Тайны бюджетного рубля
Дата: 28/04/2012
Тема: Экономика


Владимир Долгих, помощник Уполномоченного по правам человека в Томской области

Казалось бы, нет ничего более скучного, нежели финансовый документ. Дебет, кредит, сальдо. Стройные ряды цифр просто убаюкивают любого, пытавшегося узнать их скрытый смысл. Куда полезнее прилечь на диван и без обиняков и усердия прильнуть к остросюжетному детективу. Или «осилить» очередной «мыльный» сериал. Но чтение главного финансового документа города - дело чуть другое. 


Именно он и помогает узнать, насколько изменится жизнь, станет ли она лучше. Или наоборот, войдёт в очередной штопор. Помните, у классика. «Какие новые товары вступили нынче в карантин? Пришли ли бочки жданных вин? И что чума? и где пожары? И нет ли голода, войны. Или подобной новизны?»

Вот только проводимая нынешним российским руководством политика выдавливания общественности из системы управления государственными процессами докатилась и до весей местных. Где также нашлись ревностные её сторонники. И тайна,  столь любимая нынешними вершителями судеб российских, пышно расцвела и в органах местного самоуправления. Потому и утолять любопытство о чуме и пожарах сегодня не в пример сложнее, нежели во времена великого классика.

Не верь глазам своим

Но все их свершения вмиг улетучиваются после самого беглого ознакомления с текстом главного финансового документа города. Документа, который опубликован на сайтах и в газетах, ради доведения до широких масс и учёта их мнения проводятся публичные слушания, заседают и корпят десятки лучших представителей городской общественности. И вот текст главного финансового документа  «в студии». И начинается, как в популярной телеигре разгадка загадок. К примеру, что может скрываться за статьёй "Общегосударственные вопросы"? Или "Национальная экономика"? Не добавляет ясности и название статьи «Национальная оборона». От кого собираются обороняться, к примеру, в небезызвестном Урюпинске, понять непросто. Но статья бюджета есть, как и деньги на ней. А вот графа  уже из области экзотики. Её название  "Отдельные мероприятия в области морского и речного транспорта".

На миг представляешь себе корабль с дымящейся трубой на фоне плещущих дельфинов, сопоставляешь с унылом пейзажем Васюганья  и читаешь дальше. До новой загадки. Во многом такому положению способствует проводимая опять же правительственными структурами унификация финансовых документов. Когда стать расходов и федерального бюджета, и областного, и муниципального практически совпадают. Причины столь невнятного явления лежат на поверхности – загадочность бюджетной строки делает такими же загадочными и расходы, ею предусмотренные.

Изучая бюджет Северска на 2012 можно легко узнать о предстоящем расходовании 1,5 млн. рублей на реконструкцию здания по адресу Калинина 47. Или 3,5 млн. на опять же реконструкцию Северского лицея. Но как быть с 85 с гаком миллионами, начертанными твёрдой рукой народного избранника в графе "Руководство и управление в сфере установленных функций"? Кем руководство и каких функций? Об этом документ, прошедший через депутатское чистилище, упрямо умалчивает.

Или что предстоит приобрести на 30,5 млн., предусмотренных бюджетной статьёй под не менее туманным названием "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд". Причём она полностью соответствует по квалификации следующей за ней статьёй под не менее загадочным названием "Содержание и ремонт автомобильных дорог". Вот и гадай, куда двинут народный рубль в очередном финансовом году - содержать дороги или всё же приобретать «прочие товары для государственных нужд»? Веет тайной и от статьи под названием «Расходы на увеличение нефинансовых активов» в размере 7 миллионов рублей.

Занавес тайны несколько приоткрывает раздел, в котором она находится. Это расходы на функционирование Управления имущественных отношений Администрации Северска. Значит, вполне возможно, местный налогоплательщик станет свидетелем обзаведения  чиновничеством как минимум новой техники. Во всяком случае, новый автомобиль «Тойота Камри» северский мэр уже оседлал. А вот узнать, к примеру, сколько средств из бюджета потратят в текущем году на ремонт ветхого и аварийного жилья или увеличение мест в детском саду, очень непросто. Несмотря на небывалую актуальность этих трат.

Не в свои сани не садись

Возможно, досужий финансист или умудрённый опытом чиновник, читая эти строки, не скрывают усмешки. Мол, нет ничего сложного в приводимых классификациях и столбцах. А не усвоил, значит, место твоё не здесь, а в стороне, и работать настоящим специалистам мешать не сметь. Но, повторяю, возражая чиновному люду, что речь идёт о бюджетном рубле. Рубле, от рачительного использования которого во многом зависит благополучие горожан. Рубле, который заработан нашим совместным трудом, а значит, мы просто обязаны знать, как его потратят. Причём знать все пожелающие это граждане, а не только досужий финансист или чиновник.

И, наконец, главный финансовый документ под названием Бюджетный кодекс неукоснительно требует от властей всех мастей прозрачности подобных расходов. Но скоро закон пишется, но не так скоро он исполняется. Потому то вы вряд ли  разыщите в опубликованных в газетах или размещённых на всевозможных сайтах  городского бюджета конкретные траты на ремонт чиновничьих кабинетов или покупку новых автомобилей. Не найти и предусмотренные расходы на  командирование мэра и его помощников во имя нашего блага в различные города и веси. И так далее, и так далее.  

О зарплатах городского руководства можно даже не говорить. Данные сведения даже по категориям безликих чиновных  должностей широким массам просто непостижимы. Сложность поиска усугубляется  и отсутствием унификации бюджетов. К примеру, в бюджете 2012 года эти расходы можно найти в статье «фонд оплаты труда». Однако годом раннее, её не было вовсе. А была «функционирование местных администраций». Словом, ни года без реформы. Требование же законодательства доводить до всеобщего обозрения не только суммы на содержание муниципальных служащих, но и их количество, благополучно почило в бозе, начиная с 2009 года. Не удивлюсь, что причиной тому мог быть очередной «пробел» в нашем многострадальном законодательстве. Сегодня из-за изобилия подобных «пробелов» наш законодательный свод  стал больше напоминать по цвету арктическую пустыню.

Не совсем просто найти и сами тексты городского бюджета. Что совсем уж парадоксально в наш век поголовной информатизации и закреплённой законами гласности. Речь в первую очередь идёт о сайтах из разряда официальных. Так на официальном сайте местной Думы да настоящего времени днём с огнём не найти отчётов об исполнении бюджетов за 2010 и 2011 годы. Чего же тогда удивляться, что главный финансовый документ на год текущий, для всеобщего обозрения и оценки появился не так давно. Ссылки на местную газету "Диалог" вряд ли выдерживают критику. Во-первых, газета, как известно, живёт один день, и рыться в подшивках может отнюдь не каждый. Во-вторых, далеко не все северчане её читают, отдавая предпочтение иным, более интересным и объективным  печатным изданиям. Словом, в государстве, где гласность объявлена одним из основополагающих столпов существования общества, обнаружить её в делах бюджетных не так то просто. А по ряду позиций и вовсе невозможно.

Помощь не придёт!

Не меньшую сложность представляет и ознакомление с конкретными бюджетными расходами. Причём не имеющих никакого отношения к сведениям, охраняемыми законом о персональных данных или иными уложениями. Данное утверждение отнюдь не голословное. Ещё в августе прошлого года мною вместе с тогдашним депутатом Думы Северска Валерием Осипцовым  направлялись обращения в адрес мэра Северска господина Шамина с абсолютно невинными вопросами. Во-первых, сколько в 2011 году потрачено по смете Думы на СМИ, по каким расценкам производился расчёт и с кем. Во-вторых, сколько сотрудники Думы, не исключая самого Григория Андреевича заплатили бюджетных средств на командировки, с какой целью и куда ездили. Ответа на поставленные вопросы нет до настоящего времени. Несмотря на неоднократные просьбы помочь исполнить требования закона, направленные  прокурору Северска господину Екименко, прокурору Томской области господину Войкину, заместителю Генерального прокурора по СФО господину Семчишину. Правда, в отсутствие внимания к депутатскому письму всех вышеперечисленных прокурорских начальников упрекнуть нельзя никак. Ответы пришли аккурат в установленные сроки. Вот только порой становилось смешно, читая эти заключения, вышедшие из-под пера стражей закона. Потому как в них можно найти всё-от витиеватых аргументов, с помощью которых они пытаются объяснить, отчего нарушается право гражданина на информацию до банального перенаправления жалобы тому лицу, на действия которого, собственно, жалоба и подавалась.  Кроме, конечно ответа на поставленный вопрос - почему городской мэр до настоящего времени не предоставил данную информацию?

Опять удивила областная власть, сообщив в одном из писем, что требовать подобные цифры областной депутат, оказывается, не имеет права! Вот тебе и «прозрачный процесс», вот тебе и исполнение и статьи 36 Бюджетного кодекса, и части 6 статьи 52 Федерального закона №131 и ещё ряда законодательных актов. Неужели о них ни господину тогдашнему Губернатору области Крессу, ни заместителю Губернатора нынешнего господину Сухоплюеву совсем неведомо? Теперь, думается, становится понятным, отчего северский мэр, в недавнем прошлом главный правовед  главного областного Законодательного областного органа, повёл себя именно так, а не иначе.

Не тронь меня!

Однако и скудные сведения позволяют представить пусть и не совсем точно, масштабы расходов на местную власть. Итак, мало, что говорящая статья "Общегосударственные вопросы", под которой собственно и скрывается содержание нашей власти, возросла в 2012 году по сравнению с годом 2010 почто что треть. Но, как говорит народная мудрость, мы пока нюхаем цветочки. Кушать ягодки время только настаёт. На сей раз попытаемся сравнить расходы, предусмотренные статьёй "Функционирование высшего должностного лица" в разные годы. Думается много гадать не надо, чтобы понять, что речь идёт о цене для городского бюджета непосредственно северского мэра.

В 2009 году таковым являлся Николай Кузьменко. В указанной выше графе тогда значилось чуть больше 2 млн. рублей, точнее 2,086. Прошло два с небольшим года, изменилось время, изменились мы, поменялся мэр. Не стоит удивляться, что и изменились и расходы. В бюджете 2012 года сияет уже 2,988. Делим большее на меньшее и получаем в итоге рост расходов в 43,2%.  Согласитесь, великовато. Особенно с «колокольни» простого бюджетника, будь то учитель в школе или воспитатель в детском саду.

Вот и ломай голову, отчего вдруг столь небывалая щедрость продемонстрирована местными народными избранниками именно по данной статье расходов. Да вдобавок ещё при кризисных позывах, о которых нам уже прожужжали все уши федеральные СМИ. Может, инфляция, будь она не ладна? Или всё же учёт интересов нового руководителя? Ведь далеко не каждый готов поменять сравнительно спокойное депутатское кресло в областной Думе на хлопотное место городского мэра. Тем более, ещё в 2005 году Григорий Шамин без обиняков заявлял о необходимости спасать город, завесив плакатами соответствующего содержания центральную улицу Северска. А сей процесс, как известно, дело и через чур, трудоёмкое и, конечно же, недешёвое. Так что вопросов по столь небывалому росту расходов по данной статье не должно быть вовсе!

Не оказались забыты при составлении сметы Думы и  иные негативные глобальные финансовые последствия. Опять же за сравнение возьмём год 2009. Последний полный год нахождения прежнего мэра Северска Николая Кузьменко на местном политическом олимпе. Итак, в те недавние годы расходы на содержание городского представительного органа составляли 21 с небольшим миллионов рублей. Минуло время, менялись мы, менялся мир.  И вот в этой же графе, но «в бюджете 2012» с удивлением созерцаем уже 49 с небольшим миллионов! И это без учёта ещё 15 миллионов родненьких «деревянных», заботливо припасённых северским законодателем на ремонтные работы вкупе с приобретением мебели, оргтехники и иных прелестей современной жизни для обитателей местного «Серого дома». Не удивлюсь если количество этих самых "обитателей" в итоге сузится до одного-двух лиц и, конечно же, не из когорты консультантов или даже председателей комитетов местной Администрации или даже Думы. Средства же уйдут на обустройство кабинетов первых лиц города и их заместителей. И не беда, что упомянутые 15 миллионов составляют почти треть от запланированных средств по данной позиции.  А ведь есть ещё детсады, школы, спортсооружения и прочие объекты, требующие пригляда. Но и власть, особенно в нынешнем составе, дешёвой никак быть не может.

Впрочем, любители критиковать чиновничьи аппетиты могут быть, на сей раз, спокойны. Потому как упрекать «северское руководство новой волны» в  их наращивании никак нельзя. Если верить весьма близким перспективам, доля расходов по замысловатой статье "Общегосударственные расходы" в общем бюджетном пироге к 2014 году снизится аж на 0,9%. Чем не победа северского мэра Шамина в его бескомпромиссной битве за эффективность бюджетных трат.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3738