Большие системы – приговор существующей доктрине реформ
Дата: 14/02/2006
Тема: Реформы и диалог с обществом


С.Г.Кара-Мурза, д.х.н., проф., действ. член АГН, Аналит. центр по науке и пром. политике Миннауки РФ, Госкомпрома и РАН, Москва

Пока мы не осознаем фундаментальные вещи, сиюминутные проблемы будут нарастать снежным комом, не находя своего решения.

В данной статье речь пойдет о технико-социальных системах страны на примере теплоснабжения. Наблюдая, что происходит с подобными системами за последнее десятилетие, можно многое понять во взаимоотношениях техники и человека, человека и общества, человека и власти.

Из какой информационной базы я исхожу?

С 1968 г. я занимался проблемами организации науки с точки зрения системного анализа. Когда началась перестройка, ученых, специалистов привлекли к разработке комплексной программы научно-технического прогресса в СССР до 2010 г. Я отвечал за подготовку тома «Фундаментальные исследования». Была проведена уникальная работа, в рамках которой в течение 3-4 лет было задействовано около сотни больших экспертных групп, описавших состояние технической базы страны, предысторию ее создания, динамику развития и прогноз до 2010 г. с указанием узких мест, возможных точек срыва. Анализировались фундаментальные науки, ресурсные базы, состояние техносферы, проблемы подготовки кадров. В работе участвовали лучшие эксперты Советского Союза. Нигде в стране не было собрано воедино такого количества знаний. В результате последовавших политических преобразований, более сотни подготовленных экспертными группами уникальных докладов пропало. Весь этот фонд исчез.

Данную работу можно считать началом практического использования методологии системного анализа применительно к большим хозяйственным системам, более широким, чем наука.

В 1990 г. был создан Аналитический центр по научной и промышленной политике. Мы работали непосредственно с первыми лицами страны: Н. Рыжковым, В. Павловым, М. Горбачевым. В 1991 г., когда начался слом советских систем, работа Центра стала никому не нужной. А в нем работали группы экспертов, прогнозировавшие ситуации при авариях в крупных технических системах. Разрабатывались мобилизационные планы на случай крупных аварий в транспортной системе, системе отопления большого города, доставке продуктов питания. Сегодня эти наработки очень бы пригодились. Взаимодействовали мы и с группой, изучавшей аварию на Чернобыльской АЭС, собравшей огромный материал, очень важный не только для нашей страны, но и для стран Запада. Рассматривалась проблема технического риска и прогнозирования особых ситуаций в системе «человек-машина», которые не описываются техническими методами расчета рисков.

Подобными исследованиями я занимаюсь до сих пор. Сфера моих интересов – методологическая сторона рассмотрения подобных проблем, без привлечения политики.

В данной работе в качестве объекта исследования я предлагаю рассмотреть процессы, происходящие в больших технических системах, и через них понять фундаментальные ошибки самой доктрины проводимых реформ.

Корыстные или политические мотивы стали паразитировать на мировоззренческой доктрине, лежащей в основе рыночных реформ, уже потом.

Поворот к либеральному мировоззрению в умах российской интеллигенции происходил не одно десятилетие. А что в результате этих реформ получил народ, та же интеллигенция? Ликвидировали «империю зла». Но таким результатом детей и внуков не накормишь.

Разрушили старый общественный строй. Но это понятие также сильно идеологизировано. Чтобы разобраться, что же произошло, предлагаю ввести нейтральное (в идеологическом плане) понятие «жизнеустройство», определяющее тип жизни людей в обыденных понятиях – что люди ели, какую одежду носили, как обустраивали жилища, чем болели, чего боялись, а чего НЕ боялись. Опишем дореформенную жизнь и получим портрет советского жизненного устройства, которое можно легко сравнить с жизнеустройством той же Англии, Испании или любой др. страны.

При данном подходе все идеологические фантомы типа «тоталитаризм», «казарменный социализм» отпадают и начинаешь задумываться, перевешивают ли обретенные «свободы» наркоманию, так или иначе коснувшуюся каждого второго школьника уже в начальных классах, двухкратное превышение смертности над рождаемостью и другие «блага» цивилизации.

