Высшее образование в КНР
Дата: 15/04/2013
Тема: Геополитика


В.В.Кораблев, проф., д.ф.-м.н., советник при ректорате СПбГПУ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) сотрудничает со многими вузами КНР, но особое внимание заслуживает сотрудничество СПбГПУ с лидером китайских вузов - университетом Цинхуа (Пекин). Многие ученые нашего университета на примере  этого вуза наблюдали стремительное развитие системы высшего образования в Китае, достигшей грандиозных успехов. Она вызывает не только большой интерес, но и восхищение во всем мире. Представленный материал появился в результате частых обсуждений темы статьи с коллегами из этого университета.


Довузовское образование

Кратко остановимся на довузовском образовании (ДО). Эти сведения помогут понять систему отбора абитуриентов в вузы КНР. ДО включает в себя дошкольное образование (детский сад), начальную школу (6-12 лет), неполную среднюю школу (профессиональная начальная школа, 12-15 лет), полную среднюю школу (профессиональная средняя школа, 15-18 лет). Девятилетнее обязательное образование базируется на начальной школе (6 лет обучения) и неполной средней школе (3 года обучения). Получение дальнейшего образования в полной средней школе уже не является обязательным для граждан КНР. Закон КНР устанавливает, что государство осуществляет обязательное девятилетнее образование. "Каждый ребенок без различия пола, национальности, расы по достижении шестилетнего возраста поступает в школу и получает обязательное образование". Сравним: в 1949 г. около 80% китайцев были безграмотными, сейчас более 95% населения КНР имеет 9-летнее образование.

Однако обязательное 9-летнее образование не дает право поступать в высшие учебные заведения. Это право получают школьники, проучившиеся еще 3 года, то есть закончившие полную среднюю школу.

Высшее образование
    
Вузы КНР разделены на ряд иерархических категорий по степени престижности. В зависимости от количества баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (который проводится одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в вуз соответствующей категории (или более низкой). Более 2000 образовательных учреждений дают различные виды высшего образования; выделено 100 флагманских университетов, в которые поступить очень сложно. Среди них имеется более 10 самых престижных университетов, конкурсы в которые могут достигать 200-300 человек на место (Пекинский университет, университет Цинхуа, университет Фудань, Хуачжунский университет науки и технологий, Нанкинский университет и др.).

Для среднего китайца вероятность добраться до высших ступеней образования невелика. Лишь самые способные школьники могут поступить в престижные вузы. В дальнейшем талантливые молодые люди имеют различные льготы, будучи студентами (получая  государственные стипендии, субсидии предприятий, различных организаций и т.д.). Престиж высшего образования в Китае очень высокий. Считается, что завидный жених должен иметь высшее образование или службу в армии КНР за плечами.

В китайских университетах с 1981 г. принята международная трехуровневая система степеней: бакалавр-магистр-доктор. Срок обучения на уровне бакалавриата 4-5 лет, магистратуры 2-3 года, докторантуры 3-4 года.

Наряду с очной формой обучения в вузах существует заочная, вечерняя и экстерная форма обучения. КНР имеет большой опыт в области использования различных информационных технологий в сфере образования. Еще в 1979 г. был открыт университет Центрального радио и телевидения Китая, в 1986 г. начало работать китайское  телевидение образования со спутниковым вещанием. К середине 1990-х гг. сформировалась одна из крупнейших в мире систем дистанционного образования, главным звеном которой являются радио и телевидение. В 1994 г. в КНР началось формирование сети образования и научных исследований (СERNET), охватившей сотни вузов КНР и через INTERNET связавшей их со всем миром. INTERNET сыграл свою  ключевую роль в развитии современного дистанционного образования, а в соединении с радио, телеобразованием и связью через спутники сформировало мощную телекоммуникационную систему образования, покрывающую весь Китай. Все ведущие вузы КНР имеют прекрасные электронные библиотеки с выходом в мировое библиотечно-информационное пространство, делая его доступным студентам.


