1. «Что мы имеем ввиду…» ( Пантагрюэль)
Дата: 01/03/2013
Тема: Физики и Мироздание


Д.А.Тайц, к.ф.-м.н. 

Когда у человечества появилась возможность задуматься,  стали обуревать вопросы о таинственных силах, управляющих его судьбой и миром.  Чем могущественнее представлялись такие силы, чем экзальтированнее выстраивались отношения с этими силами, чем искреннее была вера в их реальность, тем неизбежнее  сомнение, иногда  в ничтожной, а порою,  грандиозной форме.



 Представление  о существовании Бога как, личности: « Это тот самый вопрос, который испокон веков внутренне тревожит бесчисленное множество людей, жаждущих душевного мира и одновременно стремящихся к познанию». (Макс Планк. «Религия и естествознание»). «Душевный мир», выстроенный  верой и «успехи познания», как бы противостоят друг другу,  задача великого Планка в своей знаменитой лекции опровергнуть это.  

Представления о Боге, как личности, укреплялись, возрастали по мере осознании человеком своей уникальной единственности и дерзостном включении в свое сознание всего мира. Талмудическая традиция (раннее средневековье)  прямо утверждает, что с гибелью человека гибнет Мир. Надо сказать, что вместе с христианским мировоззрением эта концепция подтверждает некую Богочеловеческую составляющую души человека.

Уже  в раннем средневековье возник  аналог  наукообразной работы, в форме  «доказательств бытия Бога». Доказательства разрабатывали выдающиеся богословы и ученые естественники, по крайней мере, те, для которых одной веры было недостаточно. Блестящие успехи «матери» точного безукоризненного знания – математики (геометрия, алгебра, арифметика, отчасти астрономия) вводили в соблазн отыскать  неколеблемую  опору самой Великой Истины.   Уже в  античности и, конечно, в последующем,   благодаря  успехам  наук, утвердился определенный стиль мышления, требующий явно и неявно « доказательства» любого культурологического положения, и даже, догматического утверждения. Сам факт, когда великие мэтры берут на себя труд найти обоснования веры, точнее, существования Бога (Фома, Ансельм, Декарт, Кант, Гегель…), только усиливает сомнения им внимающих. Трудно представить, особенно в постньютоновское время,  безусловно, религиозную личность, которая не стремилась бы получить дополнительное обоснование своим убеждениям. Сомнения и даже, скорее, некоторое отсутствие твердости в сакральной  истине остаются. ( Лев Толстой, который временами выказывал свою глубокую религиозность, признавался, что вера и неверие живут в нем как «кошка с собакой»).

Отказываясь от использования  избитых, истертых как древняя монета терминов, заменив их, правда, малоконкретными, увы, тоже потрепанными словами,  поставим вопросы так:

       А) «Можно ли считать истинным наличие в мире фундаментальной Первосущности с исходными условиями ментальности,  встроенной в космологическую эволюцию».

        Б) «Можно ли говорить об истине взаимообусловленности личного, единственного всеохватного «Я» и актуального присутствия этой Первосущности?».

По сути,  речь идет о двух вне и -надбиологических ноуменах, недосягаемых окончательному постижению в своей значимости и ценности. Это то,  что раньше и сейчас называют: «А» – Богом, и  «Б» – Функциональным предназначением Его, как Творца.

Мы имеем два исчерпывающих, фундаментальных положения, в формулировке которых, если стремиться к полноте, не избежать использования аргументов спиритуалистического оттенка.

Тысячелетия борение умов, сознаний, школ, их «бешенств», войск, демагогий и смирений, перераставшее зачастую в беспощадно – бессмысленную историческую трагикомедию, активную демонстрацию  верности по своему понятой истине  и стремлению других обратить в свою веру (проще говоря, подчинить). Эпоха Ньютоновских наук,  могущества знания и зашоренного всезнайства, полностью исключила означенных выше А) и Б) из разряда умопостигаемых сущностей – ноуменов, по крайней мере, в  сфере точного знания и, даже, знания. (Правда, это не затронуло убеждений Великих математиков, например Лейбница, Гаусса…Что ж, Платон был им звездой.)

Впрочем, и до новых времен существование Бога и Его творческая сущность не соотносились с  областями, где могла присутствовать наука, хотя  Платон и Аристотель почитались почти как небожители.

