proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[03/10/2005]     Преемственность под вопросом

А.И.Солдатов, аспирант МИФИ

Вспомним из старых выступлений на съездах партии широко известное старшему поколению изречение: «Кадры решают все!!!». Состояние в кадровой политике страны таково, что с началом перестройки было сделано все, чтобы молодежь ушла из научных организаций и государственных учреждений, заводов и комбинатов.

Посмотрим с точки зрения молодого человека на эту проблему. Как правило, молодой человек после окончания школы, техникума, предоставлен сам себе и стоит перед выбором. Что же делать? Идти в институт или зарабатывать большие “бабки”? Посмотрим на родителей. Практически у большинства сверстников из моего окружения родители – достойные люди, получившие хорошее образование, имеющие научные звания. Однако чем интеллектуальнее выполняемая ими работа, тем меньше зарплата. Мойщик стекол машин получает за день месячную зарплату научного сотрудника НИИ и без задержек выплаты. Стоит ли учиться более 10 лет для того, чтобы попасть сразу в нищету? Ответ не настолько однозначен, как может показаться на первый взгляд.

Последнее время в печати появляется много статей об «утечке мозгов» из России. Что это за явление? Почему оно происходит? Российская высшая школа оказалась практически лучшей в мире. Если сравнивать технические университеты, то российские студенты кроме общих знаний получают и специальную теоретическую и практическую подготовку. Учебная нагрузка российского студента в несколько раз выше, чем западного студента. Практически учеба российских студентов происходит в экстремальных условиях. Это выражается в следующем: для того, чтобы быть отличником надо заниматься около 20 часов каждый день и без выходных.

Что же получается? Шесть лет в институте, три года в аспирантуре, как правило, год на подготовку диссертации. Итого подготовка классного специалиста занимает около десяти лет. Кто-нибудь считал, сколько это стоит? Пользуясь тяжелым финансовым положением, сворачиванием науки и наукоемких производств, некоторые зарубежные фирмы получают уже подготовленных, высококлассных специалистов, не тратя времени и денег на их подготовку. Причем такая ситуация наблюдается не только в атомной отрасли.

Теперь вернемся к нашему студенту и его мотивации хорошо учиться. Большинство студентов, поступая в институт, плохо представляют свое будущее. Где они будут работать? Какие знания будут им нужны в их будущей работе? Где они смогут найти ответы на эти поставленные вопросы? А незнание ответов сводит мотивацию обучения к нулю. Зачем нужен сопромат, матанализ, философия и другие общеобразовательные предметы? В обиходе у студентов появились выражения: «скинуть матан», «забить философию», «свалить с аналитики» и так далее. Дойдя до старших курсов, студент начинает понимать, что без этих предметов не сдвинуть и специальные предметы. Пошли пузыри. А дальше пять минут позора и на всю жизнь инженер. Только кому нужны такие инженеры?

Посмотрим теперь на положение с кадрами в атомной отрасли. Ни для кого не секрет, что Минатом России (ныне Агентство по атомной энергии) имел более трех сотен крупных предприятий. Получить распределение на них было очень сложно. Брали только отличников. Им давали жилье, хорошую зарплату, перспективу научного роста и освобождение от службы в армии. Министерство отслеживало их продвижение через советы молодых специалистов. Лучших отмечали и зачисляли в резерв на руководящие должности.

Что же теперь? Свободное распределение, лети куда хочешь. Предприятия и институты берут мало или дают низкую зарплату. Говорят: экономический кризис, сокращение, низкие зарплаты, пора закрывать предприятия из-за банкротства. В докладах аналитиков прослеживались такие сообщения, что каждое предприятие Минатома за год стареет на два года. Как это возможно? А очень просто. Молодежь уходит в коммерцию. У нее появляются семьи, надо кормить детей, решать жилищные проблемы. У отрасли, в которой работают люди предпенсионного возраста, и где нет преемственности, нет будущего. Пенсионеры, уйдя с работы, оставят пустые предприятия. А это не коровники или свечные заводики, это современные предприятия с очень сложным и дорогостоящим оборудованием, в которые вложен труд целой нации, на которых можно проводить исследования мирового значения, спасая планету от энергетического голода. Забудутся передовые и уникальные технологии. Чтобы восстановить утраченные темпы развития науки в России, потребуются десятилетия.

Есть и другая проблема – экологическая. Предприятия эти бросить просто нельзя, так как это объекты повышенной опасности. Утилизация их тоже невозможна из-за большой дороговизны и радиационной опасности. Неработающее предприятие становится более опасным. Необходим персонал для их обслуживания в законсервированном виде.

В последние несколько лет много сделано, для того чтобы решить эти проблемы. Предприятия начинают привлекать молодежь, повышают зарплаты, молодым специалистам предлагают квартиры. Некоторые научные центры даже выделяют именные стипендии и гранты для обучения талантливых студентов.

Но как добиться, чтобы в «ядерные» институты шли талантливые студенты? Как добиться, чтобы выпускники вузов были настоящими специалистами, готовыми работать в современных условиях существования ядерной отрасли?

Одно из возможных решений – организованная в 1998 году международная научная студенческая конференция «Полярное сияние». Первая конференция собрала молодежь отраслевых вузов Минатома, а также студентов вузов, в которых существуют «ядерные» специальности. Время и место проведения конференции (зимние студенческие каникулы, ГРОЦ, С.-Петербург) оказались настолько удачными, что было решено проводить конференцию ежегодно, с привлечением студентов и специалистов смежных специальностей, из ближнего и дальнего зарубежья. За семь лет работы удалось собрать и объединить талантливую молодежь всей России, и обозначить ключевые проблемы, стоящие перед отраслью в области подготовки кадров. Конференция показала необходимость скорейшего решения проблемы формирования кадрового потенциала в атомной отрасли.

На сегодняшний день для достижения поставленных целей создана и успешно функционирует на протяжении уже 7 лет интегрированная система инновационного научно технического образования молодежи «Полярное сияние».

Система инновационного научно-технического образования «Полярное сияние» включает в себя 4 постоянно-действующие службы, используемые при организации всех мероприятий (семинаров, конференций, летних школ, стажировок). Эти служба поддержки вэб-сайта www.polar.mephi.ru в сети Интернет, служба технической поддержки и ведения базы данных, включающей информацию о талантливой молодежи России, службу электронной информационной рассылки, и для связи и информационного освещения – пресс-центр.

Для обеспечения постоянного контакта между молодежью и специалистами отрасли, передачи знаний и обмена информацией о ведущихся разработках «Полярное сияние» проводит ежегодные мероприятия такие, как Конференция «Полярное сияние», ежегодная летняя школа «Белые ночи», организовываются стажировки студентов и молодых специалистов на предприятиях атомной отрасли.

Управление и координация системы «Полярное сияние» осуществляется с привлечением заслуженных специалистов атомной отрасли, представляющих Минатом России, МИФИ, ГРОЦ, Ядерное общество России и предприятий отрасли.

Деятельность интегрированной системы «Полярное сияние» охватывает все возрастные группы молодежи от 15 лет (абитуриенты), до 35 лет (докторанты и молодые специалисты). Система построена таким образом, что молодежь вовлекается в образовательный процесс, получает необходимую поддержку в первых шагах в большую науку, обменивается информацией и опытом во время конференций и получает новые, самые актуальные знания во время летних школ.

Таким образом, система «Полярное сияние» выполняет одну из важных функций в обеспечении кадрового потенциала отрасли: отбирает молодежь, повышает уровень ее подготовки, создает корпоративную общность молодых атомщиков России и представителей смежных специальностей. За семь лет работы уже сформировался круг молодых руководителей, прошедших школу «Полярного Сияния», и привлекающих и тренирующих новых молодых атомщиков, обеспечивая преемственность поколений в атомной отрасли.

Но способна ли такая система решить комплексную проблему формирования кадрового потенциала отрасли? Наверное, нет.

Для привлечения молодежи в отрасль необходимо показать перспективность атомной отрасли в целом, и перспективы для каждого молодого человека в частности. Если молодежь увидит динамично развивающуюся отрасль, перспективы личного роста и возможности раскрыть свой талант, приемлемые зарплаты и стабильность, то механизмы «Полярного сияния» будут успешно функционировать, создавая кадровый потенциал.

Если же молодежь каждый день видит, что работник автосервиса живет лучше инженера, что атомная отрасль никому не нужна, а будущее самого Минатома весьма туманно, что такие компании как «Газпром», «РАО ЕЭС», нефтяные компании, дают больше возможностей карьерного роста, то молодежь побежит из атомной отрасли и никто ее не удержит.

Стратегия привлечения молодежи в отрасль неразрывно связана со стратегией развития атомной отрасли и с ее реализацией в конкретных проектах. «Полярное сияние» является инструментом, который может помочь руководителям атомной отрасли создать кадровый резерв отрасли, а «кадры решают все».

Журнал «Атомная стратегия» № 11, июнь 2004 г.  

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 0
Ответов: 0

Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

Извините, комментарии не разрешены для этой статьи.





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.06 секунды
Рейтинг@Mail.ru