Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации
Дата: 06/07/2011
Тема: Безопасность и чрезвычайные ситуации


Ю.Л.Воробьев, к.п.н., заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Герой России

В настоящее время в России мы не имеем какого-то общего, единого подхода к обеспече­нию безопасности человека. Данный вопрос должен являться важной научной темой, раз­рабатываемой органами государственной власти, научным сообществом, обсуждаемой на страницах профильных изданий. Социальные потрясения, природные бедствия, изменения климата, техногенные катастрофы, мировые финансово-экономические кризисы, ожидания конца све­та, связанные с 2012 г., якобы предсказанные пророками племени майя, — все это не дает покоя современным людям.


Все чаще возникает ощущение нарастающей нестабильности, грядущих пе­ремен в мире, все отчетливее видны контуры системного кризиса, формирую­щегося в нашей цивилизации. Слишком многое говорит о нарастании угроз, цепочка этих  примеров может быть прослежена в исторически обозримом про­странстве времени: XX век и начало XXI в.

Ощущение глобальной нестабильности. Контуры системного кризиса цивилизации

Что происходит на планете? Что заставляет нас тревожиться? Вот список неко­торых глобальных изменений:

1. За 40 лет население планеты возросло в два раза, с 3 до 6 миллиардов че­ловек.

2. Потребление энергии увеличивается в геомет­рической прогрессии.

3. Потребление воды и продуктов питания рас­тет со скоростью, превышающей скорость роста численности людей на планете; это происходит вследствие возрастающих стандартов потребления.

4.Скорость урбанизации в два раза больше скорости роста населения; сейчас около половины населения проживают в городах.

5.Огромными темпами увеличиваются отходы жизнедеятельности современной цивилизации, что приводит к изменениям окружающей среды, кли­мата, биоразнообразия.

6.Возрастают индустриальные и постиндустри­альные риски.

7.Вследствие неравномерного развития обще­ство подвергается все большему социальному рас­слоению.

8.Возрастает государственно-территориальное несоответствие обладанием ресурсами планеты.

9.Глобализируются коммуникации, связанные как с физическим перемещением людей, так и с фи­нансовыми, экономическими, информационными процессами.

10.Возникла глобальная информационная сфе­ра, которая сама по себе развилась в мощное социальное явление.

11.Государства как основной институт социаль­ной организации все чаще демонстрируют неэффективность управления, в том числе, и в вопросах, касающихся безопасности человека.

12.Усиливается миграционная компонента меж­дународной интеграции, что приводит к размыванию традиционных укладов жизни многих стран и регионов.

13.Происходят региональные и глобальные культурно-нравственные изменения, которые разрушают основы поведенческой практики больших масс людей. Нарастает религиозный дисбаланс в эт­нокультурных пространствах.

14.Развитие новых отраслей науки и произ­водства — нанотехнологий, генной инженерии, космических технологий, биологических про­изводств, методов добычи энергии — приводит к появлению принципиально новых, мало изучен­ных рисков.

15.Циклические космические риски приобре­тают новое значение — на фоне процессов, проис­ходящих на планете, их значимость возрастает.

Неудивительно, что в конце XX и начале XXI в. во всем мире значительно повысился интерес к проблемам безопасности. Исследуются ее различ­ные аспекты, разрабатываются новые концепции, происходят научные дискуссии, вырабатываются новые подходы, ищутся оптимальные пути. При этом в поле внимания оказываются не только угро­зы, которые напрямую ведут к гибели человека как вида, но и те, которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации всей системы обеспечения безопасности человека. Вот лишь не­которые, наиболее очевидные изменения, с кото­рыми люди могут столкнуться и сталкиваются под влиянием современного развития:

•   изменение территориально-государственных распределений, сложившихся исторически;
•   возникновение этнической, конфессиональ­ной и социальной нестабильности;
•   возникновение разрушительных стихийных бедствий и катастроф в природной и техногенной среде;
•   возникновение новых болезней масштабов пандемий;
•   резкое сокращение биоразнообразия, обеспе­чивающего жизнь человека на планете;
•   отказ больших масс людей от традиционных морально-нравственных ценностей и, как следствие, хаос социальной организации;
•   резкий недостаток продовольствия и воды.

Нарастание угроз, увеличение рисков, постепен­ный переход цивилизации в состояние неустойчи­вости, глобальной небезопасности, невозможность преодолеть это состояние уже известными метода­ми — все это говорит о необходимости рассматри­вать ситуацию на планете как глобальный систем­ный кризис.

В 1992 г. в Рио-де Жанейро проходила всемир­ная конференция, посвященная проблемам безо­пасности. Человек как биологический вид поставил себя на грань вымирания — таков был основной вывод собравшихся на конференции специалистов. Там же была выработана доктрина «устойчивого развития» — как альтернатива социальному раз­витию сегодняшнего дня. Изменение траектории социального планетарного развития — вот что сто­ит в центре внимания, когда мы говорим о безопас­ности человека.

Современная цивилизация развивается согласно политэкономическим целям, которые были сфор­мулированы европейскими экономистами еще в XVIII—XIX веках. Человечество много столетий решает два вопроса: как произвести больше благ и как создать систему их распределения в обществе? При этом люди не заметили, что ресурсы планеты и современные возможности социального управле­ния — по существу — исчерпались.

Очевидно, что изменившийся мир людей и изме­ненный окружающий мир природы требуют обнов­ления парадигмы развития цивилизации, во главе которой должна находиться комплексная безопас­ность человека, потому как именно человеку и его существованию возникли серьезные угрозы. Сегод­ня стоит вопрос выбора: политэкономические при­оритеты развития или приоритеты развития в гар­монии с окружающим миром, социальной толе­рантностью, мобилизацией ограниченных ресурсов общества на поддержание человека. Проще говоря, или меркантильные приоритеты как цель развития, или приоритеты безопасности человека.

Конечно, к такому выбору мы не готовы, тем более к нему не готова мировая элита, управляющая ресурсами планеты. Если мы сделаем вывод, что безопасность человека как вида — главная цель дальнейшего развития, то мы столкнемся с задачей объединения усилия мирового сообщества для до­стижения этой цели.

Различные ученые, общественные деятели по-разному относятся к этому выбору. Так, известна точка зрения лауреата Нобелевской премии Августа фон Хайека, который полагал, что «...мы не долж­ны заботиться о будущих поколениях, поскольку они не имеют шансов позаботиться о нас». Дру­гой лауреат Нобелевской премии, Илья Пригожин, описывая дальнейшее позитивное развитие на­шего мира, говорит: «...В открытом мире, который мы сейчас учимся описывать, теоретическое знание и практическая мудрость нуждаются друг в друге». Как тут не вспомнить мысли Владимира Иванови­ча Вернадского о ноосферном, то есть комплексном, учитывающем взаимодействия общества и приро­ды, подходе.

О подходе к изучению комплексной безопасности человека

Мое глубокое убеждение, что без комплексного синергетического подхода невозможно оценить и по­нять всё многообразие феномена безопасности человека на планете Земля, любой другой подход высвечивает только часть проблемы и не дает воз­можности «за деревьями увидеть лес».

Современная система знаний о мире природы, технологической сфере и социальной организации сообщества людей устроена так, что не всегда удает­ся применить такой подход к оценке одновременно всех известных науке и практике факторов, свойств и характеристик, быстро меняющихся состояний сложной мегасистемы нашей цивилизации. Но без такого подхода едва ли мы можем измерить уровень безопасности для Ноmо Sapiens — как вида и части природного разнообразия планеты Земля.

К счастью для практиков в области управления безопасностью человека, математика как синергетическая наука дала ответы на многие вопросы тео­рии управления динамикой сложных систем и их безопасности. Мы должны быть благодарны созда­телям теории катастроф: Рене Тому и Кристоферу Зиману, Анри Пуанкаре; Хасслеру Уитни, нашим соотечественникам Александру Андронову, Влади­миру Арнольду и его ученикам и, наконец, лауреату Нобелевской премии Илье Пригожину, именно он говорил: «...с точки зрения математики катастро­фа и хаос — вовсе не обязательно крушение всех надежд, ... это резкая перестройка системы, каче­ственный скачок ее состояния». Илья Пригожиy предостерегал не «застрять» в кризисе, найти нуж­ный путь, и тогда катастрофу можно обернуть себе на пользу.

Практика говорит, что безопасность человека формируется на границах четырех сфер: техносфе­ры, природной сферы, информационной и соци­альной сферы (рис. 1).
Все проблемы человека и человечества лежат на границах социальной сферы с другими вышеназ­ванными сферами (рис. 1). Социальная сфера чрезвычайно сложна. Она вмещает в себя все наши человеческие отношения и взаимосвязи. Наша «разумность» как вида и отличается высокой степенью этих социальных связей и отношений.


Но эти связи, в свою очередь, определенным об­разом организованы, и именно в этой организации кроется «мудрость» их исторических, культурных начал.

Очевидно, что в социальной организации че­ловек опирается на опыт предыдущих поколений, модифицированный посредством воспитания, тру­довой деятельности (самореализации), образова­ния (научного). Организующим началом является контроль поведения, управляемый традициями, за­конами и, наконец, совестью — своеобразным про­дуктом воспитания, образования, традиций и зако­нов, т. е. культурой.

Картина была бы неполной, если бы мы не ска­зали о приобретенной вследствие такой социальной организации человека идентичности, т. е. месте ин­дивидуума в обществе людей. Для контроля и управ­ления социальной организацией человеком создан инструмент, это государство. Государство как ин­струмент требует постоянного совершенствования и «специализации» в зависимости от исторической точки координат.

Таким образом, социальная сфера или социаль­ная организация людей, — это сложное образова­ние, включающее в себя множество взаимосвязан­ных компонентов. Это и воспитание, и образование, и трудовая деятельность, и культура (с многообра­зием традиций, законов, морали), и все, что связано с местом человека в обществе, его идентичностью и вопросами государства как инструмента управления обществом (рис. 2).

В настоящее время в социальной организации общества все не просто. Приведем два примера.

На протяжении нескольких веков универ­сальным ответом социальной организации людей на внешние и внутренние угрозы в истоках стро­ительства цивилизации явились религиозные учения.

Сегодня этого уже недостаточно, нужны новые формы мобилизации интеллекта и инструменты контроля поведения.

С другой стороны, современный мир характе­ризуется появлением феномена «виртуальной ре­альности». Глобальные информационные сети и их социализация способны управлять поведением больших масс людей. Государство как инструмент социальной организации оказался не способным эффективно влиять на эту «виртуальную реаль­ность», а часто вмешательство государства лишь вредит делу. Требуются новые инструменты управ­ления этой системой изнутри, где должны быть свои лидеры и вожди, свои ресурсы.



> Комплексное представление о социальной ор­ганизации и дает мне основание утверждать, что управлять безопасностью человека можно лишь через его социальную организацию, стремясь повы­шать уровень безопасности на границах сфер.

Отсюда вытекает вывод о нашей ограни­ченной возможности избежать катастроф, но ограниченной лишь уровнем социальной орга­низации. Другими словами, чтобы избежать ин­дивидуальных угроз, нужно управлять собствен­ным поведением. Чтобы избежать коллективных угроз, нужно управлять социальной организаци­ей семьи, поселения, региона. Чтобы избежать национальных угроз, нужно управлять социаль­ной организацией государства. Чтобы избежать цивилизационных угроз, нужно управлять ор­ганизацией мирового сообщества. Безопасность человека подчинена соответствующему уровню социальных ресурсов.

Оценив общие подходы к безопасности чело­века, давайте подумаем о состоянии всей сложной мегасистемы нашей цивилизации. Изменения, ко­торые происходят в мире, воздействуют на природную, технологическую, информационную, социальную сферы и всю мегасистему в целом. Это приводит к тому, что цивилизация все ближе при­двигается к точке бифуркации, когда даже слабое воздействие может перевести систему в иное каче­ственное состояние; такой переход и есть «катастро­фа» в определении «теории катастроф». Современ­ное состояние можно назвать «нестабильно близ­ким» к точке бифуркации.

От теории — к  действиям

Главный вопрос, который из всего этого вытекает: что делать?

Двадцать лет назад, одновременно с созданием МЧС России, мы предложили простой и, как пока­зала практика, результативный подход к решению этой проблемы. Мы поставили в центр нашего вни­мания — человека. Комплексная безопасность чело­века и есть тот приоритет, от которого должна стро­иться вся архитектура безопасности. Только в этом случае не возникает ситуации, когда обеспечение какой-либо иной безопасности, например государ­ственной, промышленной, информационной, воен­ной и так далее, будет строиться во вред или вопре­ки интересам комплексной безопасности человека. Приоритет безопасности человека должен быть аб­солютным. Только в этом случае можно построить эффективную систему обеспечения безопасности XXI века.

Если говорить о развитии этого подхода, то я бы выделил несколько принципиальных точек прило­жения усилий.

На первое место я бы поставил изменение пара­дигмы (идеи) развития, которую сформулировал бы в приоритете безопасности человека как вида.

Политэкономические цели, достижение кото­рых осуществляется через расширенное воспро­изводство товаров и услуг, удовлетворяющих не­обузданно растущие потребности человека, долж­ны быть подчинены главной цели — безопасности человека. Все иные виды безопасности, такие как государственная, международная, военная, инфор­мационная, природно-техногенная и т. д., должны быть подчинены интересам безопасности человека, а не противоречить ей.

Во-вторых, нужна модификация государства как универсального инструмента управления безо­пасностью и соответствующей социальной органи­зацией.

Его новый облик должен обеспечивать управле­ние на современном уровне интеграции мирового сообщества, происходящих миграционных процес­сов, информационной реальности, при необходи­мой гармонии с окружающим миром природы.

В-третьих, нужно начать разрабатывать тему инвентаризации мировых ресурсов, создавать инструменты их международной (глобальной) оценки и управления.

В-четвертых, следует создать современную фи­лософию новой, безопасной политики, придумать механизмы ее материализации и облечь ее в понят­ные слова, приемлемые для людей этого и следую­щих поколений.

Заключение

Несомненно, все, что происходило и происходит в нашем мире, связано между собой и являет мас­штаб системного кризиса современной цивилиза­ции. Этот кризис может стать для нас катастрофой в бытовом смысле этого слова. А может открыть новые возможности для дальнейшего развития че­ловечества и нового расцвета цивилизации. Как двигаться дальше — вопрос открытый. Поиск про­должается. Мне очень хочется, чтобы в него вовле­калось все большее количество людей, поэтому — присоединяйтесь!

Контактная информация: 103426, Москва, Б. Дмитровка, 26 Тел: 986-65-49 Е-mail: JLVorobev@council.gov.ru

Статья опубликована в журнале «Проблемы анализа риска», т.8,2011, №2






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3124