proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[25/07/2013]     Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона,

регулирующего отношения в области деятельности ядерного оружейного комплекса по использованию ядерной энергии в оборонных целях

Г.А.Новиков, главный специалист ФГУП «Аварийно-технический центр Минатома России», д.т.н., профессор

Исходя из парадокса Гегеля: «история учит тому, что ничему не учит», я вынужден снова обратиться к истории создания ядерных зарядов (ЯЗ), ядерных боеприпасов (ЯБП) и ядерного оружейного комплекса (ЯОК), а главное  - к   попыткам законодательного регулирования деятельности ЯОК по использованию ядерной энергии в оборонных целях.


1. О создании ядерного оружейного комплекса США

Известно, что первые образцы ЯЗ и ЯБП были созданы в США в 1945году. Но для их создания США пришлось сначала создать и постоянно совершенствовать новую научно-промышленную отрасль – ядерный оружейный комплекс на основе последних на то время научных достижений, в основном в области физики, но и не только, а также разработки и внедрения в практику целого ряда новейших технологий, использования и подготовки научно-производственного кадрового потенциала. Несколько позже новым достижением ЯОК, кроме создания образцов ЯЗ и ЯБП, стало создание ядерного реактора энергетической установки атомной подводной лодки (начало разработки в 1948 году)   «Наутилус», принятой на вооружение ВМС США 30 сентября 1954года и достигшей Северного плюса 3 августа  1958 года.

Всё этот требовало принятия соответствующих организационно-распорядительных мер, опирающихся на нормативно-законодательные документы, регулирующие эту новую деятельность, носившую сугубо секретный характер. Поэтому в 1942 году по принципиальному решению Президента США был образован Манхэттенский инженерный округ армии и началась реализация «Манхэттенского проекта», по которому в 1943году создаются город и лаборатория в Лос-Аламосе, строятся секретные заводы для получения оружейного плутония и другие секретные объекты.

«Атомная бомба слишком опасна, поскольку не исключена  возможность появления её в мире, не признающем каких бы то ни было законов. Именно поэтому Великобритания и Соединённые Штаты, обладающие секретом её производства, не собираются делиться этим секретом, пока не будут отработаны средства контроля за бомбой» (Трумэн) / 1/.

Уже в 1945году в США предпринята попытка разработать закон о «контроле за бомбой» со стороны военного ведомства (билль Мэя-Джексона), которая не была реализована. Но уже 1 августа 1946 года США принимают «Закон об атомной энергии 1946 года» (билль Мак-Магона), передавший опытно-конструкторские работы по атомному оружию из Манхэттенского инженерного округа армии  вновь учреждённой независимой гражданской Комиссии по атомной энергии (КАЭ) и  установивший гражданский контроль над атомным оружием. Одним из положений этого закона был строгий запрет на то, чтобы делиться атомными секретами с любыми иностранными государствами, в том числе и с союзниками. В это же время США предлагали возложить на ООН международный контроль над атомным оружием /1/.
 
Закон  об атомной энергии 1946 года был принят в сложной политической борьбе и имел большое значение для ядерного оружейного комплекса США, поэтому имеет смысл, хотя бы в качестве уроков истории, напомнить его оценку, так сказать, со стороны ЯОК США /2/:

«Закон дал широкие полномочия руководителям атомно-энергетического комплекса. Направленный на достижение первостепенной задачи национальной безопасности, этот комплекс занимался проектированием, разработкой, производством, накоплением запасов ядерного оружия и обеспечением его безопасности. Сам комплекс состоял из отдельных объектов с разными целями и различными взаимоотношениями  между ними и правительством. Создание каждого объекта диктовалось политической и общественной обстановкой в послевоенном американском обществе.

Закон сосредоточил контроль над атомной энергией, отдав предпочтение гражданским организациям перед военными, создав три объединения по управлению этим процессом. Комиссия по атомной энергии получила фактически монопольный контроль над атомной энергией в Америке.

В рамках этого административного устройства лаборатории, образованные во время второй мировой войны для ядерных исследований и производства оружия, в дальнейшем объединились с рядом новых объектов. К началу 50-ых годов определилась общая структура предприятий, которую мы называем ядерный оружейный комплекс.

Система национальных лабораторий, которая родилась в послевоенную эпоху, прочно основана на уверенности, что научные и технологические ресурсы должны подготавливаться и поддерживаться федеральным правительством, готовым обеспечить их функционирование в критических ситуациях. Такие лаборатории отличаются от большинства других научно-исследовательских организаций в США – они являются полной собственностью федерального правительства США, но управляются коммерческими фирмами по контрактам подрядчиков с правительством.


Система, которая была выработана на основе Закона, доказала свою надёжность. В 1974году КАЭ была распущена и в 1976 году её работа была продолжена Министерством энергетики (ДОЭ)».

Таким образом, главными положениями «Закона  об использовании атомной энергии 1946 года» в рамках рассматриваемой темы, явились:

- государственное регулирование использования атомной энергии;

- запрет на передачу информации о возможности использования атомной энергии в военных целях кому бы то ни было, включая союзников США по второй мировой войне и компаньонов по созданию ЯЗ и ЯБП для США, фактически устанавливающий единоличную гегемонию США в области ядерных вооружений.

За прошедшее время происходили определённые изменения как в государственной политике США и законодательстве в отношении ЯОК, так и в структуре ЯОК США, который неоднократно подвергался реформированию.

Ядерный оружейный комплекс США является важным компонентом атомной промышленности страны. Он представляет собой сеть взаимосвязанных объектов: научно-исследовательских учреждений (лабораторий), испытательного полигона и производственных предприятий, предназначенных для разработки, испытаний и производства ядерных боеприпасов (ЯБП), поддержания их в боеготовом состоянии в течение срока службы, демонтажа снимаемых с вооружения образцов, а также для производства специальных ядерных материалов (уран- 235, плутоний-239, тритий, дейтерий и литий-6).

На ЯОК  США, помимо оружейной проблематики, возложена также разработка судовых ядерных реакторов и осуществление программ в области нераспространения ядерного оружия.

Все объекты ЯОК являются федеральной собственностью. Их деятельностью руководит министерство энергетики (МЭ), а непосредственная эксплуатация осуществляется частными фирмами на основе долгосрочных контрактов. По целевому назначению эти объекты можно подразделить на два взаимосвязанных комплекса: лабораторно-испытательный и производственный.

Современный ядерный оружейный комплекс МЭ включает: лаборатории-разработчики ядерного оружия, две из которых специализируются в области ядерных зарядов, а одна – на разработке элементов автоматики для этих зарядов и неядерных компонентов ядерных боеприпасов; комплекс по производству ядерных боеприпасов и Невадский испытательный полигон (всего 8 объектов) /3-8/:

Лаборатории-разработчики ядерного оружия:
- Лос-Аламосская национальная лаборатория (Лос-Аламос, штат Нью-Мексико)
- Ливерморская национальная лаборатория им. Лоуренса (Ливермор, штат Калифорния)
- Национальные лаборатории «Сандия», имеющие отделения основное в Альбукерке (Альбукерк, штат Нью-Мексико) и филиал в Ливерморе.
Комплекс по производству ядерных боеприпасов:

- Сборочный завод «Пантекс» (Амарилло, штат Техас)
- Завод неядерных компонентов в Канзас-Сити (Канзас-Сити, штат Миссури)
- Государственный секретный комплекс Y-12, создаваемый на базе завода Y-12 (Оак Ридж, штат Теннесси)
- Тритиевый комплекс в Саванна-Ривер (Эйкен, штат Южная Каролина)
- любой объект министерства энергетики, который министр энергетики, по согласованию с Администратором и Конгрессом, определит для выполнения  миссий Администрации
Полигон. Невадский испытательный полигон (Лас-Вегас, штат Невада).

2. О реформировании управления ядерным оружейным комплексом США
        
В 2000 году, был принят Закон США об администрации по национальной ядерной безопасности, которым пересмотрена роль министра энергетики в структуре руководства ЯОК, а в 2003году  был принят Закон США об использовании атомной энергии в военных целях. Этими законами руководство ядерной оружейной деятельностью в США возложено на Национальную администрацию  по ядерной безопасности США (ННСА), которая была создана в соответствии с законодательным актом Конгресса от 1 марта 2000 г. в рамках Министерства энергетики. В состав Администрации вошли управления Министерства энергетики, ранее занимавшиеся ядерно-оружейными программами, вопросами нераспространения ядерного оружия и созданием судовых ядерных двигательных установок. Администрации были переданы все объекты ЯОК – научно-производственные организации и национальные оружейные лаборатории. Во главе ННСА в ранге заместителя Министра энергетики стоит Администратор, назначаемый Президентом США с согласия Конгресса США.

Непосредственно ядерно-оружейной деятельностью руководит управление оборонных программ ННСА, которое, по сути дела, является основным руководящим звеном ЯОК в системе Министерства энергетики США.Управление в государственном масштабе осуществляет планирование, контроль и руководство научными исследованиями, разработками, испытаниями, производством (воспроизводством) ядерного оружия, а также оснащением ядерными боеприпасами носителей ядерного оружия. Оно также несет ответственность за производство специальных ядерных материалов для ядерного оружия.
Схема руководств ЯОК США приведена на следующем рисунке /5, 6/.

В настоящее время по инициативе Конгресса США в американское законодательство внесены изменения с целью повышения эффективности использования научного и производственного потенциала ЯОК США для обеспечения комплексных задач национальной безопасности. Изменения обусловлены принятием закона о финансировании на национальную оборону США на 2013г. и затрагивают  указанные выше законы: закон по атомной энергии, закон об использовании атомной энергии в военных целях, закон о Национальной администрации  по ядерной безопасности США.

В порядке предварительного замечания обращает на себя внимание изменение терминологии, в частности замена терминов:

- «ядерный оружейный комплекс» на  термин «отрасль ядерной безопасности», который означает физические объекты, технологии и человеческий капитал лабораторий национальной безопасности и объектов по производству ядерного оружия;

- «ядерные оружейные лаборатории» на «лаборатории национальной безопасности», при этом приведен перечень лабораторий национальной безопасности, а также перечень объектов по производству ядерного оружия (а на самом деле – по производству ЯЗ и ЯБП), которые указаны выше.

Изъятие из законодательства слов и словосочетаний «ядерный оружейный» и замена их на сочетание «национальная безопасность», по-видимому, обусловлено не только политкорректностью и стремлением страны, первой создавшей и применившей ядерное оружие по практически гражданским объектам и мирному населению, к созданию имиджа миротворца и поборника  нераспространения и сокращения, вплоть до уничтожения отдельных типов  ядерного оружия, сколько безусловным закреплением статуса ядерного оружия как гаранта национальной безопасности страны, им обладающей.

Этим объясняется и скрупулёзный учёт типов и количества ядерного оружия в ядерных странах, и стремление к повышению эффективности использования научного и производственного потенциала ЯОК США (Закон о финансировании национальной обороны в 2013г.), и повышение роли ННСА в создании мощной экспериментальной и вычислительной базы, способной обеспечить совершенствование и разработку новых типов ядерного оружия, а также поддержание на высоком уровне критериев надёжности и безопасности ядерного арсенала  в условиях запрещения испытаний ядерного оружия. Кроме того, обеспечивается процесс обучения молодых специалистов-разработчиков ядерного оружия полному циклу работ по созданию ЯБП от проектирования до серийного изготовления. 
        
Таким образом, в соответствии с американским законодательством окончательные решения по вопросам развития и политики в области ядерного оружия США принимает Президент страны, который утверждает основные программные документы: «Стратегия национальной безопасности», «Обзор состояния и перспектив развития ядерных сил США», ежегодный «Меморандум по ядерному оружию».

Задачи поддержания ядерного арсенала и, при необходимости, создания нового ядерного оружия, решаются Министерством энергетики США с задействованием находящегося в его ведении ядерного оружейного комплекса - отрасли ядерной безопасности.
 
Ещё раз отметим две важнейшие черты ЯОК США:

- государственные контроль и управление  на высшем уровне и государственная собственность на объекты ЯОК  в стране с рыночным укладом экономики;

- передача управления хозяйственной деятельностью объектов ЯОК частным компаниям в соответствии с государственными контрактами на управление.

Похожая ситуация существует и в Великобритании /7/. Организацией, отвечающей за разработку и обслуживание ядерных вооружений, является Атомный оружейный комплекс (Atomic Weapons Establishment, AWE), который в настоящее время находится в подчинении у руководителя Управления закупок министерства обороны. Комплекс AWE был образован в сентябре 1987 года путем слияния Атомного оружейного исследовательского комплекса (Atomic Weapons Research Establishment, AWRE) и Директората атомных оружейных заводов (Directorate of Atomic Weapons Factories). Ранее, начиная с 1954 г. и вплоть до передачи в систему министерства обороны в 1973 г., комплекс AWRE находился в ведении Управления атомной энергии Великобритании (United Kingdom Atomic Energy Authority). Атомный оружейный комплекс, осуществляя поставку боеприпасов для британских ядерных сил, играет важную роль в обеспечении обороны Великобритании. Административное управление Атомным оружейным комплексом осуществляется государственными структурами министерства обороны Великобритании, при этом объекты и установки AWE остаются в собственности государства, но ответственность за их повседневную эксплуатацию передается частной компании по контракту.

Великобритания, как и США, неоднократно реформировала свой атомный оружейный комплекс, в том числе  и из соображений экономии. К началу 2000-х годов было выдвинуто несколько вариантов модернизации и развития ядерного потенциала Соединенного Королевства. Британский премьер Тони Блэр в декабре 2006 года, выступая в парламенте, подчеркнул, что «было бы неразумно и даже опасно для Британии отказываться от ядерного оружия как такового».

3. О создании и определении понятия «ядерный оружейный комплекс СССР»

СССР также активно занимался разработкой ЯЗ и ЯБП и созданием ЯОК, структура которого в принципиальном плане объективно  не могла существенно отличаться от структуры ЯОК США, поскольку должна была включать в себя промышленные предприятия и технологические производства для осуществления деятельности по использованию ядерной энергии, базирующиеся на одних и тех же физических законах и научных достижениях /8,9/.

Все предприятия ЯОК СССР были государственными закрытыми предприятиями с полувоенной дисциплиной и режимом работы и управлялись специально созданным Первым Главным управлением при Совете Народных Комиссаров – Совете Министров СССР (1945 -1953гг.), а затем Министерством Среднего Машиностроения, явившимся по оценке Ж. Алфёрова «наиболее эффективным органом профессионального государственного управления, обеспечившим создание и функционирование поистине инновационной (добавим) и государствообразующей отрасли.» Именно в период МСМ был полностью сформирован ЯОК СССР и созданы образцы ЯЗ, ЯБП, а также реакторов для энергетических установок АПЛ (ядерных энергетических установок военного назначения - ЯЭУ ВН), находящиеся на вооружении и в настоящее время.

В отличие от США и в соответствии с государственным строем и политической системой деятельность ЯОК СССР регулировалась закрытыми постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР. И лишь в 1995г. был принят закон «Об использовании атомной энергии», регулирующий отношения в области использования атомной энергии, в основном, в  гражданской сфере, и не распространяющийся на ЯОК.

Надо сказать, что и само понятие ЯОК СССР не было определено в каких-либо нормативно-законодательных документах (видимо, в связи с отсутствием  нормативно-законодательных документов, непосредственно регулирующих ЯОК), хотя структура ЯОК была достаточно чётко очерчена. В проекте закона о ядерном оружии, принятом Государственной Думой и официально направленном на подписание Президенту РФ /10-14/ в Статье 1. Основные термины и определения, применяемые в настоящем Федеральном законе приведены основные термины, относящиеся к регулируемой сфере деятельности, но отсутствует термин ЯОК.

Попытка определения понятия  ЯОК  была предпринята в нескольких последующих проектах закона о ядерном оружии. В одном из проектов 2007года содержатся следующие определения:

«Оборонный промышленный комплекс – совокупность федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, осуществляющих  деятельность по созданию, ликвидации и обеспечению безопасности комплексов ядерного оружия, носителей ядерных боеприпасов и носителей ядерного оружия.

Ядерный оружейный комплекс – совокупность федерального органа исполнительной власти и подведомственных ему организаций, осуществляющих  деятельность по созданию,  ликвидации и обеспечению безопасности ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей».

В этом проекте была предпринята не очень последовательная и не достаточно чёткая попытка определить ЯОК как научно-промышленный комплекс, не осуществляющий эксплуатацию ЯЗ, ЯБП и  ЯО, а также создание носителей ЯБП и ЯО. Одновременно была попытка указать на системную взаимосвязь оборонно-промышленного и ядерного оружейного комплексов. К сожалению, она была проведена неудачно и не была продолжена в последующих редакциях. Более того уже в следующей редакции было приведено следующее определение:

«ядерный оружейный комплекс – совокупность федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций и воинских частей, осуществляющих деятельность по созданию, эксплуатации, ликвидации и обеспечению безопасности ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей».

В более позднем проекте закона (середина 2012года)  определение ЯОК приведено в более развёрнутом виде, включает ЯЗ, ЯБП, ЯЭУ ВН и дополнено видами деятельности, начиная с производства делящихся материалов для ЯЗ, ЯБП и ЯЭУ ВН и заканчивая их утилизацией после ликвидации ЯЗ, ЯБП и ЯЭУ ВН.

Необходимо отметить также слишком часто применяемое и недостаточно строгое использование термина «ядерное оружие» вместо терминов ЯЗ, ЯБП и даже ЯОК, так сказать, в ежедневном, не очень официальном обиходе.

