proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 25 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[07/10/2005]     Организация обращения с ИИИ на предприятиях морского и речного транспорта

М.К.Атурин, Федеральное агентство морского и речного транспорта,

В.И.Медведев, ФГУП "Гидрографическое предприятие",

В.И.Ярош, ЗАО "ЦНИИМФ"


После осуществления государственной реформы в России сформировалось следующая система управления морским транспортом. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Служб и Федеральных агентств.

Федеральное Агентство морского и речного транспорта осуществляет управление подведомственными организациями и предприятиями, занимается оказанием услуг, имеющих общественную значимость. Ряд предприятий морского транспорта относится к числу объектов, на которые распространяется действие Федерального закона "Об использовании атомной энергии". С учетом этого Федеральное Агентство морского и речного транспорта относится к числу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление использованием атомной энергии на морском транспорте. К числу организаций, предприятий морского транспорта, имеющих отношение к обращению с РВ, в том числе источниками ионизирующих излучений, и РАО, относятся:

– Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство", эксплуатирующее суда атомного флота (атомные ледоколы, лихтеровоз контейнеровоз "Севморпуть", суда атомно-технологического обслуживания (суда АТО)). В состав судов АТО входят плавучие технические базы для перегрузки и хранения ядерного топлива, базы хранилища для сбора, обработки и хранения жидких радиоактивных отходов и контрольно-дозиметрический пост. Основными источниками образования первичных РАО являются атомные ледоколы и птб "Имандра";

– Федеральное Государственное унитарное предприятие "Атомфлот" с причалами для базирования атомных судов и судов АТО, установками для переработки твердых и жидких радиоактивных отходов, пунктом захоронения отходов с низкой удельной активностью, подразделениями для ремонта и технического обслуживания судов, в том числе с доковым цехом и плавучим доком, и др.;

–ФГУП "Гидрографическое предприятие", обеспечивающее эксплуатацию радионуклидных энергетических установок (изделия РИТЭГ), используемых в качестве источников энергии средств навигационной обстановки на трассе Северного морского пути;

–Организации и предприятия, принимающие участие в транспортировке опасных грузов класса 7, включая:

1. Судоходные компании, эксплуатирующие транспортные суда, обеспечивающие транспортирование морем опасных грузов класса 7 (ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов);

2. Российские морские порты, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами класса 7;

3. Стивидорные компании, работающие на территории морских портов (в ряде случаев) и осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами класса 7;

4. Администрации морских портов (капитан порта и его Служба), созданы для укрепления власти в области государственного управления и надзора в морских портах и в зоне ответственности России. Администрациями морских портов накоплен большой опыт организации контроля при морской транспортировке опасных грузов (в том числе опасных грузов класса 7).

Таким образом, для морских организаций характерна неоднотипная деятельность при обращении с РВ и РАО.

Другой особенностью организаций и предприятий морского транспорта является сочетание различных форм собственности. Не подлежащие в соответствии с действующим законодательством приватизации суда атомного флота эксплуатируются открытым акционерным обществом "Мурманское морское пароходство" (частная компания). Базируются эти суда у причалов Федерального Государственного унитарного предприятия "Атомфлот", осуществляющего их ремонт, техническое и технологическое обслуживание.

Морские порты (стивидорные компании) являются акционерными обществами (частными компаниями). Приведенное выше требует большого объема работ по нормативному обеспечению.

С источниками ионизирующих излучений постоянно работают ОАО "ММП", ФГУП "Атомфлот", ФГУП "Гидрографическое предприятие". ФГУП "Гидрографическое предприятие" обеспечивает эксплуатацию средств навигационного оборудования. В составе этих средств, в качестве источника электрической энергии, используются РИТЭГ. В связи с тем, что проблема обращения с этими изделиями приобрела международное звучание, остановимся подробнее на мероприятиях по обеспечению их безопасной эксплуатации.

Главной целью деятельности ФГУП "Гидрографическое предприятие" является навигационно-гидрографическое обеспечение безопасности мореплавания при завозе народнохозяйственных грузов в районы Крайнего Севера судами морского и речного флота, деятельности Военно-морского флота Российской Федерации, промысловых, научно-исследовательских, специальных и других судов, независимо от их ведомственной и национальной принадлежности.

Зона ответственности Предприятия включает трассы Северного морского пути (СМП), район архипелага Земля Франца Иосифа и устьевые участки (нижнее течение) рек Енисей, Хатанга, Анабар, Лена и Колыма, доступные для морского судоходства.

Предприятие в соответствии с законом "Об использовании атомной энергии" является эксплуатирующей организацией и несет всю полноту ответственности за безопасность радиационной установки, а также за надлежащее обращение с радиоактивными веществами.

Для выполнения упомянутых функций эксплуатирующая организация может привлекать специализированные организации, имеющие необходимые лицензии (ВНИИТФА, ЗАО "ЦНИИМФ" и др.)

1. Использование РИТЭГ на морском транспорте Общие сведения

Радионуклидные энергетические установки (и входящие в их состав радионуклидные термоэлектрические генераторы (РИТЭГ)) используются для автономного и длительного электроснабжения средств навигационного оборудования (СНО), предназначенных для навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания на трассах Северного морского пути (СМП). В состав радионуклидной энергетической установки входят блоки накопления энергии (БНЭ) и соединительные кабели. РИТЭГ установлены и используются только для обеспечения электроэнергией необслуживаемых, автоматически действующих средств навигационного оборудования (СНО)– световых маяков, светящихся навигационных знаков, радиолокационных маяков ответчиков, расположенных в труднодоступных районах арктического побережья и на островах, где использование иных источников электроэнергии невозможно или в значительной степени затруднено, особенно в зимний период при обеспечении круглогодичной навигации.

Радионуклидные энергетические установки эксплуатируются в исключительно тяжелых климатических условиях. Минимальная зафиксированная температура на побережье Северного Ледовитого океана (СЛО) составляла 52°С (январь февраль), летом температура достигает +28°С. Главным фактором, определяющим формирование климата, является недостаток солнечной радиации и наличие длительных периодов полярных дней и ночей. Сказанное выше определяет сложность подбора альтернативных источников электроэнергии для СНО.

Районы размещения РИТЭГ

Радионуклидные энергетические установки размещены в зоне Арктики, на побережье и островах бассейна Северного Ледовитого океана от Новоземельских проливов (Карское море) на западе до побережья Берингова моря на востоке (бухта Провидения), до широты 80,20 N (остров Комсомолец архипелага Северная Земля). Эти районы представляют собой арктическую тундру, труднодоступную, большей частью необитаемую и редко посещаемую местным населением. В населенных пунктах и вблизи от них на трассах СМП РИТЭГ не размещались. Установки размещены автономно на открытом воздухе и не подлежат постоянному техническому обслуживанию (ГОСТ –18696 –90). В настоящее время в Предприятии числится 327 РИТЭГ типа "Бета М", "Эфир МА", "Горн" и "Гонг".

Особенности установки РИТЭГ

РИТЭГ являются изделиями наземного базирования и предназначены для эксплуатации на открытом воздухе. РИТЭГ расположены в непосредственной близости от СНО, которое в принципе (в большинстве случаев) представляет собой ажурное металлическое или деревянное сооружение башенного типа различной высоты. Расстояние от РИТЭГ до БНЭ и сооружения ограничивается длиной соединительных кабелей. РИТЭГ устанавливается на месте эксплуатации в транспортной упаковке на деревянном поддоне, кабели прокладываются по поверхности или с небольшим заглублением в грунт.

Приведенные сведения определяют возможные способы организации физической защиты изделий РИТЭГ.

Потенциальная радиационная опасность

По потенциальной радиационной опасности воздействия на население при радиационной аварии РИТЭГ относятся к III категории (согласно ОСПОРБ 99). Руководство каждой гидрографической базы (структурного подразделения ФГУП "Гидрографическое предприятие") должно выполнить согласование категории радиационного источника (РИ) при потенциальной радиационной аварии с местными территориальными органами Госсанэпидслужбы России. Обоснование категории РИ по потенциальной радиационной опасности произведено в установленном порядке.

РИТЭГ, установленные на трассах СМП, при нормальной эксплуатации не являются источниками радиоактивного загрязнения окружающей среды.

2. Состояние РИТЭГ, используемых на морском транспорте (опыт эксплуатации)

Многолетний опыт эксплуатации изделий РИТЭГ, находящихся в ведении ФГУП "Гидрографическое предприятие", подтвердил безопасность их использования для окружающей природы и населения.