Государственные законы об образовании

Государственные законы в КНР, касающиеся образования, принимаются высшим органом власти - Всекитайским собранием народных представителей и его Постоянным комитетом. В сфере образования в соответствии с Конституцией  разработаны "Закон КНР об образовании", "Закон КНР о высшем образовании", "Закон КНР о преподавателях", "Положение КНР  об ученых степенях". Эти и другие законы в этой области составляют юридические рамки системы образования в Китае.

Отметим, что китайские вузы в отличие от западных, имеют специализацию: педагогические, технические, сельскохозяйственные, лингвистические университеты. Ведущие технические университеты имеют современное экспериментальное оборудование, прекрасно оснащенные исследовательские лаборатории и центры. Все это дает возможность наряду с образовательным процессом вести серьезные научные исследования. В отличие от университетов Японии, Малайзии и Южной Кореи в КНР в программах вузовского образования предлагают естественно-технические и прикладные дисциплины (60% студенческих мест). Гуманитарии - относительно малая часть студенчества по сравнению с таковой в США, европейских и соседних азиатских странах. Содержание программ обучения в Китае находится под строгим государственным контролем.

    

Рейтинг вузов КНР

Каков рейтинг вузов КНР по оценкам мировой прессы?

23 университета КНР входит в список 500 лучших университетов мира (из России - лишь 2). Четыре университета КНР входят в список 100 лучших университетов мира (из РФ - ноль).

Один из самых амбициозных проектов Китая в сфере образования - "Проект 211” Согласно этому проекту в 2021 г. сто вузов КНР должны занять лидирующие позиции в мире. Судя по развитию экономики КНР, это может стать реальностью. Веяние последних десятилетий: китайские специалисты и ученые, получившие образование в США и Европе и добившиеся там  профессиональных успехов, возвращаются работать в вузы КНР. Правительство в рамках проводимой политики обеспечивает им достойную заработную плату и условия жизни. Широко практикуется привлечение иностранных специалистов и профессоров в университеты КНР. В 1997-1998 гг. в КНР была в очередной раз существенно повышена заработная плата преподавателей и научных сотрудников. Базовые оклады профессоров ведущих университетов страны составляют более 500 долл. в месяц (против 300 в других университетах). Кроме того, профессора имеют возможность зарабатывать существенные дополнительные деньги по контрактам с промышленными предприятиями. Педагоги и научные сотрудники имеют льготы при приобретении жилья. В ряде провинций лицам с научными степенями предоставляются послабления при рождении второго ребенка.


Обучение иностранных студентов
    
Сравнительно недавно китайские вузы открыли свои двери для иностранцев (около 50 лет назад). Курс правительства КНР на увеличение числа иностранных граждан, обучающихся в вузах Китая, осуществляемый в рамках политики открытости и научно-технической модернизации  страны, дал существенные результаты. За последние 10 лет число иностранцев, обучающихся в КНР по различным программам, выросло более чем в 6 раз, а за период с 1980 г.- почти в 200 раз. Это самый высокий показатель прироста численности иностранных студентов в мире! Сегодня более 600 университетов Китая принимают иностранных абитуриентов. Ежегодно в них обучается почти 300 тысяч иностранцев. Правительство выделяет более 13 тысяч грантов для иностранцев.

Согласно разработанной программе реформирования и развития национального образования на 2010-2020 гг. к 2020 г. число  иностранцев, обучающихся в вузах КНР, достигнет 500 тысяч человек. Практически все иностранные студенты занимаются по очной форме. В 2008 г. в Китае была введена единая электронная база данных для учета иностранных студентов и их перемещения. Постоянно совершенствуются организационные формы работы с ними.

Более 50 вузов Китая имеют численность иностранных студентов-очников, превышающую тысячу человек (в РФ в 2008/09 г. таких вузов было 17).

В последние годы были сняты ведомственные ограничения на прием студентов из-за рубежа. Теперь вузы Китая самостоятельно набирают иностранных абитуриентов, не спрашивая разрешения у правительства.

Постоянно растет число стран, студенты которых обучаются в КНР. Растет и численность иностранцев в вузах Китая. Наибольший количественный рост учащихся наблюдается из США (главным образом за счет стажеров, изучающих китайский язык), Республики Кореи, Казахстана и России (около 10 тыс. студентов в 2012 г.).


Негосударственное высшее образование
    
Страна имеет глубокую историю частного образования. Первые заведения такого типа возникли 1300 лет  назад (шуюаны-академии). Современные частные вузы появились в 1990-х гг. В 1949 г. было свыше 90 частных вузов, которые впоследствии были закрыты или объединены с государственными. Частное (мимбан) высшее образование вновь возникло в 1982 г. В 2002 г. существовало около тысячи частных вузов, в которых обучалось около полутора миллионов студентов. Учредители частных вузов - социальные организации, предприятия, зарубежные организации, бывшие преподаватели и отставные чиновники. Частный вуз обладает автономией как юридическое лицо. Правительство утверждает его создание, аккредитует программы и оценивает их качество, то есть старается контролировать качество обучения.

Студентов, обучающихся в частных вузах, можно разделить на две группы: а) получившие на вступительных экзаменах в государственный колледж количество баллов ниже проходного; б) работающие студенты (они старше и отличаются степенью подготовленности). Государственные программы финансовой помощи не распространяются на студентов частных вузов. Лишь немногие частные вузы имеют право выдавать диплом государственного образца.

    

Университет Цинхуа

Университет Цинхуа сотрудничает с 207 престижными университетами из 39 стран. Ежегодно свыше 800 профессоров и научных сотрудников приглашаются в университет для чтения лекций и исследовательской работы. В университете ежегодно проводится 70-80 международных конференций с числом участников более 8-9 тыс. человек. В 2011 г. более 30% студентов имели опыт обучения за рубежом. Для аспирантов эта цифра достигает 43%. В том же году университет отмечал свое 100-летие. Вот несколько наиболее значимых событий университета Цинхуа, состоявшихся в 2010 г.:

1. 21 научная работа Цинхуа в 2009 г. отмечена Государственной премией в области науки и технологий. По этому показателю вуз занял первое место среди китайских университетов. Церемония награждения прошла в январе  2010 г. в Большом зале Народного собрания.

2. Девятнадцать преподавателей университета в 2009 г. были номинированы на премии Министерства просвещения Cheung Kong. Всего в этом списке лауреатов сейчас 101 выдающийся профессор  и 51 лектор университета - это самый высокий показатель в Китае.

3. Американский журнал  "Форбс" издал список самых красивых университетов и студенческих городков мира по мнению знаменитых архитекторов и проектировщиков. В их число вошел Цинхуа, единственный из вузов азиатского региона.

4. На вступительных экзаменах 2010 г. абитуриенты Цинхуа показали лучшие результаты в стране, что позволило привлечь в студенческие ряды молодежь с высоким уровнем знаний.

5. Исследовательская группа во главе с профессором Нинг Ян из Медицинской школы университета (Центр структурной биологии) внесла вклад мирового масштаба в исследования по  мембранной белковой структурной биологии. Ученые представили кристаллическую структуру и функциональный механизм главного мембранного транспортера в природе.

6. Успешно завершился цикл работ, посвященный разработке пионерских технологий для второго беспилотного лунного модуля Китая (Cang'e-2). Профессор Лу Джанхуа, вице-председатель Школы космоса Цинхуа, получил премию за этот выдающийся вклад.

7. Первая глубинная подземная лаборатория в КНР была открыта и запущена в работу на гидроэлектроэнергетической станции в провинции Сычуань 12 декабря 2010 г. Эта лаборатория, построенная университетом и Строительной гидроэлектроэнергетиской компанией  Ertan, расположена на глубине 2400 метров ниже уровня моря и является самой глубокой в мире.

8. Пятый международный конгресс китайских математиков, организованный Цинхуа, Китайской Академией наук и Morningside Group, прошел в Большом зале Народного собрания в декабре 2010 г. В нем приняло участие более тысячи математиков со всего мира. Лучшие работы были отмечены медалью Morningside - одной из самых престижных наград в области математики.

В системе высшего образования КНР, безусловно, есть свои проблемы и трудности. Прежде всего, это малое число абитуриентов из сельской местности, недостаточное финансирование рядовых вузов, большой отрыв между ними и элитными и др. Но со временем Китай справиться и с этими проблемами.







Это статья PRoAtom
http://www.proatom.ru

URL этой статьи:
http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=4461