется неочевиден.                             Если перенести выводы теоремы Пригожина не только на отдельного человека, а на толпу, сообщество, группу фанатов, то получается, что толпой управлять легче, а большой толпой намного легче, чем отдельным человеком. Чем сложнее система, тем более сильно она может быть упорядочена. Для минимизации энтропии все должны делать по команде одно и то же. Максимально лениво и с минимумом умственных затрат – строго по Пригожину. Вопрос в том, как научиться направлять толпы в нужном направлении. Занимался ли Пригожин такими вещами?                          Пишу эти строки потому, что у меня на данный момент есть все необходимые для этого действия благоприятные внешние факторы, благоприятные внешние силы, которые оставляют мне время на обдумывание таких вещей. Когда я работал в МСМ и потом в Росатоме, такой необратимый источник и крайне ограниченный источник, так необходимый человеку, как время, был перекрыт.                         Фактически всегда необходимо рассматривать тандем время-деньги, когда глядишь вперед, либо учиться овладевать умами людей. Деньги без возможности их тратить (как во времена СССР) и ноль свободного времени (как во времена Росатома) приводит к полной автономии человека, лишает его возможности выбора, то есть, ограничения свободы уменьшают энтропию.            Внешние воздействия должны быть рассмотрены во взаимосвязи друг с другом.                    
Дёма


[ Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 06/10/2017
методы,  пригодные для анализа систем  духовных и физических аспектов бытия
------------------------------------------
Спасибо за статью!
О брюсселяторе - уравнения и идеология -  немного знаю.
Дмитрий, но очень интересны механизмы анализа духовных систем!  Можете немного поподробнее прояснить? Или посвятить этой теме следующую статью о приложениях брюсселятора в части духовного?

Ядерщик


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 06/10/2017
Спасибо за ответ. Мое мнение основано на вшитой в моем мозгу Марксистко-Ленинской идеологии, на материализме и на атеистических принципах. Однако я вовсе не воинствую в своем атеизме, как КПСС, и допускаю присутствие верующих наравне с неверующими.      Однако, в атомной промышленности понятия веры не допускаю. Это не покер, где можно доверять словам партнера, или не доверять. Это больше неверие, за которое жгли на кострах в средние века. Это убежденность в познаваемости мира, и в том, что любой другой, понявший меня, а не поверивший мне, может повторить мой результат, и получить тот же самый продукт с указанными мною погрешностями. В нашем деле доверять нельзя никому, и никакие ссылки ни литературу не освобождают от ответственности за полученный результат. Ссылка - это лишь намек, призыв повторить мои работы.       Чем меньше веры и больше понимания, тем успешней будет моя деятельность. То, что Вы пропагандируете, можно назвать в лучшем случае перпендикулярным вектору моей работы, а может и даже отрицательным.       Идеи веры мне всегда были понятны, но посмотрите, какое множество вер на планете, может, целых 7 миллиардов. А это - максимум энтропии из возможного. То, что Вы считаете, что поняли Пригожина, вовсе не означает, что Пригожин считает вас своим единомышленником. Дементий Башкиров


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 06/10/2017
Уважаемый Дементий. Мне, как и Вам слово "вера" недостойный антоним Знанию. и я никогда не позволил себе опираться на этой беспомощной, убогой бессодержательности.в той форме "ветряной мельницы" с которой сражалась КПСС. У думающих и знающих, поверьте это не о бо мне,но таких как Шредингер, Гейзенберг, Паули Гамов, "Краеугольный", (так правильно переводится слово "эйнштейн"), хотя и используется это слово. но в совершенно ином смысловом аспекте, выражаемом очень простыми словами:"Мир" "постигаемый" "Разумом" "приходит" к "беспредпосылочному" "Началу". каждое из 5 слов, ни в отдельности ни в связке не могут быть отрицаемы. Это и есть  -теизм. идущий от Платона. Ну вот напр. Математика - концентрированный и при том могущественный идеализм. Она что, внемирна? А Вы когда сидите и ДУМАЕТЕ, что не принадлежите Вселенной и Ваша мысль, нечто отличное от камня не элемент Вселенной? Вы, что сомневаетесь что у Вас есть некая ВЕЩЬ, крепчайшая штука - САМО Сознание? Оно не из камня и атомов. Как теорема Пифагора или Вел. ТЕО. Ферма .Д. Тайц .     


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 08/10/2017
Мысль человеческая есть продукт материальный, являющаяся неотъемлемой частью живых существ. Но в отличие от неживой природы, не может быть измерена инструментально. Сегодня мы имеем единицу измерения мысли - результаты интеллектуальной деятельности, оцениваются деньгами. На производство РИД спускаются планы, менеджеры за выполнение заданий по РИД получают деньги.              Если Вы торгуете мыслями ученых - Вы атеист или теолог. Если мысль считаете материальным продуктом - Вы материалист.       Много лет ученые считали тепло невесомым, не измеряемым с помощью весов. Но измерять тепло могли. Мы сегодня считаем мысли невесомыми, но измеряем их деньгами. Новый Ramstein, oder Einstein - кто-нибудь со временем измерит массу наших мыслей, или рассчитает, что их вес меньше предела измерений любых весов.      
Для объединения теологии и философии, согласен, есть предпосылки - в единичном мозгу уживается и глубоко верующий человек и материалист. Человек не может быть постоянно только материалистом - сначала он просто верит старшим, потом у него появляются мысли, а потом самостоятельно делает выбор, во что верить, а что понять. Но диалектика самосознания в единичном мозгу не движется прямо от теологии к философии, а колеблется между этими крайностями. Жизнь, как Вы правильно заметили, она не из атомов, и не из белковых тел. Жизнь - это поток материальных субстанций против потока энергии. Жизнь - это крутой бейдевинд. Жизнь - это форма движения материальных тел (существование Энгельса - это не жизнь в моем понимании). И некоторые формы движения мы называем человеческой мыслью.     
Дементий Башкиров


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 10/10/2017
 Смешно и грустно читать весь этот бред! Каждая теория имеет границы своего применения и свои истоки на уровне познания и понимания мира. Пригожин пытался внести в картину мира необратимость, как Эйнштейн пустоту. И оба пытались создать единую картину мира. Не вышло ни у того, ни у другого. Вы даже не можете определить, что такое жизнь, а берётесь рассуждать о её сути. Может хватит порожняки гонять. Тёрли бы о чем ни будь вам понятном. Мыслители , если не придворные, весьма опасны! А вы все в целом живые роботы. Кроме узкой специализации ни в чём ни бум-бум! Такова парадигма 21 века. А Тайц тут всегда своих славославит. На то и поставлен. Хе хе!


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 12/10/2017
Человеку не дано понять, что такое Вселенная, чем живое отличается от неживого, и что такое сознание. Мы всегда будем ходить в своих рассуждениях вокруг да около, будем собирать факты, говорить красивые, заумные, путаные фразы (чесать левое ухо правой рукой, как делает это Тайц), привлекать математические и другие (земные) модели и «деривативы» (прости Господи за экономическое сравнение), но не приблизимся вплотную к этой единой теории Всего. Это как, например, желудок (а что, он ведь тоже живой!), вдруг, изнутри захочет понять, что такое человек. Процесс познания бесконечен. Главное, чтобы каждый его этап приносил пользу нынешнему поколению людей, а иначе все это превращается в банальную высоконравственную болтовню. Много тысяч лет назад это поняли еще древние, указавшие в Торе,  что лика Господа увидеть нельзя.


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 29/10/2017
Хочется "прислониться" к Боцману: в этом его бурчанье есть вечная правда, но и теплота МЫСЛИ ! Наверное, атом это минимальная "самовоспроизводящаяся динамическая система" как "открытая система". Она имеет внутренние "стоки", например, радиоактивнность и источники, но уже "внешние" - из эфира-космоса. Последнее для "воспроизводства динамической системы ОБЯЗАТЕЛЬНО". А минимальность энтропии в устойчивом динамическом равновесии - стационаре - "очевидный АВТОМАТ"


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 11/10/2017
Мысль человеческая есть продукт материальный, являющаяся неотъемлемой частью живых существ.
--------------------------------------------------------
Дементий!
Первая теза содержит внутреннее противоречие, например коты тоже живые существа, но вот думаю они не обладают мыслью человеческой.
Что касается измерений мысли. ну еще Американ Сперлинг это пытался сделать, уравнения выписывал. В ИПМ им Келдыша тоже этим занимаются, результатов нет пока.



[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 12/10/2017
1. Главное его достижение, это доктрина "Управляемого Хаоса".2. Основным его бредом является мнение об уникальности цикла Карно. 3. Занимаясь химией, он не смог понять, почему хим. элементы имеют КПД на три результата, менее 1, 1 и более 1.4. Ландау он не читал или не понял. Основное уравнение теплоэнергетики:А = TdS - dH, ему не знакомо.Зато ста нобелиатом!! МВС


[ Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 19/10/2017
Виконт так и не разобрался во 2-м Начале термодинамике, о чём сказал в Нобелевском Докладе. Учебник Ландау не читал. Странный лауреат!Ответьте пожалуйста.МВС


[ Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 23/10/2017
Уважаемый МВС, я не совсем понимаю о чем Вы спрашиваете. (Я объясняю моим скверным знанием термодинамике, тем более необратимой). Если речь идет о эффекте термодинамического теплового насоса. то непонимание этого красивого, даже "кажущего парадоксальным" но вполне доступного даже в примитивном понимании эффекта, например получение тепла в количестве превышаемой (иногда в несколько раз) затраченной энергии, в свое время (пост - сталинское и хрущевское время), было основанием получения докторских и даже Ст. Премий. Это делалось под лозунгом превосходства и борьбе с "безродными Космополитами" . Об этом в году примерно 61-ом. В "Известиях" подвал акад. Игоря Тамма. Да за счет высокопотнтециальной энергии мы можем получать значительно больше затрат. (Обратный цикл Карно). Я сам разрабатовал "отопители" арктических автоматических станций использующих  400 Вт для перекачке около 1квт на уровень 10 гр. с подземного источника 4 град. при окр. -50град. (термо батарея "Пельтье, "Методики А.Ф. Иоффе ИПАН). Термодинамические, энерго разбухающие эффекты, в которых кажущееся нарушение законов сохранения. всилу несоблюдения ранга - дело обычное. Пригожин блестяще знал эти тонкости. Он был знаком и контактировал с Шредингером. Математиком и физиком до мозга костей. И работы Ландау конечно знакомы. Он знал русский и умер в 2000. С уважением Тайц.    


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 23/10/2017
Тайц далеко не дилетант в термодинамике. Даже боле того, в его рассуждениях просматриваются глубокие знания, подкрепленные практическим опытом. 


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 24/10/2017
"глубокие знания, подкрепленные практическим опытом," -вот этим, что ли:" Я сам разрабатовал "отопители" арктических автоматических станций использующих  400 Вт для перекачке около 1квт на уровень 10 гр. с подземного источника 4 град. при окр. -50град." - это уровень курсовой работы 4 курса энергетического факультета МЭИ в пору молодости  Тайца. Теперь это называется "практическим опытом", просто смешно.


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 24/10/2017
Да, Вы совершенно правы, именно на этом примере я показывал, что простые, но в общем пародоксальные выводы термодинамики могут быть не поняты даже зрелыми, мнящими себя физиками. Я привел этот пример, тк не понял, какое именно не понимание Вы приписываете Пригожину. Что касается меня лично, то Вы вправе приписывать мне слабые познания и совпадете с мнением Константина Ивановича Страховича который говорил мне то же в составе потока 250 студиозисов в 1954г. ЛПИ.   С уважением Д. Тайц.


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 27/10/2017
"в составе потока 250 студиозисов в 1954г. ЛПИ"- ну так Вам уже за 80 и Вы сидите дома и, думаю, строчите мемуары, больше делать совсем нечего. Параллельно обкатываете отдельные "главы" на этом сайте, а, возможно, и на других. Да, заставить себя работать реально в таком возрасте довольно трудно, остается предаваться только воспоминаниям. И то, хоть какое, но дело.


[
Ответить на это ]


Re: К столетию бельгийского виконта (Всего: 0)
от Гость на 27/10/2017
Существует две схемы преобразования энергии в эксергию:2х-уравневая, Карно-Клаузиус (=), 3х-уравневая, Басов-Прохоров (≡).Существует основное уравнение теплоэнергетики:А = TоdS - dH (Ландау и Лифшиц, том 5, параграф 20).Решения этого уравнения, имеет 5 корней:Традиционная энергетика: Диапазон Т1, То, где То - температура окружающей среды.К1. (=); Q1-Qo.К2. (≡); Q1.К3. (=) + (≡); 2Q1.Три корня наблюдаются в хим. источниках тока.Обратимая энергетика: То, Т2, где Т2 - внутренний источник:К4.(≡);  Qo.К5.(≡) + (=), 2Qo.Года три назад я посылал эту статью в ПроАтом, но ответа нет.Современная энергетика использует только К1. Обратимая энергетика основана (≡). Делать ставку на "необратимую термодинамику, необратимая глупость" (Ландау).К сожалению термодинамики не желают читать Ландау. Поэтому их выводы и размышления "есть необратимая глупость".С уважением, МВС.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(812)438-3277
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
Сайт построен на основе технологии PHP-Nuke. Открытие страницы: 0.17 секунды
Рейтинг@Mail.ru