Примерно с 90-х годов прошлого века начали происходить  определённые изменения и в системе управления ЯОК и, отчасти, в самой структуре ЯОК. Наиболее существенными из них, на мой взгляд, является ослабление, а затем и  формальный отказ от прямого государственного  управления, если следовать букве закона, ЯОК, заключающиеся сначала в  смене Министерств  - ФОИВ (МСМ – Минатомпром – Росатом – ФААЭ), а затем и в упразднении ФААЭ и в назначении уполномоченным органом государственного управления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях Госкорпорации «Росатом». В то же время был принят курс на акционирование ФГУП ЯОК и преобразование их в ОАО /13/, в частности  законом о Госкорпорации был установлен срок акционирования (переходный период). В настоящее время акционирование формально отменено, но установлено преобразование ФГУП в Федеральные ядерные организации /16/.

В этой ситуации актуальность определения понятия и структуры ЯОК и принятия закона о регулировании его деятельности многократно возрастают.

4. Оборонно-промышленный, военно-промышленный  и ядерный оружейный комплексы

Для определения понятия ЯОК  РФ можно воспользоваться определением  понятия « оборонно-промышленный комплекс (ОПК) РФ», который включает в свою структуру ЯОК, и определением понятия ЯОК США, с учётом логики построения понятий, логически оправданной и   действующей структуры ЯОК.

Однако, как сказано в Докладе Совета Федерации «О состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» в редакции от 15 декабря 2010 года:

«В российском законодательстве отсутствует понятие «оборонно-промышленный комплекс».

Косвенное определение ОПК  дано в пункте 2 раздела 1 Основ политики Российской Федерации в области развития  оборонно-промышленного комплекса  на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утверждённых Президентом России 10 ноября 2001 года. Данное определение трактует ОПК  как совокупность производственных, научных, научно-производственных и иных организаций  различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих работы по обеспечению выполнения  государственного оборонного заказа, и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих непосредственную координацию и контроль деятельности  подведомственных им организаций, а также управление ими».

Отметим, что в Российской Федерации наряду с термином ОПК используется фактически его синоним – термин военно-промышленный комплекс (ВПК), введённый Президентом США Д. Эйзенхауэром в одной из своих речей, в качестве  обозначения сложившегося в ряде стран (США, СССР и др.) в ходе  2-ой мировой войны и укрепившегося  в период холодной войны  альянса  военной промышленности, армии и  связанных с ними  части государственного аппарата, науки, средств массовой информации.

Термин ВПК определяется в ряде толковых словарей, энциклопедий и даже в Межгосударственном стандарте «Сотрудничество государств-участников Содружества Независимых Государств военно-экономическое. Термины и определения» ГОСТ 31278 – 2004, введённом в действие  в качестве национального стандарта Российской Федерации  с 1-го января 2007года:

«2.3.1. Военно-промышленный комплекс  - группа  взаимосвязанных отраслей  промышленности и организаций, осуществляющая работы или сохраняющая возможности по выполнению государственного оборонного заказа».

В состав ВПК включают обычно такие отрасли, как:

- Авиационная промышленность
- Ракетно-космическая промышленность
- Военное судостроение
- Бронетанковая промышленность
- Производство ядерного оружия
- и другие отрасли.

В состав ВПК  включают:

- научно-исследовательские организации, занимающиеся  теоретическими разработками и проектными исследованиями
- конструкторские бюро, осуществляющие создание серийных, опытных образцов оружия
- испытательные лаборатории, базы, аэродромы и полигоны, проводящие испытания опытных образцов оружия на всех стадиях разработки, а также испытания изготовленной серийной техники перед поступлением её в войска
-  производственные предприятия, производящие серийный выпуск оружия
- организации, осуществляющие маркетинг и продажу оружия на внешнем рынке.

Заметим, что в состав ВПК не включаются войсковые части, эксплуатирующие оружие.
В состав ВПК, как уже говорилось, входит ядерный оружейный комплекс, осуществляющий следующие виды деятельности:
 
- добыча урановой руды и изготовление уранового концентрата
- обогащение урана
- производство тепловыделяющих элементов
- производство оружейного плутония
- разработка ЯЗ и ЯБП
- производство ЯЗ и ЯБП
- разработка и производство ядерных реакторов для  ЯЭУ ВН
- разборка и  утилизация ЯЗ, ЯБП и ядерных реакторов ЯЭУ ВН, утилизация и захоронение РАО
- обеспечение безопасности при осуществлении всех и каждого из приведенных видов деятельности.

В соответствии с вышесказанным понятие ЯОК можно определить в наиболее общем виде, воспользовавшись ранее сформулированными определениями и определением «отрасль ядерной безопасности», используемым в США,  следующим образом:

Ядерный оружейный комплекс – совокупность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление деятельностью по использованию атомной энергии в военных целях, и подведомственных ему организаций и физических объектов, осуществляющих  деятельность по созданию,  ликвидации, утилизации  и обеспечению безопасности ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, ядерных реакторов для ЯЭУ ВН и их составных частей, включая совокупность технологий и человеческого капитала, используемых при осуществлении видов деятельности, установленных для ЯОК.

Особо отметим, что, по мнению автора, неоднократно высказывавшемуся ранее /17,14/, должно быть восстановлено прямое и непосредственное государственное управления ЯОК федеральным органом исполнительной власти и должны быть чётко определены виды деятельности, осуществляемые ЯОК, необходимые и достаточные для его функционирования.

Как само определение термина ЯОК, так и перечень видов деятельности ЯОК должны быть закреплены в законе о регулировании деятельности ЯОК, попытки разработки которого под разными названиями продолжаются без особого успеха примерно с 90-ых годов прошлого века /14, 18, 19/.

5. Из истории разработки проекта закона о ядерном оружии

Вспоминая историю разработки проекта закона о ядерном оружии, следует сказать, что в 1992г. проводилась, пожалуй, одна из первых российско-американских встреч экспертов ядерных оружейных лабораторий США и институтов ЯОК России по техническому обмену в области обеспечения безопасности и сохранности ЯБП в Москве на территории МИДа, в которой мне довелось участвовать.  На этой встрече  эксперты США были ознакомлены с кратким перечнем разделов проекта закона об обеспечении безопасности при создании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия, примерно в объёме публикации /11/, что вызвало несомненный интерес и некоторые вопросы, в обмен на информацию экспертов США по данной тематике.

