Такие технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.
Прикладные ИТ входят во все российские вузовские специальности.
Для России, существенно отставшей по инновациям от США, стран Евросоюза, Японии, Израиля, Республики Корея и др., важное значение имеет формирование
новой модели подготовки кадров по ИТ, способных быстрее интегрироваться в
современные методы и системы конкурентной научно-технической и экономической разведки России. При этом надо понимать различия в легальных и нелегальных методах такой конкурентной разведки, также как и различия между государственной и корпоративной (и частной) разведки.
Экономика России требует
нового качества российских менеджеров, инженеров и ученых для решения задач: 1) развитие инновационной экономики России; 2) повышение инвестиционной привлекательности РФ для иностранных инвесторов; 3) обеспечение экономической безопасности страны и др. [1;2;3].
По мнению автора, в решении таких проблем требуются «двойные технологии» управления и бизнеса, часть которых носят не совсем законный или прямо незаконный характер.
Новая миссия ведущих инновационных университетов, в число которых входит НЯУ «МИФИ», состоит в том, что следует начать учить соответствующим методам конкурентной разведки и имитационному бизнесу. В изучении таких особых ИТ нет ничего «незаконного».
В сфере российских НИОКР чрезвычайно велико доминирование зарубежной научно-технической и производственной информации. Россия перешла разумные границы обеспечения своей научной и технологической безопасности.
Как отмечает в своих работах к.э.н., руководитель Центра проблем военно-промышленной политики Института США и Канады Е.А. Роговский, современные разработки в области информационных технологий опираются на такое объективное свойство глобального, остро конкурентного информационного пространства как
информационная асимметрия, иначе говоря, на неравенство национальных информационных потенциалов. Это означает, что одна из сторон, участвующих в информационном взаимодействии, обладает не просто большими возможностями, чем другие, но доминирует в глобальном информационном пространстве.
Термину информационное
доминирование соответствует целый набор способов информационного воздействия на противника (конкурента/оппонента): 1)
информационный мониторинг - сбор необходимой информации о противнике; 2)
информационное давление – манипулирование данными с целью побуждения противника на те или иные действия (решения); 3)
информационное сдерживание - недопущение использования противником информационного пространства в целях, противоречащих интересам доминирующей стороны [4].
Практическая значимость таких ИТ особенно велика для целей обеспечения национальной безопасности, поскольку научно-техническая разведка имеет своей миссией получение доступа к непатентуемым секретным изобретениям. Более широкое поле шпионской деятельности – патентуемые изобретения и различные непатентуемые промышленные «ноу-хау», защищаемые корпоративной коммерческой тайной [6].
Вместе с тем, специальные, в том числе секретные, ИТ выходят за пределы узко военных или специальных задач и функций.
В современных гражданских НИОКР также есть свой предмет за засекречивания информации, документации и первых опытных изделий, особенно когда открывается возможность неожиданного выхода производителя товаров и услуг на емкий мировой рынок.
По оценкам первых лиц в руководстве страны (В.В. Путин и Д.А. Медведев), российские спецслужбы должны в большей мере обеспечивать конкурентоспособность крупного и среднего бизнеса и решать задачи интеграции страны в мировую экономику.
Такие новые инновационные установки правомерны при изменении нашего отношения к имитационным технологиям и имитационной продукции, особенно для насыщения внутреннего рынка.
Огромные затраты на науку и новую технику в милитаризированном СССР и условиях гонки вооружений сформировали в нашей стране устойчивый культ ученого-первооткрывателя в фундаментальной и прикладной науке. И даже сегодня претензия на позицию первопроходца стала уже чем-то вроде обязательного атрибута любого сильного предприятия (также и вне ядерного или оборонного комплекса). Успех продукта и компании на рынке в рамках теории стратегического менеджмента очень часто связывается с подходом «новое во всем и всегда».
Однако мировая промышленная практика показывает, что «копирование чужих идей и их переработка представляет собой бизнес, имеющий не меньшие шансы на процветание, чем бизнес первопроходцев» [5, с.78].
Здесь А.А. Козиков отмечает новую управленческую стратегию использования инновационных имитаций компании «Procter&Gamble» (P&G), которая в 2000 г. компания приняла концепцию «Соединять и развивать» (
Connect and develop). Суть новой инновационной культуры компании заключается в переходе от инноваций, разрабатываемых только внутри компании, к заимствованию порядка 50% идей из внешней среды.
Все это новые задачи для инновационных университетов России и принятия стимулирующих воздействий на них со стороны Минобрнауки.
В более фундаментальной постановке вопроса актуальна интеграция инновационных университетов со структурами внешней разведки, где головным ведомством является Служба внешней разведки РФ (СВР), а координируемыми – ФСБ и ГРУ Минобороны РФ. Речь идет об
активизации научно-технической и внешнеэкономической разведки в интересах развития промышленного потенциала крупного и среднего бизнеса, а также поддержки малого наукоемкого бизнеса [9;10].
В частности, нужна поэтапная подготовка инженеров, ученых, преподавателей высшей школы, аспирантов и стажеров с созданием учебных
Кафедр от СВР.
В последние годы Россия в 2 – 3 раза отстает от развитых стран мира (включая ЕС) по уровню затрат на НИОКР. На эти цели, включая нужды обороны и безопасности, расходуется лишь около 1,1 процента ВВП. Однако милитаризированная сфера российских НИОКР часто не адекватна целям инновационного промышленного развития и роста конкурентоспособности гражданской промышленной продукции.
Чрезмерно большие военные расходы приводят к разрушению гражданской экономики.
По разным источникам на сферу военных исследований и разработок в мире в конце прошлого века приходилось около 40% расходов на науку. При этом около 10% средств, затрачиваемых на оборону, направлялось на военно-промышленные исследования и разработки. В период наибольшего военного противостояния на США приходилось около 50% мировых затрат на военно-промышленные исследования и разработки, на СССР - около трети. Особым приоритетом было развитие атомной военной промышленности. По оценкам, оборонные расходы СССР и США в 1989 г. были примерно равны и составляли более 300 млрд. долл. В 90-е годы в РФ и США оборонные расходы снизились. После 2000 г. начался их новый рост. Так, в США военные расходы превысили 500 млрд. долл., из них затраты на военные НИОКР достигли 65 млрд.
Посмотрим данные А.М. Павлова в статье «Динамика открытий и изобретений (1931-1990» в «Вестнике Российской академии наук» (1996, т. 66, № 51).
Анализ советских открытий в 1931 - 1990 гг. свидетельствует, что особенно интенсивно фундаментальная наука развивалась в 1945 - 1980 гг. Значительный удельный вес среди зарегистрированных открытий приходился на “явления” (67,6%), а доля “закономерностей” и “свойств” была почти одинаковой (на уровне 16 %). Пик открытий по пятилеткам пришелся в СССР на 1961 - 1965 гг. (зарегистрировано 392 открытия). Наибольшее число открытий было сделано в ядерной физике и физике плазмы – 73 (18,6%), в химико-технологических науках и физике твердого тела - 71 (18,1%). Очевидна военная направленность этих направлений и их близость к атомной, ракетной, авиационной и космической, а также оборонной технике.
Однако в СССР были научные “лидеры” из гражданской сферы науки. Так, в области биологии было зарегистрировано 51 открытие (13,0 %), медицины - 44 (11,2%). Некоторые виды продукции гражданского назначения, например, спортивный инвентарь, применяемый на престижных международных соревнованиях, в ряде случаев требовали таких материалов и технологий, которые отсутствовали даже в авиакосмической промышленности.
В развитии новой инновационной политики России до 2020 г. нужна специфическая «революция демилитаризации».
Так, осенью 2012 г. законодательно создан «Фонд перспективных исследований» (ФПИ) для разработки нетрадиционных видов военной и специальной техники, как аналог американской ДАРПА. Появление в России ФПИ является большим достижением Военно-Промышленной комиссии Правительства РФ. Однако в системе Минэнерго США уже несколько лет действует энергетический аналог военной ДАРПА.
Об энергетическом ФПИ в России практически не дискутируют [11]. Жаль.
Разработчики утвержденной Правительством РФ 8 декабря 2011 г.
«Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» указывают на три возможных стратегии инновационного развития России (с. 21-23) – 1)
инерционное развитие с игнорированием научно-технического прогресса; 2)
догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности; 3) достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. По вариантам 2 и 3 видятся новые крупные задачи как
высшей школы, так и
внешней разведки РФ.
По оценкам первых лиц в руководстве страны (В.В. Путин и Д.А. Медведев), российские спецслужбы должны в большей мере обеспечивать конкурентоспособность нашего крупного и среднего бизнеса и решать задачи эффективной интеграции страны в мировую экономику.
Мировая военная продукция составляет лишь около 10% в мировом ВВП. В наукоемком бизнесе (ИТ, нано- и биотехнологии, новая энергетика, материалы и др.) доминирует гражданский сектор, что особенно ярко проявляется в экономике Японии и Республике Корея.
С другой стороны, Для понимания сути новой модели специалиста по ИТ важно появление в мире новых «нетрадиционных»
форм ведения войны[10]. В частности, это крупномасштабные торговые войны, в которых активно участвуют национальные спецслужбы.
Обратимся к базовому федеральному закону
«О внешней разведке», который был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписан Президентом РФ Б.Н. Ельциным 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (Собр. зак. РФ, № 3, ст. 143). Закон РФ имеет пять самостоятельных глав.
Традиционно внешняя разведка СССР имела преимущественно «военно-промышленную» ориентацию (атомные, ракетные, космические и другие секреты и работы потенциальных противников), что определяет многие нормы права РФ [6; 7].
Советские традиции все еще сильны в СВР России и других спецслужбах.
С точки зрения российского экономиста с опытом работы в сфере инновационной и торгово-промышленной политики и поддержки, особенно в условиях присоединения России к ВТО, приведенные определения кажутся
весьма неточными по существу целей нашей внешней разведки (см. ст. 5 закона «Цели разведывательной деятельности). Внешняя разведка лишь отчасти должна быть ориентирована на обеспечение национальной безопасности и обороны страны. Ее роль для перехода к «инновационной экономике» пока недооценивается.
Экономическая практика в условиях присоединения России к ВТО в августе 2012 г. требует
внешней разведки и спецопераций для перехода к «инновационной экономике» [9; 10].
Более сложная задача для Службы внешней разведки России – создание эффективного
государственно-частного разведывательного партнерства с привлечением в него многих крупных, средних и малых инновационных предприятий вне секретного ВПК.
Как специфическая учебная дисциплина и сфера деятельности «Конкурентная разведка» вынуждена действовать на ограниченном поле.
Вот определение термина «Конкурентная разведка» по ВИКИпедии:
«Конкурентная разведка (
англ. Competitive Intelligence, сокр. CI) — сбор и обработка данных из разных источников, для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм (в отличие
от промышленного шпионажа); а также структурное подразделение предприятия, выполняющее эти функции. Другое определение понятия "Бизнес-разведка" - это особый вид информационно-аналитической работы, позволяющий собирать обширнейшую информацию о юридических и физических лицах без применения специфических методов оперативно-розыскной деятельности, являющихся исключительной прерогативой государственных правоохранительных органов и спецслужб» - см.:
ru.wikipedia.org.
wiki/Конкурентная_разведка.
Другие часто встречающиеся названия конкурентной разведки - деловая разведка», «корпоративная разведка», «аналитическая разведка», «маркетинговая разведка», «коммерческая разведка», «экономическая разведка».
Для сравнения, по той же ВИКИпедии: «
Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды. Основное предназначение промышленного шпионажа — экономия средств и времени, которые требуется затратить, чтобы догнать
конкурента, занимающего лидирующее положение, либо не допустить в будущем отставания от конкурента, если тот разработал или разрабатывает новую перспективную технологию, а также чтобы выйти на новые для предприятия рынки. Это справедливо и в отношении межгосударственной конкуренции, где к вопросам экономической конкурентоспособности добавляются и вопросы национальной безопасности. Основное отличие промышленного шпионажа от
конкурентной разведки в том, что промышленный шпионаж нарушает нормы
законодательства, прежде всего, уголовного, тогда как конкурентная разведка этого делать не может. Промышленный шпионаж остаётся и будет оставаться мощным инструментом государственных разведок, предназначение которых — прямое нарушение законов иностранных государств в интересах и по поручению своей страны» - см.:
http://ru.wikipedia.org/wiki/промышленный шпионаж.
Изучение
технологий промышленного шпионажа вполне возможно в наших ведущих инновационных университетов и не является
незаконной деятельностью. Практика деятельности открытых организаций дает различные возможности приобщения к многим закрытым сведениям, особенно с использованием специализированных организаций и предприятий, имеющих лицензию ФСБ России на секретную деятельность. В такие организации пропуск граждан РФ может осуществляться по обычному паспорту.
Другой показательный пример.
Государственная тайна может иметь несколько грифов секретности и создан целостный механизм законодательной и оперативной защиты такой тайны (доступ к тайне; допуск к тайне, защищенные носители информации и др.). Вместе с тем, общее законодательство РФ по государственной тайне – открытое. Также имеются весьма объемные учебные пособия по государственной тайне и особенностям засекречивания. Автор выделяет, например, книгу питерских авторов «Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации» (2003 г.) под редакцией М.А. Вус и А.В. Федорова [6].
Спецслужбы в мире имеют сложившиеся
секретные методы и средства внешней разведки, контрразведки и ведения тайных секретных работ. Так, шифрование открытых текстов уже является секретной деятельностью, поскольку шифры – секретны.
Важнейшим ресурсом разведывательных служб и частных крупных компаний являются
специально обученные кадры и технические средства. Другой особенностей
секретной оперативной работы является формирование и действие агентурных сетей, члены которых формально не принадлежат к кадровому составу спецслужб, но могут получать по личным каналам ценную техническую, экономическую или иную информацию и далее передавать ее сотрудникам спецслужб по денежным или иным мотивам.
В плане реформирования высшего образования России (также и других стран) виден как
гуманитарный фундамент эффективной внешней разведки и контрразведки (умение работать с учеными, инженерами, предпринимателями стран-конкурентов), так
информационно-технологический (использование спецтехники и методов защиты информации).
Интересна книга, написанная профессионалами разведки бывшего КГБ СССР:
Шаваев А.Г., Лекарев С.В. Разведка и контрразведка. Фрагменты мирового опыта и теории [12]
- см.:
http://velesova-sloboda.org/archiv/index.html#_24.
В кратком «Введении» книги есть примечательное замечание: «Многочисленные исследования работы разведки и контрразведки нередко страдают: во-первых, «маятниковостью»; во-вторых, рассмотрением отдельных эпизодов деятельности спецслужб вне контекста глубинных исторических событий и их истинной подоплеки; в-третьих, отсутствием хотя бы попыток вычленить закономерности, характерные для развития такой значимой части государственного механизма, какой являются спецслужбы; в-четвертых, отсутствием вскрытия противоречий как внутри самой системы государственной безопасности, так и в структурах государственного механизма в целом».
Новая инновационная политика и упрочнение позиции экономики России в мире требуют изменения приоритетов
научно-технической разведки России и
новых форм связей спецслужб СВР, ФСБ, ГРУ с высшей школой, отраслевыми и академическими НИИ, наукоемкими российскими компаниями. Также новые задачи в стране множатся для
экономической разведки.
Деятельность России в сфере внешней разведки имеет свои
неиспользуемые ресурсы высшей школы, российской науки РАН и отраслевых НИИ и КБ.
В стратегии развития внешней разведки РФ есть два альтернативных направления деятельности:
1)
государственное, близкое к фундаментальной науке и военно-промышленной сфере, где критерии прибыльности работ практически не применяются, которое координируется СВР России. В силу технического прогресса (суперЭВМ, новые средства защищенной связи и др.) растет мощь российской разведки, с которой не могут состязаться частные фирмы;
2)
корпоративное коммерческое, реализуемое самими наукоемкими компаниями вне ВПК и ориентированное на прорывные прикладные НИОКР и использование в гражданской сфере (новые наукоемкие товары для личного и семейного потребления, особенно автомобили, средства связи, информационные технологии, фармацевтика, биотехнологии и др.).
Считается, что коммерческие прикрытия обеспечивают большую безопасность разведывательных операций и дают разведчикам более свободный и хорошо легендированный доступ к важной информации.
Обратимся к будням мирового наукоемкого гражданского бизнеса. В числе методов ведения легальной
экономической разведки и тайного
промышленного шпионажа используются, в частности: 1) неофициальные запросы в иностранные организации относительно предоставления информации; 2) сбор информации во время посещения фирм или предприятий; 3) склонение иностранцев к предоставлению консалтинговых услуг по ведению дел и маркетингу; 4) создание совместных предприятий и подставных компаний; 5) покупка у иностранных компаний, используемых ими технологий; 6) использование для получения необходимой информации бывших и действующих служащих компаний из числа представителей определенных национально-культурных общин; 7) использование международных совещаний и конференций в целях сбора данных; 8) получение интересующей информации из открытых источников и др.
Ряд мероприятий, особенно
спецопераций, носит незаконный характер и требует своих приемов защиты.
Всему этому можно учить в высшей школе. В атомной промышленности учить следует в НЯУ «МИФИ».
Своеобразный феномен новых «двойных технологий» важен для развития высшего профессионального образования в мире и в России. Дать
поэтапно соответствующие знания и практические навыки можно бы большинству студентов, магистров и аспирантов России. Но это не значит, что они автоматически включаются в систему внешней разведки разных форм и типов.
Назрело широкое изучение в высшей школе России курсов
«конкурентной разведки». Также уже на студенческой скамье и в аспирантуре ведущих инновационных университетов и НИИ РФ
поэтапно следует давать несекретные знания о роли, методах и технологиях внешней разведки. В качестве источника информации здесь имеется обширная мемуарная и научная литература российских и зарубежных шпионов.
Высшая школа России в этом плане пребывает в непонятной «спячке» [9].
Вот одна из
новых российских книг на эту тему - Доронин А.И. Бизнес-разведка. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2010, с. 704. Во введении автор пишет: «Российская школа ранее никогда не занималась подготовкой специалистов данного профиля. Однако на сегодняшний день проблема подготовки специалистов, которые могут обеспечивать принятие оптимального решения в условиях системной неопределенности, связанной с различными предпринимательскими рисками, встала кардинально» (с. 19).
В свою очередь в названной выше книге
«Разведка и контрразведка» отмечено: «Некоторые страны специально обучают студентов шпионажу и после этого посылают на заграничную стажировку или учебу. В Китае есть технический колледж, который западные спецслужбы давно прозвали кузницей кадров для промышленного шпионажа. Студенты обучаются теории научно-технической разведки, после чего в рамках культурного обмена между странами засылаются в Соединенные Штаты, Великобританию, Францию, Японию или Германию» (с. 67).
В идеале сильной инновационной деятельности актуален принцип:
самый лучший разведчик/шпион – это сам российский менеджер, ученый, инженер. Российская школа и российская наука пока вне такого особого профессионального образования, если не говорить о редких инициативах вузов по введению курса
«Конкурентная разведка» (Москва, Петербург, Екатеринбург и др.).
Сегодня важно разработать организационные методические подходы по большей интеграции работников высшей школы и российских разведывательных структур и начать финансировать такую интеграцию.
Литература
1. Доклад Минобнауки России «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации (Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации) // М.: 2009» -mon.gov.ru/files/materials/6333/09.11.11-bd-…
2. Доклад «Конкурируя за будущее сегодня: новая инновационная политика России» // ОПОРА РОССИИ. — «Бауман Инновейшн», 2010, 125 с. (см.:
www.opora.ru/analytics/our-efforts/2010/06/30/konkuriruya-za-buduschee-segodnya-novaya-innovatsionnaya-poli.).
3. Доклад о конкурентоспособности России 2011 // «Всемирный экономический форум», ОАО «Сбербанк» и «Стратеджи Партнерс Групп», 2011, 227 с.
4. Роговский Е.А. США: информационное общество (экономика и политика) // М.: Международные отношения, 2012, с. 408.
5. Козиков А.А. Имитационные стратегии развития бизнеса //«Менеджмент и бизнес-администрирование», 2012, № 1, с. 78-93.
6. Государственная тайна и её защита в Российской Федерации (под общей редакцией М.А. Вуса и А.В. Федорова) // СПб.: Юридический центр Пресс, 2003, 610 с.
7. Чертопруд С.В. Научно-техническая разведка от Ленина до Горбачева // М.: Олма-Пресс, 2005, 447 с.
8. Доронин А.И. Бизнес-разведка. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2010, с. 704.
9. Бобылов Ю.А. «Двойные технологии» высшего образования России для внешней разведки // Информационные войны, 2012, № 2, с. 93-102.
10. Бобылов Ю.А. «Третьи отделы» в условиях глобальной конкуренции // Атомная стратегия XXI, 2012, август, № 69, с. 18-22.
11. Бобылов Ю.А. Катализатор инноваций. Опыт американского военного агентства DARPA может быть полезен для сырьевой экономики и ТЭК // Нефть России, 2011, № 7, с. 21-23.
12. Шаваев А.Г., Лекарев С.В. Разведка и контрразведка. Фрагменты мирового опыта и теории //М.: Издательская группа "БДЦ-пресс", Москва, 2003, 544 с.