В формировании жизнеустройства страны огромную роль играют большие технико-социальные системы.

С их помощью можно понять, как возникла цивилизация, например, ирригационного типа. Ирригация – большая система, которая формировала многие стороны жизни населения такой страны. Или другой пример – крестьянство. Оно оптимально построило техническую сторону своей деятельности, обустроило быт, организовало формы сотрудничества, существовавшие достаточно долго, пока не произошел переход от трехпольного к многопольному севообороту.

В соответствие с национальными особенностями хозяйства страны, формируется и ее армия. Это огромная технико-социальная система с определенным образом организованными людьми, взаимодействующими с техникой, с другими частями общества.

Все перечисленные системы, представляющие т.н. институциональные матрицы, формируются под воздействием таких факторов, как географическая среда, климат, протяженность страны. Институциональные матрицы складываются исторически, а не из умозрительных моделей. Они характеризуются устойчивостью, воспроизводимостью, большой инерцией. Будучи порожденными данной страной, ее культурой, географической средой, впоследствии они сами становятся генераторами культуры, формируют наш образ жизни. Совокупность институциональных матриц, порожденных в ходе истории, сохраняет становый хребет страны. Школа, армия, здравоохранение, системы народного хозяйства – все это формирует и нас – население страны.

Из-за механистичности современного мышления, мы полагаем, что как в любой машине механизм, дающий сбои, можно заменить на другой, более модернизированный, более технологичный, забывая, что мир не машина, а частица Космоса – упорядоченной живой системы, в которой все взаимосвязано, и человек в том числе.

Осознавая взаимозависимость всех явлений в мире, ученые с космическим мировидением понимают, что, не зная всей сложности системы, ее связующих нитей, ненароком их можно и порвать, приведя к непоправимым последствиям. Такое знание ограничивает свободу – свободу в механистическом понимании.

В 80-е годы XX в. механистический детерминизм у советской интеллигенции стал преобладать над космическим мышлением, исторически присущим русским ученым.

И это послужило основой принятия доктрины перестройки и последующих за ней реформ, базирующихся на крайнем фундаменталистском механицизме. Наши либералы-неофиты в своем стремлении разрушить все старые структуры, якобы отравленные «геном коммунизма», напоминали остервенелых фанатиков.

В 1995 г. была фактически провозглашена доктрина реформы как смены всех институциональных матриц.

Советских пионеров попытались переделать в российских скаутов. В результате уничтожили колоссальную систему, сформированную советской культурой, не создав ничего взамен. Попробовали реализовать безумную идею переделки колхозников в фермеров – институциональную матрицу совершенно иной цивилизации. И опять полнейшее фиаско. Хоть бы художественную литературу почитали, того же Энгельгардта « Письма из деревни», в которых он – агроном-химик описал жизнь крестьян, устройство крестьянского двора.

То, что придумали в 1991 г., ни в какие ворота не лезло. Перечитывая академические тексты, освещавшие доктрину реформ, возникает ощущение внезапного обвала культуры. Люди перешли на иной категориальный понятийный аппарат, абсолютно не привязанный к реальной жизни. Будто целый пласт культурного слоя оторвало.

«Сменить культурное ядро, тип цивилизации», «вернуться на столбовую дорогу» – типичные лозунги начала 90-х. Все коды институциональных матриц впечатаны в нас – носителях данной культуры. Об их устройстве мы и не задумываемся, так же как не думаем о дыхании, ходьбе, пережевывании пищи.

В данной работе рассмотрим одну из институциональных матриц российского жизнеустройства – систему отопления. Почему в нашей северной стране оно устроено так, а не иначе, не на западный манер. Отопление в России является одним из ведущих жизненных императивов: либо оно есть, либо не будет самой жизни. В российском климате без отопления человек выжить не может.

На Западе такой проблемы нет, для них она не актуальна. У них другая культура.

У богатых испанских крестьян во дворе стоит «Мерседес», а в комнате они мерзнут у очага, потому что на улице – 1 град.С, а отопления в доме нет. Приобретение «буржуйки» для испанцев – это уже технический прогресс. Половина квартир в Испании отопления вообще не имеет. Такая же ситуация во многих других странах Западной Европы.

Теплоснабжение и отопление как государственная система у нас сложилась в советское время, в период ускоренной урбанизации, когда не было частной собственности на городскую землю. Мы оказались единственной страной, в которой теплоснабжение основано на использовании ТЭЦ. Электростанция, отработав свой пар, подает его в трубы теплоснабжения. Это очень выгодный и экономически эффективный способ. Даже сейчас, когда эта система наполовину рухнула, она позволяет экономить до 20 млн тонн горючего по сравнению с котельными, работающими только на обогрев.

Такая отопительная система для России была благом, дававшем колоссальный экономический эффект. Но и эту институциональную матрицу реформаторы решили ликвидировать. Отопление отнесли к сфере услуг, и как всякой услугой ею можно торговать на рынке. Но в России отопление должно быть организовано подобно армии, потому что каждая зима – это битва с холодом, это проблема выживания. Теплоснабжение и формировалось как система государственной безопасности, которая обеспечивает физическое выживание населения.

Превращение отопления в услугу, предоставляемую платежеспособным потребителям, в России подобно преобразованию армии в частные охранные структуры, нанимаемые платежеспособными клиентами для обеспечения собственной безопасности.

Кризисные явления в теплоснабжении не заставили себя ждать. Первый серьезный звонок прозвучал в Приморье в 2001 г. На тот момент кризис еще был локальным. МЧС во главе с С.Шойгу на самолетах привезли батареи, и ситуацию вроде бы разрешили. Зимой 2002-2003 г. было заморожено уже 33 региона. Сильнее всего пострадала Карелия.

В 2001 г. начальником отдела Министерства науки, технологий и промышленности был подготовлен национальный доклад «Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса». Появился также и второй доклад «Концепция развития теплоснабжения в России на среднесрочную перспективу. Официальная информация Минэнерго РФ». Эти два документа дают полную картину, из которой можно сделать некоторые политкорректные заключения.

В докладах сказано, что тепло не является товаром. В России тепло товаром быть не может, и переводить теплоснабжение на рыночные отношения нельзя, иначе система будет уничтожена полностью. Рынок данную систему регулировать не в состоянии и приведет ее к окончательному кризису.

Но власть и население видят проблему по-разному. И те, и другие – не адекватно, не понимая, что подобные реформирования представляют угрозу самому образу жизни. Правительство делает все, в полном объеме, в рамках своей компетенции и даже больше. И это факт. Региональная власть, муниципальные руководители делают все, от них зависящее. А в домах тысяч граждан холодно и темно.

Президент утверждает, что региональная власть, федеральное правительство легитимны и действуют в рамках своего мандата, а обеспечить теплом просто нет возможности. Но согласно теории легитимности Макса Вебера, политический режим, который не может обеспечить выживание правопорядочных граждан – нелигитимно. Существующая власть не является гарантом выживания населения страны.

Кризис жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) народу преподносится как системный. Но как он возник? В результате определенных решений Президента и правительства РФ, принятых в период с 1991 г. по 2003 г. Если речь идет о катастрофе, то надо определить, в чем корень катастрофы. У нас же системность кризиса представляется как результат действия неких мистических сил.

Уже в начале 90-х гг. было понятно, что катастрофическое положение с теплоснабжением придется на середину 90-х гг. Но насколько самоотвержены и находчивы оказались люди, работающие в этой сфере, что смогли 8 лишних лет тянуть систему, которая по техническим параметрам давно уже должна была рухнуть.

В национальном докладе сказано: «Задача теплоснабжения населения страны, стоящая в одном ряду с вопросами, определяющими жизнеспособность государства, такими как оборона границ, не может не быть сферой государственного регулирования. Граждане страны не должны пострадать, то есть должна быть ликвидирована прямая опасность для их жизни».

Данный доклад должен был появиться лет десять назад, когда только начиналось разрушение централизованной структуры управления теплоэнергетикой. Таково официальное признание экспертов правительства. Далее в докладе говорится: «Еще далеко не везде состояние систем теплоснабжения дошло до полного упадка, но общая тенденция безрадостная. Растет аварийность. Пуск отопления растягивается на несколько месяцев. Недогревы в морозы стали нормой, а не исключением. Темпы замены оборудования снижаются и, соответственно, увеличивается количество оборудования, находящееся в аварийном состоянии.

Теплоснабжение как техническая система во многих регионах существует во многом благодаря примитивности оборудования, поддающегося исправлению простейшими ремонтами, и огромному запасу мощности, заложенному в каждом элементе системы».

Термин «примитивность» в данном случае не имеет уничижительного значения. Это прекрасная, ценная особенность русского технического мышления создавать такие системы, которые можно было бы содержать и ремонтировать теми средствами, которыми реально располагаем.

Далее в докладе эксперты резюмируют: «Сегодня состояние системы теплоснабжения в стране можно определить как критическое, постепенно переходящее к уровню национального бедствия. К сожалению, в накопившемся клубке проблем нет такой спасительной ниточки, потянув за которую можно все распутать. Время для постепенного реформирования отрасли упущено. Система начала разваливаться, и если не принять срочных мер, то процесс станет необратимым».

Это доклад 2001 г. Как видим и в 2003 г. никаких мер не принято.

«Система централизованного теплоснабжения России медленно деградировала, <…> приводить ее в порядок необходимо быстро, иначе начнутся необратимые процессы <…>, на восстановление того, что было раньше, средств не найти, не хватит бюджета страны”. Подумайте, что же за хозяйство, какую систему создали теперь, если то, что было построено раньше, содержалось в порядке, и на это были средства. И почему сегодня на это денег уже не найти? Что же за аномальную хозяйственную системы мы изобрели в последнее десятилетие?

В официальном справочнике написано, что дотации на теплоснабжение сегодня в три раза превосходят уровень 1990 г. Дотации на инфраструктуру ЖКХ (теплоснабжение, водопровод, канализацию) составляют 7% ВВП по сравнению с 1% ВВП в 1990 г.

При этом доля дотаций в оплате ЖКХ уменьшалась в 2 раза: 40% приходится на государство, 40% – оплата населением и 20%, которые не оплачивает никто, т.е. накапливается долг. Таким образом, условная единица ЖКХ стала в 6 раз дороже. То есть экономическая эффективность системы ЖКХ по сравнению с 1990 г. уменьшилась в 6 раз. Ни одна самая богатая страна в мире не может выдержать такого падения эффективности, подобного удорожания самого необходимого в жизни населения продукта. Если эта тенденция продолжится, для большей части населения данный продукт станет не по карману.

Кризис теплоснабжения развивался в течение последних десяти лет. Первым делом была ликвидирована отрасль. Образовались мириады акционерных обществ, даже муниципальных образований типа ОАО «Сараттеплосети». Раньше тепло принадлежало единой технологической сети. Теперь разделили: производством тепла занимаются ТЭЦ, а его доставкой – теплосети. Этот шаг был очень важен для приватизации РАО «ЕЭС». Будущие инвесторы, собирающиеся приватизировать ТЭЦ, теплосети брать не хотят, так как они являются самой затратной частью отрасли.

Когда провели акционирование, по балансовой стоимости раздали все имущество, и уже с 1995 г. амортизационные отчисления исчезли вообще. Основное строительство теплоцентралей, теплотрасс было проведено в 70-е годы. Труба подвергается коррозии независимо от политического режима. Ее нормативный срок – 25 лет, после этого труба ремонту не подлежит. Поэтому при прокладывании теплосетей, заранее отчисляются средства на ее плановый ремонт. И если трубу уложили в 70-м году, в 1994 г. ее надо заменить. У нас же с 1991 г. трубы перестали менять вообще. А амортизационные отчисления, выделявшиеся на эти цели, исчезли в черной дыре реформ.

На сегодняшний день в России 183 тыс. км теплосетей (в двухтрубном измерении). В процессе плановых ремонтов ежегодно должно меняться 4% труб. И пик замены пришелся на середину 90-х гг. Но мы его проскочили, не задумываясь. В 2001 г. полностью было изношено 65% труб, сейчас уже 70%. Сегодня необходимо незамедлительно менять две трети сетей, т.е. 120 тыс. км. Сколько это стоит? Точно никто даже не знает, сколько стоит замена 1 км сетей. Называют цифру в 300 тыс. долл. В других местах воруют больше, соответственно, и стоимость выше.

Так, в Самаре 9,5 км теплотрасс поменяли по расценкам 11 млн руб./км. В Омске и Красноярске уложились дешевле. Но в среднем, в соответствии с докладом 2003 г. – 300 тыс. долл./км.

Амортизационные отчисления на ремонт исчезли бесследно. Правительство платить не собирается. Оно предложило Думе «Закон о ЖКХ», согласно которому ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство перекладывается на местную власть. Власти на местах вообще ничего не могут сделать. В среднем, долг у них составляет несколько годовых бюджетов. Предлагается 100% оплаты перенести на население, которое такую нагрузку явно не выдержит. Причем при расчете тарифов учитывалась стоимость только топлива, а амортизационные отчисления вообще туда не вошли.

Теперь премьер М.Касьянов объявил о переходе к поквартирному отоплению, переходу на миникотельные. Но в техническом отношении такое решение – полное безумие. Во-первых, нет средств для установки этих миникотельных. В Российской Федерации порядка 40 млн квартир и на миникотельные нужно затратить около 40 млрд долларов.

Газораспределительные сети не рассчитаны на такие потоки газа. Перенести тепло с теплоцентралей в квартиры невозможно. С технической точки зрения это такой же регресс, что и возвращение к буржуйкам. Ну а с точки зрения экологии, вообще говорить не приходится.

Настолько же безумная идея – установить в квартирах счетчики тепла. Это еще один пример дефекта мышления, когда материальную проблему, лежащую в сфере производства, пытаются исправить манипуляциями в сфере распределения. Установка счетчика никак не повлияет на состояние трубы, закопанной в землю более 30 лет назад.

Губернаторы, представители Президента в федеральных округах продавливают данное предложение, убеждая население, что с установкой счетчиков ему придется платить в два раза меньше. Представьте на минуту, что все вокруг стали платить в 2 раза меньше. Вся эта контора закроется вообще. Рубильники на ТЭЦ можно отключить. Предлагающие прекрасно знают, что удорожание произошло потому, что прохудились трубы. 120 тыс. км сетей выпускают горячую воду. Единственный рациональный выход из сложившегося положения – отремонтировать трубы. Или сказать: «Отключаем отопление. Страна при нынешнем состоянии централизованное отопление содержать не может». Так они и говорят.

На самом деле, финансовое состояние сферы теплоснабжения не является камнем преткновения. Дело в том, что РАО «ЕЭС» резко взвинтило тарифы на тепло, а занимается исключительно электрической частью, рассчитывая экспортировать электричество в соседние страны. Так Северо-западную ТЭЦ переделали на выработку тока для продажи электричества в Финляндию.

Чего добились? Сложилась абсолютно абсурдная ситуация. В советское время многие крупные промышленные предприятия для обеспечения производственных нужд в паре, тепле построили собственные ТЭЦ.

И отдавали тепло в сети для отопления жилых районов. В 1991 г. у них потребовали передать эти объекты в муниципальную собственность. В ходе приватизации предприятия передали эти ТЭЦ городу. Теперь они должны покупать тепло у города по запредельным тарифам, хотя сами ТЭЦ находятся на территории заводов. Предприятия стали строить собственные котельные. Конечно, по техническому уровню и экономической эффективности они гораздо ниже ТЭЦ, но производственникам удается таким образом обеспечить себя теплом.

Советские предприятия, у которых производственная система была связана с бытовой составляющей, по своему устройству повторяли крестьянский двор, то есть сохраняли ту же институциональную матрицу в системе нашей культуры, которая была организована оптимально.

В результате передачи ТЭЦ в муниципальную собственность предприятиям пришлось платить в 4 раза дороже, чтобы обеспечить теплом дома собственных работников. В результате подскочила реальная себестоимость продукции.

Финансовое положение 70% организаций ЖКХ соответствует уровню банкротства. Но что значит предприятие-банкрот, если оно обеспечивает население жизненно необходимой продукцией. Это рыночная утопия, доведенная до полного абсурда. Сейчас долг этих предприятий составляет 450 млрд руб. По мнению зампредседателя Госстроя, для приведения системы ЖКХ в порядок необходимо 5 трлн руб. Ясно, что в этой хозяйственной системе данная проблема не решаема.

После войны народное хозяйство удалось поднять за три года, потому что оно было организовано на совершенно иной основе, не на денежном обмене – купле-продаже, а на соединении ресурсов, как в семье, когда люди ведут общее хозяйство.

В США на семейные хозяйства приходится примерно треть хозяйственной активности страны. Американские экономисты подсчитали, что было бы, если бы услуги внутри семьи оплачивались по рыночным ценам. Оказалось, что ни одному члену семьи из собственных доходов не удалось бы рассчитаться за них.

Соединение разнородных, несоизмеримых даже в денежном выражении ресурсов оказывается намного эффективней купли-продажи. И именно на таком принципе было построено советское хозяйство, теплоснабжение в том числе. И никто не ожидал проблем, подобных сегодняшним.

Теперь ЖКХ рухнуло экономически и технически.

В 2001 г. переложили 570 км теплосетей, в 2002 – 699 км, на 2003 запланировано 690 км, а надо перекладывать 120 тыс. км. То есть делается менее 1% необходимого ремонта.

Это значит, что система брошена на произвол судьбы.

Если оценить состояние других хозяйственных систем, они находятся не в лучшем положении, чем система теплоснабжения. Существующий режим не может содержать большие системы. И дело не только в экономике, не только в их стоимости. Нынешние реформаторы не понимают, что такое система. Механистичность их мышления доведена до полного абсурда. Как можно единую систему расчленить на миллиарды не связанных и лишенных общих стандартов предприятий теплоснабжения. Дошли до того, что частные фирмы устанавливают собственные стандарты. А государство в огромной цивилизованной стране самоустранилось от установки нормативов и стандартов.

М.Касьянов призывает переходить на миникотельные. Но кто-нибудь приблизительно посчитал, сколько в наших климатических зонах нужно тепла на отопление стандартной двухкомнатной квартиры.

При санитарном нормативе в 18 град.С на отопление 1м2 в среднем затрачивается 180 Вт. На двухкомнатную квартиру в 55 м2 – 10 кВт. У нас отопительный сезон 7 месяцев, а в Сибири – чуть ли ни 280 дней, ну пусть 210. То есть требуется около 50 тыс. кВт/час.

Сейчас мы платим за 1 кВт/час по 4 цента, т.е. в 2-2,5 тыс. долл. обходится отопление квартиры. Мировая цена – 15 центов/кВт/час, т.е. 7,5 тыс. долл. – за отопление.

Если же отапливать газом при использовании миникотельных (а не отходным теплом от ТЭЦ), то эти 2000 долл. населению необходимо заплатить за двухкомнатную квартиру. Это реально в нашей стране? В Испании, Италии, Франции, где два раза в день на один час включается отопление, может быть это и реально.

Неумение сделать простейшую приближенную оценку реальных затрат – тоже деформация сознания, позволяющая манипулировать им с помощью разрекламированных западных идей. В результате можем остаться без отопления вообще. Надеюсь на лучший исход, но определенное бедствие пережить придется. И, возможно, именно оно прочистит наши мозги.

Если посмотреть другие большие системы – энергетику или даже нефтедобычу – самую выгодную отрасль, что там произошло за последние 10 лет?

Приватизировали. Добыча нефти упала в 2 раза, персонал добытчиков возрос в 2 раза. То есть, за время реформ производительность труда в отрасли упала в 4 раза. Полностью прекращено разведочное бурение. Приватизаторы могут качать нефть до тех пор, пока работают скважины, пробуренные в рамках третьей институциональной матрицы.

Больной вопрос – армия. 12 лет власть пытается реформировать советскую армию. В результате она стала полностью небоеспособна и утратила свое вооружение. А перевод ее на наемную основу свелся к евроремонту казарм в псковском дивизионе.

Аналогичные деструктивные процессы происходят в системах образования, здравоохранения.

Где оказывается врачебная помощь, если заболеешь? В больницах или поликлиниках старого типа. Никакой новой медицины создать не смогли. Платных услуг сегодня оказывается гораздо меньше, чем в хозрасчетных поликлиниках в советское время. Даже рыночная часть значительно съежилась.

Выживает сейчас только то, что называется «примитивным» – созданным простыми средствами, то есть советское.

Подобное рассмотрение систем можно продолжить вплоть до хоккея. Пока есть старые тренеры, старые школы, ребят худо-бедно собирают, готовят. Сойдут они на нет, и эта система рухнет.

10 лет – это срок, за который проверяется любая доктрина больших преобразований. В результате десятилетия рыночных реформ получилась такая государственность, такой тип общественных отношений, который не может содержать прежние технические системы. Они рассыпаются, рушатся, приходят в состояние полной недееспособности.

Раз уж взялись строить рынок, создайте новые институциональные матрицы, по рыночным законам. Где здравоохранение нового типа? Где армия, теплоснабжение? Их нет. Не могут они построить. Возникло аномальное межуровневое состояние общества, народа и государства. Пока еще что-то действует и куда-то катится, потому что еще тянут старые системы. Как только они начнут одна за другой выходить из строя, наша жизнь изменится кардинально.

Как только отопление начнет отказывать в массовом масштабе, город за городом, людям придется самоорганизовываться на иной основе. Или изменить систему, или выжить. Другой альтернативы нет.

Конечно, такой большой талантливый народ с гибкой тысячелетней культурой, огромным опытом преодоления тягот лихолетий вымереть не может. Это фантастическое предположение можно отбросить.

Для того чтобы уцелеть, он начнет самоорганизовываться. И чем больше тупиковых ветвей мы сумеем заранее проанализировать и отбросить, чем больше осмысленной информации передадим поколению, на чьи плечи ляжет ответственность за разрешение накопленных проблем, тем меньше травм получит будущее народонаселение от ошибок их предшественников.

Самое страшное, когда начинается цепной процесс обвала, а люди не знают, что делать. Оказывается, что культурный слой не выработал на этот случай никаких связных проектов.

Проследите динамику аварий на теплотрассах. В конце 80-х две аварии на 100 км были нормой (в Европе – одна авария). И такой уровень стабильно держался до начала 90-х. В середине 90-х гг. – уже 15 аварий на 100 км, в 2000 г. – 200. Процесс явно вышел из-под контроля. Методом математического моделирования было установлено, что если на 1 км приходится 3,2 аварии, то система захлебывается и вернуть ее в исходное состояние невозможно.

И не тарифы в ЖКХ надо сейчас обсуждать, а принимать кардинальные решения, как сохранить систему в принципе. Или для того чтобы выжить, придется вводить военный коммунизм. Правительство впало в прострацию – ходят по кругу: то счетчики собирается устанавливать, то трубы у неплательщиков заваривать. Но весь этот спектакль ничтожен по сравнению с проблемами, которые наваливаются на страну. Неотвратимые шаги этого «каменного гостя» уже слышны, и не видно никакого чудодейственного ресурса, с помощью которого можно было бы вытащить ситуацию и предотвратить катастрофу. Происходящие процессы вполне прозрачны и инженерно понятны. Но никакой воли и способности осознать их неустранимость и решить как системную задачу власть не демонстрирует.

Обратились бы к собственному опыту восстановления народного хозяйства после войны, когда за счет объединения ресурсов всего за два года удалось выйти на предвоенный уровень. Современные рыночные законы, созданная банковская система парализуют российскую экономику, изымая из нее ресурсы, не покрываемые никакими доходами.

Она забывает о главном. В России исторически хозяйство было основано на принципе соединения ресурсов, а не на обмене. Начиная с великорусского пахаря, хозяйство было сращено с бытом и никакого эквивалентного обмена, монетаристского расчета внутри него не было. Соединение несоизмеримых вещей, порой даже не поддающихся прямому учету, как в любой естественной функциональной системе, было оптимально для жизнеустройства нашей северной страны. В результате реформ мы получили профанацию национального типа экономики, паралич всей хозяйственной системы, несмотря на наличие основных фондов, материальных ресурсов, обученных кадров.





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=352