ВРАТА В ЖИЗНЬ.
Религия объясняет не
только тайну жизни но и тайну смерти…
Есть о к а м е н е н и е п е р е д
л и ц о м с м е р т и,
eсть ц и н и ч н о е о т н о ш е н и е к
н е й;
есть ж е л а н и е с м е р т и – от уныния или отчаяния, когда
призывает человек смерть, чувствуя страшную тяготу жизни. В этом состоянии он
иногда сам накладывает на себя руки или хочет, чтобы его убили.
Бывает с о с т о я н и е б е з р а з л и ч и я, когда человек
принимает бездумно и жизнь, и смерть.
Есть с т р а х
перед смертью, животная боязнь, достигающая иногда такой силы, что,
находясь даже вне всякой видимой опасности для жизни, человек тягостно ожидает смерти, думает о ней как об
уничтожении своем;
иное отношение – это п о к о р н о е
п р и н я т и е с м е р т и:
полное сознание важности, ответственности и даже величия её мгновения как
перехода в высшую область бытия;
и наконец последнее отношение –
а н г е л ь с к а я р а д о с т ь пред
лицом смерти. Человек, знающий Царство Божие уже по опыту земной жизни, ждет, с
великой надеждой, этого Царства Божия, блаженного упокоения духа своего в Боге,
после смерти тела. Не стремится он в иной мир против воли Божией, осознаёт
ценность и земной жизни, но радостно ждёт той минуты, когда воля Божия возьмет
его в высший мир.
В
человечестве преобладает страх пред смертью, переходящий в бездумно-покорное
приятие её неизбежности. Но часто бывает и окамененное нечуствие, и не только
боязнь смерти, но и боязнь даже думать о ней. Те которые гонят мысль о смерти
не могут конечно, религиозно приготовиться
к неизбежному исходу.
Память о смерти святые учителя и подвижники христианства считают для
человека столь же необходимой для духовной жизни, как и молитву. Они
говорят, что молитва есть «правое крыло» души верующего человека, а «левое
крыло» есть память об исходе из этого мира.
Часто высказывается в мире неверная мысль, что память о смерти
препятствует провождению земной жизни, как бы «тормозит» активность человека в
мире. Это может быть отнесено лишь к житейско-ипохондрическому отношению к
смерти, которое делает человека, действительно, неспособным не к какому делу.
Христианская же память о смерти есть прозорливое состояние души человеческой, и
делает её более сознательной и мудрой, давая активности человека в мире особую
силу и ответственность.
Языческое
древнее общество сперва подозревало христиан в недолжных чувствах в отношении к
жизни этого мира, но, присмотревшись, увидело свою ошибку. Христиане могли
отдавать земле всё, что предназначалось для земли, в порядке государственной
повинности и общественного служения. Но лишь Богу и вечности христиане отдавали
свою душу.
Христианство никогда не противоречило жизни, а только одному греху.
Память о смерти не активности противоречит, но активности греха.
Греховное чувство действительно ненавидит память о смерти потому, что это есть
память и расплата за грех, о конце всех иллюзий, миражей зла, призрачных его
радостей, которым зло сооблазняет на земле человеческую душу, отвлекая её от Бога и Его правды.
Что такое «смерть»? Зло это или добро? Некоторые скажут: «зло» другие
(по-разному) «добро». Истина же в том, что смерть, как уход человека из одной
действительности, земной, в другую – небесную, являясь следствием зла, не есть
сама по себе ни «добро» ни «зло»;
для одних людей добрых, верующих, она является «добром» и благодеянием,
а для других, непокаявшихся пред Богом, она бывает – «злом», горем. Качество
души умирающего человека определяет значение смерти для него.
Слово Божие понимает
смерть не в одном только смысле расставания человека со своим земным телом, но
и в смысле п о т е р и ч е л о в е к о
м Б л а г о д а т и Б о ж и е й. Эта последняя, абсолютно
ужасная смерть, есть смерть души, или, как говорит Апокалипсис: "смерь
вторая" (Откр. ХХ, 6), - смерть для праведности, для чистоты, для
блаженства, для добра, - вечной жизни в Боге. Но эта смерть вторая никакой не
имеет власти там, где души спасены и преображены силой Христовой. "Смерть
и ад отдали мертвых", - говорит Откровение (Откр. ХХ, 13).
Самая святая и высшая
смерть человека, есть смерть его для зла, для греха. Смерть для самой смерти...
Человек умирает, чтобы не умирать больше... Воскрешенный во Христе - есть
человек "умерший для зла". Смерть явилась в мире результатом человеческого
отпадения от Бога, следствием греха; и, когда уничтожается грех, в подлинном
покаянии, и в прощении Богом человека, снимается проклятие греха, то вынимается жало из
смерти... Оттого так торжественно и радостно, в своем пасхальном знаменитом
Слове, св. Иоанн Златоуст восклицает: "Смерть, где твое жало ? Ад, где
твоя победа?!"
"Жало"
вынуто из человеческой смерти воскресением Христовым. И все верные Христу, все
живущие с Ним и в Нем, - сыны воскресения. (Иоан Шаховской) |