За десятилетия использования на морском транспорте РИТЭГ не зафиксированы случаи или попытки использования их для ядерного (радиологического) терроризма. Необходимо отметить, что длительное отсутствие стабильного финансирования обеспечения эксплуатации СНО явилось основанием для возникновения ряда нештатных ситуаций с изделиями РИТЭГ.

Побережье Северного Ледовитого океана представляет собой неоднородную геологическую структуру. Зона сейсмической активности отмечается в дельте реки Лена у порта Тикси, а также имеется незначительный очаг в море к северу от Чукотского полуострова. В зоне побережья, сложенного многолетнемёрзлыми осадочными породами, наблюдается особое явление – термокарст. В результате такого процесса на навигационном объекте Кондратьева произошло самопроизвольное погружение двух РИТЭГ типа ГОНГ в образовавшуюся пустоту.

Несмотря на удалённость мест установки РИТЭГ от населённых пунктов были отмечены случаи хищения блоков накопления энергии (аккумуляторов) неизвестными лицами. К числу зафиксированных нештатных ситуаций (табл.1) относятся погружение двух РИТЭГ в термокарстовые образования и хищение блоков накопления электрической энергии (аккумуляторов) на двух объектах.

В сентябре 2004 г. при транспортировке двух РИТЭГ типа ЭФИР на внешней подвеске вертолета Ми 8 произведен аварийный сброс (по причине шквального ветра и нештатной застроповки груза) с высоты 50 метров. РИТЭГ транспортировались с пункта СНО "Новая Сибирь" на территорию бывшей полярной станции "Бунге" в ходе реализации программы сбора и дальнейшего вывоза на утилизацию.

Опыт эксплуатации РИТЭГ, данные таблицы 1 свидетельствуют о необходимости обеспечения эффективной физической защиты не только РИТЭГ, а и самих СНО, вне зависимости от типа используемого источника электроэнергии. Имеются основания полагать, что при снятии с эксплуатации всех РИТЭГ объем хищения оборудования СНО увеличится, поскольку РИТЭГ в какой-то степени являются самозащищенными (от просвещенной части расхитителей). В свою очередь, принятие эффективных мер физической защиты для обеспечения бесперебойного функционирования СНО сделает использование РИТЭГ или их аналогов более безопасным.



Таблица 1. Нештатные ситуации при эксплуатации РИТЭГ.

Отказы и аварии РИТЭГ

Многолетний опыт эксплуатации РИТЭГ показал их необычайно высокую надёжность, за период с 1970 по 2005 год при эксплуатации почти 500 РИТЭГ в ФГУП "Гидрографическое предприятие" отмечено всего 8 отказов в работе РИТЭГ, вызванные техническими причинами. Зафиксированные отказы по техническим причинам приведены в табл. 2.

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о том, что подобрать альтернативный источник электроэнергии для средств навигационного оборудования, имеющий столь же высокий уровень надежности, практически невозможно. Для решения этой проблемы необходимо проведение комплекса длительных специальных исследований, включая эксплуатационные испытания.

3. Основные составляющие стратегии вывода из эксплуатации РИТЭГ

3.1. Общие положения

Обоснованная постановка цели, определение основных этапов, средств и методов достижения цели, прогноз возможных вариантов изменения обстановки являются необходимыми действиями при решении любой серьезной задачи, в особенности такой, как организация безопасного использования РИТЭГ. Это и принято называть стратегией.



Таблица 2. Отказы РИТЭГ по техническим причинам.

Основными составляющими стратегии вывода из эксплуатации РИТЭГ являются:

– организация безопасной эксплуатации действующих РИТЭГ на трассах Северного морского пути в соответствии с действующим российским законодательством;

– разработка концепции замены РИТЭГ, эксплуатируемых ФГУП "Гидрографическое предприятие";

– разработка концептуального подхода к вывозу РИТЭГ с трасс Северного морского пути;

– выполнение комплекса мероприятий (работ) по организации безопасного вывоза РИТЭГ с трасс Северного морского пути;

– определение отраслевой концепции временного хранения РИТЭГ;

– создание концепции учета и контроля радиоактивных веществ, находящихся в РИТЭГ;

– разработка концепции физической защиты РИТЭГ на всех этапах их эксплуатации, включая вывоз изделий с трасс Северного морского пути и доставку новых аналогичных изделий на места их эксплуатации.

При конкретизации основных стратегических направлений вывода из эксплуатации РИТЭГ рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением надежного функционирования средств навигационного оборудования на трассах Северного морского пути.

3.2. Организация эксплуатации РИТЭГ на трассах Северного морского пути

Применение радионуклидных энергетических установок и радионуклидных термоэлектрических генераторов является использованием атомной энергии в мирных целях и регулируется российским законодательством.

Безопасное использование РИТЭГ в составе СНО на трассах Севморпути было обеспечено в связи с тем, что выполнялись требования Федерального закона "Об использовании атомной энергии".

Были налажены совместная работа и взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление использованием атомной энергии (Федеральное агентство морского и речного транспорта), эксплуатирующей организации (ФГУП ГП) и организаций (имеющих соответствующие лицензии), выполняющих работы, предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации.

ФГУП "Гидрографическое предприятие" в соответствии с российским законодательством обеспечивает эксплуатацию и вывод из эксплуатации РИТЭГ. Для осуществления этих функций эксплуатирующая организация должна обладать необходимыми ресурсами, в том числе финансовыми. При отсутствии этих ресурсов могут возникать нештатные ситуации.

3.3. Концепция замены РИТЭГ, эксплуатируемых ФГУП «Гидрографическое предприятие»

16-18 февраля 2005 г.в Осло, Норвегия состоялся семинар Контактной Экспертной Группы (КЭГ) МАГАТЭ был организован в соответствии с решением 18-го совещания КЭГ (октябрь 2004 г., Москва). Семинар был подготовлен Норвежским агентством по радиационной защите совместно Секретариатом КЭГ при тесном взаимодействии с Росатомом.

В семинаре КЭГ участвовали представители одиннадцати стран: Канады, Финляндии, Франции, Германии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции, Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Дании, Японии, и трех международных организаций: Европейской Комиссии, МАГАТЭ и НЕФКО.

Тема семинара: "Обеспечение безопасности и защиты радиоактивных источников: Вывод из эксплуатации и замещение радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ)".

По результатам обстоятельного обсуждения подписан протокол семинара, в соответствии с которым (п.2 выводов и рекомендаций) допускается возможность продолжения работы РИТЭГ при условии выполнения ряда мероприятий, требующих финансирования и расширения международной помощи (п.4).

Рекомендации семинара полностью совпадают с позицией эксплуатирующей организации (ФГУП ГП) и других организаций морского транспорта, имеющих отношение к РИТЭГ.

Как отмечалось выше, в настоящее время на трассах Северного морского пути находятся 327 РИТЭГ в составе средств навигационного оборудования.

Средства навигационного оборудования подразделяются на следующие типы:

– светотехнические СНО (светящие знаки, светящие маяки);

– радиолокационные маяки ответчики (РМО);

– радиомаяки.

Радиомаяки выведены из эксплуатации. В местах их установки расположены 27 РИТЭГ. В составе светотехнических СНО используются 278 РИТЭГ. Расположенные на трассе радиолокационные маяки ответчики содержат в своем составе 22 РИТЭГ. Таким образом, вопрос стоит об использовании РИТЭГ только в составе светотехнических СНО и радиолокационных маяков.

В докладе показано, что характер расположения упомянутых изделий на трассах Севморпути не позволяет использовать источники электрической энергии, имеющие более низкие значения показателей надежности, чем РИТЭГ.

Для принятия решения о переводе СНО на питание от альтернативных источников электроэнергии требуется также выполнение ряда исследований с участием эксплуатирующей организации и уполномоченных организаций, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта.

В результате упомянутых комплексных исследований должны быть определены сферы использования РИТЭГ и альтернативных источников электроэнергии, определен объем минимально необходимых изделий РИТЭГ в составе СНО на трассах Севморпути.

По мере выработки ресурса изделий РИТЭГ в необходимых местах они должны быть заменены на изделия аналогичного типа. Одновременно должен накапливаться и надлежащим образом обобщаться опыт эксплуатации установленного на трассах СМП ограниченного количества альтернативных источников электроэнергии.

3.4. Концептуальный подход к вывозу РИТЭГ с трасс Северного морского пути

При принятии решения о сроках и объеме вывоза изделий РИТЭГ, эксплуатируемых ФГУП ГП, с трасс Северного морского пути следует руководствоваться следующими факторами:

– необходимость обеспечения вывоза с трасс Севморпути неиспользуемых РИТЭГ;

– наличие на трассах СМП РИТЭГ, выработавших свой ресурс;

– наличие на трассах СМП РИТЭГ, техническое состояние которых не допускает их дальнейшее использование.

Принятие решения о вывозе в соответствии со сложившейся практикой и НП 038 02 "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" осуществляется только после инженерного обследования РИТЭГ в местах их эксплуатации.

По результатам обследования могут быть приняты решения:

– продлить срок службы на 5 лет (продление срока службы осуществляется ступеньками по 5 лет до 25 лет, после чего изделие должно быть снято с эксплуатации);

– отказать в продлении срока службы;

– вывести из эксплуатации в связи с неудовлетворительным техническим и/или радиационным состоянием.

Все РИТЭГ, использовавшиеся на трассах СМП вводились в эксплуатацию в период 1970 96 гг. Акты ввода в эксплуатацию радионуклидных энергетических установок (РЭУ) хранятся в гидробазах (структурных подразделениях ФГУП "Гидрографическое предприятие").

На основе накопленной статистики, выполненных обследований, расчетов по продлению ресурсов эксплуатирующихся РИТЭГ получены данные по планируемым объемам вывоза РИТЭГ с трасс СМП (таблица 3).

При этом предполагается, что значительная часть изделий РИТЭГ, за исключением 27 единиц, использовавшихся в составе радиомаяков и ограниченного количества, заменяемых на альтернативные источники электроэнергии, подлежит замене на изделия аналогичного типа.



Таблица 3. Планируемый вывоз РИТЭГ с трасс Северного морского пути.

3.5. Организация безопасного вывоза РИТЭГ с трасс Северного морского пути

По поручению Федерального Агентства морского и речного транспорта для Федерального государственного унитарного предприятия "Гидрографическое предприятие" разработана транспортно-технологическая схема вывоза РИТЭГ с трасс Северного морского пути.

Эта схема базируется на имеющихся в ФГУП ГП технических средствах.

Рассмотрены 3 основных варианта схемы:

1-й вариант: от места установки РИТЭГ трактором с трейлером до места возможной посадки вертолета; вертолетом на внешней подвеске до места накопления у береговой полосы; самоходной баржей до борта судна; судном до причала ФГУП "Атомфлот" в Мурманске. Этот вариант предполагается использовать при невозможности посадки вертолёта непосредственно у места установки РИТЭГ.

2-й вариант: от места установки РИТЭГ вертолётом на внешней подвеске до береговой полосы; самоходной баржей до борта судна; судном до причала ФГУП "Атомфлот" в Мурманске. Этот вариант является наиболее предпочтительным с точки зрения сокращения числа погрузочно-разгрузочных операций и может быть осуществлен при благоприятных погодных условиях и возможности посадки вертолёта непосредственно у места установки РИТЭГ.

3-й вариант: от места установки РИТЭГ трактором с трейлером до места накопления у береговой полосы; самоходной баржей до борта судна; судном до причала ФГУП "Атомфлот" в Мурманске. Этот вариант предполагается использовать при невозможности транспортировки вертолётом из-за погодных условий.

Решение о выборе конкретного варианта транспортно-технологической схемы вывоза принимается коллегиально начальником лоцмейстерского отряда, капитаном гидрографического судна и командиром вертолёта, исходя из реальной обстановки. Все перечисленные варианты транспортно-технологической схемы не предусматривают временного хранения РИТЭГ по пути с места установки на борт судна, что обеспечивается продуманной организацией работ. На любом этапе обращения с РИТЭГ необходимо выполнение требований органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, выдвигаемые в соответствии с их полномочиями.

Все варианты транспортно-технологической схемы вывоза состоят из нескольких основных этапов:

– работы, которые необходимо выполнить до начала транспортировки РИТЭГ;

– транспортировка РИТЭГ от места установки до береговой полосы;

– транспортировка РИТЭГ от береговой полосы до борта специального судна ФГУП ГП с помощью специальной баржи;

– погрузка транспортных упаковок с РИТЭГ на специально оборудованное судно;

– транспортировка судном до причала ФГУП "Атомфлот";

– выгрузка на причал ФГУП "Атомфлот" в порту Мурманск;

Варианты транспортно технологической схемы содержат предложения по организации работ, номенклатуру нормативно-правовых документов, необходимых для обеспечения безопасной транспортировки на всех этапах, а также перечень работ, необходимых к выполнению до начала вывоза.

