Энергетические интересы России и Турции в новом мировом измерении
Дата: 10/12/2008
Тема: Геополитика


Э.П.Щербинина, специалист по мировой экономике, Санкт-Петербург, shcherbinina@bigmir.net

Для того чтобы понять причину любого конфликта, любой войны, необходимо найти того, кому она выгодна. В многочисленных войнах, сотрясавших Европу последние столетия, Россия и Турция выступали по разные стороны «баррикад». Но, как правило, русско-турецкие войны были обусловлены не столько соперничеством Российской и Османской империй в регионах Черного моря, Кавказа и на Балканах, но и постоянным давлением на Турцию со стороны западноевропейских держав, преследовавших собственные стратегические  цели, главной из которых было ослабление России.



У каждого времени свои стратегические приоритеты. Начало XXI века стало временем борьбы за энергетические ресурсы.


Немного истории

Ещё в XVIII веке «турецкой картой» против России воспользовался французский король Людовик XV (1715–1774 гг.). Русско-турецкая война 1768-1774 гг. была развязана Турцией с подачи французской дипломатии после отказа России вывести войска из Польши. В секретной инструкции барону де Бретэлю, французскому посланнику при дворе Екатерины II, Людовик XV написал: «Вы, конечно, знаете, и я повторяю это предельно ясно, что единственная цель моей политики в отношении России состоит в том, чтобы удалить ее как можно дальше от европейских дел... Все, что может погрузить ее в хаос и прежнюю тьму, мне выгодно, ибо я не заинтересован в развитии отношений с Россией».

Крымская война 1853-1856 гг., начинавшаяся  формально как русско-турецкая, переросла в противостояние России с Западом, впервые объединившимся против Российской империи для реализации собственных геостратегических замыслов. Великобритания, Франция, Сардиния участвовали в войне на стороне антирусской коалиции.

К середине XIX века Турция была подчинена влиянию Великобритании и Франции, вытеснивших Россию с ближневосточных рынков и рассчитывавших на дальнейшее ослабление Российской империи, отторжение от нее Крыма, Кавказа и ряда других территорий. Крымская война укрепила позиции французского и английского капиталов в Османской империи.

Начиная с XVIII века, Османская империя,  следовавшая в фарватере западноевропейских держав (Франции, Великобритании, с начала XX века - Германии), «радевших» о ее процветании для создания действенного противовеса России, растеряла свои окраинные европейские и арабские владения, отторгнутые не без участия её «благодетелей». В 1878 г. Великобритания захватила Кипр, а в 1882 г. – Египет. В том же 1878 г. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину; в 1881 г. Франция отобрала Тунис. Щедрыми европейскими инвестициями, кредитами и прочими финансовыми вливаниями султанская Турция была превращена в полуколонию. Апофеозом подобного «развития» стала настоящая национальная катастрофа. После поражения Османской империи в первой мировой войне (в которой Турция участвовала на стороне Германии и Австро-Венгрии), державы Антанты приступили к разделу наследия распавшейся Империи, которое не удалось освоить ранее, в том числе, и собственно турецких земель.

Турецкая Республика и Советский Союз

Новое независимое национальное государство --Турецкая Республика была создана в результате национально-освободительной войны 1918-1923 гг., развернувшиейся под влиянием Октябрьской революции в России, и революции под руководством боевого генерала Мустафы Кемаля, которого турецкий народ провозгласил Ататюрком («Отцом всех турок») и признал в качестве пожизненного президента страны. М. Кемаль выступил против англосаксонского проекта расчленения Турции и дальнейшего её развития в качестве колонии,  противостоя вооруженной интервенции держав Антанты, направляемых Великобританией.  На Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. среди прочих был выдвинут  проект передачи Турции под мандат США. В условиях противостояния с западным миром Советская Россия первой признала независимую Турецкую Республику (2 июня 1920 г.), заключив с ней Договор о дружбе и братстве (16 марта 1921 г.) и оказала ей существенную финансовую (свыше 10 млн руб. золотом) и военную помощь.

Турецкие СМИ недавно напомнили своим согражданам, что на памятнике Республике, установленном в 1928 г. на стамбульской площади Таксим, рядом со скульптурой Ататюрка находятся изваяния К.Е. Ворошилова и М.В. Фрунзе, бывших главными военными советников основателя нового турецкого государства. Турецкая Республика зарождалась как друг Советского Союза, а, значит, и его преемницы России.

По-разному складывались советско-турецкие отношения после смерти Ататюрка. Со времен освободительной войны 1918-1923 гг. в Турции всегда были люди, помнящие, что Советская Россия помогла созданию и становлению независимого турецкого государства, что для турок является высшим приоритетом.

Советский Союз оказал большую помощь Турецкой Республике в процессе ее экономического развития. В 1932 г. между СССР и Турцией было достигнуто соглашение, официально оформленное Протоколом 1934 г., о предоставлении Турецкой Республике долгосрочного кредита на сооружение при техническом содействии Советского Союза крупных текстильных комбинатов в Кайсери и Назилли, которые вступили в строй в 1935 г. и в 1937 г. Эти комбинаты, а также стекольный завод в Чаирове положили начало текстильной и стекольной отраслям промышленностям Турции. Сегодня это наиболее развитые отрасли турецкой экономики, продукция которых экспортируется во многие страны мира, в том числе, в Россию.

 Улучшение отношений с Советским Союзом после свержения  враждебного СССР режима Аднана Мендереса (1950-1960 гг.) обусловило «вторую волну» развития советско-турецких экономических связей. Большую роль в активизации диалога между Москвой и Анкарой в 1964-1980 гг.  сыграл Председатель Совмина СССР А.Н. Косыгин, которого добрым словом и сегодня часто вспоминают в Турции. После визита А.Н. Косыгина в Турцию в 1966 г., 25 марта 1967 г. было подписано межправительственное соглашение о поставках оборудования и материалов, предоставлении льготного кредита и оказании услуг Турции для строительства ряда промышленных предприятий. Затем последовало соглашением от 10 июля 1975 г.  В соответствии с ними Советский Союз оказывал Турции содействие в строительстве гигантов турецкой индустрии: металлургического завода с полным циклом в Искендеруне, алюминиевого завода по производству глинозема, алюминия и проката в Сейдишехире, нефтеперерабатывающего завода в Алиаге, сернокислотной фабрики в Бандырме, фабрики по производству древесноволокнистых плит в Артвине и ряда других предприятий. Реализация этих масштабных проектов способствовала зарождению турецкой тяжёлой промышленности.

В сентябре 1984г. было подписано межправительственное соглашение о поставках в Турцию советского природного газа.   Это соглашение, заключённое  на 25 лет,  предусматривало оплату стоимости газа (в размере 75 %)  экспортными  турецкими товароами (на 50% стоимости) и на 25% стоимости газа услугами турецких строительных компаний. Соглашение стало серьёзной предпосылкой для дальнейшего наращивания торгово-экономических связей и  после распада СССР.  Турецкие строительные компании на территории СССР начали работать впервые.

Отношения Турции с Россией

В последние годы Российская Федерация устойчиво занимает второе место во внешнеторговом обороте Турции (до недавнего времени - первое место в турецком импорте и шестое - в экспорте), являясь вторым после Германии торговым партнером Анкары. По предварительным итогам 2008 г. Россия, вышла на позицию ведущего торгового партнера Турции. Товарооборот между двумя странами в 2007г. составил 22,5 млрд долл. (по данным Федеральной таможенной службы РФ), в соответствии с турецкой национальной статистикой - 28,2 млрд долл. Экспорт России в Турцию составил 18,3 млрд долл. (согласно российским данным). Главной статьёй экспорта -- до 70% от общего объема  являются энергоносители.

За последнюю четверть века, особенно  с пуском трансчерноморского газопровода «Голубой поток», Турция превратилась в крупнейшего (после Германии и Италии) потребителя российского природного газа (в 2007г. - 23,3 млрд куб. м), оплачиваемого в СКВ  по мировым ценам. В 2008 г. в Турцию было поставлено свыше 25 млрд куб. м газа, в том числе,более 10 млрд куб. м по газопроводу «Голубой поток». Россия обеспечивает 65% -- 70% газовых потребностей Турции. По прогнозам экспертов эта цифра в дальнейшем будет расти.

Запад все чаще упрекает Анкару в том, что она «подпадает» под слишком высокую зависимость от российского газа. Соединенные Штаты противодействовали процессу реализации проекта «Голубой поток», лоббируя альтернативный проект Транскаспийского газопровода для экспорта туркменского газа по дну Каспийского моря через Азербайджан и Грузию в Турцию.

 В том же 2007 г. Турецкая Республика закупила у России 3 млн т сырой нефти. Вторая по значимости статья российского экспорта в Турцию – поставки металлоизделий (около 20,5%), третья – продукция химической промышленности (2,9%). Экспорт машин и оборудования из России в Турцию в течение последних лет резко сократился,
Из Турции в Россию ввозились машины, оборудование (в основном, для легкой промышленности), транспортные средства, что составило 30,3% российского импорта в 2007 г., текстиль и изделия из него (20%), продовольственные товары (15%), продукция химической промышленности (10%). Внушительное 14-миллиардное положительное сальдо российско-турецкого товарооборота в пользу России значительно компенсировалось (и продолжает компенсироваться) за счет активной деятельности российских «челноков», ежегодно закупающих в Турции товары широкого потребления на 3-3,5 млрд долл., турецких доходов от российского туризма в объеме 2 млрд долл., существенных денежных переводов работающих в России турецких компаний (преимущественно строительных) и их сотрудников, а также за счет положительного в пользу Турции сальдо (около 300 млн долл.) в автоперевозках. Ежегодно Турцию посещают около 2 млн российских туристов (каждый четвертый из выезжающих за рубеж российских туристов) В 2008 г.  эта цифра возросла до 2,5 млн чел.  

Более 150 турецких строительно-подрядных фирм с конца 1980-х гг.  по настоящее время построили от Калининграда до Анадыря более 950 объектов промышленного и социально-бытового назначения. В 2007 г. турецкими строительными организациями было заключено контрактов на сумму 3,8 млрд долл. на сооружение более 70 объектов. Наиболее крупными из них являются  два офисных здания в рамках проекта Московского международного делового центра «Москва-Сити», терминал аэропорта «Шереметьево-3», московская ТЭЦ «Терешково» мощностью 170 МВт и др. Четверть всего турецкого строительного бизнеса за рубежом приходится на Россию, в то время как объемы работ российских строительных компаний в Турции незначительны.

Турецкие инвестиции в российскую экономику (в основном прямые инвестиции) превысили 4,5 млрд долл. Они направлены в пищевую, стекольную, деревообрабатывающую, электронную, электротехническую отрасли, в производство стройматериалов, бытовую химию, в сферу торговли, туризма, в банковский сектор. За счет них появились предприятия по производству холодильников и стиральных машин, организовалась торгово-розничная сеть «Рамстор», в рамках которой возведено 58 объектов, телевизионный завод и обувная фабрика во Владимирской области, пивоваренные заводы в Москве, Казани и Уфе, стекольные заводы в Уфе, Нижнем Новгороде и других городах. В России работают пять турецких банков.

Турция приветствовала победу Сочи в конкурсе на проведение зимних Олимпийских игр  2014 г. По словам главы турецко-российского Делового Совета Тургута Гюра в рамках процесса подготовки к Олимпиаде 2014 Турция планирует инвестировать в Краснодарский край более 4 млрд долл.

Российские инвестиции в турецкую экономику (в основном, не прямые) составляют около 3,5 млрд долл. Крупнейшей из них является приобретение российской компанией «Альфа-Групп» 13,22% акций турецкой сотовой компании «Тurkcell», самого крупного в стране оператора мобильной связи. Долгожданным фактом крупномасштабной прямой инвестиции в турецкую экономику стало принятие в мае 2007 г. Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК) и Группой компаний «Atakaş» решения о совместном строительстве в Искендеруне и Стамбуле нового металлургического комбината. В июле 2007 г. ММК стал собственником 50% акций в созданном совместном предприятии «MMK ATAKAŞ».

Уже в марте 2008 г. партнеры приступили к строительным работам. Общая стоимость проекта - около 1,7 млрд долл. В 1973-1976 гг. в Искендеруне, где намечается создание основного производства нового российско-турецкого металлургического комбината, Советским Союзом был возведен металлургический гигант «Исдемир». Новый договор продолжает традиции российско-турецких экономических отношений.  Но на этот раз основное технологическое оборудование для обеих производственных площадок будет поставлено Италией.

Сотрудничество в энергетической сфере
Российские компании проявляют большой интерес к развитию сотрудничества в энергетической сфере, так как Турция остро нуждается в дополнительных генерирующих мощностях. Еще недавно ежегодные темпы прироста спроса на электроэнергию в Турции до 2015 г. прогнозировались на уровне 6,3-8,4%. Установленных мощностей действующих электростанций явно недостаточно, и многие эксперты предрекали наступление «энергетического голода» уже в 2009  –2010 гг.

 Разразившийся мировой экономический кризис, приводящий к падению объемов промышленного производства, не обошел и Турцию. Тяжелое положение турецкого производителя осложняется проведением либеральных реформ прозападного толка из-за стремления Турции попасть в ЕС. Когда-то импорт британских фабричных тканей разрушил кустарное текстильное производство  Османской империи. История повторяется. Низкокачественный, но очень дешевый китайский импорт разрушает более качественное и дорогое турецкое промышленное производство при отсутствии необходимых протекционистских мер со стороны государства.

Энергетический рынок Турции также охвачен либеральным реформированием с полным набором соответствующих инструментов: открытием рынка, его либерализацией, свертыванием государственного финансирования строительства новых электростанций и распределительных электросетей, привлечением частных, в том числе, и иностранных инвестиций, и, конечно же, приватизацией.

 Построенный при содействии СССР металлургический комбинат «Исдемир» в Искендеруне в январе 2002 г. был приватизирован и объединен с металлургическим гигантом «Эрдемиром» в Эрегли. С приватизацией «Исдемира» вся металлургическая промышленность Турецкой Республики оказалась в частных руках. Возможный производственный спад в связи с экономическим кризисом на какое-то время отсрочит энергетический коллапс, но не снимет  актуальности проблемы развития электроэнергетики в Турции.

Начиная с 1990-х гг. турецкая энергетика развивалась в основном за счет строительства ГЭС и ТЭС, работающих на природном газе. За период с 1997 г. по 2003 г. удельный вес электроэнергии, выработанной теплоэлектростанциями на природном газе, увеличился почти в 2 раза. 43,8% электроэнергии, выработанной в стране в 2005 г. (сейчас уже 50%), было произведено с использованием в основном российского природного газа.

 В апреле 2006 г. на пятой конференции «Энергетическая арена» в Стамбуле, в которой принимали участие делегаты из Соединенных Штатов и Европы, был провозглашён курс на диверсификацию используемых в стране источников энергии  дабы Турция меньше зависела от поставок российского и иранского газа. Акцент был сделан на использование гидроресурсов, разработку отечественных месторождения турецких лигнитов, развитие атомной энергетики и других возобновляемых источников энергии (энергию ветра, геотермальных источников).

Россия принимает участие и в наращивании возможностей по использованию турецких гидроресурсов. «ВО Техностройэкспорт» участвует в строительных работах по сооружению арочной бетонной плотины (третьей в мире по высоте) и ГЭС «Деринер» мощностью 670 МВт на реке Чорух, недалеко от границы с Грузией. А также намерен участвовать в тендерах по строительству еще двух плотин и ГЭС: «Байрам» мощностью 69 МВт и «Баглык» мощностью 58 МВт на реке Берта на северо-востоке Турции. Компания «Силовые машины» выполняет электромеханические работы на строящейся ГЭС «Торул» мощностью 100 МВт на реке Харшит.

Атомная энергетика
Важным направлением российско-турецкого энергетического сотрудничества могла бы стать атомная энергетика. К строительству трех атомных электростанций, на которое потребуется около 7-8 млрд долл., Министерство энергетики Турции планирует приступить в ближайшее время, чтобы  АЭС появились к 2020 г. Страна располагает необходимыми запасами сырья для производства атомной энергии: по предварительным оценкам -- 9,129 т урана и 380 тыс. т тория. Как заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлер, в будущем АЭС должны обеспечивать не менее 20% потребностей в электроэнергии. Впервые вопрос о сооружении атомной электростанции был поднят еще в начале 1960-х гг. В 1975 г. первую АЭС решили построить возле населенного пункта Аккую в районе Мерсина, расположенного на средиземноморском побережье Турции. Здесь же собираются возводить атомную станцию и по новому проекту. За столько лет «воз»  не сдвинулся с места по двум причинам: ограниченности финансовые возможностей государства, а также из-за нестабильности внутриполитической обстановки. Начиная с 1960 г. в Турции произошло четыре военных переворота (в 1960 г., 1971 г., 1980 г. и 1997 г.). Резкая поляризация сил наблюдается в стране и сегодня.

Политическая ситуация в Турции

Одну сторону представляют объединившиеся с коммунистами сторонники заветов Ататюрка во главе с Генштабом вооруженных сил Турции.  Они выступают за  проведение независимого внешне- и внутриполитического и экономического курса, и как максимум - за выход Турции из НАТО, вхождение в состав ШОС и создание военного альянса с Россией и Ираном.  К этому открыто призывает отставной генерал Сенер Эруйгур, являющийся главой влиятельный общественной организации «Общество мысли Ататюрка». В июле 2008 г.  Сенер Эруйгур был арестован и сейчас находится под следствием по делу так называемой «террористической» группы «Эргенекон», обвиняемой в подготовке государственного переворота. Активная борьба за выход Турции из НАТО ведется с конца 1960-х – середины 1970-х гг. (Турция вступила в НАТО в 1952 г.).

Народно-республиканская партия (НРП), основанная М. Кемалем Ататюрком, руководствуется политикой секуляризма и этатизма -- широкого государственного участия в развитии экономики  и руководствуется лозунгом «левее центра».

Другую сторону представляет правящая происламская Партия справедливости и развития (ПСР), контролирующая органы законодательной и исполнительной власти). Она выступает за возвращение традиционных религиозных ценностей, от которых в своё время отошел Ататюрк,  и проводит политику либерализации экономики, прилагая максимум усилий для вступления Турции в ЕС.

Османская империя уже однажды была признана европейской державой на Венском конгрессе в 1815 г. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, в августе 2007 г. представляя парламенту новую программу своего правительства, заявил: «Основной упор мы сделаем на провозглашение и эффективную защиту универсальных прав и свобод человека».  Предметом особой заботы происламского правительства стала подготовка новой «гражданской» конституции. Реформирование законов Турецкой Республики предполагается проводить по полному соответствию Копенгагенским критериям, требуемым для вступления страны в ЕС, и нормам Евросоюза в целом.

 Изменения в конституции, инициируемые ПСР, предусматривают, в частности, широкие возможности для изучения курдского языка. Но при этом фракция прокурдской Партии демократического общества  «проголосовала» за кандидата в президенты от ПСР Абдуллаха Гюля пустыми бюллетенями. До недавнего времени турецкие националисты (кемалисты) вообще не признавали факта существования курдского народа. 

 Ради сохранения подлинной независимости Турции курды встали плечом к плечу с турецкими националистами,  в том числе, ультранационалистами и коммунистами в совместных многотысячных манифестациях в поддержку обвиняемых по делу «Эргенекона».

Во многом нынешняя политика Турции напоминает  политику правления Демократической партии Аднана Мендереса в 1950-1960-е гг. за исключением одного пункта – отношения к России. После прихода к власти в 2002 г. Партии справедливости и развития наметился настоящий прорыв в российско-турецких отношениях: постоянные политические контакты на высшем уровне, внушительный товарооборот, взаимодействие при решении сложнейших региональных проблем. Российское руководство характеризует сформировавшиеся отношения, как многогранное партнерство. Такую оценку поддерживает и Турция. Президент Абдуллах Гюль, ближайший соратник  главы турецкого правительства Р. Тайипа Эрдогана,  слывёт сторонником развития дружеских отношений с Россией.  И тем не менее фабрикуется дело о «террористической деятельности» тайной организации «Эргенекон», якобы готовившей в Турции военный переворот. Аресту подвергаются 86 представителей турецкой элиты: влиятельных отставных военных, известных журналистов, ученых, бизнесменов, в том числе, лидер Рабочей партии Турции Догу Перинчек, главные редакторы известных турецких газет  и политических журналов, известные публицисты, бывший ректор Стамбульского университета, отставные генералы и бизнесмены. Их политические убеждения охватывают весь спектр идей: от коммунистических до ультранационалистических, но объединяет их одно: слишком теплое отношение к России, огромное желание стратегического сближения  Турции  с Россией и жесткая нелицеприятная критика прозападного курса правящей происламской Партии справедливости и развития.

