proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[02/03/2007]     Украина тоже хочет быть атомной

 Алла Ярошинская, ИА Росбалт

В 2007 г. исполняется 13 лет с момента отказа Украины от статуса ядерной державы. И именно сейчас в стране с новой силой разгорелись страсти по поводу потери ядерного оружия, которое размещалось на украинской территории в момент и после распада СССР, а также возможного обретения ядерного статуса.



Советский «ядерный» пирог Украины

Многие журналисты и политики утверждают, что Украина – первое и единственное государство в мире, которое добровольно отказалось от обладания ядерным оружием. Это не совсем так. Еще в 1990 г. Южно-Африканская Республика под давлением мирового сообщества отказалась от своей ядерной бомбы и уничтожила шесть боезарядов пушечного типа.

Ситуация с ядерным оружием Украины лежит в несколько иной плоскости. Суть проблемы в том, что Украина как независимое государство никогда не разрабатывала и не имела собственного ядерного оружия. Оно осталось на ее территории после распада СССР в 1991 г. именно как ядерное оружие Советского Союза. Советский «ядерный» щит также размещался в Белоруссии и Казахстане.

Ситуация с оставшимся на территории Украины ядерным оружием кардинально отличалась от других республик, которые легко и быстро от него отказались. Арсенал ОМУ составлял на Украине 5000 ядерных боезарядов, включая тактическое и стратегическое оружие, а также стратегические носители. Если бы Украина провозгласила себя ядерным государством, то стала бы третьей в мире ядерной страной — на ее территории размещалось больше ядерного оружия, чем в Великобритании, Франции и Китае вместе взятых.

Безусловно, это не могло не нервировать политиков ведущих держав мира. Свою ответственность за судьбу ядерного оружия, оказавшегося на чужой территории, чувствовала и Россия, которая к тому времени заявила о себе как о правопреемнице СССР, взявшей бремя расплаты за все его долги перед западными кредиторами (а долгов к тому времени накопилось более $100 млрд). Украина, согласившись с таким подходом к разделу советского наследия (имущества), тоже не могла не чувствовать себя в какой-то мере обязанной России. Впоследствии это обстоятельство также стало одной из причин отказа Украины от права на обладание ядерным оружием СССР.

Хроника постсоветского ядерного сдерживания

Летом 1990 г., когда Верховная Рада Украинской ССР принимала Декларацию о государственном суверенитете, мало кому могло прийти в голову, что очень скоро СССР развалится. Советские республики стремились к независимости в рамках единого государства, а горбачевский Верховный Совет СССР вовсю разрабатывал другую архитектуру союзных отношений — новый Союзный договор взамен существовавшего почти 70 лет. Неудивительно, что в этой ситуации Верховная Рада УССР в своей Декларации заявила, что Украина намерена «стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия».

Распад СССР вначале тоже не поколебал решимости украинских властей. Хроника принятия решений в отношении ядерного оружия СССР, оставшегося на территориях Украины, Казахстана и Белоруссии, которую приводит в своей статье-воспоминании «Ядерный дрейф Украины» бывший заместитель министра иностранных дел России Юрий Дубинин, непосредственный участник этого процесса, подтверждает эти намерения.

30 декабря 1991 г. Президенты стран СНГ, зарегистрированного на пепелище СССР, условились, что «решение о необходимости применения ядерного оружия принимается президентом Российской Федерации по согласованию с главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, в консультациях с главами других государств – участников Содружества». Ядерное оружие на территории Украины должно было «находиться под контролем объединенного командования Стратегических сил с целью его неиспользования и разукомплектования» вплоть до полного уничтожения. Были обозначены и сроки разукомплектования: тактического ядерного оружия – до 1 июля 1992 г., стратегического – до конца 1994 г.

18 апреля 1992 г. Президент России Борис Ельцин и президент Украины Леонид Кравчук подписали Соглашение о порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории Украины на базы РФ для разукомплектования и ликвидации.

7 мая 1992 г. В письме президенту США Джорджу Бушу-старшему Леонид Кравчук гарантировал ликвидацию в течение 7 лет всех ядерных, включая стратегические наступательные, вооружений на территории Украины.

23 мая 1992 г. Россия, США, Украина, Казахстан и Белоруссия подписали так называемый Лиссабонский протокол, согласно которому 5 стран становились участниками Договора о сокращении СНВ. Инициатором, как свидетельствуют дипломаты, стал Киев. В нем было, в частности, записано, что Украина, Белоруссия и Казахстан обязуются присоединиться «в возможно короткие сроки к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государств-участников, не обладающих ядерным оружием». В протоколе было указано, что эти 3 государства обязаны ратифицировать Договор о сокращении СНВ.
В мае 1992 г. все тактическое ядерное оружие было вывезено с украинской территории. Но оставалось еще около двух тысяч единиц стратегического.

Битва в пути

С одной стороны, пребывая в эйфории от полученной независимости и желая продемонстрировать великодушие, с другой – ощущая давление со стороны запада и России, Украина согласилась «сдать» мощнейший ядерный арсенал, но взамен не получала ровным счетом ничего. Уже очень скоро многие украинские политики, особенно депутаты из национального движения «Рух», стали высказывать сомнения в правильности внешнеполитического курса президента Леонида Кравчука, чьими усилиями, по их утверждениям, и была произведена «полная сдача украинских национальных интересов».

11 декабря 1992 г. МИД Украины в «ядерном» меморандуме поставил вопрос о праве собственности на все компоненты ядерных боеголовок, дислоцированных на ее территории. Речь шла об оставшемся на Украине стратегическом ядерном оружии.

Заявление украинского МИДа здорово напугало мировое сообщество, практически ничего не знавшее про независимую Украину, которая обычно «приписывалась» к югу России, а теперь грозила теперь стать восходящей ядерной супердержавой с бедным населением. С этим надо было что-то немедленно делать.

Сегодня уже мало кто помнит и знает детали добровольно-принудительного ядерного разоружения Украины. В основном, это бывшие дипломаты, которые работали в группах с обеих сторон – украинской и российской, а также западные участники «битвы в пути» за полное и окончательное ядерное «разоружение» нового независимого государства. 15 января 1993 г. президент Украины прилетел в Москву на встречу с президентом России для обсуждения «ядерной» темы. «Президент Ельцин, — вспоминает глава российской делегации на переговорах Юрий Дубинин, — заявил о готовности до ратификации Украиной Договора СНВ-1 и ее присоединения к ДНЯО предоставить Киеву гарантии безопасности, которые вступили бы в силу после того, как Украина стала бы участницей этих договоров».

Ратификация Договора СНВ-1 для Украины значила, прежде всего, что все ядерные боезаряды стратегического ядерного оружия будут вывезены в Россию и там утилизированы. Именно этому изо всех сил пытались сопротивляться украинские переговорщики во главе с Юрием Костенко, тогдашним министром охраны окружающей среды и руководителем специальной рабочей группы Верховной Рады по подготовке к ратификации Договора.

Чтобы подсластить украинцам пилюлю, российская стороны предложила Украине взамен на согласие «разоружиться», «мирный дивиденд в виде топлива для своих атомных электростанций в количестве, эквивалентном количеству расщепляющихся материалов, извлеченных из вывезенных с ее территории ядерных боезарядов». Ну, хоть что-то материальное.

Около двух лет в общей сложности длился сложнейший переговорный марафон. Украина настаивала на том, что Россия должна признать ее право собственности на ядерные боезаряды, то есть, по сути, статус ядерной державы. А это не входило ни в планы России (она, как правопреемница СССР и участник ДНЯО, не имеет права никому передавать свое ядерное оружие), ни, тем более, в планы мировой политической кулисы.

«Эскалация ядерных амбиций Киева, — пишет Юрий Дубинин, — становилась все более очевидной. …В конце августа ВС Украины в закрытом режиме рассмотрел проект военной доктрины. В ходе обсуждения стало ясно: сопротивление Украины в вопросе о ликвидации всего ядерного оружия исходит теперь от высших эшелонов государственной власти. Затем последовало заявление 162 депутатов (это больше трети Верховного Совета), в котором Украина прямо называлась ядерной державой».

Дальше – больше. Украинское Министерство обороны приказом от 3 июля 1993 г. «приписало» ядерные арсеналы на территории к 43-й ракетной армии. «Еще в мае 1992 года, — вспоминает Дубинин, — к украинской присяге был приведен личный состав двух ядерно-технических частей 46-й воздушной армии. А поскольку присягу принял и летный состав стратегических бомбардировщиков, Украина, как писал начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Михаил Колесников, приобретала «принципиальную возможность применения ядерного оружия».

Для мирового сообщества ситуация принимала совсем нешуточный оборот. Тем более, что 2 июля 1993 г. Верховная Рада утвердила «Основные направления внешней политики Украины», в которых страна, вопреки всем предыдущим декларациям и международным договорам, провозглашалась «собственницей ядерного оружия». Но спустя восемь месяцев, после многочисленных официальных и неофициальных встреч, обсуждений и переговоров с Россией и с ведущими странами мира (прежде всего – США), Киев согласился «на ликвидацию всех ядерных боезарядов, дислоцированных на Украине, об их утилизации в России, а также о порядке расчетов по всем операциям».

Вся эта долгая и упорная борьба не принесла Украине ничего, кроме все того же так называемого «мирного дивиденда» в качестве поставок тепловыделяющих сборок для АЭС, который ей посулила Россия. Миллиардный дождь компенсаций, на котором она настаивала, так и не пролился.

В конечном итоге были подписаны три документа: «Соглашение об утилизации ядерных боезарядов», «Основные принципы утилизации ядерных боезарядов стратегических сил, дислоцированных на Украине», «Соглашение о порядке осуществления гарантийного авторского надзора за эксплуатацией стратегических ракетных комплексов Стратегических сил, расположенных на территории России и Украины». При этом Верховная Рада провалила голосование по ратификации с неимоверным трудом согласованного пакета документов по СНВ-1, предложенного президентом Кравчуком. Понадобилось еще почти полгода, чтобы 14 января 1994 г. были подписаны трехсторонние договоренности президентов России, США и Украины, которые предоставляли Украине гарантии безопасности со стороны России и США, если она ратифицирует СНВ-1 и присоединится к ДНЯО.

Закон о присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия был принят Верховной Радой 16 ноября 1994 г. Но из него так и неясно было, в качестве какой державы — ядерной или неядерной — присоединяется к нему Украина. Парламент страны до последнего пытался сохранить оставшееся советское ядерное оружие, и только 5 декабря 1994 г/, после продолжавшихся всю ночь напряженных переговоров с участием США на Будапештском саммите СБСЕ, Украина представила миру ноту МИДа о присоединении к ДНЯО в качестве государства, не обладающего ядерным оружием.

В общей сложности, до июня 1996 г. с территории Украины в Россию почти на ста железнодорожных эшелонах было вывезено около 5000 тысяч ядерных боезарядов тактического и стратегического оружия. Все оно было разукомплектовано и уничтожено.

Могла ли Украина стать ядерной державой?

Мнения экспертов на этот счет разделились. Теоретически – да. Теоретически, она и была таковой в течение почти двух лет (правда, распоряжаться ядерным оружием она не могла). Но политическая воля руководства страны, прежде всего президента Кравчука, который, несомненно, оказался под мощнейшим давлением мировых держав, привела к провозглашению Украины неядерным государством.

Пример Украины – добровольно отказаться от третьего в мире по мощности ядерного арсенала – увы, не стал заразительным. Наоборот, как уже не раз заявлял глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадей, в мире существует не менее сорока так называемых пороговых стран, которые готовы быстро создать свою атомную бомбу. (Правда, об этом еще в 1995 г. предупреждал бывший глава российской Службы внешней разведки Евгений Примаков, но тогда на его заявление никто не обратил особого внимания.)

Именно этот факт, судя по всему, и подстегивает сегодня проядерные амбиции и настроения в самой Украине. Суть их такова: если бы тогдашние украинские власти не «сдали» ядерное оружие, то сегодня позиции Украины были бы куда более прочными. Чего уж греха таить, ядерное оружие – это пропуск в элитарный мир, куда многие страны стремятся всеми правдами и неправдами. И если бы в свое время Сталин не побеспокоился о ядерном оружии СССР, то кто бы сегодня считался с Россией?

В тринадцатую годовщину добровольно-принудительного отказа Украины от ядерного оружия бывший глава группы переговорщиков с украинской стороны лидер Украинской народной партии Юрий Костенко не скрывает разочарования и обиды. (После того, как он отказался поставить свою подпись от имени Украины под «Трехсторонним соглашением», президент Кравчук отстранил его от руководства группой.) «Удар по национальной безопасности и многомиллиардные материальные потери являются главными последствиями для Украины подписания 14 января 1993 года Кравчуком «Трехстороннего соглашения» о ядерном разоружении Украины», — говорит Костенко, замечая, что соглашение было подписано вопреки выводам Рабочей депутатской группы и позиции Верховной Рады, то есть в нарушение украинского закона.

Кроме того, по его мнению, разоружение было проведено не в интересах Украины, а в интересах других государств — в первую очередь России и США. «Мы могли бы растянуть процесс ядерного разоружения вплоть до 2003 года», — отмечает он. И напоминает, что «компенсации от «Большой семерки», которые получает Россия за уничтожение трети своего ядерного потенциала, исчисляются суммой $25 млрд, а Украина получила в виде компенсаций $276 млн только на техническую помощь от США». «Практически, — подчеркивает Костенко, — мы из своего собственного бюджета финансировали свое ядерное разоружение, в том числе и уничтожение шахтных пусковых установок». По его мнению, Украина должна была получить компенсацию, «которая отвечала бы, по крайней мере, стоимости 10 тонн плутония и 50 тонн высокообогащенного урана, которые содержались в нашем тактическом оружии — по приблизительным оценкам, это свыше $10 млрд».

Вопрос о том, чтобы страна вновь получила ядерное оружие, поднимался и в Верховной Раде прошлого созыва. При этом многие специалисты и эксперты считают, что Украина и сегодня вполне могла бы приобрести ядерный статус. Ведь она числится в списке пороговых государств — тех, чей научно-технический потенциал и экономика позволяют завести дорогостоящую и наукоемкую ядерную «погремушку». У нее есть некий запас высокообогащенного урана, а также два предприятия по его добыче, завод по производству тяжелой воды, все еще не утрачены многие необходимые для создания ядерного оружия технологии.

Как отмечает академик национальной АН Украины Виктор Барьяхтар, «если сравнивать Украину с Индией и Пакистаном, то при нежелательном стечении обстоятельств Украина могла бы значительно быстрее стать ядерной державой с ядерным оружием и соответствующими ракетами». А технари-ядерщики из Днепропетровска (украинской колыбели советских ракетных технологий) уверены, что в Украине есть все необходимое для создания национальной атомной бомбы. Была бы политическая воля. Но «ядерный» поезд Украины ушел. Похоже, навсегда.

ИА Росбалт

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Ядерный щит
· Новость от ProAtom


Самая читаемая статья: Ядерный щит:
Мне часто снится Новая Земля

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru