Интеллектуальная безопасность
Дата: 15/11/2005
Тема: Интеллектуальная собственность


И.Р.Дубровин, к.т.н.; Е.Р.Дубровин, к.т.н., Санкт-Петербург

Обеспечение национальной безопасности является одной из важнейших функций государства. Глубокие социально-политические изменения, произошедшие в России за последнее десятилетие, потребовали создание новой научно обоснованной концепции национальной безопасности, которая сегодня находится в стадии формирования.

Очевидно, что эта концепция должна рассматривать национальную безопасность (НБ) с системных позиций и представлять ее в виде сложной многоуровневой многозвенной системы, включающей в себя не менее сложные системы более низкого порядка.

Системный подход к понятию "национальная безопасность России" позволяет увидеть целостность, сбалансированность, целенаправленность функционирования и саморегулирования, а также другие свойства НБ, характеризующие определенный качественный уровень этой сложной системы. В свою очередь, данная система функционирует в среде, представляющей собой систему еще более высокого уровня.

Интеллектуальная безопасность как составная часть национальной безопасности

В настоящее время не существует единого понятия "национальная безопасность" [1, 3].

Одни авторы трактуют НБ как внутреннее и внешнее положение государства, при котором отсутствует угроза его национальным интересам. Другие вкладывают в это понятие защищенность от внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, интеллектуальных, экологических и др.). Третьи определяют НБ как состояние дел в различных областях государственной деятельности, при котором отсутствует внутренняя и внешняя угроза возникновения чего-либо опасного или нежелательного, способного нанести ущерб национальным интересам. И, наконец, четвертые рассматривают НБ как состояние, при котором национальным интересам не угрожает опасность и обеспечена защита от внешних и внутренних угроз.

Несмотря на различие определений, смысл данного понятия, в конечном итоге, означает гарантированное обеспечение гражданам той или иной страны условий, необходимых для цивилизованной жизни, совершенствования и развития.

Национальная безопасность государства имеет внешнюю и внутреннюю составляющие и базируется на трех основных понятиях: интерес - угроза - защита (рис. 1).



Рис. 1. Интеллектуальная безопасность в системе национальной безопасности России

В комплексе различных видов безопасностей, составляющих НБ, особое место занимает интеллектуальная безопасность (ИБ), что обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, ИБ определяет научное обеспечение и реализацию всех других видов национальной безопасности. Во-вторых, сложившаяся сегодня в России ситуация дает основание говорить о проблемах ИБ как о важнейшей государственной, экономической, социальной и политической проблеме. В-третьих, по своим последствиям интеллектуальный кризис может оказаться куда более опасным, чем, например, политический или военный, экономический или информационный, а его предоление потребует нескольких десятилетий, а может быть и столетий. В-четвертых, многоаспектность, сложность, масштабность и глубина проблемы развития и сохранения интеллекта выводит обеспечение ИБ страны (наряду с экологическими проблемами) в разряд самых актуальных проблем современности.

Так что же такое интеллектуальная безопасность?

В одних источниках интеллектуальная безопасность рассматривается как защита продуктов умственной деятельности. В других – ставится знак равенства между интеллектуальной безопасностью и интеллектуальной собственностью. В третьих источниках понятие интеллектуальная безопасность включает в себя не только защищенность продуктов умственного труда, но и рациональное использование, воспроизводство и повышение качества умственной способности людей, определяющих их деятельность [1-3].

Человеческий интеллект, как известно, формируется в соответствии с законами генетики, в связи с чем уместно говорить и о генетических корнях ИБ. Генетика и интеллектуальная безопасность взаимосвязаны: с одной стороны, нарушение ИБ страны приводит к генетическим последствиям для народа, результаты которых трудно представить, с другой – состояние и изменение генофонда общества оказывает прямое влияние на ИБ государства.

Состояние ИБ государства определяется прежде всего его научным потенциалом и научными ресурсами, то есть количеством и уровнем подготовки работоспособных носителей научного интеллекта – подготовленных и работающих по своей специальности ученых и людей с высшим образованием.

Аспекты интеллектуальной безопасности

С позиций системного подхода уместно говорить об ИБ в нескольких аспектах.

• как о составной части – подсистеме более высокого уровня, какой является национальная безопасность;

• как о сложной многоуровневой системе, включающей свои подсистемы (составные части) более низкого порядка;

• как о внутреннем или внешнем состоянии или положении государства, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы интеллектуальным интересам личности, общества и государства, а при их возникновении – система мер по обеспечению охраны или защиты носителей интеллекта и продуктов их умственного труда.

В связи с этим ИБ целесообразно представлять в виде сложной системы, включающей в себя, по крайней мере, подсистемы трех уровней.

Интеллектуальная безопасность, так же как и национальная, бывает внешней и внутренней и в своей основе имеет три базовых понятия: интеллектуальные интересы, интеллектуальные угрозы и интеллектуальная защита.

Интеллектуальные интересы Российской Федерации являются, безусловно, жизненно важными и долгосрочными. Суть интеллектуальных интересов, в конечном итоге, сводится к эффективному использованию и воспроизводству интеллектуальных возможностей нашего народа, а также к развитию, сохранению и накоплению интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов государства. Особая роль в системе интеллектуальных интересов принадлежит научному интеллекту, поскольку именно он определяет уровень развития, подлинную независимость, авторитет и мощь любого государства.

Угроза интеллектуальной безопасности России исходит как изнутри, так и извне. Внутри страны – от отдельных физических и юридических лиц (и государства в целом), деятельность которых значительно снижает, а в отдельных случаях исключает эффективное использование учеными своего научного интеллекта. Извне – деятельность других государств, с одной стороны, "переманивающих" высококвалифицированных специалистов, подготовленных нашей страной, а с другой, умышленно занижающих или дискредитирующих достижения российского научного интеллекта в мировом сообществе.

В настоящее время угрозу интеллектуальной безопасности России представляют:

• Моральная и материальная недооценка государством труда ученых и специалистов с высшим образованием.

• Занижение социальной значимости ученых и специалистов с высшим образованием в обществе.

• Не престижность профессий, связанных с наукой, и работой на государство.

• Не желание молодых людей заниматься наукой и получать высшее образование.

• Сокращение количества и снижение качества защищаемых дипломных и выпускных работ, диссертаций на соискание ученой степени.

• Не желание или невозможность ученых и специалистов с высшим образованием работать по профилю подготовки.

• "Утечка мозгов" за рубеж.

• Использование ученых и специалистов с высшим образованием не по полученной специальности.

• Старение и нехватка научных кадров и кадров с высшим образованием.

Указанные угрозы ИБ являются причиной огромного ущерба, наносимого стране (политического, социального, экономического и др.), который не поддается материальной оценке, и восстанавливается длительный период времени.

Под интеллектуальной защитой понимаются различные меры, направленные на обеспечение ИБ страны. Очевидно, что меры, связанные с предупреждением угроз интеллектуальным интересам, следует считать пассивной защитой или пассивным обеспечением ИБ. В то же время меры, направленные на ограничение и ликвидацию последствий появившихся опасностей интеллектуальным интересам, можно назвать активной защитой или активным обеспечением ИБ. На наш взгляд, пассивную защиту интеллектуальных интересов России сегодня должны составлять:

• разработка современной концепции научно-технической политики, развития науки и образования, соответствующей новым социально-экономическим условиям развития страны;

• разработка законов, законодательных и нормативных актов, обеспечивающих и стимулирующих развитие науки и образования;

• разработка законов и законодательных актов, защищающих интеллектуальные интересы страны, интеллектуальную собственность, носителей интеллектуальной собственности и продукты их умственного труда;

• разработка требований к подготовке специалистов с высшим образованием и научных кадров;

• разработка требований к дипломным и выпускным работам, диссертациям на соискание ученой степени, представленных на защиту и др.

К активному обеспечению ИБ можно отнести:

• практическую реализацию интеллектуальных возможностей личности, общества и государства;

• повышение общественной и социальной значимости специалистов с высшим образованием и ученых при решении государственных и других задач;

• улучшение условий труда и жизни носителей интеллекта – ученых и специалистов с высшим образованием;

• реальная защита продуктов умственной деятельности носителей интеллекта от различного рода посягательств;

• использование ученых и специалистов с высшим образованием только по их профилю подготовки;

• моральное и материальное стимулирование работы носителей интеллекта;

• быстрое внедрение и применение результатов деятельности ученых и специалистов с высшим образованием в практику и т.п.

Говоря об ИБ, нельзя не сказать о тех условиях, в которых приходится решать проблему обеспечения интеллектуальной безопасности нашего государства. Сегодняшние условия развития России определяются экономической и политической нестабильностью, явным не уважением интеллектуально-умственного труда ученых и специалистов с высшим образованием; низкой правовой и общей культурой граждан; не способностью существующих законов защитить интеллектуальную собственность и самих носителей научного интеллекта; отсутствием современной концепции развития науки и техники; несоответствием научно-технической политики государства современным требованиям; национальной и социальной напряженностью; ростом индивидуализма и потребительства; желанием легкой наживы и быстрого обогащения любыми способами и средствами; неучастием абсолютного большинства ученых в принятии и реализации научно-технических, социально-политических и хозяйственно-экономических решений важнейших государственных задач; не эффективностью и затяжным характером проводимых реформ. Кроме того, смена политической системы сопровождается потерей управления и контроля, в том числе и в области обеспечения ИБ. Россия уже имеет огромный интеллектуальный потенциал, который требует своего эффективного использования в решении проблем обеспечения ИБ.

Очевидно, что для обеспечения, поддержания и укрепления ИБ России необходимо реализовать комплекс организационно-правовых, хозяйственно-экономических и иных мер, направленных не только на сохранение и воспроизводство имеющегося интеллектуального потенциала, но и повышение престижности умственного труда, заинтересованности носителей научного интеллекта в плодотворной работе. При реализации этих мер, возникает объективная необходимость переноса центра тяжести с пассивной защиты на активную.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

• ИБ является важным элементом в системе национальной безопасности России.

• ИБ России в своей основе имеет интеллектуальные интересы, интеллектуальные угрозы и интеллектуальную защиту.

• Россия обладает значительным интеллектуальным потенциалом для решения проблем обеспечения ИБ и его необходимо использовать.

• Обеспечить, поддержать и укрепить ИБ России в современных условиях возможно только путем устранения интеллектуальных угроз, удовлетворения интеллектуальных интересов личности, общества и государства, а также на основе реализации работоспособной активности интеллектуальной защиты.

Литература
1. Пирумов В.С. Некоторые аспекты методологии и исследования проблем национальной безопасности России в современных условиях // Геополитика и безопасность. 1993, № 1, с. 7-17.
2. Лебедько В.Г. и др. Прогнозная оценка изменения геополитической картины мира в районах "дальнего зарубежья" // Геополитика и безопасность. 1993, № 1, с. 18-75.
3. Чернявский Г.С. и др. К вопросу исследования проблем безопасности России // Военная мысль. 1994, № 9, с. 2-8.

Журнал «МОСТ» № 57, январь 2004 г.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=220