В последующие годы была проведена целая серия российско-американских семинаров в ядерных оружейных лабораториях США и институтах ЯОК России: РФЯЦ ВНИИЭФ, РФЯЦ ВНИИТФ и ВНИИА по различным направлениям обеспечения безопасности ядерного оружия, в которых также затрагивались вопросы законодательного регулирования. Семинары практически показали, что США не менее  чем Россия были заинтересованы в регулировании отношений в области использования атомной энергии в мирных и оборонных целях. При этом, Закон по атомной энергии США был принят в 1946г., т.е. на 50 лет раньше, чем в России, что позволило им наработать большой  опыт законодательного регулирования отношений в данной области. А в 2000году и  затем   в 2003году в США были приняты два закона, которые упоминались выше. Особый интерес в данном случае представляет Закон США об использовании атомной энергии в военных целях и Закон о финансировании национальной обороны США в 2013г.

Очевидно, при разработке проекта закона Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования ядерной энергии в оборонных целях, фактически деятельности ЯОК, необходима детальная проработка и использование опыта разработки законодательства США в этой области.

Необходимость разработки закона Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования ядерной энергии в оборонных целях, понималась и декларировалась не только экспертами ЯОК, но и фиксировалась рекомендациями ряда симпозиумов, а главное предусматривалась Основами государственной политики в области обеспечения ЯРБ, утверждавшимися Президентами Российской Федерации 4 декабря 2003г. № Пр-2191 и 1 марта 2012г. №Пр-539. В настоящее время Правительство Российской Федерации установило срок разработки проекта закона, регулирующего отношения в области использования атомной энергии в оборонных целях 26.12. 2014г.

Исходя из опыта разработки нескольких редакций проектов законов  о ядерном оружии и о ядерных энергетических установках военного назначения и учитывая современную международную обстановку  в области ядерных вооружений, особенно ситуацию в области регулирования отношений в ядерном оружейном комплексе США, упомянутую выше, представляется целесообразным начать разработку нового проекта закона, регулирующего отношения в области использования ядерной энергии в оборонных целях при создании, ликвидации, утилизации и обеспечении безопасности  ЯЗ, ЯБП, ядерных реакторов для ЯЭУ ВН и их составных частей. Данный пионерский закон может быть в дальнейшем дополнен рядом нормативно-законодательных актов типа закона о системе ядерных вооружений и/или отдельными главами и положениями в Военной доктрине, Концепции национальной безопасности, в законе об оборонно-промышленном комплексе и т.п.

6. О разработке  проекта  Концепции  и  Структуры  закона, регулирующего отношения в области деятельности ядерного оружейного  комплекса  по использованию ядерной энергии в оборонных целях
 
Разработку проекта закона следует начать с разработки проекта Концепции и Структуры закона. В качестве наиболее существенных, на мой взгляд, предложений,  дополнительно  к ранее обсуждавшимся и включавшимся в проекты технических заданий, концепций и текстов законопроектов, особое внимание следует обратить на следующих положениях.

Целью данного законопроекта является определение правовых основ и принципов государственного управления и регулирования деятельности ЯОК  в области использования ядерной энергии в оборонных целях, включающей в себя деятельность по созданию, ликвидации, утилизации и обеспечению безопасности  ЯЗ, ЯБП, ядерных реакторов для ЯЭУ ВН и их составных частей,  а также особенностей функционирования организаций и физических объектов, осуществляющих  такую деятельность, технологий и человеческого капитала, используемых при осуществлении видов деятельности, установленных для ЯОК.

Основной идеей законопроекта является создание законодательной основы, являющейся базисом для построения системы нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области использования ядерной энергии  в оборонных целях в условиях стремления ряда неядерных стран к обладанию ядерным оружием и реформирования ЯОК ядерных стран, а также реформирования ОПК и Вооружённых сил России в современных хозяйственно-рыночных условиях, мирового научно-технического и технологического развития, включая инновационное развития атомной отрасли   и её кадровое обеспечение, и необходимости поддерживания и совершенствования ядерного боезапаса при  отсутствии натурных ядерных испытаний.

Настоящий законопроект не предполагает регулировать деятельность Минобороны России  и войсковых частей, эксплуатирующих ЯЗ, ЯБП, ЯО и ЯЭУ ВН, а также организаций-разработчиков носителей и комплексов ядерного оружия и систем вооружений с использованием ядерных установок военного назначения. Эти сферы деятельности должны регламентироваться другими федеральными законами и нормативными правовыми актами
Ядерный оружейный комплекс Российской Федерации является одним из ключевых элементов обеспечения военно-политической безопасности России, обеспечивая Вооруженные силы нашей страны специфическим видом вооружения и военной техники, с использованием ядерных оружейных технологий.

Однако до настоящего времени в законодательстве Российской Федерации единая трактовка понятия «ядерный оружейный комплекс» отсутствует. Определение этого понятия должно быть закреплено данным законопроектом.

На сегодняшний день законодательством Российской Федерации не установлены критерии, на основании которых предприятия и организации, физические объекты и технологии могут быть отнесены к ЯОК. Кроме того, многие из них производят продукцию, используемую как в мирных, так и военных целях, а продукция некоторых мирных организаций непосредственно поставляется ЯОК. Недостаточно чётко определён статус работников ЯОК, предъявляемые к ним требования и ограничения, меры социальной поддержки.

В проекте закона необходимо  указать виды деятельности, осуществляемые в ЯОК. При этом целесообразно выделить и определить особенности деятельности следующих групп (могут корректироваться, дополняться и изменяться в процессе обсуждения) предприятий и организаций:

- производственные предприятия (физические объекты и технологии) по добыче и производству специальных ядерных материалов;
- производственные предприятия (физические объекты и технологии) по производству составных частей для ЯЗ, ЯБП и ядерных реакторов ЯЭУ ВН;
- научно-исследовательские организации, занимающиеся  теоретическими разработками и проектными исследованиями; конструкторские бюро (физические объекты и технологии), осуществляющие создание серийных, опытных образцов и испытательные лаборатории (то, что в ЯОК США относят к Лабораториям-разработчикам ядерного оружия);
- предприятия (физические объекты и технологии) по производству ядерных зарядов и боеприпасов, а также ядерных реакторов для ЯЭУ ВН, их ликвидации и утилизации;
- предприятия по обращению с РАО ЯОК.

Для предприятий каждой группы могут быть установлены свои специфические требования и правила (меры) к:

- централизации государственного управления и организационно-правовым формам и формам собственности;
- размещению, созданию, функционированию и ликвидации ядерных оружейных объектов.
- охране и физической защите;
- обеспечению особого режима безопасного функционирования ядерных оружейных объектов;
- предупреждению аварий  на ядерных оружейных объектах и ликвидации их последствий;
- и ряд других.

А для ЯОК в целом должны быть установлены требования к:

- обеспечению сохранения единого производственно-технологического комплекса организаций ядерного оружейного комплекса в соответствии с его целевым назначением,
- обеспечению стабильного функционирования и развития ядерного оружейного комплекса и сохранению кадрового потенциала.

В этой связи актуальным в настоящее время является сохранение критически важных технологий, утрата которых может привести к потере возможности производства ядерного оружия, и независимость от иностранных государств при осуществлении деятельности в области ЯОК.
        
Особое внимание в проекте закона необходимо уделить, на мой взгляд, укреплению государственного  контроля и управления ЯОК на высшем уровне в рыночных условиях и государственной собственности на объекты ЯОК, как это принято в США и Великобритании, и предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Литература.
1. Джеймс П. Дельгадо. Атомная бомба. Манхэттенский проект. Начало нового отсчёта истории человечества. Перевод с английского. ЭКСМО. Москва, 2011.
2. Лейланд Джонсон. Сандийские национальные лаборатории: история беспримерного служения в интересах нации. Перевод с английского. Москва, 1999.
3  Полковник И. Михайлов, лейтенант А. Дмитриев Ядерный оружейный комплекс США. История создания и перспективы развития Зарубежное военное обозрение №11 2008
4.  Микеров В. И., Бочаров В.С. ОБЛИК ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЯДЕРНЫХ ОРУЖЕЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ РОССИИ И США. Ж. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ №1 (54) 2011.
5. Современное состояние ЯОК США. Вооружение http://osnovavam.ru6. Ядерное оружие США. Под редакцией академика РАН В.Н.Михайлова.  ФГУП ИСС ГК «Росатом». Москва, Саранск 2011г. 
7. Ядерное оружие и национальная безопасность. Авторский коллектив. Под редакцией академика РАН В.Н.Михайлова. ИСС Росатома.Москва,Саранск,2008.
8. Ядерная индустрия России. Редакционная коллегия, главный редактор А.М.Петросьянц. Москва,Энергоатомиздат,2000.
9. И.А. Андрюшин, А.К. Чернышев, Ю.А. Юдин. Укрощение ядра. Страницы истории ядерного оружия и ядерной инфраструктуры СССР. Саров, Саранск, 2003.
10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ЗАКОН  О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия. Принят постановлением Государственной Думы от 20 мая 1999 года N 3985-II ГД (исх. ПР0810 от 26.06 99 возвращён Президентом РФ в Государственную Думу РФ «без рассмотрения»).
11. Г.А.Новиков.  О правовом регулировании обеспечения безопасности ядерного оружия. Информационный бюллетень ЦНИИАтоминформ, №9, 1992г.
12. Безопасность ядерного оружейного комплекса и атомной отрасли: статьи, выступления, размышления и суждения. Сборник материалов. Автор-составитель д.т.н., профессор Г.А.Новиков. Москва, 2003г.
13. Безопасность ядерного оружия России. Редакционная группа под руководством академика РАН В.Н.Михайлова. Минатом России,1998.
14. Г.А.Новиков. Субъективные воспоминания о будущем ядерного оружейного комплекса - нормативно-законодательное регулирование  Статья на сайте Российского атомного сообщества 30.01.2013г.
15. Заместитель гендиректора "Росатома" по ядерно-оружейному комплексу Иван Каменских: "Оставаться ФГУПом – противоречить закону" Интервью агентству "НТА-Приволжье" nta-nn.ru›, 2009г.
16. Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
17. М.В.Михайлов, Г.А.Новиков. Размышления о государственном регулировании безопасного использования ядерной энергии. Ж. «Безопасность окружающей среды» №4, 2009г.
18. Г.А.Новиков. О разработке концепции ядерного права России с учётом рекомендаций МАГАТЭ в сфере организационной культуры. Сборник трудов симпозиума «Актуальные вопросы международного ядерного права: ядерная безопасность» в рамках Форума «Атомэкспо 2012». Москва, 2012г.
19. И.А.Андрюшин, Г.А.Новиков, А.К.Чернышев. Законодательное обеспечение ядерного оружия Российской Федерации. Статья на сайте proatom.ru 16/04/2013г.; журнал «Атомная стратегия», апрель 2013г.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.90
Ответов: 21


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 26 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 25/07/2013
    Закон безусловно необходим и в самой "жесткой" форме,чтобы
сделать невозможным даже попыток "сердюковчины" в ЯОК.
                                                          МР


[ Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 25/07/2013
"Сердюковщина" появилась не на пустом месте. Ответственность должны нести те, кто назначил его министром обороны. 


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 25/07/2013
Это только у Гоголя унтер-офицерская вдова сама себя смогла высечь, Хе-хе.


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 25/07/2013
Представляется, что деятельность ЯОК в области поставленных автором вопросов уже регулируется на законодательном уровне ФЗ ''О государственном  оборонном заказе''и ФЗ ''О госкорпорации Росатом'', а также концепцией национальной безопасности, постановлениями Президента и Правительства РФ (в частности, по собственности, по ФЗ, УК ЯМ и т.д). Хотелось, чтобы автор представил конкретный перечень проблем ЯОК, неурегулированных этими  актами, тогда можно будет оценить необходимость предлагаемого им ФЗ.


[ Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 26/07/2013
На "представляется, что деятельность ЯОК..."
Представляется, что жизнедеятельность в нашей стране уже всесторонне регулируется на законодательном уровне наилучшим образом и нам остаётся не выдумывать конкретный перечень проблем, а радоваться существующему укладу жизни.


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 25/07/2013
Какая-то убогая концепция получается. ЯОК является частью общего Ядерно-Энергетического Комплекса. Так, сначала нужно было бы прописать закон для ЯЭК в целом. А то получается, что будет принят закон о "правой руке", в то время, как для всего организма закона не прописано.


[ Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 25/07/2013
Это  отец С.Г. Новикова  (пресс-секретаря Кириенко) выступает? 


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 25/07/2013
Он самый!


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 26/07/2013
Да, постарел, Абрамыч. Вот ведь как показательно для всего общества. "Отцы и дети"- деградация общества. Отец доктор наук, а сын "мастерски владеет языком".  Кто теперь работать-то будет?Токарь


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 26/07/2013
На "Он самый"
На сайте не первый раз возникает интерес к моему отцовству относительно Сергея Геннадьевича. Возможно я огорчу досужих читателей сайта своим заявлением, что я не являюсь ни отцом, ни ближайшим родственником Сергея Геннадьевича. Возможно у нас есть общие корни в глубине веков - общий родоначальник Новиковых типа Адама для всего человечества. Но мы ещё не обсуждали эту проблему с С.Г. по причине отсутствия личного знакомства, а жаль.
Вообще в центральном аппарате ГК "Росатом" есть несколько Новиковых, а ещё есть уважаемый директор Комбината "ЭХП", который носит эту хорошую фамилию. Да мало ли других?
Вспоминая историю, можно назвать писателя Новикова, который Прибой. Ещё был маршал авиации СССР, академик и другие достойные люди. Сейчас есть даже известный шансонье и сатирическая артистка. Но все указанные достойные люди тоже не мои родственники. А  жаль!
Вы ведь знаете как трудно в нашей жизни без хороших родственных связей?! Поэтому, если вдруг обнаружится высокопоставленный Новиков с близкородственными относительно меня связями, прошу немедленно обратиться ко мне.
Г.А.Новиков, пока без хороших связей.


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 26/07/2013
Да ладно, Абрамыч, не переживай. Ты усынови Новикова "того самого" и жизнь наладится.  


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 29/07/2013
Извините пожалуйста!  А мы были уверены, что вы  такого  под -ца вырастили. Еще раз извините!


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 26/07/2013
ЯОК является частью не столько ЯЭК, сколько частью Военно-промышленного комплекса, о чём и написано в статье.
На самом деле ЯОК и ЯЭК принципиально и по сути разделены. Более того, ЯЭК исторически вышел из ЯОК, что, возможно, к сожалению, является общим законом развития техносферы и цивилизации - сначала изобретают оружие, а затем думают, как оружейные технологии можно использовать в гражданской сфере.
А для того, чтобы концепция не получилась убогой, как раз и написано эта статья, чтобы умные профессионалы ЯОК и Права подумали, как организовать ЯОК в современных условиях, чтобы хотя бы сохранить внешние признаки статуса Великой державы.
Ну а для внутреннего или подлинного величия державы как раз и надо заниматься ЯЭК и другими отраслями хозяйственной деятельности и социальной сферы.


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 26/07/2013
Какой бы хороший закон не приняли - он работать в клептокраической системе не будет.
Назрела необходимость изменить ситему это все понимают.
Но внизу ограничены силовиками а верхние огрничены своим страхом и жадностью. Так что катимся к социальному взрыву. Где то в 2017 полыхнет при такой тенденции.


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 03/08/2013
"А для того, чтобы концепция не получилась убогой, как раз и написано эта статья, чтобы умные профессионалы ЯОК и Права подумали, как организовать ЯОК в современных условиях, чтобы хотя бы сохранить внешние признаки статуса Великой державы."
Разошлите концепцию (проект) нового закона по организациям ядерного оборонного комплекса и ядерно-энергетического комплекса (многие из них, ведь, работают и на оборону и на энергетику) и получите от них замечания и предложения, проведите широкие слушания, семинары и т.д.  Без такой обратной связи любой проект обречен стать неработоспособным.


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 05/08/2013
В нынешних условиях бумажная рассылка менее эффективна для сбора мнений. Почти гарантия, что бумагу положат под сукно - никому не хочется сегодня заниматься делом, которое уже завтра не даст навар (если, конечно на деле нет визы высшего руководства). Раскрутка проблемы на сайте намного эффективнее, поскольку вовлекает в процесс обсуждения людей, даже непричастных к проблеме (вполне возможно, что предложат неординарные решения). Кроме того, существует большая вероятность, что о проблеме узнает вышестоящее начальство (из-за волны обсуждений), и оно погрозит пальчиком тем, кто в теме. 


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 27/07/2013
Хотелось бы от господина Г.А.Новикова прочитать его мемуар о расследовании СЦР, происшедшей в РФЯЦ-ВНИИЭФ в 1997 году.

И акт комиссии, и публикации в СМИ, а также в журнале Атомная энергия создают впечатление, что главной задачей комиссии, возглавлявшейся Г.А.Новиковым, было что-то иное, но никак не установление всего комплекса причин и условий.

Не уверен, что дождусь такой публикации.


[ Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 29/07/2013
Оставь Абрамыча в покое. Ему бы спокойно пересидеть время, а ты с такими неприятными вопросами. Ну да, тихонько подворовывал в свое время, теперь тихонько подпердывает начальству. Но дайте тихонько досидеть...А ты, Абрамыч, зря высунулся со своей сраной статьей. Теперь тебя все будут трахать. Сидел бы тихо, попердывал, может и прокатило бы тихо. А теперь сам виноват. Будут задавать неудобные вопросы. Ну что тут поделаешь. А на что ты расчитывал, что все кругом идиоты? Да ты сам старый мудак. Извини за правду. Токарь


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 29/07/2013
Токарь,конечно, хорошо, чувствуя себя белым и пушистым,  говниться. А дальше что? Я говном исходил, а вы меня старательно обходили. Токарь, добавь что-то конструктивное 


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 30/07/2013
Токарю:
Трудно тебе вести разговор нормальным языком, привыкнув точить зубами дерьмо.
Приходя в приличное общество, ты хоть бы рот полоскал - смердит.


