Конфликт личности как движитель судоходного бизнеса
Дата: 02/12/2011
Тема: Кадровая политика


Н.Н.Григорьев, проф. кафедры ТСС ГМА им.адм. С.О. Макарова; А.П.Двинин, проф. кафедры менеджмента Российского нового университета; А.М.Железняков, асп. РАГС при Президенте РФ; М.М.Наконечный, к.д.п., вед.специалист ОАО «Совкомфлот»

Кадровый кризис в судоходном бизнесе приобрел характер перманентного состояния давно; не зря древние говорили: «Люди делятся на живых, мертвых и на тех, кто ходит в море».


Профессия моряка во все времена была и остается одной из самых трудных. Прежде всего, это оторванность человека от берега. По данным, размещенным на сайте Международной морской организации, продолжительная оторванность от родных и близких лидирует среди прочих причин, делающих морскую профессию не привлекательной для 67% опрошенных.  При современной трактовке вышеприведенного афоризма пытаются подчеркнуть исключительность морской профессии, ее преимущество перед другими профессиями. Исключительность, бесспорно, есть. Но именно она и сделала морские профессии не популярными. Кадровый кризис приобрел устойчивую тенденцию к дальнейшему углублению. Рассчитывать, что ситуация нормализуется сама собой, не приходится. Выжидательная позиция – прямая дорога к краху. Существующую устаревшую кадровую модель необходимо заменить на современную: «вы укрепите бизнес, изменив отношение к нему тех, кто им непосредственно занимается» (Дик Браун).

Обособление кадрового менеджмента от судоходного бизнеса, характерное для большинства судоходных компаний в настоящее время, успеха не сулит. На любом кадровом рынке безоблачного существования  не может быть. Конфликты между работодателем и работником существовали и будут существовать всегда. Вопрос в том, как воспринимать эти конфликты и как на них реагировать.

Во времена практики пожизненного найма (наиболее ярко представленного в Японии), доминирующее положение занимал работодатель. Работнику, глубоко интегрированному в профессию, было сложно найти иное занятие. Сегодня система пожизненного найма сошла практически на нет даже в такой консервативной стране как Япония. Многообразие профессий теперь сводится к одной профессии – оператор, с уточнением – оператор чего.

Кадровый менеджмент должен переориентироваться на то, чтобы своевременно прогнозировать возникновение конфликтов и своевременно на них реагировать. Для этого требуется знать формы конфликтов, причины их возникновения и обладать инструментом для их разрешения. Но заранее написать алгоритм разрешения конфликта невозможно, потому что это проблема сложная, многоплановая. Умению разрешения конфликтов можно и нужно учиться и в дальнейшем совершенствовать этот дар. Особым даром разрешения конфликтов владеют успешные адвокаты. Работники кадровых служб также должны быть тонкими психологами. Во многом, успешность в этой профессии зависит от конфликтности самого кадровика.

Анатомия конфликта

Анатомия конфликта, заложенного в профессии, многогранна. Рассмотрим некоторые его грани применительно к морским профессиям.

Как правило, молодому человеку сегодня трудно сориентироваться при выборе будущей профессии. В потоке информации СМИ, не содержащем сколь-нибудь объективных данных даже о таких модных профессиях как юрист, экономист, сложно сориентироваться. Профессия приобретается по воле случая, а не в результате осознанно сделанного выбора. В информации о морских профессиях преобладает, как правило, негатив: буквально ежедневно на страницах СМИ сообщается об авариях, пиратских захватах, невыплатах зарплат, арестах, тюремных заключениях.

Кадровые проблемы судоходных компаний

Первая проблема - как заполучить хорошего специалиста, вторая – как его удержать в компании, сохраняя бесконфликтную ситуацию. Но застывшего состояния не бывает; все изменяется. Конфликты возникают подобно торосам льда, там, где их не ждешь, и нарастают, словно снежный ком, если не разрешаются своевременно. Сложившиеся сегодня «торосы» конфликтов накоплены вследствие нежелания, а скорее, неумения ликвидировать их своевременно. Конструктивный подход к разрешению конфликтов способствует прогрессу компании, так как конфликт, по своей сути, это выбор. Либо в сторону роста и развития, либо - сжатия и депрессии. В случае административного решения конфликтного вопроса в первую очередь проигрывает сама компания. Замалчивание проблем или их силовое решение административными методами расшатывает устои компании.

Снижение престижности морских профессий это общемировая тенденция. «Ежедневный труд, как способ получения средств к существованию, приносит удовлетворение лишь в том случае, если он был избран свободно и сознательно, т.е.…в нем реализуется природные склонности и инстинктивные побуждения человека» [Зигмунд Фрейд]

Повышать престижность морских профессий необходимо путем формирования у молодого человека сознательного и свободного выбора, выявления и развития природных склонностей и побуждений, которые,  за время обучения,  предстоит усилить и адаптировать к избранной специальности. Природные склонности следует выявлять заблаговременно, чтобы выбор профессии был осознанным.

Оказавшись в той или иной ситуации, человек ищет выход, сопровождающийся выбором действия, которое приведет к предполагаемому результату. Сомнения в положительном исходе действия являются источником конфликта для исполнителя: совершать действие или отказаться от него.

Рассмотрим морскую профессию в координатах анатомии конфликта.


Конфликт выбора профессии

Выбор профессии зависит от мотивации и информированности об ее особенностях. Отсутствие или недостаток объективной информации создают почву для возникновения конфликта при выборе профессии.  

Источниками информации для выпускника школы, стоящего перед выбором будущей специальности, могут быть книги и кинофильмы; рассказы знакомых моряков, особенно родственников; клубы юных моряков или другие подобные организации. Ни один из названных источников информации объективным считать нельзя.

Особого разговора заслуживает практика «преемственности» морских профессий. По данным Lloyd’s List Ship Manager, 83% моряков не хотят, чтобы их дети шли по стопам родителей. На основании исследований среди российских моряков, 84% опрошенных также отрицательно ответили на этот вопрос, хотя почти 80% опрошенных моряков считают, что правильно выбрали профессию. Столь разительное несоответствие прояснил один из опрашиваемых: «Кто же пожелает плохое своим детям?».

Мнение в пользу выбора морского учебного заведения поможет сформировать информация о морской профессии, преподнесенная с романтической окраской. Уже после поступления в вуз, большую роль играет способность преподавателей плавно сориентировать учащихся на более реалистичные тона, не понижая при этом рейтинг профессии. Необходимо минимизировать долю случайного выбора карьеры, обеспечить ее осознанный выбор.

Конфликт обучения морской профессии

Второй этап формирования рейтинга профессии – обучение в морском учебном заведении (МУЗ). Обучение в МУЗ еще не флот, а только первые шаги на подступах к реальной морской жизни, но именно на первых порах складывается отношение к будущей специальности. Мнение о ней формируется контекстом, вносимым учебным процессом и самой средой, в которую попадает молодой человек. Именно контексту принадлежит решающая роль. Он помогает содержанию обрести форму.

В результате данного конфликта по мере приобретения опыта будет формироваться ясность восприятия. Важно, чтобы этот конфликт воспринимался курсантом, как побуждение к развитию. 

Серьезное препятствие на этом этапе - старение преподавательского состава морских учебных заведений. Не престижными стали не только морские профессии, но  и профессия преподавателя. Средний возраст преподавателей в российских МУЗ вплотную приблизился к пенсионному возрасту.

Следствием старения  преподавательского состава являются попытки наполнения «новых форм» старым содержанием. Ушла в прошлое практика стажировок преподавательского состава, которую они проходили на современных судах каждые пять лет. Современное состояние организации судовой службы преподаватели сегодня не знают, тогда как курсанты проходят плавательную практику на судах не только отечественного флота, но и иностранных компаний.

В судоходном бизнесе происходят существенные изменения. Рост интенсивности судоходства диктует соответствующую динамику изменения учебного процесса, требует применения новых методик подачи учебного материала. Организация компьютерных классов способствует продвижению новых методик, но преподавателям старшего поколения сложно перестраиваться под новые требования. Судоходному рынку, получающему молодых специалистов фактически даром, также  сложно выдвигать какие-либо серьезные требования к качеству их подготовки.

Конфликт теоретической подготовки

Кризис качества теоретической подготовки переживают все учебные заведения, и не только в России. Появление персональных компьютеров привело к тому, что даже среди учащихся высших учебных заведений встречаются такие, кто не знает даже таблицу умножения. Факт снижения качества образования является общепризнанным во всем мире. Главная причина этого явления, по-видимому, кроется в устаревших методиках подачи учебного материала. Прежде всего, языковом барьере, о чем мы уже писали в журнале «Атомная стратегия» (№59, октябрь 2011). При подаче учебного материала, по-прежнему, преобладает аудиальный метод.

Другой причиной снижения качества образования является растущая сложность языка. Возникает необходимость определяться с «системой координат», особенно для глаголов и прилагательных. Возникает всё большая потребность в толковых словарях и словарях иностранных слов.

Линейный способ сохранения информации в процессе обучения является третьей причиной низкого качества подготовки. Вместо целостного восприятия информации, использующего ментальные способности обоих полушарий мозга, задействуется только малая часть его возможностей. Но такое обучение требует специальной подготовки как преподавателя, так и учащегося. Всё более актуальным становиться девиз: «Учись учиться».

Конфликт первой практики

Впервые с реалиями морской профессии курсант сталкивается, приходя на первую практику на судно. Здесь возникает необходимость применить познания на практике. Прохождение практики на учебном судне (особенно парусном) «сглаживает» потенциальный конфликт. Если же курсант попадает на современное, интенсивно работающее на линии судно, то конфликт приобретает четкие очертания. Продолжительные контракты, кратковременные стоянки в порту устроят не всякого. Во многом исход конфликта будет зависеть от атмосферы в экипаже, от восприятия курсантом обстановки на судне и его способности адаптироваться к ситуации.

По мере приобретения теоретических и практических знаний грани конфликта будут сглаживаться, либо обостряться. Уже во время обучения многие курсанты начинают планировать переход на береговую работу. По данным анкетирования выпускников, более 80% из них готовы сменить судовую профессию на береговую при условии сохранения эквивалентной заработной платы.   


Конфликт работы в судоходной компании

Поводов для возникновения конфликтов, как в начале карьеры, так и в дальнейшем, предостаточно. Главная причина – неумелые действия администрации судоходной компании. Если моряк не становится частичкой компании, то они будут существовать раздельно. Срок отношений оговорен контрактом. И у моряка формируется психология временщика.

Один из самых успешных организаторов Генри Форд писал: «Поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации». Но в подавляющем большинстве администраций, среди которых не являются исключением и российские судоходные компании, сегодня царит именно «административный дух».

Внедрение теории научной организации труда Ф. Тейлора, направленное на повышение производительности, подвигло лишь ряд компаний к применению психологических подходов, без которых невозможно добиться максимальных результатов.

Администрация должна изучать людей, но «недостаточно изучать их как жуков под микроскопом, надо понять, каково это быть жуком». Моряк должен постоянно ощущать, что им дорожат, что его будущее предсказуемо.

«Становясь капитаном, храните матроса в душе» [В. Высоцкий]. Сегодня 60% моряков не удовлетворены тем, как ведут себя с ними работники кадровых служб, которым следовало бы не забывать, что «нуждаясь в паре рабочих рук, они получают всего Человека» [Генри Форд].

Методы привлечения, удержания и мотивирования моряков - вот что должно беспокоить руководство судоходных компаний. Строить новые современные суда, конечно же, нужно, но что с этими судами станется, если на них придет временщик? Во что превратиться все это «с иголочки»?   

Времена пожизненного найма канули в Лету. Согласно статистике, в течение жизни человек имеет две карьеры и семь работодателей. Это данные для береговых работников. У современных моряков и карьер и работодателей значительно больше.

Где же выход? Аксиома Букминстера Фуллера гласит: «Невозможно изменить обстоятельства, сражаясь с существующей действительностью; следует построить новую модель, которая следует из нынешней устаревшей». Новую модель можно построить, руководствуясь «эффектом Пигмалиона»: успех зависит от того, насколько эффективно руководство компании стимулирует и раскрывает потенциал своих сотрудников. В людей нужно поверить!

Выясняя причины успешности одних компаний и неуспешности других, исследователи консалтинговой компании McKinsey пришли к неожиданному выводу: движущей силой сегодня служит не руководство компаний, а среднее звено организации – «истинный лидер развития». Применительно к судоходным компаниям, то это, по-видимому, старший и средний комсостав судна. Позиции компании начнут крепнуть, когда изменится отношение к делу тех, кто им непосредственно занимается.   


Конфликт, возникающий вследствие усталости

Усталость наиболее значимый фактор, влияющий на возникновение конфликтной ситуации при вполне благоприятном развитии карьерного роста. Даже в благополучных судоходных компаниях наблюдается существенная текучесть кадров из-за несбалансированности режима труда и отдыха.

Вопросу усталости уделяется мало внимания, и зря. Как утверждал профессор университета Виргинии Гарри М.Джонсон, представляя результаты своих исследований в Институте Мелон, «если вы устали, вы безумны». Результаты усталости ведут к невнимательности, неповоротливости, расстройству речи, провалам памяти, упрямству. В наиболее  тяжелых случаях усталость приводит к болезненному упорству, галлюцинациям, потере сознания и припадкам гнева. Естественно, что уставший человек принимает неадекватные решения. Одной из причин возникновения усталости является неправильное чередование периодов труда и отдыха.

Изучение причин усталости моряков открывает необозримое поле деятельности для психологов. Скольких проблем и трагедий удалось бы избежать при достижении  равновесия в психическом состоянии человека.


Конфликт работы в интернациональном экипаже

Эта проблема заслуживает самого пристального внимания. Аспект отношений в интернациональных экипажах должен быть выделен особо. Сказано мудрецами: «Если есть сто языков, нужно понять сто психологий». Проблема интернациональных экипажей  заключается не только в слабом знании английского языка. Конфликт формируется на более глубоком уровне. Как показывает мировой опыт, успехи социально-экономического развития страны зависят не только от следования передовым тенденциям, но и от ее национальных, конфессиональных особенностей, менталитета. При формировании экипажей судов необходим комплексный подход, предусматривающий интеграцию знаний психологии, социологии, экономики и других наук.

Безопасность мореплавания в значительной мере определяется ценностным контекстом, которым руководствуется моряк в своих действиях. На семинаре «Субстандартное судоходство – проблемы и пути их решения через сотрудничество. Международные инициативы: время решительных действий» в 2010 г. доклад Хартмута Гессе был посвящен человеческим взаимоотношениям, социальному делению, конфликтам и стрессам.

Индивидуальное сознание не всегда в состоянии рационально оценить ситуацию, и тогда мораль становится компасом при принятии решений, направленных на обеспечение безопасности мореплавания в целом, а не только интересов отдельно взятой судоходной компании или индивида. 

Изменить менталитет в одночасье, по чьей-либо указке нельзя. Национальный менталитет формируется тысячелетиями, являясь продуктом всей истории народа.

Конфликт из-за разности профессионального менталитета

Недостаток профессионалов в российском судоходном бизнесе уже ощутимо проявил себя. Аварийность в 2010 г. выросла  в 1,7 раза по сравнению с 2009 г. В этой связи было бы вполне уместно целесообразность для работы в сфере водного транспорта привлекать военнослужащих, увольняемых из вооруженных сил. Главным препятствием для этого на сегодняшний день является несовершенство системы дипломирования моряков. В результате большое число квалифицированных специалистов, увольняемых из Вооруженных Сил, остаются невостребованными. С подписанием нового Положения о дипломировании моряков эта проблема будет разрешена в ближайшее время. Но существует и неформальная сторона этой проблемы, заключающаяся в негативном отношении моряков транспортного флота к перспективе совместной работы на судах с моряками военно-морского флота, уволенными из вооруженных сил. По результатам анкетирования, 44% моряков против того, чтобы на суда приходили моряки из военно-морского флота. Этот давно сложившийся взаимный антагонизм нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому,  приходя в судоходную отрасль, военным морякам следует пройти курс реадаптации, дополнительного обучения, которые позволят органично вписаться в новые условия трудовой деятельности на морском транспортном флоте. Разъяснительную работу следует проводить и среди моряков транспортного флота, особенно, среди будущих выпускников морских учебных заведений, ведь среди них 66% противников того, чтобы военные моряки приходили на суда.

Конфликты гендерного характера

В последние годы  серьёзное внимание  обращается на проблему  привлечения  женщин для работы на морском флоте  в офицерских должностях: «Там, где не справляются мужчины, приходят на помощь женщины». Возникновение этой проблемы связано, с одной стороны, с обострением дефицита трудовых ресурсов (в том числе, и в морском флоте), а также с нарастанием движения женщин за предоставление равных с мужчинами  гражданских   прав (в том числе, и в освоении профессий морского флота).                                                           

Специфика морских профессий, экстремальность условий труда, повышенная личная ответственность  каждого специалиста (особенно, командного состава) требуют в рамках стратегического менеджмента анализа и учёта особенностей вновь вводимых переменных (в данном случае, гендерных) в системе управления.

Следует обратить внимание на такие особенности, как:

- хронобиологические  особенности женского организма (определяющие периодическую (околомесячную) неустойчивость профессионально важных функций внимания, оперативной памяти,  стрессоустойчивости, параметров мышления, психомоторики);

- психофизиологические особенности, характеризующие  работоспособность, выносливость, способность к ориентации в трёхмерном пространстве, устойчивость к стрессовым нагрузкам, впечатлительность и др.;                         

-дифференциально-психологические особенности, определяющие специфичность личностного потенциала женщины как субъекта трудовой деятельности (специфичность  типологических и характерологических свойств, движущих сил поведения: склонности к познанию, мотивов, интересов, установок);

- социально-психологические особенности, отражающие доминирующую склонность женщины к неформальным эмоционально положительным отношениям,  (что неприемлемо в  рамках  чётко регламентированных взаимодействий на судне),  смешение  социально-ролевых позиций.

Нельзя не отметить и такой гендерный аспект социально-ролевого поведения: женщина старается «выглядеть», быть привлекательной, вызывать к себе интерес мужчины, даже не всегда сознательно.

А при отборе  претендентов на работу  и конкурсах в морские учебные заведения  внимание обращается только  на  состояние физического здоровья. Другие вышеназванные параметры, присущие субъекту трудовой деятельности, в документально формализованном изложении (правила, рекомендации и т.л.) не находят отражения. Между тем, диагностика и учёт названных особенностей женского персонала  в рамках обеспечения эффективной трудовой деятельности на морском флоте,  имеет существенное значение для обеспечения  социально-экономической эффективности труда и безопасности мореплавания. По эффективности работы женского контингента не проведено даже пилотных научно-практических исследований.  Относительно мужского персонала морского флота  в отечественной практике накоплен некоторый опыт научно-прикладных знаний в области гигиены, физиологии и психофизиологии  труда, а, также, обобщён  определённый  опыт кадрового менеджмента.

Учитывая актуальность проблемы женского труда в морском флоте, данные гендерной психологии, а также результаты научно-прикладных исследований особенностей женского труда  в ряде отраслей промышленности (нефтеперерабатывающей, тепловой энергетике, пищевой), необходима научная разработка  проблемы преимущества и ограничений применения женского труда на морском флоте. Пренебрежение  этой проблемой в морском кадровом менеджменте  повлечёт за собой «букет» неблагоприятных последствий: от необъяснимых для руководства поступков женщин (увольнений, уклонений от заданий, суицидов),  нервно-психических расстройств до сложных конфликтов, аварийных ситуаций и травматизма.

Немаловажно и то, что около 55% моряков против того, чтобы женщины занимали на судне офицерские должности. Первая в мире женщина-капитан дальнего плавания А.И. Щетинина (по-видимому, на основе собственного опыта) утверждала, что даме на судне не место, тем более на капитанском мостике. К этому мнению должны прислушаться учебные заведения и кадровые службы, готовые безоглядно направлять женщин на суда. Женщины на флоте - тема не для дебатов, а для серьезных исследований.

Заключение

Так следует ли бояться и избегать конфликтов? Конфликт – это мотивация Природы к изменению. Конфликт должен стать частью корпоративной культуры компании. Через разрешение конфликта должна формироваться социальная ответственность в бизнесе.

Для переосмысления кадровой политики недостаточно одного здравого смысла. Требуется научно обоснованный подход, чтобы сглаживать остроту конфликта.

Какие же меры следует предпринять, чтобы карьера складывалась удачно как для самого моряка, так и для судоходной компании:

- необходимо привлечь специалистов из области эргономики труда, чтобы составить "психологический паспорт морских профессий";

- надо проводить профотбор среди абитуриентов с целью выявления заведомо непригодных для работы на морском флоте и для дачи рекомендаций по психологической коррекции тех, кто имеет не значительные отклонения от нормы;

- необходимо пропагандировать морские профессии. В качестве примера можно привести книгу для детей "Панамский канал и его расширение", написанную президентом международной ассоциации BIMCO, членом Консультативного совета Панамского канала Ф.А. Эмбирикосом, в которой он популярно рассказал об устройстве и функционировании канала, его значении для мирового судоходства. Другим примером может служить серия документальных фильмов "Большие корабли", которая демонстрировалась на телеканале "Звезда". Многое можно почерпнуть в  фильмах западного производства. В рамках проекта "Санкт-Петербург – море – кино" следовало бы подумать о российских фильмах на морскую тематику;  

- требуется создание психологических служб при крупных судоходных компаниях;

- необходимо более тесное сотрудничество судоходных компаний с морскими учебными заведениями, разработка и  реализация современных стандартов в учебном процессе;

- актуален вопрос возрождения учебного флота;

- введение в крупных компаниях должностей по связи с морскими учебными заведениями;

- целесообразно привлечение военнослужащих, уволенных из военно-морского флота, после дополнительной подготовки и прохождения курса по реадаптации;

- профессия преподавателя морского учебного заведения должна стать самой популярной морской профессией. Для этого (не в последнюю очередь) требуется повысить заработную плату преподавателям не на проценты, а в разы.

-управление конфликтами должно стать одним из главных направлений работы и совершенствования кадровых служб в судоходных компаниях. 







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3433