Госкорпорации для надотехнологий
Дата: 05/10/2007
Тема: Нормы и право


Абрам Иойрыш, профессор Института Государства и Права РАН; Юрий Рогожин, эксперт Государственной Думы РФ; Ольга Супатаева, ведущий научный сотрудник ИГП РАН

В заголовке статьи нет ошибки: хотя в последнее время стало модным рассуждать о перспективах нанотехнологий. Нельзя оставлять без внимания и другие перспективные технологии, которые именуются высокими. К их числу принято относить информационную технику, авиастроение, атомную энергетику и иже с ними. Сюда же следует причислить прорывные инновационные технологии, которые обещают качественные сдвиги в отдельных отраслях экономики. Без ноу-хау, разработанных посредством всех этих технологий, не получится создание приборов, устройств, систем и целых производств на конкурентном уровне. В виду очевидной потребности есть смысл назвать такие знания и умения надотехнологиями.

Роснанотех и прочие надотехнологии

В стране наблюдается реорганизационный бум, проявляющийся, в частности в создании государственных корпораций. В 2007 году уже созданы или находятся на этапе создания такие корпорации как "Банк развития и внешнеэкономической деятельности – Внешэкономбанк", "Российская корпорация нанотехнологий", "Ростехнологии" на базе Рособоронэкспорта, Олимпийская госкорпорация  для строительства олимпийских объектов в Сочи. На днях Президент внёс в Государственную Думу законопроект о преобразовании Федерального агентства по атомной энергии в госкорпорацию с сохранением сокращенного названия "Росатом".

В чем же заключается привлекательность организационно-правовой формы государственных корпораций, прежде всего для развития надотехнологий?

В качестве примера рассмотрим подробнее  принятый 19 июля с.г. Федеральный закон "О Российской корпорации нанотехнологий". Как сказано в ст.3 указанного Закона  основными целями деятельности Роснанотеха является "содействие реализации государственной политики в сфере  нанотехнологий, развития инновационной  инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации перспективных проектов создания  нанотехнологий  и  наноиндустрии, в первую очередь, перспективных инновационных проектов".

Различными источниками сообщалось, что общий объем направляемых в Корпорацию средств с учетом всех реализуемых программ составит 130 - 180 миллиардов рублей, в основном за счёт федерального бюджета. Ещё до окончательного принятия закона распоряжением правительства был создан Правительственный совет по нанотехнологиям под председательством Первого зампреда правительства С.Б. Иванова, в состав которого вошли ряд министров и штатских генералов от промышленности и науки. После принятия закона в Академии Наук РФ также была создана соответствующая комиссия под председательством академика Жореса Алферова.

Лоббисты закона о Роснанотехе сравнивали его с проектом создания атомной бомбы и с космическим проектом. Однако, скептики замечают, что, в отличие от последних, в проекте Роснанотеха нет четко поставленной цели, а у его руководства нет серьёзной ответственности. Тем не менее, учитывая, что почти одновременно с законом о Роснанотехе  готовится принятие новых федеральных законов о создании государственных корпораций в различных отраслях промышленности и иных сферах деятельности, есть смысл рассматривать закон о Роснанотехе как некий модельный правовой документ для реформирования и других надотехнологий.

Что такое госкорпорация

Современный этап развития нашего общества характеризуется усилением роли государства и его участия во всех сферах жизни и деятельности – в политике, экономике, социальной сфере. В экономике этот процесс выливается в процесс огосударствления,  сопровождающийся созданием государственных корпораций. Причем создаваемые государственные корпорации имеют различную организационно-правовую форму – от являющихся коммерческими организациями федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) и акционерных обществ до собственно государственных корпораций  как некоммерческих организаций.

Первые являются корпорациями предпринимательского типа; в целях объединения финансовых активов государства они созданы в различных отраслях промышленности – энергетике, в отраслях нефте- и газодобычи, в авиационной, судостроительной промышленности, атомной энергетике и т.д. Это созданные в форме открытых акционерных обществ (в том числе ОАО со 100% участием государства) вертикально-интегрированные структуры, например ОАО «Российские железные дороги», а также недавно созданное по его образу и подобию ОАО «Атомэнергопром». Принято называть государственными корпорациями и такие структуры, как РАО ЕЭС России, Газпром, Роснефть и т.д. В названиях некоторых из государственных корпораций прямо присутствует слово «корпорация» - ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», однако от этого их организационно-правовая форма не меняется. 

Правовой режим этих организаций регламентируется общими нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) о коммерческих организациях, хозяйственных товариществах и обществах и об акционерных обществах, Федеральным законом «Об акционерных обществах», нормативными правовыми актами об учреждении указанных организаций (иногда специальными федеральными законами типа «тоннельного» закона в атомной энергетике, чаще - указами Президента  и Правительства Российской Федерации) и их учредительными документами.

Известны и государственные корпорации, созданные в форме ФГУПов (например, Государственная инвестиционная корпорация – Госинкор, Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации - ГКОРВД); в этом случае действуют соответствующие нормы об унитарных предприятиях.

Отдельные корпорации возникли как финансово-промышленные группы на основе предприятий, имеющих статус государственных на праве хозяйственного ведения. Такие  корпорации нередко функционируют в составе оборонно-промышленного комплекса в виде единого государственного холдинга, в составе которого есть как государственные унитарные предприятия, так и акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, но переданы в уставной фонд комплекса.

Другое дело государственные корпорации как некоммерческие организации.

Основы правового статуса некоммерческих организаций, а также возможность создания  в соответствии со специальным законом различных форм некоммерческих организаций определяются ст.50 Гражданского кодекса. Согласно п.3 этой статьи, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую (коммерческую)  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. 

В соответствии с указанной выше нормой ГК РФ правовой статус государственной корпорации как некоммерческой организации  более подробно определен ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции от 08.07.1999г.,23.12.2003г.), согласно которой государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией  на основе имущественного взноса и созданная на основании специального федерального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций.

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации, причем нормы указанного закона имеют приоритет перед нормами ФЗ о некоммерческих организациях. Для создания государственной корпорации также не требуется учредительных документов, предусмотренной ст. 52 ГК РФ.

Источниками формирования имущества государственной корпорации по  закону является имущественный взнос Российской Федерации и другие источники, в числе которых   регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом об учреждении корпорации. Имущество государственной корпорации находится в собственности самой корпорации.

Любая государственная корпорация должна создаваться специальным  федеральным законом. Порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации также должен определяться отдельным законодательным актом. Это уже подчеркивает особый статус таких организаций и предопределяет их небольшое количество. Однако  в настоящее время   число создаваемый госкорпораций растет как снежный ком. Причем  в большинстве случаев указанные организации создаются для осуществления  не столько хозяйственных, сколько управленческих функций.

Какие цели преследует проводимая реорганизация

Нам кажется, что юридическая форма государственной корпорации призвана для достижения нескольких целей:

-     Осуществление отдельных функций государственного управления в отдельной области экономики и промышленности;
-    Минимизация вмешательства государства (т.е. бюрократического аппарата) в деятельность, финансируемую  как за счет бизнеса, так и за счёт бюджета;
-    Сохранение, тем не менее, функций бюджетополучателей и госзаказчиков;
-    Фактически бесконтрольное распоряжения полученными бюджетными средствами;
-    Назначение на ключевые посты (в наблюдательном совете, совете директоров) персон из правящей элиты не только в качестве компенсации за уменьшение госконтроля;
-    Облегчение возможной приватизации;

В ближайшее время ожидается создание все новых  и новых госкорпораций,  что свидетельствует о том, что соответствующая организационно-правовая форма становится весьма привлекательной. В связи со сказанным возникает потребность разработать общий федеральный закон применительно к государственным корпорациям, имея в в виду растущую популярность этой организационно-правовой формы.

Представляется, что в целях унификации и законодательной экономии, правовой режим таких корпораций, включая их правовое положение, порядок управления, порядок создания, реорганизации и ликвидации и другие основные элементы их статуса, должен регулироваться специальным Федеральным законом «О государственных корпорациях», который должен решать следующие основные задачи:

-      Унификация уставных документов в рамках этой организационной формы;
-      Взаимодействие с органами исполнительной власти всех уровней;
-      Управление госкорпорациями;
-      Контроль за финансовыми потоками;
-      Ответственность госкорпораций перед государством и государства перед госкорпорациями;
-      Порядок реорганизации и ликвидации госкорпораций.

Учитывая, что значительная часть госкопораций будет заниматься  стимулированием и поддержкой развития технологий, названных нами "надотехнологиями",  в предлагаемом законопроекте следует  особое внимание уделить порядку анализа и отбора перспективных проектов с тем, чтобы значительные бюджетные средства, выделяемые госкорпорациям, не распылялись на мелочевку или растекались в песок.

Вообще же, особенности правового режима  госкорпораций должны определяться в подзаконных нормативных правовых актах об учреждении конкретных  государственных корпораций. Принятие указанного закона должно предусматривать и внесение соответствующих изменений в закон «О некоммерческих организациях» и некоторых других федеральных законах.

Что в итоге

В создании ряда "надотехнологических" госкорпораций заинтересовано не только государство и общество, но также научное сообщество и в первую очередь РАН. При правильном подходе государственные корпорации могут стать правовым механизмом перехода экономики страны на рельсы высокотехнологического развития, где не только "нано", но и другие "надотехнологии" станут ключевым звеном в решении проблемы повышения качества жизни нашего и последующих поколений россиян.





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1113