Инновации в образовании
Дата: 21/05/2012
Тема: Кадровая политика


Н.Н.Григорьев, проф. кафедры ТСС  Государственной морской академии им. адм. С.О.Макарова

  В России, да и во всем мире, наметилась устойчивая  тенденция к снижению качества образования, в том числе и морского. Данная тенденция в России является следствием снижения качества общего школьного образования. Поэтому целесообразно рассматривать проблемы образования в целом. Понимание неизбежности катастрофы в образовательной сфере присутствует на всех уровнях. Чиновники, как обычно, видят выход в проведении очередных реформ, которые за последние двадцать лет обрели перманентный характер.


От полного развала систему образования спасает лишь защитное свойство российского менталитета, игнорирующего несуразные усовершенствования. В результате получается, что учебный процесс идет сам по себе, а реформы в угоду чиновникам «вершатся» сами по себе. И это благо для образования, потому что оно - образование еще кое-где существует.  

Процесс любого разрушения развивается по экспоненте, а не линейно, поэтому окончание его по времени предугадать невозможно. Рассчитывать, что ситуация изменится сама собой не приходится. Причины снижения качества образования с завидным (не без умысла) упорством ищут не там, где они находятся. Сентенции чиновников от образования пестрят штампованными фразами: «инновационные образовательные технологии», «интерактивные доски», «стандарты нового поколения», «модернизация» …   

«Есть слова, как монеты, затертые… Неживые, пустые и мертвые». Эти строчки великого шансонье А.Н.Вертинского очень образно характеризуют новомодное течение очередной чиновничьей кампании в сфере образования. Если уж модернизировать - то всё, внедрять инновации - то во всём. Происходящее действо напоминает печально  присную «кукурузную кампанию» Н.С. Хрущева, когда в регионах, расположенных за полярным кругом, поля засевали кукурузой. Ничто не ново под луной. «Планирование зачастую превращают в пышное, хвастливое духовное занятие, представляя себя творческим гением, требуют того, чего сами не могут достичь,  порицают за то, что сами  не могут сделать лучше, предлагают то, что сами не знают, где найти» [И. Кант].

Но вернемся конкретно к морскому образованию, следует отметить еще раз. Вряд ли можно назвать единственную причину снижения уровня его качества. Их много. Но главная, превалирующая – извлечение прибыли в морской отрасли любой ценой. Накладные расходы минимизируются судовладельцами за счет технического состояния судна и низкой заработной платы экипажа. Это возможно в рамках субстандартного судоходства, когда малообразованный специалист согласен работать за гроши и на судах, техническое состояние которых в народе метко окрестили как «ведро с болтами». 

Профессия моряка во все времена была трудной, и поэтому - не популярной. Хотя в определенные исторические периоды быть моряком было престижно. Во времена королевы Виктории в Англии практически все мужское население страны проходило службу на кораблях её Высочества.

В России приобщение юношей к флотской жизни берет начало со времен Петра I. По замыслу царя Морская академия должна была превратиться в аристократическое учебное заведение. Петра I усиленно старался привить охоту к морскому делу. Методы «привития» любви дворянства к учению были довольно жестокими. Своими указами Петр I впервые продекларировал ценность образования. Но как рыночная «ценность» оно стало восприниматься только в 1990-х гг. [1].

В советские времена морские профессии были если не самыми популярными, то весьма престижными. С началом «перестройки» стремительно увеличилось число ВУЗов, и резко сократилась численность СУЗов. Стали закрываться ПТУ. Высшее образование стало всеобщим. Профессии, связанные с реальным сектором экономики, действительно влияющие на её состояние, перестали быть престижными.  И, вопреки ожиданиям, ценность образования девальвировалась. Отказ от госзаказа на подготовку специалистов привел к тому, что число ВУЗов гуманитарного профиля резко выросло. Появились специальности, потребность в которых ни по наполненности учебных программ, ни по количественной востребованности данных «профессионалов», ничем не подтверждалась. Коммерциализация высшего образования привела к снижению качества подготовки специалистов.

Из-за роста криминализации и коррупции в стране непомерно разрослась сфера надзорных отраслей, а, следовательно, и популярность профессий надзорно-контрольного уклона.

Непрестижной стала и профессия учителя. С этого момента начался стремительный развал образовательной системы. И самое страшное - разруха охватила духовную сферу. Учитель, во все времена опора и проводник позитивных государственных начинаний, перестал быть таковым. Тревогу забили не сразу, лишь после того, как результаты поборов «за лояльность» приняли угрожающие масштабы. Срочно начались поиски выхода из опасной ситуации. Вместо очевидного решения проблемы - повышения заработной платы и социального статуса преподавателей началось изобретение реформ и «новых стандартов».               

Чиновники из околообразовательной сферы, манипулируя новомодными терминами, в порыве вдохновения забывают об истинном богатстве русского языка. Если в обиходе полиглотки Людоедки-Эллочки насчитывалось три десятка слов, чиновники от образования довольствуются десятью фразами для  изменения образовательной системы страны.

На Учредительном съезде Всероссийского Педагогического собрания в Москве в 2006 г. подобное рвение было оценено по достоинству. При очередном выступлении, состоящем из набора «инновационных» терминов, в зале раздались дружные аплодисменты делегатов и выкрики с мест: «Хватит, уже слышали». 

Кризис образования принял затяжной характер. Президенту и Премьер-министру при посещении учебных заведений демонстрируют компьютерные классы, интерактивные доски. Но не классы и доски учат учеников – их обучают преподаватели.  Поэтому главам государства в первую очередь надо показывать ведомости на заработную плату преподавателей школ и вузов.


Что же такое инновации в области образования

Инновации предполагают революцию, прорыв. Но никакого прорыва в области российского образования не наблюдается. По данным международных экспертов Россия перекочевала с 3-го места в области образования на 53 позицию. Стремительный рост численности вузов за последние 20 лет опроверг корректность основного закона материалистической диалектики - «переход количества в качество». По мнению 95% россиян, качество образования по сравнению с советским периодом снизилось. Среди учащихся старших курсов технических вузов не редко встречаются теперь и у нас (а не только в американских школах) студенты, не знающие таблицу умножения, значение тригонометрических функций.         

Ошибочно представлять инновацией переход от мела-фломастера к интерактивной доске. Это лишь усовершенствованный технический инструмент. Появление после одномачтового парусного судна двух-, трех-, семимачтовых судов – также лишь метод технических усовершенствований. А вот появление парохода – это инновация.

Инновации в области образования – это Учитель, создавший новую методику обучения. Например, донецкий учитель математики В.Ф. Шаталов, с мелом в руке продемонстрировавший инновационность своего метода. Шаталов еще раз доказал, что «хороших методик ровно столько, сколько хороших учителей». Последовать его примеру пытались многие, удалось только единицам. Учитель-гений – это штучный продукт.  Только хорошая методика в сочетании с интерактивной доской, компьютерными программами способна творить чудеса в области образования. Интерактивная доска, компьютер – лишь средства, достаточно мощные, для создания и совершенствования методик обучения.


Что мешает учителю создавать и совершенствовать методики обучения

На этот вопрос уже давно ответ дал Анаксагор: «Чтобы лампада горела, в нее надо подливать масло». За прошедшие две с половиной тысячи лет мало что изменилось. Анализируя ситуацию в образовании, Н.К. Рерих писал: «Удрученный заботами о насущном существовании, педагог должен сохранять маску долготерпения и улыбку мудрости, в то время как семья его, может быть, не знает, как заключить счеты завтрашнего дня. Почему же от педагога требуется исключительное гражданское геройство? Почему же мы будем ожидать от людей, действительно нуждающихся, постоянных бесконечных жертв».

Появление компьютеров чиновным людом воспринято как панацея от всех проблем в сфере образования, будто при включении ПК происходит то, чего нельзя было достичь с мелом в руках. При использовании новых технологий возникают определенные удобства, но за всё надо платить. Мы только еще начинаем осознавать опасную зависимость от этих технологий, зависимость как мину замедленного действия. Достаточно долгое время она может ничем не выдавать себя. Когда же отрицательные проявления приобретают массовый характер, начинают выявляться опасные последствиями. Первыми это ощутили японцы, наладившие массовое производство дешевой вычислительной техники ещё в 1980-х - начале 1990-х гг.

Уже никого не шокирует факт незнания учащимся таблицы умножения. На первый взгляд ничего страшного в этом вроде бы нет. Но это только на первый взгляд. Передоверие реального восприятия окружающего мира виртуальному способно привести к трагическим последствиям. Пример из моей практики: при расчете критической широты для гирокомпаса при использовании некорректной компьютерной программы получается широта более 90 градусов, чего в принципе быть не может. Но это обстоятельство не смущает нерадивого курсанта – ведь информацию выдал непререкаемый авторитет – компьютер. Учащийся не понимает, что требуется взять дополнение до 90 градусов.

Вызывает беспокойство и то, что при принятии управленческих решений человек все больше передоверяет управленческие функции компьютеру, возлагая тем самым на него функции собственной защиты и спасения. Оказывается, что человек может делать все меньше, а машина все больше. Это ведет к тому, что в массовом производстве работник выполняет действия, предписанные определенным алгоритмом (на морском флоте - так называемыми чек-листами), и не состоянии воспроизвести весь процесс в целом. Реальность воспринимается не целостно (гештальт-восприятие), а фрагментарно. К чему это приводит? Танкер в балласте в осенний период зашел в Финский залив. Во время ожидания постановки к причалу вокруг судна образовался лед. Когда было получено разрешение о заходе в порт, помощник капитана в соответствии с алгоритмом, прописанным в чек-листе, начал проводить проверку рулевого устройства, перекладывая руль с одного борта на другой. Но чек-лист был составлен без учета плавания в ледовых условиях. В итоге - повреждение рулевого устройства.


Диплом о высшем образовании и модернизация

За последние двадцать лет отношение к диплому о высшем образовании изменилось. 75,3% опрошенных считают, что прокормить может не диплом, а связи [2].  Идея модернизации  страны не вызвала энтузиазма в народе. На вопрос: «Готовы ли вы принять участие в модернизации страны» - 57,8% ответили, что их это не касается, «нет» заявили 12,4% [3].

А вот Учитель может сделать многое! Но для этого должны быть созданы соответствующие условия. По мнению специалистов, самым важным является: «кто говорит» (так считают 55% опрошенных), «как говорит» - 38% и лишь 7% -  «о чем говорит». Если все составляющие: «кто», «как» и «о чем» - будут ориентированы на качество обучения, возникнет синергия, позволяющая добиться результатов, которых смог достичь донецкий учитель Шаталов В.Ф.

Пока же всё большее число учащихся оказывается на «плато кривой обучения», когда усилия научить чему-либо тщетны. Минимизировать время пребывания на «плато кривой обучения» можно за счет использования ассоциативных методик, или интеллект-карт Тони Бьюзена. Однако в современных условиях, когда профессия преподавателя морского учебного заведения из самой популярной морской профессии превратилась в самую непопулярную, это невозможно: «нуждающийся Учитель не может зажечь сознание ученика».

Мы теряем последнее, чем гордились по праву, – системное образование. Островков синергии в российском морском образовании все меньше и меньше. Возможно, что «точка невозврата» уже пройдена. Этот авиационный термин всё с большим основанием применим и ко всему российскому образованию. Одними призывами к сообщениям о позитивных изменениях в стране ситуацию не исправишь. Хаджа Насреддин поучал своих соплеменников: «Сколько не говори халва, во рту слаще не станет». Ситуацию с образованием могут исправить умные, а вот «ловкие и продвинутые» свою несостоятельность уже показали. 

Вспомните Н.К.Рериха: «Государство, в котором Учитель нуждается, не имеет будущего».


Источники

1. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна, «Феникс», 2001 г.
2. «Диплом прокормит?»,  ТВ-5, «Открытая студия» 25.01.2010 г.
3. «Модернизацию начни с себя», ТВ-5, «Открытая студия», 12.03.2010 г.
1. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна, «Феникс», 2001 г. 2. «Диплом прокормит?»,  ТВ-5, «Открытая студия» 25.01.2010 г.3. «Модернизацию начни с себя», ТВ-5, «Открытая студия», 12.03.2010 г.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3775