Срок окупаемости проекта Балтийской АЭС - 19 лет
Дата: 06/09/2012
Тема: Энергетическая безопасность



Комментарии ГК «Росатом» к положениям резюме анализа «Балтийская АЭС энергетическая безопасность Калининградской области» подготовлены В.П.Титовым, сопроводительное письмо подписано заместителем гендиректора К.Б.Комаровым.


Введение

1. Все потенциальные инвесторы из стран ЕС отказались участвовать в этом проекте.

Данное утверждение не соответствует действительности. В настоящее время Госкорпорация «Росатом» и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» ведут переговоры с рядом крупных энергетических компаний и финансовых институтов о возможности их участия в качестве стратегического инвестора в проекте Балтийской АЭС. Со всеми потенциальными партнерами подписаны соглашения о конфиденциальности проводимых переговоров, поэтому в настоящее время Госкорпорация «Росатом» не может предоставить более подробную информацию по данному вопросу.

При этом возможности привлечения внешнего финансирования на реализацию проекта Балтийской АЭС не ограничиваются лишь инвестиционными инструментами. В частности, в настоящее время завершается структурирование сделки по кредитованию синдикатом банков поставки оборудования машинного зала (с использованием тихоходной турбины ARABELE) совместным франко-российским предприятием ООО «Альстом-Атомэнергомаш». Министерство финансов Франции подтвердило готовность Правительства Франции участвовать в поддержке финансирования проекта в форме предоставления гарантий государственного агентства экспортного кредитования (СОFАСЕ).

Таким образом, зарубежные партнеры могут участвовать в проекте Балтийской АЭС в качестве стратегических инвесторов, поставщиков оборудования, кредиторов и покупателей электроэнергии. Каждая из перечисленных ролевых моделей предполагает возможность привлечения внешнего финансирования в проект Балтийской АЭС. Перспективные варианты сотрудничества по каждому из указанных направлений прорабатываются Госкорпорацией «Росатом» и ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" во взаимодействии с потенциальными партнерами.

Раздел 1. Динамика электропотребления и роста стоимости электроэнергии в 2006-2012 гг. с прогнозом до 2020 г.

1.1В период 2011 - 2020 гг. с учётом энергосбережения максимальное потребление электроэнергии в регионе не превысит 5,5-6 млрд. кВт.ч. До 2015 г. средняя стоимость электроэнергии на оптовом рынке в Калининградской области превысит среднюю цену на электрической бирже NordPool и в странах Балтии.

Данное утверждение не соответствует действительности. В соответствии с оценками Правительства Калининградской области, ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ОАО «Институт Энергосетьпроект» по базовому сценарию электропотребление в Калининградской области к 2020 году составит около 7 млрд. кВтч.

В соответствии с приказом ФСТ России от 06 декабря 2011 года № 327- э/3 тариф на электрическую энергию и мощность, приобретаемую на оптовом рынке Калининградской области по регулируемым ценам (тарифам) в целях экспорта в электроэнергетические системы иностранных государств в 2012 году составляет: 800 руб/мВтч (электрическая энергия) и 304,6 тыс.руб.мВт (в месяц) (мощность) или 1 218 руб/мВт.ч. в одноставочном исчислении (3 евро цента кВт.ч.). Средняя стоимость электроэнергии на бирже 1Чогс1 Роо1 в этот же период составляет 3,3 евро цента кВт.ч. В соответствии с прогнозом Министерства экономического развития РФ средняя стоимость электроэнергии на оптовом рынке Калининградской области в 2015 году составит 1 726 руб. мВт.ч. (4,3 евро цента КВт.ч.). Прогноз стоимости электроэнергии на рынках стран Балтии (Литва, Латвия, Эстония), подготовленный ведущей скандинавской компанией, осуществляющей поддержку модели рынка 1Чогс1Роо1, показывает, что средняя стоимость электроэнергии в 2015 году на этом рынке составит 5,5 евро цента кВт.ч.

Существуют и более оптимистичные с точки зрения перспектив сбыта электроэнергии Балтийской АЭС оценки средней стоимости электроэнергии на рынках Литвы, Польши и Германии. Так согласно имеющимся прогнозам к 2017 году средняя стоимость электроэнергии составит: в Германии - 7,8 евро цента за кВт.ч, в Польше - 7,5 евро цента за кВт.ч, а в Литве - 5,8 евро цента за кВт.ч.

Таким образом, прогнозируемая конъюнктура цен на рынке Балтийских государств создает благоприятные условия для экспорта электроэнергии с Балтийской АЭС.


2.1 Регион имеет единственный энергоисточник - Калининградскую ТЭЦ - 2. Нормативная резервная мощность 450 МВт - отсутствует. Энергетика области на 100% зависит от газа, поставляемого из России через территории Белоруссии и Литвы.

Как абсолютно справедливо указано авторами, в настоящее время энергоснабжение потребителей Калининградской области осуществляется за счет единственного источника - Калининградской ТЭЦ -2, установленная мощность которой составляет 900 МВт. При этом в Калининградской энергосистеме по состоянию на сегодняшний день отсутствуют возможности для надлежащего резервирования, в первую очередь в период ремонтов Калининградской ТЭЦ -2, а также сетевого оборудования ЭК БРЭЛЛ.

Балтийская АЭС позволит создать условия для устойчивого и безопасного функционирования энергосистемы Калининградской области, прежде всего, необходимый объем установленной и резервной мощности.

Таким образом, одной из главных целей сооружения Балтийской АЭС, помимо экспорта электроэнергии за рубеж, является обеспечение энергетической безопасности Калининградской области, что создает значительный потенциал для развития региона.


3.1.   Проблемы выдачи мощности Балтийской АЭС в энергосистемы Литвы и Польши. Германии и Финляндии

3.1.1     В связи с огромной единичной мощностью атомных энергоблоков -  1,2 ГВт, их невозможно подключить к Калининградской энергосистеме.

Присоединение Балтийской АЭС к Калининградской энергосистеме будет осуществлено на напряжении 330 кВ. Предлагаемые в схеме выдачи мощности Балтийской АЭС решения обеспечат выдачу всей располагаемой мощности электростанции в нормальной и аварийной схеме, а также повысят надежность Калининградской энергосистемы (за счет создания 2-го кольца 330 кВ).

3.1.2    Все технические решения по проекту Балтийской АЭС и продаже электроэнергии в эти страны требуют заключения межгосударственных соглашений.

Заключение договоров на поставку электроэнергии за рубеж не требует наличия межгосударственных соглашений и осуществляется хозяйствующими субъектами. Так, например, в 2011 году ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" поставило по действующим внешнеэкономическим договорам с иностранными компаниями в Финляндию около 6 млрд. кВтч, а в Литву - более 2,5 млрд. кВтч электроэнергии.

3.1.3    Евросоюз последовательно реализует третий энергетический пакет, целью которого является отделение к 2014-2015 гг. энергосистем стран Балтии от энергосистемы России.

Данное утверждение не соответствует действительности. Такая формулировка целей третьего энергетического пакета не заявлялась представителями ЕС. По самому оптимистичному сценарию развития собственных генерирующих мощностей стран Балтии энергосистема этого региона достаточно долго будет зависеть от поставок электроэнергии из России.

В настоящее время Россия и Республика Беларусь проводят консультации с Евросоюзом по согласованию текста Соглашения о совместной работе Единой энергетической системы Российской Федерации и энергетических систем Республики Беларусь, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики в синхронном режиме.


3.2.1   Официальная суммарная нетто-мощность всех энергоисточников энергосистем стран Балтии составляет 8,7 ГВт. Такая мощность собственных электростанций, в случае необходимости, с запасом более 40 % обеспечивает электропотребление всех этих стран. Польша имеет крупнейший в Восточной Европе энергетический комплекс, 29,ЗГВт. Собственное потребление обеспечивается с двукратным резервом мощности собственных электростанций. И это развенчивает инициированный Росатомом миф, что страны Балтии испытывают дефицит генерирующих мощностей.

Имеющиеся прогнозные данные (Статистические агентства соответствующих стран, ЕNTS0-Е, СЕRА, GlobalInsight, оценки SG) позволяют говорить о дефиците электроэнергии в регионе стран Балтии, Польши и Германии к 2020 году: например, ЕNTS0-Е прогнозирует дефицит до 16 ГВт установленной мощности.

Указанный дефицит во многом связан с предполагаемым выводом из эксплуатации старых угольных станций в соответствии с нормативными документами Евросоюза по выбросу двуокиси серы (2009-2015) и окиси азота (2016-2020), а также фактом естественного старения генерирующих мощностей.

В частности в одной только Польше до 2020 года будут выведены из эксплуатации около 11 ГВт угольных станций, более 45% из имеющихся станций имеют возраст 30-40 лет. При отсутствии нового строительства энергосистема Польши уже к 2018 году становится дефицитной. Литва испытывает значительный дефицит электроэнергии после закрытия Игналинской АЭС. При этом в регионе в настоящее время ни один из масштабных проектов замещения выбывающих мощностей не перешел в стадию реализации.


3.3.1    4 марта 2011 года ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и ее литовская дочерняя компания 1п1ег КАО Ые1има заключили агентский договор об экспорте электроэнергии с Балтийской АЭС «...» Заявленная экспортная стоимость электроэнергии Балтийской АЭС для литовского рынка предложена 4,5 евро центов за КВтч. Стоимость электроэнергии с Балтийской АЭС будет в 2,5-3 раза выше рыночной на NordРооl и будет неконкурентоспособной.

Договор между ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и Inter RАО Lietuvа не является агентским. Ссылка на якобы заявленную стоимость электроэнергии Балтийской АЭС в размере 4,5 евро центов за кВтч не соответствует действительности. Что касается тезиса о неконкурентоспособности электроэнергии Балтийской АЭС на литовском рынке, см. подробное изложение в п. 1.1. выше.

3.3.2    Для реализации подключения БАЭС к энергосистеме ЕNTS0-Е устроителям проекта необходимо ...подписать соглашение с Евросоюзом о создании совместного электрорынка

Поставки по экспортным контрактам не требуют создания совместного «электрорынка», т.е. разработки совместных правил торговых обменов. В Евросоюзе и России действуют отличные друг от друга законодательные и нормативные базы, регулирующие функционирование электроэнергетических рынков. У России ни с одной зарубежной страной нет совместного рынка, тем не менее, поставки электроэнергии осуществляются практически по всему периметру госграницы. Примеры объемов поставок в Финляндию и Литву приведены в п. 3.1.2.

3.3.3    Затраты на сооружение Балтийской АЭС не должны покрываться за счет безвозвратных инвестиций Росэнергоатома, оплаченных всеми российскими потребителями, а также частично российским бюджетом.

Инвестиции в сооружение Балтийской АЭС не являются безвозвратными. Проведенные расчеты показывают экономическую эффективность проекта. Срок окупаемости проекта составляет 19 лет. Проект имеет положительную чистую приведенную стоимость, норму доходности, обеспечивающую возвратность долгосрочных инвестиций ОАО «Концерн Росэнергоатом», зарубежных партнеров, привлеченных для участия в проекте. С целью реализации проекта и гарантированности возврата инвестиций создана Проектная компания ОАО «Балтийская АЭС», которая будет являться собственником АЭС. Предусмотрена возможность участия в капитале Проектной компании иностранных инвесторов на уровне 49%. Ведутся переговоры с крупнейшими электроэнергетическими компаниями по их участию в капитале Проектной компании.

Расходование средств на сооружение Балтийской АЭС осуществляется в соответствии с трехлетней инвестиционной программой ОАО «Концерн Росэнергоатом», утверждаемой Минэнерго России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», а также согласно перечням объектов капитального строительства инвестиционной программы, ежегодно утверждаемым Госкорпорацией «Росатом» по согласованию с федеральными органами исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минэнерго России и ФСТ России).








Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4007