Как НИИРГ способствует загрязнению окружающей среды и облучению населения
Дата: 28/03/2013
Тема: Здоровье


Б.Е.Серебряков, к.ф.-м.н., ВНИПИпромтехнологии

На сайте Федерального бюджетного учреждения науки «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В.Рамзаева» (НИИРГ) написано: «Основной задачей Института является радиационно-гигиеническое обеспечение безопасных условий жизнедеятельности населения России». Однако, эта задача выполняется Институтом «с точностью до наоборот» при разработке нормативных документов по обращению с радиоактивными отходами (РАО), т.е. Институт способствует загрязнению окружающей среды и облучению населения.


НИИРГ выполнял разработку «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопаснсости» (ОСПОРБ-99/2010) [1]. При этом в предыдущие правила ОСПОРБ-99 [2] были введены следующие безответственные изменения, приводящие к увеличению радиоактивного загрязнения окружающей среды и облучения населения:

1. Была приравнена активность твердых и жидких сред, относящихся к радиоактивным отходам, при этом, например, граничная активность жидкостей, относящихся к РАО по 90Sr, возросла примерно в 2000 раз по сравнению с ОСПОРБ-99. Жидкие отходы (ЖРО) вызывают значительно большее облучение населения, чем твердые (ТРО), что является азбучной истиной, поэтому это изменение ОСПОРБ-99 было встречено значительной критикой. Такое «нововведение» привело к дискредитации разработок госсанэпиднадзора в области обращения с РАО.

2. По сравнению с ОСПОРБ-99 в ОСПОРБ-99/2010 допустимая активность трития в отходах была увеличена в 10 000 раз по сравнению с другими бета-излучающими радионуклидами. Вообще говоря, из-за сравнительно малого дозового коэффициента и периода полураспада трития в некоторых странах допустимая активность трития в отходах принимается иногда несколько больше, чем других бета-излучающих радионуклидов, например, в Англии предел отнесения отходов к ТРО для трития в 10 раз больше, чем для других бета-излучателей, в США верхняя граница отнесения отходов к классу А для трития больше, чем для 137Cs в 40 раз, для 90Sr больше в 160 раз, но меньше примерно в 20 раз, чем для 60Со. Способность трития выходить из отходов и мигрировать в окружающей среде значительно больше, чем для других радионуклидов, например, для 137Cs примерно в 100 - 1000 раз, это и учитывается в других странах, поэтому значительной разницы активности трития и других бета-излучателей в других странах нет. Следовательно,  увеличение активности трития в 10 000 раз по сравнению с другими бета-излучателями может привести к увеличению облучения населения. Следует отметить, что при захоронении ТРО, первым радионуклидом в грунтовых водах обычно обнаруживается тритий.

3. Еще одним «перлом» ОСПОРБ-99/2010 по сравню с ОСПОРБ-99 является раздел 5.2 «Облучение работников», в котором вдруг выскакивает пункт 5.2.9, где написано, что отходы с эффективной удельной активностью до 1500 Бк/кг могут захораниваться без ограничения по радиационному фактору, хотя согласно тому же ОСПОРБ-99/2010 эти отходы относятся к твердым РАО и их захоронение никоим образом не может проводиться без ограничения по радиационному фактору.

Всякое ослабление требований по обращению с РАО связано с чьими-то интересами. Например, в работе [3] было сделано предположение о том, что приравнивание активности жидкостей к активности твердых веществ для отнесения их к РАО нужно было для обоснования сброса ЖРО в открытые водоемы, которое производится на ПО «Маяк» при переработке отработанного ядерного топлива. Однако, возможно и другое, не менее вероятное предположение, НИИРГ разработал санитарные правила по радиоактивным отходам на объектах нефтегазового комплекса (СанПиН 2.6.6.1169-02) [4], где нет различия между твердыми и жидкими отходами, поэтому потребовалось узаконить это в санитарных правилах более высокого порядка, т.е. в ОСПОРБ-99/2010.

Увеличение активности трития в 10 000 раз в твердых отходах вроде бы никому не нужно, обычно активность трития меньше, чем основных бета-излучателей (137Cs, 90Sr и 60Со), хотя, «если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно». НИИРГ объясняет высокую активность трития таким образом: начиная с ОСПОРБ-99, для отнесения отходов к ТРО использовалась величина минимально значимой активности (МЗУА), приведенная в НРБ-99/2009 [5]. МЗУА трития больше, чем у других основных бета-излучателей на 4 – 5 порядков, поэтому в НИИРГ просто решили для всех категорий ТРО увеличить активность трития в 10 000 раз. В работе [3] было показано, что МЗУА не имеет никакого отношения к радиоактивным отходам и не может использоваться для их классификации.