Совершенный детерминизм галилео-ньютоновской физики исключал возможность явления или появления чего-либо во Вселенной, не подчиненного законам соударения упругих шаров и привязке к абсолютному времени. Перелом, как миротрясение начался от Планка, а обрушение классического строения и возведение новых стен осуществлялось уже  Эйнштейном, Бором, Гейзенбергом, Шредингером… Физика всей своей сутью стала почти чистой Математикой, вполне оправдывая определения  – математической. Она вознеслась туда, поближе к Платону. Это  обстоятельство чрезвычайно  существенно, оно явилось очередной ступенькой к  возвышению  творящих  науки (не обязательно точные), стало шагом к  расставанию  (да простят меня основатели теоретической физики Архимед и Пифагор) с Рычагами  и Гирями  основами фундамента –механистической физики (даже если  рычагами считать шарниры клавиш машинки «Феликс» и костяшки решеток конторских счет). Альтернативой этому «харду»  стали «нежные» татч-скрины ай-потов. Эти запредельные  механике могучие  символы, аналоги «храмовых свеч, канделябров, иконостасов, купелей и ладана» – подъемники  фундамента храма точного знания, в 20 веке сильно приподнятого над  однозначно механическим толкованием мира. Суть переворота в сознании, мышлении, мироощущении  не только в том, что нежданно открылось чудо  перехода массы  в энергию  и наоборот, не только в том, что энергия может обращаться в вещество, но в том, что деформируются, а то и вовсе исчезают сущностные опоры миросозерцания, в том числе и обыденного: время, пространство, постулаты сохранения.  Сакральные сущности, над чем, казалось, властны были только боги или духи.

 Экспериментально проверяемые, математически благословляемые реалии Новой физики  показали  чудеса, которые не снились самым ловким и хитрым магам. Принципиально неделимый электрон проникает сразу через два отверстия, как бы они не были разделены. Почти точечный электрон реально наделенный массой и зарядом, не обладает точной локализацией в пространстве и времени, он сугубо материальный, тем не менее, не находится ни в одной из  конкретных точек области. Он в невиданном состоянии «суперпозиции». Частицы или фотоны, находящиеся в движении и способные разделиться, могут мгновенно (прямо таки колдовство!) влиять друг на друга на любом удалении (ЭПР-эффект). И, наконец, удивительный в своей «богоподобной» всевластной общности, управляющий всем и отслеживающий все, до единого фотона – принцип Маха.

 Дело в том, что все силы во Вселенной – силы инерции (включая натяжение  веревки за которую тащат бревно или сжимают детали в тисках). Эти силы продуцируются совокупной эманацией гравитации всей Вселенной. Каждый атом, фотон связан с каждым атомом мира. Поэтому, как заметил один из физиков: «Если Вы ударились лбом о косяк двери, шлите проклятия далеким галактикам». Ни одно движение, даже взмах крыла мотылька не остается тайным и, если блоха прыгнет на Эйфелеву башню, об этом событии будут оповещены во всех пределах Мира. Такого рода всесвязное всеприсуствие  не напоминают ли то, что виделось всегда как один из главных атрибутов божества? Квантово-релятивистская физика предсказывает, а опыт подтверждает возможность неограниченной концентрации энергии в малом объеме, по сути таково было состояние Мира в момент его образования («карикатурно» моделируются в рукотворном лазере). И, наконец, неумолимый, несгибаемый, суровый носитель жизни – время… в Новой физике оно может сокращаться, растягиваться и даже исчезать вовсе (собственное время фотона). Весь этот набор новаций науки мог бы, в свое время, стать  тайной записью чернокнижника вместе со смертельным для него риском. В новые времена эти сногсшибательные добавки и поправки  классической физики, вместе математическими открытиями (например, Теорема Гёделя) оправдали принятие теистических аргументов  великими адептами точного проверяемого знания (Вернадский, Планк, Борн, Шредингер, Гейзенберг, Эйнштейн, Уайтхед, Пенроуз…)

Понятия Творения или Сотворения, сопряженные с ментальным содержанием, впервые за тысячелетия, напрямую включились в изучение  предметной сферы чувственной реальности. И даже придание личностного статуса Тому, кто стоит  за процессом Сотворения (пусть даже по «технологии» эволюции), перестало быть табуированным.

 Тысячелетия звучали европейские оратории, прославлявшие величие и деяния Творца. Хор великих богословов, мудрецов, ученых – Сорбонна, Падуя, Кембридж, Оксфорд, Прага…обосновывали Его реальность во «внепредметности»   Его бытья.  Этот хор утих. Реализм Творца стал предметно «уловимым» через призму математического мышления в напоре  фактов, оживляемых «пассами» рукотворной аппаратуры.

