proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[05/03/2014]     Как строить. Это не вопрос, а рекомендация

В.В.Биктимиров, инженер, ветеран энергетического строительства

Поскольку отвечать приходится на разные вопросы  Гостей, но  по определённой теме: «Технология строительства  АЭС», я объединил свои ответы в одну небольшую статью. Пусть вся дискуссия ведётся под рубрикой - «Как строить». При всем уважении к собеседникам замечу, что затруднительно отвечать анонимным Гостям, не имеющим никаких признаков идентификеации, даже ника.


Прежде всего, хочу отделить от обсуждения со мной проекты АЭС с ВВЭР-1000, автором которых является СПбАЭП. Компоновка этих станций не позволяет применить козловой кран из-за громоздкого здания главного корпуса, в связи с этим и организация строительства там тоже другая.

Я же зациклен на применении козлового крана, который подходит только для моноблочной компоновки  главных  корпусов АЭС, которой соответствует АЭС ТОИ (это проект Московского АЭП). Мало того, что на Балаковской АЭС кран обслуживал два здания ( реакторное отделение и машзал), на АЭС ТОИ он обслуживает три здания (реакторное здание, турбинное здание и вспомогательное реакторное здание).

А, поскольку его рамная конструкция и достаточная грузоподъёмность позволяет проходить над всеми тремя зданиями и с любыми  грузами, то под него и требуется укрупнять элементы с максимально возможной массой для всех трёх зданий. И подавать под него грузы в любую точку зоны его работы (он сам приедет и возьмёт груз с транспорта, который приедет, куда сможет). Естественно, всё это должно быть упорядочено в проекте организации строительства, выполняемым в содружестве с основными проектировщиками частей проекта АР, АС, КЖ, КМ, ТХ, ЭТО и др.

Повторюсь. Основное назначение козлового крана — укрупнительный и совмещённый монтаж строительной части и технологического оборудования.Только в сочетании одного с другим получается эффект сокращения времени на строительство. В этом случае создаётся уникальная возможность начинать и продолжать тепломонтажные работы (в том числе с «первым контуром»), не дожидаясь кругового крана и купола. Это и было достигнуто на четырёх блоках Балаковской АЭС. То есть, отвечая пессимизму одного из гостей: «наше укрупнение выполняется, именно, ради укрупнения».

Теперь насчёт укрупнения — просто словами, хотя мы имеем и цифры, в том числе сравнительные с Запорожской АЭС, где монтаж тяжеловесного оборудования вели эксплуатационным круговым краном после закрытия купола. Опыт укрупнения мы собирали, начиная с Чернобыльской АЭС, включая затем 5 блок НВАЭС, Запорожскую, Калининскую, Ростовскую  анализировали и применяли, создавая условия для ещё большего укрупнения под козловой кран. За счёт максимально возможного укрупнения уменьшили трудозатраты в монтажной зоне, конкретно на объекте-на главном корпусе АЭС и, за счёт этого, сократили время. Между прочим, Вы не единственный противник укрупнения, есть такие и среди проектировщиков, и среди руководителей, и даже среди сметчиков. У меня по поводу укрупнения много плюсов, но это не для обмена мнениями в журнале, а для составления ТЭО. Может быть они не ощущают самого главного и, на первый взгляд, незаметного явления, что при транспортировке крупных блоков, включающих в себя массу разных материалов, которые перевозятся  на объект сотней автомобилей (водители, горючее, автокраны, «пробки» в очереди под разгрузку и т. д. и т. п.). Далее, производственные площади на объекте(где их взять?) для звеньев монтажников, сварщиков, их оборудования (сварочные аппараты, св, кабели, электрические шкафы, инструменты, монтажные приспособления, прорабские будки и т.п, складские площадки на объекте (где их взять?) для арматуры, для металла, для труб и т. д.

Как это выглядит с точки зрения безопосности? А как с точки зрения качества?

Согласен, что всё надо считать. Для этого в проекте в разделе ПОС есть обязательный  раздел ТЭП (технико-экономические показатели), Когда в нём заложены правильные и полные исходные данные, объективно выполнены расчёты, и становятся доступными строителям, тогда прекращаются всякие дискуссии, диалоги, разговоры типа тех, которые мы с Вами ведём сегодня.

Что касается АККУЮ. Есть смелое предложение, которое решает ряд сложнейших строительно-монтажных проблем, включая вопросы по стройбазе.

Если исходить из того, что проект уже есть и он незыблем, то значит  есть и исполнители, которые готовы работать по принципу «Чего изволите?». Если  ещё  остаётся задача удешевить и ускорить строительство станции, то опять остаётся вопрос экономического сравнения нескольких вариантов. На рассмотрение в РОСАТОМ  нами был представлен вариант с применением козлового крана на монтаже главного корпуса с выводом его путей на морской причал для разгрузки любых грузов с судов «река-море», включая транспортные армоблоки и тяжеловесное оборудование. Досконально этот вариант при мне не обсуждался, судьбу я его не знаю. Я только знаю, что основное техническое решение по механизации трудоёмких работ, избавит многих строителей от головной боли и облегчит работу в сложнейших условиях горной местности.  Из устных разговоров я только понял, что есть фактор непреодолимой силы — это корректировка проекта из условия улучшения производства строительно-монтажных работ «на бумаге». Иными словами, корректировать проект придётся на стадии производства работ самим подрядчикам непосредственно на стройплощадке, «как всегда».

Что касается монтажа систем трубопроводов на атомной станции, то эту работу можно отделить от укрупнительного монтажа, связанного с «большим краном». По трудозатратам это самая объёмная работа в реакторном отделении и машзале, но она выполняется в срок  за счёт увеличения монтажных бригад.

Дело в том, что для этой работы применяется так называемый «побоксовый монтаж», суть которого, в основном, заключается в подаче материалов (труб) в готовые помещения через дверные проёмы и по коридорам, при этом на стройбазе выборочно и по возможности свариваются трубные блоки, которые можно протащить в готовые помещения (по примеру сантехников, ремонтирующих трубные системы в наших домах).

Ответ Захарову: Павел Евгеньевич, к сожалению, при наличии огромного многообразия оргтехники вокруг, у меня лично сегодня нет материальной возможности, даже на то, чтобы отсканировать 80 страниц. Я всё жду приглашения от РОСАТОМа для использования моего потенциала в строительстве.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Сооружение атомных объектов
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Сооружение атомных объектов:
Перейти Рубикон

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 6


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

Связанные темы

Ядерная и лучевая медицина

"Авторизация" | Создать Акаунт | 4 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Как строить. Это не вопрос, а рекомендация (Всего: 0)
от Гость на 06/03/2014
Вопросы автору:
1) Насколько проект организации строительства НВАЭС-2 (в части крупноблочного строительства здания реатора) является передовым в мире?
2) Есть ли прогресс в методах крупноблочного строительства на НВАЭС-2 по сравнению со строительством блоков №1,2 Калининской АЭС?

Турбинист


[ Ответить на это ]


Re: Как строить. Это не вопрос, а рекомендация (Всего: 0)
от Гость на 06/03/2014
ответа на вопрос о качестве укрупнительной сборки я не увидел. Опыт ЛАЭС-2 и НВАЭС-2 показывает, что качество армоблоков (ну да, на ЛАЭС-2 как бы не совсем армоблоки, но тоже нечто укрупненное) не лезет ни в какие ворота. Точнее, не лезет ни в какие допуски. Потому арматура блоков варится, а не соединяется на муфтах. Потому облицовка стыкуется на нащельниках, а не стыковыми швами, что приводит к увеличение сварки в 4 раза!  .
 А между тем китайцы спокойно и методично работают третий блок Тяньваня. И в этом году закроют купол, через 2 года от котлована. И оборудование в реакторном установят полярным краном. И в итоге строительство блока у них будет года за 4. Причем без всех этих изысков с козловым краном, укрупнением, армоблоков, и т.д., и т.п. А теперь скажите мне, как это обычно говорят, это потому, что население Китая 1.5 млрд, а на стройке там 100 млн человек. . Проектировщик


[ Ответить на это ]


Re: Как строить. Это не вопрос, а рекомендация (Всего: 0)
от Гость на 09/03/2014
...у меня лично сегодня нет материальной возможности, даже на то, чтобы отсканировать 80 страниц.
Простите, что?!
Я всё жду приглашения от РОСАТОМа для использования моего потенциала в строительстве.
Блядь, что?!? 
Как вы вообще дышите-то?Без приглашения в бархатном конверте с личной подписью главы отдела кадров и Кириенко...
p.s. И эти люди запрещают нам ковыряться в носу!(с)


[ Ответить на это ]


Re: Как строить. Это не вопрос, а рекомендация (Всего: 0)
от Гость на 23/03/2014
Когда я был молодым, то на практике оказался на Киришской ГРЭС. В то время еще не было хорошей связи энергосистемы Северо-Запада с ЭС Центра. Пуск 1-го блока на ЛАЭС задерживался, в энергосистеме в зимний максимум прогнозировался серьезный дефицит.Так для ускоренного монтажа блока 300 МВт приехал замминэнерго г.Сапожников с чемоданом денег для организации аккордных бригад. В аккордные бригады слетелись монтажники со всей страны, человек 300. Они спали и ели на монтажной площадке блока.  Блок был пущен через 37 дней с начала монтажа, каждый монтажник получил 1000 руб. и больше. Как я потом узнал, г.Сапожников организовал поточное строительство и монтаж на Кармановской ГРЭС, где был установлен рекорд монтажа блока 300 МВт - 56 дней. Но там было меньше персонала и платили меньше. Пуск блока 1200 МВт на АЭС на ОДНИ сутки раньше даёт не менее 30 млн.руб. прибыли. Может быть, для сокращения сроков строительства АЭС учесть опыт  г.Сапожникова?   


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru