В чем виноват Е.Евстратов
Дата: 21/10/2011
Тема: Обращение с РАО и ОЯТ


Б.Е.Серебряков, к.ф.-м.н., ФМБЦ им А.И.Бурназяна

Согласно [1] бывший зам.ген.директора ГК «Росатом» по радиационной безопасности Е.Евстратов взят под стражу из-за организации хищения средств на сумму примерно 110 млн руб. Согласно [2] на долю самого Е.Евстратова пришлось хищений меньше его годовой зарплаты, которая за 2010 год составила 29,1 млн руб., что на 11,3 млн руб. больше годового дохода самого ген. директора «Росатома», последний факт, возможно, сыграл какую-то роль в увольнении, а затем в аресте Е.Евстратова. Он в последние годы занимался почему-то не радиационной безопасностью, а радиоактивными отходами (РАО), видимо, на радиационной безопасности сильно не наживешься.


Мошенничество в сфере обращения с РАО отличается большим размахом и разнообразием. Например, бывший министр Минатома Е. Адамов был привлечен к уголовной ответственности по инициативе США за кражу 9 млн. долларов, выделенных Штатами на утилизацию РАО [3]. По ссылке [4] можно полюбоваться, как С.Кириенко рекламирует «великих изобретателей» метода очистки РАО Б.Грызлова и В.Петрика, применение этого метода в Челябинске дало отрицательный результат [5]. Можно и дальше продолжать перечисление коррупционных фактов в области обращения с РАО, например, согласно [6] было возбуждено уголовное дело против руководства РосРАО и т.д.

Таким образом, хищение Е.Евстратова не представляется чем-то особо выдающимся, особенно по сравнению с абрамовичами, прохоровыми и т.д., впрочем, вину ему определит суд. В данной статье рассматривается деятельность Е.Евстратова в области захоронения радиоактивных отходов.

Из многочисленных публикаций, например, [7 – 9], следует, что Е.Евстратов являлся основным «двигателем» решения проблемы захоронения РАО в России. Кратко его программу по  захоронению РАО можно сформулировать следующим образом: в России накоплено 500 млн. т РАО, эти отходы должны быть захоронены по «единой государственной системе обращения с РАО», единым «национальным оператором», на захоронение требуется 1 триллион руб., т.к. США тратят на эти цели 10-20 млрд. долларов в год, деньги на захоронение должны быть получены из бюджета и от производителей отходов, для обеспечения средств на захоронение необходимо принять ФЗ «Об обращении с РАО».

Согласно [7] оказывается, что из 500 млн. т только на Теченский каскад водоемов приходится 360 млн. т, которые трогать не собираются. Но, согласно [10], под оз. Карачай образовалась линза с РАО площадью 10 км2 и мощностью 100 м, т.е. с массой около 1 млрд. т, которую трогать тоже не собираются. Таким образом, Евстратов мог бы утверждать, что требуется захоронить 1,5 млрд. т РАО. Следовательно, количество отходов, которые нужно захоронить, Е.Евстратовым были высосаны из пальца.

Если расходы по захоронению РАО в России согласно Е.Евстратову должны равняться расходам США, то российские бюджетники (наука, здравоохранение, образование, оборона и т.д.) также должны потребовать расходы, как в США, несмотря на то, что бюджет США более, чем в 10 раз превосходит российский бюджет.

Имеет смысл рассмотреть историю захоронению РАО в США. РАО в США подразделяются на 4 основных вида: высокоактивные (включая отработанное ядерное топливо (ОЯТ)), низкоактивные, трансурановые и отходы уранодобывающей промышленности, которые называются бипродукт из-за наличия как радиоактивных, так и химических загрязнителей. Низкоактивные твердые отходы (ТРО) захораниваются в приоверхностных могильниках, высокоактивные и трансурановые ТРО в глубинных формациях, бипродукт, также как и в России, захоранивается в хвостохранилищах.

В 70-х годах в США было проведено широкомасштабное изучение старых приповерхностных могильников в основном на оборонных предприятиях (Ок Ридж, Хэнфорд и др.), было получено, что многие могильники провалились, залиты водой, а радионуклиды из них распространяются с грунтовыми водами. На основании этих исследований были сделаны соответствующие требования к приповерхностным могильникам.

В настоящее время низкоактивные отходы оборонных предприятий США захораниваются самими предприятиями на их территории. А отходы с АЭС и с других предприятий захораниваются, в основном, в двух частных приповерхностных ПЗРО в штате Невада и в штате Южная Каролина, захоронение проводится на коммерческой основе. Таким образом, на захоронение коммерческих низкоактивных отходов США никаких бюджетных денег не тратит.

Для глубинного захоронения высокоактивных отходов с начала 80-х годов в США проводятся работы в хребте Юкка-Маунтин штат Невада, за 30 лет было израсходовано около 9 млрд. долларов, в 2009 г. израсходовано 196 млн. долларов [11]. Вокруг проекта Юкка-Маунтин постоянно происходят «политические игры», что в значительной степени тормозит работы.

Трансурановые отходы оборонной промышленности в США захораниваются в глубинных соляных отложениях в штате Нью-Мексико. Согласно [12] на это ПЗРО с 1974 по 1995 гг. было израсходовано 2 млрд. долларов, на следующие  25 или 35 лет предполагается израсходовать 8,4 млрд. долларов.

Можно учесть еще реабилитационные работы, проводимые в США с перезахоронением РАО. Например, в 1987 Департаментом энергии США (DOE) была принята очень значительная программа по реабилитации Хэнфорда [13], в 1995 г. на реабилитацию Хэнфорда было выделено 175 млн. долларов.

Суммируя приведенные данные по расходам США на захоронение РАО можно сделать вывод, что заявления Е.Евстратова о затратах США 10-20 млрд. долларов в год не соответствуют действительности. Таким образом, количество РАО и затраты, необходимые на их захоронение, в высказываниях Евстратова были значительно завышены, т.е. он действовал, как Геббельс, который говорил, что только чудовищная ложь может казаться правдой.

Из описания способов захоронения РАО в США следует, что все виды РАО не могут захораниваться по «единой государственной системе обращения с РАО» и единым «национальным оператором». «Единая система» и ложь по РАО нужны Евстратову и его подельникам для реализации коррупционной схемы захоронения РАО.

Из высказываний Е.Евстратова можно понять, что до него в России захоронением ТРО не занимались, что является неправдой. Оборонные предприятия проводят приповерхностное захоронение ТРО на своих территориях. Захоронение ТРО АЭС и некоторых других предприятий было прервано примерно в 1990 г. идиотской выдумкой о хранении отходов, вместо их захоронения, подробно об этом написано в [13]. Можно сделать краткое заключение, что в настоящее время в России имеются две основные проблемы по захоронению РАО:

- приповерхностное захоронение ТРО с АЭС;
- глубинное захоронение высоко и среднеактивных отходов.

По глубинному захоронению РАО в России  к настоящему времени имеется много проработок, представленных, например, в [14]. В этой работе приведены оценки количества высокоактивных РАО, для которых требуется глубинное захоронение и расчеты стоимости такого захоронения, эти оценки во много раз меньше оценок Е.Евстратова.

Возможное решение проблемы приповерхностного захоронения отходов АЭС изложено в [13] (в данной статье не рассматриваются проблемы отверждения жидких РАО и другие вопросы обращения с РАО). Таким образом, в России была возможность по аналогии с США решить проблему захоронения РАО без привлечения очень больших средств.

Головным институтом Росатома по захоронению РАО является ВНИПИПТ, по захоронению отходов оборонной промышленности основным является ВНИПИЭТ. Можно упомянуть и другие институты, занимающиеся этой проблемой: ГСПИ, ВНИИНМ им. А.А.Бочвара, НИИ ВОДГЕО и др. Е.Евстратов раньше был зам. директора ИБРАЭ РАН, этот институт радиоактивными отходами вообще не занимался, тем не менее, Евстратов передал научное сопровождение захоронения РАО ИБРАЭ, очевидно, чтобы иметь возможность коррупционной деятельности через этот институт.

Деятельность Евстратова породила новых петриков, одним из которых можно считать зам. директора ИБРАЭ И.Линге – руководителя написания федерального закона о РАО [15]. В начале марта 2011 г. в ИБРАЭ был семинар по РАО, выступления сотрудников ИБРАЭ отличались враньем и беспомощной некомпетентностью. Особенно одиозным было выступление И. Линге [16], в котором он рассказывал, сколько сотен миллиардов в год нужно затратить на захоронение РАО без объяснений, откуда взялись эти цифры и на какие ПЗРО они будут использованы, на все вопросы он отвечать не стал.

В статье [17] была рассмотрена коррупционность закона о РАО, можно отметить и абсолютную некомпетентность авторов закона. Например, в законе используется классификация РАО согласно рекомендациям МАГАТЭ за 1994 г. [18], хотя к моменту утверждения закона два года существовали значительно более разумные рекомендации МАГАТЭ о классификации РАО за 2009 г. [19].

Идиотизм закона о РАО наглядно проявляется в п.5 статьи 13, где содержится требование, что по истечении срока потенциальной опасности ПЗРО контроль за ним прекращается, а в кадастр вносятся соответствующие изменения. В США для приповерхностных ПЗРО установлен срок контроля 100 лет, а период потенциальной опасности 500 лет, для глубинных ПЗРО срок потенциальной опасности раньше был 10 тыс. лет, а сейчас увеличен до 1 млн. лет. Т.о. авторы закона полагают, что их закон будет действовать до 1 млн. лет, Гитлер был значительно скромнее, когда создавал свой Рейх на 1000 лет.

Утверждение закона о РАО удвоило число основных проблем по захоронению отходов, к двум вышеприведенным проблемам прибавились следующие:

- приповерхностное захоронение ТРО оборонными и другими предприятиями на своей территории;
- приповерхностное захоронение загрязненных радионуклидами промышленных отходов АЭС и другими предприятиями.

В настоящее время не значительно загрязненные радионуклидами промышленные отходы не относятся к категории радиоактивных отходов, эти отходы называются очень низкоактивными отходами (ОНАО), АЭС и другие предприятия имеют право сами захоранивать эти отходы. В целях коррупционного получения сверхприбыли «национальным оператором» в законе ОНАО отнесены к радиоактивным отходам, поэтому их захоронение не допускается самими предприятиями, как не допускается приповерхностное захоронение ТРО оборонными и другими предприятиями.

Не без соучастия Е.Евстратова кроме ИБРАЭ в «распиливание» средств по программе захоронения РАО включилась ФГУГП «Гидроспецгеология». Почему-то эта организация только приступила к выбору мест захоронения РАО [20], хотя, согласно [14], эта работа уже давно выполняется другими организациями.

В неотмененном приказе по Минатому № 242 от 20.11.89 перечислены все организации, ответственные за захоронение РАО, «Гидроспецгеология», а тем более ИБРАЭ, в этом приказе не упоминаются.

По инициативе Е.Евстратова зам. директора «Гидроспецгеологиии» М.Глинским и В.Котловым было разработано подписанное С.Кириенко и Е.Евстратовым положение о мониторинге недр [21]. В настоящее время любое предприятие можно обвинить в невыполнении этого положения. «Гидроспецгеология» навязывает свои услуги по мониторингу, которые большинству предприятий абсолютно не нужны. Коррупционность деятельности «Гидроспецгеологии» не вызывает сомненья, поэтому многие предприятия посылают эту организацию подальше, но другие вынуждены просто платить ей деньги.

В настоящее время Е.Евстратов уже не имеет власти, поэтому может показаться, что писать статью о нем, как пинать дохлую собаку. Однако, остались его подельники из чиновников Росатома, сотрудников РосРАО, МосНПО «Радон» и других организаций, которые с успехом продолжают его дело. Например, закон о РАО был принят после увольнения Е.Евстратова, его подельники, видимо, торопились принять закон до ареста Евстратова. 

Таким образом, сложилась группировка из вышеприведенных организаций, которая воспользовалась недостатками в системе захоронения РАО в России. Вместо того, чтобы использовать опыт США и других стран и решить проблему захоронения РАО с минимальными издержками, эта группировка создала и узаконила максимально коррумпированную систему захоронения отходов. Е.Евстратов был главным двигателем этой системы, в этом заключается его основная вина. Основными чертами созданной системы являются:

- невозможность применения системы ко всем видам РАО, т.е. неработоспособность системы;
- сознательное увеличение количества проблем по захоронению РАО;
- сознательное увеличение затрат на захоронение РАО;
- абсолютный монополизм «национального оператора», приводящий к заоблачному завышению затрат на захоронение РАО;
- воровство на всех уровнях обращения с РАО, особенно при их захоронении;
- ложь по всем поводам, связанным с захоронением РАО (особенно по затратам, необходимым на захоронение);
- игнорирование опыта США и других стран по захоронению РАО;
- игнорирование опыта работ по захоронению РАО, имеющегося в России;
- абсолютная некомпетентность научных работников, привлеченных к проблеме захоронения РАО.

Особо следует рассмотреть безопасность нынешних и будущих поколений при принятой системе захоронения, но это уже несколько другая история.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Росатом» скачивал свои ноу-хау из Интернета. PRoAtom [20/07/2011]
2. Евстратов, Евгений. Бывший заместитель генерального директора «Росатома», подозреваемый в мошенничестве. Lenta.ru, 24.09.2011. http://lenta.ru/lib/14212592/
3. Агентство федеральных расследований. В Швейцарии арестован бывший министр энергетики РФ Евгений Адамов. США обвиняют его в краже $9 млн. 04.05.2005. http://www.flb.ru/info/34116.html
4. Петрик и Кириенко http://www.youtube.com/watch?v=DemKfDdSvkE
5. Учёные с большой дороги. «Лженаука порождает новый вид организованной преступности», — утверждает академик РАН Эдуард Кругляков // Российская газета, № 5023 (199), 21.10.2009
6. В Росатом пришли с обысками. Надежда Попова, «Аргументы Недели». PRoAtom [02/11/2010].
7. Девятова Т.А. Накапливать РАО в РФ теперь запрещено. PRoAtom [10/03/2010].
8. Главный по отходам. PRoAtom. [04/02/2010].
9. Россия избавляется от радиоактивных отходов. PRoAtom. [30/11/2009].
10. Юкка-Маунтин (репозиторий) — Википедия.
11. Schwartz S. Atomic audit: the costs and consequences of U.S. nuclear weapons since 1940. http://books.google.ru/books?id=safduT80AHMC&pg=PA368&lpg=PA368&dq=cost+of+wipp&source=bl&ots=fAfvsGMQn7&sig=cVemukPWrFTlwp7GCUS97a_H__o&hl=ru#v=onepage&q=cost%20of%20wipp&f=false.
12. McClain L.K., Nemec J.F. Progress, and Future Direction for Remediation of Hanford Facilities and Contaminated Sites. In Proc. of International Topical Meeting on Nuclear and Hazardous Waste Management, SPECTRUM'95. August 18-23, 1996, Seattle, Washington, pp. 1205-1209.
13. Серебряков Б.Е. О захоронении радиоактивных отходов атомными станциями. PRoAtom.  [05/09/2011]     
14. Лопатин В.В., Камнев Е.Н. Подземное захоронение РАО. PRoAtom.  [25/10/2005].
15. Федеральный закон от  11 июля 2011 г. N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
16. Линге И.И. Категорирование РАО и классификация для целей захоронения: проблемы переходного периода и масштаб издержек. Семинар «Классификация РАО для целей захоронения». ИБРАЭ РАН, 1-3 марта 2011 г.
17. Серебряков Б.Е. О недостатках закона № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами…». . PRoAtom.  [21/07/2011].
18. Safety Series No 111-G-1.1. Classification of Radioactive Waste. A Safety Guide. IAEA, Vienna, 1994.
19. IAEA Safety Standards Series No. GSG-1. Classification of Radioactive Waste. General Safety Guide. IAEA,  Vienna, 2009.
20. http://www.specgeo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26:-2009---lr-----&catid=2:2009-08-31-13-31-54&Itemid=7
21. Положение о порядке осуществления объектового мониторинга состояния недр на предприятиях и в организациях госкорпорации «Росатом». М., 2009.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3346