Возможно ли новое поколение программ инновационного развития регионов?
Дата: 03/06/2009
Тема: Экономика


В.Н.Княгинин, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»

Кризис - это основание для того, чтобы оценить эффективность и целесообразность  инновационных программ, принятых на предыдущем этапе экономического развития. Опираясь на экономические, социальные и другие индикаторы, можно сделать вывод, что большинство направлений, которые, как предполагалось, станут драйверами экономического роста, со своей задачей не справляются.


Внутриэкономические показатели демонстрируют глубокий спад, уровень падения производства по разным секторам (особенно в стоимостных показателях) достаточно существенен. В наибольшей степени пострадали те сектора, где зафиксированный в марте 2009 года спад по отношению к марту прошлого года превышает 30%: автомобилестроение, производство машин и оборудования, электротехника. Достаточно серьезно пострадали некоторые сектора, работающие на потребительский рынок.



Рис. 1. Прогнозные параметры российской экономики на среднесрочную перспективу. Источник: ЦСР «Северо-Запад», МЭР РФ, ЦБ РФ, Центр развития ГУ-ВШЭ, ОЭСР, ЕБРР, Банк Москвы GS,  Merrill Lynch

Рост экономики РФ на предыдущем этапе развития определялся, прежде всего, традиционной («старой») индустрией, услугами и недвижимостью и базировался на «сырьевом суперцикле» (росте потребления сырья Азией и использования сырьевых товаров в виде актива, подобного золоту и недвижимости). Отрасли, входящие в наукоемкий, высокотехнологичный комплекс (НВТК) России, на которых, собственно, базировались региональные программы инновационного развития, росли низкими темпами и, по сути, в мире и стране пережили бум преимущественно до начала 1990-х гг. (за небольшим исключением). Это такие отрасли как аэрокосмический комплекс, атомная промышленность и энергетика, радиоэлектроника и IT, производство иных сложных видов техники, химфармпром, ОПК.


Высокотехнологичный комплекс

Если мы проанализируем темпы роста отраслей, входящих в наукоемкий, высокотехнологичный комплекс, и соотнесем с их долей в ВВП страны, то придем к весьма неутешительным выводам. Если даже по ключевым высокотехнологичным секторам сохранятся темпы роста, зафиксированные на начало 2009 г. (когда кризис только-только разворачивается), то экономика Российской Федерации инновационной к 2025 г. не станет.
 
Рис. 2 Источник: ИПН РАН, ЦИСН

В 2007 г. Центр стратегических разработок «Северо-Запад» проводил исследование инновационного потенциала российских регионов[1], в результате которого была составлена карта, демонстрирующая инновационный потенциал субъектов Федерации по разным отраслям российской экономики. Эта карта наглядно показывает, что  инновационные (высокотехнологичные) сектора экономики по территории РФ распределены неравномерно, но в целом инновационный потенциал некоторых регионов по формальным показателям можно было оценить как достаточно высокий.




Рис. 3. Инновационная карта России. Составлено: ЦСР «Северо-Запад»

Кризис показал, что спад затронул не только старопромышленные регионы с их традиционной индустрией, а также российский «солнечный пояс», где драйвером роста выступал, прежде всего, рынок недвижимости (территории, входящие в Московскую агломерацию; черноморское побережье держится во многом за счет массированных бюджетных инвестиций в олимпийские объекты), но и регионы с наибольшим инновационным потенциалом. Такой вывод можно сделать, сравнив географию инновационных секторов экономики, данные об индексе промышленного производства в регионах РФ за первый квартал 2009 г., с прогнозом их бюджетной обеспеченности в текущем году.



Рис. 4. Индекс промышленного производства в I квартале 2009 года в % к I кварталу 2008 года. Источник: Росстат, Минрегион РФ



Рис. 5. Прогнозная оценка обеспеченности текущих расходов бюджетов доходами в 2009 году с учетом остатков бюджетов (прогноз Минрегиона РФ)

Таким образом, кризис традиционной индустрии проблематизировал устойчивость подавляющего большинства российских регионов. Инновационная индустрия, или та, которую строят как инновационную, демпфером, «подушкой» от спада не является. Ситуация в так называемых «инновационных» отраслях ничуть не лучше, чем в традиционных. Российское сельское хозяйство, которое сложно назвать инновационным, демонстрирует более устойчивый рост.


Проблемы инновационной политики в регионах
 
Кризис проблематизировал и ранее проводившуюся в регионах инновационную политику, сразу по нескольким основаниям.

