Сертификация результатов инновационного развития ядерных технологий
Дата: 13/11/2009
Тема: Нормы и право


Н.В. Никифоров,  к.т.н., генеральный директор НП «Союз промышленников и предпринимателей атомной отрасли», член Комитета по качеству ТПП РФ


Во-первых, необходимо напомнить, что под сертификацией понимается подтверждение соответствия нового продукта установленным требованиям с обязательным участием независимого экспертного органа [1]. То есть, сертификация является неотъемлемым этапом инновационного процесса создания и внедрения на рынок новой продукции.


Президент России Д.А.Медведев в 2009 году обозначил пять приоритетов инновационного экономического развития страны в целях «технологического прорыва»:
·       энергоэффективность и энергосбережение
·       ядерные технологии
·       космическая телекоммуникационная инфраструктура и система ГЛОНАСС
·       медицина
·       стратегические информационные технологии (суперкомпьютеры и разработка программного обеспечения).

В системотехническом аспекте названные направления взаимосвязаны, в частности, «прорывные» ядерные технологии:
·       не могут быть разработаны  и исследованы  без использования «прорывных» суперкомпьютеров и их программного обеспечения;
·       должны соответствовать инновационным требованиям:
-энергоэффективности и энергосбережения;
-экологической безопасности человека и природной среды;
- использования в медицинских и экологических технологиях;
·       должны подлежать космическому мониторингу в целях обеспечения международных гарантий ядерной и радиационной безопасности. 

Очевидно, что независимая оценка и подтверждение соответствия (или сертификация) поэтапных результатов декларируемой модернизации страны заявленным целям и требованиям   является гарантией успеха.

Инженерам-конструкторам известно также, что объективная сертификация «прорывных» результатов не осуществима без разработки и принятия соответствующих стандартов качества деятельности на всех этапах жизненного цикла создаваемой продукции, среди которых определяющим является этап разработки и постановки продукции на производство.

Здесь следует обратить внимание на то,   что развитие высокотехнологических отраслей промышленности, в частности, атомной отрасли, всегда было и будет инновационным, т.е. требующим постоянного совершенствования  материалов, конструкторских решений и технологий,  необходимого для повышения эффективности использования, безопасности и надежности.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2] важнейшим инструментом инновационного развития называется ускоренное развитие технического регулирования, путем гармонизации российских стандартов с международными стандартами, в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции, принятие технических регламентов и стандартов, способствующих созданию высокотехнологичных совместных предприятий.

Основные этапы, направления и задачи инновационного развития ядерных технологий, определены в Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период 2009 - 2015 годов (далее - Программа), утвержденной Правительством РФ [3].

Краткая выписка из Программы представлена в таблице 1.

Следовательно, провозгласив приоритетные направления «технологического прорыва» страны, в первую очередь, необходимо начать по этим направлениям разработку и внедрение Инновационных Систем основополагающих Стандартов[1] Разработки и Постановки Продукции на производство (ИСС РПП), устанавливающих  терминологию, содержание,  уровни значимости, порядок организации и ведения работ, критерии результативности, порядок и методы оценки соответствия, гармонизированных с международными стандартами МАГАТЭ, ИСО и МЭК.

Авторская концепция ИСС РПП в области модернизации ядерных технологий гражданского назначения основана на опыте разработки и постановки  военной продукции на производство по стандартам СРПП СССР и отраслевым стандартам ядерного оружейного комплекса Минсредмаша СССР - «дедушки» Госкорпорации «Росатом», и на современных социально-экономических, институциональных и инфраструктурных реалиях атомной отрасли.

Программные направления и задачи отраслевого развития, в частности, указанные в таблице 1,  предлагается системно детализировать в форме корпоративной ИСС РПП, которая  в настоящее время в Госкорпорации «Росатом» не только отсутствует, но даже не предусматривается к разработке.

В ИСС РПП должны быть определены требования к типовым этапам решения различных видов задач, например:

1) Задача структурного преобразования и управления в области модернизации определенной технологии (например, инфраструктура жизненного цикла инновационного ядерного топлива).
Этап 1. Исследование и инфраструктурная оценка состояния технологии.
Этап 2. Разработка технического задания на модернизацию технологи и ее инфраструктурного обеспечения.
Этап 3. Проведение патентно-технических исследований и разработка организационных предложений.
Этап 4. Подготовка концептуального (эскизного) организационно-технического проекта.
Этап 5. Подготовка организационно-технического проекта.
Этап 6. Проведение инфраструктурной модернизации.

2) Задача разработки и постановки на производство новой продукции атомной отрасли может и должна решаться  в рамках существующей  Системы стандартов разработки и постановки продукции на производство в Российской Федерации [4-6] путем разработки государственных (национальных) и отраслевых ИСС РПП, учитывающих институциональные (законодательные) особенности атомной отрасли, в частности:
ядерная энергетика и делящиеся материалы находятся в ведении государства в соответствии с Конституцией РФ,
субъекты и особенности их агентских отношений, установленные в федеральном законодательстве;
международные обязательства Российской Федерации в части нераспространения ядерного оружия и обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

ИСС РПП должна содержать требования к содержанию отчетных документов по каждому этапу и к порядку поэтапной оценки и подтверждения соответствия результатов, выполняемых работ и представленных в отчетах, требованиям, показателям и критериям, определенным в программных документах «технологического прорыва», стандартах ИСС РПП,  технических заданиях.

Учитывая кризисное кадровое состояние  организаций атомной отрасли в настоящее время, рекомендуется:
 на национальном уровне использовать независимый ветеранский потенциал отрасли, который целесообразно аккредитовать в форме специализированных палат общественной экспертизы результатов программной реализации инновационного развития ядерных технологий;
на международном уровне использовать институты МАГАТЭ в части реализации «Методологии оценки инновационных ядерно-энергетических систем», разрабатываемой в рамках международного проекта INPRO.     

 
Таблица 1
Основные этапы, направления и задачи инновационного развития ядерных технологий (в соответствии с Программой деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009 - 2015 годы) [3].

Основные этапы


Этап 1: 2009 - 2011 годы
- переходный период реорганизации подведомственных предприятий и учреждений в порядке, установленном Федеральным законом [3].

Этап 2: 2012 - 2015 годы
- завершение мероприятий по реорганизации и обеспечению функционирования Госкорпорации "Росатом" как единого организационно-правового, производственно-технологического и научно-технического комплекса атомной отрасли Российской Федерации;

- разработка программы деятельности Госкорпорации "Росатом" на следующий долгосрочный период.


Основные направления
Основные задачи
1. Обеспечение стабильного функционирования и развития ядерного оружейного комплекса

  • Создание исследовательского комплекса, способного в долгосрочной перспективе обеспечить конкурентоспособность ядерного оружейного комплекса России

2. Обеспечение безопасной эксплуатации объектов использования атомной энергии и выполнение норм ядерной и радиационной безопасности

  • Совершенствование системы государственных гарантий безопасности ИАЭ;
  • развитие нормативной правовой базы по обращению с  ОЯТ и РАО, выводу из эксплуатации ОИАЭ;
  • создание государственных систем обращения с ОЯТ и РАО, вывода ОИАЭ из эксплуатации, включая решение накопленных и отложенных проблем;
  • разработка новых технологий по промышленной переработке ОЯТ и РАО, а также создание опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ на основе инновационных технологий;
  • ввод в эксплуатацию хранилищ ОЯТ и РАО;
  • подготовка к выводу из эксплуатации определенных ядерно и радиационно опасных объектов;
  • ликвидация  остановленных ядерно и радиационно опасных объектов;
  • реабилитация радиационно загрязненных территорий
3. Развитие атомного энергопромышленного комплекса России"

  • продление эксплуатационного ресурса,  повышение коэффициента использования установленной мощности  увеличение выработки  на действующих энергоблоках АС;
  • обеспечение серийного строительства новых энергоблоков АС;
  • достройка энергоблоков высокой степени готовности
  • разработка и строительство атомных станций малой мощности (АС ММ) с реакторными установками типа       КЛТ - 40С
  • развитие технологии реакторов на быстрых нейтронах типа БН
  • развитие технологии реакторов на тепловых нейтронах типа ВВЭР
  • создание кадастра площадок атомных электростанций
  • развития мощностей по обращению с ОЯТ и РАО
  • развитие технологий и увеличение объемов  добычи природного урана
  • развитие инфраструктуры добычи природного урана на базе новых месторождений (освоение месторождений)
  • развитие и реконструкция разделительного комплекса
  • модернизация и развитие технологий сублиматного комплекса
  • разработка новых типов оборудования для газоцентрифужного обогащения урана и развитие его производства
  • программа по созданию производства углеродных волокон
  • реконструкция и развитие производственного комплекса по изготовлению ядерного топлива
  • мероприятия по достижению и поддержанию качества изготовления ядерного топлива на мировом уровне
  • развитие неядерных производств
4. Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли Российской Федерации

  • структурные преобразования научного комплекса атомной отрасли и создание современной инфраструктуры для проведения научных исследований по разработке ядерных реакторных установок нового поколения, формирование единого научного центра;
  • разработка федеральной целевой программы по вопросам ядерных энерготехнологий нового поколения, направленной на решение следующих задач:
  • разработка научно-технологических направлений инновационной атомной энергетики, включая разработку перспективных технологий реакторов четвертого поколения;
  • создание новых экспериментальных стендов и специального оборудования, модернизацию и развитие экспериментально-стендовой базы;
  • разработка технологий и создание производства смешанного оксидного топлива для реактора на быстрых нейтронах БН-800;
  • разработка материалов и технологий замкнутого топливного цикла для ядерных энергетических систем с реакторами на быстрых и тепловых нейтронах нового поколения;
  • разработка технологии производства смешанного оксидного топлива и строительство топливного модуля в рамках опытно-демонстрационного центра;
  • завершение проектирования пристанционного комплекса ядерного топливного цикла;
  • расширение сферы применения ядерных технологий в различных отраслях экономики и медицины;
  • повышения международной конкурентоспособности продукции и услуг
5. Осуществление государственных полномочий в сфере управления использованием атомной энергии, реализация социальной и кадровой политики в организациях и на предприятиях Госкорпорации "Росатом

  • совершенствование механизма государственного управления ИАЭ, создание высокоэффективной системы управления атомной отраслью Российской Федерации;
  • проведение мониторинга ядерной и радиационной безопасности;
  • учет и контроль ядерных материалов;
  • управление государственным запасом специального сырья и делящихся материалов;
  • обеспечение физической защиты ядерных материалов и ОИАЭ;
  •  выполнение государственных заданий в установленной сфере деятельности;
  • поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
  • выполнение международных обязательств в части режима нераспространения ядерного оружия;
  • нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности  Госкорпорации "Росатом";
  • разработка и утверждение концепции социальной политики Госкорпорации "Росатом", включая создание системы добровольного медицинского страхования работников атомной отрасли Российской Федерации, системы дополнительного пенсионного обеспечения указанных работников и разработку мер их социальной поддержки;
  • разработка и утверждение концепции централизованной системы кадрового мониторинга, аудита и ротации кадров;
  • создание национального ядерного университета;
  • выполнение обязательств Российской Федерации по реализации проекта международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР


ИСТОЧНИКИ

1. Федеральный закон от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р
3. Программа деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009 - 2015 годы), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. № 705
4. ГОСТ Р 15.000-94. Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения.
5. ГОСТ Р 15.201-2000. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения Порядок разработки и постановки продукции на производство.
6. ГОСТ РВ 15.203-2001. Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения.


[1] Термин «стандарт» использован в общепринятом смысле слова – документ, разработанный на основе профессионального консенсуса и добровольно принятый для обязательного не однократного, коллективного применения; стандарт, при необходимости, может быть изменен частично или полностью.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2032