Имеется положительный опыт организации вывоза РИТЭГ с трассы Севморпути в 2004 году, который подтвердил, однако, необходимость выполнения целого ряда дополнительных исследований, выполнение требований надзорных органов и других работ, которые будут приведены в подпрограмме морского транспорта Межведомственной программы вывода из эксплуатации РИТЭГ.

3.6. Отраслевая концепция временного хранения РИТЭГ

В результате деятельности Федерального агентства морского и речного транспорта, ФГУП "Атомфлот" решена проблема хранения выведенных из эксплуатации и вывезенных с трасс Севморпути РИТЭГ.

На территории ФГУП "Атомфлот" при содействии международной помощи создана площадка для временного хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Имеется опыт временного хранения РИТЭГ с объектов военно-морского флота.

Площадка временного хранения соответствует действующим нормам и правилам и может использоваться для хранения значительной части РИТЭГ различных ведомств. Для организации наиболее эффективного использования площадки целесообразно выполнить силами организаций морского транспорта специальные исследования по анализу возможностей выполнения ФГУП "Атомфлот" функций накопительной площадки (пункта временного хранения) для РИТЭГ.

В соответствии с Уставом ФГУП "Гидрографическое предприятие" его суда и технические средства могут быть использованы для организации вывоза на временное хранение РИТЭГ различных ведомств, отработавших свой срок службы.

Само предприятие уже имеет необходимый опыт обеспечения безопасного вывоза РИТЭГ с трасс Северного морского пути.

Заключение

1. В соответствии с Решением Минобороны России, Росатома, Росморречфлота, Росгидромета, Ростехнадзора, администрации Мурманской области о межведомственной координации деятельности по вопросам вывода из эксплуатации радиоизотопных термоэнергетических генераторов и привлечения международной помощи для реализации указанной деятельности в Федеральном Агентстве морского и речного транспорта разработаны документы:

– Стратегия вывода из эксплуатации РИТЭГ, эксплуатируемых Федеральным государственным унитарным предприятием "Гидрографическое предприятие"

– Концепция и техническое задание на разработку Межведомственной программы вывода из эксплуатации РИТЭГ (позиция организаций морского транспорта)

– Межведомственная Программа вывода из эксплуатации радионуклидных термоэлектрических генераторов (Подпрограмма Федерального Агентства морского и речного транспорта) Реализация вышеуказанных документов позволит обеспечить безопасность при обращении с РИТЭГ. В первую очередь для этого необходимо реализация программных мероприятий, приведенных в отраслевой Подпрограмме

2. Исследования, проведенные организациями морского транспорта, показали, что для обеспечения безопасной и надежной эксплуатации трасс Северного морского пути (СМП) в средствах навигационного оборудования (СНО) должна сохранится значительная часть действующих ныне изделий РИТЭГ или их вновь изготовленных аналогов.

3. Для организаций морского транспорта актуальным является не только вывод из эксплуатации РИТЭГ, но также организация безопасного обращения с ними в процессе эксплуатации, обращение в процессе доставки новых изделий на трассы СМП, а также в процессе вывоза РИТЭГ средствами ФГУП "Гидрографическое предприятие".

4. В настоящее время эксплуатирующая организация (ФГУП "Гидрографическое предприятие") оснащена всеми необходимыми техническими средствами для организации вывоза изделий РИТЭГ с места их установки на отраслевую площадку временного хранения, на ФГУП "Атомфлот".

5. С учетом обстановки, складывающейся в стране и мире, особую актуальность приобретают мероприятия по обеспечению физической защиты РИТЭГ как в местах их эксплуатации, так и на всех этапах транспортировки к месту хранения.

6. Росморречфлот имеет возможность организовать временное хранения и перевалку вывезенных с трасс СМП изделий РИТЭГ, как находящихся в ведении ФГУП "Гидрографическое предприятие", так и РИТЭГ предприятий других ведомств.

В качестве места временного хранения РИТЭГ может использоваться специальная площадка на территории ФГУП "Атомфлот"

По материалам конференции «Безопасность ядерных технологий: экономика безопасности и обращение с ИИИ»  

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Энергетические блоки атомного подводного флота

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.75
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

Извините, комментарии не разрешены для этой статьи.





Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.07 секунды
Рейтинг@Mail.ru