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 29/07/2013
По поводу «мемуара»
Мне тоже иногда хочется сесть за мемуары, отдавая дань уважения моим коллегам, с которыми довелось работать в разных ситуациях. И я даже как-то не выдержал и написал статью на сайте Proatom.ru  23.08.2010 «О старших товарищах, учителях и коллегах».
Если я всё же решусь написать мемуары, то, видимо, в них будет и эпизод про ядерную аварию во ВНИИЭФ (можете сообщить свои ФИО и адрес для пересылки). Но вам не надо ждать моих мемуаров, вряд ли я сообщу в них какие либо новые факты  о причинах и обстоятельствах аварии по сравнению с актом представительной комиссии профессионалов Минатома, по результатам которой было наказано до десяти человек, а несколько лишились своих должностей. Другое дело об атмосфере расследования и о моих чувствах у гроба Захарова (не дай вам бог попасть в такую ситуацию). Вы можете также прочитать специальный отчёт отраслевой лаборатории ядерной безопасности ВНИИЭФ  о причинах и обстоятельствах этой аварии.
Всё это знают  соответствующие специалисты отрасли, которые применяют  эти знания, чтобы не повторить ничего подобного, используя материалы и выводы комиссии.
Надо ли это знать дилетантам, охочим до жаренного, но не понимающим  сути предмета разговора, которые судят об окружающих по своему образу и подобию? Что-то я сильно сомневаюсь.  Но если у некоторых всё же  возникают какие-либо неудобные вопросы, то, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их,  даже проявляя свою неосведомлённость, подписываясь под  свои комментариями, чтобы я мог  ответить вам персонально.
Я хочу повторить ещё одно пожелание, которое я уже высказывал на сайте: «Мне хочется видеть сайт как собрание профессионалов атомной отрасли, свободно высказывающих своё мнение, как это принято среди коллег, особенно в это непростое время, «со всей большевистской прямотой и принципиальностью», но не строя грязных предположений, не навешивая ярлыков и не опускаясь до  огульных оскорблений  и непечатных выражений». «Ведь мы же джентельмены» - как сказал В.И.Чапаев лорду Черчилю или как?
Г.А.Новиков


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 29/07/2013
Так как акт комиссии по расследованию и публикации в Атомной энергии были изучены подробно и обсуждены с реакторщиками, то возникают следующие вопросы к Г.А.Новикову:
1.    Как оказалось возможным, что комиссия не смогла заметить тот факт, что конструкция СКС не имела аварийной защиты? Косвенно данный факт признается при перечислении причин: конструкция установки позволяет осуществлять вручную одному исполнителю сборку частей РС любой реактивности…». Все утверждения об обратном опровергаются тем фактом, что в подкритическое состояние система была переведена только через неделю!
2.    Каким образом стала возможна сборка критической системы при «включенном» пульте управления? Почему в акте отсутствуют какие-либо сведений о положениях переключателей на пульте, в том числе фотоматериалы.  
3.    Каким образом комиссия не заметила нарушения ключевого требования ППУ и ПТБ ИЯР (СКС) о разбиении системы на две части с примерно равными подкритичностями? Существенным является то обстоятельство, что все СЦР, имевшие место в РФЯЦ-ВНИИЭФ, произошли по одинаковым схемам – сборке почти критической системы с нарушением правила разбиения на равные по подкритичности части.
4.    Каким образом в акте оказались недостоверные сведения о том, что стартовый источник, якобы находился на верхней неподвижной конфорке? Факт наличия источника в сборке был установлен после того она была разрезана.
5.    По какой причине в акте не указаны конкретные пункты нормативных требований, нарушения которых привели к СЦР.
Главный вопрос к Г.А.Новикову:  
Действующие до сего дня «Правила проектирования, устройства и эксплуатации исследовательских ядерных реакторов и стендов для критических сборок» были утверждены заместителем министра МСМ А.Г. Мешковым 30 мая 1986 года.  До сего дня этими правилами продолжают руководствоваться при разработке и эксплуатации этих ядерных установок. Не противоречит ли существующая практика действующему законодательству? И не является ли это гарантией повторения аварий?


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 30/07/2013
Задайте "Главный вопрос "своим физикам, а лучше подайте в суд на директора и главного инженера.


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 30/07/2013
Если я правильно понял, то ответов на поставленные комментатором вопросы мы не дождемся.

Похоже, председатель комиссии не хочет отвечать.

И, правда, зачем ему, не являющемуся специалистом в реакторных вопросах, да еще и доктору тех наук отвечать на вопросы этих?!


[ Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 31/07/2013
Глупо обращаться с вопросами к человеку, которого ты считаешь "не являющемуся специалистом" в задаваемых вопросах.
А отчёт Отраслевой лаборатории ядерной безопасности ВНИИЭФ по ядерной аварии 1997г. тоже написан неспециалистами или они хотели замазать истинные причины аварии?
 Если это так, то может быть этот вопрос, как не имеющий отношение к статье, надо обсудить отдельно?


[
Ответить на это ]


Re: Размышления о разработке концепции и структуры проекта закона, (Всего: 0)
от Гость на 31/07/2013
Согласен. Это разумное решение.

Относительно отчета скажу, что в функции ОЛЯБ не входит и не входил надзор за организацией работ на ИЯР (СКС).

Ни Петрин, ни Казаринов не смогли изменить систему контроля и надзора. 

А Новикова назначил чего-то испугавшийся Михайлов, который договорился даже для того, что Захаров сделал открытие!

Захаров сделал не открытия, а только приоткрыл картину системных нарушений требований нормативных документов. Которая сохранилась до сего дня.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.12 секунды
Рейтинг@Mail.ru