proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[09/02/2007]     От курсанта «Дзержинки» до академика РАН

Л.Б.Гусев, д.т.н., заслуженный деятель науки РФ, профессор ВВМИИ, Санкт-Петербург

В Высшем военно-морском инженерном институте – преемнике легендарной Дзержинки и Ленинградском ВВМИУ сложилась традиция присваивать учебным аудиториям имена выдающихся ученых, флотоводцев, внесших большой вклад в развитие Военно-морского флота.

1 декабря 2006 г. после реставрации была открыта самая большая и современная аудитория в главном здании Адмиралтейства, которой было присвоено имя выдающегося ученого-ядерщика, выпускника этого учебного заведения Ашота Аракеловича Саркисова.


Вице-адмирал, академик Российской Академии наук А.А.Саркисов

Виновник торжества – человек очень скромный старался как можно меньше привлекать к себе внимание. Но собравшиеся по поводу этого события коллеги – академики РАН, преподаватели института, ученики Ашота Аракеловича, закончившие Севастопольское ВВМИУ, постарались воздать должное выпускнику ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского, ученому с мировым именем, академику РАН, вице-адмиралу. После окончания средней школы в Ташкенте в 1941 г. Ашот Аракелович поступил в Высшее военно-морское ордена Ленина училище им. Ф.Э.Дзержинского и этой же осенью был отправлен на Карельский фронт командиром отделения автоматчиков морской пехоты. В войну взрослели рано. Юный командир отвечал за целое отделение морских пехотинцев на переднем крае действующей армии. За освобождение Никеля, Петсамо, Киркенеса и других городов советского Заполярья и Норвегии А.А.Саркисов был награжден орденами и медалями, закончив войну заместителем начальника штаба полка. В 1945 г. старший лейтенант Саркисов возвращается в училище и заканчивает его с отличием в 1950 г. Одновременно экстерном он освоил курс математико-механического факультета Ленинградского университета.


Старший лейтенант А.А.Саркисов

После службы на кораблях Балтийского флота с 1956 г. начинается служба в Севастопольском Высшем военно-морском инженерном училище в качестве адъюнкта, преподавателя, начальника кафедры ядерных реакторов и парогенераторов, заместителя начальника училища по учебной и научной работе, а затем и начальника училища. За двенадцать лет его руководства училище, с помощью коллег-единомышленников, энтузиастов своего дела, было превращено в современное учебное заведение с сильнейшим профессорско-преподавательским составом, уникальной материально-технической базой подготовки корабельных инженеров-энергетиков для атомного флота страны.

СевВВМИУ имело собственный исследовательский реактор ИР-100, натурный бортовой комплекс ядерной энергетической установки подводной лодки 2-го поколения, полномасштабные тренажеры, исследовательские теплогидродинамические стенды, мощный вычислительный центр.

О бережном отношении Ашота Аракеловича к людям – коллегам, курсантам, подчиненным, вспоминают все, кому довелось в тех или иных ситуациях пообщаться с ним. Он руководил огромным коллективом преподавателей и обслуживающего персонала училища. И когда, уезжая на работу в Москву, он прощался со своими коллегами, на глазах у многих были слезы.

Стратегия создания первого в стране Учебно-научного комплекса с действующими ядерными и теплотехническими установками для подготовки офицерских кадров АПЛ, разработанная кандидатом технических наук, начальником кафедры ядерных реакторов и парогенераторов СевВВМИУ Саркисовым, нашла полную поддержку у Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С.Г.Горшкова.

Ее реализация началась в 1959 г. с создания урано-водной, гетерогенной подкритической сборки, размещенной в цилиндрическом баке с водой, установленным на графитовой кладке. Роль активной зоны выполняли очехлованные алюминием цилиндрические урановые блоки.

В те времена СевВВМИУ было не только учебным заведением. Учебно-воспитательный процесс сочетался с научными исследованиями актуальнейших проблем корабельной ядерной энергетики, гидравлики, теплофизики на кафедрах и в научно-исследовательских лабораториях. Здесь часто проводились научно-технические конференции, выездные сессии АН СССР по теплофизическим и гидродинамическим аспектам проблемы безопасности корабельных ЯЭУ, заседания Научного совета АН по гидрофизике океана.

