Прошлое и будущее морских стратегических ядерных сил России
Дата: 07/07/2008
Тема: Атомный флот


Согласно американскому плану «Троян» 1 января 1950 года должна была начаться ядерная война против СССР. Но создание и испытание советской ядерной бомбы  в августе 1949 года ликвидировало монополию США на новый вид оружия. На картах советского Генштаба появилось множество целей на территории США и стран, предоставлявших базы для американского оружия, нацеленного на Советский Союз. Сценарий возможной войны требовал от советского Военно-морского флота обеспечить блокаду Атлантического региона. С учетом сил флотов вероятных противников эту задачу могли решить только океанские подводные лодки.



Командование ВМФ СССР вынуждено было заняться поисками нового места флота в системе национальной обороны. Необходимо было определить роль и место флота в системе вооруженных сил страны. Начала формироваться новая военная доктрина, а также новая стратегия и тактика флота в возможной войне.


Роль подводного флота

В условиях ухудшения международной обстановки, образования Североатлантического блока НАТО, в нашей стране стали пересматриваться соотношения морской авиации, надводных и подводных сил. Перед флотом была поставлена задача по оказанию поддержки действиям сухопутных сил и авиации. Блокада Атлантического региона, с учётом сил флотов вероятных противников, могла быть решена только подводными лодками (ПЛ).

Такие оперативно-тактические и стратегические задачи, поставленные перед ВМФ, не могли быть реализованы лодками довоенных конструкций. Новые ПЛ должны были стать океанскими.

Совершенствование корабельных и авиационных радиолокационных станций (РЛС) противника требовало превращения подводной лодки из ныряющей в действительно подводную.

Для успешного уклонения лодок от надводных кораблей, оснащенных гидроакустическими станциями (ГАС) с улучшенными тактико-техническими характеристиками, вооруженных новыми бомбомётными установками для сбрасывания глубинных бомб, позволяющими атаковать ПЛ без сближения с ними, необходимо было существенно увеличить скорость подводного хода и глубину погружения ПЛ.

Плотный контроль обширных зон океана противолодочной авиацией приводил к значительному увеличению времени передислокации дизельных подводных лодок из одного района боевого действия в другой вследствие вынужденных погружений и уходов на большие расстояния для перезарядки аккумуляторных батарей.

Анализ опыта эксплуатации ДПЛ позволил создать идеологию проектирования новых подводных лодок.


Архитектура океанских подводных лодок

Для повышения подводных скоростей ПЛ в проектах  613 (среднего водоизмещения) и 611 (большого водоизмещения), ставших «стандартом» для последующих конструкций, была произведена  оптимизация корпуса лодок за счёт уменьшения числа выступающих частей и создания более плавных обводов.

Для устойчивости  движения в горизонтальном положении на лодках появились кормовые горизонтальные стабилизаторы. Предельная глубина погружения увеличилась более чем в два раза. Для ведения боевых действий на большом удалении от баз лодки были оснащены радиостанциями с большей мощностью излучаемого сигнала  и более высокой чувствительностью приёмного тракта. РЛС вошли в состав типового оборудования лодок. Качественный скачок произошёл в приборах управления торпедной стрельбой, в аппаратуре сверхбыстродействующей радиосвязи, навигационном, гидроакустическом вооружении лодок.

Но кардинальное решение по превращению подводных лодок в океанские стало возможно только с переходом к ядерным энергетическим установкам. Для боевых действий в океане подводные лодки должны были стать мобильными, с высокими скоростями хода и большей автономностью, что и обеспечивали ЯЭУ.

Ответные шаги по борьбе с новыми океанскими ПЛ противника предпринимали и Военно-морские силы США. Понимая, что борьба с современными лодками после их прорыва в океан не может быть выиграна, военно-морское ведомство США изменило концепцию действий своего флота. Было принято решение о создании новых противолодочных кораблей и противолодочных  ПЛ –«hunter-killer», организации противолодочных рубежей на путях развертывания советских подводных лодок, нанесении превентивных бомбовых ударов по базам ВМФ для уничтожения советских  ПЛ и береговой инфраструктуры.

 Появление у вероятного противника нового подкласса подводных лодок (SSK) потребовало от наших проектантов решения вопроса повышения скрытности советских ПЛ. Также возникла необходимость в создании противолодочных торпед и новых гидроакустических систем для поиска малошумных подводных лодок противника.

Чтобы уменьшить вероятность поражения лодок в местах базирования, требовалось создать для них бетонные убежища. Но этот путь представлялся слишком дорогим и малоэффективным. Более предпочтительным вариантом было сокращение времени нахождения лодок в базе за счёт ускорения их ремонта и обслуживания, повышения надежности оборудования при длительном автономном плавании. Эта проблема была решена дублированием оборудования.


Противостояние в Мировом океане

На момент появления скоростных АПЛ в составе ВМС США и ВМФ СССР эффективных средств борьбы с ними не было ни у той, ни у другой стороны. Над решением проблемы создания противолодочной обороны трудились и американские, и советские специалисты. такие средства борьбы с ПЛ противника были разработаны к началу 1970-х годов, что, в свою очередь, потребовало дальнейшего усовершенствования подводных лодок: их акустической скрытности, создания новых гидроакустических систем.

В условиях противостояния СССР и США в Мировом океане такие качества подводных лодок, как скрытность и мобильность, делали их незаменимыми стартовыми платформами стратегического оружия -- баллистических ракет для поражения объектов на территории противника и тактических крылатых ракет для уничтожения подвижных морских целей. Архитектура подводных лодок-носителей диктовалась типом ракетного оружия.

После  проекта 658, на котором размещалось только три баллистические ракеты (БР) сравнительно небольшой дальности, в ЦКБ МТ «Рубин» было спроектировано целое семейство ракетоносцев стратегического назначения, несущих по 16 баллистических ракет: проекты 667 А, 667 Б, 667 БД, 667 БДР, 667 БДРМ. Реализация новых технических решений позволила не только многократно увеличить боевую мощь ПЛ, но и повысить их надёжность и живучесть .Значительный прогресс был достигнут в радиоэлектронном вооружении нового семейства подводных лодок.

В отличие от ВМС США, где с появлением первых морских БР полностью отказались от разработки крылатых ракет,  ВМФ СССР начал создавать крылатые ракеты для поражения надводных кораблей противника. Для них были спроектированы АПЛ проектов 659 и 675.

Новыми приборами, в том числе системой целеуказания «Аргумент», позволявшей в случае обнаружения нескольких целей обеспечивать избирательное поражение кораблей противника, пополнился состав радиоэлектронного вооружения ПЛ.

Своеобразным венцом мысли конструкторов подводных лодок стала АПЛ проекта 941 («Тайфун») с баллистическими ракетами комплекса  Д-19, обеспечившая паритет со стратегическими ракетоносцами «Trident» ВМС США. Каждый тяжелый подводный крейсер стратегического назначения (ТАПРК СН) 941 проекта имел 200 боевых блоков, позволявших поразить любую цель в северном полушарии даже при стрельбе от пирса.

Для охраны наших морских рубежей, борьбы с крупными соединениями надводных кораблей, в том числе авианосными соединениями, были созданы атомные подводные крейсеры проектов 949 и 949 А, несущие по 24 крылатые ракеты.

Повышение живучести ПЛ

В конце 1970-х годов был разработан проект глубоководной АПЛ (проект 685), больше известной под именем «Комсомолец». Резкое увеличение глубины погружения АПЛ  за счёт прочного титанового корпуса  позволяло лодке плавать в океане под слоем температурного звукового скачка и оставаться невидимой для существующих гидроакустических средств. АПЛ  проекта 685 легко адаптировалась к береговой инфраструктуре и успешно несла боевую службу в течение четырёх лет. Катастрофа, произошедшая из-за пожара на «Комсомольце» в апреле 1989 года, привела к гибели 42 моряков и самого уникального корабля.

По результатам расследования гибели АПЛ этого проекта  были сделаны выводы, положенные в основу программы повышения живучести действующих и проектируемых ПЛ. Подводная лодка—весьма сложная человеко-машинная система, требующая от конструкторов надёжных технических решений, а от экипажа -- отработанных до автоматизма уверенных действий в процессе эксплуатации ПЛ. Для управления столь сложным техническим объектом экипаж должен формироваться не из срочников, а на профессиональной основе, как это делается в ВМС США. Невозможно представить, чтобы управление космическим аппаратом доверили выпускникам ПТУ. А подводные лодки даже более сложные устройства, чем космические объекты.


Будущее подводного флота России

Меняется политическая обстановка в стране и мире, изменяются экономические условия, появляются новые материалы, более эффективные технологии.  И, тем не менее, в обозримом будущем характер международных отношений сохранится прежним. Как бы ни хотели наши заокеанские партнёры, однополюсного мира нет и не будет. В силу своего географического положения и энергоресурсного потенциала Россия по-прежнему будет оставаться одним из значимых полюсов мирового сообщества. А значит ей по-прежнему нужны будут мощные вооруженные силы и сильный военно-морской флот в составе ВС. Разумеется, количественный состав и структура ВМФ России будут существенно отличаться от ВМФ СССР периода холодной войны. Значимость подводных сил в составе флота неизбежно возрастёт.

Облик российских ПЛ первых десятилетий XXI века не будет кардинально отличаться от кораблей конца XX века. Но последующие проекты, безусловно, станут иными.

Изменение геополитической обстановки, смена стратегических приоритетов диктуют уменьшение общего числа кораблей стратегического назначения, повышения значимости каждой боевой единицы.

Потерять современный ТПРК СН-носитель стратегического оружия сегодня значит серьёзно ослабить потенциал  сил сдерживания. Поэтому новые корабли стратегического назначения при высокой боевой эффективности должны обладать более высокой скрытностью и надёжностью.        

Для лодок новых проектов необходимо добиться более низкого уровня шумности на малых ходах, продолжить работу по снижению гидролокационной заметности ПЛ, а также снижению других физических полей корабля.

Что касается перспективных задач тактического плана, надо иметь ввиду следующие моменты. Уже сейчас морские силы других стран могут достаточно близко подойти к морским границам России и при необходимости нанести удары по важным объектам на нашей территории морским ядерным и неядерным высокоточным оружием с дальностью действия до 300 км. Это делает территорию нашей страны уязвимой и требует организации соответствующего противодействия. Основной задачей подводных сил ВМФ становиться скрытное слежение за надводными и подводными кораблями противника с целью предотвращения нанесения удара по прибрежной территории. Не менее важной задачей является охрана собственных подводных лодок.

Международный опыт последних десятилетий показал, что подводные лодки могут успешно использоваться в совместных операциях разнородных сил при урегулировании масштабных региональных конфликтов, что также должно учитываться при разработке новых проектов ПЛ.

Решение этих задач по силам многоцелевым ПЛ -- с атомной энергетикой для действия на большом удалении от границ, с дизельной энергетической установкой (в том числе, анаэробной) -- для ближних и дальних  морских зон.

С учетом оборонного характера военной доктрины России, а также её морских интересов, общую численность подводных лодок основных классов можно оценить в 90-100 единиц, из которых примерно 10-15% должны составлять атомные подводные ракетоносцы стратегического назначения и 85-90%-- многоцелевые ПЛ с атомной и дизель-электрической энергетикой.

В составе флотов стран НАТО в настоящее время находится 179 ПЛ, из них 26 атомных стратегических и 74 атомных многоцелевых подводных лодок.

Долгосрочная программа поддержания в боеспособном состоянии имеющихся ПЛ и восполнения ВМФ России новыми более эффективными подводными лодками разработана с учетом состояния и возможностей экономики нашей страны.


Прогноз в области конструирования ПЛ

Кардинальные изменения архитектуры подводных лодок вряд ли возможны и необходимы. С точки зрения гидродинамики облик ПЛ почти достиг оптимума. Необходимо найти разумный компромисс между максимально возможной непотопляемостью лодки и её акустической скрытностью. Запас плавучести при этом может составить ориентировочно 15% по сравнению с сегодняшними 25% у  ПЛ России и 10% у ПЛ США. С целью уменьшения шумности новые ПЛ имеет смысл делать одновальными с применением полного электродвижения.

Скорость, глубина погружения, автономность существенных изменений, по-видимому, не претерпят. Для многоцелевых лодок заманчиво было бы  уйти на большие глубины, что уже было  отработано на 685 проекте (АПЛ «Комсомолец»). Однако сегодняшний экономический потенциал страны отодвигает использование титановых сплавов на более далёкую перспективу. Перечисленные конструкторские решения уже воплощаются в новых проектах  ЦКБ МТ «Рубин».

Облик баллистических ракет, их количество на РПК СН диктуется международными соглашениями по ограничению оружия стратегического назначения.

И дальше будет развиваться тенденция по резкому снижению массогабаритных характеристик ракет, разумному сочетанию количества и мощности разделяющихся боеголовок.

Процесс модернизации крылатых ракет для стрельбы по береговым целям направлен на повышение точности поражения малоразмерных объектов при одновременном увеличении дальности стрельбы, по морским маневрирующим целям—на усовершенствование средств противодействия в воздушном пространстве.

Управление вооружением и техническими средствами ПЛ в новых проектах будет представлено интегрированной информационной системой с распределёнными средствами обработки информации. Для внешнего целеуказания будут задействоваться разнопрофильные космические системы.

Одной из главных задач, стоящих перед проектировщиками общекорабельных систем, является значительное расширение возможностей по тушению пожаров и повышение надёжности всего комплекса спасения личного состава ПЛ. В XXI веке должна наконец-то появиться международная система спасения с унифицированными технологиями, позволяющая предотвратить гибель подводников любых стран в мирное время.

Шаги по усовершенствованию оружия и средств радиоэлектронного вооружения, снижению их массогабаритных характеристик сделают возможным реализацию идеи создания кораблей на основе базовых моделей.

Максимальная унификация, технологичность, экономичность, идентичность всех отсеков и оконечностей для лодок-носителей разных типов оружия позволят облегчить подготовку экипажей, ремонт и утилизацию ПЛ, сократить номенклатуру комплексов технического обслуживания и ремонта, упростить всю инфраструктуру базирования подводных лодок.  Повсеместное внедрение  технологи создания подводных лодок на основе базовой модели отвечает и насущным требованиям экономики страны.

Принцип разумной стоимости

Создание перспективных ПЛ в современных  условиях диктует минимизацию стоимости не только работ заводов-строителей, производства комплектующих изделий и материалов, но и всего жизненного цикла лодок. Задача крайне сложная, так как требует поиска компромисса между ростом тактико-технических характеристик ПЛ, то есть их наукоёмкостью и ростом стоимости. Снижение серийности ПЛ дополнительно осложняет эту проблему.

Значительная доля стоимости постройки подводной лодки обусловлена длительным пребыванием её на стапеле завода. Использование модульных принципов постройки позволит не только сократить время стапельного периода, распараллелить процесс создания корабля, но и значительно уменьшить трудозатраты с одновременным повышением качества монтажных работ за счёт переноса их в цех, в благоприятные для сборки агрегатных блоков условия.

При блочно-модульном методе распараллеливается не только процесс постройки лодки, но и испытаний оборудования ПЛ, которые увеличивают нахождение её на заводе-строителе.

При достижении гарантированного качества проведения корпусных работ можно будет отказаться от весьма длительного испытания -- гидравлической проверки прочного корпуса ПЛ.

Для получения разумной стоимости создания ПЛ нового поколения сегодня требуется произвести значительные вложения  в совершенствование производственной базы заводов-строителей ПЛ. После обвала промышленного производства в 1990-х гг.  сейчас они только начинают вставать на ноги. И для развития и модернизации их производства потребуется реальная государственная поддержка. Самим заводам за счёт только банковских кредитов задачу стратегического обеспечения обороноспособности страны не решить.

Стратегический подход к решению всего комплекса проблем этой сферы национальной безопасности: от согласования требований моряков-подводников и кораблестроителей, ревизии нормативной базы проектирования и постройки ПЛ, внедрения современных информационных технологий в процесс проектирования, модернизации промышленного производства и ремонта ПЛ до повышения боевой подготовки экипажей, формируемых на профессиональной основе,--позволит стране создать надёжный подводный щит для охраны её рубежей по всем морским границам.

Подводные силы всегда будут нужны стране. И перспективы создания современного подводного флота у проектантов ПЛ огромны, а передовых современных идей предостаточно. Коллектив проектировщиков ЦКБ МТ «Рубин» как и в «золотой век» подводного флота страны  готов к их реализации.


По материалам серии интервью с сотрудниками ЦКБМТ «Рубин» подготовила Т. Девятова






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1430