Атомная энергетика в повестке Саммита Большой Восьмерки в июле 2006 г.
Дата: 15/03/2006
Тема: Атомная энергетика


М.В.Хорошев, эксперт МАГАТЭ от России

На предстоящем Саммите Большой Восьмерки 2006 года руководителям ведущих индустриальных стран предоставляется уникальная возможность комплексно рассмотреть вопросы энергетики в контексте концепции Устойчивого развития. Готовясь к Саммиту, Представители разных стран, пытаются донести до своих лидеров идеи о значимости ядерной энергетики для решения глобальных энергетических проблем. Вопрос о том, как это сделать наиболее эффективно является предметом многочисленных дискуссий в настоящее время. Хотелось бы поделиться общими соображениями о возможном контексте рассмотрения атомной энергетики на Саммите. Идея такого контекста сформировалась у автора в результате участия как минимум в десяти международных конференциях, дискуссий внутри международной координационной группы ИНПРО/МАГАТЭ, обсуждений с российскими специалистами, вовлеченными в ИНПРО, а также переписки с отдельными представителями Американского ядерного общества.

Необходимость включения атомной энергетики в повестку Саммита 2006 г.

Предлагаемые в настоящее время механизмы (субсидирование ветряной, солнечной энергетики и пр.) не способны решить проблему в глобальном масштабе. В угоду некоторым «зеленым правительствам» атомная энергетика до сих пор стыдливо не упоминается среди механизмов «чистого развития» Киотского протокола. Руководители ведущих индустриальных стран предпочитают лоббировать закупки западными компаниями российского газа вместо того, чтобы взять на себя ответственность и инициативу по разработке инновационных ядерных технологий, которые, в том числе, позволили бы развивающимся странам поднять уровень энергопотребления на душу населения и, тем самым, поднять их уровень жизни.

Обсуждение на Большой Восьмерке энергетической безопасности может свестись в основном к обсуждению доступа западных компаний к российским месторождениям нефти и газа. Такое недальновидное рассмотрение проблем энергетики представляется неприемлемым для политиков такого уровня. При подготовке к Саммиту необходимо отделаться от «страусиной позиции» и всерьез комплексно обсудить энергетическую стабильность с учетом всего многообразия проблем мирового развития. Повестка Саммита не подразумевает проведение научной конференции на данную тему. Однако, если многокритериальный анализ проблем мировой энергетики не станет основой для групп экспертов при подготовке Саммита и если к мнению ученых, занимающихся стратегическими оценками, не прислушаются, это выльется в поверхностное обсуждение на Саммите, и в очередной раз продемонстрирует неспособность индустриального мира конструктивно решать собственные проблемы, в том числе за счет оказания конструктивной помощи развивающимся странам.

Устойчивое энергоснабжение является ключевым фактором мирового развития. Об этом уже завили многочисленные международные форумы, организации, конференции. Однако до сих пор не найден метод комплексного анализа проблем энергетики в глобальном масштабе.

Опыт ИНПРО по разработке методологии для комплексной оценки ядерных энергосистем в концепции устойчивого энергоснабжения

Одной из попыток разработать и принять согласованный метод комплексного анализа ядерных энергосистем в концепции устойчивого развития явилась разработка методологии оценки инновационных ядерно-энергетических систем в ходе международного проекта ИНПРО.

Международный проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (International Project on Innovative Nuclear Reactors and Fuel Cycles, далее – проект ИНПРО) был развернут Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в ответ на инициативу президента РФ В.В.Путина, выдвинутую им на Саммите тысячелетия в 2000 году, «Об объединении под эгидой МАГАТЭ международных усилий по обеспечению стабильного энергетического развития на основе ядерных технологий».

Цель проекта ИНПРО – развитие инновационных ядерных энергетических систем (ИЯЭС) и ядерных топливных циклов (ЯТЦ), исключающих использование наиболее «чувствительных» материалов (плутоний и высокообогащенный уран) и технологий (обогащение, переработка), снижающих риск распространения, решающих проблему безопасного обращения с радиоактивными отходами, экономически выгодных и экологически безопасных в эксплуатации.

В ходе ИНПРО разработана холистичная (целостная, комплексная) методология оценки и сравнения инновационных ядерно-энергетических систем (ИЯЭС) – методология ИНПРО.

Суть методологии состоит в комплексном подходе при оценке потенциала различных ИЯЭС для устойчивого обеспечения энергетических потребностей в 21 веке на национальном, региональном и глобальном уровнях. Оценка ИЯЭС проводится на соответствие базовым принципам и вытекающим из них требованиям пользователей в различных, противоречащих друг другу областях: экономика, воздействие на окружающую среду, безопасность реакторов и топливных циклов, обращение с радиоактивными отходами, нераспространение ядерного оружия, наличие адекватной инфраструктуры, включающей организационные меры (такие как международные соглашения, гармонизированная база лицензирования и т.д.).

Применение методологии ИНПРО в ходе проводимых в восьми странах исследованиях ИЯЭС становится, по сути, базой для объединения мнений экспертов и выявления слабых мест той или иной концепции. Методология ИНПРО является составной частью системного анализа развития энергетики, целью которого в данном случае является выработка направлений международного сотрудничества.

Другие инициативы и форумы

В настоящее время в США ведется работа по осмыслению и наполнению конкретным содержанием провозглашенной Министерством энергетики США инициативы по Глобальному ядерно-энергетическому партнерству (Global Nuclear Energy Partnership- GNEP).

GNEP собирается стать клубом поставщиков ядерных технологий. Членом клуба может стать лишь страна по особому приглашению. В настоящее время это США, Франция, Япония, Россия, Китай и Великобритания.

В то же время происходит переосмысление роли и места форума «Четвертое поколение» (Generation IV International Forum, GIF), инициированным США примерно в то же время, что и ИНПРО. Судя по последним сообщениям о бюджетных планах США на 2007 год, финансирование GIF существенно сокращено – на 23 млн долларов. Такое перераспределение бюджетных средств свидетельствует об осознании администрацией США важности работ по развитию ЯТЦ внутри страны и во взаимодействии с ведущими странами – поставщиками ядерных технологий. Так в США до сих пор законодательно запрещен возврат топлива и отходов после использования и переработки топлива в других странах. И это не будет сделано до тех пор, пока в США нет необходимых технологий по обращению с отработавшим топливом. Для решения этих проблем США необходимы партнерские отношения в рамках GNEP.

Важно, чтобы GNEP не стал клубом богатых стран, обслуживающим интересы его членов путем установления императивов и требований, дискриминирующих доступ развивающихся стран к ядерно-энергетическим технологиям.

Проект ИНПРО в этом смысле может служить примером объединения усилий поставщиков ядерно-энергетических и их будущих потребителей при совместной разработке ИЯЭС с применением комплексной методологии их оценки на соответствие будущим требованиям пользователей.

Предложение по контексту обсуждения на Саммите роли атомной энергетики в обеспечении энергетической безопасности

Представляется, что значимость широкомасштабной инновационной атомной энергетики в решении проблем энергетической стабильности для устойчивого развития человечества должна быть заявлена на Саммите. Перспективы ее развития могут и должны быть в общих чертах определены.

Суммируя результаты многочисленных форумов, представляется, что наиболее эффективным может быть следующий контекст обсуждения ядерной энергетики на Саммите:

• Растущие энергетические потребности, растущее воздействие антропогенной деятельности человека на окружающую среду, а также другие аспекты концепции Устойчивого развития приводят к необходимости внедрения широкомасштабной атомной энергетики. Атомная энергетика должна быть внесена в список механизмов «чистого развития», предусматриваемых Киотским протоколом.

• В настоящее время требования, предъявляемые к атомной энергетике, намного выше, чем к другим энергоисточникам. Это должно быть пересмотрено. Не в сторону ослабления требований, а в сторону разумного сопоставления их с требованиями к другим энергоисточникам. Все энергопроизводящие технологии должны оцениваться с применением холистичной методологии, и при их сопоставлении должна использоваться единая шкала требований. Роль каждой энерготехнологии может быть определена с учетом сценария развития той или иной страны (группы стран, региона или мира в целом), а также с учетом ее воздействия на различные стороны хозяйственной и общественной жизни.

• Возникает необходимость энергетической программы Большой Восьмерки, а возможно, и более широкой группы стран. При разработке этой программы должны будут сопоставлены различные эффективные способы получения и использования энергии с учетом факторов стабильности, безопасности, окружающей среды, нераспространения ядерного оружия, экономики и инфраструктуры (включающей, среди прочего социальные и политические аспекты).

• Необходимо использовать инновационные подходы, способствующие внедрению широкомасштабной атомной энергетики в мире, а именно, инновации в ядерных энерготехнологиях и инновации в инфраструктуре.

• Под инновациями в технологиях понимается необходимость создания Инновационных Ядерных Энергетических Систем (ИЯЭС). Различные ядерные реакторы и предприятия ядерного топливного цикла (имеющие различные функции в замкнутом ядерном топливном цикле) структурированные в качестве компонент ИЯЭС будут востребованы для того, чтобы обеспечить широкий спектр электрических и неэлектрических услуг. Национальные/региональные ИЯЭС могут рассматриваться как компоненты, составляющие глобальную ИЯЭС. Внедрение ИЯЭС позволят со временем качественно изменять роли различных энергоисточников в глобальном энергобалансе (например, водородная энергетика на начальном этапе своего развития может использовать ИЯЭС для производства водорода для очистки от примесей моторных топлив, сохраняя при этом всю действующую инфраструктуру нефтяной промышленности, используемую для транспортных нужд).

• Под инновациями в инфраструктуре понимается, среди прочего, развитие организационных мер (норм, правил, регулирующих документов) и финансовых механизмов, способствующих развитию атомной энергетики. В качестве инновационных финансовых механизмов могут быть предложены усовершенствованные схемы страхования, государственные гарантии долгосрочных кредитов, изменения в налоговой политике, создающие условия для постепенного перетока ресурсов (интеллектуальных, финансовых, людских) в существенных масштабах из неэффективных отраслей углеводородных технологий в инновационную ядерную энергетику.

• Для своевременного внедрения инноваций, способствующих развитию и внедрению широкомасштабной атомной энергетики необходимо международное сотрудничество. Необходимо, не теряя времени, начать проведение необходимых НИОКР, разрабатывать различные компоненты ИЯЭС (включая ее инфраструктурные составляющие) и внедрять ИЯЭС как значимый источник энергии в глобальном энергобалансе.

В заключение хотелось бы отметить, что на Саммите Большой восьмерки 2006 г. в Санкт-Петербурге предоставляется возможность комплексно рассмотреть вопросы энергетики в контексте концепции Устойчивого развития, и в этом контексте необходимо уделить серьезное внимание атомной энергетике. Инновации в ядерном способе производства энергии способны качественно изменить роли различных энергоисточников в глобальном энергобалансе, придав при этом устойчивость всей структуре энергетики.

Авторитет России в области ядерной энергетики может быть закреплен, если Саммит поддержит предложение о разработке энергетической стратегии Восьмерки (а возможно, и более широкого круга стран) с учетом опыта ИНПРО.

Предложенный в этой статье контекст обсуждения проблем энергетики на Саммите является результатом многочисленных дискуссий российских экспертов ИНПРО со многими специалистами на международных конференциях. Представители разных стран, готовясь к Саммиту, пытаются донести до своих правительств идеи созвучные с предложенным контекстом.

Представляется целесообразным в развитие недавней инициативы президента Путина на Евразийском Саммите инициировать и провести исследование по подготовке рынка к широкомасштабному развитию ядерной энергетики. Целью такого исследования может стать выработка рекомендаций по установлению переговорного процесса с ведущими производителями ядерных технологий и с форумами, на которых происходит выработка подходов по топливным циклам, включая места размещения центров ЯТЦ, условия конкурсов и т.д.

Представляется, что значимость широкомасштабной инновационной атомной энергетики в решении проблем энергетической стабильности для устойчивого развития человечества должна быть заявлена на Саммите и может быть услышана мировым сообществом по его результатам. Обозначение на Саммите основных направлений развития инновационной атомной энергетики будет способствовать активизации механизмов ее развития. Прежде всего, это касается инвестиций, совершенствования финансовых и политических механизмов развития энергетики, организации международного сотрудничества для проведения НИОКР и внедрения ИЯЭС и т.д.

Журнал «Атомная стратегия» № 21, март 2006 г.





Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=393