Величина МЗУА взята из рекомендаций МАГАТЭ, правда, не для РАО. НИИРГ при отстаивании своих нововведений постоянно ссылается на МАГАТЭ. Следует отметить, что рекомендациями МАГАТЭ по обращению с РАО не всегда можно пользоваться из-за их не достаточной компетентности, по крайней мере, так считается в США.

Появление пункта 5.2.9 в ОСПОРБ-99/2010 понятно. В упоминавшихся санитарных правилах по отходам нефтегазового комплекса (СанПиН 2.6.6.1169-02) и в гигиенических требованиях по защите населения от природных источников (СанПиН 2.6.1.2800-10) [6], также разработанных НИИРГом, допускается бесконтрольное захоронение отходов с эффективной удельной активностью до 1500 Бк/кг. Поскольку это противоречит ОСПОРБ-99/2010, то для узаконивания этого противоречия ввели специальный пункт 5.2.9.  

Эффективная удельная активность природных радионуклидов определяется следующим образом:

Аэфф  = АRa +1,3АTh +0,09АK ,

где: АRa  и АTh  - удельные активности 226Rа и 232Тh, находящихся в радиоактивном равновесии с остальными членами уранового и ториевого рядов, АK - удельная активность  40К (Бк/кг). Видно, что эффективная активность характеризует только внешнее облучение населения, т.к. учитываются только природные гамма-излучатели.

В НРБ-99/2009  установлен предел для материалов, используемых в дорожном строительстве в пределах территории населенных пунктов Аэфф £ 740 Бк/кг, вне населенных пунктов Аэфф £ 1500 Бк/кг. Величина 1500 Бк/кг неправомочно была взята НИИРГом для  классификации отходов с природными радионуклидами.

В [7] было показано, что использование материала для дорог с эффективной удельной активностью 740 Бк/кг в населенных пунктах может давать внутреннее облучение от ингаляции пыли, превышающее 1 мЗв/год.  Поэтому пределы эффективной удельной активности для дорог должны быть исключены из НРБ-99/2009.

Таким образом, эффективную удельную активность ни в коем случае нельзя применять, если возможно внутреннее облучение при использовании материалов, или при захоронении отходов, загрязненных радионуклидами. Однако в НИИРГ это просто игнорировали, когда разрабатывали свои документы: СанПиН 2.6.6.1169-02 и СанПиН 2.6.1.2800-10.

Разрабатываемые НИИРГом документы касаются отходов, не связанных с атомной промышленностью, например, отходы топливно-энергетического комплекса. В работе [8] перечислены такие отходы, они образуются при добыче и сжигании угля, а также в нефтегазовом комплексе и эти отходы могут приводить к значительному загрязнению окружающей среды и к облучению населения.

В [9] приведены данные по радиоактивному загрязнению каменных углей, которые иногда значительно превышают фоновые значения, после сжигания угля на тепловых электростанциях образуется шлак или зола, активность которых в несколько раз больше активности углей. Активность угля может иметь такие большие значения, что зола после сжигания угля используется для добычи урана, например, бывший урановый рудник Каджи Сай в Киргизии. В [10] приведены результаты обследования Ставропольских месторождений нефти, получено, что нефтедобыча привела к значительному радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Из [8 - 10] следует, что в углях наблюдается радиоактивное равновесие активности радионуклидов, а в отходах нефтегазового комплекса содержатся в основном  226Ra и 228Ra, иногда содержатся 210Рb и 210Ро. Если отходы загрязнены только нуклидами ряда 238U, то для таких отходов дозообразующими нуклидами являются: 238U, 234U, 230Th, 226Ra, 210Pb и 210Po, альфа-излучателями являются 5 нуклидов (кроме 210Pb), кроме того, имеется еще 3 короткоживщих дочерних альфа-активных продуктов распада 226Ra, т.е. всего содержится 8 альфа-излучателей. Следовательно, согласно документам НИИРГ в нефтегазовых отходах, освобожденных от контроля с активностью 226Ra до 1500 Бк/кг, суммарная альфа-активность может составлять до 6000 Бк/кг, а для угольных отходов - до 12000 Бк/кг.

В ОСПОРБ-99 имелось требование, что от радиационного контроля освобождаются отходы с суммарной альфа-активностью меньше 300 Бк/кг, такой же предел был установлен для суммарной бета-активности. Согласно документам НИИРГ суммарная альфа-активность может быть больше примерно в 20 раз для нефтегазовых отходов и в 40 раз для отходов с радиоактивным равновесием по сравнению с пределом 300 Бк/кг.

Величина 300 Бк/кг соответствует средней суммарной альфа-активности природных грунтов и горных пород. Следовательно, согласно документам НИИРГ при бесконтрольном распространении отходов может происходить возрастание радиоактивного фона до 20 - 40 раз.

В настоящее время классификация РАО определяется не ОСПОРБ-99/2010, а постановлением Правительства РФ от 19.10.2012 N 1069 [11]. В этом постановлении, в отличие от  ОСПОРБ-99/2010 активность жидкостей, относящихся к ЖРО, отличается от активности твердых отходов, относящихся к ТРО. В остальном постановление Правительства не лучше ОСПОРБ-99/2010. В постановлении Правительства введены т.н. тритийсодержащие твердые отходы, активность трития в которых в 10 000 раз больше, чем других бета-излучателей.

Согласно постановлению Правительства при неизвестном радионуклидном составе отходы относятся к ТРО, если удельная активность альфа-излучающих излучающих радионуклидов больше 1000 Бк/кг. В постановлении для отходов, не связанных с атомной промышленностью, к ТРО относятся отходы с эффективной удельной активностью больше 10 000 Бк/кг. Из вышеизложенного следует, что суммарная альфа-активность таких отходов при наличии равновесия для радионуклидов уранового ряда может достигать 80 000 Бк/кг, т.е. в 80 раз больше, чем для отходов атомной промышленности.

Можно сделать вывод, что классификация отходов, загрязненных радионуклидами, должна быть одинаковой, как для отходов атомной промышленности, так и для отходов предприятий не связанных с использованием атомной энергии. Наряду с этим, к отходам нефтегазового комплекса следует применять более жесткие нормативы из-за того, что в этих отходах содержится в основном 226Ra, дочерние продукты распада которого являются основными природными гамма-излучателями, но основная опасность от этого радионуклида связана с выделением радона.

В работе [12] рассматривался проект постановления Правительства по классификации радиоактивных отходов. В этом проекте не было тритийсодержащих отходов, а также не было использования эффективной удельной активности природных радионуклидов. Можно предположить, что эти нововведения появились не без участия НИИРГ при подготовке окончательного варианта постановления, которое готовилось Минприродой, сотрудники которого не имеет никакого опыта по радиоактивным отходам.

Можно также предположить, что все старания НИИРГ были очень хорошо оплачены нефтегазовым комплексом для того, чтобы этот комплекс мог беспрепятственно увеличивать в десятки раз загрязнение окружающей среды и облучение населения по сравнению с фоновыми значениями.

В [12] был сделан ряд критических замечаний по проекту постановления Правительства. Скорее всего, не без участия НИИРГ, это постановление, подписанное Д.А.Медведевым, стало еще позорнее. Теперь НИИРГ разрабатывает или уже разработал новую версию ОСПОРБ-99/2010, которая, скорее всего, будет способствовать загрязнению окружающей среды и облучению населения. 


Литература
1. СП 2.6.1.2612-10. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010).
2. СП 2.6.1.799-99  Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99).
3. Б.Е.Серебряков. О классификации радиоактивных отходов в России. Интернет издание Проатом [03/08/2011]
4. СанПиН 2.6.6.1169-02 "Обеспечение радиационной безопасности при обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов на объектах нефтегазового комплекса Российской Федерации"
5. СанПиН 2.6.1.2523 – 09 Нормы радиационной безопасности  НРБ –99/2009.
6. СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения"
7. Б.Е.Серебряков. О некорректностях НРБ-99/2009. Интернет издание Проатом [11/07/2012].    
8. Б.А. Чепенко. Современные проблемы управления состоянием радиационной и радиационно-экологической безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса России в условиях повышенного содержания природных радионуклидов. http://www.zivert.ru/doc/analitic/sovrem.php
9. В.А. Овсейчук,  Д.А.Крылов, Г.П.Сидорова. Радиоактивность углей и продуктов их сжигания.  Интернет издание Проатом [15/02/2013].
10. Ю.А. Никифоров. Радиоактивное загрязнение окружающей среды при нефтедобыче на примере ставропольских месторождений. Российский геофизический журнал, 1994, с. 81-8.
11. Постановление Правительства РФ от 19.10.2012 N 1069 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов»
12. Б.Е.Серебряков. О проекте постановления Правительства РФ по РАО. Интернет издание Проатом [14/03/2012].






Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4415