Реализм этой магии, подобен неожиданной цветовой гамме рожденной лучом, прошедшим сквозь  ньютоновскую призму. Музыка Творца записана нотами Математической партитуры Мирового спектакля и предназначена она отнюдь не для пустого зала (Эрвин Шредингер). Ее аккорды звучат при участии и помощи таких музыкальных инструментов как Адронный Коллайдер,  Рентгеновский Телескоп и Супер ЭВМ и, конечно, «думающих» пальцев на клавишах этих инструментов.

       Итак, где наиболее веское свидетельство непрерывно творящей Высшей Сущности, здесь и сейчас? А это Вы, Ваша ментальность, Ваше сознание, точнее – самосознание. Ваше тело сотворено естественным биофизическим  процессом, но кто создал условие и целеполагание этого действия? Впрочем, про это ниже. Ваша самосознающая личность, Ваше «Я» - единственное и всеохватное – прямая целеустремленная  производная  эманации Высшего действенного Творящего  Начала. Начала, воплощающего  предусмотренное   не из ничего, не из пустоты, а из сверхъестественной по своему разнообразию и мощности кипящей энергетики, глубины атомной жизни. Начала, располагающего силой реализовать абсолютно невозможное за пределами квантового мира. Сущности, способной на тонкое мастерство «вселения» ментальной субстанции в физический мир с использованием   законов бытья планковского мира, чудом перехода сквозь ею же возведенные барьеры. Чудо предвосхищения. Такова открытая нам реальность, и невозможно не принять того, что онтологическим фундаментальным  свойством  Вселенной оказывается – ментальность.  Творящее  Начало – Первосущность, сама по себе, конечно никак не включает физическую компоненту. Оно «над и вне» и дальнейшему определению не подвластно. Оно, это  Начало обнимает реалии Платоновского мира, вмещающего в том числе и мир математики, а более «железного» в мире идей не существует.  Платоновский мир! Именно этот мир приоткрывается  и необходимым для нашего дления  и самоощущения  открытьем в себе «Я». А, если кто вдруг усомнится в реальности  действенной всеохватной Первосущности, советую  вспомнить стихоподобную теорему   Курта Гёделя, в истинности которого не усомнился никто: «Всякая доказуемая истина – подмножество  Истины Недоказуемой». Наше сознание – подмножество той Недосягаемой, Недоказуемой, но, все ж,  Истины.  Истины как Деятельной Фундаментальной Первосущности, с исходным качеством ментальности, встроенной в космогоническую эволюцию.

Примитивный, но безукоризненно точный по сущности реалистичный пример.

В конце 30-х фирмой Дюпон (США) создан доселе не существовавший, невиданный материал с необычными свойствами – фторопласт… Можно полагать, что во всей Вселенной за все 15 млд. лет такого материала не было. Материал был синтезирован группой «существ» наделенных интеллектом, которые выявили некие потенциально имеющиеся, но скрытые свойства из пассивного материального субстрата. Успех не был бы возможен если бы такая реализация ( сотворение!)  не были бы п р е д о п р е д е л е н ы  и посильны воздействию активной ментальности. Но человек, носитель ментальности – самосознающий в том числе уникальность своего «Я»,  образовался из безжизненного материального тела Земли, приуготовленного миллиарды лет тому. Именно в этом исходном материале мы обязаны признать существование, точнее, обладание протоментальностью, при отсутствии которой невозможен путь от полной бессознательности до высокоразвитого сознания. Не следует упускать из вида, что этот материал, из которого явлена наша сознающая самость,  в свою очередь, продукт космической кухни и, следовательно, мира охватываемого Первосущностью.  Наше появление – Её   п р е д у с м о т р е н н о с т ь.

Тысячелетия до нынешней науки  (или математики?) звучали разноголосые басы, дисканты и даже визги, опасные зачастую, для жизни с «истинными» доказательствами.

Франсуа Рабле, воплощение истинного французского гения, соразмерного Вольтеру и Декарту, в своем Гаргантюа описывает, как сын Пантагрюэль высадился на острове Папоманов(!). Островитяне, озабоченные поисками Сущего, увидев пришельцев, забросали их вопросами.

 – «Видели вы его?

 – «Кого?» – осведомился Пантагрюэль.

 – «Его, - отвечали те».

 – «Да кто он таков?» – спросил брат Жан…

 – «Как же вы, странники, не знаете единственного?»

 – «Господа! – заговорил Эпистемон. – Мы не понимаем ваших условных обозначений. Сделайте одолжение, объясните нам, кого вы имеете в виду, мы ничего от вас не утаим».

Не претендуя на галльский блеск, мы как могли, пытались ответить, ничего не тая. Неизвестно, удовлетворился  ли бы Пантагрюэль этим, но никто и никогда не сможет разубедить произведшего это многобуквие (умышленно даю повод издевательствам) в явности Первосущности с исходным условием ментальной космогонической эволюции. Кто захочет, назовет это Богом.

