proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2024 год
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[30/12/2019]     Категория «безопасность» имеет человеческое лицо

Культура безопасности  - это то, как мы работаем, когда за нами не наблюдают. (Стэнли Дитс)

24 марта 2015 г. лайнер Airbus A320-211 авиакомпании Germanwings, выполнявший пассажирский рейс по маршруту Барселона- Дюссельдорф со 144 пассажирами и 6 членами экипажа на борту, через 30 минут после взлёта внезапно перешёл в быстрое снижение и через 10 минут врезался в горный склон в Прованских Альпах. Все находившиеся на его борту 150 человек погибли. Официальной причиной катастрофы стало самоубийство пилота.



Второй пилот Андреас Любитц убил себя и пассажиров, сознательно направив самолет в гору. Руководство компании "Lufthansa" заявило, что Любитц прошел все физиологические и психологические тесты.

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), каждые три из четырех авиационных происшествий происходили в результате сбоев в работоспособности человека. Принятые ИКАО меры  способствовали  сокращению числа авиационных происшествий, но их причинность остается прежней – не менее 80% всех авиационных инцидентов, аварий и катастроф происходит из-за ошибочных и неправильных действий авиационного персонала. В 1984 г. ИКАО выпустило первое издание  «Руководства по предотвращению авиационных происшествий», в котором «человеческий фактор» (ЧФ)  рассматривался как приоритетный  в  сфере обеспечения  безопасности полетов. За прошедшие тридцать пять лет «учение о человеческом факторе» дополнилось многочисленными методиками. Неизменным осталось одно – отсутствие четкого толкования феномена «человеческого фактора», доступного к восприятию и принимаемого в профессиональной среде.

 

Безопасность ядерных технологий: культура безопасности

В октябре 2019 г. прошел очередной XIV международный ядерный форум «Безопасность ядерных технологий: культура безопасности», на котором с пленарным докладом  «Культура безопасности в ГК «Росатом» выступил генеральный инспектор ГК «Росатом» С.А. Адамчик. Приведем ряд положений из его выступления.

«Многие не очень воспринимают термин «культура безопасности». Работает человек на производстве, соблюдает все инструкции, выполняет поручения от руководителя, на предприятии всё нормально. Но сочетание двух слов - «культура» и «безопасность» довольно не простое. Термин «культура» относится к нравственной категории. А «безопасность» - это то, что нормировано, рассчитано, сконструировано, написано в инструкции. Ничего нового не требуется - надо четко исполнять то, что положено. А как оценить, культурно человек работает или нет?

В атомной отрасли сегодня разрабатываются новые проекты. На Курской АЭС-2 идет строительство ВВЭР-ТОИ. Введен 4-й блок Белоярской АЭС, 6-й блок Нововоронежской АЭС, 5-й блок Ленинградской АЭС. Уже произведен физический пуск 7-го блока НВАЭС.

Не каждая страна способна спроектировать, построить, запустить и эксплуатировать АЭС.

Суммарная выработка электроэнергии на российских АЭС превысила 200 млрд кВт*час, что составляет 19% от общей выработки электроэнергии в РФ. Концерн «Росэнергоатом» является самой большой энергетической компанией в РФ.

Продолжается строительство 1-го блока Белорусской АЭС, энергоблоков в Индии, Бангладеш, Турции и Финляндии. Начаты строительно-монтажные работы в Египте, стартовал проект в Узбекистане.

Развитие атомной энергетики неразрывно связано с наукой. Разработан новый проект многоцелевого быстрого реактора МБИР в «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде. Проведена контрольная сборка реактора в «Атоммаше». Серьёзные задачи поставлены перед «Росатомом» в области развития Севморпути, стоительства атомного ледокольного флота.

Культурой безопасности в атомной отрасли мировая общественность озаботилась после Чернобыльской аварии. Документы МАГАТЭ по КБ выпускались с 1986 г. Понятие «Культуры безопасности» (КБ) сформулировано в документах МАГАТЭ и наших нормативных документах, где говорится, что безопасность является высшим преобладающим приоритетом. Безопасность является неотъемлемой частью производства. И КБ, прежде всего, связана с деятельностью на производстве. КБ формирует системный поход к взаимодействию персонала, технологий, организации работ, опираясь на эффективное управление руководителей всех уровней.

Где и как реализуется безопасность?

Начинается всё с государства. Дальше это проецируется на уровень федеральной исполнительной власти, на дивизионы, предприятия атомной отрасли и конкретные рабочие места. Исходя из международных договоренностей, организуется работа государства. В 1990-х гг. были разработаны конвенции: о ядерной безопасности, о физической защите ядерного материала, о гражданской ответственности за ядерный ущерб и др. После ратификации они являются межгосударственными договоренностями. В развитие этого у нас изданы законы «Об использовании атомной энергии», «О государственной корпорации», Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ». Созданы органы надзора, органы государственного управления. Госполитика осуществляется на уровне этих и других нормативных документов. В октябре 2018 г. Президентом РФ утверждены «Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу».

Создана система нормативных документов в области безопасности. Хорошие нормы и правила – это наше достояние. Опираясь на них, можно чувствовать себя спокойно. Нормативы должны быть обоснованными, системными и стабильными. Их нельзя всё время менять. Нормативная база довольно большая. При этом необходимо соблюдать принципы, которые закладываются при формировании нормативов. Их нарушение тоже характеризует культуру безопасности.

Любое направление в обеспечении безопасности – ядерное, радиационное, промышленное, пожарное, - начинается с закона. На основе закона разрабатываются нормативные документы, на их основе - технологии, организация работ, подготовка персонала. И все обязаны их соблюдать. При несоблюдении нормативов наступает уголовная или административная ответственность. Это универсальная схема.

 

Человеческий фактор

Основная проблема – отношение человека к тому, что и как он делает на производстве. Работник начинает считать, что то, чем он занимается на рабочем месте, - безопасно. Последнее неприятное событие произошло в 2016 г. в ОКБМ без последствий. В результате нештатной ситуации в физической лаборатории ОКБМ во время испытаний на стенде произошло неплановое повышение мощности. Все сработали очень быстро, поэтому уровень облучения оказался в допустимых пределах.  До этого события директор не очень понимал, что на предприятии есть какие-то отклонения. У всех сотрудников постоянно должно быть понимание того, если что-то мы делаем не так, государство примет достаточно жесткие меры. После Чернобыльской катастрофы в УК была введена статья не только за произошедшее событие, но и за те события, которые могут иметь последствия.

На отраслевом уровне в области КБ налажена система работы с персоналом, разработаны отраслевые программы и система нормативов, создана система внутреннего контроля. В Госкорпорации создается система стандартов.

 

 «Безопасность – наивысший приоритет в отрасли»

Это главная ценность «Росатома». Легко написать, значительно сложнее обеспечить. Безопасность начинается с каждого отдельного специалиста. В корпорации более 350 организаций, в которых трудятся более 200 тыс. человек. Более десятка дивизионов: электроэнергетический, машиностроительный, горнорудный, ядерный оружейный комплекс, инжиниринговый, топливный, научный, ледокольный флот, новые бизнесы.

Если человек обладает необходимой компетентностью и осознает ответственность за свою деятельность на производстве, можно быть спокойным.  Но приходят новые люди, не всегда с необходимым образованием, появляются руководители-экономисты - им сложно понимать, за что, в конечном счете, они отвечают. А ответственность должна быть прописана у каждого, кто занимается атомной энергетикой. Важное место в системе культуры безопасности занимают также подрядчики.