Первое. Ставка в стимулировании инновационного развития была сделана на рынки (сектора и отрасли), технологический и инвестиционный бум в которых закончился, по крайней мере, в конце 1990-х гг. Это традиционные технологические сектора (например, автомобилестроение), информационные технологии, включая электронику, фармацевтику. Бум в автомобилестроении закончился в 1950-е, в электронике и бытовой технике — в 1960-1970-е, фармацевтике — 1980-е, IT — 1990-е. Эти сектора уже сложились как олигополистические. Во время кризиса они вступили в полосу глубокого спада. Ясно, что при выходе из кризиса они не смогут расти сверхбыстрыми темпами, как это было ранее. Рост IT рынка в 1990-е гг. достигал 50% в год. Акции Интернет-компаний с 01.1996 г. по 02.2000 выросли на 1000%.

Эти отрасли и сектора правильнее уже относить либо к традиционной индустрии, либо к  рынкам, похожим на «зрелые». В связи с этим показательна сегодняшняя экономическая ситуация в Ирландии-стране, где экономика была сформирована, во многом, на базе электроники и информационных технологий. Ирландия переживает один из самых тяжелых кризисов в ЕС. По прогнозам на 2009 г. падение её ВВП составит  5-7%, безработица достигнет почти 10%, дефицит бюджета — 10-13%. Прогнозные показатели на 2010 г.  ненамного лучше.

Направляя инвестиции в сектора, лидировавшие в 1980-1990-е гг., сегодня мы получили, например, по сектору IT, в который включаются поставки вычислительной техники, стандартного программного обеспечения и услуг по использованию Интернета (что в этом сложного и инновационного?), почти 50%-ный риск падения объемов производства (в стоимостном выражении) в 2009 г. Будем надеяться, что этого не произойдет, но такая ситуация вполне реальна.

Даже на растущем в России фармацевтическом рынке, если произойдёт 5-7%-ный рост в долларовом выражении, а не 20%-ный спад, как  прогнозируют некоторые «алармисты», об инновационном развитии говорить всё равно не приходится. На отечественном фармацевтическом рынке доля поставок российской оригинальной и новой продукции постоянно уменьшается. Ну, какие инновации просматриваются сейчас в нашей фармацевтике?


Рис. 6. Прогноз состояния высокотехнологичных рынков (стоимостное выражение, USD)
Источник: ЦСР «Северо-Запад» по материалам Bloomberg, IDC, PMR, ЛИНЭКС, NPRx, RNCOS, DMS Group, IMS Healthcare, PwC, RBSC, АвтоВАЗ

Второй момент, по которому проблематизируются региональные инновационные программы, это решение вопроса, на что делать акцент: на разработку новых технологий или открытие нового рынка?

Известно, что между созданием технологии и открытием новых быстрорастущих рынков, собственно и составляющих «тело» инновационной экономики (инновационные производства должны развиваться темпом, превышающим 15-20% в год), обычно существует значительный временной разрыв. Технологии создаются за десятилетия до их коммерциализации и вовлечения в инновационно-технологический рывок экономики. Новый сектор экономики должен расти темпами в 50-70-100% в год, чтобы генерировать энергию, способную расчистить старую, настроенную на дефляцию и стагнацию экономику. Казалось бы, ответ очевиден. Ставку надо делать на рынок, а не технологии. Но на практике, зачастую, все происходит наоборот. 

Специалисты Центра стратегического развития «Северо-Запад» проанализировали многие региональные и федеральные инновационные программы. Во  всех упор делался на технологии, на достижение определенных технических и технологических параметров НИР и НИОКР, а не на формирование новых рынков, подразумевающее развитие потребления, институциональной среды, решение социальных и экономических проблем благодаря развитию соответствующих производственных процессов. Инновационные программы российских регионов (да и всей страны) не учитывают того, что технологический бум, подготавливаемый исследованиями и технологическими разработками, исследовательским не является. Как правило, он запускается на базе давно разработанных технологий.



Рис.7 Хронология инновационно-технологических циклов. Источник: ЦСР «Северо-Запад»

И третий момент проблематизации региональных инновационных программ: ставка в инновационной политике регионов была сделана, главным образом, на создание объектов инновационной инфраструктуры, которые:
-давно уже стали массовыми и перестали гарантировать конкурентоспособность городов и регионов на рынке технологических разработок и инновационных производств,
-в большинстве своём были развернуты под бум в отраслях, имевший место в 1970-1980-е гг. В  настоящий же момент они не обеспечивают современного инновационно-технологического процесса, особенно в переживающих становление новых отраслях.


Существующая инновационная инфраструктура

В мире зарегистрировано около 1200 инновационных структур[2]. Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. в Томске. Сейчас их в России свыше 120 (хотя число организаций, претендующих на звание технопарка, около 800)[3]. Может показаться, что по развитости инновационной инфраструктуры Россия сопоставима с мощью всего мира. Именно в создание инфраструктуры и шли основные  вложения.

 Что это дало экономике регионов? Ответ: такое-то количество инновационных проектов. Но какие конкретно результаты должны были быть получены на рынках (темп роста последних, доля инновационной продукции на них, мультипликационный эффект для всей экономики), четко определёно не было. 

Анализируя итоги работы технопарков, индустриальных парков, результаты инновационных программ регионов, мы вынуждены возвратиться к началу – пониманию основ современного инновационного роста.

Основы современного инновационного роста

Во-первых, инновационные  программы должны быть ориентированы на участие в формировании и развитии новых рынков, порождающих и поглощающих  инновационные технологии. По-видимому, в период кризиса есть все основания для формирования новых быстрорастущих рынков, в том числе, за счет коммерциализации ранее  недокапитализированных (по каким-то причинам) технологий. Рыночный сектор может стать частью инновационной экономики в том случае, если он готов к этому и корпоративно, и рыночно, а именно:
-имеются компании, готовые вкладывать в него, развивать производство,
-есть потребители, которые могут купить данный продукт,
-есть институциональные требования, устанавливающие правила и процедуры интеграции соответствующих секторов в сложившуюся экономику. Должна быть готовность сконцентрировать в инновационной части экономики средства, «надуть» новый «финансовый пузырь».

В какие сектора сегодня вкладываются инвестиции в развитых странах?

Большой поток инвестиций идет в развитие альтернативной энергетики, в разработку возобновляемых источников энергии (по объявленной Бараком Обамой программе, только на НИР и НИОКР будет направлено 150 млрд долл. в течение следующих 10 лет). Сектор достиг наивысшей технологической и рыночной готовности. Он уже представлен корпорациями,  способными принять значительный объем инвестиций (потенциал капитализации к 2020 г. — 15-18 трлн долл.). Развитие этого сектора способно оказать системное влияние на старую промышленность, переформатировать старые рынки.

Вложения идут также в когнитивную индустрию, даже не в IT, а в персональные системы, обучаемые, открытые и т.д., в индустрию здоровья, биотехнологии, которые предполагают создание индивидуально ориентированных препаратов, созданных для конкретного человека, учитывающих данные его биокода.


Рис. 8 Модель инновационного роста в современной экономике. Источник: ЦСР «Северо-Запад»




Рис. 9 Оценка готовности формирования масштабного инновационного сектора в США – драйвера глобального экономического подъема. Источник: ЦСР «Северо-Запад» по материалам iTulip Inc., National Center for Policy Analysis, IEA, USDE, PwC

Для «старых» секторов экономики появляется шанс поучаствовать в новом технологическом буме путем интеграции в новые секторы экономики, «цепляясь» за лидера, который будет расти с темпом 50-100 % в год. Для традиционной медицины и фармацевтики такими локомотивами станут индустрия здоровья и биотехпром. Фармацевтические компании уже cейчас начали скупать биотехнологические фирмы, понимая, что в ближайшие 10 лет их самые прибыльные препараты перейдут в разряд дженериков,  в это же время изменится сама технология обеспечения здоровья. Сельское хозяйство должно «уцепиться» за индустрию здоровья, начать создавать «умный», полезный продукт, IT -  за когнитивные технологии и т.д. Единственный способ роста традиционных технологий можно выразить термином: «они переезжают».

Если ресурсосбережение становится новой парадигмой проектирования зданий и сооружений, то развитие традиционного строительства, архитектуры, индустрии строительных материалов начинает предопределяться решениями HVAC, которые задают архитектурную, коммерческую ценность объекта.

Новые строительные технологии, учитывающие будущий дефицит энергоресурсов, создают такие материалы и конструкции, которые позволят свести к минимуму потребление энергии. Дома на Западе проектируют теперь не только архитекторы и строители, но и инженеры, наполняющие дом инженерной инфраструктурой, минимизирующей затраты энергии. В США и ЕС приняты новые нормативы на строительство жилых домов, определяющие максимальный уровень теплоотдачи строений. Становится понятен будущий объем нового машиностроения, электротехники. Покупателями этих изделий станут домохозяйства, кондоминиумы. Сектор будет устроен по принципу автомобильного. Кстати, и электромобили разрабатываются для того, чтобы утилизировать-использовать энергию ветрогенераторов, не потребляемую домами ночью.

Второе: новые программы инновационного развития регионов должны быть ориентированы, в первую очередь, на запуск новых рынков, во вторую — на поддержку НИР и НИОКР, т.е. на поддержку свободного поиска исследователей, черпающих вдохновение не в запросах реальной экономики, а в области своих научных интересов.



Рис. 10. Sustainable Urban Infrastructure. London Edition– a view to 2025

И третий вопрос - вопрос организационных инфраструктур для инновационного бизнеса. Какие организационные структуры можно использовать для того, чтобы запустить процесс переноса научных знаний, идей в производство? Каким требованиям они должны отвечать?

Проектирование и исследование становятся ситуационно обусловленными и проблемно ориентированными, то есть являются результатом не столько свободного поиска исследователя, сколько заказом на решение задачи со стороны потенциального потребителя. Соответственно, новые организационные структуры должны:
- поддерживать высокую степень «проектной готовности» к новому делу;
-обеспечивать быструю проблемно ориентированную сборку проектных команд, зачастую, включающих потребителя;
- иметь возможность интегрировать в работу данных групп формально независимых и экономически автономных субъектов по всему миру.

В настоящий момент появляются новые организации, обеспечивающие наивысшую свободу в сборке необходимых компетенций, а также возможность проектирования в «сетевом режиме»: так называемые «технопарки третьего поколения» (разработки IQlink и др.). Локализация резидентов для этих технопарков уже не является решающим фактором. К таким новым организациям относятся и исследовательские сети (Европейский проект ECOLEAD); секретариаты инновационных кластеров («Технополис Осло»).
 
Что необходимо для запуска инновационного сегмента в России

Готовых решений по запуску инновационного сегмента российской экономики на сегодняшний день нет. Главный вопрос, на который необходимо ответить в ближайшие 5-7 лет: выйдем мы из кризиса с запуском нового инновационного цикла или будем доигрывать то, что было сформировано  в 1990-е гг.? Будет ли новый инновационный цикл развернут в национальном масштабе, или Россия должна принять участие в новом глобальном инновационно-технологическом подъеме?

В своё время одним из значимых результатов испанского технологического форсайта стало изменение стандартов строительства и проектирования новых домов: изменение высоты потолков, теплоотдачи стен, использование новых источников энергии… Обоснованием решения стало признание Испанией того факта, что нефть у них уже закончилась. Её ещё можно купить в мире, но здания, которые сейчас проектируются и строятся, будут стоять следующие 100 лет. Через 100 лет нефть как источник энергии гарантированно станет большим дефицитом. Испанские города, возводимые сегодня,  должны быть рассчитаны на мир «после нефти». Главная инновация в данной ситуации заключается не в технических устройствах, предложенных строителям и потребителям, а в видении будущего общества, в формировании инновационного сектора, обеспечивающего устойчивость и рост экономики не в среднесрочной перспективе, а на следующие 100 лет. Думается, такой подход необходимо взять на вооружение и России.


[1] Индекс инновационности российских регионов рассчитывается
как композитный (по аналогии с European Innovation Scoreboard), состоящий из 4-х:
1. индекса человеческих ресурсов;
2. индекса создания новых знаний;
3. индекса передачи и применения знаний;
4. индекса вывода инновационной продукции на рынок (всего учитываются 16 показателей, начиная от числа аспирантов на тыс. чел., заканчивая объемами отгруженной инновационной продукции). Основа расчета — данные за 2007 г.

[2] в т.ч. около 400 зон свободной торговли, 400 научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон и примерно 100 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические регионы, туристические центры и др.).

[3] По данным ЦИСН, инновационная инфраструктура в России в настоящее время насчитывает более 120 активно действующих технопарков и инновационно-технологических центров. В них работают 1200 малых предприятий с общим числом сотрудников около 20 000 человек и объемом производства свыше 30 млрд руб. в год. Созданы 86 центров трансфера технологий, которые оказывают содействие более 2000 организаций — вузам, институтам РАН, отраслевым НИИ, а также 10 национальных информационно-аналитических центров
для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1835