Если предыдущий начальник училища – большой любитель классической музыки, привил курсантам интерес к симфоническим концертам, то во времена руководства А.А.Саркисова курсанты прочувствовали настоящий «вкус науки», потому что для их учителя наука была делом и любовью всей жизни. Он и лекции читал на серьезном научном уровне, обращаясь к курсантам как к коллегам-ученым.

В 1982 г. во Всесоюзном совещании инженер-механиков ВМФ на базе Учебного научного комплекса СевВВМИУ приняли участие представители всех флотов страны, руководители Инспекции ядерной безопасности МО СССР, руководители Главного технического управления ВМФ и Главного управления кораблестроения. Участниками совещания была разработана стратегия безопасной эксплуатации кораблей ВМФ, определены направления развития высшего военно-морского образования.

Труд начальника военно-морского учебного заведения весьма многообразен: от высоких научных материй, создания современной научно-технической базы и сплочения разнородного, высокопрофессионального коллектива профессорско-преподавательского состава, офицеров, мичманов, служащих, рабочих, курсантов, до обыденной прозы жизни – поддержания в нормальном состоянии учебных корпусов. Размещался СевВВМИУ в здании Морского кадетского корпуса, построенного в 1915 г. по проекту архитектора Венсана. Его фасад был облицован белоснежным инкерманским известняком, который со временем от сырости и дождей начал темнеть. Для восстановления его первоначального облика приходилось периодически проводить косметические ремонтные работы. Но затраты стоили того. Белоснежное здание училища с широкой трехсотступенчатой лестницей главного корпуса поражало воображение и курсантов и гостей ВВМИУ. Ведь совсем не безразлично, где ты учишься – в замызганных каморках арендованных где-то на выселках помещений, или в светлых аудиториях прекрасных зданий, стены которых хранят историю Российского флота. Историческое окружение обязывает. Многочисленных гостей умели принимать в Севастопольском училище. С южным гостеприимством, добродушием и искренностью.

Училище, ставшее центром научной мысли, посещали академики А.П.Александров, М.А.Лаврентьев, Б.Е.Патон, Н.С.Хлопкин, И.Н.Головин, В.А.Кириллин, В.И.Субботин, Л.И.Седов, Г.Г.Черный, Л.М.Бреховских, А.К.Красин, С.С.Кутателадзе, М.А.Стырикович, А.С.Шейндлин и другие. Неоднократно бывал в училище Главком ВМФ Сергей Георгиевич Горшков.


В гостях у училища президент АН СССР академик А.П.Александров

В 1983 г. познакомиться с училищем приезжал Министр обороны Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов.

За годы руководства Севастопольским ВВМИУ были подготовлены тысячи специалистов для ВМФ и учреждений Минобороны, многие из которых награждены правительственными наградами, удостоены государственных премий. Выпускники СевВВМИУ на службе в ВМФ проявили мужество при ликвидации последствий аварий на атомных подводных лодках. Более двух десятков выпускников удостоены адмиральских званий.


Знакомство с севастопольским ВВМИУ Министра обороны Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова

В 1980 г. Севастопольское училище, возглавляемое вице-адмиралом А.А.Саркисовым, было признано лучшим высшим учебным заведением Военно-морского флота. Ашота Аракеловича Саркисова окружали красивые, умные люди. Курсанты смотрели на своих преподавателей с обожанием и хотели походить на них. На экзаменах не было мелочных придирок. Важно было, чтобы курсант понимал суть физических явлений – это больше всего ценилось А.А.Саркисовым. Сотрудницы кафедры иностранных языков были покорены обаянием и военно-морской выправкой начальника училища. Семья Саркисовых вся была связана с ВМФ. Двое сыновей окончили СевВВМИУ. Жена работала в библиотеке училища и всегда помогала мальчишкам-курсантам в поисках необходимой литературы.

В 1981 г. доктор технических наук, профессор Саркисов был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1994 г. – действительным членом Российской академии наук.

Академику Саркисову принадлежит более двухсот научных трудов, в том числе шесть монографий, одна из которых посвящена фундаментальным исследованиям нестационарных и аварийных процессов в корабельных ЯЭУ. Ашот Аракелович разработал теорию динамических процессов в характерных для эксплуатации корабельных энергетических установок экстремальных ситуациях, в том числе при мощных внешних ударных воздействиях. На основе статистико-информационного подхода была развита теория автоматической аварийной защиты ЯЭУ, разработаны методы оптимальной аварийной защиты реакторов. С участием А.А.Саркисова осуществлен ряд экспериментальных и теоретических исследований новой энергетической установки – ядерного реактора с встроенными в активную зону каскадными термоэлектрическими генераторами, что позволило качественно улучшить тактико-технические характеристики ЯЭУ, повысить боевую эффективность кораблей ВМФ.

На всех занимаемых постах: заместителя начальника Военно-морской академии по учебной и научной работе, председателя Научно-технического комитета ВМФ Ашот Аракелович стремился повысить уровень научных исследований, совершенствовать развитие научно-педагогических школ. В течение трех десятилетий академик Саркисов возглавляет научную школу по динамике и безопасности судовых ЯЭУ. 9 докторов и более 40 кандидатов наук, подготовленных им, успешно трудятся в научных и учебных заведениях России и Украины.

Являясь с 1983 г. председателем Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии РФ по проблемам флота и кораблестроению, Ашот Аракелович Саркисов вносит большой вклад в подготовку и аттестацию научных и научно-педагогических кадров для ВМФ и судостроительной промышленности. И, как утверждают коллеги по ВАКу, человеческие качества председателя делают менее болезненным сообщение об отрицательном решении аттестационной комиссии для соискателей-неудачников. К середине 1980-х гг. сложилась ситуация, когда десятки отслуживших свой срок атомоходов встали у пирсов в ожидании утилизации. В свое время, в период бурного становления атомного флота, завершающему этапу жизненного цикла корабля не было уделено достаточного внимания. На него не было ни времени, ни средств. А к моменту массового выхода на утилизацию АПЛ, построенных в 1960–1970-х гг., в стране, где начались «перестроечные» процессы, ни средств, ни возможностей не оказалось уже по другим причинам.

В этот тяжелейший момент научно-техническое направление по проблемам утилизации АПЛ возглавил член-корреспондент РАН А.А.Саркисов. И в этой сфере им была создана научная школа, организовавшая серию научных исследований, разработок, по результатам которых найдено много уникальных решений.

Огромное личное обаяние, которое отмечают все, кому в качестве коллег, учеников, слушателей, друзей повезло общаться с Ашотом Аракеловичем, его высокий научный авторитет в мире способствовали тому, что в рамках международного взаимодействия нашей стране на решение экологических проблем выделяются крупные финансовые средства. Академика Саркисова знают не только в России. Его труды оценены международным научным сообществом. А.А.Саркисов избран научным руководителем Программы международного сотрудничества по радиационно-экологической реабилитации Арктики, председателем Международной научно-технической программы по радиоактивным отходам, сопредседателем совместного (Российской академии наук и Национальной академии наук США) Научного комитета по нераспространению ядерного оружия и ряда других международных научных организаций.

Несмотря на огромную научную занятость, Ашот Аракелович является инициатором и организатором многих, ставших уже регулярными, международных научных семинаров, конференций, совещаний по проблемам комплексной утилизации АПЛ и обращения с РАО. Только постоянные живые контакты позволяют находить адекватные решения этих сложных и актуальных проблем человечества и Ашот Аркелович старался найти время для общения с коллегами на многочисленных международных семинарах и конференциях. Чтобы все это успеть, надо быть предельно организованным человеком, способным организовать и контролировать множество дел. Сегодня под руководством А.А.Саркисова развернуты масштабные исследования по разработке Стратегического мастер-плана утилизации выведенных из состава ВМФ атомных подводных лодок, надводных кораблей с ЯЭУ, гражданских атомных судов, а также экологической реабилитации инфраструктурных объектов в Северо-Западном и Дальневосточном регионах РФ.

Большая научно-организационная работа на посту заместителя председателя научного совета РАН по атомной энергетике, члена редколлегий академических журналов «Известия РАН. Энергетика», «Энергетика: экология, техника, экономика» и других периодических изданий только прибавляет сил неутомимому, деятельному ученому. За заслуги в укреплении военной мощи страны и подготовке научных инженерных кадров академик А.А.Саркисов награжден 30 государственными наградами, в том числе 9 орденами.

От одного перечисления сделанного, наград и регалий, любой другой мог бы «забронзоветь», снисходительно принимая почтение окружающих. Но яркий ум и тонкое чувство юмора хороший иммунитет от звездной болезни и позволяют достойно преодолевать испытания «медными трубами». В ответ на многочисленные дифирамбы, Ашот Аракелович как-то заметил, что его «фильтры» функционируют исправно и способны отделять преувеличения от реалий. Хотя вряд ли кому из участников этого знаменательного события удалось приукрасить заслуги академика. В этом просто не было необходимости.

Воодушевленные выступлениями ученых мужей, начальников и преподавателей ВВМИИ, выпускников СевВВМИУ, учившихся во времена, «когда умным быть было модно», сегодняшние курсанты пообещали Ашоту Аракеловичу, что в аудитории его имени они будут учиться на одни пятерки. И сделают все, чтобы покорить когда-то свой научно-профессиональный олимп.

(Журнал «Атомная стратегия» № 27, январь 2007 г.)  

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от PRoAtom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 5


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: От курсанта «Дзержинки» до академика РАН (Всего: 0)
от Гость на 14/02/2007
Спасибо за статью!
Рад за Ашота Аракеловича.
Здоровья ему и благополучия, знания полученные в СВВМИУ годятся везде, и где только нет выпускников, ну а самое главное в этих людях- это люди государевы, их так учили и в этом заслуга и Ашота Аракеловича, к большому сожалению общество поглощает и выносит на вершину проходимцев, а не тех кто служит во благо государства.
Студент.


[ Ответить на это ]


Re: От курсанта «Дзержинки» до академика РАН (Всего: 0)
от Гость на 31/07/2009
Учился и закончил СВВМИУ при Ашоте Аракеловиче. Училище было прекрасным, начиная от зданий и материальной базы, заканчивая ППС, курсантами и служащими. ААС сумел  выстроить учебный процесс так, что было интересно учиться. Спасибо огромное ему за его работу, за тех людей, которых он собрал вокруг себя, за то, что выпускники СВВМИУ гордятся своею "альма матерью" и с честью выполняли и выполняют свой воинский долг.


[ Ответить на это ]


Re: От курсанта «Дзержинки» до академика РАН (Всего: 0)
от Гость на 02/02/2012
товарищ Гусев ВЫ стали профессором  но совисти у вас нет как можно писать хорощие слова о Саркисове который не сомненно достойный того и очернить ныне покойного Крастелева который не может ответить,который участвовал в26 потоплениях вражеских судов,который имел орден Ленина полученый в ВОВ и на памятник которому собирали все выпускники училища 


[ Ответить на это ]


Re: От курсанта «Дзержинки» до академика РАН (Всего: 0)
от Гость на 26/01/2017
Моё уважение к А.А.. но сказанное в 80-х пусть кто-то прокоментирует:  Ашот Аракелович разработал теорию динамических процессов в характерных для эксплуатации корабельных энергетических установок экстремальных ситуациях, в том числе при мощных внешних ударных воздействиях. На основе статистико-информационного подхода была развита теория автоматической аварийной защиты ЯЭУ, разработаны методы оптимальной аварийной защиты реакторов. С участием А.А.Саркисова осуществлен ряд экспериментальных и теоретических исследований новой энергетической установки – ядерного реактора с встроенными в активную зону каскадными термоэлектрическими генераторами, что позволило качественно улучшить тактико-технические характеристики ЯЭУ, повысить боевую эффективность кораблей ВМФ. 


[ Ответить на это ]


Re: От курсанта «Дзержинки» до академика РАН (Всего: 0)
от Гость на 20/02/2023
О Саркисове - это хорошо, однако до него был начальником к/а Крастелев Михаил Андронникович, поднявший училище низ руин не взирая на увлечение/хобби музыкой, и передавший его  Саркисову А.А. на базе которого он и состоялся  Об этом надо помнить тов. Гусев! А то нехорошо получается. Выпускник СВВМИУ-74. Будь здрав бояре!


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru