Непостижимая логика оптимизации
Дата: 27/01/2009
Тема: Кадровая политика


Илья Штольц, г. Удомля Тверской области

На сайте Калининской АЭС есть страница, где любой работник может задать интересующий его вопрос директору Л.И.Мартыновченко. Существенная часть  вопросов отражает недоумение по поводу низкой заработанной платы и увольнения работников. Все ответы директора сводились к следующему:


1. Низкая зарплата - следствие большой численности персонала КАЭС (5050 человек на 3 работающих блоках на момент вступления Л.И.Мартыновченко в должность).
2. Массовых увольнений нет, идет процесс оптимизации численности персонала, следствием которого будет увеличение оплаты труда.  

Логическая цепочка замыкается в кольцо «отнять и поделить»: лишних - за ворота, сэкономленные средства - на повышение окладов  «нелишним».

Но о чем же нам говорит анализ фактов за полтора последних года? Численность персонала действительно уменьшилась до 4000 человек. Однако на зарплате это никак не отразилось. Ее декларируемый рост с 25000 руб. до 35000 руб. был обусловлен только квартальными премиями от концерна ”Энергоатом” за перевыполнение плана по выработке электроэнергии. В 2009 году  по причине кризиса они, скорее всего, окажутся жертвами оптимизации расходов концерна.
Большинство уволилось по собственному желанию, часть из них работали в выведенных из состава АЭС “непрофильных” подразделениях: автотранспортном хозяйстве и т.д. Основная часть ушедших с предприятия людей – это хорошие специалисты, оперативный персонал, ремонтный персонал, то есть люди составляющие костяк производства. Вот такая странность оптимизации!

Удивление вызывает позиция руководства Калининской АЭС: пускай увольняются, они нам не нужны. Но тогда стоит приглядеться, кто же нужен современной, расширяющей производство станции?   В последние годы растут как грибы разнообразные экономические, социальные, охранные отделы и службы, т.е. как сейчас принято говорить офисный планктон. Несколько примеров:

1. В середине 90-ых на Калининской АЭС было всего 2 экономических отдела, персонал которых составлял порядка 200 человек. Сейчас уже около десяти отделов с общей численностью почти 500 человек выполняют те же функции.

2. В те же 90-ые Калининская АЭС охраняла (и успешно охраняет по сей день) воинская часть. Однако пять лет назад была создана служба безопасности станции. Разницы в плане безопасности невооруженным глазом не заметно, хотя сейчас численность СБ. как минимум, на порядок выше, чем аналогичной службы на западных АЭС.  Зарплата сотрудника СБ, имеющего только среднее образование, при приеме на работу сразу как у рабочего 7 - 8 категории, имеющего среднее специальное образование и большой опыт, проработавшего на предприятии около 15 лет. Это, по меньшей мере, странно.

3. За последние годы так же почти в 2 раза выросло количество управляющего персонала, за это же время число рабочих сократилось во столько же раз.

Все вышесказанное можно квалифицировать по-разному, но только не как эффективную оптимизацию численности персонала. Скорее, как снижение эффективности управления и разрастание непрофильного штата.

А между тем непаханое поле для оптимизации представляет собой система обучения персонала на Калининской атомной станции.

Все страны, эксплуатирующие АЭС, имеют четкую систему требований к компетенции персонала для каждой должности. Она включает в себя как фиксированный объем требуемых знаний, так и конкретный список материалов,  в рамках которых экзаменуют претендента на новую должность.

У нас на АЭС другой подход – чем больше знаешь, тем лучше, даже если объективно большая часть этих знаний тебе для работы не нужна. Можно спорить, какая система лучше для безопасности АЭС, но с экономической и практической точки зрения западная система подготовки персонала явно эффективней нашей, сохранившейся еще со времен Советского Союза. На Калининской АЭС к сдаче экзамена можно готовиться бесконечно, все равно тебя спросят то, чего ты не знаешь, скажут что ты '''дурак'', и… почти в любом случае допустят к работе. В такой системе, когда начальник всегда прав, желание учиться быстро исчезает, что не может не сказаться на профессиональном росте и эффективности работы.

Хотелось бы отметить основные проблемы с повышением квалификации персонала на Калининской АЭС:
1.     Отсутствие заинтересованности назначенных наставников в обучении учеников из-за малой оплаты такой работы, отсутствие выделенного на это времени.

2.     Нерегулярность специальных лекций, семинаров для обучения по целому ряду специальностей.

3.     Недостаточная продолжительность обучения.

4.     Малое количество практических тренировок по будущей специальности. 

Надежды на успешный выход из экономического кризиса в России справедливо связывают  с эффективным современным менеджментом, перспективы появления которого не просматриваются  пока в логике оптимизации на Калининской АЭС.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1670