Прощай, память – здравствуй, счастье -2
Дата: 17/04/2012
Тема: Социальная политика


Эдуард Безобразов, Железногорск

Стратеги развития ЗАТО не в состоянии даже придумать что-нибудь оригинальное. Помимо чисто производственной составляющей, заколючинский кластер должен иметь ещё две. Поговорим о них.

ВМЕСТО ПОЛИТИНФОРМАЦИИ

Не открою большого секрета, если скажу, что далеко не все «отцы города» с равной долей административного восторга относятся к идее «ядерно-космического кластера». Есть скептики и даже циники, коим представляется, что с паршивой овцы хорошо бы урвать хоть клок шерсти – раз уж сама она не слишком щедра к нам в последнее время.

Под овцой подразумевается федеральный бюджет, разумеется.

Деньги, а вовсе не инновации – вот главный двигатель российского государства. Если вспомнить годы становления Красноярска-26, то обнаружится, что и тогда без целой горы дензнаков навряд ли что-то дельное у строителей социализма получилось бы. Разница в одном. Советской власти нужен был «ядерный щит», и потому она готова была мириться с перерасходом средств на всякие социальные хохоряшки в ЗАТО, типа Дворца культуры или озера. Нынешние кремлёвские реформаторы сами не знают, куда и каким путём гонят страну. Отсюда модель поведения, больше напоминающая движение пули со смещённым центром тяжести в теле «клиента».

С одной стороны, государственный бюджет вынужден регулярно тратить огромные деньжищи на все эти модернизации-инновации, потому что нельзя не видеть, как стремительно растёт пропасть технологического отставания России от действительно развитых стран.

С другой стороны, в Кремле не могут не понимать, что путинская «вертикаль» будет работать лишь в том случае, пока этого желают региональные бароны. То есть, какой-то (и очень нехилый) процент в субсидиях и дотациях изначально приходится закладывать на практически открытое воровство. И потом бдительно следить за тем, чтобы разохотившиеся аборигены не откусили больше дозволенного.

Ну, а когда выясняется всё-таки, что денег в очередной раз нет, но при этом нету и обещанных прорывных результатов, столичным чиновникам остаётся лишь делать вид, что так и должно было быть. Либо брать метлу и выметать вон очередного регионального барона вместе с его челядью. Дабы сменить его на более, как им представляется, вменяемого и работящего.

Работящий барон – это, конечно, нонсенс. Но покуда не иссякла в России нефть, обращать внимание на подобные нюансы у нас не принято.

Так вот, возвращаясь к Нашгороду. Вполне допускаю, что в Москве всерьёз верят в возможность построения в Красноярске-26 новой силиконовой долины по команде сверху. У коммунистов же получалось, мол - почему у нас не получится?

Почему, почему… Явные кадровые просчёты власти учитывать не могут, как мы с вами установили. Политической воли у государства хватает лишь на самосохранение и самовоспроизводство (к тому же скамейка запасных слишком коротка). Наладить реальный контроль за использованием выделяемых средств у Федерации тоже не выходит.

Что же здесь позитивного может получиться в сумме, спрашивается?

ЛОВЛЯ РЫБКИ В МУТНОЙ ВОДЕ

«Вся эта затея с кластером, конечно, ерунда, но так мы сможем получить хоть какие-то дополнительные деньги на развитие города», - говорят осведомлённые люди из числа наиболее вменяемых. Благое намерение, безусловно. Инфраструктура ЗАТО нуждается в радикальной модернизации, уж простите за мой дурной французский. Стоимость такого обновления – заоблачна. В бюджете ЗАТО, конечно, мышь не повесилась ещё, но финансов давным-давно не хватает даже на самое необходимое.

В проект кластера Арзамаса-26 заложены (помимо чисто производственных моментов) несколько дорогостоящих социальных бонусов. К примеру, восстановление саровского монастыря, модернизированный аэродром, а также дороги и мосты. Власти Нашгорода тоже обещают развивать городскую инфраструктуру за счёт манны небесной, которая вот-вот прольётся на Серый дом. Уже упоминавшаяся ранее очистка озера, создание образовательного центра, молодёжный посёлок, и так далее – все эти проекты в той или иной форме разрекламированы уже и вроде бы даже реализуются.

Сегодня мы попробуем поговорить о них. И начнём с транспортного направления. В пятницу на портале газеты «Гудок» появилось сообщение об очередном совещании, посвящённом «рельсовому автобусу»:

«Выездное совещание состоялось 11 апреля буквально «на ходу» – в мотрисе, которая прошла по путям, где предстоят работы. Сегодня это грузовая линия, собственником которой является горно-химический комбинат.

Напомним, проект создания маршрута, охватывающего города-спутники, обсуждается с 2008 года. И вот наконец при поддержке губернатора края Льва Кузнецова дело сдвинулось с мёртвой точки. Компанией «Краспригород» на конкурсной основе заключён договор с ОАО «Краевая инжиниринговая корпорация» о разработке технико-экономического обоснования для реализации проекта.

Результатом работы проектировщиков станет документ, чётко обозначающий, что необходимо сделать на железнодорожной ветке и каких затрат это потребует. Специалисты в ходе поездки оценили профиль пути и существующую инфраструктуру. По их оценкам, на 40-километровой линии требуется ремонт пути, частичная реконструкция, а также электрификация, которая станет одним из самых затратных разделов проекта.

Красноярская железная дорога планирует организовать курсирование электропоездов в часы пик – утром и вечером. Но для этого предстоит решить целый ряд технических вопросов. В частности, совместно с властями Сосновоборска, Железногорска и Берёзовского района определить места расположения и названия платформ. Предположительно их будет семь».

БЕЗ ДЕНЕГ И БЕЗ ЖЕЛАНИЯ

На минуточку забудем о том, что реализация данного проекта (а также фантастически дорогой ремонт т.н. «дороги смерти») намертво увязана была с планами «Корпорации 2020» и подразумевала всё более увеличивающийся поток железных горцев, выезжающих на работу и учёбу в краевой центр. С «кластерными» перспективами это вроде бы никак не стыкуется, верно?

Технологическое возрождение Нашгорода требует обратного движения специалистов и студентов. Для первых в Нашгороде предполагают построить специальный посёлок примерно на пять тысяч квартир. Для вторых – создать собственный учебный центр. То есть, им электричка точно не нужна. Налицо, похоже, явный просчёт целеполагания со стороны краевых властей, ибо один Сосновоборск совершенно точно не сможет окупить стоимость проекта.

Ещё довод в ту же копилку. Идея электропоезда действительно не молода. Ей нынче будет даже не четыре года, а шесть. Впервые специалисты УЖТ ГХК и КЖД обсуждали в Сером доме «технические и экономические возможности пустить дизельный состав по маршруту Железногорск-Красноярск» ещё 7 июня 2006 года:

«Рельсовый автобус будет оборудован комфортабельными креслами, всего их 84*. Длительность поездки до ж/д-вокзала составит от 40 до 60 минут. Предполагаемые тарифы пока не озвучены, но они будут ниже автобусных, при этом сохранятся льготы на проезд. Итогом заседания стало решение начать совместную экспертную оценку…», бла-бла-бла-бла.

Удивительно, не правда ли? Шесть лет миновало, а воз и ныне там. То есть, буквально на том же самом месте. Почему? Имелось две тому причины, как мне представляется. Первая: нежелание ГК «Росатом» допускать к своей транспортной артерии сторонних эксплуатантов (КЖД требовала ветку себе). И вторая: фактический крах затеи под названием Красноярская Агломерация, под которую весь проект был задуман и распиарен.

Нынешние власти ЗАТО, как сторона страдательная, в данном случае ни права голоса, ни даже собственного мнения по поводу необходимости создания пригородной электрички до краевого центра не имеют.

В администрации «честной власти», напомню, к «рельсовому автобусу» относились положительно, но любое движение Геннадия Баховцева на ГХК воспринималось, как политические спекуляции и покушение на суверенитет. Наученный чужим опытом, Вадим Медведев уже в марте 2010 года объявил о том, что электричка Нашгороду не нужна, т.к. навряд ли окупится из-за малого пассажиропотока.

Тем не менее, в крае «молодого и энергичного» периодически дёргали за руководящие ниточки, после чего в Сером доме раздавались вялые всхлипы насчёт растущей потребности оптимизировать транспортные потоки. А затем на телеэкране возникал обычно Пётр Гаврилов и напоминал об огромной стоимости проекта – и всё снова погружалось в трясину молчания.

Что изменилось сегодня? Краевая власть всё-таки вознамерилась довести свои намерения до реализации? Увы, если учитывать направление последних административных подвижек в региональном «правительстве», то прибытия электропоезда железным горцам не дождаться и на этот раз.

МЕНЯТЬ, НИЧЕГО НЕ МЕНЯЯ

На последней сессии «стратегического планирования» в Сером доме гостям мероприятия и аборигенам представлена была красочная «презентация» под названием «Проект развития Железногорска как кластера: Замысел и первые шаги». Саровчанам она настолько понравилась, что они вывесили её в сеть, за что им отдельное наше спасибо.

В разделе «Итоги социально-экономического развития» данный документ приводит прелюбопытные циферки. С 2009 по 2011 год численность населения ЗАТО снизилась на семь тысяч человек. Количество трудоспособных железных горцев увеличилось с 53 до 55 тысяч, но при этом процентное соотношение занятых на градообразующих предприятиях сократилось с 34 до 32 процентов. Число же вовлечённых в «малый бизнес» горожан фактически осталось на прежнем уровне.

(Интересно, что фатальный отток молодёжи, о котором у нас принято сокрушаться на всех уровнях, и ради сокращения коего бывший к/т «Спартак» отдан с 1 апреля под «Молодёжный центр», в данной статистике никак не учтён. Ну да ладно, не будем отвлекаться.)

Среднедушевые доходы железных горцев составили в 2011 году 22,9 тысячи рублей. Среднемесячная зарплата – 27,2 тысячи. Какой отсюда вывод делают власти? Элементарный – о необходимости создания новых рабочих мест (400 на ИСС плюс 1.000 на ЗПК) и, как следствие, развитии жилищного строительства еtс.

Учитывая реальное снижение доходной части бюджета ЗАТО на двести «лимонов» за три года и 16-процентный рост зависимости означенного бюджета от федеральных вливаний, мы вновь возвращаемся к тому, с чего начали: с эпохальных проектов, под которые можно сорвать с Москвы кучку-другую дензнаков. Но на их пути якобы неодолимым препятствием стоят требования режима и техническое состояние городской инфраструктуры, в т.ч. злополучные проблемы с теплом и электроэнергетикой.

С энергетикой в Нашгороде по-прежнему полный туман, как видим. Трогать режим власти боятся, хотя смысл содержания вокруг Нашгорода т.н. контролируемого периметра не ясен, боюсь, даже им самим.

О дырах в зоне не говорил и не писал за последние пятнадцать лет разве только ленивый. Если периметр действительно мешает* поступлению инвестиций в ЗАТО, его следует немедленно ликвидировать. Если разговоры об инвестициях – пустопорожний гон, колючку следовало бы привести в порядок. В любом раскладе нынешнее её состояние вызывает смех и желание посчитать денежки, которые ГК «Росатом» с такой лёгкостью выкидывает на ветер.

Хотя всё это, увы, только полбеды.

Продолжение следует.
* Потом их стало 142, а общие расходы на проект были оценены в 150 млн рублей.

* В «презентации» об этом говорится особо: «Инновационная деятельность в изолированных условиях неосуществима».


Оригинал текста с видеороликами опубликован на сайте "Уран-Батор" 17.04.2012





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3711