Кадры Военно-Морского флота
Дата: 03/12/2012
Тема: Атомный флот



В.Н.Половинкин, Заслуж. деятель науки РФ, д.т.н., проф.
А.Б.Фомичев, к.т.н.

Военно-стратегические интересы России в Мировом океане определяют ведущую роль ВМФ в обеспечении политического влияния нашей страны на мировые процессы, на сдерживание угроз её безопасности, охране морских границ, повышении международного авторитета.


Военно-Морской флот сегодня, как никогда, является объективной необходимостью, важнейшим инструментом освоения и обеспечения национальных интересов в Мировом океане, достижения государственных целей, поддержания военно-политической стабильности на морских и океанских пространствах.

Свою определяющую роль в предупреждении конфликтов в свое время продемонстрировал советский ВМФ. Наличие Средиземноморской эскадры в 1967 г. практически предопределило прекращение шестидневной арабо-израильской войны. В 1968 г. силы Тихоокеанского флота в Японском море предотвратили перерастание политического кризиса в вооруженный конфликт. Важную роль сыграли корабли ВМФ в прекращении индо-пакистанского конфликта в 1971 г. Теперь можно говорить о роли ВМФ в прекращении Карибского кризиса.

В Мировом океане должны быть сосредоточены значительные по составу и ударной мощи группировки ВМФ, способные защитить жизненно важные интересы России. В сложившихся условиях нельзя допустить критического снижения боевых возможностей отечественного ВМФ. Кризисное состояние ВМФ РФ, снижение уровня боевой готовности кораблей, резкое сокращение их выходов в море, практическое прекращение деятельности по защите национальных интересов в оперативно-важных районах Мирового океана порождают в мире соблазн посягательства на наши национальные интересы.

Современное крайне тяжелое положение некогда сильного российского ВМФ объясняется не столько сложностями нынешней ситуации в России, политическими и экономическими последствиями распада СССР, но, в первую очередь, - прошлыми и настоящими ошибками руководства страны в понимании роли и места флота как важнейшего оплота государственности. Будущее ВМФ России сегодня, как никогда ранее, зависит от по­тенциала ведущих кораблестроительных бюро, объединений, предприятий и фирм современной России.

Система военно-морского образования

Важнейшим элементом боевой готовности Военно-морского флота, его основой яв­ляются высокопрофессиональные офицерские кадры. Любая страна мира могла бы гордиться системами подготовки офицерских кадров, подобных уникальной российской непрерывной систе­ме военно-морского образования. Эффективность национальной системы подготовки офицеров прошла проверку волюнтаризмом руководителей, политическими конъюнктурами, войнами, революци­онными потрясениями.

Система военно-морского образования, положившая начало всему светскому образованию в нашей стране, начала складывать­ся в период реформ Петра I, утверждавшего, что «учение доб­рое и основательное есть всякой пользы Отечества аки корень, семя и основание».

14 января 1701 г. в Москве была учреждена «Навигацкая школа» - первая и в течение 14 лет единственная светская школа в России. В 1715 г. на базе старших курсов Московской школы в Санкт-Петербурге была со­здана Морская академия, ставшая пер­вым высшим учебным заведением России, где наряду с изучением основ наук учащиеся получали профессиональную подготовку, позволяющую им становиться морскими офицерами — мореплавате­лями и строителями кораблей. В России была создана целая сеть «навигацких школ» в Азове, Нерчинске, Охотске, Иркутске, Якутске.

В 1752 г. в Петербурге было основано новое учебное заведение Морской шляхетный кадетский корпус, в который вошли Морская академия, Навигацкая школа и бывшая Гардемаринская рота. Это самое престижное в России учебное заведение более чем на столетие стало главным центром образования офицеров Российского флота.

В 1867 г. Морской кадетский корпус был переименован в Морское училище, а в 1891 г. ему возвращается старое название. Поистине историческим событием является образование в 1798 г. в Петербурге Училища корабельной архитектуры для подготовки военно-морских инженеров и инженерно-технического состава флота. В 1827 г. Училище было преобразовано в Кондукторские роты Учебного Морского экипажа, которые в 1856 г. переименовали в Инженерно-артиллерийское училище. В 1867 г. это Училище преобразовано в Инженерное морского ведомства, а в 1898 г. — в Морское училище императора Николая I.

Для подготовки специалистов, способных руководить соединениями ВМФ, а также созданием новых кораблей, их эксплуатацией и ремонтом в 1827 г. при Морском кадетском корпусе открывается Офицерский класс, с 1862 г. он переименовывается в Академический курс морских наук, на базе которого в 1877 г. открывается Николаевская Морская академия.

Таким образом, в конце XIX в. в России была окончательно сформирована система непрерывного военно-морского образования. Учитывая опыт военно-морского образования под руководством ученых Академии, в 1899 г. был создан Санкт-Петербургский Политехнический институт, из стен которого в 1930 г. вышел Ленинградский кораблестроительный институт.

За время своего существования военные учебные заведения, являясь наиболее престижными в стране, подготовили десятки тысяч высокообразованных ученых, генералов, адмиралов, офицеров, которые внесли достойный вклад в создание славы России, в обеспечение блестящих побед на полях сражений. С профессиональной военной школой связана деятельность мно­гих славных сынов России. Достаточно назвать имена М.И. Драгомирова, П.Л.Чебышева, Д.К.Чернова, Д.И.Менделеева, П.Ф.Лесгафта, С.П.Боткина, Н.В.Склифосовского, Э.X.Ленца, В.Я.Буняковского, А.С.Попова, И.Г.Бубнова, А.Н.Крылова, Л.С.Берга и многих других наших соотечественников.

Николаевская Морская академия с 1918 г. стала называться Мор­ской академией, с 1922 г. - Военно-морской академией РК КФ. В 1938 г. она получила название ВМА РК ВМФ им. К.Е.Во­рошилова. В 1945 г. произошло разделение академии на командную Военно-морскую академию им. К.Е.Ворошилова и Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения им. А.Н.Крылова. В 1960 г. была восстановлена единая Военно-морская акаде­мия.

До 1931 г. продолжали функционировать два старейших учи­лища: Военно-морское инженерное (с 1927 г. им. Ф.Э.Дзер­жинского) и командное Военно-морское училище (с 1926 г. им. М.В.Фрунзе). С 1931 по 1941 гг. в стране было образо­вано еще 10 военно-морских училищ: в 1933 г. - училище связи (с 1948 г. Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова); в 1934 г. - Военно-морское медицинское учили­ще, преобразованное в Военно-морскую медицинскую акаде­мию и в 1956 г. в Военную медицинскую академию. В 1936 г. создается Военно-морское политическое училище. В 1937 г. в Севастополе создается Второе военно-морское училище (затем Военно-морское училище им. П.С. Нахимова). В 1939 г. в Баку открывается Каспийское военно-морское училище. В 1948 г. создается Второе высшее военно-морское инженерное училище в городе Пушкине, в 1951 г. в Севастополе — Третье Военно-морское инженерное училище.

Подготовка офицеров ВМФ всегда предполагала получение образования на двух или даже трех уровнях: Военно-морское училище - Военно-морская академия - Академия генерального штаба.
Сегодня практически вся система подготовка офицерских кадров ВМФ изменилась. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2008 № 1951-р «О реорганизации государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования» гласит:

«В целях совершенствования системы подготовки специалистов Вооруженных Сил Российской Федерации и оптимизации сети военных образовательных учреждений Минобороны России создать: федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия и Адмирала Флота Советского Союза Н.Е. Кузнецова» (Санкт-Петербург) путем реорганизации в форме присоединения к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н.Е Кузнецова» (Санкт-Петербург) государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Балтийский военно-морской институт им. адмирала Ф.Ф.Ушакова» (Калининград), «Военно-морской инженерный институт» (Санкт-Петербург, г. Пушкин), Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С.Попова» (Санкт-Петербург, г. Петродворец), «Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт», «Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О.Макарова» (г. Владивосток), государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Высшие специальные офицерские классы Военно-Морского Флота» (Санкт-Петербург) и федеральных государственных учреждений: «1 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации» (Санкт-Петербург), «24 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации» (Санкт-Петербург) и «40 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (Санкт-Петербург) с последующим образованием на их основе обособленных структурных подразделений».
Нельзя согласиться с контурами наметившейся тенденции на разрушение веками сложившейся системы подготовки отечественного офицерского корпуса. Практически мы стоим на пороге искусственной дегра­дации ее лучшей части — военно-морского инженерного образова­ния страны, готовящей кадры и проводящей исследования для са­мых наукоемких и высокотехнологических систем оружия, вооружения и военной техники.

В условиях национальной экономи­ческой катастрофы нужна не столько реформа военно-морского образования, сколько продуманная политика государства, направ­ленная на его бережное сохранение и дальнейшее развитие. Ещё Гегелем было установлено, что образование представляет со­бой особую антрополорождающую структуру общества, в грани­цах которой замыкается и концентрируется «жизнестроительная» энергия всего многообразия видов духовного производства.

Потери реформирования

Избранный в конце 1980-х — начале 1990-х гг. путь непродуманного тотального ре­формирования жизни российского общества ведет не к преодоле­нию, а к беспрецедентному углублению кризиса отечественной эко­номики и всей национальной системы образования, следствием которого стал массовый отток подготовленных в нашей стране высококвалифицированных спе­циалистов заграницу. По данным Российского статистического агентства, ос­новной поток эмиграции пришелся на Германию (более 48%), Изра­иль (34%) и США (13%). Численность персонала, занятого в иссле­дованиях и разработках новых технологий в России, только за 1992-1999 гг. уменьшилась почти на 50%. Следствием большого оттока высо­коквалифицированных специалистов из бывших советских республик обусловлен факт резкого увеличения инновационной активности таких стран, как Германия, Израиль, Франция, что позволило этим государствам всего за 6-7 лет стать лидерами мировой инновационной индустрии.

Наша страна терпит от этого огромные убытки. Подготовка одного специалиста в высшем учебном заведении обходится государству не менее чем в 10 тыс. долларов. Только математиков и программистов выехало из России в США 135 тыс. человек. По мнению американских специалистов, доход от их деятельности в США оценивается суммой в 60-80 млрд долларов.

Прямое заимствование западноевропейских и, в большей степени, северо-американских стандартов «демократизации» и «рыночной экономики» обусловило деиндустриализацию отечественного производства, распад финансовой сферы, нравственно-этическую деградацию и, как следствие, депопуляцию населения России. За годы реформ ВВП России снизился более чем в 3 раза. Если в 1985 г. доля РСФСР в мировом производстве составляла 5%, а СССР — 8%, то в 1997 г. доля России уменьшилась до 1,6%, в 2010 г. – до 1%. Если в 1985 г. РСФСР по объему валового национального продукта уступала только США (примерно в 4 раза) и Японии (примерно в 1,7 раза), то в 1997 г. Россия уступала по уровню ВВП:  США в 14 раз, Китаю — в 6,5 раз, Японии — в 5 раз, Германии — в 2,8 раза, Индии — в 2 раза. В 2011 г. мы уже уступали по уровню ВВП десяткам государств. В самый разгар реформ Россия по объему ВВП переместилась с 6-го на 14-е место в мире, а по объему ВВП в расчете на душу населения с 55-го места на 102-е. По этому важнейшему параметру наша страна осталась позади таких стран, как Алжир, Мексика, Бразилия, Сирия, Иран и др. Показательным является и катастрофическое падение индекса человеческого развития в России, основывающегося на оценке уровня реальных доходов населения, а также состояния здравоохранения и образования. По индексу человеческого развития СССР занимал 31 место среди 160 стран мира, Россия в 1995 г. — 72 место среди 173 стран. Около 55-65% продовольственных товаров мы завозим сегодня из-за границы. К началу 1998 г. уровень жизни большинства населения страны снизился в 3 раза, а сельского населения, ученых, врачей, учителей и пенсионеров в 6-7 раз.

Императив выживаемости России в XXI веке

Освоение Мирового океана и сильный Военно-морской флот определяют императив выживаемости и процветания России в XXI веке. События последних лет резко изменили геополитическую расстановку сил в сфере мировой морской деятельности. Они крайне негативно повлияли на морской потенциал РФ, его экономическую и военную составляющие, а также на все взаимосвязанные компоненты: транспортный, промысловый, военно-морской и научно-исследовательский флоты, науку об океане, различные отрасли промышленности, систему базирования и терминалов, кадры ученых, конструкторов, инженеров и моряков с их многообразными и уникальными специальностями.

В 1990-е гг. существенно сократились наиболее важные для развития морского судоходства и, следовательно, экономики страны, выходы к морям, особенно балтийские коммуникационные возможности — самые короткие и дешевые для связи со странами Западной Европы. Морские транспортные возможности РФ на Черном море сократились более чем вдвое. Около 50% портово-прибрежной инфраструктуры остались в других странах СНГ. Почти 40% внешних торговых перевозок России сегодня обслуживают порты Балтии и Украины. Доля российских экспортно-импортных грузов в общем объеме перевалки через порты Балтии составляют 70-80%. Доходы этих стран от портовой деятельности превышают 30% от их валового национального продукта. Россия же ежегодно теряет на этом более 2 млрд долл.

Радикальные изменения геополитической обстановки в мире побуждают политическое руководство ведущих стран мира, их научную общественность к обсуждению и пересмотру подходов в концепции стратегии обеспечения национальной безопасности.

Для России такая потребность имеет особую актуальность, поскольку события последних десятилетий привели к уничтожению великого государства — Советского Союза, состоятельность политики обеспечения национальной безопасности которого была проверена всей историей его существования.

Катастрофическое ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, непрогнозируемый отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России не только утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости, но, самое главное, вообще ставит под сомнение национальную самостоятельность нашей страны в наступившем столетии.

Образование и национальная безопасность

Главные удары всё ощутимее наносятся по нашей национальной системе образования. Финансирование науки и образования сокращено в 20-30 раз. Отказ от принципа обязательности обучения в средней школе привел к тому, что более 4 млн детей в возрасте до 15 лет нигде не учатся и являются практически неграмотными. В качестве образцовой системы навязывают американскую систему образования. При этом забываем, что самые передовые рубежи советской науки обеспечивались исключительно национальными кадрами, в то время как в США – главным образом за счет экспорта ученых из СССР/России, Европы, других стран мира. 85% лауреатов Нобелевской премии в США выходцы из Европы или России.

Разрушающие усилия в российской системе образования направлены в первую очередь на фундаментальные инженерные специальности и научные школы, функционирующие в интересах самостоятельного существования и технологического развития нашей страны. Разрушение целостной системы инженерного образования приведет к тому, что Россия в скором будущем окажется не способной к самостоятельному существованию, и будет всецело зависеть от так называемого глобального общества.

Насаждаемая сегодня система обслуживающего образования, направленная на подготовку экономистов, юристов, политологов, психологов, создается путем насильственного разрушения одной из лучших в мире, жизнеспособной даже в экстремальных условиях, системы национального образования. Страна, имевшая в недалеком прошлом значительный промышленно-технологический потенциал, осуществляя бездумное сокращение расходов на образование, по существу уже считает себя колонией, экономически зависимой страной, не распоряжающейся своими ресурсами.
Особенно беспокоит факт, что внутри образовательной системы наиболее ощутимые удары псевдореформ наносятся по уникальной системе высшего военного образования. И это несмотря на то, что уровень обороноспособности и безопасности России в значительной степени определяется эффективностью системы её военного образования.

Уже отмечаются случаи отставания уровня инженерной подготовки офицеров от уровня разработки новых образцов военной техники, о чем свидетельствуют практически все происшедшие в последнее время катастрофы с кораблями, вооружением, военной техникой.

История развития всей мировой цивилизации позволяет утверждать, что важнейшей ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является образование, для развития которого нужна сбалансированная, долгосрочная политика государства, учитывающего в первую очередь свои национальные интересы.






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4171