proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[15/12/2014]     Формирование новой системы нормативно-технических документов для ОИАЭ

О.М.Ковалевич, доктор технических наук

Для  постройки Россией десятков блоков АС по всему миру надо располагать системой нормативных документов.  Если считать, что она у нас есть и удовлетворительная – вопросов нет. Если не удовлетворительная– надо искать пути исправления.  Наивно полагать, что недостатки или несовершенство нашей системы не всплывут наружу. Страны, приобретающие наши АС, воспитанные на западных стандартах, рано или поздно будут вынуждены создавать свою национальную систему и сталкиваться с несовершенствами  нашей  системы. Предлагаемый ниже материал есть одно из возможных предложений по построению новой системы в наших условиях. Надо искать оптимальное решение. Для нас это тоже не лишнее.


Аннотация

Предлагается  новый подход к формированию системы нормативно - технических документов (СНТД) для объектов использования атомной энергии.  Подход основан на выделение в СНТД технических документов, составляющих значительную часть СНТД, и организационнораспорядительных документов. Технические документы для определённого вида ОИАЭ представляются в виде отдельных кластеров из четырёх частей: Общие положения безопасности, Системы, Элементы, Компоненты. Обсуждаются подробности формирования этих групп документов.



Безопасность объектов использования атомной энергии (ОИАЭ) регламентируется общей системой нормативных доку ментов разного уровня.Здесь мы не будем затрагивать проблемы нормативно-правовой базы (НПБ) как верхнего уровня общей системы в виде законов и постановлений Правительства.Речь пойдёт о системе нормативно - технических документов (СНТД), определяющих условия  сооружения и эксплуатации ОИАЭ.В работе [1] было проанализировано современное состояние  СНТД для атомных станций и предложен подход к анализу СНТД на полноту и непротиворечивость с возможной компьютерной обработкой системы из множества документов.  Для реализации предложенного в [1] подхода потребуется огромная работа по идентификации каждого рассматриваемого документа в предложенном фазовом пространстве. Можно априори утверждать, что существующая СНТД для АС не совершенна. Анализ по схеме [1], если будет проделана работа по идентификации документов, покажет это несовершенство и потребуется дальнейшая существенная переработка системы и документов. Имеется альтернативная возможность попробовать сразу сформулировать концепцию построения новой системы СНТД и наметить её контуры для АС. Ожидаемая для этого работа также не будет простой, т.к. потребуется распределить по-новому требования документов существующей системы в документах новой системы. Создание первого приближения такой системы может быть проанализировано по методике [1].  Подход может быть распространён на другие виды ОИАЭ. Ниже излагаются основные моменты предлагаемого подхода.

СНТД с точки зрения характера документов  определяется двумя видами документов и это отражено в действующей системе. В первую очередь, это технические документы, определяющие как необходимо сооружать и эксплуатировать объект, и затем вид организационно-распорядительных документов, регламентирующих порядок взаимоотношений между участниками процесса. В [2]  Федеральные нормы и правила(ФНП) для АС представлены приблизительно на 70%техническими документами и на 30% организационно- распорядительными документами.

Рассмотрим первоначально   технические документы.  Разделим по разным уровням для новой системы  характер выдвигаемых требований по безопасности. Первый уровень - это формулировка безопасности при выполнении  основной задачи объекта и способы выполнения этой задачи. Следующие уровни – это надёжность функционирования составных частей объекта.  Под составными частями объекта понимаются декларируемые системы объекта и образующие их  элементы и  компоненты (см.рис.1).


     ОПБ X -----→СИСТЕМЫ XY-----→ЭЛЕМЕНТЫ XYZ  -----→ КОМПОНЕНТЫ XYZU

Рис.1. Схема структуры  технических документов новой системы НТД                

Первым уровнем новой СНТД   будет документ«Общие положения обеспечения безопасности объекта X (ОПБX).Документ должен, как минимум, декларировать:

- Отнесение документа к Федеральным нормам и правилам  со всеми вытекающими последствиями;

- Концепцию обеспечения безопасности объектов данного вида;

- Идентификация важных для безопасности систем нормальной эксплуатации и систем безопасности (СВБ);

- Перечень внутренних и внешних воздействий,приводимых с помощью систем безопасности (СБ) к статусу проектных аварий (ПА);

- Основные требования к СБ при ПА;

- Перечень запроектных аварий (ЗПА) с параметрами воздействия, подлежащих  анализу и выработке мероприятий по их управлению;

- Классификацию систем.

Для АС наполнение нового документа ОПБ АС в значительной степени основывается на ОПБ АС 88/97 без включения требований к системам. Требования к СВБ переносятся в документы на уровень СИСТЕМЫ.

Вторым уровнем новой СНТД  может явиться уровень с условным названием СИСТЕМЫ.   Для каждой СВБ, обозначенной на уровне ОПБX, создаётся веер документов под условным названием«Функциональная безопасность системы Y объекта X» (системыXY). Для АС  о могут быть обозначены следующие системы :

       - активная зона;

       - первый контур;

       - системы безопасности;

       - системы контроля и управления;

       - обращение с отработавшим топливом;

       - обращение с радиоактивными отходами;

       -…………..

Каждый документ «Функциональная безопасность системы XY» должен содержать, по крайней мере, следующие требования:

- отношение документа к Федеральным нормам и правилам (ФНП) со всеми вытекающими последствиями;

- перечень входящих в систему подсистем, конструкций, сооружений ( условное название -  элементы);

-  функциональные  задачи системы  в условиях нормальной эксплуатации, проектных и запроектных аварий;

-  затрагиваемые научно-технические проблемы;

-  требования по надёжности   выполнения системой предписанных функциональных задач;

-  требования по надёжности отдельных элементов системы при выполнении системой предписанных задач и надёжность функционирования необходимых комбинаций элементов;

Отнесение документов «система XY» к ФНП производится при признании особой важности этой системы для безопасности.

Под научно-техническими   проблемами подразумевается:

-      нейтронно-физические проблемы;

-      теплогидравлические процессы;

-      прочность;

-      распространение радиоактивных продуктов;

-      вероятностный анализ и оценка неопределённостей;

   
Фиксируемой в документе научно-технической проблеме должен соответствовать методический документ по её возможному решению в данном случае. Создаётся перечень имеющихся методических указаний  рекомендательного характера серии «РУКОВОДСТВА  ПО  БЕЗОПАСНОСТИ» или других серий.

Обозначенные  входящие в каждую систему элементы образуют свой веер документов на уровне ЭЛЕМЕНТЫ под названием « Требования к элементу Zсистемы Y объекта X».  Каждый документ  уровня  должен содержать следующие требования:

-  принадлежность документа (ФНП, Ростехнадзор,Минатом, Госстандарт, Система сертификации);

-  область распространения;

-  степень обязательности;

-  кем контролируется выполнение (Ростехнадзор,Минатом, Система сертификации).

-  ссылки (индексы)  объекта, системы и элемента;

-  при использовании данного элемента в других системах различных объектов обозначаются все соответствующие ссылки (индексы).

-   технические требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации элемента;

-  затрагиваемые научно-технические проблемы в рамках упомянутых для системы проблем. 

       
Элементы состоят из  компонентов, требующих создания веера нормативных документов на уровне КОМПОНЕНТЫ для каждого элемента. Требования к  документам этого уровня аналогичны требованиям к документам для элементов.

При предлагаемом подходе к формированию СНТД к ФНП относятся документы ОПБX и возможно документы уровня СИСТЕМЫ при признании научно-технической общественностью их важной роли в обеспечении безопасности объекта данного вида.

Относительно организационно-распорядительных документов в рамках СНТД. Учитывая большое внимание  к этой проблеме в НПБ  (69 Постановлений Правительства в [2]),наличие категории РД (Руководящие документы Госгортехнадзора) вероятно следует пересмотреть необходимость таких документов в ФНП, оценив современность их содержания и переведя необходимые требования в разряд РД. Имеется большое количество такого типа документов в Росатоме и в Концерне Энергоатом, что необходимо согласовать.  Возможно создание многоуровневой системы таких документов.

Фазовое пространство в [1], характеризующее документы по различным срезам, построено на семи векторах: принадлежность,системы и сооружения, научно-технические проблемы, обязательность, характер требований, взаимодействие документов, процедура. Относительно отражения в предлагаемом подходе первых трёх векторов (принадлежность, системы, научно-технические проблемы)  было затронуто. Коснёмся положениями четырёх последних векторов.

Введённый в [1] вектор i=4 (степень обязательности документа) требует уточнения.   Степень обязательности применения может быть абсолютной и относительной. Абсолютная обязательность применения для всех пользующихся являются прерогативой выпускающих документы органов, имеющие на то государственные полномочия (например, Федеральные нормы и правила). Документы Госстандарта не имеют обязательного статуса. Но они приобретают обязательный статус для организаций, находящихся под юрисдикцией вышестоящего органа, признавшего эти документы обязательными. Имеется решение Росатома о получении лицензии любой организацией на право осуществлять работы в области использования атомной энергии. В такой ситуации говорить о необязательном применении стандартов в области использования атомной энергии вряд ли приходится.

Смысловые значения вектора  i=5 (характер требований)вносят наибольшее возмущение по отношения ко всей системе действующих документов. Ставиться вопрос о дифференциации характера требований на три категории (цели, функциональная безопасность, рабочие характеристики), которые предлагается связать с требованиями по обязательности выполнения.  Сложившийся исторически подход к формированию документов по определённой теме обычно объединял в одном документе несколько категорий характера требований.  При этом степень обязательности документа обычно определялась важностью одной из категорий. Одной из задач новой СНТД явится разделение документов по характеру требований и придание  большей свободы в деятельности конструкторов и проектантов.

Взаимодействия документов системы между собой (вектор i=6) может быть весьма многосторонними.  В принципе для каждого документа  можно найти поводы для взаимодействия с любым другим документом. Выбор направлений взаимодействий определит структуру создаваемой новой системы. Этот момент не нашёл отражения в создаваемых за десятилетия документах. Традиционным здесь являются безадресные ссылки типа «федеральные нормы и правила», «нормативные документы»и т.п. Представляется необходимым отслеживать и фиксировать в документе любого уровня его связи с другими документами также любого уровня. Это обстоятельство будет способствовать более адекватному реагированию на возможные изменения в любом документе.

Вопросы процедуры (i=7), т.е. разработка ,согласование, утверждение  документов и т.п., отражаются в соответствующих организационно-распорядительных документах в соответствии с принадлежностью документа.

Предлагаемый подход к построению СНТД основан на выдвижении требований к конкретным видам ОИАЭ и не претендует на обобщённый подход к сооружению и эксплуатации ОИАЭ любого вида.  Обоснование этого следует искать в диалектике отношения к использованию атомной энергии в стране.  На начальной стадии в силу специфики и новизны опасностей от атомных объектов действующие в тот момент общепромышленные требования по изготовлению оборудования и сооружению считались недостаточными. Была поставлена задача выработки специальных жёстких требований для атомной энергетики, например, Нормы расчёта на прочность. В значительной степени требования, созданные в тот период, главенствуют сейчас. В настоящий момент развитие многих потенциально опасных отраслей (нефтегазовая, химическая промышленность и др.) потребовали разработки и внедрения классических научно –технических проблем для объектов народного хозяйства и обороны (прочность,теплопередача, массоперенос, метеорология, управление и др.). Накапливается отечественный фонд знаний по классическим научно-техническим проблемам.  Этот фонд рассматривается как основа при создании  предлагаемой  СНТД, которая на этом фундаменте призвана сформулировать требования для конкретного объекта.  К сожалению, в стране не наблюдается методическое и организационное оформление таких фондов по направлениям, как, например, ASME в США.

Ставя глобальную задачу создание новой СНТД, необходимо определиться с чего начать и как мыслиться переходный период. Необходимо осознавать, что приемлемое решение по ой системе не может быть найдено и представлено всем заинтересованным сторонам каким- то специалистом или небольшой группой специалистов. Потребуется работа всех заинтересованных сторон, т.к. потребуется переоценка и перекомпоновка сотни и тысячи документов с десятками тысяч требований. Участники этого процесса на основе опыта проводимой работы могут предложить действия в переходный период.

Конкретное начало работы по проблеме, после принятия предлагаемого подхода, видится в разработке более подробного содержания нового документа ОПБ АС и проработке содержания документов на уровне СИСТЕМЫ АС.



ЛИТЕРАТУРА

1.     Ковалевич О.М. Возможный подход к формированию системы нормативных документов по обеспечению безопасности атомных станций. Атомная энергия, том 116, вып.2, февраль,2014.

2.     Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.  П-01-01-2013. Раздел 2.  Государственное регулирование  безопасности при использовании атомной энергии. ФБУ «НТЦ ЯРБ». Москва 2013.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Нормы и право
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Нормы и право:
Про САПР и не только

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.72
Ответов: 11


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 11 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Формирование новой системы нормативно-технических документов для ОИАЭ (Всего: 0)
от Гость на 15/12/2014
Направление верное.... кто главный ?


[ Ответить на это ]


Re: минесценция (Всего: 0)
от Гость на 15/12/2014
«И наконец, товарищи, [...] откровенно хочется сказать: чертовски хочется заняться конструктивной работой, конкретными делами перестройки».(из выступления Егора Кузьмича Лигачева на Пленуме ЦК КПСС 6 февраля 1990 г.) 


[ Ответить на это ]


Re: минесценция (Всего: 0)
от Гость на 16/12/2014
До 1917 года Россия была мировой державой, оказывала влияние на всю политику Европы. После прихода к власти большевиков, т. е. с 1917 по 1959 г.г. В России уничтожено (голод, войны, репрессии) 66 млн. человек. Причем, самых продвинутых, умных. (Солженицин). Эта цифра может быть еще больше, если рассекретят архивы КГБ. К 1991 году Россия подошла как одна из самых отсталых стран Европы. Коммунисты угробили Россию. Да, за прошедшие 74 года кое-что построили рабским трудом и трудом заключенных, да слетали в космос и сделали ядерное оружие. Но соседние страны развивались быстрее, и далеко обогнали нас. Горбачев и Ельцин опустили страну еще ниже. Так что Егорка Лигачев, не к ночи будь помянут, вовсе не авторитет на этом сайте.


[
Ответить на это ]


Re: минесценция (Всего: 0)
от Гость на 16/12/2014
О чем думает солдат, глядя на кирпич? О бабах!
О чем думает чудак, читая про стандарты? О вреде коммунистов! Вот в чем отличие кобеля от чудака!


[
Ответить на это ]


Re: минесценция (Всего: 0)
от Гость на 16/12/2014
Чтобы понимать суть настоящего, чтобы планировать будущее, нужно осмыслить прошлое. Иначе так и будем шарахаться и вести себя как медведи в посудной лавке.


[
Ответить на это ]


Re: Формирование новой системы нормативно-технических документов для ОИАЭ (Всего: 0)
от Гость на 16/12/2014
Дтн сходи, пожалуйста, к дмн полечи голову. Сейчас трогать что-то в этой области может только тот, у кого с головой не все в порядке.


[ Ответить на это ]


Re: Формирование новой системы нормативно-технических документов для ОИАЭ (Всего: 0)
от Гость на 16/12/2014
На мой взгляд проблема обозначена очень верно. И самый главный вопрос - это не то, кто будет главным, а то - как это будет сделано. Чтобы создать систему нормативных документов (именно систему, а не набор, как сейчас!) нужно в первую очередь создать специализированную организацию и выстроить систему ее работы, которая позволила бы а) разрабатывать документы б) поддерживать их в актуализированном состоянии в) трактовать и разъяснять отдельные положение документов г) периодически переиздавать документы. Причем эта организация не должна располагать большим штатом - все равно всех лучших не соберешь. Лучшие специалисты работают, а не занимают чиновничьи места. Специалистов-разработчиков можно привлекать по договорам подряда. Как и экспертов. А предложенную О.М. Ковалевичем систему нормативов надо взять за основу. Мне кажется она неплохо проработана и уж во всяком случае продумана. Только нельзя к этой работе подпускать нынешний надзор на пушечный выстрел. Все сгнило.  Безответственность и формализм - вот что лежит в основе его работы сегодня.    


[ Ответить на это ]


Re: Формирование новой системы нормативно-технических документов для ОИАЭ (Всего: 0)
от Гость на 17/12/2014
Чудак-человек. Если в надзоре все сгнило, то у остальных все цветёт и пахнет?


[
Ответить на это ]


Re: Формирование новой системы нормативно-технических документов для ОИАЭ (Всего: 0)
от Гость на 17/12/2014
- Тю!.. Вас Петровых не поймешь, Хамаза и Шарафутдинов говорят (http://www.secnrs.ru/publications/nrszine/3-69-2013/) - есть система ФНП , ты говоришь - нет системы...


[ Ответить на это ]


Re: Формирование новой системы нормативно-технических документов для ОИАЭ (Всего: 0)
от Гость на 20/12/2014
Уважаемый Олег Михайлович, что же это Вы никак не угомонитесь, а все продолжаете мутить воду вводя в заблуждение молодых и не обстрелянных. Неужели Вы не понимаете, что нормативные базы не создаются в один присест, а формируются постепенно в процессе развития самих технологий и потребностей  их регулирования - и не какими-то зондеркомандами умников, а специалистами, непосредственно работающими в каждой области соответствующей технологии, создавая, таким образом, производственную и организационную культуру отрасли. Успокойтесь, пожалуйста, и простите за резкость выражений. А. Букринский


[ Ответить на это ]


Re: Формирование новой системы нормативно-технических документов для ОИАЭ (Всего: 0)
от Гость на 23/12/2014
Желающие могут ознакомиться с оценкой системы нормативных документов,регламентирующих безопасность объектов использования атомной энергии в РФ, выполненной экспертами МАГАТЭ в 2013 г в ходе Миссии IRRS в Ростехнадзое по ссылке    http://www.gosnadzor.ru/activity/international/IAEA_IRRS/ [www.gosnadzor.ru].
То, что написано в очерке Ковалевича О.М. никакого отношения ни к реалиям, ни к будущему не имеет.


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.11 секунды
Рейтинг@Mail.ru