proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2021 год
  Агентство  ПРоАтом. 24 года с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Обсудим?!
Способствует ли безопасности атомной отрасли закрытость (усиление режима)?
Да
Нет
Сильнее влияют другие факторы

Результаты
Другие опросы
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия» и сайта proatom.ru. Информация: (812) 438-32-77, E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[13/01/2021]     Отойти от пропасти

Эксперты из США и РФ Уильям Поттер и Антон Хлопков о перспективах ядерного сотрудничества двух стран при Джо Байдене

Мир входит в новый год в ожидании смены администрации в США. В связи с этим есть соблазн предположить, что движение российско-американских отношений по нисходящей траектории может быть замедлено или даже обращено вспять.



Необходимость в изменении этой траектории нигде не является столь острой, как в сфере контроля над ядерными вооружениями, где уже практически ничего не осталось от некогда устойчивой системы, включающей официальные соглашения, постоянные консультации и неформальную взаимную координацию политики. Ситуация, которую мы наблюдаем сегодня, вероятно, является худшей с момента создания режима ядерного нераспространения, у истоков которого более 50 лет назад стояли Москва и Вашингтон.

В интервью телеканалу CNN в начале января 2021 года Джейк Салливан, будущий советник нового президента США по национальной безопасности, заявил, что он «твердо верит, что Соединенные Штаты и Россия могут действовать в своих национальных интересах с тем, чтобы добиться прогресса в вопросах контроля над вооружениями и стратегической стабильности». Он также отметил, что Вашингтон и Москва сотрудничали по проблематике контроля над вооружениями и ядерного нераспространения даже в разгар холодной войны.

Выступая ранее, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, в свою очередь, подчеркнул особую важность диалога между Россией и США для укрепления режима нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Он отметил, что «именно наши два государства стояли у истоков создания общих рамок многостороннего сотрудничества в целях противодействия попаданию ОМУ в руки негосударственных субъектов и борьбы с актами ядерного терроризма».

Принимая во внимание исторический опыт российско-американского сотрудничества в области нераспространения, чем же можно объяснить нашу неспособность сегодня принимать эффективные меры для реагирования на угрозу самому нашему существованию, которую представляет распространение и применение ядерного оружия? Неужели забытыми оказались предыдущие кризисы, такие как Карибский, когда мир оказался на краю пропасти? Неужели мы отказываемся признавать наличие общих интересов и общей ответственности за предотвращение ядерной катастрофы? Способны ли мы обрести вновь утраченную привычку сотрудничества в интересах недопущения приобретения ядерного оружия новыми государствами и негосударственными игроками?

На эти вопросы нет простых ответов, так как необходимо принимать во внимание множество самых разных факторов, в том числе роль персоналий, внутриполитические процессы, излишнюю уверенность в возможности решить любую проблему с помощью новых технологий, а также неоправданную веру в то, что нам и дальше будет сопутствовать везение.

Но с уверенностью можно утверждать, что существует срочная необходимость для России и США по-новому оценить характер и масштабы их общих интересов в том, что касается современных ядерных вызовов.

Каким образом эти задачи могут быть реализованы двумя странами на практике с приходом в США администрации Джо Байдена и как может быть выстроен необходимый для этого диалог по ядерной проблематике?

Хорошим первым шагом стало бы проведение обеими сторонами, идеально — на официальном уровне, параллельных оценок стоящих перед ними угроз в ядерной сфере. Это помогло бы внести ясность относительно списка первостепенных ядерных угроз и приоритетных стратегий в области контроля над вооружениями и нераспространения в представлении США и РФ. Подобная работа также помогла бы понять, насколько можно говорить о совпадении предполагаемых угроз и общности интересов стран в связи с этим. В дополнение к этому сравнительная оценка ядерных угроз может помочь выявить области, где усилия двух стран могут быть объединены относительно легко, равно как и сферы, где различия в оценках делают сотрудничество труднодостижимым.

Если реализация такой задачи на официальном уровне окажется делом слишком сложным, то было бы полезно подготовить подобное совместное исследование с участием Российской академии наук и Национальной академии наук США.

Еще один альтернативный вариант — проведение двух параллельных исследований силами российских и американских научно-исследовательских и аналитических организаций.

С точки зрения структурирования диалога очень полезным шагом стал бы возврат к некогда рутинной, но давно забытой практике проведения каждые полгода встреч на уровне заместителя министра иностранных дел РФ и заместителя (или старшего заместителя) госсекретаря США для обсуждения вопросов ядерного нераспространения, представляющих интерес для каждой из сторон. Такие встречи позволяют обмениваться информацией о существующих озабоченностях в области нераспространения, а также укрепляют контакты и личные связи между российскими и американскими официальными лицами, что содействует снижению риска ложного восприятия заявлений и действий друг друга. Более регулярные контакты также являются важным инструментом укрепления доверия, восстановления взаимного уважения и повышения эмпатии. Этих элементов остро не хватает современным российско-американским отношениям как в ядерной, так и в других областях.

Помимо активизации контактов между МИД России и Государственным департаментом США, необходимо инициировать регулярные рабочие встречи по вопросам ядерной проблематики между высокопоставленными представителями министерств обороны двух стран и профильных организаций, курирующих работу ядерно-энергетического комплекса, о чем мы уже писали в “Ъ” в 2018 году. Необходимость в таких регулярных контактах к сегодняшнему дню стала еще более насущной.

Также целесообразно возродить, возможно в новом формате и с пересмотренной сферой охвата, рабочие группы по вопросам контроля над вооружениями, ядерной энергетике и ядерной безопасности, которые создавались в рамках двухсторонней российско-американской президентской комиссии. Деятельность этих групп была приостановлена в 2014 году, однако этот формат хорошо знаком как официальным лицам в Москве, так и представителям команды Джо Байдена.

Помимо этого, существует множество многосторонних площадок, где Россия и США ранее часто продуктивно взаимодействовали по вопросам ядерной проблематики, даже если их интересы и приоритетные стратегии не всегда совпадали.

К числу таких площадок относится Международное агентство по атомной энергии, Группа ядерных поставщиков, Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН (занимающийся вопросами разоружения), а также проводимая каждые пять лет Обзорная конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Все они продолжают функционировать, но в последние годы сотрудничество там почти не ведется, а двухсторонние контакты зачастую носят недипломатичный и контрпродуктивный характер.

Нереалистично ожидать, что приход новой администрации в США сам по себе снимет все препятствия для российско-американского сотрудничества в сфере контроля над вооружениями и нераспространения. Клубок проблем в двухсторонних отношениях не может быть распутан в мгновение ока, а груз взаимного недоверия слишком велик для быстрого изменения сложившейся ситуации. Однако имеются возможности для того, чтобы уже в начале 2021 года изменить современный подход к двухстороннему взаимодействию в ядерной сфере — «око за око, зуб за зуб» — на более продуктивный подход «шаг за шагом», когда одно совместное действие будет создавать более благоприятную атмосферу для новых конструктивных усилий.

Первая такая возможность открывается в связи с приближающейся датой истечения действия Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) — 5 февраля 2021 года, что требует срочных мер в Вашингтоне и Москве для продления Договора.

У администрации Байдена также будет узкое «окно» возможности для возвращения в Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы до того, как «иранская ядерная сделка» может стать заложником президентских выборов в Исламской Республике, запланированных на середину июня 2021 года.

Вашингтон и Москва играли ключевую роль в выработке договоренности и должны быть в равной степени заинтересованы в восстановлении ее действенности.

Еще одна возможность для совместных конструктивных усилий в наступившем году — 10-я Обзорная конференция по ДНЯО, запланированная на август в Нью-Йорке. Наши страны являются главными архитекторами ДНЯО, и активное сотрудничество в рамках Обзорной конференции наглядно продемонстрирует, что, несмотря на разное видение современного миропорядка, и Россия, и США остаются приверженными целям ДНЯО в области ядерного нераспространения, разоружения и мирного использования атомной энергии.

Уильям Поттер — директор Центра исследований в области нераспространения имени Джеймса Мартина; занимает должность профессора в области исследований проблем нераспространения, учрежденную Сэмом Нанном и Ричардом Лугаром, Миддлберийского института международных исследований в Монтерее (США). Соредактор книги «Партнеры однажды, партнеры в будущем: Россия, США и ядерное нераспространение».
Антон Хлопков
 — директор Центра энергетики и безопасности (ЦЭБ); председатель Московской конференции по нераспространению. Соавтор книги «Проблемы ядерного нераспространения в российско-американских отношениях: история, возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия».

 

«Коммерсант», 13.01.2021

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Геополитика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Геополитика:
Правда об АЭС «Белене»

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 1
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Отойти от пропасти (Всего: 0)
от Гость на 13/01/2021
Подход президента Дональда Трампа более разумный, эффективный и соответствующий соотношению сил в мире.
Россия не смогла ни развернуть в войсках, ни наладить серийное производство, ни даже создать в виде прототипов достигших обещанных характеристик: ни по одному из 6 "супер-оружий", которыми грозился Путин несколько лет назад по телевизору.
Россия через 30 лет после распада СССР с его плановой экономикой, перестала быть равной Соединённым Штатам по стратегическому ядерному арсеналу в контексте именно новейших средств доставки. "Из-под тишка" Россия и так вредит цивилизованноиу миру максимально как только может: ракетно-ядерное оружие утекдо и в КНДР, и в Иран, даже в Ливию которая не смогла использовать перепавшее ей оборудование. А больше и куда ему "утекать" если посмотреть на современный глобус.
Обобщая всё это, решение Президента Дональда Трампа не продлять "СНВ-3" наиболее разумное: Россия безнадёжно отстанет в новой гонке вооружений и превратится в региональную по военной мощи страну уровня Ирана, что откроет окно возможностей к демократизации всего пост-советского пространства.


[ Ответить на это ]


Re: Отойти от пропасти (Всего: 0)
от Гость на 13/01/2021
то откроет окно возможностей к демократизации всего пост-советского пространства."....
=============
Ну, что такое демократия мы видим на примере самой демократичной страны США.... :)Там демократы плевать хотели и на закон и свободу слова.Все СМИ принадлежат этническим демократам и этническим банкирам.Страна, где неграм можно избивать белых, а чёрных засранцев, торгующих наркотой, трогать нельзя, потому что это нетолерантно.
Там оказывается теперь будут править представители самой передовой негроидной расы и толерантные пидарасы и внедрять во всём мире цифровой концлагерь.... :)

Правда и Трамп оказался Януковичем и продал своих. Но что не сделаешь, если твои миллиарды лежат в банках твоих противников и могут там же обнулиться...Правда, в этот раз обошлось без приезда Буркхалтера, как в 21014 году к путину.... :)


[
Ответить на это ]


Re: Отойти от пропасти (Всего: 0)
от Гость на 13/01/2021
...."что откроет окно возможностей к демократизации всего пост-советского пространства"....
===========


Кстати, с учётом современных принципов западной демократии, до которой нам на постсоветском пространстве ещё тянуться и тянуться, называть папу Римского называть папой неправильно.

 Правильно называть Папу Римского надо "РОДИТЕЛЬ НОМЕР ОДИН РИМСКИЙ"
Учитесь демократии, прежде чем поучать других.... :)


[ Ответить на это ]


Re: Отойти от пропасти (Всего: 0)
от Гость на 14/01/2021
=== Правильно называть Папу Римского надо "РОДИТЕЛЬ НОМЕР ОДИН РИМСКИЙ"  ===
   Совершенно верно, товарищ! А дебилов, олигофренов и иже с ними нужно называть "АЛЬТЕРНАТИВНО ОДАРЕННЫМИ". Но думаю это не все. Демократия это развивающийся процесс и долго ли ждать, когда войну правильно будет называть "АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР", а ФБР и ЦРУ - "МИНИСТЕРСТВАМИ ЛЮБВИ"?


[
Ответить на это ]


Re: Отойти от пропасти (Всего: 0)
от Гость на 15/01/2021
Вообще говоря, демократия по определению есть выбор Народа.
А какого народа? Еврейского!

Так общепринято на Западе, даже если не говорится прямо.
В США протестантские христианские церкви это признают, Папа римский это признаёт
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/59919/pub_5c49e98ca91e8c00ac343be1_5c49ea3490376000ad5e0748/scale_1200

В ранне-европейской традиции говорилось, что "Демократия" - это традиции Древней Греции, философы тамошние обсуждали и придумали. Закрывались глаза на то что Древняя Греция была рабовладельческим государством, т.е. если и демократия то некий ранний-ранний прототип.

Современные же Христиане-Протестанты в США, их священники, выводят традицию Демократии на которой основаны США, из Библии. Первым демократом был библейский пророк Моисей. Когда для войны понадобилось сформировать из населения организованную структуру, он сказал Народу: "- Выберите себе опытных людей, знающих Ваши племена, и Я сделаю их Вашими вождями". Этот фрагмент библии является первым задокументированным классическим примером демократии.

Совершенно очевидно: в то время, задолго до рождества Христа, демократия являлась выбором какого народа? Понятно какого. А сейчас какого? Того же самого. Ничего не поменялось? Не поменялось: народ в Библии имеется в виду тот же, что и сейчас на Западе подразумевается даже если прямо не упоминается. Всё логично.

Вот только у нас в России к этому относятся не адекватно, мягко говоря, нервно относятся, никак не хотят принять за норму. Но это местная специфика, в большинстве стран сопротивление местных народов уже подавлено. 




[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru