proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[14/05/2013]     Базовые вызовы и ориентиры в сфере развития энергетики


Ю.Н. Мясников, почётный судостроитель РФ, заслуж. деятель науки РФ, д.т.н., проф.,

В.Г.Хорошев,
д.т.н., с.н.с. ФГУП ”Крыловский государственный научный центр”, Санкт-Петербург

Сегодня человечество стоит перед глобальной экологической проблемой, возникшей в результате беспрецедентного сжигания ископаемых углеводородных топлив (нефть, газ, уголь, торф и т.п.).



Выбрасывая при этом в атмосферу диоксид углерода, окислы азота, метан и др., человек нарушил веками сложившийся  баланс в круговороте углерода между растительностью, мировым океаном и атмосферой планеты. Роль диоксида  углерода в атмосфере Земли более чем значительна, так как вместе с водой они поглощают инфракрасную часть теплового излучения поверхности Земли, нагретой Солнцем, создавая, таким образом, парниковый эффект (рис.1). При положительном балансе парниковый эффект повышает среднюю температуру планеты Земля, смягчает различие между дневными и ночными температурами. Этим, в первую очередь, объясняется постоянство параметров атмосферы Земли (давление, температура, влажность, магнитная и электрическая насыщенность). Любое отклонение параметров атмосферы немедленно сказывается на самочувствии всей биосферы, в том числе и человека.

 

Где же этот положительный баланс в атмосфере Земли?

По подсчетам американских ученых положительный круговорот диоксида углерода оценивается в 1 млрд тонн в год. Ежегодно в атмосферу планеты за счет сжигания углеродосодержащего топлива поступает ~20 млрд тонн CO2. Сопоставимой добавкой являются лесные пожары и таяние вечной мерзлоты (метан ↑). Усиление парникового эффекта уже сегодня привело к глобальному потеплению и изменению климата Земли. Именно  здесь лежат объяснения участившихся ураганов, тайфунов, наводнений и т.п. Природа планеты не терпит насилия и мстит.

          Складывается впечатление, что мировые лидеры поверили в конец света, либо делают все для того, чтобы он наступил как можно раньше. К сожалению не только лидеры, но и многие ученые не осознают (или делают вид) всей серьезности глобального потепления.



Рис.1 Структура атмосферы Земли



Саммит ООН по проблемам изменения климата (2006 г., Найроби Кения) сформулировал Киотский протокол, не принесший положительных сдвигов в рассматриваемой проблеме, так как главные поставщики СО2 в атмосферу - США и Китай не подписали его. Более того, Киотский протокол породил и негативный результат, так как началась безумная торговля квотами на выбросы СО2, как будто соседние государства живут на разных планетах.

          Очевидна дилемма: с одной стороны без энергии сохранить цивилизацию невозможно, а с другой – сохранение углеводородного энергоносителя и существующих темпов потребления энергии (с увеличением в 3-4% в год) ведет к угрозе существования биосистемы планеты Земля.  Вместе с тем, ожидать, что сырьевые и энергетические компании активизируют финансирование работ в области экологически чистых альтернативных энергоносителей, мягко говоря, неразумно. Остается надеяться, что эра легкодоступных месторождений углеводородов закончилась (рис.2). Россия сегодня добывает углеводородное топливо в суровых природных условиях отдаленных северных районов и осваивает шельф арктического региона.



Рис.2  Прогнозируемая мировая потребность в энергии и добыча основных энергоносителей.



При этом складывается ситуация, когда ежегодное увеличение разведанных промышленных запасов углеводородов не покрывает их добычу. Более того, экономическая целесообразность эксплуатации многих месторождений находится на пределе рентабельности.

          В этой связи абсолютным вызовом XXI в. следует признать глобальное потепление, генерирующее базовые вызовы и ориентиры, в первую очередь, в сфере развития энергетики (рис.3).




Рис.3  Абсолютные вызовы XXI века



Все технические решения человека основаны на потреблении электрической энергии - самого экологически чистого и  универсального вида энергии. Получать ее достаточно просто, вращая замкнутый контур проводника в магнитном поле. Но это вращение контура может быть осуществлено единственно возможным способом превращения тепловой энергии энергоносителя в механическую работу.

          Современный способ генерации тепла базируется на сжигании углеводородных энергоносителей, наносящих непоправимый вред экосистеме планеты. Химические источники тока и преобразование волн падающего света в процессе фотоэффекта в электрический поток также основаны на превращении теплового излучения в механическое перемещение, но уже на уровне микромира. Тепло возникает и при распаде ядер атомов таких элементов как уран, плутоний, торий.       

Возобновляемые источники энергии

При всем многообразии взглядов на решение названных глобальных проблем приоритетными остаются использование возобновляемых источников энергии и ядерная энергетика.

          К первым относят прибрежные и морские ветряки, гидроэлектростанции, солнечные батареи, приливные электростанции и т.д. Эти технологии активно развиваются во многих странах и, безусловно, они помогают локально уменьшить эмиссию парниковых газов. Но ожидать, что им будет принадлежать ведущая роль в удовлетворении возрастающих потребностей человека в электроэнергии, нет достаточных оснований.

          Широко распространено мнение, что альтернативным углеводородам энергоносителем может стать водород. Действительно, водород является универсальным источником энергии, что  заставляет многих ученых и инженеров рассматривать его как экологическую панацею. Но так ли это?

          Водород существует в природе только в связанной форме. Прежде чем применять его в качестве топлива, необходимо освободить его от других элементов (табл.1). Но не это главное. Водород бесцветен, без запаха, взрывоопасен, всепроникающий, его невозможно удержать в замкнутом пространстве. Сегодня  много говорят и пишут о способах хранения водорода в твердой форме. Но для того чтобы сжечь его в тепловой машине, необходима, по крайней мере, газообразная форма, – и тогда снова утечки. Доказано, что наличие в атмосфере водорода в свободном состоянии в больших количествах (работа миллиарда автомобилей на водороде) равноценно уничтожению жизни на Земле, так как водород  - активный разрушитель озонового слоя (рис.1). И последнее. Водород в двигателе внутреннего сгорания

горит при высокой температуре, и, следовательно, кроме воды выбрасывается много окислов азота. Человечество должно отбросить идею, что использование водорода снизит загрязнение окружающей среды.

          В попытке уйти от негативных свойств водорода  появилось движение под лозунгом «нефть с нами навсегда».  Суть его заключается в получении искусственной нефти путем термической деполимеризации биомассы и различных отходов с содержанием углеводородных полимеров. Для этого сырье нагревается без доступа кислорода до 500 – 600оС. В ходе этого процесса сложные молекулы разрушаются на простые. Образующийся газ улавливается и конденсируется. Конденсат перегоняется, в результате чего получается искусственная нефть.

Опытно-промышленное производство искусственной нефти было запущено в 2003 г. компанией «Changing World technologies Inc.» (США)  на базе отходов крупной птицеводческой фермы. Из 200 тонн отходов получается ~ 80 тонн искусственной нефти, ~11 тонн неорганического вещества, ~10 тонн газа, остальное - вода. По химическому составу искусственная нефть отличается от ископаемой, однако по утверждениям разработчиков, из нее можно получить весь спектр продукции, что и из природной нефти.

Могла ли получить поддержку эта технология? Конечно, нет. Во-первых, она затратная, а во-вторых, невозможно решить проблему на адекватном уровне (табл.1).

 

Ядерная энергетика

Еще в 1979 г. британский ученый Д.Лавлок предложил концепцию, основой которой являлось утверждение, что Земля  –  саморегулируемый суперорганизм, поддерживающий с помощью сложного природного механизма благоприятные условия для жизни на планете. Однако, утверждал он, прогрессирующее глобальное потепление показывает, что механизм, поддерживающий равновесие биосферы, слишком перегрелся и находится на грани разрушения. Лавлок первым провозгласил, что только переход к атомной энергетике может спасти планету от глобального потепления и, как следствие, катастрофического изменения климата. Идея Лавлока проста: атомная энергия – решение проблемы обеспечения человечества электроэнергией, ибо атомная энергетика – самый экологически чистый из всех процессов, сжигающих ископаемые топлива.





Истина заключается в том, что все ископаемые энергоносители своим происхождением обязаны солнечной энергии, являющейся результатом ядерных реакций на Солнце. Отсюда следует, что атомная энергия это решение не только проблемы производства необходимой человечеству электроэнергии, но и приведение социума людей  к взаимному согласию с природой.

Движение противников атомной энергетики обусловлено элементарным страхом (а страх и интерес, как известно, определяющие стимулы в поведении людей), вызванным авариями в Три-Майл-Айленде (США, 1979 г.) и Чернобыле (СССР, 1986 г.),  а теперь и на Фукусиме (Япония, 2011 г.).

Одной из главных причин аварий 1979 и 1986 гг. являлись проектные недостатки систем централизованного контроля, позволившие отключить системы предупредительной сигнализации и аварийной защиты реактора во время  несанкционированных испытаний. В отличие от Чернобыля авария в Три-Майл-Айленде не имела таких ужасающих последствий, поскольку реактор имел надежный внешний барьер безопасности, остановивший распространение радиации.

Что касается АЭС Фукусима, то, как показали результаты расследования, причиной аварии стали несогласованные решения между властями и компанией-оператором, управляющей станцией.

Другой аргумент антиатомщиков – радиоактивные отходы (РАО). С ним нельзя не согласиться. Количество РАО в мире превысило сотни тысяч тонн, а эффективность имеющихся и строящихся комплексов захоронения не может удовлетворить общественность. Но при этом необходимо учитывать результаты исследований национальной лаборатории Oak Ridge (США), которые показывают, что опасность радиационного излучения от угольных ТЭС в сто раз выше, чем отходов АЭС. Радиационные изотопы содержатся в дыме, выходящем из труб угольных ТЭС, другая часть концентрируется в выбрасываемых золе и пепле. Уран, плутоний и другие радиоактивные вещества, находящиеся в угольной золе, не рассматриваются в качестве РАО, поскольку имеют низкий уровень радиации, но накопленные на открытых свалках они являются источником распространения РАО через воздух, воду и далее через пищевую цепочку.

          Большинство специалистов приходит к заключению, что только ядерная энергетика призвана определять энергетическую стратегию XXI в.  Уже сегодня эксплуатационная безопасность действующих ЯР находиться на приемлемом уровне (рис.5), а экологическая совместимость с природой позволяет сохранить нашу Планету и все живое для будущих поколений.

 



Рис.4  Доля атомной энергии в общем производстве энергии



Судовая энергетика

Глобальные вызовы и угрозы нельзя игнорировать и в сфере развития судовой энергетики, тем более что 95% транспортных судов, а на внутренних водоемах все 100% - теплоходы, которые являются активными источниками загрязнения атмосферного воздуха и окружающей среды. Эксплуатация, ремонт, утилизация судовых энергетических установок сопровождаются выбросами:

-        CO2, NOX, SOX, и многочисленными нитрованными производными в отработавших газах главных двигателей и дизель-генераторов, котлов и инсенераторов (установок для термического уничтожения отходов);

-        углеводородов топлив, поступающих в атмосферу через дыхательные клапаны основного запаса топлива;

-        углеводородов топлив, масел, выделяемых вместе с картерными газами и попадающих в атмосферу в результате вентиляции машинных помещений;

-        паров серной кислоты или щелочи, выделяемых при зарядке аккумуляторов;

-        загрязнений, связанных с использованием фреонов и галогенов  на борту судна;

-        соединений металлов и золы, выделяемых в процессе сжигания мусора в инсенераторах и т.п.

Схема внешнего материального баланса судовой энергетической установки представлена на рис. 5.

          Загрязнения, вносимые флотом в атмосферу, водную среду, среду обитания человека и животных по своему количественному и качественному составу отличаются  в зависимости от района плавания, назначения судов, кораблей, типа и состава энергетических установок. Соответственно в зависимости  от механизма воздействия  судов на окружающую среду они должны рассматриваться на местном, региональном и глобальном уровнях (рис. 6).

          Распространение мандата комитета защиты морской среды Международной  морской организации (IMO) на охрану воздушного бассейна от загрязнения его судами и принятие 26 сентября 1997 г. членами Международной Конвенции MARPOL 73/78 Приложения VI («Предотвращение загрязнения атмосферы  с судов» и «Технического Кодекса по выбросам окислов азота от судовых дизельных двигателей» обострило внимание лидеров и законодателей к вредным выбросам с отработавшими газами энергетического оборудования судов) (рис. 7, 8) являются определенными шагами для улучшения ситуации.

          Не осталась без внимания проблема законодательного ограничения выбросов вредных веществ с судов морского и речного флотов России. Основные положения и требования Приложения VI к международной конвенции MARPOL 73/78 отражены в федеральном законе 04.05.99 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и Постановлении Правительства РФ №83 от 06.02.2002 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух».

          «Новая реальность от IMO» - это введение нормирования выбросов углекислого газа судами на основе «индексов энергетической эффективности (EEDI)» (Рис. 9).

Требование введено в качестве новой главы VI приложения МК  MARPOL 73/78 и является обязательным для судов, киль которых заложен после 01.01.2013.

            Смысл этого индекса определяется выражением:

Index= массаСО2/транспортная работа

Или  Index=∑FcCcarbon / ∑McargoDi, где

– в числителе произведение массы потребляемого топлива на коэффициент Сcarbon, связывающий  массу эмиссии СО2 с массой потребленного топлива;

– в знаменателе произведение массы перевозимого груза на заданное расстояние.




Рис.5  Укрупненная схема внешнего материального баланса судовой энергетической установки



Массовые расходы Gair – приточного вентиляционного воздуха; Gкг, Gт, Gм, Gair_cool – картерных газов, паров топлива, масла и воздуха, покидающих помещения СЭУ через естественную и вытяжную вентиляцию, Gg – отработавших газов, В – топлива, Gcyl – масла на угар. Тепло: Qg, Qm - выделяющиеся при сгорании топлива, масла; Qair_cool – отводимая в атмосферу через систему вентиляции; Qg и Qкг – отводимое с отработавшими и картерными газами; Qe – превращенное в полезную работу.


Рис.6 
Три уровня рассмотрения проблемы загрязнения атмосферы энергетическими установками судов.



Нет сомнения, что EEDI – серьезный вызов судовладельцу и производителю судовых энергетических систем, который нельзя не учитывать при формировании перспектив развития и совершенствования судовых энергетических установок.

          Основной закон природы гласит: «Всякое последующее действие происходит по памяти предыдущих действий, при этом происходит наработка нового опыта». Вектор развития мирового флота позволяет сформировать его вероятный состав до 2030 г. (табл. 2). В настоящее время и на ближайшую перспективу доминируют три типа СЭУ: дизельные, паротурбинные, в том числе, с ядерным реактором, газотурбинные и их комбинированные модификации. Выбор главного двигателя для строящегося судна зависит от его КПД и стоимости энергоносителя. Дизельные двигатели остаются наиболее экономичной тепловой машиной. Доля ДЭУ в общем объеме строящихся судов превышает 95%, что объясняется не только топливной экономичностью, но и относительной простотой обслуживания, большим ассортиментом используемых топлив, активным внедрением средств и методов технической диагностики, построенных на новых физических принципах, обеспечивающих получение информации о текущем техническом состоянии оборудования без его разборки и демонтажа, что позволяет радикально изменить систему технического обслуживания и ремонта, и, как следствие, обеспечить приемлемую экологическую безопасность и рентабельность судов.




Рис.7  Требования к выбросам оксидов серы, азота и углерода




Рис.8 
Изменение норм по выбросам




Рис.9 
«Новая реальность от IMO»

         

Но какой бы ни был расклад при выборе типа тепловой машины, ясно одно: основным видом энергоносителя на морских судах остается углеводородное и ядерное топливо (табл. 2). Причин для этого достаточно, но главная состоит в том, что пока добыча ископаемых углеводородов сохраняет рентабельность, никакие альтернативные источники энергии (исключая ядерное топливо) не способны заместить монополию мировой инфраструктуры нефтяного и газового бизнеса. Последний будет искать решения, удовлетворяющие морские надзорные органы в части соблюдения ужесточающихся экологических требований.

          В этой связи на ближайшие годы (2025÷2030) единственным видом углеводородного топлива, применение которого существенно

улучшает экологические и экономические показатели судовых энергетических  установок, следует признать природный газ.





У природного газа соотношение водород/углерод в два раза выше, чем у нефти. Это обеспечивает высококачественное протекание процесса сгорания, полностью исключает выбросы серы и твердых частиц, кардинально - на 80% снижает выбросы окислов азота и существенно - на 30% уменьшает выбросы диоксида углерода (Рис.10) .

          Сравнительный анализ энергетических свойств углеводородных топлив (табл. 3) показывает, что природный газ обладает более высокими антидетонационными свойствами, но более низкой объемной теплотой сгорания.

 




Уже сегодня газовозы с ПТУ используют в качестве топлива природный газ. Приспособление конструкции дизеля к использованию газового топлива ведет к изменению ряда основных параметров, в первую очередь, степени сжатия, среднего эффективного давления, и как следствие, эффективной мощности. Для газопоршневого двигателя величина степени сжатия лимитируется содержанием в используемом газе метана, имеющего наилучшие антидетонационные свойства. При переводе дизеля на газ для обеспечения равной по величине мощности потребуются двигатели большей размерности. Имеемый промышленный опыт конвертации дизелей в газопоршневые двигатели предполагает наличие двух систем топливоподачи. Дизельное топливо может использоваться только как запальное для воспламенения газового топлива или совместно с газовым в различных пропорциях. В том и другом случае должны  быть две топливные системы. Очевидно, возрастает стоимость СЭУ, а усложнение схемы снижает ее надежность.

          С другой стороны главным ограничением для применения природного газа на морских судах является отсутствие инфраструктуры по бункеровке судов газовым топливом. Технических трудностей и нормативных ограничений в правилах Регистра по применению на судах этого вида топлива не обнаружено.

В настоящее время в Российском морском регистре судоходства разработаны требования для судов, которые будут иметь специальный знак в классификационной символике GFS (gas fuelled ship), применимый для судов-газоходов. В специальных требованиях к таким судам будут полностью учитываться требования Международного Кодекса по газовозам и Временного руководства IMO MSC.285(86)

“Interim Guidelines on Safety for Natural Gas-Fuelled Engine Installations in Ships” для всех прочих судов.

          Решая в определенной степени экологические проблемы на море, необходимо учитывать, что при применении природного газа в тепловой машине неизбежны его утечки, следствием которых, как показывает опыт эксплуатации судов-газовозов, являются взрывы, пожары, человеческие травмы от низких температур и удушение в результате попадания человека в облако газа (рис. 11, 12). Более того, нельзя думать, что природный газ – панацея для стабилизации парникового эффекта. Природа дает человечеству время для активного поиска действительно экологически чистого энергоносителя. Это время определяется запасами природного газа и нефти (рис.2).

В таблице 4 показано (статистическая оценка многих источников) соотношение  доказанных запасов к добыче. Перевод транспорта на природный газ потребует увеличение его добычи в четыре раза. За полтора – два десятилетия он будет полностью исчерпан. А что потом?

Академик П.Л.Капица в свое время констатировал: «вся наша надежда на решение глобального энергетического кризиса – в использовании ядерной энергии. Физика дает полное основание считать, что эта надежда обоснована».

 




«В мире наступает ренессанс ядерной энергетики и перед нами стоит ответственная задача прорыва», – вторит руководитель «Росатома»  С.В. Кириенко.

 

Судовые  атомные энергетические установки

          Судовые  атомные энергетические установки не только удовлетворяют всем экологическим требованиям, но сегодня можно с уверенностью сказать – они выдержали испытания временем. За пятидесятилетний опыт эксплуатации атомных ледоколов не произошло ни одной аварии с радиоактивным загрязнением окружающей среды, что доказывает высокую надежность реакторной установки и ее радиационную безопасность. Это главный вопрос, который беспокоит общественность, когда речь заходит об использовании ядерной энергетики. Залогом экологической безопасности является развитая инфраструктура базирования объектов с атомной энергетикой  морского назначения. Если в свой первый рейс атомному лихтеровозу «Севморпуть» не разрешили зайти во Владивосток, то теперь жители Мурманска, Дудинки и др. не боятся атомных судов. Люди не замечают существования атомного флота, он их не беспокоит, им кажется, что этот флот существовал всегда.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что продвижению ядерного энергоносителя на суда способствует освоение углеводородов шельфа Арктики. Параллельно с решением проблем разработки арктических шельфовых месторождений углеводородов интенсивно ведутся работы по созданию подводной арктической транспортной системы (ПАТС). Эта система должна объединить подводный транспортный флот и комплекс совершенного навигационного оборудования (высокоточные гидроакустические приборы, гидролокаторы-эхоледомеры, твиды). Рассматриваются две концепции постройки подводных танкеров с использованием конверсионных мощностей военно-промышленного комплекса (ВПК):

- переоборудование в подводные танкеры и газовозы боевых АПЛ, снимаемых с боевого дежурства;

- проектирование и постройка специализированных подводных танкеров и газовозов.

 Разработано несколько проектов подводных танкеров с атомной энергетической установкой, удовлетворяющих требованиям международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов (табл. 5, рис. 13, 14, 15). Переоборудование существующих АПЛ является первым этапом создания арктического подводного транспортного моста (рис. 16), удовлетворяющего экологическим требованиям, а положительный опыт эксплуатации подводных танкеров с ядерной энергетикой должен стать основой активизации работ по созданию типоряда ЯЭУ, способного заместить в недалеком будущем углеводородную энергетику транспортных судов. Причем необходим решительный переход от тепловых реакторов, сжигающих всего 1-1,5% обогащенного урана и создающих проблему РАО, к реакторам на быстрых нейтронах (рис. 17), работающих по существу, по безотходной технологии, и, более того, способных сжечь накопленные отходы тепловых реакторов. Одно из новых предложений – создание реактора, объединяющего преимущества реакторов на тепловых и быстрых нейтронах.

Судно, корабль будущего – это паротурбинное судно, на котором вместо парового котла «бочка» с ядерной топкой.         

Каким бы ни было мнение относительно ядерной энергетики, очевиден тот факт, что только ЯЭУ способна войти в согласие с природой и обеспечить возрастающие потребности человечества в энергии.

Будущий флот мира – атомный флот.

 

Заключение

 

1.    Человечество стоит перед глобальной экологической проблемой, возникшей в результате беспрецедентного сжигания углеводородных топлив. Усиление парникового эффекта уже сегодня привело к глобальному потеплению и изменению климата земли.

2.    Абсолютным вызовом XXI в. является глобальное потепление, которое генерирует энергоэкологические, энергоресурсные, энергоэкономические, энергобезопасные проблемы, решение которых призвано снизить негативный эффект от сжигания углеводородных топлив.

3.    Приоритетными решениями названных глобальных проблем являются возобновляемые источники энергии и ядерная энергетика.

4.    Глобальные вызовы и угрозы нельзя игнорировать и в сфере развития судовой энергетики, являющейся активным источником загрязнения атмосферного воздуха и окружающей среды.

5.    «Новая реальность от IMO» - это введение нормирования выбросов  углекислого газа судами на основе «индексов энергетической эффективности (EEDI).»

6.    Вектор развития мирового флота  показывает: в видимой перспективе доминируют три типа судовых энергетических установок: дизельные, паротурбинные, в том числе с ЯР, газотурбинные и их модификации. Но какой бы ни был расклад  типа тепловой машины, основным видом энергоносителя на морских судах остается углеводородное и ядерное топливо.

7.    На ближайшие годы  (2025) единственным видом углеводородного топлива, применение которого существенно улучшает экологические и экономические показатели судовых энергетических установок, следует признать природный газ.

8.    Перевод транспорта на природный газ потребует увеличения его добычи в четыре раза. За полтора - два десятилетия он будет полностью исчерпан.

Все ископаемые энергоносители своим происхождением обязаны солнечной энергии, являющейся результатом ядерных реакций, происходящих на Солнце. Отсюда следует, что атомная энергия - это решение не только проблемы производства необходимой человечеству электроэнергии, но и приведение социума людей к взаимному согласию с Природой.

9.    Судовые АЭУ не только удовлетворяют всем экологическим требованиям. Пятидесятилетний опыт эксплуатации ядерных ледоколов доказывает высокую надежность реакторной установки и ее радиационную безопасность.

10.       Продвижение ядерного энергоносителя на суда способствует освоению углеводородов шельфа Арктики. Интенсивно ведутся работы по созданию подводной арктической транспортной системы. Эта система объединит подводный танкерный флот с АЭУ и комплекс современного навигационного оборудования.

11.  Судно, корабль будущего – это паротурбинное судно с ядерной топкой. Другого пути нет. Будущий флот мира – атомный флот.

 



Рис.10  Характеристики природного газа




Рис.11  Последствия утечки газового топлива




Рис.12  Последствия утечки сжиженного газа










Рис.16 
Схема арктического подводного транспортного моста в бассейне Ледовитого океана



Принципиальная схема реакторной установки на тепловых нейтронах


Принципиальная схема реактора на быстрых нейтронах






 

 
Связанные ссылки
· Больше про Безопасность и чрезвычайные ситуации
· Новость от proatom


Самая читаемая статья: Безопасность и чрезвычайные ситуации:
О предупреждении аварий на сложном объекте

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.77
Ответов: 126


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 8 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Базовые вызовы и ориентиры в сфере развития энергетики (Всего: 0)
от Гость на 14/05/2013
А барк "Седов" ходит под парусами 18-20 узлов без ВСЯКОГО топлива, да ещё парусами отражает солнечный свет обратно )))


[ Ответить на это ]


Re: Базовые вызовы и ориентиры в сфере развития энергетики (Всего: 0)
от Гость на 15/05/2013
ибо атомная энергетика – самый экологически чистый из всех процессов,
---------------------------------------------------------------------------
Ага!

Тритий и ИРГ в трубу, а отходы в хранилища.
Чистота прямо некуда деваться, абсолютно мутагенная!
Ядерная энегетика в ее существующем виде - вынужденный путь развития, но не за ней будущее. Будущее за энегетикой которая не дает долгоживущих радиокативных отходов, не  мутагенна.

Инженер


[ Ответить на это ]


Re: Базовые вызовы и ориентиры в сфере развития энергетики (Всего: 0)
от Гость на 15/05/2013
Ядерная энергетика в ее нынешнем виде - осколок военных исследований и не может претендовать на самый экологичный вид энергии. Искать надо новые виды, а не делать ставку на изобретения 50-х годов прошлого столетия. Оглянитесь вокруг, господа, писатели. Вы же не на необитаемом острове живете, а мыслите категориями середины прошлого столетия.


[
Ответить на это ]


Re: Базовые вызовы и ориентиры в сфере развития энергетики (Всего: 0)
от Гость на 15/05/2013
Не тратьте время на пустые тёрки по блажи этих старых балоболов. Сходите лучше на форум ПРоатома.  Там, в моей теме ЗНАТЬ И УМЕТЬ, в разделе АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА, я предлагаю мою обзорную статью. Куда полезнее, чем причитания двух старых болтунов. Там же я намереваюсь обсудить с коллегами прямое использование оружейного плутона и урана в ядерной энергетике. А то вы своё национальное богатство по демпингу супостату продаёте! И ведётесь на МОКС, как мопсы на конфекту. Ну, не уроды ли ваши воровские власти? Но вы то  - спецы, на что? Задумчивый боцман.



[ Ответить на это ]


Re: Базовые вызовы и ориентиры в сфере развития энергетики (Всего: 0)
от Гость на 23/05/2013
1.Всеобщее потепление - это благо. Дарованое природой и выбросами т.н. "парниковых газов", в незначительной степени - наше. СО2.

2.Метан (более парниковый газ), и пары воды (тож такой) - к этому лапу человечество никак не приложило. Ну разве кто пунул невзначай...

3.От жары никто не сдох, смотря историю развития биологических видов. Вот от мороза - полно леденящих душу пиздецов. Вполне натуральных и материальных. Блядь...


...а впрочем - "зима близко"...


[
Ответить на это ]


Re: Базовые вызовы и ориентиры в сфере развития энергетики (Всего: 0)
от Гость на 23/05/2013
Ну, зачем ты хамишь? Если есть что сказать, говори. Но не оскорбляй оппонентов.


[
Ответить на это ]


Re: Базовые вызовы и ориентиры в сфере развития энергетики (Всего: 0)
от Гость на 30/05/2013
Здравствуйте, Юрий Николаевич! Статья очень интересная и полезная для последующих дискуссий, сразу виден значительный вклад автора. Не сомневаюсь, что человечеству еще предстоит обратиться к энергии "мирного атома (водорода)", конечно, есть вероятность негативных последствий на окружающую среду, но на то ученым и дано время, чтобы продумать все механизмы, способные обезопасить человечество от серьезных экологических последствий, и дать новый источник энергии. Благодарю за статью!С уважением,Герасимов Алексей (Балтийский Морской Форум, 29.05.13, г. Калининград)


[ Ответить на это ]


Re: Базовые вызовы и ориентиры в сфере развития энергетики (Всего: 0)
от Гость на 30/05/2013
Судно, корабль будущего – это парусно-турбинное судно с ядерной топкой. Другого пути нет. Будущий флот мира – атомный-парусный флот


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.17 секунды
Рейтинг@Mail.ru