Способ ликвидации последствий аварии на АЭС «Фукусима»
Дата: 29/06/2012
Тема: Безопасность и чрезвычайные ситуации


Н.А.Ермолов, главный инженер лаборатории радиоизотопов ГНЦ РФ-ФЭИ

Способ ликвидации последствий аварии на АЭС «Фукусима» разработан в предположении, что аварийные реакторы находятся на своих штатных местах. Способ включает подготовительные работы и работы по ликвидации последствий аварии.


1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ:

1.1.  изготовление контура циркуляции морской воды для охлаждения аварийных реакторов, находящихся на своих штатных местах и контура циркуляции технической воды для охлаждения морской воды. В составе контуров должны быть установленные после аварийных реакторов ядерно-безопасные фильтры для очистки морской воды, теплообменные аппараты «морская вода – техническая вода», насосы для прокачки морской воды, насосы для прокачки технической воды и градирня или брызгальный бассейн для охлаждения технической воды. Ввод в эксплуатацию изготовленных контуров. Тем самым будет остановлен поток морской воды, подаваемый на охлаждение реакторов на проток, безвозвратно. Замена морской воды в контуре циркуляции на дистиллированную воду;

1.2. изготовление ядерно-безопасных транспортных защитных контейнеров, предназначенных для безопасного транспортирования и длительного хранения аварийных реакторов. В конструкции защитных контейнеров должен быть предусмотрен проток через них охлаждающей воды. Количество защитных контейнеров должно быть равно количеству аварийных реакторов. Защитные контейнеры должны быть оснащены оборудованием контроля подкритичности, радиационной безопасности, температуры и давления в них;

1.3. строительство на сейсмобезопасной территории специальной площадки для длительного хранения контейнеров с находящимися в них аварийными реакторами. Изготовление на специальной площадке контура циркуляции охлаждающей дистиллированной воды для охлаждения аварийных реакторов и контура циркуляции технической воды для охлаждения дистиллированной воды. В составе контуров должны быть установленные после защитных контейнеров с аварийными реакторами ядерно-безопасные фильтры для очистки дистиллированной воды, теплообменные аппараты «дистиллированная вода – техническая вода», насосы для прокачки дистиллированной воды, насосы для прокачки технической воды и градирня или брызгальный бассейн для охлаждения технической воды.  

1.4. строительство комплекса зданий по разделке аварийных реакторов. В составе комплекса должны быть: здание камеры резки реакторов, здание радиохимической переработки топливной композиции, здание переработки и удаления твердых радиоактивных отходов и здание переработки и удаления жидких радиоактивных отходов. Комплекс зданий следует построить на сейсмобезопасной территории или на сейсмически изолированных платформах. Камера резки реакторов должна иметь наверху открывающийся загрузочный люк и должна быть оборудована: подъемно-поворотным столом, мостовым подъемным краном для извлечения аварийного реактора из защитного контейнера и его размещения на подъемно-поворотном столе, дистанционно управляемыми механизмами для разделки реактора на фрагменты, системой обеспечения ядерной безопасности при разделке реактора, мостовым подъемным краном для транспортирования фрагментов реактора, подъемно-поворотными столами меньших размеров для размещения, закрепления и резки фрагментов;

1.5. строительство дирижабля с жестким корпусом, заполняемым горячим воздухом для создания подъемной силы. Дирижабль необходим для извлечения аварийного реактора из штатного места, погружения его в транспортный защитный контейнер и транспортирования контейнера с аварийным реактором. Биологическая защита дирижабля должна быть достаточной для защиты экипажа от излучения аварийных реакторов, что  позволит экипажу длительно зависать над аварийными реакторами на близком от них расстоянии и дистанционно выполнять необходимые работы.

Все подготовительные работы могут быть начаты одновременно.

2. РАБОТЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ:

2.1. Транспортирование дирижаблем первого защитного контейнера на территорию АЭС «Фукусима», открытие защитной крышки контейнера;

2.2. извлечение аварийного реактора из штатного места и погружение его сверху в защитный контейнер посредством подъемных механизмов дирижабля. Закрытие защитной крышки контейнера. Подключение систем контроля и охлаждения контейнера к соответствующим системам дирижабля;

2.3. транспортирование контейнера, подвешенного на дирижабле, до площадки для длительного хранения. Размещение защитного контейнера на площадке;

2.4. отключение контейнера от систем дирижабля и включение его в контур циркуляции охлаждающей дистиллированной воды. Перевод контейнера в режим длительного хранения посредством включения в работу оборудования контура циркуляции охлаждающей дистиллированной воды и оборудования контура циркуляции технической воды;

2.5. последовательные повторения операций 2.1 – 2.4 с остальными транспортными защитными контейнерами и аварийными реакторами;

2.6. длительное хранение защитных контейнеров с аварийными реакторами на специальной площадке. Во время хранения необходимо постоянно контролировать работу оборудования охлаждающих контуров, подкритичность реакторов и радиационную обстановку;

2.7. по окончании строительства комплекса зданий по разделке аварийных реакторов транспортирование дирижаблем первого контейнера с аварийным реактором от площадки для хранения до здания камеры резки. Размещение защитного контейнера с аварийным реактором посредством подъемных механизмов дирижабля в камере резки через открывающийся сверху загрузочный люк;

2.8. дистанционное открытие защитной крышки контейнера, извлечение аварийного реактора из контейнера мостовым краном камеры резки и его размещение на подъемно-поворотном столе. Закрепление аварийного реактора на подъемно-поворотном столе посредством дистанционных механизмов камеры резки;  

2.9. разделка аварийного реактора по специально разработанной программе на фрагменты с использованием исполнительных механизмов камеры резки. Транспортирование фрагментов реактора, установка и закрепление их на подъемно-поворотных столах меньших размеров. Резка фрагментов реактора. Транспортирование топливной композиции в радиохимический цех, металлических фрагментов реактора и активной зоны в цех для переработки и удаления твердых радиоактивных отходов. Дезактивация камеры резки, ревизия и ремонт ее оборудования, подготовка систем камеры резки к приему следующего аварийного реактора.

Все предусмотренные в способе работы соответствуют современному уровню техники и являются выполнимыми. Время на осуществление способа 10 – 12 лет.

После перемещения аварийных реакторов на площадку для длительного хранения можно будет дезактивировать помещения АЭС «Фукусима» и приступить к ее реконструкции. Реконструированная АЭС, с учетом сейсмоопасности должна состоять из нескольких энергоблоков, каждый из которых должен быть целиком установлен на одной, своей, сейсмически изолированной платформе.

Собственники комплекса зданий, дирижабля и защитных контейнеров могут выполнять заказы на транспортирование и разделку других выведенных из эксплуатации ядерных реакторов. Дирижабль можно будет использовать для тушения пожаров, перевозки грузов, мониторинга окружающей среды, в системах связи и выполнения многих других работ.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3876