Дело «Эргенекона» получило широкий общественный резонанс. Большой сегмент турецкого общества поддерживает обвиняемых. С учетом того, что у следствия отсутствует серьезная доказательная база, можно надеяться, что судебный процесс попросту «развалится».

Ряд востоковедов считает, что успехи происламской ПСР обусловлены помощью извне. Так же полагают и в самой Турции. Начало нового президентского марафона в апреле 2007 г. прежний президент Ахмет Недждет Сезер сопроводил словами: «Политический режим в Турции сталкивается с самой серьезной угрозой за время её существования. Впервые основополагающие ценности светской Турции стали предметом открытых посягательств. Внутренние и внешние силы действуют сообща в достижении единой цели». По всей видимости, на Турецкой Республике Соединенные Штаты апробируют новую модель развития, которую при благоприятном исходе можно будет распространить на другие мусульманские страны. К такому выводу можно прийти, анализируя отношение проамериканского Израиля к победе происламской ПСР на досрочных парламентских выборах 2007 г., заявившего, в частности: «за четыре года правления ПСР отношения между Турцией и Израилем достигли небывалого расцвета как в стратегическом, так и в экономическом плане», включая весомое сотрудничество в военной сфере и по линии разведок. Израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт впервые поздравил своего турецкого коллегу Р. Тайипа Эрдогана с одержанной ПСР победой и пригласил его посетить с официальным визитом Израиль. Обсудить было что: жесткое противодействие турецких промышленников, военных и министерства охраны окружающей среды  инвестиционной деятельности компании «Global Investment Holdings», принадлежащей израильским миллиардерам - братьям Офер.

Как будут развиваться события в Турции в дальнейшем пока не совсем ясно. Конфликт между правящей Партией справедливости и развития и армией налицо. В самой Турции не исключают возможности конфликта турецкой армии с Соединенными Штатами.

Внешняя политика и судьба атомных проектов

Если в России дело «Эргенекона» представляется как удар по русофильским настроениям большого сегмента турецкого общества, то в самой Турции происходящее расценивают как удар по турецкой армии, поскольку именно турецкая армия мешает США укрепиться в Иракском Курдистане. Кроме того,  кемалистская Турция абсолютно не вписывается в американский план «Большого Ближнего Востока».

 Крайняя нестабильная ситуация в Турции послужила, по-видимому, главной причиной результатов сентябрьского тендера на строительство первой атомной электростанции. После вскрытия конвертов выяснилось, что российская компания «Атомстройэкспорт» оказалась единственной, подготовившей конкретные предложения. Другие участники тендера: компании «General Electric» и «Westinghouse Electric» (США), AECL (Канада) и «Kepco» (Южная Корея) ограничились просьбами о переносе торгов. Оставшийся в единственном числе «Атомстройэкспорт» «победил», хотя официально победитель до сих пор не назван по причине сложностей юридического характера.

В последней декаде декабря 2008 г. в Москве намечается проведение российско-турецкого саммита. Будем надеяться, что на нём вопрос о строительстве АЭС в Аккую прояснится. Впрочем, неопределенность сопутствует планам развития турецкой атомной энергетики чуть ли не с момента их зарождения. Подобная неопределенность намерений западных компаний, имела место и при планировании строительства предприятий тяжелой промышленности в 1970-е гг., которые, в конце концов, построил Советский Союз. Вся история XX века не раз подтверждала тот факт, что если в Турции происходит нечто, чего опасаются западные компании, то Россия от этого, как правило, выигрывает или,  по крайней мере, не проигрывает.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1611