proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[04/06/2012]     Финасово-юридические предпосылки развития высокотехнологичной промышленности

А.П.Кудинов, заместитель директора ИОА СО РАН

С проблемами развития высокотехнологичного производства Советский Союз столкнулся ещё в середине 1980-х гг. Определенный крен в сторону тяжелой промышленности привел к тому, что стоимость выходящей на рынок продукции включала большую часть военной составляющей. Но, тем не менее, имели место и значительные успехи. Уровень работ советских ученых оставался достаточно высоким на мировом, а по некоторым направлениям и выше мирового. 



На конференции по плазменным технологиям в 1978 г. американский ученый, делавший доклад по гетерогенным плазменным потокам, подтвердил отставание проводимых ими работ от наших разработок (под руководством проф. Тихомирова в Томском политехническом институте) на целый ряд этапов.

Начиная с 1988-1989 г., высокотехнологичное производство становилось все менее востребованным. Наша лаборатория плазменных процессов и порошковых покрытий ИМЕТ УрО АН СССР выполняла много договорных работ. Бюджетное финансирование не превышало 5-10%. Лаборатория зарабатывала на разработке и внедрении технологий плазменных порошковых покрытий, упрочняющих технологий на предприятиях Урала и других регионов СССР. Коллеги из Института ядерной физики при ТПИ внедряли ионно-плазменное напыление, занимались ионной имплантацией. Но уже в конце 1980-х – начале 1990-1991 г. число заказов резко сократилось. С 1992 г. в стране сократилось число проводимых НИОКР. В 1992-1993 гг. произошел настоящий обвал фундаментальных исследований, имевших выход в прикладную сферу. К 1993-1994 гг. спектр проводимых исследований настолько сузился, что началось массовое сокращение институтов. Из-за галопирующей инфляции ничтожной стала зарплата сотрудников НИИ. Для того чтобы увеличить зарплату сотрудникам, оставшимся в Академии наук, начались масштабные сокращения, благодаря которым стремились увеличить зарплату. Но инфляция съедала добавку к зарплате, которая реально постоянно падала. В результате, и реальная зарплата резко уменьшилась, и количество исследователей резко сократилась. Это привело к так называемому “вымыванию мозгов” из страны, особенно среди молодежи. Эти проблемы, имеющие фундаментальный характер, сохраняются в России и до сих пор.

Переход на инновационную экономику

Объявленный в 2008-2010 гг. высшим руководством страны переход на инновационную экономику вызвал оптимистическое, но настороженное ожидание в среде ученых, технологов, промышленников, предпринимателей. В то же время, профессионалам и активным участникам этого процесса было понятно, что такой переход должен быть подкреплен необходимыми изменениями в финансово-экономической и юридической (законодательной) политике власти.

Любое высказывание высшего руководства страны в советское время оформлялось в виде решений, с последующим внедрением в жизнь принятых решений. Совет Министров и Верховный Совет СССР совместно приводили в соответствие с этими заявлениями законодательную часть и исполнительную компоненту. После чего следовала разработка планов государственного развития, которые имели силу законов, обязательных для исполнения, а их неисполнение наказывалось. Таким образом, за словами руководителей страны следовали определенные реальные действия.

В настоящее же время заявления о государственном развитии генерируются постоянно, но дальше деклараций дело не идет, начиная с посланий первого Президента РФ Б.Н.Ельцина. За последующее бездействие и негативные последствия, происходившие и происходящие в стране, никто не нес и не несет никакой ответственности. И население страны уже привыкло к тому, что за словами руководителей государства не следует никаких реальных шагов. Отсюда и “настороженный оптимизм” к провозглашенной программе инновационного развития России. Нам импонируют намерение высшего руководства сделать страну высокотехнологичной, “слезть” с нефтяной иглы, но, к сожалению, через пару недель обсуждения всё вернулось, как всегда, на круги своя.

Новый министр финансов Силуанов А.Г. заявил, что если раньше для сбалансированного бюджета РФ была достаточной цена в 30 долл. за баррель нефти, то теперь и 110 долл. за баррель является критичной ценой. Это свидетельствует о низкой производительности труда, низкой эффективности отечественной экономической системы, высоких и излишних бюджетных затратах, особенно на бюрократию и её структур.

Инновации и внедрение высоких технологий

В советские времена вместо инноваций более употребительным термином было “внедрение высоких технологий в промышленность”. Рассмотрим этапы этого процесса. Развитие инновационной экономики возможно только при условии наличия у предприятий и организаций минимальных финансовых ресурсов для:

1) проведения соответствующих фундаментальных и прикладных исследований;

2) проведения проектно-конструкторских и технологических работ;

3) разработки и создания опытных образцов;

4) проведения производственных испытаний;

5) разработки необходимой документации и проведения работ по внедрению новых высоких технологий;

6) строительства новых и модернизации старых заводов, выпуска вновь разработанной высокотехнологической продукции. В СССР по предложению Академии наук и отраслевых министерств соответствующие работы включались Госпланом СССР в планы предприятий и организаций. ГКНТ СССР подготавливал соответствующие рекомендации, принимались законодательные акты и выделялись необходимые финансы для отраслевых министерств и ведомств;

7) организации промышленного поточного производства с применением вновь разработанных высоких технологий;
Эти 7 этапов составляли технологический внедренческий цикл. Далее требовалась подготовка соответствующих специалистов для их реализации:

8) подготовка российских и приглашение иностранных специалистов для работы по выпуску новой высокотехнологической продукции;

9) организация логистических и менеджерских мероприятий по продвижению и продаже вновь созданной продукции. Организация мероприятий по продвижению и продаже вновь созданной продукции в СССР была на достаточно высоком уровне, особенно в части экспортной составляющей. Так, например, все дизелестроительные предприятия Европы вместе производили не более 85-90% объема производства дизелей, выпускаемых только одним «Русским дизелем» в Ленинграде;

10) проведение других необходимых мероприятий.

Согласно советским стандартам на весь цикл внедрения новых технологий от начала технологических работ до выпуска высокотехнологичной продукции выделялось от 4 до 7 лет. Для современных IT –технологий мировым стандартом обновления считается 2-4 года. Для прорывных технологий в СССР создавались научно-производственные комплексы (НПК), срок внедрения в которых сокращался до 1-2 лет.

Инновационная практика сегодня

Современная инновационно-высокотехнологическая ситуация в России осложняется многими факторами, в том числе и тем, что в процессе перестройки и постперестройки 1985-2010 гг. на 70-90% были практически полностью уничтожены отраслевые научно-производственные комплексы, отраслевые институты, проектно-конструкторские бюро, опытно-экспериментальные заводы. В значительной степени подверглись уничтожению соответствующие структурные подразделения в высших и средних специальных учебных заведениях. В результате, оставшиеся в Российской Академии наук (РАН) структурные подразделения и научные школы остались не подкрепленными ни с проектно-технологической, ни с промышленной стороны. Из всего блока, связанного с высокими технологиями, на постсоветском пространстве в какой-то мере сохранилась лишь Академия наук. Только в ней остались реально действующие институты, ряд научно-производственных комплексов. Отраслевые министерства перестали существовать, исчезли и отраслевые институты, которые “для увеличения эффективности работы” сначала приватизировали, а потом они “приказали долго жить”, так как в тех условиях, не получая заказов, они выжить не могли, по определению. Прикладные НИИ превратились в здания с дирекцией, бухгалтерией и парой лабораторий. Остальное сдавалось коммерческим структурам.

Образовалась своеобразная вилка: академические институты с результатами фундаментальных исследований мирового уровня и выше, с одной стороны, и сильно потрепанные промышленные предприятия, потенциальные потребители результатов фундаментальных исследований и высоких технологий на их основе, с другой стороны. Как известно, после массовой приватизации 1990-х гг. промышленные предприятия мирового уровня в РФ либо исчезли полностью, либо лишились отраслевых НИИ и опытных заводов и были перепрофилированы на направления, далекие от высоких технологий. В России к настоящему времени сохранился лишь ряд направлений для развития высоких технологий, связанных с военно-промышленным комплексом и государственной безопасностью, предприятия которых ещё не полностью приватизировали, подкрепленные соответствующими прикладными НИИ и другими необходимыми структурными подразделениями.

Академия наук

Основными задачами Академии Наук СССР считались:

- содействие полноценному внедрению научных достижений в практику народно-хозяйственного строительства в СССР;

- выявление наиболее важных направлений и фундаментальное развитие науки в стране;

- координация действий в области фундаментальных и прикладных исследований и технологий совместно с Государственным комитетом по науке и технике, Госпланом и отраслевыми министерствами СССР;

- координация развития наук, технологий, высшего образования в СССР через отраслевые и региональные отделения и республиканские Академии наук.

Академия наук занимала центральное место, вокруг которого формировались отраслевые институты, научно-промышленные комплексы, что позволяло добиваться серьезных успехов в различных направлениях деятельности. Создание атомной энергетики, реализация атомного проекта (атомной и термоядерной бомбы), ракетно-космической отрасли было обеспечено не вузовской наукой, а Академией наук СССР.

Современные тенденции (являющиеся калькой с американского варианта) на переориентацию фундаментальных исследований от Академии наук на вузовские исследовательские институты, ведут к полному уничтожению Российской Академии наук, а соответственно и фундаментальной и прикладной науки в Росси. Первые заявления нового министра науки и образования Д.В. Ливанова - ректора НИТУ МИСиС - о сокращении бюджетных мест в вузах весьма настораживают вузовскую общественность, при этом, возлагая большие надежды на вузы, он намерен сломать Российскую Академию наук. Что тогда останется у страны, кто и как будет отвечать за негативные последствия развала РАН и уничтожение российской науки?

Положение современной Российской Академии наук (РАН) усугубило сведение широкого спектра её основных задач только к проведению фундаментальных исследований, несмотря на то, что юридически обязывающего определения понятия "фундаментальные исследования" не существует. Рассматривая вопрос о финансовых затратах на науку, мы должны иметь нормативный документ, который бы четко давал юридически значимое определение “фундаментальных исследований”.

В конечном итоге, всё это привело к созданию тех проблем, которые сейчас имеют место быть как в фундаментальных и прикладных исследованиях, так и в высоких технологиях, инновациях и в высокотехнологической промышленности. К этому следует добавить, что именно высокотехнологическая промышленность является заказчиком большей части работ институтов РАН.

Это что - ошибочная политика, просчет, или целенаправленные действия? Кто и как должен за всё это отвечать? До сих пор, к сожалению, у нас нет юридических оснований для введения адекватной должностному положению, должностным действиям и их последствиям ответственности, начиная от низших госслужащих до президента и премьер-министра. Вопрос о механизме ответственности государственных служащих всех уровней является одной из базовых проблем инновационного и социально-экономического развития страны.

Финансирование предприятий

Структурная инновационная перестройка промышленности всегда проходит в условиях реальной конкуренции с аналогичными предприятиями как внутри страны, так и за рубежом. На проведение инновационных мероприятий необходимы значительные средства на длительный период времени. Вполне естественно, что у всех руководителей и собственников предприятий возникает вопрос об окупаемости затрат и источниках финансирования инновационных проектов.
Основными источниками финансирования предприятий, условно, могут быть:

1)  собственные финансовые ресурсы;

2)  сторонние финансовые ресурсы, которые потребуется возвращать вне зависимости от результатов внедрения инновационных проектов.

Сравнивая два политических состояния нашего государства СССР и РФ, можно выявить принципиальные их отличия и соответствующие проблемы. В современной России собственными финансовыми ресурсами в значительных объемах обладают только сырьевые предприятия, в первую очередь, нефтегазового сектора. Но эти предприятия, как правило, вывозят свои финансы, в основном, через оффшоры, за границу. Законодательных ограничений на вывоз денег, полученных за счет эксплуатации сырьевых ресурсов, в России, по крайней мере, пока, нет.

В начале перестройки руководством страны декларировались её высокие цели и социально-экономические мотивы. Перевод предприятий в частную собственность по заявлениям руководства страны был призван интенсифицировать процесс производства. Но это возможно только в замкнутой системе. В разомкнутой системе имеются юридические зоны с различными законами. Предприниматель выискивает выгодные для него нюансы юридической системы. Достичь интенсификации отечественного производства за счет частной заинтересованности в России не удалось. Образовалось несметное число совместных предприятий, через которые деньги выводились из нашей экономики. Огромное количество денег перекочевало на Запад.

В существующих реалиях, в мире практически единственным источником финансирования инновационной деятельности является банковский кредит, поскольку другие средства ничтожно малы. Эта самая главная в мире проблема инноваций в российской действительности просто выводится за скобки. Во всех заявлениях высшего руководства до недавнего времени тема банковского кредитования не звучала вообще. Существующие сегодня банковские проценты никоим образом не соответствуют требованиям развития высоких технологий.

Условия предоставления кредита

Условия предоставления кредита - это главный вопрос, предопределяющий возможность или отсутствие таковой для развития инноваций в промышленности.

Кредитные проблемы с инновациями усугубляются ещё и тем, что сроки кредитования должны быть значительными. Как правило, инновационный период (время полной окупаемости инноваций) длится от четырёх до десяти, а подчас и до пятнадцати лет.

Для развития инноваций должны быть выполнены минимум два главных условия:

1) объём кредитования и ставка кредита должны быть такими, чтобы за счет кредитных ресурсов (по крайней мере, в значительной степени) предприятие смогло совершить полный инновационный цикл от начала работ до получения инновационного дохода (от продажи инновационной продукции), достаточного для покрытия всех затрат на инновацию, включая возврат денег по оплате основного тела кредита и оплаты процентов за пользование кредитными ресурсами (затраты на кредитные ресурсы – ЗКР), оплаты страхования кредита и т.д.;

2) срок предоставления кредита должен быть таким, чтобы предприятие смогло завершить полный инновационный цикл и успешно вернуть кредитные деньги кредитору.

Что имеем в реальности? Срок кредитования в России полгода - год, максимум 2 года. А стандартный инновационный цикл составляет 7-10 лет. Какие инновации можно реализовать в данных условиях?

В зависимости от процентной ставки по кредиту меняются и затраты на его поддержание. Именно объем затрат на поддержание кредита предопределяет возможность или невозможность реализации инновационного проекта.

Примеры:

- если инновационный проект имеет продолжительность не менее 10 лет, то есть 120 месяцев и более (все расчеты проводятся в месяцах, поскольку оплата за кредит производится ежемесячно), и потребует не менее 90% объема кредита, то есть на оплату услуг за кредит можно будет использовать не более 10% от объема кредита, то ставка кредитования не может быть более 2% (точнее, не более 1, 92%).

Так мы получаем барьер, так называемый дедлайн (deadline - крайний предел), при превышении которого говорить об инновациях невозможно в принципе, иначе это будет введением в заблуждение всего государства.

Если предприниматель может запланировать на поддержание кредита до 25% от его объема, то есть для реализации проекта достаточно пустить в оборот менее 75% кредита, то при тех же 120 месяцах срока кредита (10 лет) ставка кредитования может достигать уже 4, 61%. Но увеличение затрат на оплату кредита автоматически приводит к увеличению стоимости инновационной продукции, а, соответственно, и к снижению конкурентоспособности предприятия, что очень важно в открытой экономике. Проведенные расчеты показали, что ставка кредитования не должна превышать 4-6% годовых.

Российские банки используют, как правило, два основных способа расчета с заемщиками: аннуитетный, то есть оплата равными долями - фиксированными суммами за весь период оплаты кредита, и дифференцированными - оплата уменьшающимися долями, определяемыми исходя из остатка кредитной суммы.

Как показал анализ, для инноваций наиболее удобным является аннуитетная форма платежа, поскольку при дифференцированном варианте очень высока ставка ежемесячного платежа в начальной фазе работы по инновациям, когда деньги особенно необходимы для решения значительного объема поставленных задач.

Для определения области эффективных процентных ставок кредитов (ставок, при которых можно внедрять инновации) были проведены исследования зависимости количества месяцев (лет) возможных сроков кредитования от процентной ставки кредита при аннуитетной форме платежа при различных значениях допустимых затрат на оплату кредитных ресурсов. Исследования показали, что при различных условиях кредитования величина годовой процентной ставки при финансировании инноваций не может превышать 4-6% годовых. При превышении этих размеров ставок кредитования резко падает время, выделяемое на разработку и внедрение инноваций, растут затраты на инновации, растет стоимость выпускаемой инновационной продукции, и соответственно, падает её конкурентоспособность.

Сравним данные требования с теми кредитными условиями, которые имели место в России в начале 1990-х гг. В 1993-1995 гг. ставка рефинансирования ЦБР достигла 220% годовых. Следует заметить, что не 4-10%, а именно 220%! В действительности, российские банки выдавали кредиты под 300% годовых. При таких процентах руководителю предприятия уже через 5-8 месяцев (а не через 4-10 лет, как это требуется) после взятия кредита необходимо было возвращать суммы, превышающие размеры самого кредита. Была ли такая кредитная политика результатом безграмотности или проявлением непонимания ситуации руководством Центрального банка? Или это было целенаправленной акцией по уничтожению высокотехнологической промышленности России? Вопрос, который ждёт расследования и юридически верного ответа. В результате такого подхода, с учетом выброса на рынок огромного количества приватизационных ваучеров и жесткого временного регламента их применения высокотехнологичные предприятия вынудили банкротиться. После непомерного возрастания долгов происходило изменение собственника. Тот же завод “Русский дизель” был продан за 3% его стоимости иностранным компаниям-конкурентам, которыми через короткое время более 100 тыс. единиц станкового оборудования этого крупнейшего российского предприятия (под эгидой его перевода во Всеволожск) было уничтожено. А рыночная ниша “Русского дизеля” была захвачена конкурентами, его приватизировавшими.

В развитых демократических странах мира при приватизации государственных (общенародных) предприятий устанавливается жесткий регламент, нарушение которого приводит к огромным штрафам и аннулированию результатов приватизации.

Рассмотрим ситуацию с АвтоВАЗом. В начале 1980-х гг. в Институте оптики атмосферы СО АН СССР нами была разработана и на предприятиях Госкомсельхозтехники СССР внедрена технология восстановления и упрочнения коленчатых валов автомобильных двигателей. В 1985 г. в Институте металлургии УрО АН СССР мы создали центр по плазменному напылению, куда обратились представители АвтоВАЗа с предложением внедрить у себя данную технологию, позволявшую восстанавливать стандартные габаритные размеры изношенного вала, и повышать при этом ресурс его работы в 2-4 раза. Двигатель с плазменным напылением мог до 3000-5000 км пробега работать вообще без масла за счет его диффузии из пор покрытия. Результаты внедрения технологии были продемонстрированы на территории АвтоВАЗа в конце 1980-х гг., но до подписания договора дело так и не дошло. Началось время торможения внедрения высоких технологий в промышленность.

Но даже в тех условиях внедрение инноваций имело место, потому что средняя ставка рефинансирования Госбанка СССР была 2, 22%, а срок, на который выделялся кредит, превышал 5-10 лет. Для разных видов деятельности ставка кредитования варьировалась от 1 до 5,5%. Именно такая низкая ставка кредитования сыграла определяющую роль в развитии инноваций в СССР. Государственное планирование, централизованное выделение финансов, составление логистических схем с помощью Госплана и ГКНТ и, самое главное, кредитные ресурсы не выше 4% годовых способствовали внедрению инноваций в промышленность.

Когда сейчас мы спрашиваем у иностранных предпринимателей, по каким ставкам у себя в стране они получают кредиты, то, как правило, это составляет 2-3%, у нас же в настоящее время только ставка рефинансирования ЦБР составляет 8%, а ставка кредитования - 12-18% годовых. Ставка рефинансирования ЦБР на данный момент времени является самой высокой в двадцатке развитых стран мира. В США она составляет 0,25%, в Японии – 0-0,1%, в Центральном Европейском банке – 1,25-1,5%. По ипотеке кредит у них под 3%, у нас, в лучшем случае – 12%.

Представляется обязательным принятие закона РФ, по которому ставка рефинансирования ЦБР подсчитывалась бы как средняя арифметическая от значений аналогичных ставок США, Евросоюза и Японии. Это жизненно необходимо в связи с вступлением России в ВТО, иначе российские предприятия в силу экономических законов просто не выдержат международной конкуренции.

Выводы

Таким образом, львиная доля эффекта торможения инноваций в российской промышленности лежит в области политики и экономики, грубейшего нарушения естественных финансовых законов. Базовой причиной является чрезвычайно высокая банковская процентная ставка, не подъемная для инновационной промышленности. Именно эти факторы тормозят развитие высокотехнологичных предприятий реального сектора экономики России. Необходимыми условиями для реализации инноваций являются защита внутреннего рынка на период стартапов, низкая ставка кредитования на срок, достаточный для внедрения, равноправная внутригосударственная конкуренция предприятий и отсутствие лоббирования компаний со стороны государственных структур, а также реализация ряда других необходимых условий.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 2 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Финасово-юридические предпосылки развития высокотехнологичной промышленности (Всего: 0)
от Гость на 06/06/2012
"Таким образом, львиная доля эффекта торможения инноваций в российской промышленности лежит в области политики и экономики, грубейшего нарушения естественных финансовых законов. Базовой причиной является чрезвычайно высокая банковская процентная ставка, не подъемная для инновационной промышленности"
И все же определяющей является политика. Дают же кредиты под мизерные проценты для строительства АЭС за рубежом. Для наших политиков прежде всего - международный престиж, а нужды собственного народа - ерунда! В статье правильно отмечено, что руководство страны не несет никакой ответственности перед своим народом за результаты своей деятельности и в этом главная проблема!


[ Ответить на это ]


Re: НЕ В ТУ СТЕПЬ! (Всего: 0)
от Гость на 07/06/2012
Физик должен заниматься физикой и профессионально, экономисты - экономикой, инноваторы - соответственно.
Позиция автора развивать иновации в системе РАН на банковские кредиты очень уязвима для критики.

Данные инновации на финишных этапах НИОКР должны продаваться промышленным компания, где в серийном производстве эти результаты могут быть полезны. Можно продавать и инофирмам, если нет экспортных ограничений на новые технологии.

В России главные источники финансирования инноваций:
- средства госбюджета;
- собственные средства крупного и среднего промышленного бизнеса;
- кредитные (заемные) средства.
Так, основным источником финансирования в России инвестиционных программ являются собственные средства компаний, удельный вес которых в 2010 г. наиболее велик в ОАО «Аэрофлот» (100,0 %), ОАО «Газпром» (97,8 %), ОАО «Связьинвест» (93,2 %),  ОАО «НК «Роснефть» (81,6 %), ОАО «РЖД» (76,9 %).  
В целом же по Российской Федерации доля собственных средств в инвестициях в основной капитал составила в 2009 г. 37,1 %, в 2010 г. -  41,2 %. (см.: Бесхмельницын М.И. Управление промышленными корпорациями: инновационный и инвестиционный аспекты // М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2012, с.219-220).
В итоге анализа данный автор уподобился изобретателю велосипеда.
Если Ваши НИОКР не нужны России, продавайте все в Китай.




[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru