Хроника безответственности или «денег на достройку нет»
Дата: 09/11/2012
Тема: Сооружение атомных объектов


Василий Ковалев, Санкт-Петербург
В семидесятых годах под атомной эйфорией и лозунгом «мирный атом в каждый дом» стратеги из СССР решили обогреть  российские  города  горячей водой, полученной на атомных реакторах АСТ-500. В Горьком, Воронеже  стали строить  «атомные котельные».  Известно,  что получилось из  этой  «атомной затеи» –  «зарыли деньги в землю». Новое время  порождает новых стратегов и новые идеи. Одна из них – плавучие  АЭС вдоль Северного морского пути для освоения  Крайнего Севера. Однако суровая реальность и нынешние судебные разборки показывают, что в результате и этой затеи все брошено и «уведено много деньг за границу».


В свое время А.Д.Сахаров, отвечая на вопросы Б.Е.Немцова, заметил, что если бы его (Сахарова – ред.) выбрали председателем горисполкома, то «…я бы сделал все, что в моей власти, чтобы ACT (в Горьком - ред.) не строилась. Тут, конечно, есть про­блема, связанная с огромными затратами на строительство. Ведь затрачено более 200 млн. рублей»... Он сказал также, что население готово даже собрать деньги, чтобы компенсировать затраты. Такой опыт есть в Австрии – «…после общенационального референдума, показавшего, что население против строительства атомных станций, были собраны средства, компенсирующие часть расходов, затраченных на возведение объектов атомной энергетики».

Жители Горького  пришли к единогласному решению приостановить строительство  Горьковской АСТ-500, и строительство  было остановлено. Жители Воронежа, чтобы отгородить себя от экологических неприятностей,  тоже пришли к единогласному решению о приостановке строительства  Воронежской АСТ-500. Сегодня  его объекты распродаются как недвижимость, по состоянию на 1 августа 2012 года продано 70% объектов.

А.Д. Са́харов считал крайне опасным строительство наземных станций. Он считал, что в случае вооруженного конфликта, террористического акта, ошибок персонала, природных катаклизмов подвергаются смертельной угрозе жизни миллионов людей. Сегодня слова великого ученого и гуманиста подтверждают последствия землетрясений у берегов Японии и ураганов в США, взрывы реакторов на АЭС Фукусима-1 и бряцание оружием Израиля вокруг атомных объектов Ирана.

В 1991 году белорусскими властями было принято решение о перепрофилировании законсервированной Минской атомной станции теплоснабжения. «4 августа 1999г. ТЭЦ-5 города Минска была  включена, и был поставлен под промышленную  нагрузку тепловой энергоблок мощностью 330 МВТ». Перерождение  атомной электростанции в тепловую даже на поздних этапах строительства АЭС – живой пример тому, что средства, затраченные на возведение станции, в случае отказа от атомной энергии, не обязательно как в России «закапывать в землю».

К счастью эйфория прошла, города  не замерзли, жизнь продолжается в Воронеже и Нижнем Новгороде и без атомных  станций теплоснабжения  АСТ-500.

15 апреля 2007 года на ОАО «Севмаш» состоялась закладка плавучей АЭС с двумя реакторными установками КЛТ-40С с электрической мощностью по 70 МВт, в активные зоны, которых загружено почти две тонны 19% - U235. О проблемах, которые возникнут, уже тогда догадывались, писали.

Прошло два года. В одном из углов сборочного цеха ОАО «Севмаша» валялась груда железа, пока ее не порезали на части, и в 2009 году не передали в счет договора (как объект незавершенного строительства плавучей АЭС) в  работу в ОАО "Балтийский завод" (структура ОПК). Соглашением от 08.04.2009 № 1  общая оценочная стоимость «груды железа» была определена в размере 1 138 089 256 рублей... Цена завершения строительства по договору составила 9 982 800 000 рублей. Завершить строительство  планировалось к 2012 году. Деньги на строительство, полученные от ОАО "Концерн Энергоатом" (РЭА), ОАО «Балтийский завод» держал на счетах Межпромбанка, который сам оказался в сложном финансовом положении после того, как принадлежащая экс-сенатору Сергею Пугачеву "Объединенная  промышленная корпорация" (ОПК) обанкротилась.

Летом 2010 года ЦБ России  пошел на беспрецедентное решение, рассрочив долг Межпромбанка на полгода (до 1 января 2011 года) и взяв под него в залог по номинальной стоимости судостроительные активы ОПК. Сумма кредитов, выданных ЦБ Межпромбанку, составила 32 миллиарда рублей. Впоследствии он лишился лицензии и 30 ноября 2010 года был признан банкротом. Деньги вместе с семьей экс-сенатора Пугачева уехали за границу, а активы ОПК оказались брошенными. Впрочем, мало ли у нас брошенных активов и вывезенных за рубеж денег. Фамилии березовских, лужковых, бородиных и многих других хорошо известны, однако, «воз и ныне там».

Итак, в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ кредиторы подали  заявление о банкротстве в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти о несостоятельности ОАО "Балтийский завод". 16 января 2011 г. (дело А56-47238/2011) была введена процедура наблюдения, которая неоднократно продлевалась, поскольку не все требования кредиторов были установлены. Суммарный размер не рассмотренных судом требований составлял более 13 млрд. руб, что значительно превышает 50% общей суммы заявленных кредиторами требований. Кроме того,  в апелляционной инстанции не рассмотрена жалоба по требованию Компании «Стена РоРо», сумма требования которой превышает 1 млрд. руб.

29 октября 2012 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти по делу А56-47238/2011 решил прекратить процедуру наблюдения в отношении ОАО «Балтийский завод», признать его несостоятельным (банкротом) и открыть в отношении должника процедуру банкротства – конкурсное производство сроком на 6 месяцев. С введением конкурсного производства, имущество предприятия пройдет инвентаризацию и будет проведена его оценка независимым оценщиком. Сформированная  конкурсная масса будет выставлена на аукцион. Поскольку ОАО "Балтийский завод" отнесено к стратегическим  предприятиям, то в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)» (№ 127-ФЗ) преимущественное право выкупа будет у Российской Федерации. В июле этого года ОАО «Оъединенная судостроительная компания» (ОСК) выкупила на торгах у Центробанка России контрольный пакет акций (88,32%) ОАО "Балтийский завод" за 224 млн рублей. Для спасения трудового коллектива было создано новое юридическое лицо – ООО "Балтийский завод-Судостроение", которое использует производственные мощности ОАО "Балтийский завод». (Объединенная судостроительная корпорация – это 80% всех судостроительных проектов в России. ОСК объединяет лучшие судостроительные, судоремонтные предприятия и проектные бюро).

Во времена экс-сенатора Сергея Пугачева ОАО "Балтийский завод», не имея реальной выручки, активно кредитовался. Конкурсными кредиторами Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области установил банки: ОАО "Ханты-Мансийский банк", ОАО «Сбербанк России»; поставщиков металла: ОАО «Металлургический завод «Электроcталь», ООО «НеваМеталлТрэйд»; поставщиков энергоносителей: ЗАО «Газпром Межрегионгаз СПб» и еще не один десяток предприятий.

Ключевым вопросом в деле банкротства ОАО Балтийского завода, была плавучая АЭС.

По иску РЭА арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти наложил обеспечительный арест на строящуюся на ОАО «Балтийский завод» плавучую АЭС. РЭА потребовал признания прав собственности на судно стоимостью 9 млрд. 982 млн. 800 тыс. рублей, строящееся на его деньги, из-за опасений, что в отношении ОАО «Балтийский завод» будет начато банкротство и плавучая АЭС войдет в эту конкурсную массу.

24 октября 2011 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти (дело № А56-22166/2011) отменил обеспечительные меры по заявлению РЭА, принятые определением от 26.07.2011. ОАО  «Балтийский завод» на основании статьи 421 Гражданского кодекса РФ и Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 21.07.2006 № 87; зарегистрировал право собственности на строящуюся плавучую АЭС.

26 января 2012 года тринадцатый арбитражной апелляционный суд постановил: решение арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти от 24 октября 2011г. по делу № А56-22166/2011 оставить без изменения,  апелляционную жалобу ». РЭА – без удовлетворения.

2 июля 2012 года РЭА, наконец, оспорил в кассационной  инстанции в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа право собственности на строящееся судно.

Однако, не все так просто. Целый год понадобился чтобы, кассационная инстанция нашла ошибочной ссылку предыдущих судов, а именно Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти и тринадцатого арбитражного апелляционного суда в подтверждение возникновения права собственности на строящееся судно у ОАО «Балтийский завод».

Приведу лишь констатирующую часть постановления:

«Кассационная инстанция посчитала, что в данном случае признание отсутствующим зарегистрированного права собственности ОАО «Балтийский завод»  на строящееся судно является надлежащим способом защиты, который может быть применен по требованию  РЭА. Выступая в качестве заказчика по договору от 26.02.2009, является лицом, которому исполнитель должен передать результат работ и у которого по окончании строительства возникает право собственности на этот результат работ. Наличие зарегистрированного права собственности ОАО «Балтийский завод» на строящееся судно будет препятствовать в последующем оформлению права собственности на вещь за РЭА, приобретающим это право в порядке пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, наличие зарегистрированного права собственности на строящееся судно за ОАО «Балтийский завод» предоставляет последнему юридическую возможность распорядиться этим имуществом по своему усмотрению, что противоречит существу подрядных правоотношений. К тому же, как пояснили стороны, в настоящее время договор от 26.02.2009 прекращен в связи с отказом РЭА от него. При таких обстоятельствах кассационная инстанция решила  в признании  отсутствующим зарегистрированного права собственности ОАО «Балтийский завод» на строящийся плавучую  АЭС. Подлежат отмене, поскольку судебные акты в этой части основаны на неправильном применении норм материального права, а исковые требования РЭА в этой части подлежат удовлетворению».

Теперь, когда имеется постановление, и договор РЭА с ОАО Балтийский завод» расторгнут, РЭА может принять плавучую АЭС на свой баланс в собственность и передать его на достройку на любое другое предприятие. Но от него уже ничего не зависит. Денег на достройку нет, 9 982 800 тыс. рублей, отпущенные на строительство плавучей АЭС, растворились. Строительство плавучей АЭС на ОАО «Балтийский завод» остановлено. Остается снова просить деньги из бюджета страны.

На сегодняшний день производственные мощности бывшего ОАО "Балтийский завод" – это единственная площадка, оптимизированая для строительства надводных военных кораблей практически всех типов, в том числе с ядерными энергетическими установками. Поэтому и зачастили сюда премьеры и вице-премьеры – очень уж хотелось погасить скандал и исправить критическую ситуацию. Как сказал вице-премьер Дмитрий Козак: "бывший собственник специально, умышленно затягивал судебные споры с Центральным банком, для того чтобы продолжать выводить активы, деньги с завода (несмотря на то, что около 3 миллиардов рублей уже было потеряно в обанкротившемся Межпромбанке»).

После продажи активов и расчета с кредиторами ОАО «Балтийский завод» будет ликвидировано. Осуществить  процедуру  конкурсного производства будет нелегко, среди кредиторов ОАО «Балтийский завод» банки. А они не любят терять свои деньги, и будут принимать меры по их возвращению.

Просить, как писано в Евангелии от Матфея: «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…» экс-сенатору Пугачеву уже вряд ли уместно. А вот обратиться к Господу через Евангелию от Луки: «…и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого», в самый раз – уж больно много горя своей жадностью и безответственностью он принес работникам предприятий.

Не наше дело разбираться в чужих долгах и прощать чужие грехи, надеюсь, государство и само научится когда-нибудь защищать себя и своих граждан. А что делать с плавучей АЭС – это вполне дискуссионная тема. Может быть по-хозяйски, как поступили в свое время со станцией теплоснабжения АСТ-500 в Минске? Не обязательно снова «закапывать деньги в землю». Можно, например, преобразовать проект плавучая АЭС в плавучую ветровую электростанцию. Пришло время «запрячь» в ветровые электростанции постоянно дующие ветры на бескрайних просторах страны. Чем мы хуже немцев? «Сименс», вышедшая после аварии на АЭС Фукусима из атомных проектов, и норвежская энергетическая компания «Hydro» заключили договор о сотрудничестве с целью разработки плавучих ветровых электростанций. Первая плавучая ветровая турбина вскоре будет испытываться недалеко от побережья Норвегии. Плавучие электростанции обладают целым рядом преимуществ. Например, их можно установить в глубоководных прибрежных регионах, чтобы использовать более стабильные ветры, дующие в этих местах. Кроме того, их можно устанавливать практически в любой точке в открытом море. Стоит ли продолжать строительство рискового проекта плавучей АЭС, который сложно реализовать и который никогда не окупится?

А пока наполовину изготовленная плавучая АЭС, встречая зиму 2012 года, вмерзает в невский лед у достроечной стенки обанкроченного Балтийского завода.


При подготовке статьи  были использованы материалы: www.spb.arbitr.ru







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4125