А.М.Локшин – Б.И.Нигматулину: О проекте «ВВЭР-ТОИ»
Дата: 29/11/2012
Тема: Атомная энергетика


Уважаемый Булат Искандерович! Все доводы и предложения, приведенные в пояснительной записке к Вашему письму от 15.10.2012 № 216-12, были известны проектным и конструкторским организациям Госкорпорации «Росатом» и ОАО «Концерн Росэнергоатом» при разработке технического задания и организации работ по проекту «ВВЭР-ТОИ». Показатели, установленные заданием, были утверждены после длительного обсуждения с учетом обеспечения необходимых параметров стоимости, безопасности, запросов потенциальных потребителей, сроков и возможностей реализации проекта.


Выбор оптимальной мощности 1200-1300 МВт обусловлен балансом между снижением удельной стоимости и возможностями сетей и энергосистем потенциальных покупателей, в большинстве случае не позволяющих использовать энергоблоки большей мощности.

Решение об использовании в базовой комплектации французского турбогенератора «Арабель» было продиктовано отсутствием референтных тихоходных турбогенераторов российского и украинского производства, но не исключает возможности привязки последних в случае их появления.

При проектировании «ВВЭР-ТОИ» учитывались современные тенденции развития строительной индустрии. Предусмотрено использование крупноблочного модульного строительства, современных марок и видов бетонов и современных строительных технологий, включая композитные материалы.

В соответствии с картой проекта «ВВЭР-ТОИ» готовятся предложения по внесению изменений в нормативно-законодательную базу для устранена излишне консервативных требований. Однако эти изменения должны быть предельно взвешенными. Для сведения прилагаю мнение Ростехнадзора.

В настоящее время работа над проектом подходит к плановому завершению. Генеральным проектировщиком подготовлен сводный сметный расчет. Удельные капитальные затраты на сооружение составляют 2500 - 2700 долл./КВт. Они учитывают консервативные допущения по стоимости оборудования, материалов и комплектующих и могут быть сокращены при серийном сооружении. В этом случае, например, оборудование будет заказываться сразу на всю серию, что позволяет рассчитывать на снижение его стоимости по сравнению с единичными комплектами.

Оценка конкурентоспособности проекта «ВВЭР-ТОИ» проводилась архитектором-инженером - ОАО «ВНИИАЭС» на основе инженерных расчетов, представленных организациями-разработчиками альтернативных проектов, и данных, собранных в ходе экспертной работы и мониторинга архитектором-инженером - ОАО «ВНИИАЭС» совместно с компанией «Вurns&Rое». Было рассмотрено более 60 000 страниц документации; отчет, представленный в обобщенном виде, занимает более 1000 страниц. Результаты оценки показывают, что по совокупности потребительских качеств проект вполне конкурентоспособен.

Замечу, что некоторые сведения, на которые Вы опираетесь, представляются спорными.

Гак, например, стоимость АР-1000, по нашему мнению, нельзя рассматривать без понимания того, где он будет сооружаться и каков объем выполняемых по контракту работ. В разных источниках оценки стоимости сооружения АЭС мощностью выше 1000 МВт в США колеблются в широких пределах: от 3000 до 10 000 долл./кВт. По данным на сентябрь 2012 г. («http://www.world-nuclear-news.org/NN-Vogtle making good progress despite delay-0309127.html»), общая стоимость строительства первой двухблочной АЭС «Vogtle» с АР-1000 в США составит 14 млрд долл. США (удельные капитальные вложения - 5800 долл./кВт), что значительно выше приведенных Вами цифр в 1800 долларов США/кВт.

Дополнительно обращаю Ваше внимание на то, что каждый из упоминаемых Вами конкурентных проектов имеет и свои достоинства, и свои недостатки. В разрабатываемом энергоблоке ESWBR, обладающем наилучшими характеристиками по ожидаемой удельной стоимости, используется одноконтурная схема с кипящим теплоносителем, более дешевая, но менее безопасная, чем двухконтурная. Проект АР-1000 на сегодняшний день в представленной конфигурации не учитывает необходимые мероприятия по преодолению запроектных аварий по типу аварии на АЭС «Фукусима» и имеет существенные нарекания по защищенности от падения тяжелого самолета.

Безусловно, нельзя утверждать, что проект «ВВЭР-ТОИ» намного опережает по всем параметрам все существующие и перспективные разработки. Технологии атомной энергетики продолжают совершенствоваться и в России, и за рубежом. Тем не менее работа, выполненная в рамках проекта, позволяет констатировать, что в этом направлении сделан значительный шаг.

В связи с тем, что в жесткой конкурентной борьбе по продвижению реакторных технологий на мировой рынок играют роль многие факторы, в том числе формирование общественного мнения, просил бы Вас взвешенно относиться к высказываниям, подвергающим сомнению преимущества отечественных разработок, в публичном пространстве.

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

А.М. Локшин


Приложение

Первому заместителю Генерального     
директора Государственной корпорации
по атомной энергии «Росатом»

А.М. Локшину

Копия:

Директору Департамента оборонной
промышлеиности Правительства
Российской Федерации

Н.Ф. Архипову


Уважаемый Александр Маркович!

В соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 г. № П7-46455 о рассмотрении обращения первого заместителя Генерального директора Института проблем естественных монополий Б.И.Нигматулина сообщаем следующее.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - орган исполнительной власти Российской Федерации, отвечающий за регулирование безопасности при использовании атомной энергии с точки зрения технических аспектов безопасности. Финансовые аспекты реализации проектов сооружения АЭС за рубежом не входят в компетенцию Службы.

В отношении проекта АЭС на базе реактора ВВЭР-ТОИ хотели бы отметить, что никаких официальных документов (техническое задание на проектирование, отчёт по обоснованию безопасности и др.) в Ростехнадзор не поступало и по имеющейся у нас информации экспертиза документов, относящихся к указанному проекту АЭС не проводилась. Экспертизы в рамках процедуры лицензирования проводились для проектов АЭС-2006 (Нововоронежская АЭС-2, Ленинградская АЭС-2, Балтийская АЭС), по результатам которых были сформулированы соответствующие замечания. Работа по их устранению осуществляется ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Что касается предложений по созданию конкурентоспособного проекта АЭС большой мощности, представленных автором обращения, хотелось бы подчеркнуть, что приоритетом в разработке и реализации любого проект АЭС должна оставаться безопасность. В связи с этим говорить о «существенном пересмотре нормативно-законодательной базы», которая разрабатывается и постоянно совершенствуется с учётом многолетнего опыта и уроков, извлекаемых из опыта эксплуатации, считаем некорректным, особенно, в контексте удешевления проекта.

Более того, по всем мире наблюдается тенденция но ужесточению национальных требований ядерной безопасности в свете аварии, произошедшей на АЭС «Фукусима».

Ростехнадзором ведётся плановая работа по пересмотру и совершенствованию нормативных правовых документов, в частности, с учётом уроков, извлечённых из аварии на АЭС «Фукусима». Выполняется пересмотр ОПБ-88/97 «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций», в стадии разработки находятся нормативные документы по цифровым системам, используемым в автоматизированных системах управления технологическими процессами, и др.

В отношении сооружения АЭС «Аккую» в Турции информируем, что 8 июня 2010 г. было подписано Соглашение между Ростехнадзором и Турецким агентством по атомной энергии (турецкий орган регулирования) о сотрудничестве в области лицензирования и надзора, основной целью которого является обмен информацией и опытом. Указанным Соглашением не предусмотрено обязательств Ростехнадзора по экспертизе проекта АЭС.      

 
                                                                            С уважением,  А.В.Ферапонтов







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4168