Один из основных признаков КБ – открытость информации. Организуются ежегодные конференции руководителей отрасли, отраслевые дни, форумы безопасности. На портале Госкорпорации действуют горячие линии. Каждый работник может обратиться к первому лицу ГК, если возникают какие-то проблемы.

Если на предприятии гибнут люди, значит, с КБ имеются проблемы. Источником аварии на ОИАЭ может стать обычный пожар. В апреле 2019 г. «Росатом» присоединился к глобальной кампании нулевого травматизма Vision Zero, основанной на убеждённости, что все несчастные случаи на производстве можно предотвратить. Принципы Vision Zero: лидерство, управление рисками, постановка ясных целей, систематическая работа по совершенствованию охраны труда, обеспечение безопасности производственных помещений, повышение квалификации работников и их мотивации – близки «Росатому». Разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) концепция Vision Zero является качественно новым подходом к организации профилактики, объединяющим три направления - безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

 

Культурно ли мы работаем?

На производстве это оценивается показателями производственной деятельности, безопасной реализацией предписанных технологий. Согласно принципам КБ на предприятии должна быть создана атмосфера доверия, существовать строго регламентированный подход; использоваться опыт коллег, если допустил ошибку, сообщи о ней и т.д.

Нарушения в работе АЭС показателями безопасности не являются. Это индикатор наличия проблемы. Как правило, речь идет об отказе какого-то оборудования. Иногда ошибается персонал. В 2019 г. событий, которые бы говорили о нарушении безопасности, не было. В 2018 г. имело место два случая. На Кольской АЭС - ошибка персонала при перегрузке топлива (ошибка была оценена как потенциально влияющая на безопасность). Второе событие также на Кольской АЭС – разгерметизация канала в центральном зале. Канал был без топлива, инцидент не имел последствий. Но событие также было оценено как потенциально опасное для безопасности.

У французских коллег число таких нарушений достигает 500 в год.

По радиационной безопасности показатели по дозе облучения – стабильные. В 2000 г. у 557 человек было зафиксировано превышение дозы облучения. Начиная с 2010 г., этот показатель значительно снизился. В 2017 г. был зафиксирован только 1 случай.

Воздействие на окружающую среду: 23 организации отрасли осуществляют выбросы в гидросеть. При этом доля от норматива по сбросам альфа-активных радионуклидов составляет 21%, по бета-активным - 2,5%. 41 организация осуществляют выбросы радионуклидов в атмосферу. Доля от норматива по альфа-активным элементам составляет 14%, по бета-активным - 0,2%. По числу травмированных работников показатели в «Росатоме» в 5 раз лучше, чем в среднем по РФ.

Оценка уровня культуры безопасности на предприятиях осуществляется по числу нарушений, связанных с безопасностью, состоянием охраны труда и промышленной безопасности, организацией компонентов в культуре безопасности. На сегодняшний день уровень КБ на предприятиях «Росатома» приемлемый, хотя есть области, требующие  усовершенствования.

В области безопасности нам ошибаться нельзя. Работать надо так, чтобы не создавать предпосылок для волнений общественности. Любое событие в этом плане затратно. Как говорил британский премьер-министр У.Черчилль: «За безопасность надо платить, за опасность – расплачиваться». Согласно достигнутым показателям, можно говорить о том, что культура безопасности в отрасли уже сформировалась. При том числе объектов, сотни тысяч единиц оборудования, - единичные отказы, например, блока управления регулятора, погоды не делают. Главное, чтобы этот отказ не повлиял на безопасность.

КБ - составная часть производства, отношение человека к его деятельности, определяемое квалификацией и ответственностью. Никаких дополнительных документов по «культурной» эксплуатации оборудования быть не должно. И проверки предприятия по культуре безопасности тоже не может быть. Если работники что-то не соблюдают, - это повод разобраться с квалификацией и ответственностью конкретных людей.

Выступление директора Центра Компетенций по КБ и надежности человеческого фактора АНО ДПО «Техническая академия Росатома» Е.Д.Чернецкой  (к. пс.н.), представившей «Результаты самооценки состояния КБ руководителями дивизионов и предприятий ГК «Росатом», вызвало живой интерес у участников форума.

«Поскольку кроме когнитивных показателей, большую роль в культуре безопасности играет  отношение персонала,  а в этом плане роль руководителя в формировании КБ ключевая, при подготовке III форума-диалога «День безопасности в атомной промышленности» (октябрь 2019 СПб) было принято решение провести самооценку состояния культуры безопасности, чтобы выявить области, требующие улучшения в этой сфере.

В анкетировании приняли участие 45 (из 90) руководителей дивизионов. Анкета была разработана на основе модели КБ, включавшей три уровня: система управления, приверженность КБ руководителей, установки руководителей к КБ, достижений в КБ и приверженность на индивидуальном уровне. В открытом вопросе предлагалось перечислить мероприятия, которые было бы целесообразно ввести в практику культуры безопасности.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что ряд  областей в сфере КБ нуждаются в улучшении. На практике часто возникают ситуации, когда руководителям приходится делать выбор между безопасностью и экономической эффективностью.

В совершенствовании нуждается и распределение полномочий на предприятии. При проведении закупок не всегда безопасность является главным приоритетом. Эта процедура также требует совершенствования.

Персонал предприятий перегружен, что не всегда позволяет им выполнять свою работу внимательно и безопасно. Только 50% руководителей отметили, что успевают своевременно решать негативные вопросы и проводить на предприятии самооценку персонала.

При оценке приверженности руководства культуре безопасности, подготовка персонала должна рассматриваться в качестве наиболее важного элемента. Также крайне важна проблема отбора персонала, особенно при назначении вышестоящих руководителей. В отрасли не всегда учитывается наличие специального технического образования и опыта работы. Около 40% руководителей отметили, что на их предприятии обучение персонала культуре безопасности проводится не на регулярной основе. В то же время в Концерне «Росэнергоатом» внедрена программа обучения по КБ, в которой определены категории персонала, периодичность подготовки. Тематика КБ включается в подготовку на должность при продвижении и повышении квалификации.

 «Технической академией Росатома» в 2018 г. были разработаны три программы: «Типы КБ в атомной отрасли», «Лидерство и менеджмент для обеспечения безопасности» и «Роль ЧФ в  обеспечении безопасной работы и инструменты предотвращения неправильных действий персонала».

Для формирования высокой культуры безопасности важно, чтобы система вознаграждений организации не поощряла экономическую эффективность во вред безопасности. Только уровень производства не может быть основанием для вознаграждения. Обязательно должны учитываться показатели безопасности. Система поощрений за безопасный труд в Госкорпорации требует улучшений. Работа по формированию атмосферы доверия, способствующая повышению мотивации работников к неравнодушному отношению к безопасности, проводится нерегулярно.

Всесторонняя оценка рисков в области технических и организационных изменений с точки зрения безопасности также осуществляется не всегда. Результаты самооценки КБ свидетельствуют о необходимости формирования строго регламентированного взвешенного подхода к персоналу через формирование целевой модели поведения. Также требует улучшения взаимодействие между подразделениями, руководителями и работниками.

По результатам самооценки состояния культуры безопасности руководителями дивизионов и предприятий ГК «Росатом» были сформулированы предложения по устранению недостатков:

- определить метод оценки КБ, сформулировать единую политику в области культуры безопасности, сформировать единый подход к повышению КБ;

- на каждом предприятии определить персонал, в чьи обязанности будет входить направление КБ;

- при проведении закупочной процедуры безопасность сделать главным приоритетом, превосходящим по значимости экономический и др. показатели;

- разработать комплексную процедуру единой оценки состояния КБ;

- обеспечить подбор персонала на руководящие должности только при наличии специального технического образования и опыта работы;

- обеспечить обучение всего персонала культуре безопасности, включить в обучающие курсы разбор происшествий, аварий, несчастных случаев на производстве;

- ввести обязательный экзамен по КБ;

- обеспечить возможность поощрения персонала за высокий уровень КБ;

- производить обмен опытом с признанными лидерами в обеспечении безопасности производства между предприятиями корпорации. Обеспечить внедрение на предприятиях лучших практик, способствовать созданию атмосферы открытости и доверия;

- при планировании технических и организационных изменений проводить всестороннюю оценку рисков с точки зрения их влияния на безопасность;

- определить эффективную модель поведения работников ГК по вопросам безопасности;

 - ввести практику общения между руководителями и подчиненными по вопросам безопасности на постоянной основе.

Полученные результаты самооценки уровня КБ руководителями предприятий позволяют сформировать эффективные корректирующие мероприятия по совершенствованию КБ.

От Главной инспекции последовало предложение обязательного проведения тестирования, фильтрования персонала с точки зрения оценки безопасного поведения в той или иной ситуации.

Заместитель генерального директора по эксплуатации атомных станций Концерна «Росэнергоатом» А.В. Шутиков рассказал о том, что за последние несколько лет акцент в формировании культуры безопасности в Концерне с индивидуального уровня ( непосредственных исполнителей) был перенесен на формирование КБ у руководителей. Именно здесь концентрируется большая доля негативных характеристик, из-за которых происходят и повторяющиеся нарушения, и неправильные действия персонала. На уровне центрального аппарата, отдельных АЭС был проведен не один десяток миссий поддержки. Приоритетная деятельность Концерна – нацеленность на руководителей и формирование лидерских качеств у каждого руководителя. Создана типовая модель лидера-руководителя - некий шаблон деятельности в области культуры безопасности. В 2019 г. произведена дифференциация модели для четырех уровней руководителей - от высшего звена дивизиона до руководителей подразделений на АЭС. Сейчас эти модели апробируются на практике.

Сформирован банк лучших практик КБ всех площадок. Создан институт уполномоченных по КБ. В Концерне реализована интегрированная система производственного управления, в которой отражены 59 показателей первого уровня в целях обеспечения безопасности, контролируемые генеральным директором Концерна. Кроме того сюда включены и показатели обеспечения необходимыми ресурсами – техническими, финансовыми, людскими.

 

Модель лидера-руководителя

Создание универсальной, типовой модели руководителя-лидера, конечно, могло бы серьёзно облегчить жизнь управленческого звена отрасли, и на многие годы избавить от головной боли. Но дело в том, что такая модель относится не к технической, и даже не организационной  сферам деятельности, а является предметом исследования высшей нервной деятельности, изучающей поведенческие реакции человека, зависящие от процессов возбуждения-торможения нейронов головного мозга, которые вряд ли можно «воспитать» на двухнедельных курсах. В зависимости от силы этих процессов, их взаимной уравновешенности, скорости их смены обусловливаются различия в поведении людей.

Вряд ли, человек с сильной, но неуравновешенной нервной системой (т.н. «холерик») будет надежным руководителем на ОИАЭ. По-видимому, к этому типу руководителя принадлежал и Анатолий Дятлов, заместитель главного инженера ЧАЭС по эксплуатации, решивший укротить реактор. В ночь на 26 апреля 1986 г. он участвовал в испытании «режима выбега турбогенератора». Опытный физик, выпускник МИФИ, на ЧАЭС — со стадии ее строительства. «Это был грамотный, но неорганизованный и неисполнительный сотрудник. Жесткий руководитель. Акимов побаивался Дятлова», — так охарактеризовал его прокурор.  Да и на «меланхолика» - слабого быстро истощимого типа с низкой работоспособностью нейронов, не удастся положиться, особенно в вопросах безопасности.   

По своим психофизиологическим параметрам руководитель может и не быть лидером. Руководитель назначается, лидером рождаются. Хотя с этой теорией основателя дифференциальной психологии Ф. Гальтона согласны далеко не все психологи, но практика подтверждает его идеи. 

Для того чтобы быть лидером, необходимо обладать определенным набором личностных качеств или психологических черт, таких как ум, энергия, воля, храбрость, инициативность, умение предвидеть, уверенность в себе. Лидеры не боятся брать на себя ответственность и инициативу. Контроль над эмоциями позволяет им сохранять спокойствие и хладнокровие в любой ситуации, искать оптимальный выход из сложившихся обстоятельств, что крайне важно в условиях ЧП.

Конечно, различные тренинги, занятия на тренажерах способствуют наработке специальных навыков, но вот сработают ли эти навыки в момент чрезвычайной ситуации, или превозобладают инстинкты – большой вопрос. Сколько курицу мясом ни корми, орлом она не взлетит. Лидер четко видит конечную цель и планирует этапы ее достижения. Он стремится увлечь коллег, заинтересовать их результатом, повысить мотивацию к деятельности.

Руководитель контролирует сотрудников, причем наказания за проступки встречаются гораздо чаще, чем поощрения за успехи. Задачи для него обычно ставит кто-то стоящий выше, поэтому отсутствует личная заинтересованность в результате. Руководитель требует уважения к себе. Лидер относится к сотрудникам как к коллегам, равным себе, приветствует их инициативу.

Хорошо бы, чтобы начальник имел задатки лидера, но это требует серьезного отбора претендентов на руководящие должности и возможности из кого выбирать. Неумение четко определять задачи и цели, нежелание брать на себя ответственность, покидать «зону комфорта», отсутствие мотивации, - являются препятствием на пути к лидерству.

 

Утрата смыслов

У каждого времени свои неврозы. И сегодняшнее поколение людей страдает от чувства утраты смысла, что приводит к росту агрессии в обществе, тенденции к возрастающему числу суицидов. В отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек утрачивает и представление о том, чего он хочет.

Фраза Ницше: «Если есть ЗАЧЕМ жить, можно вынести почти любое КАК», - может служить основой мотивации при преодолении многих жизненных барьеров. Прошедший нацистские лагеря смерти австрийский психолог Виктор Франкл в послевоенных книгах  писал: наибольший шанс выжить в нечеловеческих условиях имели не крепкие телом, а сильные духом. Те, кто знал, ради чего живет. «Горе тому, кто не видел больше ни цели, ни смысла своего существования, а значит, терял всякую точку опоры. Вскоре он погибал».

Даже далекий от психологии шоумен Сергей Шнуров признал, что общество в России стало агрессивным из-за того, что энергия «не выплескивается в созидательный труд». А профессор Университета штата Нью-Йорк Джозеф Кац предсказал, что следующая волна людей, которые вольются в производство, будет интересоваться лишь профессиями, которые приносят не только деньги, но и смысл.

Формируя культуру безопасности на столь значимых, социально чувствительных объектах, как ОИАЭ, крайне важно мониторить, думать, не только о технических, нормативно-правовых, экономических и организационных вопросах, но и о психологическом состоянии людей, осознании ими целостного смысла ОБЩЕГО ДЕЛА всего предприятия, значимости собственной включенности в него.

Это касается не только руководителей. В атомной отрасли трудятся более 200 тыс. человек, занятых в самых разных областях, с разным уровнем специальных знаний и общей культуры, различным социальным статусом, проживающих в регионах, отличающихся географией и экономическим уровнем. И от каждого из них, начиная с сотрудников клиринговых служб (а по-простому, уборщиц), до самых первых лиц, зависит безопасность такого энергонасыщенного производства.

Директор по российским атомным проектам Концерна «Титан-2» В.И. Минаев убежден, что мерами только технического характера достичь необходимого уровня ядерной безопасности сложно. Безопасность достигается путем развития знаний, понимания и приверженности персонала правилам режима безопасности; мотивации персонала  на обес­печение безопасности.

Рабочие в атомной отрасли составляют 62% общей численнос­ти персонала. Недостаток рабочих кадров - одна из серьёзнейших проб­лем страны. Система начального профессионального образования практически разрушена, большинство средних учебных заведений, готовящих высококвалифицированных рабочих, перепрофилировано. В России катастрофически не хватает учреждений начального и среднего профессионального образования, готовящих работников по специальностям, востребованным в атомной энергетике. При существующей потребнос­ти общества в кадрах обеспечить стопроцентное  профессиональное образование при приеме на работу не представляется возможным. Кроме того, идет процесс «старения» кадров, возникает проблема передачи знаний от опытного поколения молодым специалистам.

Нынешнее поколение работников повзрослело вместе со станциями и очень хорошо знает производственные системы, компоненты и условия работы. В последние годы оно уходит на пенсию, заменяется персоналом с меньшим опытом. Низкие заработная плата и престижность труда ведут к сокращению численнос­ти молодых перспективных работников в возрасте до 30—40 лет.

Выполнение ремонтных работ оборудования АЭС напрямую влияет на безопасность, поэтому культуре безопасности в ремонте необходимо уделять первостепенное внимание. Это связано и со сложившейся спецификой деятельности персонала ремонтной организации и ремонтного персонала АЭС по сравнению с деятельностью эксплуатационного персонала АЭС:

- численность ремонтного персонала АЭС значительно больше, чем оперативного, причем рабочие-ремонтники, как правило, имеют более низкий образовательный и культурный уровень;

- эксплуатируется АЭС ее персоналом, ремонт же может проводиться различными способами — хозспособом, подрядным или смешанным;

- условия и характер труда этих двух категорий персонала различаются принципиально. Оплата труда в ремонтной организации зависит от объемов выполненных работ по ТОиР, а не от безопасной и надежной работы оборудования. Повременная оплата труда ремонтного персонала АЭС не мотивирует на повышение безопасности, производительности и т.д.;

- отсутствует система психофизиологического обследования и поддержки ремонтного персонала, хотя психофизические, стрессовые нагрузки у ремонтников не ниже, чем у эксплуатационщиков.

 

Смена поколений

Старение и уход опытных специалистов без должного пополнения молодыми прерывает преемственность и передачу знаний. В процессе смены поколений необходимо сохранить значимые элементы (традиции, культура, этика, нравственные ценности), утрата которых наносит обществу необратимые потери.

Новейшая история привнесла в организационную культуру атомной отрасли черты рыночной культуры, рыночного менеджмента. Для сохранения профессионализма, надежности персонала требуются дополнительные усилия по внедрению культуры безопасности, корпоративной культуры и этики. Смена поколений происходит и в отрасли, и в обществе.

«Ок, бумер!» - универсальный ответ тинейджеров-зумеров занудным нравоучениям со стороны старших. О перестроечном поколении миллениалов (рожденных в 1985–2000 гг.) социологи говорят как о выгорающем поколением, о зуммерах – поколении Z (рожденных после 2004 г.) – как о насквозь депрессивном. Характерные черты поведения имеет каждое поколение. Представители поколения Х (1965–1985), разочарованные в современных ценностях, были уже менее коллективистичны и патриотичны, чем послевоенное поколение. Их идолом стал культ собственных достижений: карьера, накопления, финансовое благополучие.

Современные зуммеры - цифровые аборигены большую часть времени проводят в виртуальной реальности. Отсюда клиповость мышления - фрагментарное восприятие удобных кусков информации - коротких клипов, инфографик и знаний, преподнесенных в игровом виде. С другой стороны - многозадачность. Они могут делать три-четыре задачи в пяти открытых приложениях и 20 открытых вкладках. Как это скажется на целостности восприятия функционирования сложной технико-технологической системы, пока не ясно. Мир действительно стал быстрее: технологически, информационно, смены политических и экономических событий. Эта быстрота не способствует взаимопониманию людей разных поколений, только усложняя его.

 

Главное — это люди

Николай Фомин, главный инженер Чернобыльской АЭС в 1986 г., отвечая на вопрос о причинах аварии, сказал: «Меня во многом обвиняют. Не всё, сказанное в мой адрес, считаю справедливым. Но в одном я виню себя сам: я всегда полагал, что главное в работе предприятия — это техника, а оказалось, что главное — это люди. Их значение я недооценил».

Отбору и подготовке кадров для атомной отрасли, особенно руководителей, на очередном Ядерном форуме было уделено не так много внимания, не говоря уже об организации специальной секции, посвященной этой проблеме. К сожалению, не участвовал в форуме  профессор Г.А. Новиков («Аварийно-технический центр Росатома»), многие работы которого посвящены исследованию влияния человеческого фактора на безопасность: «По данным МАГАТЭ, не менее 60% происшествий на объектах использования атомной энергии происходит по вине персонала. Человеческий фактор составляет основную причину всех аварий и катастроф, причем они вызываются не просто ошибками или невнимательностью работника. Факторы, определяющие надежность персонала, зависят от многих составляющих. Как невозможно в приказном порядке остановить или ускорить технический прогресс, так невозможно в одночасье изменить сознание людей. А именно последнее сейчас и необходимо обществу, так как мало изобрести новые технологии, новые машины и аппараты, человек еще должен своим сознанием и пониманием дорасти до того, чтобы использовать все это с минимальной опасностью для себя и окружающих».

Безусловное увеличение числа событий в единицу времени — это черта нашего времени. Избыточная информационность, агрессивность техномира, утрата смыслов в мире потребления, - влияют на человека не лучшим образом. На вопрос психотерапевта: «Как вы расслабляетесь для снятия нервного напряжения», менеджер одной крупной компании ответил: «Нажимаю на полный газ внедорожника, и по встречке…».

Движение «по встречке» в атомной отрасли чревато большими неприятностями для всего социума. Конечно, комфортнее  «искать потерянный ключ под фонарем», но  будет ли от этого результат? Оставаясь в зоне привычных компетенций - разработки инструкций, нормативов, наглядной иллюстрации и даже систем «бережливого производства», заявлять о создании надежной культуры безопасности невозможно. Из этой системы выпадает центральный элемент – конкретный человек, его отбор, формирование смысла его жизни и деятельности. Конечно, поиск смысла - проблема не одного предприятия, и даже не отрасли. Это задача государства. Но возможно, именно с технически продвинутой и потенциально опасной атомной отрасли  и стоит начать этот экзистенциальный проект, от реализации которого зависит не только ядерная, но и национальная безопасность.

 

Подготовила Т.А.Девятова

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 45 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 30/12/2019
Все красиво и правильно. А на деле - противоположная ситуация: закупки ради закупок и КПЭ руководителя по закупке, ремонт по остаточному принципу, кем придется, на обучение и посещение семинаров нет денег.


[ Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 30/12/2019
Но приходят новые люди, не всегда с необходимым образованием, появляются руководители-экономисты - им сложно понимать, за что, в конечном счете, они отвечают.
===============================
Всем все понятно


[
Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 30/12/2019
Далеко не всем понятно, что реально оценить последствия тех или иных организационных и финансовых действий могут только специалисты с атомным образованием, которые длительное время работают в отрасли. Кадровые назначения полутора десятилетий показывают совершенно другую картину. В отрасль прищли люди, которых лоббируют олигархи, депутаты Госдумы и СовФеда, другие друхья и прочие родственники. И если у них в годовом КПЭ записан в цифрах объем закупок, то и закупят, не посмотрев ни на какую культуру безопасности. Да и ЕОСЗ (единая отраслевая система закупок) никак с КБ не связана. Поэтому пустые декларации продолжаются


[ Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 30/12/2019
"Главное — это люди." Можно и про про людей. Несчастный случай на одном из предприятий ТВЭЛ, "мирового лидера по обогащению... " и.т.п..Вкратце суть дела - электрик и его начальник - инженер, выдвинулись чтобы перевести в состояние "выключено" автомат в эл. шкафу и наложить переносное заземление на фазы. Один выполнял, другой его контролировал.В итоге оба остались живы, хотя и пострадали от дуги.Первое, что приходит в голову - могли перепудать шины или автоматы.Была как положено комисия, которая расследовала, и выпустила соответствующий документ с фото, на котором злополучный шкаф, и в центре один здоровый автомат-выключатель с шинами идущими к нему. Вопрос к знатокам: как можно зазомбировать двух человек до полной потери инстинкта самосохранения, если при наложении заземления автомат был включен.


[
Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 31/12/2019
кто же их зазомбировал?


[
Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 01/01/2020
  • В статье дана крайне негативная оценка деятельности руководства Росатом и его подразделений. 
  • Вскрыт мотив преступной деятельности - личное обогащение и личное благополучие, культивируемое и поощряемое топ менеджерами. 
  • Вся система организована на смыслах, несовместимых с гуманными принципами. Достигнуть результата можно только цинично пренебрегая нормами и правилами. (езда по встречке с ослепляющим светом на запредельной скорости).
  • В статье приведён пример максимально возможной техногенной аварии, когда единоличный авторитарный лидер (пилот самолёта), решился на суицид. Пилот может взять с собой экипаж и пассажиров, а оператор АЭС целую страну или материк.
  • Автору спасибо за статью. 
  • В своих расчётах безопасного уровня АЭ я предполагаю преступное бездействие руководителей и специалистов в отношении ОЯТ (пассивность). Но автор приводит примеры преступной (активной) деятельности. Эта деятельность принципиально, на многие порядки опасней бездеятельности.
  • Дементий Башкиров 


[ Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 02/01/2020
"Вскрыт мотив преступной деятельности - личное обогащение и личное благополучие, культивируемое и поощряемое топ менеджерами. " - Это давно всем понятно. Теперь осталось закрепить 100% ответственность и вину за неудачи за непосредственными исполнителями низшего звена.


[
Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 03/01/2020
  • Вина за неудачи давно переложена на непосредственных исполнителей. Сотни нормативных документов (более 800 в ХТО НИИАР), в которых прописаны тысячи запретов, не оставляют шансов исполнителю работ выполнить работу без нарушений части запретов.
  • Ни один из документов по безопасности не предоставляет примеры выполнения работы без нарушений собственных запретов и ограничений.
  • Исполнитель выбирает, что будет нарушать. Например, требования пожарной безопасности или требования физзащиты. Выполнить и то, и другое одновременно невозможно. 
  • Мои старшие товарищи ещё в 1985 познакомили меня с доктриной, что единственный способ подтвердить свою квалификацию - отказаться от работы. (Возражения Бабикова - нужны камеры на миллион Кюри). Вся история ЗЯТЦ в НИИАР - это отказ от выполнения работ, в течение 50 лет.
  • Планомерно сворачивание АЭ - это неизбежный логический вывод и свода запретов, которые есть у непосредственного исполнителя.
  • Все строго по Конфуцию - если ты начал работу (вступил в бой), ты проиграл. Мои старшие товарищи выиграли эту не состоявшуюся битву.
  • Дементий Башкиров 


[
Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 19/01/2020
#Все начальники и инструкции только запугивают исполнителя. Только наставник, не особо вникающий в инструкции, ведёт за собой. #Подписи исполнителя, разрешителя и руководителя в инструкции несут разный смысл#


[
Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 03/01/2020
Бездарная статья. Ни о чем. Все как в советское время Пока работники  будут боятся соблюдать правила и регламенты,  когда их мягко грубо заставляют нарушать их руководители (а это постоянно наблюдается), ничего не изменится. Атомщики так и не поняли после Чернобыля от чего взрываются реакторы.


[ Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 03/01/2020
......Атомщики так и не поняли после Чернобыля от чего взрываются реакторы."===========================

Зато  неатомщики в лице Проатомовских "спецов" по-видимому все поняли - может, наконец, расскажете, просветите всю эту невежественную публику - "атомщиков"? Особенно поподробнее про советское время - имеете собственный опыт? Где именно Вас "мягко грубо" заставляли нарушать правила и регламенты и чего именно Вы боялись?


















[
Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 03/01/2020
.....может, наконец, расскажете, просветите всю эту невежественную публику - "атомщиков"?
Для начала фильм "Чернобыль" до конца досмотрите.Опыт говорите. И на вас хватит. Видели и делали и До и После.


[
Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 03/01/2020
......Видели и делали и До и После.====================

Значит по существу сказать нечего. Все знания  - из кино. Что "видели и делали" - неизвестно. Зато  очень загадочно и многозначительно. Ну хоть о разнице  между РБМК, ВВЭР и БН что-нибудь слышали? А чем отличается РБМК чернобыльский от РБМК лаэсовского (которые, кстати, из эксплуатации выводятся)? Продемонстрируйте, плиз, ваш опыт, которого "на нас хватит". Что вы "До и После" взорвать пытались?



[
Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 03/01/2020
////////////Значит по существу сказать нечего. Все знания  - из кино.

Понятно, кино не посмотрел. Вижу, что кроме разницы в конструкции реакторов так ни в чем и не разобрался. Культура безопасности - это совсем другое.
Культуролог.


[
Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 05/01/2020
То, что происходит 10 лет в Росатоме, к культуре безопасности отношения не имеет. В том числе и Адамчик


[ Ответить на это ]


Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
от Гость на 06/01/2020
Цитата: "
  • Сотни нормативных документов (более 800 в ХТО НИИАР), в которых прописаны тысячи запретов, не оставляют шансов исполнителю работ выполнить работу без нарушений части запретов.
    Дементий Башкиров"

    Более того: огромное количество нормативных документов приводит к тому, что делающие конкретную работу люди НИ ОДНОГО из них не читают. Кипа документов существует сама по себе, конкретное дело - само по себе. Формальные инструкции - согласованные и подписанные целой толпой статусных бюрократов - по факту не являются руководством к действию на местах.

    Руководство организаций это знает, да и контролирующие структуры тоже. С обоих сторон ограничиваются тем, что смотрят: не просрочена ли инструкция? Раз в 5 лет переподписывают старый текст, иногда удаляя совсем уж устаревшие параграфы - и вот она якобы обновлена. А на самом деле - как была не актуальна, так и осталась.



  • [ Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 06/01/2020
    /////Формальные инструкции - согласованные и подписанные целой толпой статусных бюрократов - по факту не являются руководством к действию на местах.

    Вот так и работаем. Только мучаем друг друга и стращаем.
    Культуролог.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 07/01/2020
    • Прочитать более 10000 страниц НТД требует 100 рабочих дней, если читать по 100 страниц ежедневно. Понять написанное требует в два-четыре раза больше времени. Найти ошибки, или даже подвохи, в десять раз больше времени.
    • Почти 100% исполнителей ставят подписи, не читая документ. Всё равно у них нет времени, необходимого на ознакомление. Количество экземпляров не позволяет ознакомиться всем исполнителям в отведённое сроки.
    • Компетентные товарищи популярно объясняли нам: То, что вы на свободе, это не ваша заслуга, а наша недоработка. Такого не может быть, чтобы работающий ничего не нарушил.
    • Дементий Башкиров 


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 07/01/2020
    ....Почти 100% исполнителей ставят подписи, не читая документ. Всё равно у них нет времени, необходимого на ознакомление. Количество экземпляров не позволяет ознакомиться всем исполнителям в отведённое сроки.==========

    Дементий Башкиров, если Вы, будучи халтурщиком, не сумели ознакомиться с нормативной документацией, ничего в ней не поняли и ставили свои подписи не глядя, то не надо клеветать на специалистов, которые в отличие от таких, как Вы, и НТД знали, и понимали, что такое культура безопасности. Вам, вероятно, неизвестно, что не только эксплуатационники, но и все разработчики реакторных установок - в организациях Научного Руководителя, Главного Конструктора и Генпроектанта в обязательном порядке сдают экзамены по НТД по безопасности. По крайней мере, раньше сдавали. И только безграмотные болтуны и дилетанты вопят, что все это делается бесчестно. Почти 100% честных и порядочных специалистов, знающих свое дело, нормативы знают не понаслышке и руководствуются ими в проектах и при эксплуатации. Конечно, в семье не без урода. Да и руководящие "эффективные менеджеры" ради карьеры не прочь пренебречь таким хлопотным делом, как культура безопасности. Но это не значит, что Вам позволено поливать помоями всех подряд.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 07/01/2020
    ... поливать помоями всех подряд.... === ну, а вы по какому праву оскорбляете Дементия Дашкирова? Весь популистский бред, который вы написали в своем комментарии гроша выеденного не стоит, поскольку высосан из пальца. На самом деле Башкиров абсолютно прав, мы погрязли в бюрократии и оторвались от реальной жизни. Чиновники в офисах и персонал на производстве – это два разных мира, две культуры с разными ценностями. Вся страна разделилась на эти два мира. Поэтому мы ежедневно отстаем от развитых стран мира. В космосе, авиации, машиностроении, морском флоте..., только в фигурном катании еще держимся, и то, потому, что тренируются наши девочки за рубежом.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 07/01/2020
    ...Весь популистский бред, который вы написали в своем комментарии гроша выеденного не стоит, поскольку высосан из пальца..На самом деле Башкиров абсолютно прав, мы погрязли в бюрократии и оторвались от реальной жизни. Чиновники в офисах и персонал на производстве – это два разных мира, две культуры с разными ценностями....============

    Хуже всего на свете дурачье, которое не имеет отношения к предмету обсуждения, но несет чушь, лишь для того, чтобы лишний раз продемонстрировать ненависть к своей стране. Ваш любимый Башкиров утверждает прямо противоположное тому, что вы тут наваяли -  что специалисты сплошь бесчестные халтурщики, а в моем комментарии как раз и написано, что персонал на производстве - честные и порядочные люди. Вы сначала читать научитесь, что по-русски написано, а потом вещайте про "популистский бред". Хотя про таких известно - "чукча не читатель, чукча писатель".


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 07/01/2020
    ....чукча-писатель... ==== о том, что патриотизм – последнее прибежище негодяев, вы, наверное, слышали. Кстати, и насчет русского языка – именно вам нужно научиться ставить знаки препинания. А Башкиров прав в том, что нынешнее руководство неспособно грамотно организовать производственный процесс, что и вызывает у исполнителей нигилизм к выполнению своих обязанностей.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    Я - не Башкиров, я - культуролог. И слова Башкирова подтверждаю. Башкиров в защите не нуждается. Его анализу надо учиться всякому дурачью.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 06/01/2020
     Вот интересный комментарий. Скопирован из обсуждения статьи Гордона "Сухой остаток"

    Актуально и крайне своевременно  
              

     Ядерная безопасность – не просто выделенный участок современной техногенной цивилизации, но совершенно обособленная по своему фундаментальному принципу классификация угроз, урона, защиты и учета, даже морально – социальных принципов совместимости с общественными институтами. И этому есть веская причина. Хотя и не эффективно, с КПД не более 40%, но мы научились извлекать энергию атома.  Но, признаемся честно, до сих пор не вполне понимаем  природу радиационно-ядерных явлений и возможные последствия влияния освободившейся энергии на экосистему. Уже сегодня есть неопровержимые факты влияния радиации на онкологические болезни и генетические изменения. Атом уже сегодня изменяет нашу цивилизацию. Эта неопределенность побуждает к действиям, на первый взгляд чрезмерным, – выделению технических, экономических, географических аспектов Ядерной Безопасности,  полагая ЯБ  не просто отдельной отраслью, но специфической наукой. Наукой, к сожалению, вынужденной включать в себя даже политику. 
     Борис Григорьевич не просто специалист этой науки, но ученый, один из ее  создателей. У него, несомненно, есть своя научная биография, которая  строится не только на опыте, исследованиях и конструкторско-инженерных разработках, но и на его роли в создании и руководстве НТЦ ЯРБ.  Безопасность – ключевое слово  в ядерной энергетике. Особо выделенное понятие для целой технической сферы, специфической, уникальной по отдельным научно-технологическим признакам. Вклад  в это Б.Г.Гордона чрезвычайно значим. Помимо научного, инженерного, творческого вклада,  Борис Григорьевич  отмечает (полагая это важным) «свой вклад в качестве единственного летописца» созданной при его активном участии структуры Государственной Ядерной Безопасности, единой, для всех техносферных объектов. Б.Г.Гордон показывает, и это тоже важно, хотя далеко не всеми  понимается и принимается: «Атомную энергетику бессмысленно сравнивать с традиционными источниками энергии по экономическим индикаторам. Это родовая особенность А.Э. Осознание ее уникальности и отличие от остальных отраслей постепенно становятся общепринятым». Аварии ядерной энергетики – это не крушения и не землетрясения, к которым Земля уже адаптировалась. Даже локальная ядерная авария – планетарное, астрономическое явление, потому, что меняет изотопный состав планеты. Явление, способное по накоплению привести к непоправимому. Вот почему то, над чем трудился Б.Г. Гордон, должно стать отдельной отраслью знания. Знания как предвидеть, сохранить Землю, экосистему, нас с вами. 

    Попытаюсь привести некоторые аналогии. 
    До сих пор цивилизация в самых фантастически сложных ее ипостатях строилась на простых физических принципах, позаимствованных у природы: «Паровоз – ДВС», Электроника, Авиация, «Ванны, Душ, Лифт» (Маяковский). Другими словами, от четырех нехитрых подсказок Природы: «Костер» – (огонь тепло), Палка – дубина (рычаг, коленвал), Камень – (Сила, тяжесть). Магнит – (электричество, поле). Многотысячелетнее использование людьми этих явлений, принципов показало их относительную безопасность – мы не ждем разрушения нашей Матушки Земли, даже если сильно разыграемся с этой техникой. Более того, эта деятельность возвратно-поступательна, как и палиндром, что читается «с права на лево» и «с лево на право». Сохраняя смысл, он воспроизводится в обоих направлениях:                   «Мил Ане судак, а Дусе – Налим»…(Прочитайте справа налево и убедитесь.) Однако современная цивилизация стала использовать новый принцип, и взяла еще одну подсказку, уже из Космоса. Вольную

    Прочитать остальные комментарии...


    [ Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 07/01/2020
    Все в куче--рябчики с лошадьми.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 07/01/2020
    На Кольской АЭС - ошибка персонала при перегрузке топлива (ошибка была оценена как потенциально влияющая на безопасность). Второе событие также на Кольской АЭС – разгерметизация канала в центральном зале.Два раза упомянули Кольскую АЭС, а эти события были совсем на другой АЭС. На Кольской каналов в реакторе нет.


    [ Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    Цитата: "
  • Почти 100% исполнителей ставят подписи, не читая документ.
  • Дементий Башкиров "

    Так и есть. Большинство руководителей госучреждений, если это не финансовый документ, подписывая бумагу в которой много подписей - делают это не читая.

    Вместо сути смотрят на собранные подписи: " - А кто до них уже подписался?". Если там есть статусные лица, либо если пройден "барьер" в виде кого-то персонально из руководства кто считает себя хозяином распоряжаться в данном деле и из-за этого может быть против (просто по факту ведения дел кем-то другим) - тогда подписывают не читая.



  • [ Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    Цитата:
    "
    Башкиров абсолютно прав, мы погрязли в бюрократии и оторвались от реальной жизни. Чиновники в офисах и персонал на производстве – это два разных мира, две культуры с разными ценностями. Вся страна разделилась на эти два мира. Поэтому мы ежедневно отстаем от развитых стран мира. В космосе, авиации, машиностроении, морском флоте."

    Мудрые слова.
    В нашей стране это явление даже не осознаётся почти никем.
    Между тем, вся государственность построена по принципу: конечный исполнитель должен быть бесправен, будь он хоть трижды высококвалифицирован, талантлив и дипломирован. Право руководить имеет только надсмотрщик а не специалист. Он же, а не непосредственный производитель, получает основную часть прибавочной стоимости.
    Все блага имеет не тот кто работает, а тот кто контролирует.

    Откуда у нас в стране это? С 1917 года? Раньше. Со времён крепостного права? Раньше. Со времён 1238 года когда началось татаро-монгольское иго? Возможно.
    В те времена новая государственность строилась как по определению оккупационная.
    Через 150 лет иго свергли но жизнь простого человека легче не стала. Потому что "новые барины" которые "хуже хана татарина", перестав платить дань орде, решили поработать на себя прежними методами. Это задало антидемократический вектор российской государственности, проявления которого мы до сих пор имеем.

    остаётся только принять как данность, что на любом российском госпредприятии - как на угольном корабле: есть капитанский мостик и кают-компания где живут в своё удовольствие, а есть кочегарка где работают наизнос и не получают ничего.



    [ Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    • На заводах Генри Форда администрация забирала себе 20% от стоимости продукции. 100 долларов из 600 долларов стоимости "форда". 80% доставалось рабочим. Генри Форд считал себя коммунистов более, чем Маркс и Ленин. 
    • На заводах Никиты Демидова администрация забирала себе более 99% от стоимости продукции. 2 рубля пуд чугуна стоил в Москве, 1,6 копеек на Урале. Мамин-Сибиряк.
    • Менеджер федерального проекта, или зарубежного контракта, кладёт в личный карман от 50% бюджетных средств. Непосредственным исполнителям остаётся менее 10% от контракта.
    • При любой организации труда культуру безопасности обеспечивает исполнитель. Именно он рискует личным здоровьем.
    •  Зарплата непосредственного исполнителя работ (производителя особо опасных работ) является основой безопасности производства. Эта зарплата определяет уровень КБ. 
    • Распил бюджетных средств - это основная угроза культуре безопасности. Безопасность стоит денег. Нет денег, нет безопасности.
    • АЭ игнорирует безопасность будущих поколений, делая ставку на прибыль, не имея технологий безопасного обращения с ОЯТ. Современные законы не запрещают такую деятельность. 
    • Законный путь к уничтожению наших потомков должен быть перекрыт. Начать нужно с прекращения финансирования атомной энергетики из налогов граждан РФ.
    • АЭ должна быть планомерно свернутая до нуля. Тогда можно будет начать обсуждение КБ при обращении с ОЯТ. 
    • Дементий Башкиров 


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    Башкирову. Самое главное – перекрыть канал воровства денег от продажи природных ресурсов России. Нынешняя власть жирует, да и, вообще, именно на этом и держится.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    "Два разных мира.." Посмотрите на структуру якобы "современного" производства, какие там "водятся" синекуры все и так знают - это уже давно готовая модель сословного общества. Есть организации, где "командиров" больше в разы, а значит свои интересы (больше вознаграждения, меньше ответственности и нагрузки) они будут защищать вне зависимости от индивидуального вклада каждого (грамотные или "балласт") - берем усреднённо, по отношению к "исполнителям", где оценка их труда в виде зарплаты невелика и особо не стимулирует к работе. Зато имеется огромное количество документов и инструкций по охране труда, в основном общий смысл которых - переложить максимум ответственности на исполнителя. Если проводить инструктажи по всем правилам (есть например такие и про гололёд и хождение по территории предприятия), то это потребует много рабочего времени, (к слову, в религии ПСР есть показатель - загрузка, на человека желательно больше 95%). Никто не спорит, что ТБ нужна, есть реально опасные условия и орудия труда - электроинструмент например, об опасности которого стоит периодически напоминать, если совсем не "оторвались" от реальности. Кроме этого, сейчас в моде совмещение нескольких профессий (компетенций - на жаргоне "эффективных"), а значит ознакомиться и подписать надо в несколько раз больше инструкций. При этом растёт опасность для исполнителя, так как не занимаясь какой нибудь "компетентной" работой постоянно, он забывает безопасные навыки.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    • ... он забывает безопасные навыки. 
    • Верно. 
    • Оператор РХУ теряет навыки быстрее, чем пилот самолёта. Без конкретных навыков у пилота, самолет не поднимется в воздух.
    • Навыки передаются от оператора к оператору, инструкции по ТБ тут рядом сбоку. Действия выполняются на выработанных привычках, на автомате. 
    • Пилота нельзя заменить конструктором, учёным. Это не квадратик в проекте. Это тот самый гегемон, о котором говорил Ленин. 
    • В советское время труд оператора в МСМ стоил от 400 до 700 руб/мес. А труд научного работника от 120 до 200. И все равно рабочих рук не хватало.
    • Воспитание высококвалифицированного рабочего принципиально сложнее, чем снабженца или бухгалтера, поэтому он и получал в разы больше главбуха. Работа у рабочего МСМ опаснее и ответственнее, чем у пилота пассажирского лайнера.
    • Культура безопасности начинается и заканчивается на рабочем месте оператора. То есть производителя радиационно-опасных работ. Если конструктор и учёный не понимают этого, и считают нормой, что рабочий получает 50 тыр, а менеджер 1500 тыр в месяц, то аварии на радиохимических производствах неизбежны.
    • Инструкции по безопасностям (их видов только два десятка) нужны для прикрытия заднего места писателей. Если работы реально проводятся, то оператору некогда не только их читать, но и даже подписаться в листе ознакомления. 
    • Оператор должен знать техрегламент и технологические инструкции. Это его Библия и Закон Божий. В творческих коллектива роль оператора в создании этих НТД ведущая. Если НТД пишут только клерки, то получаются опасные для людей бумаги. А потом на фундаменте таких измышлений в виртуальном пространстве создаются утопические проекты ЗЯТЦ. 
    • Если вы решили заняться безопасностью, поработайте пару месяцев под руководством опытного оператора. На реальном рабочем месте, когда вас поджимают реальные сроки плана или контракта. Изучите перечень аварий, произошедших на этом конкретном рабочем месте.
    • Исход рабочих коллективов из МСМ в начале 90-х - самая большая потеря для атомной отрасли. Вместо рабочей культуры на замену пришёл мат, феня и птичий язык менеджеров.
    • Дементий Башкиров 


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    Все верно. Но ссылка на Ленина - это не правильно. Не  очень он культурный. Про безопасность и не говорю.
    Культуролог


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    ...При любой организации труда культуру безопасности обеспечивает исполнитель. Именно он рискует личным здоровьем....=====================

    То-есть Вы, Дементий Башкиров, признаете, что оклеветали исполнителей, утверждая в предыдущем комментарии, что они не знают содержания нормативной документации по безопасности и ставят свои подписи "не глядя". Весь остальной комментарий - это давно навязшие  в зубах банальности, которые повторяются из поста в пост для того, чтобы посетители не забывали о существовании своего, недавно еще не сходившего со страниц сайта, любимого "героя". Ибо больше сказать ему "почтеннейшей публике" нечего.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    ...сказать ему « почтеннейшей публике» нечего... === дешевый наезд бывшего коллеги. Зависть колет глаза этому пенсионеру, что Дементий Башкиров популярен и говорит разумные вещи.  


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    "Он знал, что вертится земля,но у него была семья."
    Это про исполнителя и про всех сверху донизу. Пока не решится эта проблема, о КБ и говорить не стоит. В запуганном обществе задача нерешаемая.
    Культуролог



    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 09/01/2020
    Культурологу

    Этой евтушенковской цитатой трусы оправдывают свою трусость, а негодяи и лицемеры - подлость и предательство. Не уподобляйтесь Дементию Башкирову и не клевещите на "всех сверху донизу" порядочных людей. Всегда интересно спросить автора подобных глобальных суждений: а Вы сами тоже исповедуете эту, с позволения сказать, "мораль" или Вы в "сверху донизу" не входите?
    Один из миллионов исполнителей.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 09/01/2020
    Никак не угомонится этот один из миллионов исполнителей, пенсионер, бывший коллега Башкирова. Вот что делает зависть с людьми.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 18/01/2020
    С сентября прошлого года на этот сайт не заходил.  "пенсионер, бывший коллега Башкирова" - это про меня что ли? Анончик, я в отличие от Вас подписываюсь. ;)Трехонин С.В.trekhonin_s_v@mail.ruhttps://www.proza.ru/avtor/trekhonin


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    Цитата:
    "Вместо рабочей культуры на замену пришёл мат, феня и птичий язык менеджеров."

    Так и обстоит дело в РФ: вместо опытных инженеров и учёных - "эффективные менеджеры". Которые на должности рабочих нанимают случайных прохожих с улицы готовых задёшево изображать видимость квалифицированного труда.

    Сразу вспомнилось: когда СМИ опубликовали перечень пострадавших при пожаре авианосца "Адмирал Кузнецов", в списке массово значились какие-то непонятные возраста ремонтников по 20 с небольшим лет. Ну какие из них сварщики?

    Там похоже варили электросваркой и не посмотрели на нижний этаж где, как всегда на "Кузнецове", лужи мазута были не убраны. Вместо ремонта на корабле сутки горели и выгорели кабельные трассы и теперь неизвестно, отремонтируют ли его вообще когда-либо.




    [ Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 08/01/2020
    В жопу этого "Адмирала". Может еще и лучше, что он сгорел, а не утонул.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 10/01/2020
    В России ни одну станцию не сдали в озвученные до начала строительства сроки. Все планы регулярно "едут вправо", что вызывает нервозность на площадках строительства и, как следствие, необходимость нарушения всего что можно. Ибо когда горят сроки, тут уже не до ТБ, КБ и прочей Б. Пуститься бы хоть как-нибудь.Из-за того, что планы боятся двигать "вправо" и исходить из реальности, работы одних этапов выполняются на других, более поздних. Отсюда и работы на оборудовании под давлением, хотя надо бы без давления и работы на электрооборудовании под напряжением, хотя надо без напряжения и много других "и"... Сами себя же обманываем! Зачем?А в теории да, безопасность нужна и важна!



    [ Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 17/01/2020
    Человек - животное почти не предсказуемое т.е. от него следует ожидать неожиданных реакций и потому он не должен оставаться без наблюдения при работе оператором  АЭС, пилотом..., но увы, со стороны таких же непредсказуемых. Можно лишь уменьшить вероятность трагедий или...спасений.Человечество спаслось от 3-й мировой во время Карибского кризиса, благодаря одному человеку, не давшему согласия на пуск ракет с подводной лодки. Двое согласились, действуя по инструкции. ГеН


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 17/01/2020
    Человек - животное почти не предсказуемое т.е. от него следует ожидать неожиданных реакций и потому он не должен оставаться без наблюдения при работе оператором  АЭС, пилотом..., президентом но увы, со стороны таких же непредсказуемых. Можно лишь уменьшить вероятность трагедий или...спасений.Человечество спаслось от 3-й мировой во время Карибского кризиса, благодаря одному человеку, не давшему согласия на пуск ракет с подводной лодки. Двое согласились, действуя по инструкции.


    [
    Ответить на это ]


    Re: Категория «безопасность» имеет человеческое лицо (Всего: 0)
    от Гость на 17/01/2020
    Конституция у нас для того. чтобы подтереться. Зато главная инструкция была правильная.  Сейчас один "ум" недоум  считает, что надо в случае чаво бить первым, имея доступ к красной кнопке. Совет наивного дилетанта Госсовету: заменить "ум" искусственным  интеллектом - роботом, дающим доступ к кнопке после предъявления хотя семи радужек, пока еще они есть в глазницах и головы на плечах   


    [
    Ответить на это ]






    Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
    E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
    За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.20 секунды
    Рейтинг@Mail.ru