2. Скипетр в люльке

Нашедшие в своей люльке скипетр, не сомневаются в своей избранности и Божественном провидении. А как же иначе,  даровать  такую привилегию от рождения! Правда некоторые, вроде Наполеона добывают этот атрибут самостоятельно и возносят его вместе с короной над своей головой, вырвав последнюю  из епископских рук. Эти достаточно разумны, да к тому же и умны, чтобы  признать необходимость  включения трансцендентной Сущности  поддерживающей стержень самосознания и собственного «Я»,  (без необходимости прислушиваться к церковным проповедям). А как быть остальным, тем, которые нуждаются в укреплении своих убеждений, не находя в себе достаточных аргументов, подтверждающих существование Высших Трансцендентных сил, ответственных за самоощущения своей единственности и своего «Я». Тем не менее «скипетр»  избранности каждого выдан каждому рожденному. Это дарованный сознанию всемогущий мистический «Скипетр»  - Число. Все его знают, все  в нем, все непрерывно  пользуются уникальностью его глобального всеохватного проникающего могущества. Ни одно действие, ни одно побуждение не обходится без вмешательства основанной на понятии числа математике, будь то обслуживание хлева, полет на Луну или функция унитаза. Но не результат этой унитарной роли, а собственно математика  –  тот стержень, Скипетр, признак, дар, намек Небесной Платоновской Родины.      

Теорему Пифагора можно строго доказать, небрежно начертав или стерев  соответствующий рисунок  на песке, и это ни на йоту не поколеблет   великую истину. Мало того, мы можем вообще не рисовать этого чертежа и даже не знать о существовании теоремы, тем не менее, она существует как кристалл, неизменно вместе с математикой доступной и неизвестной, как веяние идеального Платоновского мира. Этот мир как-то связан с нашим сознанием, даруя нашему «Я» бесконечное возвышение. Поясним это, используя пример из Платона. Существа, наделенные навыками разумного поведения, даже животные, могут целенаправленно соорудить для себя нечто вроде, скажем, «стола» или  емкости типа «кубка», но никогда они не смогут выработать понятия: «столость» и «кубковость» – а это иные вещи, чем стол или кубок! Здесь уже необходимо не только знание, но – сознание, инструмент  бесконечного подъема к «Богу, как бесконечно завершенному, но недоступному постижению разумом» (Г. Вейль. «Математическое мышление».) Уместно напомнить еще раз сущность Великой Теоремы Гёделя: «Всякая доказуемая истина – подмножество Истины недоказуемой».  Каждый ищет правды. На кого можно положиться? Даже пророки могут заблуждаться. Их свидетельства о Высшем Духовном Начале, какими бы искренними они не представлялись, не могут полагаться истиной в научном ее понимании. Эти святые, чудесные личности, уверенные в своей правоте, не обязаны строить свое видение и убежденность в стиле обоснования и доказательства. Но вот существует всеохватное знание, где обоснование и доказательства – сама суть его существования, Это знание претендует на изучение  сущности, уводящей в бесконечность. Математика. И, как представляется автору этих строк, только мыслители, погруженные в самую глубину математических наук, обладают силой наиболее правдоподобно, на том пределе который отпущен человеку, оценить близость  Трансцедентной Сущности и степень ее соития с самосознающей личностью. Отрицание этого факта обозначало бы отрицание мысли и сознания. Математика – лестница Иакова стоящая на Земле и уходящая в Небо.  По ней, подобно Ангелам в Небо взбирается математическая мысль и опускаются подлежащие разрешению загадки.

Выдающийся физик и математик Е. Вигнер: «Невероятная эффективность математики в естественных процессах – есть нечто граничащее с мистикой, ибо никакого рационального объяснения этому факту нету». И далее: «Математик использует  только область возможных рассуждений и даже скользит по самому краю возможного... Физика на базе математики была бы невозможна без непрерывного повторения чудес». Знаменитый коллектив математических гениев под псевдонимом «Бурбаки» считают математику неисчерпаемым источником невиданных предопределенных форм.

Итак, кто заслуживает наибольшего доверия?.. Закончим словами Е. Вигнера:

«Чудесная загадка соответствия математики законам физики является удивительным даром, который мы не в состоянии понять и которого мы возможно недостойны. Мы должны испытывать чувство благодарности за этот дар».

(Непостижимая эффективность математики в естественных науках. УФН т.94, вып.3) 


Купчино. 11 февраля 2013 






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4356