Президент России Д.А.Медведев в 2009 году обозначил пять приоритетов инновационного экономического развития страны в целях «технологического прорыва»:
· энергоэффективность и энергосбережение
· ядерные технологии
· космическая телекоммуникационная инфраструктура и система ГЛОНАСС
· медицина
· стратегические информационные технологии (суперкомпьютеры и разработка программного обеспечения).
В системотехническом аспекте названные направления взаимосвязаны, в частности, «прорывные»
ядерные технологии:
· не могут быть разработаны и исследованы без использования «прорывных» суперкомпьютеров и их программного обеспечения;
· должны соответствовать инновационным требованиям:
-энергоэффективности и энергосбережения;
-экологической безопасности человека и природной среды;
- использования в медицинских и экологических технологиях;
· должны подлежать космическому мониторингу в целях обеспечения международных гарантий ядерной и радиационной безопасности.
Очевидно, что независимая оценка и подтверждение соответствия (или сертификация) поэтапных результатов декларируемой модернизации страны заявленным целям и требованиям является гарантией успеха.
Инженерам-конструкторам известно также, что объективная сертификация «прорывных» результатов не осуществима без разработки и принятия соответствующих стандартов качества деятельности на всех этапах жизненного цикла создаваемой продукции, среди которых определяющим является этап разработки и постановки продукции на производство.
Здесь следует обратить внимание на то, что развитие высокотехнологических отраслей промышленности, в частности, атомной отрасли, всегда было и будет инновационным, т.е. требующим постоянного совершенствования материалов, конструкторских решений и технологий, необходимого для повышения эффективности использования, безопасности и надежности.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2] важнейшим инструментом инновационного развития называется
ускоренное развитие технического регулирования, путем гармонизации российских стандартов с международными стандартами, в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции, принятие технических регламентов и стандартов, способствующих созданию высокотехнологичных совместных предприятий.
Основные этапы, направления и задачи инновационного развития ядерных технологий, определены в Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период 2009 - 2015 годов (далее - Программа), утвержденной Правительством РФ [3].
Краткая выписка из Программы представлена в таблице 1.
Следовательно, провозгласив приоритетные направления «технологического прорыва» страны, в первую очередь, необходимо начать по этим направлениям разработку и внедрение
Инновационных Систем основополагающих
Стандартов[1] Разработки и Постановки Продукции на
производство
(ИСС РПП), устанавливающих терминологию, содержание, уровни значимости, порядок организации и ведения работ, критерии результативности, порядок и методы оценки соответствия, гармонизированных с международными стандартами МАГАТЭ, ИСО и МЭК.
Авторская концепция
ИСС РПП в области модернизации ядерных технологий гражданского назначения основана на опыте разработки и постановки военной продукции на производство по стандартам СРПП СССР и отраслевым стандартам ядерного оружейного комплекса Минсредмаша СССР - «дедушки» Госкорпорации «Росатом», и на современных социально-экономических, институциональных и инфраструктурных реалиях атомной отрасли.
Программные направления и задачи отраслевого развития, в частности, указанные в таблице 1, предлагается системно детализировать в форме корпоративной ИСС РПП, которая в настоящее время в Госкорпорации «Росатом» не только отсутствует, но даже не предусматривается к разработке.
В ИСС РПП должны быть определены требования к типовым этапам решения различных видов задач, например:
1) Задача
структурного преобразования и управления в области модернизации определенной технологии (например, инфраструктура жизненного цикла инновационного ядерного топлива).
Этап 1. Исследование и инфраструктурная оценка состояния технологии.
Этап 2. Разработка технического задания на модернизацию технологи и ее инфраструктурного обеспечения.
Этап 3. Проведение патентно-технических исследований и разработка организационных предложений.
Этап 4. Подготовка концептуального (эскизного) организационно-технического проекта.
Этап 5. Подготовка организационно-технического проекта.
Этап 6. Проведение инфраструктурной модернизации.
2) Задача разработки и постановки на производство новой продукции атомной отрасли может и должна решаться в рамках существующей Системы стандартов разработки и постановки продукции на производство в Российской Федерации [4-6] путем разработки государственных (национальных) и отраслевых ИСС РПП, учитывающих институциональные (законодательные) особенности атомной отрасли, в частности:
ядерная энергетика и делящиеся материалы находятся в ведении государства в соответствии с Конституцией РФ,
субъекты и особенности их агентских отношений, установленные в федеральном законодательстве;
международные обязательства Российской Федерации в части нераспространения ядерного оружия и обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
ИСС РПП должна содержать требования к содержанию отчетных документов по каждому этапу и к порядку поэтапной оценки и подтверждения соответствия результатов, выполняемых работ и представленных в отчетах, требованиям, показателям и критериям, определенным в программных документах «технологического прорыва», стандартах ИСС РПП, технических заданиях.
Учитывая кризисное кадровое состояние организаций атомной отрасли в настоящее время, рекомендуется:
на национальном уровне использовать независимый ветеранский потенциал отрасли, который целесообразно аккредитовать в форме специализированных палат общественной экспертизы результатов программной реализации инновационного развития ядерных технологий;
на международном уровне использовать институты МАГАТЭ в части реализации «Методологии оценки инновационных ядерно-энергетических систем», разрабатываемой в рамках международного проекта INPRO.